Научная статья на тему 'ОБЗОР РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОБЗОР РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
905
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПЕРЕРАБОТКА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (ТКО) / ОБРАЩЕНИЕ С БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ / STATE ENVIRONMENTAL POLICY / REGIONAL PROJECTS / SOLID MUNICIPAL WASTE (MSW) PROCESSING / HOUSEHOLD WASTE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Круталевич Марина Геннадьевна

Пристальный интерес общественности к разрешению экологических проблем и предотвращению серьезных природных катаклизмов обусловлен ухудшением экологической обстановки как в Российской Федерации в целом, так и на территории Оренбургской области, в частности. Автором проводится обзор реализации экологической политики в Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Круталевич Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the implementation of environmental policy in the Orenburg region

The public’s keen interest in resolving environmental problems and preventing serious natural disasters is due to the deterioration of the environmental situation both in the Russian Federation as a whole and in the Orenburg region in particular. The author reviews the implementation of environmental policy in the Orenburg region.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ECOLOGY AND NATURAL RESOURCES MANAGEMENT

Обзор реализации экологической политики в Оренбургской области Review of the implementation of environmental policy in the Orenburg region

Ь É московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ VI ЖУРНАЛ

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046X-2020-10238 Круталевич Марина Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университета, г. Оренбург, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7988-4440

Krutalevich M.G., [email protected]

Аннотация. Пристальный интерес общественности к разрешению экологических проблем и предотвращению серьезных природных катаклизмов обусловлен ухудшением экологической обстановки как в Российской Федерации в целом, так и на территории Оренбургской области, в частности. Автором проводится обзор реализации экологической политики в Оренбургской области.

Summary. The public's keen interest in resolving environmental problems and preventing serious natural disasters is due to the deterioration of the environmental situation both in the Russian Federation as a whole and in the Orenburg region in particular. The author reviews the implementation of environmental policy in the Orenburg region.

Ключевые слова: государственная экологическая политика, региональные проекты, переработка твердых коммунальных отходов (ТКО), обращение с бытовыми отходами. Keywords: state environmental policy, regional projects, solid municipal waste (MSW) processing, household waste management.

Концептуальные основы устойчивого развития регионов Российской Федерации подразумевают достижение уровня регионального развития, при котором обеспечивается благополучие как живущих, так и будущих поколений. Как показывает практический опыт реализации Концепции устойчивого развития регионов, нельзя говорить о ее полной и повсеместной реализации, поскольку многие сферы развиваются нестабильно [1].

Для экологической безопасности необходимо оптимальное использование ограниченных ресурсов, сохранение социальной стабильности и культурного многообразия. Проблемы экологической, энергетической, продовольственной, промышленной безопасности актуальны для устойчивого развития Оренбургской области, как приграничного субъекта Российской Федерации.

Стратегической целью государственной экологической политики, согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.08.2002 года № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации», является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны [2].

По площади занимаемой территории Оренбургская область является одной из наиболее крупных областей Российской Федерации. В пределах этого субъекта Российской Федерации наблюдаются различные ландшафты и растительность, относящиеся к разным природным зонам. Оренбургская область обладает обширными природными богатствами, в том числе - энергетическими ресурсами. С каждым годом все более быстрыми темпами развивается промышленность, поэтому повышение эффективности реализации экологической политики для Оренбургской области достаточно актуально [3].

Разнообразная структура природно-ресурсного потенциала обеспечивает устойчивое развитие территорий, имеет основополагающее значение для развития экономики, является конкурентным преимуществом Оренбургской области. Развитость минерально-сырьевой базой, мощный промышленный комплекс и использование устаревших технологий усложняют экологическую обстановку в Оренбургской области.

Оренбургская область регулярно попадает на последние строчки экологического рейтинга, который составляет организация «Зеленый патруль» (по состоянию на зиму 2018-2019 года 82 место из 85). Например, Президент Российской Федерации в числе 15 самых грязных городов назвал Медногорск Оренбургской области. Этот же город в аналогичном отчете упомянуло Минприроды [4].

В рамках национального проекта «Экология» сформированы, согласованы и реализуются два региональных проекта Оренбургской области - «Чистый воздух» и «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами». Отметим, что региональные проекты реализуются в полной мере и в установленные сроки.

В Оренбургской области реализация проекта «Чистый воздух» проходит без отклонений от заявленных в паспорте индикаторов и имеются определенные результаты. Для Оренбургской области в рамках проекта определен дополнительный показатель -объем потребления природного газа в качестве моторного топлива. Его уровень должен увеличиться к 2024 году примерно в 1,5 раза от базового уровня 2017 года.

По проведению технических работ в ЕИС в сфере закупок заключен государственный контракт от 02.07.2019 №14/02 - 67 на разработку проектной и рабочей документации с ООО «ОренбургДорПроект» по причине технического характера. Площадкой для реализации регионального проекта «Чистый воздух» является город Медногорск. Загрязнение атмосферного воздуха в Медногорске формируется преимущественно под влиянием выбросов ООО «Медногорский медно-серный комбинат». Комбинатом выполнены все запланированные мероприятия: реконструкция цеха серной кислоты, покупка нового тепловоза, мероприятия по экологическому просвещению. Кроме того, раньше плановых сроков проведено мероприятие по строительству гаража для размораживания грузов. В рамках проекта выполняется мероприятие по строительству автомобильной дороги Восточный обход города Медногорска. За счет средств областного бюджета ведется подготовка проектной и рабочей документации по объекту. Привлечение федеральных средств запланировано на 2021-2022 годы, когда будут осуществляться мероприятия по строительству дороги [3].

Одновременно с «Чистым воздухом» реализуется еще один не менее важный региональный проект «Комплексная система обращения с ТКО». В соответствии с соглашением о реализации проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» для Оренбургской области установлены два основных показателя:

- увеличение к 2024 году доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов до 15 % (на 2019 год данный показатель равен 0,8 %);

- увеличение к 2024 году доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов до 60 % (на 2019 год - 21,1%).

Отклонений также не наблюдается ни по одному из показателей и имеется ряд результатов. Выделен земельный участок под комплекс переработки ТКО «Южный», внесен задаток на право аренды земельного участка, проведены инженерно-геодезические изыскания объекта, составлен технический паспорт. Приобретено оборудование для оснащения сортировочного комплекса в г. Медногорске. В рамках корректировки территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области, утвержденной в декабре 2019 года, уточнена инфраструктура, учтены выявленные ошибки, дополнена информация. Эксплуатирующими организациями проведены мероприятия по оснащению объектов по обработке отходов. Так, в Гайском городском округе приобретены мобильный сортировочный комплекс и автомобильные электронные весы. В Новосергиевском районе приобретено весовое оборудование, выполняется подготовка по его установке. В Медногорске проведены работы в рамках реконструкции сортировочного комплекса [3].

Государственная программа «Охрана окружающей среды Оренбургской области» на 2014-2020 годы, доработана в соответствии с новыми требованиями и утверждена в новой редакции. Срок её действия продлен до 2024 года. В рамках реализации программных мероприятий на 2018 года промышленными предприятиями выполнено работ на общую сумму 9 миллиардов рублей. По результатам оценки эффективности, программа признана одной из наиболее высокоэффективных из реализуемых в Оренбургской области (коэффициент эффективности - 99,5 %, второе место из 26 реализуемых в регионе государственных программ) [3].

В рамках осуществления государственного контроля в сфере охраны окружающей среды проведено более тысячи проверочных мероприятий, выявлено и пресечено свыше 500 нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, рассмотрено 685 материалов дел об административных правонарушениях. В бюджеты различных уровней поступило около 5 миллионов рублей в виде штрафов за нарушения природоохранного законодательства [4].

В региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, внесено более 2000 объектов. Выдано 221 разрешение на выбросы загрязняющих веществ, согласовано около 150 планов мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий, выдано 255 документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Учреждениями, подведомственными министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, полностью выполнены государственные задания [4].

С 2018 года изменяется не только природоохранное законодательство Российской Федерации и, собственно, Оренбургской области, также продолжается работы по внедрению инновационных концепций и подходов в сфере организации охраны окружающей среды.

Эффективность реализации направлений экологической политики, замедляют проблемные вопросы, требующие разрешения. Особо отметим, отсутствие осознанности у населения Оренбургской области в вопросах экологической безопасности. Массовое воспитание, пропаганда охраны окружающей среды позволит внедрить в сознание общества природоохранные мероприятия, что, в свою очередь, позволит более эффективно реализовывать основные направления формирования экологической культуры. Чем раньше население Оренбургской области начнет пересматривать результаты своей деятельности, соизмерять их с последствиями для окружающей среды, тем быстрее можно будет перейти к исправлению своих ошибок, как в идеологической сфере, так и в экономической сфере. Улучшение экологической ситуации возможно лишь при осознании каждым индивидуальным человеком своей позиции, мировоззрения, а также степени экологической ответственности [5]. Формирование экологической культуры должно быть направлено, прежде всего, на развитие у населения всех возрастов и социальных групп активной общественной позиции отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду. Кроме того, формирование экологической культуры должно быть направлено на расширение практического участия населения в мероприятиях по формированию благоприятной среды, предотвращению и недопущению экологических правонарушений.

Ведущую роль в эколого-просветительской деятельности играют учреждения образования, культуры и общественные экологические организации Оренбургской области. Зачастую мероприятия, призванные улучшить экологическую обстановку в Оренбургской области, находят своё воплощение лишь в форме акций, фестивалей, флешмобов, выставок, «дней», конкурсов и тд.

Органам власти, образовательным и культурным учреждениям, общественным организациям, средствам массовой информации необходимо более активно взаимодействовать в вопросах экологического образования и просвещения населения Оренбургской области; развивать образовательные и природоохранные проекты

экологической направленности, в том числе связанные с деятельностью волонтёрского экологического движения; участвовать в эколого-просветительской деятельности.

Несмотря на эффективность реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», для Оренбургской области все еще актуальна проблема обращения с бытовыми отходами. Сейчас большая часть отходов из селитебных зон вывозится на свалки, при заполнении которых выделяются кислотные стоки. Они загрязняют почвы и грунтовые воды Оренбуржья, привлекают крыс и паразитов, разносчиков опасных для человека болезней.

Безусловно строительство заводов по термопереработке твёрдых бытовых отходов, разработка и внедрение природоподобных технологий методик и способов утилизации и обработки отходов и другие высокотехнологичные и наукоёмкие проекты требуют серьёзных инвестиций. Вместе с тем навести порядок с использованием бытовых отходов посредством ликвидации свалок, рекультивации полигонов твёрдых коммунальных и бытовых отходов, строительства новых полигонов с соблюдением экологических нормативов являются приоритетами для региональных органов власти.

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений планирует объединить все существующие экологические посты на территории Оренбургской области в единую сеть. В нее войдут 11 действующих экопостов, принадлежащих региону, а также посты некоторых компаний. В 2020 году в Оренбуржье пересмотрят схему обращения с ТКО. Появятся два новых полигона ТКО - в Шарлыке и Сорочинске. А в Оренбурге выделен участок под строительство мусороперерабатывающего комплекса. Запланировано строительство таких же комплексы в Бузулуке и Орске [3].

Следует отметить, что региональные власти делают все возможное, чтобы переработка и утилизация отходов становилась более экологичной. А значит, следует мотивировать населения к сортировке мусора. Через СМИ доводить до сведения населения методы сортировки мусора, виды сырья, способы утилизации.

Важно отметить, что выделенные проблемы и предложенные пути их решения не являются единственными.

Список литературы

1. Шпакова, М.В., Иванов, А.А., Демидов, М.О. Экологическая политика в рамках развития региона/ М.В. Шпакова, А.А. Иванов, М.О. Демидов // Наука без границ. - 2017. - №7 (12). - С. 77-80

2. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 M 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unepcom.ru/publications/eco-doctrina.html

3. Правительство Оренбургской области [Электронный ресурс]: официальный сайт -Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/

4. Официальный сайт министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mpr.orb.ru/

5. Скоростинская, A.A., Даниленко, ЮА., Бунин, A.A. Экологическое воспитание и его роль в современном мире /A.A. Скоростинская, ЮА. Даниленко, A.A. Бунин// Студенческий: электрон. научн. журн. - 2018. - M 13. - С. 33

6. Комаров Д.О. Проблемы экологии Оренбуржья и реальные способы их решения // Студенческий: электрон. научн. журн. - 2019. - M 39. - С.83

References

1. Shpakova, M.V., Ivanov, A.A., Demidov, M.O. Ehkologicheskaya politika v ramkakh razvitiya regiona/ M.V. Shpakova, A.A. Ivanov, M.O. Demidov // Nauka bez granits. - 2017. -M7 (12). - S. 77-80

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2002 M 1225-r «Ob Ehkologicheskoi doktrine Rossiiskoi Federatsil»: [Ehlektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.unepcom.ru/publications/eco-doctrina.html

3. Pravitel'stvo Orenburgskoi oblasti [Ehlektronnyi resurs]: ofitsial'nyi sait - Rezhim dostupa: http://www.orenburg-gov.ru/

4. Ofitsial'nyi sait ministerstva prirodnykh resursov, ehkologii i imushchestvennykh otnoshenii Orenburgskoi oblasti: [Ehlektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://mpr.orb.ru/

5. Skorostinskaya, A.A., Danilenko, Yu.A., Bunin, A.A. Ehkologicheskoe vospitanie i ego rol' v sovremennom mire /A.A. Skorostinskaya, Yu.A. Danilenko, A.A. Bunin// Studencheskii: ehlektron. nauchn. zhurn. - 2018. - M 13. - S. 33

6. Komarov D.O. Problemy ehkologii Orenburzh'ya i real'nye sposoby ikh resheniya // Studencheskii: ehlektron. nauchn. zhurn. - 2019. - M 39. - S.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.