УДК 34
DOI 10.52468/2542-1514.2021.5(4).248-264
ОБЗОР РОССИИСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ В ОБЛАСТИ ПРАВА ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ КНР*
Е.В. Килинкарова, А.А. Трофимов
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия
Информация о статье
Дата поступления -
10 марта 2021 г.
Дата принятия в печать -
10 октября 2021 г.
Дата онлайн-размещения -
24 декабря 2021 г.
Ключевые слова
Китай, китаеведение, право публичных финансов КНР, налоговое право, бюджетное право, денежное обращение, валютное право, финансовая система, налогообложение
Представлен системный обзор научных работ отечественных ученых-юристов, посвященных исследованиям в области правового регулирования публичных финансов в Китае, в частности налоговому, бюджетному и валютному праву. На сегодняшний день в отечественной правовой науке преждевременно говорить о сформированных и полноценно функционирующих школах изучения китайского права. Однако в то же время имеются примеры успешно проведенных фундаментальных исследований китайской отрасли публичных финансов. Обзорная статья позволяет определить неисследованные области в рассматриваемой сфере, тем самым заложив основу для будущих исследований. С учетом проведенного исследования авторы статьи отмечают отдельные вопросы, исследование которых представляется актуальным и перспективным.
REVIEW OF RUSSIAN SCIENTIFIC RESEARCHES ON CHINESE LAW OF PUBLIC FINANCE*
Elena V. Kilinkarova, Albert A. Trofimov
St. Petersburg University, St. Petersburg, Russia
Article info
Received -
2020 March 10 Accepted -
2021 October 10 Available online -2021 December 24
Keywords
China, Sinology, Chinese public finance law, tax law, budget law, monetary circulation, currency law, financial system, taxation
The article provides a systematic review of the scientific works of Russian legal scholars in the field of public finance law in China, in particular tax, budget and currency law. Today, it is premature to talk about fully functioning schools of Chinese law in the Russian legal science. However, at the same time there are examples of successfully conducted fundamental researches on Chinese public finance law. Authors have to admit that the last few years have not been marked by the appearance of any monograph on Chinese public finance law in Russia - the studies conducted today are usually devoted to specific problems and are published on the pages of the relevant journals. There are obvious reasons for this - difficulties in Chinese language learning and understanding specific Chinese legislation, which is characterized by uncertainty, ambiguity and plurality of sources of law. Existing studies can be classified into studies entirely devoted to the study of particular institutions or branches of Chinese law, and studies of a comparative nature. The article examines and systematizes the work of Soviet and Russian legal scholars devoted to various areas of research in the fields of tax, budget and currency law of China, with an assessment of their significance and contribution to the development of the relevant branch of knowledge. The materials in this article may be useful for future researches, which, in turn, can predetermine the strengthening of bilateral relations, as well as the implementation of joint investment projects. The article allows to identify unexplored areas in the considered field, thereby laying the foundation for future research. Authors note research issues that seem to be perspective based on the conducted review.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-111-50678.
** Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 19-111-50678.
1. Введение
Постепенно увеличивающийся интерес к праву Китая [1, с. 82] предопределяет в условиях относительно ограниченного перечня научных трудов необходимость в их, в том числе, отраслевой систематизации. Исключением не является такая область знаний, как право публичных финансов Китая1.
Следует отметить, что, по справедливому замечанию П.В. Трощинского, «Россия по праву занимает одно из ведущих мест в мировой синологической науке. Отечественными учеными опубликовано множество крупных работ по проблематике китайского права. Знание их содержания обязательно для современных исследователей права КНР, ведь они заложили прочный фундамент, на котором настоящее и будущее поколения специалистов могут проводить свои научные изыскания» [1, с. 83].
Труды экономического и юридического характера в сфере публичных финансов КНР не были ранее систематизированы (обобщены) каким-либо образом (подробнее об обобщении и систематизации трудов в области китаеведения в России см.: [2]), подвергнуты самостоятельному анализу, что не позволяло сформировать полноценное представление о состоянии науки в этой области. В то же время представляется весьма важным осуществить это в свете признаваемого недостатка научного знания о праве одной из ведущих стран мира [3, с. 15], в некотором смысле заложив основу для будущих, в том числе компаративных, исследований в этой области.
С методологической точки зрения настоящий обзор (отметим, что данный методологический подход далеко не впервые успешно используется в российской науке финансового права [4]) построен по проблемно-хронологическому принципу и включает отечественные (советские и российские) труды на русском языке, посвященные различным направлениям исследований в сферах налогового, бюджетного права, основ денежного обращения, а также валютного регулирования и контроля современного материкового Китая (что не означает отсутствия научных работ отечественных исследователей о налоговом регулировании в Китае до образования КНР в 1949 г., см., напр.: [5; 6]). Обращение некоторых авторов работ экономического содержания к ак-
1 В настоящей статье авторы приняли решение использовать нейтральный термин «право публичных финансов» для объединения под одним названием налогового права, бюджетного права, валютного права, права организации денежного обращения. Для целей данного исследования
туальному китайскому правовому регулированию обосновало включение таких исследований в настоящий обзор, поскольку они вносят весомый, хотя и не определяющий, вклад в формирование корректных представлений об исследуемом явлении -праве публичных финансов Китая.
Настоящий обзор наиболее значимых, по мнению авторов, трудов не имеет перед собой целью хотя бы кратко изложить все результаты научных исследований в обозначенной области, однако предполагает создание возможности формирования целостного представления о состоянии изученности соответствующей сферы. Обозреваемые источники, количество которых исчисляется десятками, преимущественно представляют собой научные статьи в профильных журналах. На их фоне особый интерес вызывают единичные монографии, книги, а также диссертации, посвященные интересующей нас проблематике. Изложение материала в статье сгруппировано в три привычные для российского правоведения раздела - налоговое право, бюджетное право и организация денежного обращения. Неравномерность ис-следованности соответствующих научных областей предопределила различия в размерах разделов статьи, которые, по мнению авторов, неизбежны.
2. Исследования налогового права Китая
Массив исследований в области налогового законодательства Китая, насчитывающий десятки источников, представлен широким перечнем отечественных юридических и экономических трудов в формате от научных статей до диссертаций. Первый импульс [2, с. 8] для их появления закономерно возник с образованием Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 г., второй - с началом масштабных экономических реформ в связи с переходом к социалистической рыночной экономике в 1978 г. Отдельным вкладом в повышение уровня исследованности зарубежного налогового законодательства следует признать периодически публикуемые переводы с китайского на русский язык нормативных актов в сфере публичных финансов [7, с. 229-238, 253-256, 277-281; 8; 9, с. 146-157].
В советский период большинство исследований в области правового регулирования налогообложения в Китае строилось вокруг правового института
данный термин представляется более нейтральным и подходящим по сравнению с общепринятым в отечественном правоведении термином «финансовое право» и широко используемым в китайской правовой науке термином «экономическое право».
налоговой системы, под которой в первые десятилетия существования КНР понималась система налогов [10, с. 210-211]. Основная исследовательская проблематика была сконцентрирована вокруг вопросов законодательной и практической реализации задач социалистического строительства, которые ставились перед вновь создаваемой налоговой системой КНР.
С самого начала существования КНР советские авторы2 в той или иной мере уделяли пристальное внимание проводимым финансовым реформам. Так, в трудах Б.Г. Болдырева [11; 12] отмечались успехи нового китайского социалистического государства в налоговой, бюджетной, кредитной сферах в первые годы существования КНР. Основываясь на исследовании истории налогообложения в Китае [12, с. 121-127], Б.Г. Болдырев прослеживал качественные изменения в новой налоговой системе КНР, в которой многие аспекты построения основывались на опыте СССР [12, с. 128].
Преодоление недостатков старой, гоминьда-новской, налоговой системы, как отмечал А.И. Чеху-тов, стало возможным лишь при централизации финансового управления, повлекшей ограничение полномочий местных правительств по нормативному регулированию налоговой сферы, централизацию системы налоговых органов. Следует отметить, что А.И. Чехутов в проблематику построения налоговой системы КНР включал не только проблемы, связанные с отдельными налогами, но также вопросы организация налоговой работы уполномоченными государственными органами и разграничения полномочий между уровнями власти по установлению, введению и изменению налогов [13, с. 30-36, 112-126].
Создание налоговой системы КНР в начале 1950-х гг. (после проведения в ноябре 1949 г. Всекитайской налоговой конференции) сводилось, в первую очередь, к изменениям системы налогов и сборов: вместо сотен ранее существовавших были введены всего 14 налогов, среди которых сельскохозяйственный налог, товарный, торгово-промышленный и т. д., которые авторами также подробно исследовались [9, с. 11-33; 11, с. 28-29; 12, с. 129-144]. Кроме того, налогообложение должно было осуществляться на основе новых принципов, среди которых упоминались: единство налоговой системы, разделение налогов на центральные и местные, введение новых налогов только на основании постанов-
лений Центрального народного правительства [12, с. 129]. Однако уже через несколько лет обнаружились недостатки существовавшей налоговой системы, среди которых отмечались множественность налоговых платежей для промышленности и торговли, многозвенность обложения (неоднократное обложение одного и того же товара) [10, с. 218; 14, с. 68]. При этом слабо изученными оставались вопросы взимания и уплаты неналоговых обязательных публичных платежей в Китае, составлявших в разные годы первого десятилетия существования КНР до 11 % от всех доходов государственного бюджета [10, с. 201-202].
Примечательно, что в рассматриваемый период развития налоговой системы КНР как налоги, так и прибыль, вносимая государственными предприятиями в бюджет, признавались имеющими одинаковую экономическую природу, сводящуюся к мобилизации средств государственного сектора экономики [10, с. 202-203]. Вместе с тем о формальных различиях между налогами, неналоговыми платежами государственных предприятий и государственном кредите, в частности, писал И.Б. Шевель, указывавший, что отличиями налогов от иных форм мобилизации доходов в централизованный фонд государства являются обязательность налогов, размер и сроки платежей, устанавливаемые государством [9, с. 5].
С началом в 1978 г. политики реформ и открытости, направленной на переход к социалистической рыночной экономике, началась новая активная фаза реформирования налогового законодательства в Китае, которую подробно проанализировал в своей работе И.Б. Шевель [9, с. 41-90], выделявший в ней несколько последовательных этапов, соответствующих общеэкономической реформе в Китае [15, с. 109484] и нормативным и программным документам органов власти КНР и Коммунистической партии Китая.
Направлениями первого этапа реформы (19781984 гг.) налоговой системы стали реорганизация системы платежей государственных предприятий и в меньшей степени налогообложения других секторов народного хозяйства (в том числе сектора коллективной собственности), а также адаптация к открытой внешнеэкономической политике Китая [9, с. 43, 45-51, 55-59]. В рамках второго этапа (1984-1988 гг.) продолжилась работа по переходу государственных предприятий от внесения в государственный бюд-
2 В их числе З.В. Атлас, Б.Г. Болдырев, С. Борисов, С.М. Вовк, Г.А. Ганшин, А.Н. Попов, И.Б. Шевель, А.И. Чехутов.
жет прибыли к уплате налога. Активно происходили изменения в правилах налогообложения лиц с иностранным элементом (иностранные и смешанные предприятия, иностранные граждане, предприятия особых экономических зон). Важным изменением стал переход к взиманию сельскохозяйственного налога с натуральной формы на денежную с 1985 г. [9, с. 69]. Третий этап (с 1988 г.) характеризовался значительным снижением темпов реформы, хотя и был ознаменован введением новых налогов (например, налоги на богатство, на банкеты, гербовый сбор) [9, с. 78-85].
Обращаясь к позитивному опыту Китая в последовательном обеспечении перехода от жесткой командно-распределительной системы к системе планового рыночного хозяйства, имевшего непосредственную связь с налогообложением, автор в то же время останавливается на некоторых проблемных вопросах. Среди таковых отмечаются необеспечение реализации принципов равенства налогообложения, определенности налогообложения [9, с. 115-116].
В работах И.Б. Шевеля также нашла отражения одна из последних масштабных налоговых реформ в КНР - реформа 1994 г., затронувшая налогообложение оборота, налогообложение доходов предприятий, доходов населения, а также распределение налоговых поступлений между бюджетами бюджетной системы КНР [16, с. 25-37].
В отличие от многих других отраслей китайского права [17, с. 124-136], налоговое право в современном отечественном китаеведении представлено фундаментальными исследованиями - работами Р.А. Шепенко, который внес наиболее существенный вклад в изучение налогового права Китая. Его авторству принадлежат не только многочисленный ряд научных статей (см.: [18-23]), но также монографии [24-27] и докторская диссертация, защищенная в 2005 г. [28].
В сферу научных интересов Р.А. Шепенко вошли вопросы о правовом регулировании основных институтов налогового права Китая. Одним из важных изученных вопросов стало действие концепции «одно государство - две системы», которой допускается сосуществование в рамках одного государства нескольких налоговых систем. При этом существование налоговой системы не зависит от признания публично-территориального образования субъектом международного права [29, с. 13]. Автором делается справедливый вывод о том, что налоговое право Китая по своей сути образовано четырьмя составляющими: налоговым правом материкового Китая, осо-
бых административных районов Гонконг [27; 30] и Макао, а также Тайваня [22], что представляет собой особые правила действия налоговых норм в пространстве.
При исследовании системы источников налогового права Китая был сделан вывод о множественности их видов: Конституция КНР, налоговые и неналоговые законы, административные узаконения и положения, публичные документы, уведомления, доклады Минфина КНР, местное налоговое законодательство, узаконения и положения местного характера [24, с. 9-15; 25, с. 50-101, 138-149]. Самостоятельное значение в системе источников приобретают прецедент, доктрина и международные договоры [25, с. 153-163, 163-212]. Такое положение неминуемо приводит к вопросу о четкости в построении иерархии источников налогового права, которая оказывается не всегда очевидной.
В перечень основных участников налоговых правоотношений в Китае Р.А. Шепенко включает ведомства (налоговые и таможенные органы), налогоплательщиков и налоговых агентов [25, с. 283-395], правовой статус которых не оставался неизменными на протяжении проводимых налоговых реформ. Пристальное внимание автором также уделялось вопросам взаимодействия налогоплательщиков с государством в рамках уплаты налогов [26, с. 237-290], осуществления налогового контроля [26, с. 237-244; 31], привлечения к юридической ответственности за нарушения налоговых норм [26, с. 291-434; 32; 33], правовому регулированию отдельных налогов [34-39].
Позднее изучение китайского налогового права в России пополнилось уникальной в своем роде попыткой проведения совместного исследования российскими и китайскими учеными-экономистами налоговых систем в России и Китае [40], а также изданием (2010 г.) учебного пособия о налоговой системе КНР на русском языке [41].
Одной из последних комплексных исследовательских работ в области налогового права Китая является диссертация В.В. Севальнева, защищенная в 2012 г. [42]. Автором исследовались меры государственной налогово-правовой поддержки инновационного сектора в КНР.
Приходится констатировать, что последние несколько лет не были ознаменованы появлением в России какой-либо монографии юридического характера о налоговом праве КНР. В то же время проводимые сегодня исследования, как правило, посвящены конкретным проблемам налоговых реформ или действующего правового регулирования и выходят в свет
на страницах профильных научных журналов. В предмет рассмотрения целого ряда исследователей попадали вопросы о финансовых реформах (см.: [43-46] и др.) и историческом аспекте налоговых реформ в Китае (см.: [47; 48] и др.), о правовом регулировании налоговой системы КНР (см.: [49; 50] и др.), о правовом регулировании отдельных налогов (см.: [51-53] и др.), об отдельных институтах (нормах) налогового права Китая [54-56], о правовом регулировании отдельных секторов экономики [57-59].
Одновременно с указанным в последнее время уверенно просматривается тенденция сравнительных исследований налогового регулирования стран БРИКС. В частности, внимание авторов привлекали вопросы налогово-бюджетной политики [60], международная координация в области трансграничного налогообложения [61], медиация в налоговых спорах [55], общие антиуклонительные правила и борьба с уклонением от уплаты налогов [62; 63]. Следует отметить, что значительная доля сравнительно-правовых исследований налогового права стран БРИКС приходится на Институт права БРИКС (Екатеринбург), хотя в целом сравнительно-правовые исследования в разрезе БРИКС вряд ли можно признать многочисленными.
Изучение трудов в области налогового законодательства Китая показывает, что до настоящего времени остаются неизученными целые области знаний. Так, в минимальной степени освещаются вопросы участия КНР в международном налогообложении, вопросы гармонизации налогового законодательства материкового Китая, Гонконга и Макао в условиях действия концепции «одно государство -две системы», способы защиты прав и интересов налогоплательщиков и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях (в частности, банков), правовое регулирование неналоговых обязательных публичных платежей, целевых сборов и т. п.
Также необходимо отметить, что происходящие активные изменения китайского налогового законодательства, выражающиеся в первую очередь в переводе нормативного текста в законодательные акты с уровня подзаконного регулирования, долгое время остаются неосвещенными для российских читателей. В этой связи весьма полезными оказались бы регулярные обзоры изменений регулирования налогообложения в КНР.
3. Исследования бюджетного права Китая
В отличие от налогового права бюджетное право Китая было удостоено относительно мень-
шего внимания со стороны отечественных исследователей. Несмотря на то, что обозначенная область знаний представлена единичными источниками, в этой сфере, как и в налоговом праве КНР, обнаруживаются переводы нормативных правовых актов [64, с. 59-63; 65, с. 551-568].
Первые годы существования КНР и формирования китайской финансовой системы были исследованы Б.Г. Болдыревым. В число рассмотренных вопросов вошли создание нового единого государственного бюджета [11, с. 17-28], формирование новой бюджетной системы КНР, введение бюджетной классификации, бюджетного планирования и т. п. [12, с. 79-120].
К изучению государственного бюджета КНР также обращался И.Б. Шевель. Среди прочего, автор отмечал, что такой бюджет занимает центральное место в финансовой системе КНР в качестве основного финансового плана страны, основывается на показателях народнохозяйственного плана и имеет директивное значение. С самого своего создания бюджетная система КНР включала в себя центральный бюджет и местные бюджеты, которые являлись составными частями государственного бюджета. Бюджетная система КНР основывалась на принципах единства государственного бюджета, демократического централизма и проведения политики равноправия национальностей [10, с. 196], которые впоследствии были нормативно пересмотрены. Автором были рассмотрены вопросы о доходах и расходах бюджетов бюджетной системы КНР [10, с. 198268; 16; 66], а также вопросы взаимодействия бюджетов различных уровней в свете механизмов и объемов перераспределения финансовых ресурсов [10, с. 268-279]. И.Б. Шевель одним из первых в отечественной науке указал на проблему значительных объемов внебюджетных фондов, средства которых не признавались доходами и расходами бюджетов бюджетной системы КНР [10, с. 279-283].
Российская юридическая наука в течение длительного времени практически не уделяла внимания вопросам бюджетного права Китая. Из работ 1990-х гг. следует отметить кандидатскую диссертацию С.П. Са-винского, защищенную в 1996 г. [67], которая посвящена экономическим аспектам реформирования бюджетной системы КНР. В работе затрагиваются вопросы, связанные с необходимостью обновления как налоговой, так и бюджетной системы КНР в свете происходивших социально-экономических преобразований последней четверти XX в. Отдельный интерес
вызывает изученный автором вопрос взаимодействия между центральным и местными бюджетами.
В последние годы обнаруживается повышение интереса к национальному бюджетному законодательству Китая, в том числе в сравнительно-правовом аспекте. Такой интерес вполне оправдан, поскольку проведение исследований национального бюджетного законодательства позволяет не только понять особенности финансовой системы государства, но также уяснить предпосылки для повышения конкурентоспособности национальной экономики на международном уровне [68], согласования национальной политики и законодательства [69; 60].
Примерами взаимного интереса российских и китайских ученых к проблемам бюджетных реформ являются монографии «Межбюджетные отношения в России и Китае» (2007 г.) [70] и «Бюджетные реформы в России и Китае» (2009 г.) [71]. Несмотря на то, что методологически материал в упомянутых работах излагается отдельно про Россию и Китай без обогащения копилки научных знаний выводами сравнительно-правового характера, указанные работы представляют собой одну из первых попыток совместных исследований, а такое направление сотрудничества между учеными двух стран следует только приветствовать.
В последние десять лет одним из центральных вопросов, к которым регулярно обращаются отечественные исследователи, следует признать разграничение финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы КНР [25, с. 101-135; 72-78]. Вопросы бюджетной децентрализации и межбюджетных отношений все чаще раскрываются на страницах профильных научных журналов. Д.В. Кадочников отмечает, что китайская бюджетная система является сравнительно децентрализованной по доходам и чрезвычайно децентрализованной по расходам, а достигается подобная децентрализация расходов преимущественно благодаря перераспределению средств из центрального в субнациональные бюджеты посредством межбюджетных трансфертов [79, с. 89]. Л.В. Новоселова обращается, среди прочего, к вопросу реформирования межбюджетных отношений в контексте долгового положения местных правительств [76, с. 42-48], рассматривая причины осложнения ситуации в этом вопросе в рамках ранее действовавшего бюджетного законодательства КНР. При этом следует отметить превалирующий интерес экономической науки к данному вопросу, в то время как правовое оформление межбюджетных отношений в Китае до сих пор остается неизведанным.
Другим привлекающим исследователей вопросом является правовое регулирование бюджетной системы КНР. А.А. Трофимов провел исследование структуры бюджетной системы КНР, которая включает в себя центральный бюджет и местные бюджеты, а также бюджеты внебюджетных фондов (бюджеты правительственных фондов, фондов социального страхования, бюджетов по операциям с государственным капиталом) [80]. Сравнительно-правовой анализ правовых основ построения бюджетных систем России и Китая [81], а также особенностей современного бюджетно-правового регулирования [82; 83] позволяет проследить общие и различные подходы российского и китайского законодателей к решению одних и тех же вопросов в процессе исполнения бюджетов, осуществления финансового контроля, реализации межбюджетных отношений и т. д. Значительной спецификой обладают такие принципы построения бюджетной системы КНР, как принципы самостоятельности бюджетов, распределения налогов и реализации системы трансфертов, подведомственности, обязательности осуществления контроля.
Интерес к отдельным проблемам китайского бюджетного права воплощен в научных статьях, посвященных государственному бюджету КНР [84; 85], бюджетному процессу в Китае [86], государственному финансовому контролю [87; 88].
В то же время до сих пор не попали в предметы комплексных исследований вопросы о правовом статусе субъектов бюджетного права КНР, особенностях бюджетного процесса КНР, казначейском исполнении бюджетов в КНР, финансовом контроле, видах финансовых трансфертов в КНР и т. д.
Весьма примечательно, что некоторые вопросы, которые крайне актуальны для КНР, вообще никак не затрагиваются в российских исследованиях, например совершенно не исследованными следует признать проблемы правового регулирования государственного долга местных правительств, которое было существенным образом реформировано с принятием изменений в Закон КНР «О бюджете» в 2014 г. Отчасти это может быть объяснено в целом небольшим исследовательским интересом со стороны российской науки в отношении бюджетного права Китая. Однако выпадение актуальных вопросов из кругозора российских исследователей может быть отчасти связно с отсутствием на русском языке информации о новеллах правового регулирования в соответствующей области, что опять возвращает нас к вопросу о регулярных обзорах ключевых измене- 253
ний в правовом регулировании в КНР. В свою очередь невладение исследователями китайским языком, трудности перевода с китайского языка, особенности системы источников и неопределенность правовых норм могут приводить к допущению ошибок, связанных с применением неактуального правового регулирования3.
4. Исследования основ денежного обращения и валютного регулирования и контроля в Китае
Закономерно вопросы построения денежно-кредитной системы, создания правового основания для укрепления национальной китайской валюты также попадают в поле зрения отечественных исследователей, однако их количество, исчисляемое единицами, и комплексность значительно уступают исследованиям иных областей публичных финансов.
В советский период вопросы организации денежного обращения практически не исследовались. Одними из немногих работ, затрагивающих вопросы организации денежного обращения, являются труды Б.Г. Болдырева [11; 12]. Внимание Б.Г. Болдырева было обращено на проблемы, связанные с организационными, в том числе юридическими, проблемами ликвидации инфляции и борьбы за укрепление национальной валюты. Автор указывал, что предпосылки для построения системы денежного обращения в КНР были созданы задолго до образования Центрального народного правительства КНР [11, с. 7-9]. Меры, принятые руководством страны в начале 1950-х гг., позволили повысить уровень доверия населения к национальной валюте - юаню, централизовать полномочия по организации денежного обращения, что впоследствии привело к повышению курса юаня [12, с. 47-78].
Крайне немногочисленными остаются работы по вопросам организации денежного обращения и на современном этапе. В качестве одного из немногих примеров таких работ можно упомянуть статью Л.В. Новоселовой, которая, отмечая значительные экономические успехи Китая, достигнутые в ходе многолетнего динамичного развития, констатирует появление предпосылок для интернационализации юаня, использования юаня в международной торговле [90].
Что касается валютного регулирования, то данные вопросы привлекли внимание исследователей
3 Иногда такие затруднения приводят к допущению ошибок, связанных с применением неактуального правового регулирования, см., напр.: [89]. См. также: Исследование зарубежного опыта правового регулирования межбюд-
относительно недавно, при этом в основном это работы экономистов, в которых затрагиваются вопросы правового регулирования. В частности, можно отметить две защищенные в 2003 и 2004 гг. соответственно кандидатские диссертации И.М. Софьянни-кова, который обращался к эволюции валютного регулирования в КНР в свете социально-экономических преобразований в стране, роли и функциях органов валютного контроля (Государственного управления валютного контроля), сущности валютных сертификатов [91], а также Чжан Цзюнь, который пришел к выводу, что «в целом реформа в сфере валютного регулирования способствует совершенствованию макроконтроля за международным платежным балансом КНР, сокращению утечки валюты из страны» [92, с. 7-8].
Определенный интерес представляют научные статьи, посвященные регулированию криптовалюты [93], валютному регулированию [94; 95], валютному контролю [96], особенностям денежно-кредитной политики в Китае [97], валютной политике [98].
Таким образом, подавляющее большинство вопросов, связанных с организацией денежного обращения, а также валютным регулированием и контролем в КНР, на настоящий момент находятся вне поля зрения российских исследователей. Представляется, что к перспективным направлениям в рассматриваемой области возможно отнести проблемы правового регулирования законных средств платежа на территории КНР в свете использования криптовалют, способов валютного регулирования, направлений валютного контроля в Китае.
5. Заключение
Проведенное исследование показывает, что на сегодняшний день в отечественной науке китаеведения при наличии отдельных ярких исследователей в области права публичных финансов КНР преждевременно говорить о сформированных и полноценно функционирующих центрах изучения китайского права публичных финансов. При этом налоговое право является бесспорным фаворитом среди ученых, оставляя позади другие направления научных исследований в области права публичных финансов.
В последнее время отечественные авторы нечасто обращаются к исследованию китайского права публичных финансов. Отчасти это может быть свя-
жетных отношений: аналит. справка. URL: http://iclrc.ru/ files/pages/research/papers/ЦМСПИ_Межбюджетные-от-ношения.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
зано с невладением исследователями китайским языком, трудностями перевода с китайского языка, особенностями системы источников и юридической техники. Приходится констатировать, что последние несколько лет не были ознаменованы появлением в России какой-либо монографии юридического характера о праве публичных финансов КНР - проводимые сегодня исследования, как правило, посвящены конкретным проблемам и выходят в свет на страницах профильных журналов.
Существующие исследования могут быть классифицированы на исследования, всецело посвященные изучению зарубежного права (отдельных институтов или отраслей китайского права), а также на исследования сравнительно-правового характера. В свою очередь, последние могут быть сгруппированы на сравнительные исследования правовых явлений, во-первых, России и Китая, во-вторых, стран БРИКС. Проведенное исследование показало, что среди отечественных исследований в области публичного права КНР в целом преобладают исследования, посвященные именно праву КНР, сравнительные исследования находятся в меньшинстве.
Несмотря на то, что советскими и российскими учеными проведена колоссальная работа по изучению китайского законодательства и практики его при-
менения, в то же время остаются неисследованными целые правовые институты китайского права публичных финансов. Приходится также констатировать, что активные экономические преобразования, подкрепляемые реформированием китайского правового регулирования, приводят к утрате актуальности ряда трудов, открывая горизонты для новых исследований. В этой части весьма полезными оказались бы регулярные обзоры изменений китайского национального регулирования в соответствующей сфере.
Проведенный обзор обозначил неисследованные вопросы права публичных финансов КНР и позволяет предложить новые направления для будущих исследований в области налогового, бюджетного права Китая, а также правового регулирования денежного обращения и валютного регулирования и контроля. Актуальность исследований данных тем связана с возможностью учета зарубежного (китайского) опыта при проведении планируемых российским руководством реформ, созданием предпосылок для возможной гармонизации и унификации законодательства стран БРИКС. Кроме того, проведение в будущем исследований, в свою очередь, сможет предопределить укрепление двусторонних отношений, а также реализацию совместных масштабных проектов в различных сферах.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Трощинский П. В. Право Китая в зеркале российской науки / П. В. Трощинский // Государство и право. -2018. - № 1. - С. 81-95.
2. Основные направления и проблемы российского китаеведения / отв. ред. Н. Л. Мамаева. - М. : Памятники исторической мысли, 2014. - 382 с.
3. Козырин А. Н. Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах / А. Н. Козырин. - М. : ЦППИ, 2009. - 182 с.
4. Грачева Е. Ю. Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву (2008-2015 гг.) / Е. Ю. Грачева, Д. М. Щекин. - М. : Статут, 2016. - 1038 с.
5. Альский М. Налоговая система Китайской республики и ее влияние на крестьянство / М. Альский // На аграрном фронте. - 1926. - № 9. - С. 74-80.
6. Корольков М. В. Налоговая система периода формирования древнекитайской империи (вторая половина 4-1 вв. до н.э.) / М. В. Корольков // Вестник Древней истории.- 2017. - Т. 77. - № 4. - С. 840-869.
7. Китайская Народная республика. Конституция и законодательные акты : пер. с кит. / сост.: К. А. Егоров ; под ред.: Л. М. Гудошников ; пер.: Н. Х. Ахметшин. - М. : Прогресс, 1984. - 470 с.
8. Экономическая реформа в КНР. Преобразования в городе 1985-1988 : док. - М. : Наука : Восточная литература, 1993. - 312 с.
9. Шевель И. Б. Реформа налоговой системы КНР : информ. бюл. № 4 / И. Б. Шевель ; под ред. В. Н. Ре-мыга. - М. : Ин-т Дальнего Востока РАН, 1993. - 159 с.
10. Бутаков Д. Д. Финансы стран народной демократии / Д. Д. Бутаков, В. И. Бочкова, И. Б. Шевель. - М. : Госфиниздат, 1959. - 344 с.
11. Болдырев Б. Г. Успехи Китайской Народной Республики в строительстве новой денежной и финансово-кредитной системы / Б. Г. Болдырев. - М. : Знание, 1952. - 40 с.
12. Болдырев Б. Г. Финансы Китайской Народной Республики / В. Г Болдырев. - М. : Госфиниздат, 1953. -
199 с.
13. Чехутов А. И. Налоговая система Китайской Народной Республики / А. И. Чехутов. - М. : Изд-во вост. лит-ры, 1962. - 207 с.
14. Гэ Чжи-да. Бюджет Китая в переходный период / Гэ Чжи-да. - М. : Госфиниздат, 1958. - 252 с.
15. История Китая с древнейших времен до начала XXI века : в 10 т. / отв. ред. А. В. Виноградов, гл. ред. акад. РАН С. Л. Тихвинский ; Ин-т Дальнего Востока РАН. - М. : Наука, 2016. - Т. IX : Реформы и модернизация (1976-2009). - 996 с.
16. Шевель И. Б. Реформа налоговой системы КНР / И.Б. Шевель // Финансово-кредитные рычаги регулирования экономики в КНР» : информ. материалы / И. А. Балюк, В. Я. Портяков, И. Б. Шевель. - М. : Ин-т Дальнего Востока РАН, 1997. - Ч. 1. - С. 24-43.
17. Трощинский П. В. Правовая система Китая / П. В. Трощинский. - М. : Ин-т Дальнего Востока РАН, 2016. - 472 с.
18. Шепенко Р. А. Местное налоговое законодательство КНР / Р. А. Шепенко // Ваш налоговый адвокат. -
2004. - № 1 (27). - С. 39-48.
19. Шепенко Р. А. Правовое регулирование налоговых льгот в КНР / Р. А. Шепенко // Закон. - 2004. -№ 11. - С. 68-72.
20. Шепенко Р. А. Налоговые льготы участников ВТО опыт КНР / Р. А. Шепенко // Финансовое право. -
2005. - № 1. - С. 43-45.
21. Шепенко Р. А. Фискальные платежи Китая / Р. А. Шепенко // Налоговая политика и практика. - 2006. -№ 2. - С. 40-43.
22. Шепенко Р. А. Системы управления налогами в КНР и на Тайване / Р. А. Шепенко // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 10. - С. 84-88.
23. Шепенко Р. А. «Второй уровень» налогового законодательства КНР / Р. А. Шепенко // Вестник МГИМО-Университета. - 2008. - № 1. - С. 55-60.
24. Шепенко Р. А. Правовое регулирования налогообложения в Китайской Народной Республике / Р. А. Шепенко. - М. : Муравей, 2001. - 200 с.
25. Шепенко Р. А. Налоговое право Китая: источники и субъекты / Р. А. Шепенко. - М. : Статут, 2004. -
414 с.
26. Шепенко Р. А. Налоговое право Китая: взимание и ответственность / Р. А. Шепенко. - М. : Волтерс Клувер, 2005. - 480 с.
27. Шепенко Р. А. Налоговое право Гонконга / Р. А. Шепенко. - М. : Вузовская книга, 2007. - 440 с.
28. Шепенко Р. А. Правовое регулирование налоговой системы Китайской Народной Республики : дис. ... д-ра юрид наук / Р. А. Шепенко. - М., 2005. - 367 с.
29. Шепенко Р. А. Правовое регулирование налоговой системы Китайской Народной Республики : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук / Р. А. Шепенко. - М., 2005. - 56 с.
30. Шепенко Р. А. Налоговые прецеденты Гонконга / Р. А. Шепенко // Юридический консультант. -
2006. - № 6. - С. 18-20.
31. Шепенко Р. А. Правовое регулирование налоговой проверки в КНР / Р. А. Шепенко // Налоговая политика и практика. - 2005. - № 9. - С. 34-37.
32. Шепенко Р. А. Ответственность за налоговые правонарушения и преступления в КНР / Р. А. Шепенко // Ваш налоговый адвокат. - 2000. - № 1 (11). - С. 121-135.
33. Шепенко Р. А. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства в Китае / Р. А. Шепенко // Ваш налоговый адвокат. - 2006. - № 3. - С. 89-96.
34. Шепенко Р. А. Налог на ресурсы в Китайской Народной Республике / Р. А. Шепенко // Нефть, газ, право. - 1998. - № 5. - С. 41-42.
35. Шепенко Р. А. Налоги в Китае. Немного истории / Р. А. Шепенко // Законодательство и экономика. -1999. - № 6. - С. 85-87.
36. Шепенко Р. А. Подоходный налог с совместных предприятий и предприятий иностранного капитала в КНР / Р. А. Шепенко // Законодательство и экономика. - 1999. - № 7. - С. 57-64.
37. Шепенко Р. А. Налогообложение доходов национальных предприятий в КНР / Р. А. Шепенко // Финансы. - 2000. - № 9. - С. 57-58.
38. Шепенко Р. А. Налог на прибыль в Гонконге / Р. А. Шепенко // Современное право. - 2002. - № 1. -С. 31-35.
39. Шепенко Р. А. Поимущественные налоги в Макао / Р. А. Шепенко // Аудит и налогообложение. -2002. - № 7. - С. 45-46.
40. Колчин С. Налоговая система в России и Китае / С. Колчин, Хайтао Ма, Вэй Тон. - М. ; Пекин, 2010. -288 с.
41. Родина Л. А. Налоговая система Китайской Народной Республики : учеб. пособие / Л. А. Родина, С. В. Бармина, В. А.Копман. - Омск, 2010. - 135 с.
42. Севальнев В. В. Правовое регулирование налогообложения инновационного сектора КНР : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Севальнев. - М., 2012. - 30 с.
43. Лебедев Б. М. Реформирование налогообложения в Китайской Народной Республике / Б. М. Лебедев, Т. В. Колесникова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Экономика. - 2012. -№ 4. - С. 144-151.
44. Пэйюн Г. Китай: на пути к новой налоговой реформе / Г. Пэйюн, М. Цзюнь // Journal of tax reform. -2015. - № 1. - С. 145-160.
45. Новоселова Л. В. Финансовая реформа - ключевое звено 12-й пятилетки / Л. В. Новоселова // Итоги 12-й пятилетки (2011-2015 годы) и перспективы развития экономики КНР до 2020 года. - М. : Ин-т Дальнего Востока РАН, 2017. - С. 60-73.
46. Портяков В. Я. К 40-летию начала экономической реформы в Китае (краткий экскурс) / В. Я. Портяков // Проблемы Дальнего Востока. - 2018. - № 5. - С. 19-34.
47. Севальнев В. В. Источники правового регулирования налогообложения инновационного сектора КНР / В. В. Севальнев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2012. - № 1. -С. 150-161.
48. Сяо Лися. Эволюция налогообложения Китая / Лися Сяо // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. - 2017. - № 6. - С. 72-77.
49. Новоселова Л. В. Реформирование налоговой системы КНР / Л. В. Новоселова // Проблемы Дальнего Востока. - 2015. - № 5. - С. 32-45.
50. Новоселова Л. В. Новейшие преобразования налогово-бюджетной системы КНР в интересах социально-экономического развития страны / Л. В. Новоселова // Российский экономический журнал. - 2016. -№ 1. - С. 66-89.
51. Шевель И. Б. Реформирование личного подоходного налога в Китае / И. Б. Шевель // Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - № 6. - С. 51-59.
52. Трофимов А. А. Налогообложение загрязнения окружающей среды в Китае / А. А. Трофимов // Правоведение. - 2018. - Т. 62. - № 4. - С. 751-764. - DOI: 10.21638/spbu25.2018.410.
53. Островский А. В. Закон КНР об индивидуальном подоходном налоге / А. В. Островский // Проблемы Дальнего Востока. - 2019. - № 2. - С. 73-79.
54. Алексеенко А. П. Налоговое стимулирование прямых иностранных инвестиций в КНР в 80-е - 90-е гг. XX в. / А. П. Алексеенко // История государства и права. - 2013. - № 4. - С. 12-15.
55. Курочкин Д. А. Медиация в налоговых спорах: перспективы развития в России и других государствах БРИКС / Д. А. Курочкин // Российский юридический журнал. - 2017. - № 5. - С. 189-204.
56. Vinnitskiy D. BRICS and developing countries legal experts forum: emergence of international coordination in economic and tax law / D. Vinnitskiy // BRICS Law Journal. - 2018. - Vol. 5, № 1. - P. 140-168.
57. Соколов Б. И. Особенности налогообложения в сельском хозяйстве КНР / Б. И. Соколов, Юйчжо Лю // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Экономика. - 2010. - № 2. - С. 60-65.
58. Севальнев В. В. Эволюция правоотношений в сфере налогообложения инновационного сектора экономики в Китайской Народной Республике / В. В. Севальнев // Адвокат. - 2012. - № 4. - С. 50-58.
59. Белых В. С. Правовое обеспечение модернизации экономики: опыт России и КНР / В. С. Белых, А. П. Алексеенко // Юрист. - 2018. - № 1. - С. 44-51.
60. Жариков М. В. Согласованная налогово-бюджетная политика стран БРИКС / М. В. Жариков // Учет. Анализ. Аудит. - 2018. - № 5 (6). - С. 28-36. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-6-28-36.
61. Винницкий Д. В. Перспективы международной координации подходов государств БРИКС в сфере трансграничного налогообложения / Д. В. Винницкий, Д. А. Курочкин // Налоги и налогообложение. - 2018. -№ 11. - С. 1-15.
62. Курочкин Д. А. Процедурные особенности применения общих правил о запрете обхода закона (GAAR) в государствах БРИКС / Д. А. Курочкин // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 7 (134). -С. 30-32.
63. Курочкин Д. А. Проблемы повышения эффективности применения законодательства государств БРИКС в части пресечения уклонения от уплаты налогов / Д. А. Курочкин // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - Т. 13. - № 4. - C. 671-679.
64. Комягин Д. Л. О бюджетной системе и современном бюджетном законодательстве Китая / Д. Л. Ко-мягин // Реформы и право. - 2010. - № 4. - С. 57-63.
65. Трофимов А. А. Эволюция бюджетного законодательства Китая / А. А. Трофимов // Правоведение. -2018. - Т. 62, № 3. - С. 540-568. - DOI: 10.21638/11701/spbu25.2018.308.
66. Шевель И. Б. Государственный бюджет КНР на современном этапе / И. Б. Шевель // Финансово-кредитные рычаги регулирования экономики в КНР : информ. материалы / И. А. Балюк, В. Я. Портяков, И. Б. Шевель. - М. : Ин-т Дальнего Востока РАН, 1998. - Ч. 2. - С. 3-23.
67. Савинский С. П. Реформа бюджетной системы КНР : автореф. дис. ... канд. экон. наук / С. П. Савин-ский. - М., 1996. - 20 с.
68. Колесникова Т. В. Роль государственного бюджета в повышении международной конкурентоспособности экономики КНР : автореф. ... дис. канд. экон. наук / Т. В. Колесникова. - СПб., 2019. - 20 с.
69. Климанов В. В. Сравнительный анализ принципов построения и основных параметров бюджетных систем Российской Федерации, стран «Группы семи», БРИКС и СНГ / В. В. Климанов, А. В. Алтынцев, К. В. Будаева, А. А. Михайлова // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2014. - № 1-2. - С. 83-90.
70. Романов А. Н. Межбюджетные отношения в России и Китае / А. Н. Романов, Г. Б. Поляк, Вэй Тон. -М. : ВЗФЭИ, 2007. - 232 с.
71. Романов А. Н. Бюджетные реформы в России и Китае / А. Н. Романов, Г. Б. Поляк, Вэй Тон. - М. : ВЗФЭИ, 2009. - 336 с.
72. Иванов С. А. Распределение фискальных и административных ресурсов между центральной и местными властями КНР в период реформ / С. А. Иванов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2012. - № 2 (9), ч. 1. - С. 41-48.
73. Бахитова Р. Х. Модель одноканальной бюджетной системы в Китайской Народной Республике / Р. Х. Бахитова // Проблемы востоковедения. - 2013. - № 4 (62). - С. 8-12.
74. Зулькарнай И. У. Одноканальная бюджетная система в экономических реформах Китая / И. У. Зуль-карнай // Современные финансово-экономические инструменты развития экономики регионов : сб. ст. XIV междунар. науч.-практ. конф. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 112-114.
75. Кадочников Д. В. Бюджетная децентрализация и межбюджетные отношения: опыт китайских реформ и его актуальность для России / Д. В. Кадочников // Terra Economicus. - 2016. - Т. 14. - № 2. - С. 109126. - DOI: 10.18522/2073-6606-2016-14-2-109-126.
76. Новоселова Л. В. Актуальные аспекты межбюджетных отношений на современном этапе экономических реформ в КНР / Л. В. Новоселова // Китай на новом этапе экономической реформы / под ред. А. В. Островского. - М. : Ленанд, 2016. - С. 42-50.
77. Кадочников Д. В. Российская Федерация и Китайская Народная Республика: общее и особенное в межбюджетных отношениях центральных и региональных властей / Д. В. Кадочников // Terra Economicus. -2017. - Т. 15. - № 2. - С. 76-92.
78. Рамазанов Р. Р. Схема межбюджетных отношений Китая после 1994 года / Р. Р. Рамазанов // Доклады Башкирского университета. - 2019. - Т. 4, № 2. - С. 169-173.
79. Кадочников Д. В. Бюджетная система Китая на современном этапе: ключевые вызовы и направления развития / Д. В. Кадочников // Terra Economicus. - 2018. - Т. 16, № 3. - С. 87-105. - DOI: 10.23683/2073-66062018-16-3-87-105.
80. Трофимов А. А. Структуры бюджетных систем России и Китая: общее и особенное / А. А. Трофимов // Финансовое право. - 2019. - № 12. - С. 24-28.
81. Трофимов А. А. О принципах бюджетных систем Китайской Народной Республики и Российской Федерации / А. А. Трофимов // Финансовое право. - 2020. - № 2. - С. 30-33. - DOI: 10.18572/1813-1220-2020-230-33.
82. Трофимов А. А. Особенности современного бюджетно-правового регулирования в Китае / А. А. Трофимов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2020. - № 4 (11). - С. 993-1008. - DOI: 10.21638/spbu14.2020.410.
83. Трофимов А. А. О некоторых принципах бюджетного права Китая в свете реализации концепции «управления на основе закона» / А. А. Трофимов // 70 лет современному китайскому государству : материалы ежегод. науч. конф. Центра полит. исслед. и прогнозов ИДВ РАН (Москва, 20 и 22 марта 2019 г.). - М. : Ин-т Дальнего Востока РАН, 2019. - С. 400-408.
84. Шевель И. Б. Государственный бюджет / И. Б. Шевель // Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999 / отв. ред. М. Л. Титаренко. - М., 1999. - С. 244-251.
85. Савинский С. П. Государственный бюджет / С. П. Савинский // Основные отрасли и сферы экономики современного Китая : в 2 кн. / отв. ред. А. В.Островский; сост. П. Б.Каменнов. - М. : Ин-т Дальнего Востока РАН, 2012. - Кн. 1. - С. 30-54.
86. Шепенко Р. А. Законодательное регулирование бюджетного процесса в Китайской Народной Республике / Р. А. Шепенко // Проблемы Дальнего Востока. - 1999. - № 4. - С. 74-83.
87. Савинский С. П. Некоторые аспекты госконтроля финансовой сферы КНР / С. П. Савинский // Финансы. - 2003. - № 10. - С. 65-67.
88. Трофимов А. А. О контрольных бюджетных полномочиях Всекитайского Собрания Народных Представителей и его Постоянного комитета / А. А. Трофимов // Образование и право. - 2019. - № 2. - С. 146-151.
89. Финансовая система Китая : учеб. / под ред. В. В. Иванова, Н. В. Покровской. - М. : Проспект, 2018. -336 с.
90. Новоселова Л. В. Основные направления финансовой реформы / Л. В. Новоселова // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. - М., 2014. - С. 162-173.
91. Софьянников И. М. Валютное регулирование в Китайской Народной Республике : автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. М. Софьянников. - М., 2003. - 24 с.
92. Чжан Цзюнь. Развитие валютной системы Китая : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Цзюнь Чжан. -Новосибирск, 2004. - 18 с.
93. Савинский С. П. Криптовалюты и их нормативно-правовое регулирование в Китае / С. П. Савинский // Деньги и кредит. - 2017. - № 7. - С. 65-67.
94. Софьянников И. М. Реформа системы валютного регулирования в КНР / И. М. Софьянников // Банковское дело. - 2002. - № 12. - С. 35-41.
95. Шевель И. Б. Валютное регулирование в КНР / И. Б. Шевель // Проблемы Дальнего Востока. - 1997. -№ 6. - С. 69-82.
96. Ситник А. А. Валютное регулирование и валютный контроль в Китае / А. А. Ситник // Финансовое право. - 2019. - № 6. - С. 17-23.
97. Солнцев О. Г. Особенности денежно-кредитной политики КНР / О. Г. Солнцев // Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 5. - С. 121-137.
98. Кузнецова В. В. Валютная политика Китая / В. В. Кузнецова // Проблемы Дальнего Востока. - Банковское дело. - 2002. - № 12. - С. 28-34.
REFERENCES
1. Troshchinskii P.V. Law of China in the mirror of Russian science. Gosudarstvo i pravo, 2018, no. 1, pp. 81-95. (In Russ.).
2. Mamaeva N.L. The main directions and problems of Russian Sinology. Moscow, Pamyatniki istoricheskoi mysli Publ., 2014. 382 p. (In Russ.).
3. Kozyrin A.N. Financial law and public finance management in foreign countries. Moscow, TsPPI Publ., 2009. 182 p. (In Russ.).
4. Gracheva E.Yu., Shchekin D.M. Commentary on dissertations in financial law (2008-2015). Moscow, Statut Publ., 2016. 1038 p. (In Russ.).
5. Al'skii M. The tax system of the Republic of China and its influence on the peasantry. Na agrarnom fronte, 1926, no. 9, pp. 74-80. (In Russ.).
6. Korol'kov M.V. The tax system of the formation period of the ancient Chinese empire (second half of the 4th-1st centuries BC). Vestnik Drevnei istorii, 2017, vol. 77, no. 4, pp. 840-869. (In Russ.).
7. Egorov K.A. People's Republic of China. Constitution and legislative acts. Moscow, Progress Publ., 1984. 470 p. (In Russ.).
8. Economic reform in China. Transformations in the city 1985-1988, Documents. Moscow, Nauka Publ., Vos-tochaya literatura Publ., 1993. 312 p. (In Russ.).
9. Shevel' I.B. China Tax System Reform. Moscow, Institute of Far East of the RAS Publ., 1993. 159 p. (In Russ.).
10. Butakov D.D., Bochkova V.I., Shevel' I.B. Finances of People's Democracies. Moscow, Gosfinizdat Publ., 1959. 344 p. (In Russ.).
11. Boldyrev B.G. Successes of the People's Republic of China in the construction of a new monetary and financial credit system. Moscow, Znanie Publ., 1952. 40 p. (In Russ.).
12. Boldyrev B.G. Finances of the People's Republic of China. Мoscow, Gosfinizdat Publ., 1953. 199 p. (In Russ.).
13. Chekhutov A.I. The tax system of the People's Republic of China. Moscow, Publishing house of Eastern literature, 1962. 207 p. (In Russ.).
14. Ge Chzhi-da. Budget of China in transitional period. Moscow, Gosfinizdat Publ., 1958. 252 p. (In Russ.).
15. Tikhvinskii S.L. (ed.). The history of China from ancient times to the beginning of the XXI century, in 10 volumes. Moscow, Nauka Publ., 2016. Vol. IX: Reforms and Modernization. 996 p. (In Russ.).
16. Shevel' I.B. Reform of the tax system of the PRC, in: Finansovo-kreditnye rychagi regulirovaniia ekonomiki vKNR, Information materials, pt. 1, Moscow, Institute of Far East of the RAS Publ., 1997, pp. 24-43. (In Russ.).
17. Troshchinskii P.V. Legal system of China. Moscow, Institute of Far East of the RAS Publ., 2016. 472 p. (In Russ.).
18. Shepenko R.A. Local tax legislation of the PRC. Vash nalogovyi advokat, 2004, no. 1 (27), pp. 39-48. (In Russ.).
19. Shepenko R.A. Legal regulation of tax benefits in the PRC. Zakon, 2004, no. 11, pp. 68-72. (In Russ.).
20. Shepenko R.A. Tax benefits of WTO participants experience of the PRC. Finansovoe pravo, 2005, no. 1, pp. 43-45. (In Russ.).
21. Shepenko R.A. Fiscal payments of China. Nalogovaia politika i praktika, 2006, no. 2, pp. 40-43. (In Russ.).
22. Shepenko R.A. Tax management systems in China and Taiwan. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2006, no. 10, pp. 84-88. (In Russ.).
23. Shepenko R.A. The "second level of" tax legislation of the People's Republic of China. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2008, no. 1, pp. 55-60. (In Russ.).
24. Shepenko R.A. Legal regulation of taxation in the people's Republic of China. Moscow, Muravei Publ., 2001. 200 p. (In Russ.).
25. Shepenko R.A. Tax law of China: sources and subjects. Moscow, Statut Publ., 2004. 414 p. (In Russ.).
26. Shepenko R.A. Chinese tax law: collection and liability. Moscow, Wolters Kluver Publ., 2005. 480 p. (In Russ.).
27. Shepenko R.A. Tax law of Hong Kong. Moscow, Vostochnaya kniga Publ., 2007. 440 p. (In Russ.).
28. Shepenko R.A. Legal regulation of the tax system of the People's Republic of China, Doct. Diss. Moscow, 2005. 367 p. (In Russ.).
29. Shepenko R.A. Legal regulation of the tax system of the People's Republic of China, Doct. Diss. Thesis. Moscow, 2005. 56 p. (In Russ.).
30. Shepenko R.A. Tax precedents of Hong Kong. Yuridicheskii konsul'tant, 2006, no. 6, pp. 18-20 (In Russ.).
31. Shepenko R.A. Legal regulation of tax audit in the PRC. Nalogovaia politika i praktika, 2005, no. 9, pp. 3437. (In Russ.).
32. Shepenko R.A. Responsibility for tax offenses and crimes in the PRC. Vash nalogovyi advokat, 2000, no. 1 (11), pp. 121-135. (In Russ.).
33. Shepenko R.A. Administrative liability for violation of tax laws in China. Vash nalogovyi advokat, 2006, no. 3, pp. 89-96. (In Russ.).
34. Shepenko R.A. Tax on resources in the People's Republic of China. Neft', gaz, pravo, 1998, no. 5, pp. 41-42. (In Russ.).
35. Shepenko R.A. Taxes in China. A little history. Zakonodatel'stvo i ekonomika, 1999, no. 6, pp. 85-87. (In Russ.).
36. Shepenko R.A. Income tax from joint ventures and enterprises of foreign capital in the PRC. Zakonodatel'stvo i ekonomika, 1999, no. 7, pp. 57-64. (In Russ.).
37. Shepenko R.A. Taxation of income of national enterprises in the PRC. Finansy, 2000, no. 9, pp. 57-58. (In Russ.).
38. Shepenko R.A. Income Tax in Hong Kong. Sovremennoe pravo, 2002, no. 1, pp. 31-35. (In Russ.).
39. Shepenko R.A. Property taxes in Macao. Audit i nalogooblozhenie, 2002, no. 7, pp. 45-46. (In Russ.).
40. Kolchin S., Ma Khaitao, Ton Vei. Tax system in Russian and China. Moscow, Beijing, 2010. 288 p. (In Russ.).
41. Rodina L.A., Barmina S.V., Kopman V.A. The Tax System of the People's Republic of China, Tutorial. Omsk, 2010. 135 p. (In Russ.).
42. Seval'nev V.V. Legal regulation of taxation of the innovative sector of the PRC, Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2012. 30 p. (In Russ.).
43. Lebedev B.M., Kolesnikova T.V. Tax Reform in the People's Republic of China. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 2012, no. 4, pp. 144-151. (In Russ.).
44. Peiiun G., Tsziun' M. China: towards a new tax reform. Journal of tax reform, 2015, no. 1, pp. 145-160. (In Russ.).
45. Novoselova L.V Financial reform is a key element in the 12th five-year plan, in: Itogi 12-i pyatiletki (20112015 gody) iperspektivy razvitiya ekonomiki KNR do 2020 goda, Moscow, Institute of Far East of the RAS Publ., 2017, pp. 60-73. (In Russ.).
46. Portiakov V.Ya. To the 40th anniversary of the beginning of economic reform in China (a brief overview). Problemy Dal'nego Vostoka, 2018, no. 5, pp. 19-34. (In Russ.).
47. Seval'nev V.V. Sources of legal regulation of taxation of the innovative sector of the PRC. Zhurnal zarubezh-nogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniia, 2012, no. 1, pp. 150-161. (In Russ.).
48. Siao Lisia. China's tax evolution. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia D, 2017, no. 6, pp. 72-77. (In Russ.).
49. Novoselova L.V. Reforming the tax system of China. Problemy Dal'nego Vostoka, 2015, no. 5, pp. 32-45. (In Russ.).
50. Novoselova L.V. The latest changes in the fiscal system of China in the interests of socio-economic development of the country. Rossiiskii ekonomicheskiizhurnal, 2016, no. 1, pp. 66-89. (In Russ.).
51. Shevel' I.B. Reforming personal income tax in China. Problemy Dal'nego Vostoka, 2006, no. 6, pp. 51-59. (In Russ.).
52. Trofimov A.A. Taxation of environmental pollution in China. Pravovedenie, 2018, vol. 62, no. 4, pp. 751764. (In Russ.).
53. Ostrovskii A.V. The PRC law on individual income tax. Problemy Dal'nego Vostoka, 2019, no. 2, pp. 73-79. (In Russ.).
54. Alekseenko A.P. Tax stimulation of direct foreign investments in the PRC in 1980-1990s. Istoriya gosudar-stva i prava, 2013, no. 4, pp. 12-15. (In Russ.).
55. Kurochkin D.A. Mediation in tax disputes: prospects of development in Russia and other BRICS countries. Rossiiskii iuridicheskiizhurnal, 2017, no. 5, pp. 189-204. (In Russ.).
56. Vinnitskiy D. BRICS and developing countries legal experts forum: emergence of international coordination in economic and tax law. BRICS Law Journal, 2018, vol. 5, no. 1, pp. 140-168.
57. Sokolov B.I., Liu Iuichzho. Features of taxation in agriculture of the PRC. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 2010, no. 2, pp. 60-65. (In Russ.).
58. Seval'nev V.V. Evolution of legal relations in the sphere of taxation of the innovative sector of the economy in the people's Republic of China. Advokat, 2012, no. 4, pp. 50-58. (In Russ.).
59. Belykh V.S., Alekseenko A.P. Legal support for the modernization of the economy: the experience of Russia and China. Yurist, 2018, no. 1, pp. 44-51. (In Russ.).
60. Zharikov M.V. Coordinated fiscal policy of the BRICS countries. Uchet. Analiz. Audit, 2018, no. 5(6), pp. 2836. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-6-28-36. (In Russ.).
61. Vinnitskii D.V., Kurochkin D.A. Prospects for the international coordination of the approaches of the BRICS countries in the field of cross-border taxation. Nalogi i nalogooblozhenie, 2018, no. 11, pp. 1-15. (In Russ.).
62. Kurochkin D.A. Procedural features of the application of the general rules on prohibition of circumvention of the law (GAAR) in the BRICS states. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal, 2019, no. 7 (134), pp. 30-32. (In Russ.).
63. Kurochkin D.A. Problems of increasing the effectiveness of the application of the legislation of the BRICS states in terms of suppressing tax evasion. Vserossiiskii kriminologicheskiizhurnal, 2019, vol. 13, no. 4, pp. 671-679. (In Russ.).
64. Komiagin D.L. On the budget system and modern budget legislation of China. Reformy i parvo, 2010, no. 4, pp. 57-63. (In Russ.).
65. Trofimov A.A. Evolution of China's budget legislation. Pravovedenie, 2018, vol. 62, no. 3, pp. 540-568. (In Russ.).
66. Shevel' I.B. State budget of the People's Republic of China at the present stage, in: Finansovo-kreditnye rychagi regulirovaniia ekonomiki v KNR, Information materials, pt. 2, Moscow, Institute of Far East of the RAS Publ., 1998, pp. 3-23. (In Russ.).
67. Savinskii S.P. Reform of the budget system of the PRC, Cand. Diss. Thesis. Moscow, 1996. 20 p. (In Russ.).
68. Kolesnikova T.V. The role of the state budget in enhancing the international competitiveness of the PRC economy, Cand. Diss. Thesis. St. Petersburg, 2019. 20 p. (In Russ.).
69. Klimanov V.V., Altyntsev A.V., Budaeva K.V., Mikhailova A.A. Comparative analysis of the principles of construction and the main parameters of the budget systems of the Russian Federation, the countries of the "Group of Seven", BRICS and the CIS. Gosudarstvennyi audit. Pravo. Ekonomika, 2014, no. 1-2, pp. 83-90. (In Russ.).
70. Romanov A.N., Poliak G.B., Ton Vei. Interbudgetary relations in Russia and China. Moscow, VZFEI Publ., 2007. 232 p. (In Russ.).
71. Romanov A.N., Poliak G.B., Ton Vei. Budget reforms in Russia and China. Moscow, VZFEI Publ., 2009. 336 p. (In Russ.).
72. Ivanov S.A. Distribution of fiscal and administrative resources between the central and local authorities of the PRC during the reform period. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie, 2012, no. 2(9), pt. 1, pp. 41-48. (In Russ.).
73. Bakhitova R.Kh. A single-channel budget model in the People's Republic of China. Problemy vos-tokovedeniya, 2013, no. 4 (62), pp. 8-12. (In Russ.).
74. Zul'karnai I.U. Single-channel budget system in China's economic reforms, in: Sovremennye finansovo-ekonomicheskie instrumenty razvitiia ekonomiki regionov, Collected articles of the 14th international scientific and practical conference, Ufa, Aeterna Publ., 2016, pp. 112-114. (In Russ.).
75. Kadochnikov D.V. Budget decentralization and intergovernmental relations: the experience of Chinese reforms and its relevance to Russia. Terra Economicus, 2016, vol. 14, no. 2, pp. 109-126. DOI: 10.18522/2073-66062016-14-2-109-126. (In Russ.).
76. Novoselova L.V. Actual aspects of interbudget relations at the present stage of economic reform in China, in: Ostrovskii A.V. (ed.) Kitai na novom etape ekonomicheskoi reform, Moscow, Lenand Publ., 2016, pp. 42-50. (In Russ.).
77. Kadochnikov D.V. The Russian Federation and the People's Republic of China: general and special in the intergovernmental budget relations of central and regional authorities. Terra Economicus, 2017, vol. 15, no. 2, pp. 76-92. (In Russ.).
78. Ramazanov R.R. China's inter-budgetary relations scheme after 1994. Doklady Bashkirskogo universiteta, 2019, vol. 4, no. 2, pp. 169-173. (In Russ.).
79. Kadochnikov D.V. The budget system of China at the present stage: key challenges and directions of development. TerraEconomicus, 2018, vol. 16, no. 3, pp. 87-105. DOI: 10.23683/2073-6606-2018-16-3-87-105. (In Russ.).
80. Trofimov A.A. Structures of budget systems of Russia and China: general and special. Finansovoe pravo, 2019, no. 12, pp. 24-28. (In Russ.).
81. Trofimov A.A. On the principles of budget systems of the People's Republic of China and the Russian Federation. Finansovoe pravo, 2020, no. 2, pp. 30-33. (In Russ.).
82. Trofimov A.A. Characteristics of modern budget legal regulation in China. Vestnik Sankt-Petersburgskogo Universiteta. Pravo, 2020, no. 4 (11), pp. 993-1008. DOI: 10.21638/spbu14.2020.410. (In Russ.).
83. Trofimov A.A. On some principles of the budget law of China in the light of the implementation of the concept of "law-based government", in: 70 let sovremennomu kitaiskomu gosudarstvu, materials of anniversary scientific conference of the Center of political researches and prognosis of the Institute of Far East of the RAS (Moscow, March 20 and 22, 2019), Moscow, Institute of Far East of the RAS Publ., 2019, pp. 400-408. DOI: 10.18572/1813-1220-2020-2-30-33. (In Russ.).
84. Shevel' I.B. State budget, in: Titarenko M.L. (ed.) Kitai na puti modernizatsii I reform. 1949-1999, Moscow, 1999, pp. 244-251. (In Russ.).
85. Savinskii S.P. State budget, in: Osnovnye otrasli i sfery ekonomiki sovremennogo Kitaya, Moscow, Institute of Far East of the RAS Publ., 2012, pp. 30-54. (In Russ.).
86. Shepenko R.A. Legislative regulation of the budget process in the People's Republic of China. Problemy Dal'nego Vostoka, 1999, no. 4, pp. 74-83. (In Russ.).
87. Savinskii S.P. Some aspects of the state control of the financial sphere of China. Finansy, 2003, no. 10, pp. 65-67. (In Russ.).
88. Trofimov A.A. On the budget control powers of the National People's Congress and its Standing Committee. Obrazovanie i pravo, 2019, no. 2, pp. 146-151. (In Russ.).
89. Ivanov V.V., Pokrovskaya N.V. (eds.) Financial system of China, Textbook. Moscow, Prospekt Publ., 2018. 336 p. (In Russ.).
90. Novoselova L.V The main directions of financial reform, in: Kitaiskaya Narodnaya Respublika: politika, ekonomika, kul'tura, Moscow, 2014, pp. 162-173. (In Russ.).
91. Sof'iannikov I.M. Currency regulation in the people's Republic of China, Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2003. 24 p. (In Russ.).
92. Chzhan Tsziun'. Development of the Chinese currency system, Cand. Diss. Thesis. Novosibirsk, 2004. 18 p. (In Russ.).
93. Savinskii S.P. Cryptocurrencies and their legal regulation in China. Den'giikredit, 2017, no. 7, pp. 65-67. (In Russ.).
94. Sof'iannikov I.M. Reform of foreign exchange management system in China. Bankovskoe delo, 2002, no. 12, pp. 35-41. (In Russ.).
95. Shevel' I.B. The regulation of foreign exchange in China. Problemy Dal'nego Vostoka, 1997, no. 6, pp. 6982. (In Russ.).
96. Sitnik A.A. Currency regulation and currency control in China. Finansovoe pravo, 2019, no. 6, pp. 17-23. (In Russ.).
97. Solntsev O.G. Features of China's monetary policy. Problemy prognozirovaniya, 2008, no. 5, pp. 121-137. (In Russ.).
98. Kuznetsova V.V. Monetary Policy of China. Problemy Dal'nego Vostoka. Bankovskoe delo, 2002, no. 12, pp. 28-34. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Килинкарова Елена Васильевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Санкт-Петербургский государственный университет
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Elena V. Kilinkarova - PhD in Law, Associate Professor; Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law St. Petersburg University
7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russia
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
E-mail: e.kilinkarova@spbu.ru
ResearcherlD: J-7523-2013
ORCID: 0000-0003-1262-1448
Scopus AuthorlD: 57219343210
SPIN-код РИНЦ: 7515-4090; AuthorlD: 508242
Трофимов Альберт Алексеевич - кандидат юридических наук, ассистент кафедры административного и финансового права
Санкт-Петербургский государственный университет
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
E-mail: albert.trofimov@gmail.com ORCID: 0000-0002-3575-6743 ResearcherlD: AAA-1980-2019 SPIN-код РИНЦ: 8587-6777; AuthorlD: 1025232
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Килинкарова Е.В. Обзор российских научных исследований в области права публичных финансов КНР / Е.В. Килинкарова, А.А. Трофимов // Правоприменение. - 2021. - Т. 5, № 4. - С. 248-264. - DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(4).248-264.
E-mail: e.kilinkarova@spbu.ru.
ResearcherID: J-7523-2013
ORCID: 0000-0003-1262-1448
Scopus AuthorID: 57219343210
RSCI SPIN-code: 7515-4090; AuthorID: 508242
Albert A. Trofimov - PhD in Law, Assistant, Department of Administrative and Financial Law St. Petersburg University
7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russia
E-mail: albert.trofimov@gmail.com. ORCID: 0000-0002-3575-6743 ResearcherlD: AAA-1980-2019 RSCI SPIN-code: 8587-6777; AuthorlD: 1025232
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kilinkarova E.V., Trofimov A.A. Review of Russian scientific researches on Chinese law of public finance. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2021, vol. 5, no. 4, pp. 248-264. DOI: 10.52468/2542-1514. 2021.5(4).248-264. (In Russ.).