Обзор современных средств обучения в образовательном процессе
О.И. Ермилина,
ДЦуп-5
Используемые средства обучения в образовательном процессе, в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности преподавателя и обучающихся, необходимы для достижения первоначально поставленных целей обучения и развития. Современная типология средств обучения подразделяется на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т. п.);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (денситометр, измерительные шкалы
и т. п.);
- учебная техника (полиграфические машины, ризографы, фотонаборные аппараты, копировальное оборудование и т. д.).
При рассмотрении типологии средств обучения можно заметить, что каждый вид обучения содержит большой поток информации, что говорит о том, что использование в образовании одновременно нескольких средств обучения не только затрудняет восприятие изученного материала, но и требует достаточного времени для систематизации полученной информации из различных источников. В пос-
леднее время можно заметить активное применение электронных образовательных ресурсов. Они по-новому, по сравнению с печатными пособиями, организуют и направляют восприятие обучающихся, объективируют содержание, выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулируют познавательный интерес, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное настроение и положительное отношение обучающихся к работе с ПК, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
2 апреля 2011 г. лидер партии «Единая Россия», в то время премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин, выступил со словом о системе базового образования, сообщают информационные агентства. «Система базового образования была построена фундаментально, и все, что помогало нам поддерживать уровень образования на самой высокой планке, оно, конечно, не должно и не может быть утрачено. Это очевидный факт. Вместе с тем, нам нужно смотреть вперед, смотреть на современные требования рынка труда, нужно использовать современные средства обучения. В том числе и дистанционные средства обучения - все это внедрять. Надо смотреть на общую размерность всей этой системы, каких она размеров, сколько на нее мы тратим денег. Все надо считать. Но, безусловно, исходить при этом из главного приоритета - интереса людей», - отметил Путин.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Развитие средств обучения не остановилось на применения компьютеризированных технологий в системе образования. Постоянное совершенствование средств обучения привело к объединению печатных, аудиовизульных, наглядных плоскостных, демонстрационных, учебных приборов в единых формат, называемый мультимедиа (рис. 1). Мультимедиа - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.
1®
Изображения
Интерактивность
Рис. 1. Основные составляющие мультимедиа
4 И
Текст Аудио
Анимация Видео
Начиная с 90-х годов, мультимедиа технологии интенсивно используются в учебном процессе. В частности, проблеме применения мультимедиа в образовательных технологиях посвящено большое количество аналитических обзоров и исследований ведущих научных учреждений отрасли образования. При этом все источники указывают на очевидную тенденцию к расширению применения мультимедиа в образовательной индустрии. С помощью статистических данных всемирной сети можно проследить какое количество обращений в поисковые системы за заданный период было произведено пользователями, которые черпали необходимую информацию с помощью мультимедийных электронных пособий. На рис. 2. приведены статистические данные, которые были определены с помощью Yandex платформы, занимающейся статистикой посещения сайтов по заданным ключевым словам.
Рис. 2. Статистика посещений сайтов с мультимедийными электронными пособиями
Однако в условиях постоянного совершенствования информационных потоков и телекоммуникационных технологий, которые быстро распространяются во всемирной сети, в настоящее время является труднодостижимым для использования их в системе образования. Для достижения качественного подхода к образовательному процессу необходимо стремиться к равному соотношению восприятия учебного комплекса с постоянно увеличивающимся потоком информации. Актуализация учебных дисциплин, в связи с частыми изменениями специализированной информации, является зависимой от инновационных технологий вне образования. Возможность использования компьютерных телекоммуникационных технологий в образовании уже не является новизной. Само по себе применение новых информационных и коммуникационных технологий не предоставляет повышения качества образования. Достижение необходимого качества образования, на данный момент, в общем понимании, констатируется на реализации инновационных технологий на основе системного подхода. Таким образом, актуальность данной темы имеет четкие границы в реализации комплексной технологии поддержки учебного процесса. Структурой системного
подхода в данном понимании является структуризация уже имеющейся информации, подготовка научных статей по тематике учебного пособия, комплексное обоснование на основе учебника и методических пособий, создание мультимедиа-средств.
Идея обучения с помощью автоматизации, способной адаптироваться к индивидуальным особенностям человека, возникла в пятидесятых годах прошлого века. В СССР именно в это время кипели философские страсти вокруг психологии и кибернетики. Однако с того времени и до настоящего момента в социальном обществе нет четкого видения и внедрения необходимого комплекса образовательных информационных технологий. Формальное применение обилия созданных и создаваемых учебных планов, сборников методических рекомендаций, редко гарантировано приводит к превращению обучаемого в грамотного специалиста. Доступность известных аспектов информационных технологий, таких как поиск, сбор, классификация, хранение, передача и прием информации, не изменяет текущее состояние, связанное с формой представления и передачей информации человеку и автоматизацией контроля ее восприятия человеком.
Студентам, которые обучаются по дистанционным программам, приходится иметь дело с новейшими технологиями представления и обработки информации, такими как компьютерные технологии, видео-аудио технологии, широковещательные кабельные и спутниковые системы, Интернет и пр. Ниже приведены технические средства электронного обучения и дистанционных образовательных программ, которые непосредственно зависят от комплектации, объема и используемых программных средств в учебном курсе.
1. Компьютеры (центральные процессоры, специализированные процессоры, оперативная память, процессоры ввода-вывода и т. п.).
2. Внешние запоминающие устройства (накопители на магнитных дисках, накопители на оптических дисках, Flash-накопители и т. п.).
3. Устройства ввода-вывода информации (устройства ввода-вывода с различных носителей информации, печатающие устройства и т. п.).
4. Устройства оперативной связи с компьютером (дисплеи, мультимедийные и графические проекторы, камеры, интерактивные доски, устройства речевого ввода-вывода, устройства управления курсором и т. п.).
5. Устройства машинной графики (устройства кодирования графической информации, дигитайзеры, плоттеры, графические дисплеи, устройства управления курсором, растровые печатающие устройства и т. п.).
6. Устройства связи с мультимедийным и лабораторным оборудованием.
7. Технические средства теледоступа и компьютерных сетей (мультиплексоры передачи данных, аппаратура передачи данных, сетевые контролеры, связные процессоры, каналы связи и т. п.).
В магистерской диссертации предполагается не только анализ современных программных и технических средств направленных на проектирование и реализацию качественного, отвечающего установленным требованиям и стандартам мультимедийного электронного пособия, но и разработка модели создания электронного курса.
Библиографический список
1. Алтунина В.В. Модернизация высшего образования: цели и способы / В.В. Алтунина // «Современные исследования социальных проблем», 2011.
2. Веб-аналитика для повышения эффективности вашего сайта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metrika.yandex.ru/. Дата обращения: 21.11.2011.
3. Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН). Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t3.html. Дата обращения: 15.09.2011.
4. ПЕДАГОГИКА : учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. -М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
5. Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты, ВУЗы, тесты ЕГЭ, ГИА. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/. Дата обращения: 09.02.2012.
6. Новости партии - Пресс-служба - Карельское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edin.onego.ru/ pressslugba/novosti_partii/1155.html. Дата обращения: 02.04.2011.