ОБЗОРЫ
УДК 159.9
ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕСУИЦИДАЛЬНОГО САМОПОВРЕЖДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
О.О. АНДРОННИКОВА*, Е.Н. ВОЛКОВА
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск;
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Статья посвящена обзору зарубежных исследований несуицидального самоповреждения (НССП) детей и подростков. Осуществлен анализ статей, удовлетворяющих критериальным требованиям: в публикации представлен анализ эмпирического или экспериментального исследования; исследование проведено на лицах, не имеющих интеллектуальной недостаточности и тревожного расстройства; публикация находится в свободном доступе. Выделено девять направлений зарубежных исследований несуицидального самоповреждения детей и подростков. В процессе анализа определены факторы возникновения несуицидального самоповреждения, специфика и закономерности его реализации, взаимосвязи с индивидуальным опытом. Анализ позволяет определить основные направления дальнейшего исследования несуицидального самоповреждения детей и подростков.
Ключевые слова: аутоагрессия, обзор исследований, несуицидальное самоповреждение, подростки.
Введение
В настоящее время интерес и научная актуальность изучения вопросов ауто-агрессии, ее истоков, детерминации и проявлений крайне высоки. В отечественной и зарубежной литературе в последние 5 лет появился большой пул исследований, посвященных данной теме, что может говорить о социальной значимости проблемы аутоагрессивного поведения. Особое внимание привлекают показатели распространенности подросткового несуицидального самоповреждения (НССП), которые по исследованиям ряда авторов колеблются от 13 до 45% в популяции [11]. Анализ публи-
© Андронникова О.О., Волкова Е.Н., 2020
* Для корреспонденции:
Андронникова Ольга Олеговна кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета (ФГБОУ ВО НГПУ)
E-mail: andronnikova_69@mail.ru
кационной активности, проведенный на портале www.elibrary.ru по запросу «аутоагрессия подростков» на 22.06.2020 выявил 2279 исследований. Отметим, что плотность появления публикаций, посвященных вопросам аутоагрессии, увеличивается в последние годы. Достаточно широк круг вопросов, обсуждаемых авторами, изучающими аутоагрессию - от несуицидального самоповреждения до суицидальных действий и их детерминант.
В данном исследовании фокус внимания приходится на несуицидальное самоповреждение как форму аутоагрессии. Несуицидальное аутоагрессивное поведение включает в себя различные формы умышленных самоповреждений (самоотравлений), целью которых не является добровольная смерть (или заведомо не опасные для жизни повреждения). Скорее, этот тип самоповреждения является способом справиться с эмоциональной болью, сильным гневом и разочарованием. Несмотря на то, что несуицидальное самоповреждение может на какое-то время
вызвать чувство покоя и снять напряжение, за ним обычно следуют чувство вины, стыда и возвращение болезненных эмоций. Поэтому несмотря на то, что данные травмы непосредственно не представляют угрозу жизни, при самоповреждении появляется возможность более серьезных и даже смертельных аутоагрессивных действий.
Таким образом, нами была сформулирована цель исследования, заключающаяся в анализе содержания публикаций, посвященных несуицидальному самоповреждению, его специфики, детерминант и закономерностей с фокусом внимания на результатах, которые можно было бы использовать для разработки программ профилактики в образовательном учреждении.
Отбор исследований для включения в анализ
Поиск исследований проводился в мае 2020 года по запросам «non-suicidal self-harm» на ресурсе PubMed - The National Center for Biotechnology Information (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/search/ all/?term=non-suicidal%20self-harm). Процесс отбора соответствовал рекомендациям PRISMA-2009. Первичный поиск позволил выделить 1986 статей в зарубежных
журналах, опубликованных на английском языке. В дальнейшем проведен отбор по критерию открытого полного доступа, что позволило выделить 288 результатов. Следующий критерий отбора позволил выявить исследования, включающие в себя эмпирические или экспериментальные данные. На последнем этапе были исключены статьи, посвященные исследованию несуицидального самоповреждения лиц, находящихся в местах отбывания наказания, имеющих умственную отсталость или синдром аутизма. Процесс отбора публикаций описан на рисунке 1.
В результате отобраны публикации, раскрывающие явление несуицидального самоповреждения, его факторы и детерминанты, взаимосвязи с жизненным опытом, общим количеством 30. Данные публикации легли в основу аналитического обзора. Отобранные статьи включали в себя публикации, 80% которых опубликованы за последние 5 лет (с 2015 по 2020 гг.).
Тематические фокусы исследований
Основное содержание выбранных исследований позволило выделить девять тематических фокусов, представленных в таблице 1.
Рис. 1. Процесс отбора исследований для включения в аналитический обзор
Таблица 1
Распределение статей по основным тематическим фокусам
№ Тема исследования Авторы и годы издания
1 Исследование взаимосвязи несуицидального самоповреждения поведения с негативным детским опытом Baiden P, Stewart SL, Fallon B. (2017); Guerin-Marion C., Martin J., Deneault A-A., Lafontaine M-F., Bureau J-F. (2018); Han A., Wang G., Xu G., Su P. (2018); Khanipour H., Hakim Shooshtari M., Bidaki R. (2016); Wan Y., Chen R., Ma S., McFeeters D., Sun Y., Hao J., Tao F. (2019); Wan Y, Chen J, Sun Y, Tao F (2015)
2 Исследование полоролевой специфики несуицидального самоповреждения и его распространенности Kirchner T., Ferrer L., Forns M., Zanini D. (2011); Quarshie E.N., Waterman M.G. House A.O. (2020); Zhang F., Cloutier P. F., Yang H., Liu W., Cheng W., Xiao Z. (2019)
3 Выявление факторов возникновения несуицидального самоповреждения Law B. M., Shek D. T. (2016); Martin J., Bureau J-F., Yurkowski K., Fournier T.R., Lafontaine, M-F., Cloutier P. (2016)
4 Семейные предикторы возникновения несуицидального самоповреждения Oppenheimer C. W., Stone L. B., Hankin B. L. (2018); Sitnik-Warchulska K., Izydorczyk B. (2018)
5 Личностные особенности подростков с самоповреждением Cerutti R., Zuffiano A., Spensieri V. (2018); Ferrara M., Terrinoni A., Williams R. (2012)
6 Изучение специфики несуицидального самоповреждения у лиц с расстройством личности Andrewes H.E., Hulbert C., Cotton S.M., Betts J., Chanen A.M. (2019); Hauber K., Boon A., Vermeiren R. (2019); Polek E., Neufeld S., Wilkinson P., Goodyer I., St Clair M., Prabhu G., Dolan R., Bullmore E.T., Fonagy P., Stochl J., Jones P.B. (2020); Sumila A. (2006)
7 Исследование влияния доступности и качества социальной и психотерапевтической поддержки при аутоагрессивном самоповреждении Asarnow J.R., Berk M., Hughes J.L., Anderson N.L. (2015); Asarnow J.R., Hughes J.L., Babeva K.N., Sugar C.A. (2017); Borschmann R., Moran, P.A. (2020); Dickter B., Bunge E.L., Brown L.M., Leykin Y., Soares E.E., Van Voorhees B., Marko-Holguin M., & Gladstone T. (2019); Fischer G., Brunner R., Parzer P., Resch F., Kaess M. (2013); McCauley E., Berk M.S., Asarnow J.R., Adrian M., Cohen J., Korslund K., Avina C., Hughes J., Harned M., Gallop R., Linehan M.M. (2018)
8 Исследование несуицидального самоповреждения и его связей с суицидальными действиями Liang S., Yan J., Zhang T., Zhu C., Situ M., Du N., Fu X., Huang Y. (2014); Scott L.N., Pilkonis P.A., Hipwell A.E., Keenan K., Stepp S.D. (2015); Shek D.T., Yu L. (2012)
9 Изучение несуицидального самоповреждения лиц, относящихся к меньшинствам (тренсгендеры, геи, лесбиянки) Liu R.T., Mustanski B. (2012); Quarshie E.N., Waterman M.G., House A.O. (2020)
Распределение респондентов по возрасту
Распределение респондентов по возрасту представлено в таблице 2. Большинство исследований проведено на выборке 12-18 лет, однако наблюдается достаточно широкий разброс возрастных границ исследований. Часть исследований, кроме подростковой выбор-
Распределение реа
ки, включает в себя группы более младшего (8-10 лет) и более старшего возраста (18-25). Это может говорить о выраженности явления несуицидального самоповреждения в разных возрастах, в том числе дошкольном возрасте, что определяет необходимость дополнительного исследования с опорой на более широкие возрастные диапазоны.
Таблица 2
центов по возрасту
№ Авторы и годы издания Возраст респондентов (лет)
1 Andrewes H.E., Hulbert C., Cotton S.M., Betts J., Chanen A.M. (2019) 15-25
2 Asarnow J.R., Berk M., Hughes J.L., Anderson N.L. (2015) 12-18
3 Asarnow J.R., Hughes J.L., Babeva K.N., Sugar C.A. (2017) 12-18
4 Baiden P., Stewart S.L., Fallon B. (2017) 8-18
5 Borschmann R., Moran P.A. (2020) 11-17
6 Guerin-Marion C., Martin J., Deneault A.-A., Lafontaine M-F., Bureau J-F. (2018) 17-25
7 Cerutti R., Zuffiano A., & Spensieri V. (2018) 10-15
8 Dickter B., Bunge E.L., Brown L.M., Leykin Y., Soares E.E., Van Voorhees B., Marko-Holguin M., Gladstone T. (2019) 14-21
9 Fischer G., Brunner R., Parzer P., Resch F., & Kaess M. (2013) 12-17
10 Ferrara M., Terrinoni A., Williams R. (2012) 12-19
11 Han A., Wang G., Xu G., Su P. (2018) 12-18
12 Hauber K., Boon A., Vermeiren R. (2019) 15-23
13 Khanipour H., Hakim Shooshtari M., Bidaki R. (2016) 12-18
14 Kirchner T., Ferrer L., Forns M., Zanini, D. (2011) 12-16
15 Law B.M., Shek D.T. (2016) 10-16
16 Liang S., Yan J., Zhang T., Zhu C., Situ M., Du N., Fu X., Huang Y. (2014) 11-15
17 Liu R.T., Mustanski B. (2012) 16-20
18 Martin J., Bureau J-F., Yurkowski K., Fournier T.R., Lafontaine, M-F., Cloutier P. (2016) 17-23
19 McCauley E., Berk M.S., Asarnow J.R., Adrian M., Cohen J., Korslund K., Avina C., Hughes J., Harned M., Gallop R., Linehan M.M. (2018) 10-24
20 Oppenheimer C.W., Stone L.B., Hankin B.L. (2018) 8-15
21 Polek E., Neufeld S., Wilkinson P., Goodyer I., St Clair M., Prabhu G., Dolan R., Bullmore E.T., Fonagy P., Stochl J., Jones P. B. (2020). 14-24
22 Quarshie E.N., Waterman M.G., House A.O. (2020) 13-21
23 Quarshie E.N., Waterman M.G. House A.O. (2020) 15-20
24 Scott L.N., Pilkonis P.A., Hipwell A.E., Keenan K., Stepp S.D. (2015) 10-21
25 Shek D. T., Yu L. (2012) 10-18
26 Sitnik-Warchulska K., Izydorczyk B. (2018) 13-17
27 Sumria A. (2006) 15-16
28 Wan Y., Chen J., Sun Y., Tao F. (2015) 11-17
29 Wan Y., Chen R., Ma S., McFeeters D., Sun Y., Hao J., Tao F. (2019) 10-20
30 Zhang F., Cloutier P.F., Yang H., Liu W., Cheng W., Xiao Z. (2019) 12-16
Аутоагрессия
Аутоагрессивное поведение может рассматриваться авторами в нескольких категориях: как самоповреждение, не связанное со смертью [3, 9], аутодеструктив-ное поведение [29] и как суицидальное действие [13]. Несуицидальное самоповреждающее поведение (НССП) («non-suicidal self-harm» или «non-suicidal self-injury» -NSSI) связано с причинением человеком себе боли или поверхностных повреждений без присутствия суицидальных намерений [2]. Ряд авторов к самоповреждению (SH) несуицидального характера относит поведение, характеризующееся широким спектром поведенческих стратегий и намерений, включая попытки повешения, импульсивное самоотравление и поверхностные порезы, которые направлены не на лишение себя жизни, а на то, чтобы облегчить ужасное состояние ума или сообщить об эмоциональном стрессе [15].
Суицид рассматривается как умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни) [13]. Суицидальное поведение как форма аутоагрес-сивного поведения подробно рассматривается как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. Однако в контексте актуального роста числа суицидальных попыток среди молодежи, в фокусе внимания все активнее появляются новые вопросы, связанные с суицидальностью.
В данном аналитическом обзоре представлены исследования, посвященные несуицидальному самоповреждению у подростков. Несуицидальное самоповреждение, суицидальные мысли и попытки самоубийства являются основными проблемами общественного здравоохранения у подростков во всем мире, они представляют собой одни из самых сильных и последовательных предикторов будущего суицидального поведения как среди подростков, так и среди населения в целом.
Несмотря на большую значимость суицидального поведения, по исследованиям
многих авторов, оправданно рассматривать NSSI как собственную диагностическую категорию [11, 17, 24].
Распространенность несуицидального самоповреждающего поведения
Распространенность несуицидального самоповреждения (НССП/NSSI) в России и за рубежом высока: по данным некоторых исследователей, до 10-13% подростков демонстрируют признаки несуицидального самоповреждения [17]. Однако есть исследования, отмечающие более высокие показатели распространенности несуицидального самоповреждения. Так, G. Fischer с соавторами отмечают, что в Германии распространенность NSSI в течение жизни составляет около 25% у подростков, не имеющих клинических проявлений, а распространенность однократного NSSI в течение года достигает 4% в этой возрастной группе [11].
Распространенность несуицидального самоповреждения и его значимости представлена в работах авторов, обобщающих результаты больших массивов данных [19, 28, 35]. В этих работах сообщается о значительно более выраженном распространении несуицидального самоповреждения - до 26,1%, чем представлено в официальной статистике [34]. В исследованиях отмечаются эффекты гендерной специфики самоповреждающего поведения и возрастных особенностей [35]. Так, в исследовании B.M. Law, D.T. Shek [20] отмечено, что девочки-подростки демонстрировали более высокую распространенность самоповреждений и суицидального поведения в 7-м классе, тогда как для мальчиков это свойственно в более старших возрастах. Социальная специфика семьи коррелирует с самоповреждающим поведением в старших классах. В качестве причин, которыми подростки объясняют несуицидальные самоповреждения, называют попытки регуляции внутренних и внешних эмоций (87,9%, 82,3%); способы социального влия-
ния и привлечение внимания (57,8%); снижение тревоги (28,9%) [35].
Значительное повышение выраженности несуицидального самоповреждения наблюдается у лиц с психическими расстройствами [3, 16, 26, 32]. J.R. Asarnow et al. отмечают, что до 66,4% лиц с симптомами депрессии демонстрируют несуицидальное самоповреждение (NSSI), которое, по мнению авторов, является признанным показателем суицидального риска [5]. E. Polek et al. [26] указывают на значимость учета психического расстройства в профилактике самоповреждения и суицидальных намерений.
Факторы возникновения несуицидального самоповреждения
Исследования факторов возникновения несуицидального самоповреждения, представленные в зарубежных публикациях [6, 14, 20, 23, 33, 34], подтверждают теорию о влиянии негативных детских переживаний на формирование склонности к самоповреждению. По результатам эмпирических исследований Y. Wan et al. [34], выявлено, что те, кто имеет больший опыт переживания неблагоприятных семейных событий и более выраженные травмы в отношениях, больше подвержены риску несуицидального самоповреждения. Проведенные авторами исследования среди молодежи в разных странах (китайская, канадская, американская выборки) позволяют сделать выводы о том, что физическое насилие, эмоциональное насилие и эмоциональное пренебрежение выступают факторами риска несуицидального самоповреждения и суицидального поведения [15, 20, 34].
Вопросам исследования неблагоприятного детского опыта как фактора возникновения аутоагрессивного поведения посвящены работы многих авторов [6, 14, 15, 18, 33, 34], которые отмечают прямые закономерности между несуицидальным самоповреждением и различными по силе и
продолжительности негативными и травматическими переживаниями детей. Особое внимание уделяется долговременным последствиям травматизации, связанным с сохранением враждебных эмоциональных реакций, выступающих проксимальными детерминантами усиления агрессивных и аутоагрессивных реакций через временной промежуток [22, 32].
A. Han et al. на выборке китайских подростков выявляют взаимосвязи между детскими невзгодами и различными подтипами самоповреждения. На основе метода стратифицированной кластерной выборки самоповреждение (SH) было разделено на пять подтипов: смертельное самоповреждение, менее смертельное самоповреждение с видимым повреждением ткани, самоповреждение без видимого повреждения ткани, самоповрежденное поведение с латентным повреждением и психологическим самоповреждением [15]. Полученные данные позволили авторам сделать выводы о том, что сексуальное насилие в детстве и виктимизация со стороны сверстников были связаны с каждым подтипом самоповреждения. Смертельное самоповреждение было связано с физической виктимизацией в детстве, сексуальным насилием, эмоциональным насилием и эмоциональным пренебрежением. Менее летальные подтипы самоповреждения (то есть менее смертельное самоповреждение с видимым повреждением ткани, самоповреждение без видимого повреждения ткани, самоповрежденное поведение с латентным повреждением и психологическое самоповреждение) были связаны с викти-мизацией в детском возрасте.
Роль жестокого обращения со стороны сверстников как фактора виктимизации в детстве подтвердилась связями с самоповреждением, особенно с физическим преследованием со стороны сверстников в детстве. При этом дети младшего возраста, пострадавшие от виктимизации, чаще сообщали о поведении NSSI, чем подростки. Подростки, которые подверглись издева-
тельствам в возрасте от 7 до 10 лет, имели повышенный риск развития самоповреждения в позднем подростковом возрасте, что косвенно приводило к депрессии в раннем подростковом возрасте. Кроме того, связь между издевательствами и самоповреждением у подростков была частично опосредована симптомами депрессии [15].
Большое внимание в исследованиях уделяют семейным предикторам возникновения несуицидального самоповреждения [25, 31]. Выявляя семейные модели и их важность для суицидальных или аутоагрессивных форм поведения у девушек-подростков, K. Sitnik-Warchulska, B. Izydorczyk подчеркивают, что эмоциональная дистанция и скрытые проекции (связанные с заболеваниями) выступили наиболее значимыми предикторами суицидального поведения у девочек-подростков, тогда как злоупотребление алкоголем со стороны значительных членов семьи, особенно со стороны мужчин, выступили наиболее значимыми предикторами несуицидального аутоагрессивного поведения [31]. C.W. Oppenheimer et al. [25] делают заключение о том, что негативное качество отношений подростков с родителями предсказывало более раннее появление суицидальных мыслей, но не усиление несуицидального самоповреждения.
Кроме перечисленного, авторы обнаруживают связь между количеством случаев оскорбительного опыта в детстве и NSSI. Подростки, подвергшиеся жестокому обращению со стороны родителей или других лиц более чем в шести эпизодах, практически всегда демонстрировали NSSI.
Личностные особенности подростков с самоповреждением
Изучение личностных особенностей подростков с несуицидальным самоповреждением важно в контексте предотвращения суицидального поведения у подростков [8, 12]. Авторы отмечают, что большинство подростков с NSSI демонстрирует
эмоциональную дисрегуляцию, пониженную склонность «влечения к жизни» и значительные депрессивные симптомы [8, 12]. R. Cerutti et al. [8] в своем исследовании подчеркивают роль эмоциональной регуляции как наиболее часто идентифицируемой функции, связанной с несуицидальным самоповреждением (NSSI) у подростков, когда они пытаются модулировать сильные эмоции. Данные этих исследований показали наличие у подростков трудностей в выявлении и описании собственных чувств, особенно увеличивающиеся в ситуации стрессовых жизненных событий. Низкий уровень привязанности к родителям также, по мнению авторов, может увеличить риск NSSI и суицидальных мыслей. Значимым личностным параметром подростков с самоповреждением выступает низкая самооценка, напрямую связанная с опытом унижения и травматизации в детстве [9].
Распространенность самоповреждений среди подростков-лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (подростки-ЛГБТ) также выступает важным направлением исследований [22, 27]. Сравнение личных и социальных трудностей, связанных с ген-дерным самоопределением в данной группе с группами гетеросексуальной ориентацией, позволяет авторам делать вывод о значительной выраженности самоповреждений и причинения себе вреда в исследуемой группе (45-47%, по сравнению с 18%). Подростки-ЛГБТ, по результатам исследования E.N. Quarshie, M.G. Waterman, A.O. House [27], чаще употребляют алкоголь, психоактивные вещества, демонстрируют большее количество личных социальных проблем, включая различные формы вик-тимизации, чем гетеросексуальные подростки. К тому же подростки экспериментальной группы реже обращались за помощью в ситуации возникновения трудностей в создании и сохранении дружеских отношений, школьных проблемах. R.T. Liu, B. Mustanski выделяют в качестве предикторов самоповреждения подростков-ЛГБТ
историю попыток самоубийства (р=0,05); импульсивность (р=0,01); предполагаемую виктимизацию ЛГБТ (р=0,03); низкую социальную поддержку (р=0,02); женский пол (р<0,01); гендерное несоответствие в детском возрасте (р<0,01); чувство безнадежности (р<0,01) [22].
Обратим внимание на то, что ряд исследований направлен на выявление связи между несуицидальным самоповреждением (NSSI) и попыткой самоубийства (SA) [21, 29, 30]. Авторами обнаружено, что наличие несуицидального самоповреждения не является напрямую угрозой возникновения суицида. Факторами риска суицида при несуицидальных самоповреждениях служат женский пол, низкий экономический статус, импульсивность, рискованное поведение для здоровья, сплоченность семьи. D.T. Shek a. L. Yu расширили представления о риске перехода от несуицидального самоповреждения к суициду, добавив как факторы риска повторное вступление в брак родителей и низкие когнитивные и поведенческие компетенции самих подростков [30].
Исследование влияния доступности и качества социальной и психотерапевтической поддержки при несуицидальном самоповреждении
Важным направлением исследований выступают работы по выявлению влияния доступности и качества социальной и психотерапевтической поддержки при ауто-агрессивном самоповреждении [4, 5, 7, 10, 11, 24]. В исследованиях представлены эмпирические данные по эффективности различных программ вмешательств и специфика организации социальной поддержки подростков с несуицидальным самоповреждением и риском суицида. Среди программ, эффективность которых подтверждена авторами, представлены такие, как: программа CATCH-IT (интернет-вмешательства по профилактике депрессии и факторов риска суицида) [10]; когнитивно-поведенческое семейное лечение [5, 11]; семейная терапия [7]; диалектическая поведенческая тера-
пия (ДБТ) [24]; SAFETY Program [4]. M.N. Christoffersen et al. [9] в своих исследованиях констатируют, что увеличение социальной поддержки может снизить вероятность NSSI среди подростков и в дальнесрочных перспективах. Авторы указывают на важность сохранения уважения и достоинства подростков в ситуации социального сопровождения. Также авторами отмечается нехватка основанных на фактических данных, специфических и эффективных подходов к лечению подростков с несуицидальным самоповреждением.
Заключение
Таким образом, в аналитическом обзоре обобщены имеющиеся данные о распространенности несуицидального самоповреждения, факторах риска и защитных факторов, причинах самоповреждения у подростков и молодежи. Как ключевые корреляты несуицидального самоповреждения выделены негативный детский опыт, академические неудачи, сексуальное, эмоциональное и физическое насилие, проблемы романтических отношений, семейные конфликты, депрессия и предыдущий опыт самоповреждения.
Рассматривая перспективы дальнейших исследований, необходимо сделать акцент на низкую изученность вопросов влияния социальных сетей на несуицидальное самоповреждение; вопросов, связанных с особенностями психолого-педагогического сопровождения детей и их родителей в случае несуицидального самоповреждения. Также вне фокуса внимания исследователей остались вопросы изучения аутоагрессивного поведения у подростков групп риска и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Аналитический обзор позволяет сделать выводы об основных тенденциях изучения несуицидального самоповреждения в зарубежных исследованиях и определить приоритетные перспективы дальнейших работ.
Необходимо отметить, что несмотря на то, что проведен анализ полного содержания публикаций, в фокусе нашего внимания находились те результаты, которые можно было бы использовать для разработки программ профилактики в образовательном учреждении. Из результатов проведенного анализа становится очевидным, что главный фокус внимания исследователей в настоящее время смещен в сторону изучения тех особенностей, которые позволяют организовать помощь и профилактическую работу с подростками в учреждениях здравоохранения. Между тем выявленные закономерности должны учитываться и при разработке программ профилактики в образовательном учреждении.
Публикация подготовлена в рамках государственного задания № 073-00032-20-00 по проекту «Разработка современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде, и ее научно-методическое обеспечение, включая апробацию и подготовку к внедрению».
Литература
1. Дарьин Е.В. Несуицидальное самоповреждающее поведение у подростков // Медицинский вестник Юга России. - 2019. - Т. 10. - № 4. - C. 6-14.
2. Польская Н.А., Мельникова М.А. Диссоциация, травма и самоповреждающее поведение // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Т. 28. - № 1. - С. 25-48.
3. Andrewes H.E., Hulbert C, Cotton S.M., Betts J., Chanen A.M. Relationship between rates and severity of non-suicidal self-injury and suicide attempts in youth with borderline personality disorder // Early Intervention in Psychiatry. - 2019. - Vol. 13. - P. 194-201.
4. Asarnow J.R., Berk M., Hughes J.L., & Anderson N.L. The SAFETY Program: a treatment-development trial of a cognitive-behavioral family treatment for adolescent suicide attempters // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology: The official journal for the Society
of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53. - 2015. - Vol. 44(1). - P. 194-203.
5. Asarnow J.R., Hughes J.L., Babeva K.N., & Sugar C.A. Cognitive-behavioral family treatment for suicide attempt prevention: A randomized controlled trial // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry.
- 2017. - Vol. 56(6). - P. 506-514.
6. Baiden P., Stewart S.L., Fallon B. The role of adverse childhood experiences as determinants of non-suicidal self-injury among children and adolescents referred to community and inpatient mental health settings // Child Abuse Negl. - 2017. - Vol. 69. - P. 163-176.
7. Borschmann R., & Moran P.A. Treating self-harm in young people // EClinical Medicine.
- 2020. - Vol. 19. - Art. 100259. doi:10.1016/j. eclinm.2020.100259.
8. Cerutti R., Zuffiano A., & Spensieri V. The role of difficulty in identifying and describing feelings in non-suicidal self-injury behavior (NSSI): Associations with perceived attachment quality, stressful life events, and suicidal ideation // Frontiers in Psychology. - 2018. - Vol. 9. - Art. 318. doi: 10.3389/ fpsyg.2018.00318.
9. Christoffersen M.N., Mohl B., DePanfilis D, & Vammen K.S. Non-Suicidal Self-Injury - Does social support make a difference? An epide-miological investigation of a Danish national sample // Child Abuse & Neglect. - 2015. -Vol. 44. - P. 106-116.
10. Dickter B., Bunge E.L., Brown L.M., Leykin Y., Soares E.E., Van Voorhees B., Marko-Hol-guin M., & Gladstone T. Impact of an online depression prevention intervention on suicide risk factors for adolescents and young adults // mHealth. - 2019. - Vol. 5. - Art. 11. doi:10.21037/mhealth.2019.04.01.
11. Fischer G., Brunner R., Parzer P., Resch F., & Kaess M. Short-term psychotherapeutic treatment in adolescents engaging in non-suicidal self-injury: a randomized controlled trial // Trials. - 2013. - Vol. 14. - Art. 294. doi: 10.1186/1745-6215-14-294.
12. Ferrara M., Terrinoni A., & Williams R. Non-suicidal self-injury (Nssi) in adolescent inpatients: assessing personality features and attitude toward death // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. - 2012. - Vol. 6. - Art. 12. doi: 10.1186/1753-2000-6-12.
13. Franklin J.C., Ribeiro J.D., Fox K.R., Bentley K.H., Kleiman E.M., Huang X., Musacchio K.M., Jaro-szewski A.C., Chang B.P., & Nock M.K. Risk factors for suicidal thoughts and behaviors: A me-ta-analysis of 50 years of research // Psychological Bulletin. - 2017. - Vol. 143(2). - P. 187-232.
14. Guerin-Marion C., Martin J., Deneault A.-A., Lafontaine M.-F., Bureau J.-F. The functions and addictive features of non-suicidal self-injury: A confirmatory factor analysis of the Ottawa self-injury inventory in a university sample // Psychiatry Research. - 2018. - Vol. 264.
- P. 316-321.
15. Han A., Wang G., Xu G., & Su P. A self-harm series and its relationship with childhood adversity among adolescents in mainland China: a cross-sectional study // BMC Psychiatry.
- 2018. - Vol. 18(1). - Art. 28. doi: 10.1186/ s12888-018-1607-0.
16. Hauber K., Boon A., & Vermeiren R. Non-suicidal self-injury in clinical practice // Frontiers in Psychology. - 2019. - Vol. 10. - Art. 502. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00502.
17. Hawton K., Saunders K.E., & O'Connor R.C. Self-harm and suicide in adolescents // Lancet (London, England). - 2012. - Vol. 379(9834).
- P. 2373-2382.
18. Khanipour H., Hakim Shooshtari M., & Bida-ki R. Suicide probability in adolescents with a history of childhood maltreatment: The role of non-suicidal self-injury, emotion regulation difficulties, and forms of self-criticism // International Journal of High Risk Behaviors & Addiction. - 2016. - Vol. 5(2). - e23675. doi:10.5812/ijhrba.23675.
19. Kirchner T., Ferrer L., Forns M., & Zanini D. Self-harm behavior and suicidal ideation among high school students. Gender differences and relationship with coping strategies // Actas Espanolas de Psiquiatria. - 2011. -Vol. 39(4). - P. 226-235.
20. Law B.M., & Shek D.T. A 6-year longitudinal study of self-harm and suicidal behaviors among Chinese adolescents in Hong Kong // Journal of Pediatric and Adolescent Gynecology. - 2016. - Vol. 29 (1 Suppl). - S38-S48. doi: 10.1016/j.jpag.2015.10.007.
21. Liang S., Yan J., Zhang T., Zhu C., Situ M., Du N., Fu X., & Huang Y. Differences between non-suicidal self injury and suicide attempt in Chinese adolescents // Asian Journal of Psychiatry. - 2014. - Vol. 8. - P. 76-83.
22. Liu R.T., & Mustanski B. Suicidal ideation and self-harm in lesbian, gay, bisexual, and trans-gender youth // American Journal of Preventive Medicine. - 2012. - Vol. 42(3). - P. 221228.
23. Martin J., Bureau J.-F., Yurkowski K., Fourni-er T.R., Lafontaine M.-F., Cloutier P. Family-based risk factors for non-suicidal self-injury: considering influences of maltreatment, adverse family-life experiences, and parent-child relational risk // J. Adolesc. - 2016.
- Vol. 49. - P. 170-180.
24. McCauley E., Berk M.S., Asarnow J.R., Adrian M., Cohen J., Korslund K., Avina C., Hughes J., Harned M., Gallop R., & Linehan M.M. Efficacy of dialectical behavior therapy for adolescents at high risk for suicide: A randomized clinical trial // JAMA Psychiatry. - 2018.
- Vol. 75(8). - P. 777-785.
25. Oppenheimer C.W., Stone L.B., & Hankin B.L. The influence of family factors on time to suicidal ideation onsets during the adolescent developmental period // Journal of Psychiatric Research. - 2018. - Vol. 104. - P. 72-77.
26. Polek E., Neufeld S., Wilkinson P., Goodyer I., St. Clair M., Prabhu G., Dolan R., Bullmore E.T., Fonagy P., Stochl J., & Jones P.B. How do the prevalence and relative risk of non-suicidal self-injury and suicidal thoughts vary across the population distribution of common mental distress (the p factor)? Observational analyses replicated in two independent UK cohorts of young people // BMJ Open. - 2020.
- Vol. 10(5). - e032494. doi: 10.1136/bmjop-en-2019-032494.
27. Quarshie E.N., Waterman M.G., & House A.O. Prevalence of self-harm among lesbian, gay, bisexual, and transgender adolescents: a comparison of personal and social adversity with a heterosexual sample in Ghana // BMC Research Notes. - 2020 - Vol. 13(1). - Art. 271. doi: 10.1186/s13104-020-05111-4.
28. Quarshie E.N., Waterman M.G. & House A.O. Adolescent self-harm in Ghana: a qualitative interview-based study of first-hand accounts // BMC Psychiatry. - 2020. - Vol. 20. - Art. 275. doi: 10.1186/s12888-020-02599-9.
29. Scott L.N., Pilkonis P.A., Hipwell A.E., Keenan K., & Stepp S.D. Non-suicidal self-injury and suicidal ideation as predictors of suicide attempts in adolescent girls: a multi-wave prospective study // Comprehensive Psychiatry.
- 2015. - Vol. 58. - P. 1-10. doi: 10.1016/j. comppsych.2014.12.011.
30. Shek D.T., & Yu L. Self-harm and suicidal behaviors in Hong Kong adolescents: prevalence and psychosocial correlates // The Scientific World Journal. - 2012. - Art. 932540. doi: 10.1100/2012/932540.
31. Sitnik-Warchulska K., & Izydorczyk B. Family patterns and suicidal and violent behavior among adolescent girls-genogram analysis // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2018. - Vol. 15(10).
- Art. 2067. doi: 10.3390/ijerph15102067.
32. Sumila A. Forms and functions of autoaggressive behaviour in adolescents with mental disorders // Journal of Psychiatry and Clinical Psychology. - 2006. - Vol. 6. - P. 58-65.
33. Wan Y., Chen J., Sun Y., Tao F. Impact of childhood abuse on the risk of non-suicidal self-injury in mainland Chinese adolescents // PLoS ONE. - 2015. - Vol. 10(6). - e0131239. doi: 10.1371/journal.pone.0131239.
34. Wan Y., Chen R., Ma S., McFeeters D., Sun Y, Hao J., & Tao F. Associations of adverse childhood experiences and social support with self-injurious behaviour and suicidality in adolescents // The British Journal of Psychiatry.
- 2019. - Vol. 214(3). - P. 146-152.
35. Zhang F., Cloutier P.F., Yang H., Liu W., Cheng W., & Xiao Z. Non-suicidal self-injury in Shanghai inner bound middle school students // General Psychiatry. - 2019. - Vol. 32(4). -e100083. doi: 10.1136/gpsych-2019-100083.
References
1. Dar'in YeV. Nesuitsidal'noye samopovrezh-dayushcheye povedeniye u podrostkov. Med-itsinskiy vestnik Yuga Rossii 2019; 10(4): 6-14 (in Russian).
2. Pol'skaya NA, Mel'nikova MA. Dissotsiatsiya, travma i samopovrezhdayushcheye povedeni-ye. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoter-apiya 2020; 28(1):25-48. (in Russian).
3. Andrewes HE, Hulbert C, Cotton SM, Betts J, Chanen AM. Relationship between rates and severity of non-suicidal self-injury and suicide attempts in youth with borderline personality disorder. Early Intervention in Psychiatry 2019; 13:194-201.
4. Asarnow JR, Berk M, Hughes JL, & Anderson NL. The SAFETY Program: a treatment-de-
velopment trial of a cognitive-behavioral family treatment for adolescent suicide attempt-ers. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology: The official journal for the Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53 2015; 44(1):194-203.
5. Asarnow JR, Hughes JL, Babeva KN, & Sugar CA. Cognitive-behavioral family treatment for suicide attempt prevention: A randomized controlled trial. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry 2017; 56(6):506-514.
6. Baiden P, Stewart SL, Fallon B. The role of adverse childhood experiences as determinants of non-suicidal self-injury among children and adolescents referred to community and inpatient mental health settings. Child Abuse Negl 2017; 69:163-176.
7. Borschmann R, & Moran PA. Treating self-harm in young people. EClinical Medicine 2020; 19: 100259. doi:10.1016/j. eclinm.2020.100259.
8. Cerutti R, Zuffiano A, & Spensieri V. The role of difficulty in identifying and describing feelings in non-suicidal self-injury behavior (NSSI): Associations with perceived attachment quality, stressful life events, and suicidal ideation. Frontiers in Psychology 2018; 9: 318. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00318.
9. Christoffersen MN, Mohl B, DePanfilis D, & Vammen KS. Non-Suicidal Self-Injury - Does social support make a difference? An epide-miological investigation of a Danish national sample. Child Abuse & Neglect 2015; 44:106116.
10. Dickter B, Bunge EL, Brown LM, Leykin Y, Soares EE, Van Voorhees B, Marko-Hol-guin M, & Gladstone T. Impact of an online depression prevention intervention on suicide risk factors for adolescents and young adults. mHealth 2019; 5: 11. doi:10.21037/ mhealth.2019.04.01.
11. Fischer G, Brunner R, Parzer P, Resch F, & Kaess M. Short-term psychotherapeutic treatment in adolescents engaging in non-suicidal self-injury: a randomized controlled trial. Trials 2013; 14: 294. doi: 10.1186/1745-6215-14294.
12. Ferrara M, Terrinoni A, & Williams R. Non-suicidal self-injury (Nssi) in adolescent inpatients: assessing personality features and
attitude toward death. Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health 2012; 6: 12. doi: 10.1186/1753-2000-6-12.
13. Franklin JC, Ribeiro JD, Fox KR, Bentley KH, Kleiman EM, Huang X, Musacchio KM, Ja-roszewski AC, Chang BP, & Nock MK. Risk factors for suicidal thoughts and behaviors: A meta-analysis of 50 years of research. Psychological Bulletin 2017; 143(2):187-232.
14. Guerin-Marion C, Martin J, Deneault A-A, Lafontaine M-F, Bureau J-F. The functions and addictive features of non-suicidal self-injury: A confirmatory factor analysis of the Ottawa self-injury inventory in a university sample. Psychiatry Research 2018; 264:316-321.
15. Han A, Wang G, Xu G, & Su P. A self-harm series and its relationship with childhood adversity among adolescents in mainland China: a cross-sectional study. BMC Psychiatry 2018; 18(1): 28. doi: 10.1186/s12888-018-1607-0.
16. Hauber K, Boon A, & Vermeiren R. Non-suicidal self-injury in clinical practice. Frontiers in Psychology 2019; 10: 502. doi: 10.3389/ fpsyg.2019.00502.
17. Hawton K, Saunders KE, & O'Connor RC. Self-harm and suicide in adolescents. Lancet (London, England) 2012; 379(9834):2373-2382.
18. Khanipour H, Hakim Shooshtari M, & Bidaki R. Suicide probability in adolescents with a history of childhood maltreatment: The role of non-suicidal self-injury, emotion regulation difficulties, and forms of self-criticism. International Journal of High Risk Behaviors & Addiction 2016; 5(2): e23675. doi:10.5812/ijhrba.23675.
19. Kirchner T, Ferrer L, Forns M, & Zanini D. Self-harm behavior and suicidal ideation among high school students. Gender differences and relationship with coping strategies. Actas Espanolas de Psiquiatria 2011; 39(4):226-235.
20. Law BM, & Shek DT. A 6-year longitudinal study of self-harm and suicidal behaviors among Chinese adolescents in Hong Kong. Journal of Pediatric and Adolescent Gynecology 2016; 29 (1 Suppl):S38-S48. doi: 10.1016/j.jpag.2015.10.007.
21. Liang S, Yan J, Zhang T, Zhu C, Situ M, Du N, Fu X, & Huang Y. Differences between non-suicidal self injury and suicide attempt in Chinese adolescents. Asian Journal of Psychiatry 2014; 8:76-83.
22. Liu RT, & Mustanski B. Suicidal ideation and self-harm in lesbian, gay, bisexual, and trans-gender youth. American Journal of Preventive Medicine 2012; 42(3):221-228.
23. Martin J, Bureau J-F, Yurkowski K, Fournier TR, Lafontaine M-F, Cloutier P. Family-based risk factors for non-suicidal self-injury: considering influences of maltreatment, adverse family-life experiences, and parent-child relational risk. J. Adolesc 2016; 49:170-180.
24. McCauley E, Berk MS, Asarnow JR, Adrian M, Cohen J, Korslund K, Avina C, Hughes J, Harned M, Gallop R, & Linehan MM. Efficacy of dialectical behavior therapy for adolescents at high risk for suicide: A randomized clinical trial. JAMA Psychiatry 2018; 75(8):777-785.
25. Oppenheimer CW, Stone LB, & Hankin BL. The influence of family factors on time to suicidal ideation onsets during the adolescent developmental period. Journal of Psychiatric Research 2018; 104:72-77.
26. Polek E, Neufeld S, Wilkinson P, Goodyer I, St Clair M, Prabhu G, Dolan R, Bullmore ET, Fonagy P, Stochl J, & Jones PB. How do the prevalence and relative risk of non-suicidal self-injury and suicidal thoughts vary across the population distribution of common mental distress (the p factor)? Observational analyses replicated in two independent UK cohorts of young people. BMJ Open 2020; 10(5): e032494. doi: 10.1136/bmjopen-2019-032494.
27. Quarshie EN, Waterman MG, & House AO. Prevalence of self-harm among lesbian, gay, bisexual, and transgender adolescents: a comparison of personal and social adversity with a heterosexual sample in Ghana. BMC Research Notes 2020;- Vol. 13(1): 271. doi: 10.1186/ s13104-020-05111-4.
28. Quarshie EN, Waterman MG & House AO. Adolescent self-harm in Ghana: a qualitative interview-based study of first-hand accounts. BMC Psychiatry 2020; 20: 275. doi: 10.1186/ s12888-020-02599-9.
29. Scott LN, Pilkonis PA, Hipwell AE, Keenan K, & Stepp SD. Non-suicidal self-injury and suicidal ideation as predictors of suicide attempts in adolescent girls: a multi-wave prospective study. Comprehensive Psychiatry 2015; 58:110. doi: 10.1016/j.comppsych.2014.12.011.
30. Shek DT, & Yu L. Self-harm and suicidal behaviors in Hong Kong adolescents: prevalence and psychosocial correlates. The Sci-
entific World Journal 2012; 932540. doi: 10.1100/2012/932540.
31. Sitnik-Warchulska K, & Izydorczyk B. Family patterns and suicidal and violent behavior among adolescent girls-genogram analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health 2018; 15(10): 2067. doi: 10.3390/ijerph15102067.
32. Sumila A. Forms and functions of autoaggressive behaviour in adolescents with mental disorders. Journal of Psychiatry and Clinical Psychology 2006; 6:58-65.
33. Wan Y, Chen J, Sun Y, Tao F. Impact of childhood abuse on the risk of non-suicidal self-in-
jury in mainland Chinese adolescents. PLoS ONE 2015; 10(6): e0131239. doi: 10.1371/ j ournal.p one.0131239.
34. Wan Y, Chen R, Ma S, McFeeters D, Sun Y, Hao J, & Tao F. Associations of adverse childhood experiences and social support with self-injurious behaviour and suicidality in adolescents. The British Journal of Psychiatry 2019; 214(3):146-152.
35. Zhang F, Cloutier PF, Yang H, Liu W, Cheng W, & Xiao Z. Non-suicidal self-injury in Shanghai inner bound middle school students. General Psychiatry 2019; 32(4): e100083. doi: 10.1136/gpsych-2019-100083.
REVIEW OF FOREIGN STUDIES ON THE PROBLEM OF NON-SUICIDAL SELF-HARM IN CHILDREN AND ADOLESCENTS
O.O. ANDRONNIKOVA, E.N.VOLKOVA
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk.
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg
The article is devoted to a review of foreign studies of non-suicidal self-harm (NSSP) in children and adolescents. The article presents an analysis of articles that meet the criteria requirements: the publication contains an analysis of empirical or experimental research; the study was carried out on persons without intellectual disability and anxiety disorder; the publication is freely available. Nine directions of foreign studies of non-suicidal self-harm in children and adolescents have been distinguished. In the course of the analysis, the factors of occurrence of non-suicidal self-harm, the specificity and patterns of its implementation, and the relationship with individual experience have been determined. The analysis allows us to determine the main directions for further research on non-suicidal self-harm in children and adolescents.
Keywords: autoaggression, research review, non-suicidal self-harm, adolescents.
Address:
O.O. Andronnikova, PhD in Psychology,
Leading Research Associate, Dean of the faculty of psychology,
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia,
E-mail: andronnikova_69@mail.ru