УДК 621
Я.А. Коркодинов I.A. Korkodinov
Пермский национальный исследовательский политехнический университет Perm National Research Politechnic University
ОБЗОР СЕМЕЙСТВА k-£ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
THE REVIEW OF SET OF k-£ MODELS FOR MODELING TURBULENCE
Рассматриваются основные уравнения механики жидкости и газа, такие как уравнение неразрывности и уравнения Навье - Стокса. Описывается применение декомпозиции Рейнольдса для решения проблем турбулентности и возникающая при этом проблема замыкания турбулентности. Рассматривается гипотеза Буссинеска, позволяющая ввести понятие турбулентной вязкости. Описываются основные k-E модели, их преимущества и недостатки.
Ключевые слова: уравнение неразрывности, уравнения Навье - Стокса, декомпозиция Рейнольдса, гипотеза Буссинеска, k-E модели.
The governing equations of fluid and gas mechanics are considered such as continuity equation and Navier - Stokes equations. The application of Reynolds decomposition for closure problem of turbulence is described. Boussinesq hypothesis which allows introducing the conception of turbulent viscosity is considered. The most widely-known k-E models are described as well as their advantages and disadvantages.
Keywords: continuity equation, Navie - Stokes equations, Reynolds decomposition, Boussinesq hypothesis, k-E models.
В наши дни пакеты численного моделирования открывают огромные возможности для инженеров и исследователей из самых разных областей. Путем простого нажатия ряда кнопок и ввода необходимых входных данных исследователь может получать решения для комплексных междисциплинарных задач. Между тем все эти пакеты основаны на фундаментальных законах механики, и каждый входной параметр является критически важным для получения достоверного и соответствующего действительности решения.
В нашей статье рассматриваются основные понятия механики жидкости и газа. Рассматривается уравнение Навье - Стокса и дается возможное физическое объяснение основных его компонент. Также рассматриваются основные модели, принятые для описания турбулентности и широко применяемые в пакетах численного моделирования. Ставится задача рассмотреть теоретический базис, необходимый для дальнейшего численного решения проблем из области турбулентности.
Основные понятия механики жидкости. Согласно макроскопической модели вещества [1] жидкость и газ представляют собой сплошную текучую изотропную ньютоновскую среду с непрерывным распределением массы и других физических величин. Вспомним несколько основных понятий, применяемых в механике жидкости и газа (далее будем говорить о механике жидкости, подразумевая, что модели, описывающие поведение жидкости, также пригодны для описания поведения газа). Текучесть среды - свойство неограниченной деформируемости среды, т.е. способность изменять свою форму под действием сколь угодно малых сил, если жидкость не сдерживается какими-либо стенками. Сплошность или неразрывность среды - способность заполнять весь объем, занимаемый материалом тела, без всяких пустот, общность свойств любой части среды и среды в целом. Изотропность среды -независимость всех физических величин и свойств среды от направления. Ньютоновская среда - среда, в которой касательные напряжения прямо пропорциональны градиенту скорости (или скорости угловых деформаций). Кроме поля скоростей также рассматриваются скалярные величины: плотность р, кг/м3; температура Т, К; тензоры напряжений и скоростей деформаций. Каждая из данных величин является функцией координат и времени.
Одним из основных уравнений в механике жидкости и газа является уравнение Навье - Стокса
йМ - й ■ V)й -— Ур + уДм + / . (1)
Данное уравнение подробно описывает изменение скорости жидкости по йй
времени — с помощью четырех компонент. й
Первая из них, -{и -А) й, показывает, как дивергенция влияет на скорость. Ее физический смысл можно наглядно объяснить на примере течения реки [2]. Так, когда река сужается, скорость воды в ней возрастает, и наоборот, когда река расширяется, скорость воды уменьшается.
Вторая компонента, -1 Ур, показывает, как влияет на движение изме-
Р
нение давления, особенно на направленность движения от областей с более высоким давлением. Также ясно, что чем больше плотность жидкости, тем труднее ей осуществлять перемещение.
Следующая компонента уДй , где V - кинематическая вязкость, показывает влияние, оказываемое на частицу со стороны соседних частиц. Чем больше вязкость, тем, соответственно, больше величина данного влияния.
И четвертая компонента, f, характеризует влияние, оказываемое на данную жидкость со стороны любой другой силы.
Другим фундаментальным уравнением является уравнение неразрывности
^ + div(pw) = 0. (2)
Для несжимаемой жидкости р = const и уравнение приобретает вид
div(pM) = 0. (3)
Уравнения (2), (3) справедливы как для идеальной, так и для реальной жидкости [3].
Таким образом, для ламинарной жидкости мы получаем систему из четырех уравнений: три уравнения Навье - Стокса в проекциях на оси и уравнение неразрывности для четырех неизвестных: три компонента вектора скорости и гидродинамическое давление.
Декомпозиция Рейнольдса. Турбулентная жидкость характеризуется колебаниями скорости во всех направлениях и имеет бесконечное число степеней свободы [4]. Решение уравнений Навье - Стокса для турбулентной жидкости затруднено, так как в данном случае уравнения эллиптические, нелинейные и содержат по две неизвестных величины. Жидкость в данном случае хаотическая, диффузионная, диссипативная и прерывистая.
Существует несколько путей решения данной проблемы. Одним из них является декомпозиция Рейнольдса, согласно которой произвольную величину xi можно записать как сумму ее среднего значения xi и отклонения х- [5]:
xi = Ъ + х'.
Такая декомпозиция будет давать набор уравнений, описывающих некоторое среднее поле жидкости. В результате мы получим усредненные по Рей-нольдсу уравнения Навье - Стокса, которые также называются уравнениями Рейнольдса, а также усредненное уравнение неразрывности.
Уравнение неразрывности в компонентах для несжимаемой жидкости имеет вид
= 0. (4)
dxi
Тогда для усредненной скорости ui
^ = 0. (5)
дх,
Вычитая (5) из (4), получаем уравнение неразрывности для отклонения
- 0
Используя (4), можно записать уравнение (1) в компонентах следующим образом:
дЧ д ( \ дау
+ (рии г™ + аХ"' (6)
где о у - напряжения в жидкости, определяются по формуле
Ъу = - Р§у + Ц
гдиг ди,л —- + —-
дх, дх,
\ у 1 )
(7)
Соотношения (7) являются определяющими соотношениями для ньютоновской жидкости. 5у называется дельтой Кронекера и определяется как
(8у =11 = у [5у = 0,1* У.
Используя декомпозицию Рейнольдса, уравнение (6) можно записать в следующем виде [5]:
^ _
РЕг +Т-(^у "РЧ^). (8)
Г ди; _ ди; ^ —L + и, —L
V5' У Ьу У -у
дх
Это уравнение известно как уравнение Рейнольдса. Данное уравнение достаточно похоже на уравнение (6) и отличается лишь дополнительным слагаемым в правой части ри'и' . Это слагаемое называется напряжениями Рейнольдса и представляет собой симметричный тензор второго порядка, состоящий из шести независимых компонент. Таким образом, для турбулентной жидкости имеются все те же четыре уравнения и уже десять неизвестных: три компонента скорости, гидродинамическое давление и шесть напряжений Рейнольдса. Данная проблема носит название проблемы замыкания турбулентности.
Стандартная модель турбулентности к - г. Чтобы замкнуть турбулентность, необходимо определить связь между напряжениями по Рейнольд-су и параметрами осредненного течения. Эту связь определяют с помощью различных моделей турбулентности [6]. В этих моделях принимаются определенные допущения, на основе которых вводится недостающее число урав-
нений, что позволяет найти все неизвестные. Одним из допущений является введение турбулентной вязкости, которое впервые осуществил Буссинеск. Турбулентную динамическую вязкость он ввел по аналогии с динамической вязкостью
РМ'М' -
гди, ды1Л —- + —-
дл1 дл, V 1 1 )
(9)
Далее перейдем непосредственно к получению стандартной к -е модели из двух уравнений, которая сегодня рассматривается как стандартная модель для описания турбулентности и решения инженерных задач. В данной модели вводятся два важных понятия - генерация Р и диссипация е. Физический смысл генерации турбулентности Р заключается в порождении новых вихрей и пульсаций, которые и образуют турбулентность [7]. Диссипация е, напротив, представляет собой рассеивание больших вихрей на более малые, приводит к усреднению течения и уменьшению турбулентности. Два уравнения переноса позволяют рассматривать турбулентность в пространстве и времени. Данная модель является полуэмпирической и опирается на феноменологический поход и результаты, полученные опытным путем.
Выполнив некоторые алгебраические преобразования и умножив на и1,
(8) можно привести к следующему виду [8]:
д, и'и' + ик дки1и;' = - - (и1 д;р + ^ д ]р) - 2\д ^ д ки' -
Ру ' (10)
-5 кики1и1 - и1ик дки1 - и!ик'д ки] ии.
Определим кинетическую энергию турбулентности как к - 0,5и[и-и подставим ее в (10), принимая 1 = 1:
- 1 - - 1 - - 2
д,Л + икдкк = —дм'р-\дки1'дки1'--дкик Ч 'и'-и 'щ 'ди + уУ к. (11) Р 2
Второе слагаемое правой части (11), по определению [8], является диссипацией
& = \д ки; дки1, (12)
тогда как четвертое слагаемое правой части выражения (1.1), включая минус, по определению [8], является генерацией Р:
Р - ~и-ик'дки1. (13)
Далее делаем допущение [8], что
(
~д,
1
— U ; U: U '--U,p
2 111 J i
. p .
5 j (vr5jk).
(14)
Учитывая (12)-(14), уравнение (11) можно записать в следующем виде:
(Г
д,к + и,д ,k - P — 8 + 5
1 J J J
\ \
у + д]к . (15)
чч ак) )
Уравнение (15) является уравнением для кинетической энергии к. ак -параметр, обеспечивающий нужную размерность для слагаемого с \т. Обычно принимается ак -1. Уравнение для диссипации е аналитически не выводится и просто записывается по аналогии с (15):
_ C 'P - C ' б
д, s + и, д, s = —-— + д ,
1 j j т J
if
v + -
\ Л
д. s
w
E J
(16)
где T - к/s обеспечивает нужную размерность, а константы C1e' , C2e' , aE вводятся, поскольку форма уравнения (16) лишь предполагается, но не выводится аналитически.
В пакете Ansys Fluent уравнения стандартной к -& модели применяются в несколько ином, модернизированном виде. Его можно получить из (15) и (16) путем алгебраических преобразований, и он также описывается создателями модели [9], www.ansys.com:
—(pk) + —(pkui) dtK J дх,К ' дх,
iJ
—(ps) +—(psui-)--
dtK ' дхГ ' дх-
дк
V авУ
дх. ds
ч j
\
дх-
+ Gk + Gb-ps-YM + Sk,
+ Cls Gk + C3sGb)-+ SE
(17)
В данной системе уравнений Ок представляет турбулентную кинетическую энергию, образованную от средних градиентов скорости. Принимая гипотезу Буссинеска, ее можно выразить по формуле
вк = »,Б2,
где
г k2
(18)
р - плотность газа, = const, S - инвариант тензора деформаций, S -yj2SijSij ; Gb - кинетическая энергия выталкивающей силы,
G -Rg ^ dT
где Prt - турбулентная постоянная Прандтля для энергии, gi - компонента вектора гравитации в ¿-м направлении; Р - коэффициент температурного расширения,
р-1 <др Р
дТ,р
где Т - температура.
С3е - константа, определяющая степень воздействия выталкивающей силы на е, определяется по формуле
C3e = tanh
где V - компонента скорости жидкости, параллельная скорости гравитации и и' - компонента скорости жидкости, перпендикулярная скорости гравитации.
С3е = 1 для слоев жидкости, для которых направление скорости жидкости параллельно вектору гравитации, С3е = 0 для слоев жидкости, для которых направление скорости жидкости перпендикулярно вектору гравитации.
Ум - вклад переменного расширения при турбулентности сжатия в общую скорость диссипации. Данную величину следует учитывать при большом числе Маха. Ее обязательно учитывать, когда моделируется сжимаемый идеальный газ.
Ум = 2реМг2,
где М( - число Маха для турбулентной жидкости,
м, = Д.
V а
где а - скорость звука, а -у/уЯТ.
Остальные константы определены из экспериментов для фундаментальных турбулентных жидкостей и имеют следующие значения: С1е = 1,44, С2е= 1,92, Сц= 0,09, ак = 1,44, аЕ = 1,3.
ЯМО к - г модель. ИКв модель была получена при помощи теории ре-нормализованных групп [10]. Она имеет схожую форму со стандартной к -е моделью, но включает следующие улучшения:
- имеет дополнительный член в уравнении для е, который улучшает точность вычислений для жидкостей с высокими скоростями деформаций;
- в модели учтено влияние завихренности на турбулентность, что увеличивает точность для высокозавихренных жидкостей;
- данная теория предлагает аналитические формулы для турбулентных чисел Прандтля, тогда как стандартная модель использует заданные пользователем постоянные значения;
- ЯКв модель предлагает аналитически полученные формулы для эффективной вязкости, которая предназначена для жидкостей с низкими числами Рейнольдса. Тем не менее эффективное использование этой опции зависит от правильного рассмотрения пристеночной области.
Данные улучшения делают ИКв модель более точной и надежной, позволяя эффективно применять ее для более широкого класса жидкостей по сравнению со стандартной к -& моделью.
Уравнения ИКв модели имеют следующий вид:
| (Рк )+А (рь- )=А | (ре)+А (рем- )=А
-С2ЕР--ЯЕ + ^ к
(
ак Н'ей'
(
дк дл]
дг дл
+ °к + -ре-Ум + S¡
'} У
+ с1&- (вк + Съ£ь) -к
(19)
Далее рассмотрим значение величин, новых по сравнению с (17). ак, аЕ -обратные эффективные числа Прандтля для к и е соответственно. В (19) цей-означает эффективную вязкость. Данная вязкость приблизительно равна из стандартной к -е модели для высоких чисел Рейнольдса. Для низких чисел Рейнольдса создателями модели [10] предлагается дополнительное дифференциальное уравнение, позволяющее более точно вычислить цей..
Главное отличие ИКв модели от стандартной заключается в дополнительном члене в уравнении для е. ЯЕ вычисляется по формуле
Я =
СцРЛ3(1 -Л / Ло)е
1 + Рл3
2 „2
(20)
2
к
где ^ = £к/е, = 4,38, Р = 0,012. Значение ЯЕ может стать более очевидным, если записать второе уравнение (20) в следующем виде:
5,4 5 / _ ч 5
/ \
дг
V )
,2
7 \ к 3Ь и / 2Ы 1
кк
д1 дх, дх1
1 J
где С"= С2, + .
2Е 2Е 1 + РЛ3
В случае когда ^ < КЕ вносит положительный вклад, С2Е становится больше, чем С2е. Таким образом, для жидкостей со слабыми или умеренными скоростями деформаций ЯКв модель дает результаты, схожие с полученными при помощи стандартной к -е модели.
При больших скоростях деформаций, Л > Л0, Я вносит отрицательный
вклад, С*8 становится меньше, чем С2е, снижается к, и следовательно, эффективная вязкость. В результате, в жидкостях с большими скоростями деформаций ИКв модель дает меньшую турбулентную вязкость, чем стандартная к -е модель. Константы С1Е и С2е имеют следующие значения: С1Е = 1,42, С2& = 1,68.
Реальная к - г модель. По сравнению со стандартной к -е моделью данная модель имеет два существенно важных отличия [11]:
- реальная к -& модель содержит альтернативную формулировку для турбулентной вязкости;
- модифицированное уравнение переноса для скорости диссипации е было получено из точного уравнения для переноса среднеквадратичных колебаний завихренности.
Данная модель удовлетворяет точным математическим ограничениям по напряжениям Рейнольдса, вытекающим из физики турбулентной жидкости.
Неравенство Шварца и положительный знак напряжений по Рейнольдсу накладывают некоторые ограничения на . Значения данной константы меняются в зависимости от свойств жидкости и местоположения, они достаточно точно были получены экспериментальным путем для разных условий.
Другая проблема заключается в том, что уравнение для скорости диссипации е не всегда работает достаточно хорошо. Например, хорошо известна аномалия круглого поперечного сечения струи. Скорость распространения для круглого сечения описывается достаточно хорошо, тогда как для асси-метричного результаты получаются неудовлетворительными.
Реальная к - е модель учитывает эти недостатки с помощью следующих улучшений: во-первых, предлагается новая формула для определения турбулентной вязкости, первоначально предложенная еще Рейнольдсом; во-вторых, используется новое уравнение для диссипации е, основанное на динамическом уравнении среднеквадратичных колебаний завихренности.
Ограничением является то, что можно получить нефизичные турбулентные вязкости в ситуациях, когда вычислительная область содержит как зоны с турбулентностью, так и зоны со стационарной жидкостью.
Уравнения реальной к - е модели имеют следующий вид:
|(Рк) + (рки! ) 5
дл1
дЛj
—(ре) + -^(реи,) дГ ' ]> ^
дл,
1
7 к ) \
к.
ТвУ
дк
дл,
дг
дл,
+ Ск + Сь-ре-Ум + Sk
+ рС^е-
"РС2
к + -у/уё
+ С,.- СзеОь + Sc.
При этом
С1 = тах
0,43;
"Л + 5
В реальной модели уравнение для к такое же, как и в стандартной модели. В то же время уравнение для е отличается существенно. Одной положительной чертой является то, что правая сторона уравнения для е не содержит Ок. Считается, что это обеспечивает лучший перенос спектральной энергии. Другое преимущество заключается в том, что при к - 0 не возникает деления на ноль. Хорошие результаты для этой модели были получены для вихревых однородных жидкостей со сдвиговыми напряжениями, для свободных жидкостей и разделенных жидкостей. Для всех этих случаев были получены существенно лучшие результаты, чем при использовании стандартной модели. Также были получены хорошие результаты для ассиметричного поперечного сечения струи.
В реальной модели нахождение турбулентной вязкости существенно отличается от других к - е моделей. Хотя сама вязкость также находится по формуле (18), Сц уже не является константой и находится по формуле
1
4 + 4
ки *
2
где
U*=VSjSj +niiПj, Пii =пц -2j®k, Qj =nff -Zijk % ,
где Q.j - тензор средних скоростей вращения; wk - угловая скорость. Константы A0 - 4,04, AS =у[6 cos ф, где
ices- (Щ, w - j, ST-j, S, - 2
rdUj Qu —- +—-
dxf dxf - J /
В данном случае Сц является функцией средней скорости вращения
и средней скорости деформаций, угловой скорости и переменных турбулентности k и s. Остальные константы имеют следующие значения: С1Е= 1,44, С2 = 1,9, ak = 1,0, аЕ = 1,2.
Выводы и рекомендации. В теории турбулентности еще не разработана универсальная теория, позволяющая одинаково успешно находить решения для всех классов задач. k -& модели являются наиболее широко распространенными и применимыми в численных пакетах. Результаты, полученные с их помощью, получили практическое подтверждение для широкого класса функций. Между тем не следует забывать, что данные модели имеют как преимущества, так и недостатки, и существует огромное количество альтернативных моделей. Выбор модели должен осуществляться в зависимости от условий конкретной задачи, а результаты решения должны быть тщательно проверены.
Список литературы
1. Харитонов В.П. Фундаментальные уравнения механики жидкости и газа. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 65 с.
2. Dobek S. Fluid dynamics and the Navier - Stokes Equation, available at: http://www.cs.umd.edu/~mount/Indep/Steven_Dobek/dobek-stable-fluid-final-2012.pdf.
3. Фрик П.Г. Турбулентность: модели и подходы. Курс лекций. Ч. I / Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 1998. - 108 с.
4. Saad T. Turbulence modeling for beginners / University of Tennessee space institute, available at: http://www.cfd-online.com/W/images/3/31/Turbulence_Mo-deling_For_Beginners.pdf.
5. Sumer B.M. Lecture notes on turbulence / Technical University of Denmark, 2007, available at: http://www.external.mek.dtu.dk/personal/bms/turb_bo-ok_update_30_6_04.pdf.
6. Смирнов Е.М., Габарчук А.В. Течения вязкой жидкости и модели турбулентности: методы расчета турбулентных течений: конспект лекций / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. - М., 2010. - 127 с.
7. Белов И.А. Исаев С.А. Моделирование турбулентных течений: учеб. пособие / Балт. гос. техн. ун-т. - СПб., 2001. - 108 с.
8. Durbin P.A., Reif B.A.P. Statical theory and modeling for turbulent flows. -John Wiley and Sons, West Sussex, United Kingdom, 2011. - 357 p.
9. Launder B.E., Spalding D.B. Lectures in Mathematical Models of Turbulence. - London: Academic Press, 1972. - 169 p.
10. Renormalization group modeling and turbulence simulations / S.A. Orszag, V. Yakhot, W.S. Flannery, F. Boysan, D. Choudhury, J. Maruzewski, B. Patel // International conference on near-wall turbulent flows, Tempe, Arizona, 1993.
11. A new k-s eddy-viscosity model for high Reynolds number turbulent flows - Model development and validation / T.-H. Shih, W.W. Liou, A. Shabbir, Z. Yang, J. Zhu // Computers fluids. - 1995. - No. 24 (3). - P. 227-238.
Получено 7.06.2013
Коркодинов Ярослав Александрович - аспирант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: [email protected]).
Korkodinov Iaroslav Aleksandrovich - Postgraduate Student, Perm National Research Polytechnic University (614990, Perm, Komsomolsky av., 29, e-mail: [email protected]).