Научная статья на тему 'ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ'

ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
299
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗА ДАННЫХ (БД) / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (СУБД) / ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ / ТАБЛИЦА / ЗАПРОС / ФОРМА / ОТЧЕТ / КНОПОЧНАЯ ФОРМА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Орлова М.О., Новожеева А.А., Матвеева М.В., Гончарова П.Г.

В работе рассмотрено понятие систем управления базами данных, виды систем управления базами данных, основные элементы баз данных, возможные сферы их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ»

Список литературы:

1. Белоруссов Н.И., Саакян А.Е., Яковлева А.И. Электрические кабели, провода и шнуры: справочник / Под ред. Н.И. Белоруссова. - 5 изд., пере-раб. и доп. - М., Энергоатомиздат, 1987.

2. Малорацкий Л.Г., Явич Л.Р. Проектирование и расчет СВЧ-элементов на полосковых линиях. - М.: Советское радио, 1972.

3. Воскресенский Д.И., Гостюхин В.Л., Максимов В.Н. Устройства СВЧ и антенны. - М.: Радиотехника, 2006.

ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ

© Орлова М.О.1, Новожеева А.А.1, Матвеева М.В.1, Гончарова П.Г.1

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики г. Москва

В работе рассмотрено понятие систем управления базами данных, виды систем управления базами данных, основные элементы баз данных, возможные сферы их применения.

Ключевые слова база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), оперативный учет, таблица, запрос, форма, отчет, кнопочная форма.

Введение

Компьютерная база данных предполагает наличие комплекса программных средств, обслуживающих эту базу данных и позволяющих использовать содержащуюся в ней информацию. Такие комплексы программ называют системой управления базами данных (СУБД).

Все современные СУБД ориентированы на создание и поддержку реляционных баз данных.

Базы данных другой структуры создаются, как правило, вручную.

Учет той или иной единицы хранения для инженеров учреждения может быть определен как оперативный учет, не затрагивающий материальную сторону вопроса, и позволяющий просматривание данных для повседневного текущего руководства в рамках предприятия.

Основные элементы и возможности БД

Основой БД являются «таблицы». Таблицы позволяют учитывать всю необходимую информацию о единицах хранения с характеристиками и ком-

1 Студент.

плектующими. С помощью элемента «запрос» можно находить необходимые объекты с описанием их расположения или любой другой интересующей информацией. Еще одним элементом СУБД являются «формы» которые выступают в качестве основного элемента интерфейса баз данных. Формы позволяют вводить новые данные, редактировать. На основе форм можно сформировать систему навигации по БД, которая называется «кнопочной формой». Последним из основных элементов являются «отчеты». С помощью отчетов можно составлять документы для выведения их на печать по данным, полученным с помощью запросов. Благодаря всем этим элементам можно создать простую в использовании БД с интуитивно понятным интерфейсом.

Функции БД

Современные базы данных должны обладать определенными функциями для того, чтобы можно было их использовать на предприятиях. Описание данных, их структуры происходит при инициировании новой базы данных или добавлении к существующей базе новых разделов (отношений). Это необходимо для контроля корректности использования данных, поддержания целостности базы данных. База данных так же должна позволять редактировать хранящуюся в ней информацию, удалять и редактировать с целью поддержки актуальности данных. Важной функцией является упорядочение (сортировка) данных по определенным признакам. Поиск информации по заданным признакам необходим для обеспечения доступа к характеристикам интересующего объекта. Совместимость базы данных с другими приложениями тоже является важной функцией перед другими БД. Совместимость может включать в себя импорт данных из других приложений, поддержку языка системных запросов. Конечно же каждая база данных должна обеспечить защиту информации и разграничивать доступ пользователей. Возможность резервного сохранения и восстановления базы данных позволяет восстановить утраченную при сбоях и авариях аппаратуры информацию, а также накопить статистику работы пользователей с ней. Поддержка интерфейса с пользователями обеспечивается средствами ведения диалога (по мере развития и совершенствования СУБД этот интерфейс становится все более дружественным. Дружественность существующих средств интерфейса предполагает наличие развитой системы помощи (подсказки), к которой в любой момент может обратиться пользователь, не прерывая сеанса работы с компьютером и базой данных. Защита от необдуманных действий, предупреждающая пользователя и предотвращающая потерю информации в случае поспешных или ошибочных команд тоже является функцией дружественности. Наличие нескольких вариантов выполнения одних и тех же действий, из которых пользователь может выбрать наиболее удобные для себя, соответствующие его подготовке, квалификации, привычкам. В случае

необходимости, наличие возможности по созданию или модификации интерфейса для того, чтобы пользоваться БД так как удобно пользователю тоже может быть полезной функцией.

Разработка БД с помощью СУБД

Для того, чтобы перейти к этапу разработки БД необходимо определить специфику применения, тип информацию, хранящейся в БД, глубину описания характеристик объекта, количество пользователей БД, критерии поиска и обработки информации.

После определения требований, предъявляемых к БД, необходимо найти инструмент с помощью которого можно ее создать. Существуют готовые базы данных, с уже имеющейся структурой, заданными параметрами и связями объектов хранения. Но большинству предприятий не подходят готовые технические решения из-за того, что структура не полностью отражает данные об объектах или наоборот. Становится понятным, что необходимо выбирать инструменты, способные создавать БД исходя из данных, которые мы собираемся хранить. Эта проблема решается с помощью систем управления базами данных (СУБД).

На данный момент различают два вида СУБД: настольные и серверные. К наиболее популярным настольным СУБД относятся такие, как dBase, Paradox, Clipper, FoxPro, Access и Microsoft Data Engine, а к серверным СУБД -Oracle, Informix, DB2, Sybase, Microsoft SQL Server.

Одним из этапов развития СУБД для персональных компьютеров были серверные СУБД.

Архитектура «клиент / сервер», для которой предназначены серверные СУБД, является в определённой степени возвратом к прежней «мэйнфрей-мовой» модели, основанной на централизации хранения и обработки данных на одном выделенном компьютере, где функционирует специальное приложение, или сервис, называемый сервером баз данных. Сервер баз данных отвечает за работу с файлами базы данных, поддержку ссылочной целостности, резервное копирование, обеспечение авторизованного доступа к данным, протоколирование операций и, конечно, за выполнение пользовательских запросов на выбор и модификацию данных и метаданных. Клиентские приложения, являющиеся источниками этих запросов, функционируют на персональных компьютерах в сети.

При использовании серверных СУБД выполнение запросов производится самим сервером, поэтому клиентские приложения получают от сервера только результаты самого запроса и не требуют передачи всего индекса или всей таблицы, что существенно снижает сетевой трафик при обработке запросов. Отметим также, что многие объекты, предназначенные для реализации бизнес-правил, такие, как хранимые процедуры и триггеры, доступны лишь в серверных СУБД.

На сегодняшний день известно более двух десятков серверных СУБД, однако наиболее популярными являются Oracle, Microsoft SQL Server, Informix, Sybase, DB2. Настольные СУБД как таковые не содержат специальных приложений и сервисов, управляющих данными, - взаимодействие с ними осуществляется с помощью файловых сервисов операционной системы. Нередко подобные СУБД имеют в своём составе и средства разработки, ориентированные на работу с данными формата, характерного для этой СУБД, и позволяющие создать более или менее комфортный пользовательский интерфейс. Что же касается обработки данных - она целиком и полностью осуществляется в пользовательском (клиентском) приложении.

Следующим шагом в развитии настольных СУБД было появление их сетевых многопользовательских версий, позволяющих обрабатывать данные, находящиеся в общедоступном хранилище (например, на сетевом диске) нескольким пользователям одновременно. От чисто настольных СУБД их многопользовательские версии отличаются наличием механизма блокировок частей файлов данных (содержащих одну или несколько записей таблицы), что позволяет обращаться к одному и тому же файлу нескольким пользователям одновременно.

Недостатки подобных СУБД не очевидны и становятся заметны, как правило, при росте хранимых объёмов данных и увеличении числа пользователей. Обычно они проявляются в снижении производительности и в возникновении сбоев при обработке данных после некоторого времени использования клиентских приложений. Причина подобных проблем кроется в основном принципе работы таких СУБД и основанных на них информационных систем, заключающемся в обработке данных внутри пользовательского приложения. Например, если с помощью такой системы требуется выполнить запрос согласно какому-либо критерию (например, выбрать заказы, обработанные за последние два часа, из таблицы заказов), то, в лучшем случае (если эта таблица проиндексирована по времени поступления заказа), приложение должно прочесть с сетевого диска весь индекс, найти в нем сведения о местоположении записей в файлах, содержащих таблицу, и затем прочесть эти части файлов. В общем же случае, когда таблица не проиндексирована по данному полю, ее необходимо загрузить с сетевого диска и проанализировать.

Еще одна проблема настольных СУБД заключается в возможности нарушения ссылочной целостности данных, так как единственным механизмом, контролирующим ее, является пользовательское приложение. Поэтому все пользовательские приложения должны содержать соответствующий код и доступ к файлам базы данных из любых других приложений должен быть запрещён. В наиболее популярных настольных СУБД (например, Microsoft Access, Corel Paradox) код, контролирующий стандартную ссылочную целостность, содержится в библиотеках, используемых всеми приложениями, работающими с этой базой данных, а сама база данных при этом может содержать описание правил ссылочной целостности.

Наиболее популярными СУБД, исходя из числа проданных копий, следует признать dBase, Paradox, FoxPro и Access. Из появившихся недавно СУБД следует также отметить Microsoft Data Engine - по существу, серверную СУБД, представляющую собой «облегчённую» версию Microsoft SQL Server, но предназначенную, тем не менее, для использования главным образом в настольных системах и небольших рабочих группах.

Вывод

Вся информация о единицах хранения записана в таблицах. Для объектов БД можно задавать типы данных, способы их хранения, критерии (условия), которые в дальнейшем будут использоваться для обеспечения корректности ввода данных, форматы хранения предоставления этих данных при выводе на экран или печать.

Для того, чтобы минимизировать обращение пользователя к интерфейсу выбранной СУБД можно создавать кнопочную форму, с помощью которой будет осуществляться взаимодействие пользователя с базой данных.

Редактирование записей можно сделать двумя способами: вручную прямо в таблице или в полях форм, созданных на основе таблиц.

База данных может предоставлять такие возможности как вывод информации о учитываемом оборудовании на экран монитора в табличном виде, полях форм или отчётов, экспортировать в другие форматы данных, выводить на печать, в виде форм и отчётов.

Запросы позволяют осуществлять сквозной поиск по выбранным критериям для всех существующих в БД таблиц. Так же можно создать возможность поиска по любому критерию.

В СУБД имеется возможность создания кнопок управления, которые помогаю пользователю осуществлять операции над информацией с помощью одного или нескольких нажатий мышкой. Вывод данных на печать возможен путём использования кнопки «печать».

Формирование отчётов осуществляется на основе данных о единице хранения и связанных с ней данных. При желании базу данных можно сделать таким образом, чтобы при работе с ней свести к минимуму общение пользователя с интерфейсом. Это можно осуществить с помощью кнопочных форм, открывающихся сразу с запуском БД. Благодаря этому пользователь будет обращаться к кнопочной форме, и лишь в редких случаях использовать инструменты на ленте.

Список литературы:

1. Введение в базы данных. Часть 3. Серверные СУБД [Электронный ресурс]. - СПб.: КомпьютерПресс. - Режим доступа: http://compress.ru (дата обращения: 20.09.14).

2. Гусин К.Ф., Леонов В.Г. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие. - М.: «Информ-Знание», 2010. - С. 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.