Научная статья на тему 'Рынок фитопрепаратов – тенденции, проблемы, прогнозы'

Рынок фитопрепаратов – тенденции, проблемы, прогнозы Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
6923
1293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ / БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ / ФИТОПРЕПАРАТЫ / ФИТОТЕРАПИЯ / MEDICINAL PLANTS / NUTRITIONAL SUPPLEMENTS / HERBAL MEDICINES / HERBAL MEDICINE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Широкова Ирина

В настоящее время в медицине применяется значительное количество лекарственных препаратов на основе растений. Их доля среди ЛС составляет около 30%, и в дальнейшем она будет только возрастать. Многолетний положительный опыт применения лекарственных растений в традиционной (народной) и научной медицине позволил растительным препаратам занять достойное место среди современных лекарственных препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET OF HERBAL MEDICINES: TRENDS, CHALLENGES AND FORECASTS

Present-day medical practice makes use of a variety of herbal medicines which account for approximately 30% of all drugs and the share is predicted to grow. Long-term experience of use of medicinal plants in traditional (alternative) and sciencebased medicine has earned for herbal medicines a rightful place among modern medicines.

Текст научной работы на тему «Рынок фитопрепаратов – тенденции, проблемы, прогнозы»

26 X имшиим

Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»

Рынок фитопрепаратов -

ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ,ПРОГНОЗЫ

В настоящее время в медицине применяется значительное количество лекарственных препаратов на основе растений. Их доля среди ЛС составляет около 30%, и в дальнейшем она будет только возрастать. Многолетний положительный опыт применения лекарственных растений в традиционной (народной) и научной медицине позволил растительным препаратам занять достойное место среди современных лекарственных препаратов.

Ключевые слова: лекарственные растения, биологически активные добавки, фитопрепараты, фитотерапия

• ОСОБАЯ ОТРАСЛЬ МЕДИЦИНЫ

Все растительные продукты для внутреннего применения, имеющие хождение на фармацевтическом рынке, можно отнести к 3 группам:

1. Чайные напитки (травяные, сухие), представляющие собой смеси растений, разрешенных к применению в качестве пищевого продукта. Чайные напитки предназначены для утоления жажды. Они должны обладать приятным вкусом и отвечать требованиям безопасности.

2. Биологически активные добавки (БАД) — природные биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей. Обогащая пищу биологически активными веществами (БАВ), БАД должны отвечать требованиям «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», касающимся содержания БАВ (их суточная доза должно быть не менее 10% и более 50% от разовой терапевтической дозы, определенной в медицинской практике для каждого компонентов) и безопасности.

3. Лекарственные препараты (далее — фитопрепараты) — ЛС в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, реабилитации, а также для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. Эффективность фитопрепаратов, как правило, должна

быть доказана с помощью методов доказательной медицины, а качество и безопасность должны соответствовать требованиям соответствующего нормативного документа.

Единой и строгой классификации фитопрепаратов не существует. Условно их можно разделить на 3 большие группы:

— препараты на основе лекарственного растительного сырья — монопрепараты (например, трава ромашки) или сборы;

— экстракционные растительные препараты: экстракты (сухие, жидкие и густые) и настойки;

— лекарственные препараты на основе индивидуаль-

Keywords: medicinal plants, nutritional supplements, herbal medicines, herbal medicine

Present-day medical practice makes use of a variety of herbal medicines which account for approximately 30% of all drugs and the share is predicted to grow. Long-term experience of use of medicinal plants in traditional (alternative) and science-based medicine has earned for herbal medicines a rightful place among modern medicines.

Irina SHIROKOVA, Remedium. THE MARKET OF HERBAL MEDICINES: TRENDS, CHALLENGES AND FORECASTS.

ных соединений, выделенных из растений (например, препарат дигоксин, содержащий сердечный гликозид наперстянки шерстистой). Чаще всего фитопрепараты применяют для лечения хронических дерматологических и гинекологических заболеваний; болезней дыхательных путей, центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, печени и желчного пузыря, сердечно-сосудистой системы.

По сравнению с синтетическими препаратами фитопрепараты имеют неоспоримые преимущества: они обладают широким спектром действия (т. е. они политерапевтичны), безопасны и, что очень важно, дешевле.

• ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

У фитотерапии давние исторические корни: первые упоминания об использовании растений в лечебных целях относятся к 3000 г. до н. э. Первопроходцами были жители Древней Ассирии, Египта, Индии и Китая. Причем древние египтяне применяли не только дикорастущие, но и специально культивируемые целебные растения — лотос, мяту, анис, алоэ, клещевину, акацию, подорожник, можжевельник и т. д. В начале н. э. появляются труды ученых Древней Греции и Рима: свыше 200 ЛС растительного происхождения описал в своих трактатах грек Гиппократ и более 300 — римлянин Гален.

Несмотря на столь давнюю историю, а также утрату своего монопольного положения в связи с развитием промышленного производства синтетических ЛС в XIX в., актуальность фитопрепаратов сохраняется и сегодня. Более того, в последние годы отмечается неуклонный рост их потребления. Согласно информации, опубликованной Биотехнологическим исследовательским цент-

ром (Development Center for Biotechnology) в составе ВОЗ, мировой объем продаж ЛС на растительной основе в 2011 г. оценивается в 26 млрд долл., тогда как, например, в 2006 г. он составлял 19 млрд долл. Порядка 45% населения мира принимают растительные препараты для профилактики и лечения заболеваний. Специалисты исследовательской компании Global Industry Analysts объясняют высокие темпы роста рынка фитопрепаратов увеличением доли пожилого населения, как правило лояльного к данным продуктам; осведомленностью пациентов о возможностях фитотерапии, их верой в эффективность и безопасность лекарств на растительной основе. Быстрыми темпами фитотерапия развивается в США. Если в 1997 г. фитопрепараты применяли около 14% населения этой страны (при этом сам рынок оценивался в 5 млрд долл.), то в 2005 г. этот показатель достиг 55%. В 2010 г. 68% от общих продаж травяных продуктов в США пришлось на БАД и 32% — на фитопрепараты. Наиболее востребованы фитопрепараты при лечении простуды, кашля и аллергии.

В 2010 г. ведущие позиции на американском рынке препаратов, произведенных на основе трав, принадлежали компании Cadbury Adams USA LLC. Ее рыночная доля составила 7%. В том же году на американском рынке растительных препаратов громко заявила о себе компания Procter & Gamble благодаря брэнду Metamucil, действующим компонентом которого является Псил-лиум (оболочки семян подорожника блошного). Препарат используется как слабительное средство («Анализ рынка препаратов, произведенных на основе трав», США, февраль 2011 г.). Рост потребительского спроса к препаратам, произведенным на основе трав, отмечается и в Европе. В частности, во Франции в 2010 г. продажи галеновых препаратов (ЛС, получаемых, как правило, из растительного сырья путем вытяжки — экстракции) увеличились на 2% по сравнению с предыдущим годом и составили 440 млн евро. По сравне-

нию с 2005 г. рост продаж фитопрепаратов в 2010 г. составил: анальгетики — 12,3%, успокоительные и обладающие снотворным эффектом препараты — 21,5%, средства от кашля, простуды и аллергии (сенной лихорадки) — 0,5%, средства, способствующие улучшению пищеварения, — 7,6%. На французском рынке препаратов, произведенных на основе трав, действуют как международные, так и внутренние игроки. Ведущие позиции занимают международные компании, такие как Ricola AG и Kraft Foods France SA. В

доровой, аналитика ГК «Ремедиум», падение продаж в упаковках в сегменте фитопрепаратов связано с сокращением доли дешевых препаратов растительного происхождения: «Такие препараты, как, например, Таблетки от кашля, Сенаде, Валериана, постепенно вытесняются более дорогими современными препаратами». Согласно данным исследовательской компании IMS Health, объем розничных продаж фитопрепаратов в 2012 г. в стоимостном выражении более чем на 2 млн руб. превысил аналогичный показатель за 2011 г. и составил 25,7 млрд руб. Прирост продаж приблизился к 9%

Динамика продаж фитопрепаратов в стоимостном выражении

30 Прирост, 23,6 Прирост, 8,9% 25,7

25 — 21,1 11,8%

20 —

15 -

10 -

5 — 1

0 2010 2011 2012

| | — объем продаж в млрд руб. (в ценах конечного потребления)

Источник: IMS Health

2010 г. лидеру рейтинга — Ricola AG принадлежало 16% рынка. Компания производит препараты от кашля, простуды и аллергии (сенная лихорадка), которые продаются в аптеках и магазинах здорового питания. Локальные компании обладают меньшей долей рынка, при том что некоторые из них являются транснациональными корпорациями и их продукция реализуется в других европейских странах («Анализ рынка препаратов, произведенных на основе трав», Франция, май 2011 г.).

• АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА

Российский коммерческий сектор фитопрепаратов в последние годы демонстрирует положительную динамику в денежном выражении и плавное снижение — в натуральном. По мнению Инны Си-

(рис. 1). В натуральном выражении объем продаж фитопрепаратов в 2012 г. снизился более чем на 39 млн упаковок по сравнению с 2011 г. и составил 394,8 млн упаковок. Отрицательный прирост превысил 9% (рис. 2). Подавляющая часть фитопрепаратов реализуется без рецепта (рис. 3). В рейтинге АТС-групп (4-го уровня) по итогам 2012 г лидируют седативные и успокоительные средства, причем как в стоимостном, так и в натуральном выражении. На 2-м месте рейтинга находятся отхаркивающие средства. 3-е место в стоимостном выражении занимают противопростудные средства, а в натуральном — производные опия в комбинации с отхаркивающими препаратами (рис- 4,5)-

На российском коммер-ческо-розничном рынке превалируют фитопрепараты отечественно-

рисунок Г2 Динамика продаж фитопрепаратов

в натуральном выражении

464,7 Прирост, -6,6% Прирост,

500 - 434,1 -9,1% 394,8

400

300 -

200 -

100 -

0

2010 2011 2012

| | — объем продаж в млн уп.

Источник: IMS Health

рисунок Продажи фитопрепаратов

рецептурного и безрецептурного статуса

100 92,3 97,4

80 -

60 -

40 -

20 0 - 7,7 1 1 . 2,6

Доля, % в руб. Доля, % в уп.

□ — ОТС □ — RX Источник: IMS Health

рисунок Г4 Топ-10 АТС-групп в 2012 г. в стоимостном выражении

1 — G04BC (Препараты для лечения нефроуролитиаза), 0,7 млрд руб.

2 — G04BX (Урологические препараты другие), 0,7млрд руб.

3 — A05AX (Желчегонные препараты другие), 1,1 млрд руб.

4 — R01AX (Назальные препараты другие), 1,2 млрд руб.

5 — A05BA (Препараты для лечения заболеваний печени

другие), 1,3 млрд руб.

6 — N06DX (Препараты от деменции другие), 1,5 млрд руб.

7 — G04CX (Прочие препараты для лечения доброкачественной

гиперплазии), 1,8 млрд руб.

8 — R05XU (Противопростудные средства другие), 1,9 млрд руб.

9 — R05CA (Отхаркивающие средства другие), 2,4 млрд руб.

10 — N05CM (Седативные и успокоительные средства другие), 2,7 млрд руб.

Источник: IMS Health

рисунок Гз Топ-10 АТС-групп в 2012 г. в натуральном выражении

1 — R01AX (Назальные препараты другие), 7,5 млн уп.

2 — M02AX (Другие препараты для наружного применения при болевом

синдроме при заболеваниях костно-мышечной системы), 7,9 млн уп.

3 — A06AB (Контактные слабительные препараты), 8,9 млн уп.

4 — N05CB (Барбитураты в комбинации с другими препаратами), 8,9 млн уп.

5 — R05XU (Другие комбинированные препараты, применяемые при простудных заболеваниях), 17,5 млн уп.

6 — A05AX (Прочие слабительные препараты), 19,7 млн уп.

7 — C01EB (Прочие препараты для лечения заболеваний сердца), 21,1 млн уп.

8 — R05FA (Производные опия в комбинации с отхаркивающими

препаратами), 26,5 млн уп.

9 — R05CA (Отхаркивающие препараты), 56,0 млн уп.

10 — N05CM (Прочие снотворные и седативные препараты), 82,0 млн уп.

Источник: IMS Health

рисунок Г 6 Сегментация рынка по странам-производителям в стоимостном выражении

10

11

1 — Россия, 27,0%

2 — Германия, 21,8%

3 — Индия, 10,4%

4 — Словения, 9,8%

5 — Франция, 8,5%

6 — Чехия, 6,7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 — Болгария, 3,8%

8 — Нидерланды, 3,3%

9 — Польша, 2,2%

10 — Грузия, 1,6%

11 — Другие, 4,9%

Источник: IMS Health

рисунок Г 7 Сегментация рынка по странам-производителям в натуральном выражении

» 9 10 11

1 — Россия, 70,3%

2 — Индия, 6,1%

3 — Германия, 4,4%

4 — Чехия, 3,1%

5 — Словения, 3,1%

6 — Украина, 2,6%

7 — Белоруссия, 2,5%

8 — Нидерланды, 2,1%

9 — Болгария, 1,6%

10 — Франция, 1,4%

11 — Другие, 2,8%

Источник: IMS Health

го производства, причем как в стоимостном, так и в натуральном выражении. «Многие наши заводы еще с советских времен выпускают различные галеновые препараты, растительные экстракты в таблетированной форме и т. д., — констатирует Инна Сидорова. — Массовое производство этих устаревающих препаратов позволяет российским производителям лидировать в рейтинге стран». Значительная доля продаж также приходится на продукцию из Германии, Индии, Чехии и т. д. (рис. 6, 7). Между тем ведущие позиции на отечественном рынке фитопрепаратов занимают зарубежные производители. Возглавляет рейтинг немецкая компания Bionorica. В 2012 г. доля ее продаж в стоимостном выражении составила 10,07%, превысив на 30% показатель 2011 г. На 2-й строчке находится компания Menarini — ее доля оценивается в 6,24%, на 3-й — Sandoz group с долей, равной 5,16% (табл. 1). В топ-10 торговых наименований лидирует фитопрепарат Канефрон производства компании Bionorica. В 2012 г. доля его продаж в стоимостном выражении превысила 10%, а прирост продаж составил 30% по сравнению с 2011 г. Продукт создан на основе травы золототысячника, корня любистока и листьев розмарина и показан в качестве поддерживающей терапии при заболеваниях мочеполовых путей. На 2-м месте рейтинга находится лидер 2011 г. — препарат Простамол Уно с долей продаж, составившей более 6,2%. Препарат производится компанией Berlin Chemie/Menarini из экстракта

таблица Гз Рейтинг российских производителей

№ Компания Доля продаж в руб., % Доля продаж в уп., % Прирост продаж, %

2011 2012 2011 2012 в руб. в уп.

1 Stada-Rus 10,42 11,41 1,18 1,3б 11 1

2 «Вифитех» 9,09 9,39 4,81 5,11 4 -7

3 «Московская фармфабрика» 9,б8 8,41 9,55 7,5б -12 -31

4 «Гиппократ» б,50 8,34 11,83 1б,78 30 24

5 «Татхимфармпрепараты» б,38 7,13 10,91 10,21 13 -18

б «Фармстандарт» б,04 5,38 7,99 7,72 -10 -1б

7 «Дальхимфарм» 3,б2 3,4б б,40 б,10 -3 -17

8 «Мосхимфармпрепараты» 4,27 3,25 2,30 2,07 -23 -21

9 «Алтайвитамины» 2,82 2,8б 0,37 0,43 3 -1

10 «Эвалар» 0,90 2,59 0,23 0,51 191 88

таблица Г1 Топ-10 производителей на коммерческом розничном рынке фитопрепаратов

№ Компания Доля продаж в руб., % Доля продаж в уп., % Прирост про даж, %

2011 2012 2011 2012 в руб. в уп.

1 Bionorica 8,45 10,07 1,б2 1,99 30 12

2 Menarini б,20 б,24 0,43 0,50 9 б

3 Sandoz group 5,57 5,1б 1,44 1,47 1 -7

4 Sanofi 4,89 5,03 2,34 2,34 12 -9

5 KRKA 3,9б 4,51 1,33 1,45 24 -1

б Beaufour Ipsen 3,87 4,19 0,25 0,29 18 5

7 Teva 4,2б 3,97 1,30 1,22 1 -14

8 Sopharma 3,81 3,72 1,39 1,48 б -4

9 Stada 3,89 3,бб 1,17 1,14 2 -11

10 Unique 3,49 3,37 2,70 2,88 5 -3

Источник: IMS Health

таблица Г2 Топ-10 торговых наименований на коммерческом розничном рынке фитопрепаратов

№ Торговое наименование Доля продаж в руб., % Доля продаж в уп., % Прирост продаж, %

2011 2012 2011 2012 в руб. в уп.

1 Канефрон Н 5,82 б,8б 1,03 1,27 28 12

2 Простамол Уно б,20 б,23 0,43 0,50 9 б

3 Танакан 3,78 4,11 0,24 0,28 18 б

4 Карсил 3,70 3,б1 1,32 1,41 б -3

5 Ново-Пассит 3,78 3,48 1,18 1,11 0 -14

б Синупрет 2,б2 3,20 0,59 0,72 33 11

7 Пиносол 3,38 3,11 1,92 1,79 0 -15

8 Мукалтин 3,20 2,79 5,77 5,б2 -5 -11

9 Доктор МОМ 2,72 2,43 2,10 2,11 -3 -9

10 Гербион (Herbion Plantain) 1,89 2,21 0,б9 0,77 27 1

Источник: IMS Health

плодов пальмы ползучей (Serenoa repens) и показан для лечения заболеваний предстательной железы. На 3-м месте расположился препарат Танакан производства компании Beaufour Ipsen Industrie с долей продаж, превысившей 4%. Танакан производится из экстракта листьев гинкго билоба и применяется для улучшения мозгового и периферического кровообращения (табл. 2). В рейтинге российских производителей фитопрепаратов лидирует компания Stada-Rus, выпускающая такие фитопрепараты, как Камис-тад — антисептик с ромашкой, Эспол — перца стручкового плодов, экстракт масла облепихи. На 2-м месте находится компания «Вифитекс», на 3-м — «Московская фармфабри-ка». Что интересно: 4 из 10 участников рейтинга показали в 2012 г. отрицательный прирост продаж в стоимостном выражении и 8 — в натуральном. Наиболее высокие приросты у компаний «Эвалар» (при сравнительно небольшой рыночной доле) и «Гиппократ» (табл. 3). По мнению Инны Сидоровой, такой высокий прирост у компании «Эвалар» связан главным образом со значительным ростом продаж препарата с экстрактом листьев гинкго билоба Гинкоум. Среди ведущих российских производителей фармпрепаратов также следует отметить компанию «ОАО «Красногорск-лексредства», обеспечивающую более половины всего объема отечественного рынка лекарственных трав и сборов. Портфель компании сегодня насчитывает 88 позиций фитопродукции. Это монотравы и сборы, которые применяются для лечения различных заболеваний. Лидерами продаж, по мнению экспертов, являются запатентованные компанией препараты Фитонефрол® и Бруснивер® для лечения болезней почек и грудной сбор №4 для лечения заболеваний органов дыхания. Активно работает над созданием новых растительных препаратов ЗАО «ФПК ФармВИЛАР», организованное на базе Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) в 1998 г. и специализирующееся на выпуске

фитопрепаратов и субстанций для их производства с использованием собственных запатентованных технологий. В настоящее время ЗАО «ФПК ФармВИЛАР» производит жидкие и сухие экстракты, а также ГЛС (порошки, таблетки, капсулы, растворы и т. д.). «Несмотря на 15-летнее присутствие нашей компании на рынке, ее производственное подразделение еще очень молодо и находится в процессе активного развития и становления, — подчеркивает Инна Воскобойникова, гендиректор ЗАО «ФПК ФармВИЛАР». — С учетом возможностей нашей фотохимической лаборатории мы проводим работы по выделению активных субстанций, их стандартизации с использованием современных аналитических методов и созданию на их основе новых эффективных ЛС. На сегодняшний день у нас имеется ноу-хау в области извлечения БАВ из лекарственного растительного сырья, а также ряд перспективных запатентованных фитопрепаратов. Среди брэндов компании — Простанорм® — препарат для лечения хронического простатита, Ангионорм® — антиагрега-ционное и венотонизирующее средство, Фито Ново-Сед® — препарат, обладающий седативным и анксиолитичес-ким действием, и т. д. В ближайшее время планируется начать выпуск фитопрепаратов для лечения заболеваний органов пищеварения, мочеполовой системы и опорно-двигательного аппарата».

• С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Специфика растительного сырья обуславливает целый ряд факторов, которые приходится учитывать компаниям-производителям на всех этапах создания фитопрепаратов — от подготовки субстанции до регистрации готового продукта.

Одной из главных проблем для производителей является обеспечение надлежащего качества сырья, от которого зависят как эффективность, так и безопасность конечного продукта. «Сегодня культура выращивания и заготовки лекарственных растений в России та-

кова, что качество поставляемого растительного сырья оставляет желать лучшего, — констатирует Инна Воско-бойникова. — Если используется надземная часть растения, то часто возникает проблема с избыточными органическими и минеральными примесями; если корни с корневищами — сырье не проходит по микробиологической чистоте. Учитывая это, мы на своем производстве тщательно отбираем исходное сырье, делаем входной контроль в соответствии с нормативными документами».

Контроль качества и безопасности лекарственного растительного сырья, из которого в дальнейшем получают растительные препараты, осуществляется в соответствии с утвержденными нормативными документами и включает в себя определение содержания БАВ и токсических веществ (мышьяка, свинца, свинца), радионуклидов, гербицидов и пестицидов, микробиологической чистоты.

Регистрация фитопрепаратов имеет свои особенности. С одной стороны, по словам Инны Воскобойниковой, для фитопрепаратов, как и для всех других ЛС, безусловно, применимы принципы доказательной медицины, реализуемые через различные уровни клинических исследований. При этом она уточняет, что согласно «Руководству по проведению доклинических исследований лекарственных средств» (2012) объем доклинических исследований препаратов природного происхождения (в т. ч. фитопрепаратов) зависит от изученности входящих в состав препарата компонентов. Что касается КИ, то они проводятся в соответствии с общими требованиями; при этом для фитопрепаратов, представляющих собой извлечения из лекарственных растений и содержащих большое количество БАВ, при регистрации не обязательно представление данных по биодоступности из-за невозможности ее изучения. С другой стороны, некоторые лекарственные растения имеют многолетнюю, а порой и многовековую историю применения в медицинской практике (например, валериана, пион, мелисса и т. д.), их безопасность и эффективность подтверждены эмпирически. Поэтому для регистрации тех лекарственных

растений, которые применяются в медицине более 20 лет, в настоящее время в России проведение КИ не требуется — достаточно предоставить обзор литературы.

В последние годы под эгидой ВОЗ издается довольно много монографий, являющихся весьма авторитетными справочниками для оценки степени изученности и обоснованности применения того или иного лекарственного растения или извлечения из него. В частности, в Европе для внедрения нового растения в медицинскую практику часто ориентируются на данные, представленные ЕМЕА (в русском варианте — Европейское агентство лекарственных средств — ЕАЛС), которое разрабатывает монографии для лекарственных растений на основании данных литературы.

ЕАЛС было основано в 1995 г., финансируется со стороны Европейского союза и фармацевтической промышленности, и его целью является гармонизация работы уже существующих национальных органов, регулирующих оборот ЛС. «Необходимость такого органа связана с тем, что фирмам в одиночку очень сложно финансировать внедрение нового лекарственного средства в медицинскую практику, а работа ЕАЛС по написа- ^ нию монографии значительно снижает их затраты, — уточняет Наталья Горчакова, консультант по науке ^ ОАО «Красногорсклексред-ства». — Если ЕАЛС сделает заключение о том, что качество, безопасность и эффективность лекарственного препарата доказана в достаточной степени, то принимается положительное решение. На основании заключения ЕАЛС, направленного в Европейскую комиссию, выдается регистрационное свидетельство, действительное во всем Европейском союзе. В РФ аналогичные мероприятия проводит Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития». Ирина Острякова, директор по коммуникациям компании «Санофи-Рос-сия», обращает внимание на то, что фитопрепараты, как правило, лучше переносятся, чем синтетические ЛС,

для них в гораздо меньшей степени характерно развитие побочных эффектов и осложнений. Поэтому они подходят более широкому кругу пациентов.

«Не надо забывать, что многие растения относятся к токсичным, а вещества, выделенные из них (прежде всего алкалоиды), — сильнодействующие и небезопасные (эргоалкалоиды, алкалоиды мака и т. д.)», — подчеркивает Инна Воскобойникова.

• С ПОЗИЦИИ АПТЕК

В аптечной рознице фитопрепараты (речь прежде всего идет о травах и сборах) оценивают как высокомаржинальный, но не очень выгодный с экономической точки зрения товар. «Травы и сборы аптекам невыгодны по причине низкой стоимости упаковки (средняя цена 40-50 руб.), их объемов, требующих много места для хранения и выкладки, и небольшого срока хранения (1-3 года), — объясняет Ольга Белякова, начальник отдела маркетинга по работе с лекарственным ассортиментом аптечной сети «Ригла». — Но без ассортимента трав аптека не может называться ап-текои, тем более что мно-Ц^^^Ь- гие покупатели предпо-^^ читают их в качестве основного лечения .. или дополнительно к нему. В первую очередь они интересуются травами и сборами с противовоспалительными и антисептическими свойствами для лечения простудных, желудочно-кишечных, урологических и гинекологических заболеваний».

В общих продажах сети «Ригла» фитопрепараты составляют порядка 1,5%. Эта категория представлена более 1 000 ассортиментными позициями ^ки). Как правило, аптека имеет в наличии порядка 150-200 наименований оборачиваемых позиций, остальные заказываются под клиента. В среднем одна аптека реализует менее 1 упаковки каждой sku в месяц. В общих продажах сети фитопрепараты составляют порядка 1,5%.

Довольно широк ассортимент фитопрепаратов и в аптеке ООО «Аптека 245» г. Тольятти. По словам Дмитрия Янкина, замгендиректора ООО «Аптека 245», аптеке в целом выгодно ре-ализовывать фитопрепараты ввиду высокой маржи и огромного покупательского спроса. Если говорить конкретно о травах и сборах, то чаще всего покупатели спрашивают ромашку (цветок №1). В простудный сезон пользуются повышенным спросом Грудной сбор, Шиповника плоды, Шалфея листья, Ноготков цветки, Череды трава, Урологический сбор и т. д. Между тем при реализации данной продукции аптека сталкивается и с рядом трудностей. Во-первых, необходимы особые условия хранения для некоторых трав, прежде всего эфиро-содержащих (темное место, холодильник). Иногда эти травы просто нельзя выкладывать на витрину. Во-вторых, ввиду больших габаритов упаковок не всегда хватает витрин, чтобы выложить даже небольшую часть трав. Сделать это удается только в аптеках с открытой выкладкой.

• НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА

Производители фитопрепаратов сегодня активно ведут научно-исследовательскую работу, направленную на создание новых лекарственных продуктов.

По словам Ирины Остряковой, компания Sanofi занимается разработками, направленными как на расширение возможностей применения уже существующих препаратов на основе натуральных компонентов, так и на поиск новых фитопрепаратов. Напомним, что к фитопрепаратам компании Sanofi можно отнести основанные на натуральных компонентах Бронхикум (в его составе экстракт травы тимьяна, экстракт корней первоцвета) и Пиносол (содержит масло сосны горной, масло мяты, масло эвкалиптовое, а также альфа-токоферола ацетат и тимол). Направления сегодняшнего научного поиска компании «ФармВИЛАР» включают разработку новых эффективных комбинаций уже известных

растительных компонентов;лекар-ственных форм с использованием современных вспомогательных субстанций, позволяющих увеличить биодоступность ЛС; новых способов доставки БАВ в организм, в т. ч. с использованием нанотехнологий (наносом и т. д.). Компания также работает над выделением из растений новых активных, но безопасных индивидуальных соединений;расши-рением списка фармакопейных растений и созданием на их основе новых препаратов; увеличением линейки фитопрепаратов, применяющихся для лечения эндокринологических заболеваний, при нарушении обменных процессов в организме. В компании не сомневаются в хороших перспективах фитотерапии. «У этого направления, несомненно, есть будущее, — уверена Инна Воско-бойникова. — Об этом свидетельствуют и многовековые традиции фитотерапии, и достижения в этой области, и очевидное стремление населения быть ближе к природе и лечиться с помощью ее ресурсов. Это же подтверждают и весьма успешные европейские компании, такие как Bionorica (Германия), Zeller (Швейцария) и ряд других, которые активно и плодотворно работают в области создания фитопрепаратов. Спрос рождает предложения. Поэтому и фитотерапия, и производство препаратов для нее будут развиваться». По прогнозу эксперта, развитие аналитических методов и технологических приемов со временем позволит производить фитопрепараты со стабильно высоким качеством. На производствах будет налажено как воспроизводство хорошо зарекомендовавших себя дженериков, так и выпуск оригинальных разработок с использованием стандартизованного лекарственного сырья, выращенного как в условиях нашей страны, так и за рубежом с использованием современных агротехнологий. «К сожалению, за последние годы мы утратили позиции в области фитохимических исследований (а ведь наши школы были одними из лучших в Европе), но тем не менее ряд школ сохранились (например, в ВИЛАРе), и мно-

гие химики сегодня специализируются на выделении, очистке, получении и модификации БАВ из растений. Мы также надеемся, что фитопрепараты с доказанной эффективностью будут включены в формуляры и стандарты лечения тех или иных заболеваний (в настоящее время таких препаратов крайне мало). «Изученные лекарственные растения (фитопрепараты) с доказанными эффективностью и безопасностью — это «ключевое поле» фармацевтики, — подчеркивает Михаэль Попп, председатель совета директоров компании Bionorica. — Во всем мире среди врачей, фармацевтов и пациентов растет спрос на «зеленую медицину», основанную на данных клинических исследований и аллопатических принципах. Новое поколение растительных лекарственных препаратов дает импульс развитию российского фармрынка». По словам Ольги Остряковой, перспективы рынка препаратов на основе натуральных компонентов сегодня расширяются, поскольку увеличивается к ним интерес как со стороны пациентов, так и врачебного сообщества. Такая тенденция наблюдается на фоне снижения ожиданий от синтетических препаратов при появлении все большего количества данных о побочных действиях и нежелательных явлениях, возникающих при их использовании. «Лекарственные болезни, привыкание, тяжелые побочные действия, вызываемые синтетическими препаратами, убеждают нас в необходимости глубокого изучения лекарственных растений, — отмечает Наталья Горчакова. — В связи с этим создание новых препаратов из лекарственных растений, — несомненно, актуальная задача современной медицины. Для ее успешного решения ученым — врачам, фармакогностам, фармакологам — предстоит решить целый ряд важнейших проблем, касающихся механизма действия, оптимальных доз и разработки методов контроля качества растительных препаратов».

Ф

кроме того...

Международное сотрудничество по разработке и коммерциализации противоопухолевого препарата

Компания Bind Therapeutics и AstraZeneca объявили о стратегическом сотрудничестве по разработке и коммерциализации инновационного препарата класса Accurins™, обладающего адресным и программируемым действием. В основе разработки будет лежать уникальная технологическая платформа Medicinal Nanoengineering™, созданная компанией Bind Therapeutics, и селективный ингибитор киназы, созданный AstraZeneca. Совместный проект основывается на недавно полученных научных данных, свидетельствующих о том, что препараты класса Accurins™ селективно накапливаются в поврежденных тканях и клетках, приводя к повышению концентрации препарата в зоне опухоли и снижению воздействия на здоровые ткани. По условиям соглашения компании начнут совместную работу над завершением доклинических исследований препарата. Компания AstraZeneca получит эксклюзивную возможность вести разработку и коммерциализацию ЛС, а Bind Therapeutics будет осуществлять производство препарата в ходе фазы разработки.

Компания Bind Therapeutics может рассчитывать на авансовые платежи и платежи по достижении контрольных этапов разработки до 69 млн долл., а также на платежи свыше 130 млн долл. после прохождения контрольных этапов регистрации и продаж препарата. В случае вывода препаратов на рынок Bind Therapeutics будет получать лицензионные отчисления в зависимости от объемов продаж. «AstraZeneca уверена, что таргетные препараты, которые воздействуют на причины возникновения заболевания, — это будущее персонализированной терапии онкологических заболеваний. Наши эксперты в области онкологии исследуют ряд платформ для направленной доставки препаратов, и наш стратегический фокус — это раскрытие значительного потенциала использования наночастиц в терапии рака. Мы считаем, что компания Bind — лидер в этой области, и рассматриваем их разработки в области таргетных нанопрепаратов в качестве наиболее перспективных», — отметила Сьюзан Галбрайт (Susan Galbraith), глава подразделения «Инновационные противоопухолевые препараты» компании AstaZeneca.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.