имость природного газа. В практическом аспекте при благоприятных организационно-экономических и правовых условиях широкое применение НМЭК позволило бы повысить эффективность развития хозяйствующих субъектов энергодефицитных регионов, на протяжении десятков лет получая тепло и электроэнергию, минуя централизованные источники.
Библиографический список
1. Белоусенко И.В. Новые технологии и современное оборудование в электроэнергетике нефтегазовой промышленности / И.В. Белоусенко [и др.]. - М.: Недра Бизнес-центр, 2007.
- 478 С.
2. Воропай Н.И. Распределенная генерация в электроэнергетических системах: предпосылки, масштабы, особенности // Проблемы ТЭК и их решения. - 2005. Вып. 5. - С.14-20.
3. Гуревич Ю.Е. Проблемы обеспечения надежного электроснабжения потребителей от газотурбинных электростанций небольшой мощности / Ю.Е. Гуревич [и др.] // Электричество.
- 2002. - № 2. - С. 2-9.
4. Новоселова И.Ю. Показатели для анализа природно-ресурсного потенциала региона // Вестник ГУУ. - 2009. - № 9. - С. 255-264.
5. Новоселова И.Ю. Природно-ресурсный потенциал и его количественная оценка// Экономика природопользования, 2009, № 1. - С.79-87.
М.В. Терешков А.В. Гридчина
ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
ДОРОГ В РОССИИ
Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), дорожное строительство, концессия, платная автомагистраль, генподрядчик.
В планах госкомпании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») на ближайшие 2года - проведение конкурсов и тендеров на строительство, комплексное техническое обслуживание и реконструкцию федеральных автомобильных дорог. На реализацию данных проектов будет привлечено свыше 436 млрд руб. Цель - строительство более 660 км новых дорог, в число проектов также входят новые комплексы Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). По некоторым оценкам, в ближайшем будущем строительство и эксплуатация платных дорог станет одним из самых приоритетных направлений развития ГЧП. Будет построено около 2 тыс. км платных дорог высокого качества, управлять которыми будут частные инвесторы на основе договоров и схем ГЧП, концессий и контрактов жизненного цикла.
Одними из наиболее крупных и амбициозных проектов в этой области как по трудоемкости, так и по величине инвестиций безусловно являются строительства следующих магистралей:
- Москва - Санкт-Петербург (строящаяся в настоящее время М-11),
© Терешков М.В., Гридчина А.В., 2013
- Москва - Новороссийск (трасса М-4 «Дон»),
- Москва - Минск (трасса М-1 «Беларусь»).
Стоимость уже заключенных соглашений на реализацию проектов составляет порядка 145 млрд руб. Компании, победившие в тендерах и получившие контракты, получили право на строительство и последующую эксплуатацию построенных ими дорог с правом сбора платы за пользование сроком на 30 лет. Среди компаний - крупнейшие строительные компании и финансовые консорциумы [1].
Автомагистраль Москва - Санкт-Петербург (M-11)
Строительство трассы М-11 Москва - Санкт-Петербург является крупнейшим проектом ГЧП в сфере строительства автомобильных дорог России. Строительство ведет консорциум ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК) в составе французской компании Vinci, некоторых структур Аркадия Ротенберга и российского холдинга «Н-Транс». Генподрядчик - ОАО «Мостотрест». Строительство длится уже больше года.
Головной участок дороги будет пролегать от Бусиновской развязки на МКАДе и практически до Солнечногорска. Это 43,3 км дороги. От выезда из Москвы и до Шереметьевского шоссе дорога будет десятиполосной (по пять полос движения в каждую сторону), оттуда и до Зеленограда восьмиполосной и далее до 58 км - четырехполосной. Количество полос было рассчитано с учетом предполагаемой будущей загруженности трассы. Строящаяся дорога будет класса 1А, что позволит безопасно передвигаться по ней со скоростью до 150 км/ч. И хотя сейчас максимально допустимая скорость на дорогах такого типа в России составляет 110 км/ч, ведутся переговоры с ГИБДД с целью получения разрешения установить максимальную скорость на трассе 130 км/ч. Такое ограничение скорости на дорогах аналогичного типа действует в Европе.
По контракту концессионного соглашения управляющая компания получает право на строительство и эксплуатацию дороги, а также право сбора платы за проезд в течение 10 лет. Сроки сдачи объекта в эксплуатацию - к 2014 г. За невыполнение строительства в установленный строк предусмотрены жесткие прогрессирующие штрафы. За срыв сроков в период до 30 дней будет взыскан штраф по 500 тыс. рублей за каждый день, дальше - больше. Стоимость проекта оценивается в 66 млрд долларов, из которых 22,850 млрд было выделено из инвестиционного фонда Российской Федерации (госфинансирование), порядка 8 млрд - средства акционеров, до 29,2 млрд - синдицированная кредитная линия Сбербанка и Внешэкономбанка [1]. Ключевые характеристики трассы собраны вместе в табл. 1.
Таблица 1
Основные характеристики трассы М-11 Москва - Санкт-Петербург
(участок с 15 по 58 км) [2]
Месторасположение Московская обл.
Вид работ Строительство
Протяженность всего участка 43,3 км
Протяженность платных участков 43,3 км
Стоимость за 1 км 1524,25 млн руб.
Категория дороги 1А
Расчетная скорость движения 150 км/ч
Число полос движения 10/8/6
Тип контракта Концессионное соглашение
Общая стоимость в ценах 2011 г. 66 млрд руб.
Срок контракта 10 лет
Сроки проведения конкурса 2012 г.
Начало строительства 2013 г.
Окончание строительства 2014 г.
Качество дороги контролируется посредством многоуровневой системы контроля качества с привлечением независимых технических аудиторов английской компании ЛЕСОМ. Аудиторы наделены колоссальными полномочиями и могут заставить строителей переделать что-либо, что они сочли сделанным с нарушением технологии. Кроме того, управляющая компания сама заинтересована в максимальном качестве дороги, т. к. на период эксплуатации по условиям контракта она обязана будет провести плановые ремонты и соответственно чем выше качество дороги изначально, тем ниже будут издержки эксплуатации, т.е. иными словами управляющая компания экономически заинтересована в том, чтобы строительство велось строго с соблюдением технологий.
Вопросам экологии также уделено большое внимание. При строительстве дороги пришлось вырубить участок Химкинского лесопарка. Для того, чтобы лесные животные чувствовали себя комфортно, будут построены пять специальных переходов для тех животных, пути миграции которых будут пересекаться с трассой, а также на всем протяжении лесного участка будут установлено свето- и звукоизоляционные панели. Все мероприятия будут проводиться с привлечением представителей компаний - мировых лидеров в области экологических решений.
«Строительство следующего участка от 58-го до 149-го километра еще не объявлено, но должно начаться в 2014-м и завершиться в 2017 году, а до этого момента, начиная со въезда в Солнечногорск, водителям придется пользоваться старой Ленинградкой. В этому году на трассе М-11 уже начались работы по строительству обхода Вышнего Волочка в Тверской области (258-334-й километр), выигравший конкурс на заключение инвестиционного контракта «Мостотрест», должен завершить строительство этого участка к 2015 году, стоимость проекта - 46,5 млрд руб., 90% расходов берет на себя государство. А уже осенью может состояться еще один тендер на заключение концессионного соглашения по строительству конечного 38-километрового участка М-11 от Санкт-Петербурга до г. Тосно. Это строительство будет вестись на основе контракта жизненного цикла, стоимость проекта - 32 млрд руб., государство профинансирует не более 70% расходов» [1].
Автомагистраль Москва - Новороссийск (М-4 «Дон»)
«Автомобильная дорога М-4 «Дон» Постановлением Правительства РФ №62 от 24 декабря 1991 включена в Перечень Федеральных магистральных дорог России. Дорога имеет важное стратегическое и оборонное значение. Протяженность автодороги М-4 «Дон» составляет 1517 км. Основная часть трассы от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута Е-115. Участок от Краснодара до Джубги образует маршрут Е-592, от Джубги до Новороссийска входит в состав Е97. Кроме этого,
по дороге М-4 проходит участок европейского маршрута Е50 от пересечения с М-19 у Новошахтинска до ответвления М-29 у станицы Павловской» [3].
Существует долгосрочная программа развития и обустройства магистрали и прилегающей территории до 2019 г. Госкомпания «Автодор» - компания, которая занимается строительством и обслуживанием данной магистрали, намерена реконструировать и построить участи дороги общей протяженностью порядка 796 км при общей протяженности трассы в 1517 км. Планируется создать разделенные встречные потоки, сделать дорогу четырехполосной по всей протяженности, что будет соответствовать первому техническому классу [3].
В настоящее время продолжается комплексное обустройство. Для того, чтобы сделать магистраль более привлекательной для потенциальных клиентов, планируется создание так называемых мультифункциональных зон (МФЗ), на которых водители смогут заправиться, пообедать, отдохнуть. Всего будет создано порядка 30 таких МФЗ, для этого сейчас активно привлекаются инвесторы. В этом году будут проведены конкурсы и тендеры на ввод платного режима на почти 400 км дороги, модернизации и обустройству будут подвергнуты 684 км дороги в Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, Ростовской областях, а также в Краснодарском крае. Ориентировочная сумма инвестиций - 11,3 млрд руб. Все эти деньги вкладывают частные инвесторы. Компания «Автодор» выступает куратором и обязуется привести дороги в нормативное состояние. В Воронежской области 82 км пути будет полностью построено заново, а в Краснодарском крае - 57 км дороги. Участки сдадут в эксплуатацию в 2016 и 2019 году соответственно [1]. В таблице 2 для наглядности представлены основные данные об участке автомагистрали с 633 по 715 км.
Таблица 2
Основные характеристики участка магистрали М-4 «Дон» с 633 по 715 км [1]
Месторасположение Воронежская область
Вид работ Строительство
Протяженность всего участка 82 км
Протяженность платных участков 82 км
Стоимость за 1 км 417,07 млн руб.
Интенсивность от 13 000 автомобилей/сутки
Интенсивность до 15 000 автомобилей/сутки
Категория дороги 1Б
Расчетная скорость движения 120 км/ч
Число полос движения 4
Тип контракта Контракт жизненного цикла
Общая стоимость в ценах 2011 г. 34,2 млрд руб.
Государственное финансирование 75%
Частное финансирование 25%
Срок контракта 30 лет
Сроки проведения конкурса 2013-2014 г.
Начало строительства 2015 г.
Окончание строительства 2016 г.
Как видно из таблицы, компания-оператор получит право по контракту жизненного цикла сроком на 30 лет взымать плату за проезд по дороге, которая будет построена. Соответственно компания берет на себя обязательство по строительству, обустройству и ремонту участка. Участок будет построен к 2016 г.
Москва - Минск (трасса М-1)
«Федеральная автомобильная дорога М-1 «Беларусь» (Минское шоссе) - автомобильная дорога федерального значения Москва-Смоленск-государственная граница с Республикой Беларусь, часть европейского маршрута Е 30 и азиатского маршрута ЛН6. Далее дорога переходит в автомагистраль в направлении Минска, Бреста, Варшавы. В пределах Российской Федерации дорога проходит по территории Московской и Смоленской областей. Берет начало на пересечении Можайского шоссе и МКАД, далее проходит по территории Московской области южнее городов Одинцова (4 км), Кубинки (52 км), Можайска (98 км), по территории Смоленской области и проходит в непосредственной близости к югу от города Гагарина (172 км), к северу от городов Вязьмы (227 км) и через Сафоново (297 км), проходит через город Ярцево (334 км), далее к северу от города Смоленска по объездной дороге (334 км) и доходит до государственной границы с Белоруссией (440 км). Дорога имеет подъезды к: г. Вязьма (2 км), г. Смоленск (8 км), г. Гагарин (5км), г. Можайск (5км), а также объезды г. Смоленск: с юга (44 км), с севера (31 км).» [3]
В течение полутора лет госкомпания «Автодор» проведет тендеры на реконструкцию участка длиной 437 км в Московской и Смоленской областях.
В ценах 2011 г. контракт оценивается примерно в 147,9 млрд руб. Срок сдачи в эксплуатацию - 2023 год. Для этого проекта также планируется использовать схему контракта жизненного цикла сроком на 30 лет. По условиям контракта, компания обязуется поддерживать магистраль в надлежащем техническом состоянии, а государство будет платить за эксплуатацию дороги [1]. В таблице 3 сведены ключевые характеристики участка трассы М-1 «Беларусь» с 33 по 470 км.
Таблица 3
Ключевые характеристики участка трассы М-1 «Беларусь» с 33 по 470 км [1]
Месторасположение Московская и Смоленская области
Вид работ Проектирование и реконструкция
Протяженность всего участка 437 км
Протяженность платных участков 437 км
Стоимость за 1 км 338,44 млн руб.
Интенсивность от 16 000 автомобилей/сутки
Интенсивность до 60 000 автомобилей/сутки
Категория дороги 1Б
Расчетная скорость движения 120 км/ч
Число полос движения 8/6/4
Тип контракта Контракт жизненного цикла
Общая стоимость в ценах 2011 г. 147,9 млрд руб.
Государственное финансирование 70%
Частное финансирование 30%
Срок контракта 30 лет
Сроки проведения конкурса 2013 г.
Начало строительства 2013 г.
Окончание строительства 2023 г.
Проект будет на 70% профинансирован государством, на 30% - частными инвесторами. Это достаточно крупный контракт стоимостью 147,9 млрд руб. со сроком сдачи в эксплуатацию в 2023 г. В результате реконструкции будет построена современная дорога класса 1Б и пропускная способность увеличена до 60 тыс. автомобилей в сутки.
Итак, три крупнейших проекта ГЧП в области строительства и развития дорожной инфраструктуры уже реализуются или будут реализованы в самое ближайшее время. Я полагаю, что можно с уверенностью сказать, что они положат начало повышению деловой активности, направленной на решение одной из главных проблем нашей страны - проблемы плохих дорог. От успешной реализации этих проектов зависит очень многое. Коммерческий успех компаний, которые сейчас занимаются данными проектами, послужит примером и привлечет множество новых инвесторов, которые будут активно вкладывать свои деньги в развитие транспортной инфраструктуры страны, что позволит в короткие сроки сделать мощный рывок как в решении проблемы плохих дорог, так и в экономическом развитии тех регионов, которые будут связаны новыми высококлассными дорогами. Это позволит увеличить уровень торговли за счет увеличения грузопотоков. Эти три ключевых проекта открывают новую для России эру платных высококлассных дорог. Тот факт, что столь крупные и дорогостоящие проекты реализуются с использованием схем ГЧП говорит о том, что в настоящее время государственно-частное партнерство в России переживает бурное развитие и уже находится на достаточно высоком уровне, чтобы на основе него в нашей стране привлекались такие огромные деньги и решались такие стратегически важные проблемы.
ГЧП предлагает решение практически любого вопроса по модели WIN-WIN, т. е. с учетом интересов и выгод каждой участвующей стороны. На примере описанных проектов строительства и реконструкции дорог можно увидеть как за счет денег частных инвесторов частично или полностью решаются стратегические проблемы государственной важности - вопросы строительства дорог высокого качества и большой пропускной способности. Государство получает возможность снижать затраты на строительство и содержание дорог с одновременным повышением качества этих дорог. Риски коррупционной составляющей и разворовывания государственных средств также существенно снижаются, т.к. компании-исполнители напрямую заинтересованы сразу строить качественные дороги, ведь в будущем эти же компании будут проводить ремонт этих дорог, и соответственно чем более высокого качества дорога изначально, тем меньше денег в дальнейшем придется вложить в ее ремонт и тем большую прибыль сможет получить компания. И по истечении срока концессионного соглашения дороги переходят в собственность
государства. Компании-подрядчики, в свою очередь, получают возможность заработать хорошие прибыли от эксплуатации тех дорог, которые они построят и реконструируют в течение срока концессионного соглашения. То есть хорошо вложившись в начале и поддерживая потом техническое состояние магистралей, компании будут взымать плату за проезд. Учитывая некоторую новизну платных дорог для России и практически отсутствие конкуренции с аналогичным уровнем качества (единственные «конкуренты» -бесплатные уже существующие дороги низкого качества), компании смогут не только в краткие сроки окупить свои затраты, но и заработать хорошие прибыли. Единственный риск, с которым могут столкнуться компании-операторы платных дорог - это некоторая непопулярность платных дорог среди российских водителей. Продиктовано это тем, что это сравнительно новое для России предложение и немногие пока с ним знакомы и есть множество людей, которые никогда не пользовались такими дорогами в силу их отсутствия и просто не знают насколько это удобно и комфортабельно. Но мы верим в ошеломляющий успех этих начинаний как в коммерческом смысле, так и в смысле развития ГЧП в России. От этих проектов зависит очень многое и будем надеяться, что они себя оправдают.
Библиографический список
1. Государственно-частное партнерство [Электронный ресурс]. - № 1. - февр. 2013. - С. 4377.
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pppjournal.ru
3. Официальный сайт ГК «Автодор» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. russianhighways.ru/
В.М. Трач
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «РОСТЕХНОЛОГИИ» И ВОПРОСЫ РАСКРЫТИЯ
ИНФОРМАЦИИ
Ключевые слова: государственная корпорация, имущество государственной корпорации.
Государственные корпорации в Российской Федерации создавались на основе соответствующих федеральных законов, которые вносились в Государственную Думу Российской Федерации Президентом страны. Основой для создания госкорпораций был Федеральный Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В статье 2.1 данного закона, в частности, говорится о том, что «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» [6]. В 1999 году в 7 пункт Закона была внесена поправка, разрешавшая государству создавать
© Трач В.М., 2013