Научная статья на тему 'Обзор рынка современных фитотерапевтических лекарственных средств'

Обзор рынка современных фитотерапевтических лекарственных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТОПРЕПАРАТЫ / РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ / ОБЪЕМ ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Инна

Рынок лекарственных средств растительного происхождения ежегодно рас-тет в среднем на 10% в денежном выражении, при этом его объем в упаковках, наоборот, снижается. О том, какие изменения произошли на этом рынке в 2012 г., и о его основных тенденциях мы публикуем в данном обзоре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор рынка современных фитотерапевтических лекарственных средств»

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»

Обзор рынка современных

ФИТОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Рынок лекарственных средств растительного происхождения ежегодно растет в среднем на 10% в денежном выражении, при этом его объем в упаковках, наоборот, снижается. О том, какие изменения произошли на этом рынке в 2012 г., и о его основных тенденциях мы публикуем в данном обзоре.

Ключевые слова: фитопрепараты, растительное сырье, объем продаж

Основным каналом продаж препаратов на основе лекарственного растительного сырья является аптека. По данным аналитического агентства IMS Health, продажи этих средств в рознице выросли на 9% и составили 25,7 млрд руб. (рис. 1). Объем этого рынка в натуральном выражении, наоборот, снижается: если в 2011 г. прирост составлял почти -7%, то по итогам 2012 г. продажи снизились на 9% до 394,8 млн упаковок (рис. 2). Основной причиной этому сокращению служит постепенное вымывание с рынка дешевых фитопрепаратов, таких как, например, Сенаде, таблетки от кашля, Валериана. Таким образом, потребительский спрос постепенно смещается в сторону современных и более дорогих препаратов.

По данным продаж, в денежном выражении в 2012 г. в рейтинге АТС-групп 4-го уровня лидируют седативные и успокоительные средства. На 2-м месте рейтинга находятся отхаркивающие средства,

затем на 3-й строчке — группа противо-простудных средств (рис. 3). Львиная доля всех средств растительного происхождения российского производства, причем как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Еще с советских времен у нас сохранилось большое количество производств, выпускающих галеновые препараты, растительные экстракты, настойки, эликсиры, — их массо-

вое производство позволяет России лидировать в рейтинге стран-производителей (рис. 4).

Тем не менее, несмотря на лидерство, поодиночке доли российских производителей значительно ниже, чем у иностранных компаний. Так, например, возглавляет рейтинг компания Bionorica. По итогам прошлого года ее доля продаж в стоимостном выражении составила 10,07%, что на 30% выше показателя 2011 г. В упаковках продажи компании выросли на 12% — это самый высокий показатель среди представленных в рейтинге компаний (табл. 1). На 2-м месте находится компания Menarini — ее доля оценивается в 6,24%, на 3-м — Sandoz group с долей,

равной 5,16%. Среди российских производителей наиболее высокие приросты у компаний «Эвалар» за счет значительного роста продаж препарата с экстрактом гинкго билоба Гинкоум и «Гиппократ» (выпускает настойки, эликсиры и растворы на основе растительного сырья; табл. 2). Отметим также компанию «ОАО "Красногорсклексредства"», обеспечивающую более половины всего объема отечественного рынка лекарственных трав. Линейка продуктов компании насчитывает более 80 наименований фитотера-певтических препаратов. К ним относятся монотравы, а также сборы растений, применяемые в различных сферах — нефрологии, урологии, неврологии, имму-

рисунок Г1 Динамика продаж фитопрепаратов в стоимостном выражении

Объем продаж в млрд руб. (в ценах конечного потребления)

2010 2011 2012

таблица Ti Топ-10 производителей на коммерческом розничном рынке фитопрепаратов

Доля продаж Доля продаж Прирост

№ Компания в руб., % в уп ., % продаж, %

2011 2012 2011 2012 в руб. в уп.

1 Bionorica 8,45 10,07 1,62 1,99 30 12

2 Menarini 6,20 6,24 0,43 0,50 9 6

3 Sandoz group 5,57 5,16 1,44 1,47 1 -7

4 Sanofi 4,89 5,03 2,34 2,34 12 -9

5 KRKA 3,96 4,51 1,33 1,45 24 -1

6 Beaufour Ipsen 3,87 4,19 0,25 0,29 18 5

7 Teva 4,26 3,97 1,30 1,22 1 -14

8 Sopharma 3,81 3,72 1,39 1,48 6 -4

9 Stada 3,89 3,66 1,17 1,14 2 -11

10 Unique 3,49 3,37 2,70 2,88 5 -3

ОБЗОР РЫНКА СОВРЕМЕННЫХ ФИТОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

РЩЩЦЦМ ^ 29

таблица Г 2 Рейтинг российских производителей

Доля продаж Доля продаж Прирост

№ Компания в руб., % в уп ., % продаж, %

2011 2012 2011 2012 в руб. в уп.

1 Stada-Rus 10,42 11,41 1,18 1,36 11 1

2 «Вифитекс» 9,09 9,39 4,81 5,11 4 -7

3 «Московская фармфабрика» 9,68 8,41 9,55 7,56 -12 -31

4 «Гиппократ» 6,50 8,34 11,83 16,78 30 24

5 «Татхимфарм-препараты» 6,38 7,13 10,91 10,21 13 -18

6 «Фармстандарт» 6,04 5,38 7,99 7,72 -10 -16

7 «Дальхимфарм» 3,62 3,46 6,40 6,10 -3 -17

8 «Мосхимфарм-препараты» 4,27 3,25 2,30 2,07 -23 -21

9 «Алтайвитамины» 2,82 2,86 0,37 0,43 3 -1

10 «Эвалар» 0,90 2,59 0,23 0,51 191 88

таблица Гз Топ-10 торговых наименований

на коммерческом розничном рынке фитопрепаратов

№ Торговое наименование Доля продаж в руб., % Доля продаж в уп., % Прирост продаж, %

2011 2012 2011 2012 в руб. в уп.

1 Канефрон Н 5,82 6,86 1,03 1,27 28 12

2 Простамол Уно 6,20 6,23 0,43 0,50 9 6

3 Танакан 3,78 4,11 0,24 0,28 18 6

4 Карсил 3,70 3,61 1,32 1,41 6 -3

5 Ново-Пассит 3,78 3,48 1,18 1,11 0 -14

6 Синупрет 2,62 3,20 0,59 0,72 33 11

7 Пиносол 3,38 3,11 1,92 1,79 0 -15

8 Мукалтин 3,20 2,79 5,77 5,62 -5 -11

9 Доктор МОМ 2,72 2,43 2,10 2,11 -3 -9

10 Гербион (Herbion Plantain) 1,89 2,21 0,69 0,77 27 1

рисунок Г 4 Сегментация рынка по странам-производителям в стоимостном выражении

о 10 И

1 — Россия, 27,0%

2 — Германия, 21,8%

3 — Индия, 10,4%

4 — Словения, 9,8%

5 — Франция, 8,5%

6 — Чехия, 6,7%

7 — Болгария, 3,8%

8 — Нидерланды, 3,3%

9 — Польша, 2,2%

10 — Грузия, 1,6%

11 — другие, 4,9%

нологии, кардиологии и др. Повышенным спросом у потребителей пользуется противовоспалительное средство Цветки ромашки, Грудной сбор №4 и урологический сбор Фитонефрол. Лидером рейтинга торговых наименований является фитопрепарат Канефрон (Bionorica), применяемый при заболеваниях мочеполовых путей. По итогам 2012 г. его продажи значительно выросли как в стоимостном, так и в натуральном выражении (табл. 3). С 1-го на 2-е место по итогам года переместился препарат Простамол Уно с долей продаж, составившей более 6,2%. Существенно выросла доля препарата Танакан (Beaufour Ipsen Industrie) на основе растения гинкго би-лоба, применяемого для улучшения мозгового и периферического кровообращения, — с 3,78 до 4, 11%.

рисунок г з Топ-10 АТС-групп в 2012 г. в стоимостном выражении (млрд руб.)

1 — G04BC (Препараты для

лечения нефроуролитиаза), 0,7

2 — G04BX (Урологические препараты другие), 0,7

3 — А05АХ (Желчегонные препараты другие), 1,1

4 — R01AX (Назальные препараты другие), 1,2

5 — А05ВА (Препараты для лечения

заболеваний печени другие), 1,3

6 — N06DX (Препараты от деменции другие), 1,5

7 — G04CX (Прочие препараты для лечения

доброкачественной гиперплазии), 1,8

8 — R05XU (Противопростудные средства

другие), 1,9

9 — R05CA (Отхаркивающие средства другие), 2,4

10 — N05CM (Седативные и успокоительн

средства другие), 2,7

Ф

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.