Научная статья на тему 'ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинские работники / профессиональное выгорание / модели развития / психологические факторы / medical workers / professional burnout / developmental patterns / psychological factors

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Владимир Александрович Винокур, Евгений Юрьевич Абриталин, Наталья Валентиновна Войтович

Введение. Профессиональное выгорание у медицинских работников является основной причиной снижения работоспособности, врачебных ошибок, потери трудоспособности и, соответственно, ухудшения оказания медицинской помощи. Большая часть современных исследований направлена на изу чение причин формирования этого состояния. В статье проведен обзор российских и иностранных литературных источников за последние сорок лет по изучению основных психологических причин и механизмов формирования профессионального выгорания у медицинских работников для определения направлений дальнейшей разработки эффективных стратегий психокоррекции и профилактики. Цель – выявить и проанализировать основные причины формирования профессионального выгорания у медицинских работников на основе изучения литературных данных. Материалы и методы. Анализ данных литературы. Результаты. На основании изученных литературных данных установлено, что основной причиной формирования профессионального выгорания у медицинских работников является хронический выраженный стресс, связанный с постоянным напряженным эмоциональным контактом с пациентами. К сопутствующим факторам можно отнести: отсутствие необходимой коммуникативной компетенции, устойчивых стратегий осознания нарастающего истощения и способов преодоления его, а также некоторые установки и особенности личности. Все это приводит к физическому, умственному и эмоциональному истощению и в конечном итоге к формированию серьезных поведенческих изменений, возникновению соматических заболеваний и даже потере смысла жизни. Заключение. В результате проведенного анализа литературы определены психологические факторы формирования синдрома профессионального выгорания у медицинских работников, что может послужить основой для профилактики возникновения и психокоррекции проявлений данного состояния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Владимир Александрович Винокур, Евгений Юрьевич Абриталин, Наталья Валентиновна Войтович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE PSYCHOLOGICAL FACTORS OF THE FORMATION OF THE SYNDROME OF PROFESSIONAL BURNOUT IN MEDICAL WORKERS

Introduction. Professional burnout in medical workers is the main cause of a decrease in working capacity, medical errors, disability and, accordingly, a deterioration in the provision of medical care. Much of this research is aimed at investigating the causes of this occupational stress. A broad review of the literature of Russian and foreign sources over the past 40 years is carried out and the main psychological causes and mechanisms of the formation of this condition in medical workers are highlighted in order to further form eff ective strategies for psychocorrection and prevention of professional burnot. Aim. The aim is identifi cation and consideration of the main causes of vocational education for burnout among specialists based on the study of literature data. Materials and methods. Literature data. Result s. As a result of the analysis of the literature, It were determined the psychological factors of the formation of the syndrome of professional burnout among medical workers, which can serve as the basis for the prevention of the onset and psychocorrection of the manifestations of this condition. Conclusions. Based on the studied literature data, it was found that the main reason for the formation of professional burnout among medical workers is chronic pronounced stress associated with constant intense emotional contact with patients. Concomitant factors include: the communicative competence, sustainable strategies for understanding the growing exhaustion and ways to overcome it, as well as some attitudes and personality traits. All of this leads to physical, mental and emotional exhaustion and ultimately the formation of serious behavioral changes, the emergence of somatic diseases and even the loss of the meaning of life

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

УДК 159.9:614.253 В. А. ВИНОКУР1, Е. Ю. АБРИТАЛИН1, 2, Н. В. ВОЙТОВИЧ1

ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1 - Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург, Российская Федерация

2 - Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова, Санкт-Петербург, Российская Федерация

_ АННОТАЦИЯ_

Введение. Профессиональное выгорание у медицинских работников является основной причиной снижения работоспособности, врачебных ошибок, потери трудоспособности и, соответственно, ухудшения оказания медицинской помощи. Большая часть современных исследований направлена на изучение причин формирования этого состояния. В статье проведен обзор российских и иностранных литературных источников за последние сорок лет по изучению основных психологических причин и механизмов формирования профессионального выгорания у медицинских работников для определения направлений дальнейшей разработки эффективных стратегий психокоррекции и профилактики.

Цель - выявить и проанализировать основные причины формирования профессионального выгорания у медицинских работников на основе изучения литературных данных. Материалы и методы. Анализ данных литературы. Результаты. На основании изученных литературных данных установлено, что основной причиной формирования профессионального выгорания у медицинских работников

является хронический выраженный стресс, связанный с постоянным напряженным эмоциональным контактом с пациентами. К сопутствующим факторам можно отнести: отсутствие необходимой коммуникативной компетенции, устойчивых стратегий осознания нарастающего истощения и способов преодоления его, а также некоторые установки и особенности личности. Все это приводит к физическому, умственному и эмоциональному истощению и в конечном итоге к формированию серьезных поведенческих изменений, возникновению соматических заболеваний и даже потере смысла жизни.

Заключение. В результате проведенного анализа литературы определены психологические факторы формирования синдрома профессионального выгорания у медицинских работников, что может послужить основой для профилактики возникновения и психокоррекции проявлений данного состояния.

Ключевые слова: медицинские работники; профессиональное выгорание; модели развития; психологические факторы.

Для цитирования: Винокур В. А., Абриталин Е. Ю., Войтович Н. В. Обзор психологических факторов формирования синдрома профессионального выгорания у медицинских работников // Оренбургский медицинский вестник. 2023. Т. Х1, № 1 (41). С. 6—11. Рукопись получена: 09.12.2022 Рукопись одобрена: 15.02.2023 Опубликована: 15.03.2023

VLADIMIR A. VINOKUR1, EVGENII Y. ABRITALIN1, 2, NATALIA V. VOITOVICH1

REVIEW OF THE PSYCHOLOGICAL FACTORS OF THE FORMATION

OF THE SYNDROME OF PROFESSIONAL BURNOUT IN MEDICAL WORKERS

1 - Medical Psychology and Sexology of North-Western State Medical University named after 1.1. Mechnikov, St. Petersburg, Russian Federation

2 - Institute of Almazov National Medical Research Centre, St. Petersburg, Russian Federation

_ ABSTRACT_

Introduction. Professional burnout in medical workers is the main cause of a decrease in working capacity, medical errors, disability and, accordingly, a deterioration in the provision of medical care. Much of this research is aimed at investigating the causes of this occupational stress. A broad review of the literature of Russian and foreign sources over the past 40 years is carried out and the main psychological causes and mechanisms of the formation of this condition in medical workers are highlighted in order tofurther form effective strategies for psychocorrection and prevention of professional burnot.

Aim. The aim is identification and consideration of the main causes of vocational education for burnout among specialists based on the study of literature data.

Materials and methods. Literature data. Results. As a result of the analysis of the literature, It were determined the psychological factors of the formation of the syndrome

of professional burnout among medical workers, which can serve as the basis for the prevention of the onset and psychocorrection of the manifestations of this condition.

Conclusions. Based on the studied literature data, it was found that the main reason for the formation of professional burnout among medical workers is chronic pronounced stress associated with constant intense emotional contact with patients. Concomitant factors include: the communicative competence, sustainable strategies for understanding the growing exhaustion and ways to overcome it, as well as some attitudes and personality traits. All of this leads to physical, mental and emotional exhaustion and ultimately the formation of serious behavioral changes, the emergence of somatic diseases and even the loss of the meaning of life.

Keywords: medical workers; professional burnout; developmental patterns; psychological factors

For citation: Vinokur V. A., Abritalin E. Y., Voitovich N. V. Review of the psychological factors of the formation of the syndrome of professional burnout in medical workers. Orenburg Medical Bulletin. 2023;ХI;1(41):6-11. (In Russia). Received: 09.12.2022 Accepted: 15.02.2023 Published: 15.03.2023

ВВЕДЕНИЕ

История формирования научного представления о причинах профессионального выгорания очень короткая. Исследователи начали выделять различные патогенные факторы, которые приводят к возникновению этого состояния только последние несколько десятилетий. При этом отмечается, что наиболее уязвимой группой являются люди, чья работа связана с большим количеством межличностных контактов и сопровождается высоким эмоциональным напряжением. К таким специалистам, прежде всего, относятся медицинские работники. Именно у них чаще, чем в других профессиональных группах, развиваются патологические реакции на стрессы, спровоцированные трудовой деятельностью. По данным H. Freudenberger (1974), уже после первого года трудовой деятельности в области медицины нарастает неудовлетворенность работой, теряется интерес к профессиональному развитию, уменьшается эмоциональная вовлеченность и развивается формальное отношение к своим обязанностям [1]. Это оказывает негативное влияние на деятельность учреждений и организаций здравоохранения, их сотрудников и пациентов, определяя необходимость исследования факторов, формирующих многокомпонентное психосоциальное состояние выгорания, а также способов, которые помогут снизить его распространенность, и методов коррекции.

ЦЕЛЬ исследования - выявить и проанализировать основные причины формирования профессионального выгорания у медицинских работников на основе изучения литературных данных. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Анализ данных литературы. РЕЗУЛЬТАТЫ

Синдром выгорания в помогающих профессиях и, прежде всего, у медицинских работников признан проблемой, требующей медицинского вмешательства. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (2001), синдром выгорания (burnout syndrome) - «это физическое, эмоциональное или моти-вационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и во многих случаях даже суицидального поведения. Этот синдром расценивается как стресс-реакция в ответ на производственные и эмоциональные требования, происходящие из излишней преданности человека своей работе с сопутствующим этому пренебрежением семейной жизнью или отдыхом» [2].

Выгорание в МКБ-10 шифруется кодом Z-73 - проблемы, связанные с поддержанием нормального образа жизни, - в рубрике «Расстройства адаптации» и подразумевает состояние субъективного стресса и эмо-

ционального расстройства, затрудняющих социальное функционирование и возникающих в период адаптации к стрессогенным событиям, включая развитие психосоматических расстройств и заболеваний. По критериям МКБ-10 проявлениями выгорания могут быть: депрессивные симптомы, тревога, беспокойство, чувство неспособности справляться с трудными ситуациями, снижение успешности и продуктивности в повседневных занятиях, чувство вины.

Несмотря на то, что к настоящему времени определены критерии состояния выгорания, до сих пор клинически не установлено, в чем конкретно проявляется профессиональное выгорание, в какой момент начинается и что можно считать излечением от него. Другими словами, профессиональное выгорание нельзя назвать клинически и теоретически обоснованным явлением. В МКБ-11 выгоранию присвоен специальный код QD-85 (Burnout) - здесь этот феном рассматривается преимущественно в профессиональном контексте.

Впервые состояние выгорания, без использования самого термина, описал в 1966 г. A. Cartwright. Он отметил высокий уровень эмоционального истощения, неудовлетворенность результатами работы у американских и британских врачей вследствие их профессиональной деятельности. В 1981 г. он опубликовал результаты 15-летнего лонгитудинального наблюдения за теми же врачами, где описал дальнейшее ухудшение их «профессионального» самочувствия, которое проявлялось низкой оценкой эффективности своей работы, эмоциональным и физическим истощением и ухудшением качества коммуникации с пациентами [3].

Термин «выгорание» (burnout) для описания состояния усталости и разочарования в работе медицинских работников был впервые предложен уже упомянутым ранее американским психиатром H. Freudenberger в 1974 г. По его мнению, «.. .эта неприятность случается с теми, чья работа сопровождается напряженным эмоциональным контактом с людьми». Он выделил и первые признаки выгорания: «. чувство истощения и усталости, невозможность избавиться от затяжной простуды, частые головные боли и желудочно-кишечные расстройства, бессонница и одышка ... человек становится слишком соматически связанным со своими телесными функциями». В этой статье был сделан акцент и на изменениях в поведении при развитии состояния выгорания, в частности, были отмечены такие признаки, как быстрое возникновение гнева, мгновенная реакция раздражения и разочарование [1].

Сегодня общепризнанным является описание выгорания C. Maslach, согласно которому под данным психическим состоянием понимается физическое, умственное и эмоциональное истощение, проявляющееся в профессиях, связанных с оказанием помощи другим людям [4]. C. Maslach и S. E. Jackson предложили модель выгорания, в которой данный синдром включает три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редук-

цию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основной компонент выгорания и проявляется снижением настроения, хронической усталостью, опустошенностью, ощущением эмоционального перенапряжения, исчерпанностью ресурсов, вызванных работой. Деперсонализация предполагает негативное, циничное, обезличенное отношение к труду и объектам своего труда. Редукция профессиональных достижений выражается в снижении у работников чувства компетентности, успешности, обесценивании своих профессиональных достижений, негативном самовосприятии в профессиональном плане [5].

Перечисленные три основных проявления выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений) можно определить с помощью анкеты Masiash Burnout Inventory (MBI) [5]. Однако, по мнению R. Bianchi с соавт. (2017), анализ факторов, содержащихся в данной анкете, весьма произволен без теоретической основы и существенных клинических наблюдений [6]. А такой критерий, как редукция профессиональных достижений, исключается из структуры выгорания T. J. Kalliath и некоторыми другими авторами [7].

В своих работах С. Maslach также подчеркивает важность межличностных отношений в возникновении синдрома выгорания. По мнению автора, профессиональное выгорание является «платой» за сочувствие и заботу, нередко иррационально избыточную, о пациентах. Основная идея книги C. Maslach «Burnout. The Cost of Caring» (1982), красноречиво выраженная в ее названии («Выгорание. Плата за сочувствие (опеку, заботу, оказание помощи и поддержки)»), представляется достаточно спорной [4]. Многие авторы отмечают, что «выгорание» - это «плата» не столько за сочувствие и заботу о пациентах, сколько за завышенные и нереализованные ожидания о медицинской профессии и выполняемой работе, что приводит к разочарованию и апатии. Обесценивание своих собственных усилий в случае их нереализованности (и даже ощущение их бессмысленности) является сильным фактором формирования хронического стресса у врачей.

Важно упомянуть индивидуальные особенности субъекта, которые влияют на развитие синдрома выгорания, отмеченные С. Maslach: индивидуальный предел - индивидуальные эмоциональные возможности «Я» сопротивляться истощению, внутренний психологический опыт (чувства, установки, мотивы, ожидания), предыдущий негативный индивидуальный опыт преодоления стрессов [4]. С этим согласуется предложенная В. Perlman и Е. Hartman (1982) модель, в которой сформулировали три основные категории выгорания: физиологическая (фокус на физических проявлениях, в частности физическое истощение, усталость), аффективно-когнитивная (установки и чувства, которые приводят к эмоциональному истощению и деперсонализации) и поведенческая (снижение продуктивности и поведенческая деперсонализация). Согласно этой модели, индивидуальные характеристики личности, социальное окружение и особенности коммуникации определяют степень восприимчивости стресса и способность его преодолевать [8].

В работе Н. Е. Водопьяновой и Н. Е. Ковальчук (1998) была отмечена связь некоторых акцентуаций характера с выгоранием. Так, педантичные и застревающие личности предрасположены к редуцированию личных достижений, возбудимые склонны к деперсонализации и эмоциональному истощению. Меньше других склонны к формированию выгорания гипертимы [9].

Я. В1апсЫ с соавт. (2017) считают, что для понимания причин развития профессионального выгорания имеют равное значение не только внешние факторы и особенности личности, но и условия организации труда и окружение. При этом отмечается связь развития профессионального выгорания с депрессией [6].

А. В. Ваккег и I Б. de Упе8 (2021) отмечают, что высокие требования к работе, нехватка ресурсов, выраженное эмоциональное напряжение могут привести к длительному и тяжелому профессиональному выгоранию, при этом авторы подчеркивают значимость в том числе неудачной саморегуляции в формировании состояния. Наличие хорошего развитого эмоционального интеллекта, активная позиция личности могут помочь распознать и эффективно регулировать свою усталость. Чем более напряженная работа, тем важнее наличие ресурсов личности, которые помогут стабилизировать состояние [10].

Разные авторы выделяют разное количество стадий в развитии синдрома профессионального выгорания. Так, С. СЬегш88, определяя в ряде работ выгорание как процесс, в котором вследствие высокого напряжения на работе негативным образом изменяются профессиональные установки и поведение [11-13], выделил три стадии: дисбаланс между ресурсами и предъявляемыми требованиями (стресс); краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение; изменения в установках и поведении. При этом автор вводит новый важный элемент в анализе процесса выгорания - индивидуальный способ преодоления такого стресса. При использовании адаптивных механизмов преодоления стрессовой ситуации в работе врача вероятность возникновения и интенсивность протекания профессионального выгорания снижается.

М. Вип8Ь (1993) рассматривает профессиональное выгорание с точки зрения процессуального подхода - как течение деструктивного развития в профессиональном становлении личности [14]. Основная причина выгорания, по его мнению, - это противоречие между степенью включенности в работу и качеством получаемых результатов. Стадии развития выгорания в соответствии с шестиступенчатой моделью, предложенной М. Вш^Ь, выглядят следующим образом:

1) предупреждающая фаза, проявляющаяся в чрезмерной активности в работе и вытеснении переживаний неудач и разочарований;

2) снижение уровня собственного участия в профессиональной деятельности, сопровождающееся неудовлетворенностью работой и приписыванием собственных неудач другим;

3) проявление таких личностных черт, как депрес-сивность, агрессивность, конфликтность;

4) фаза деструктивного поведения;

5) психосоматические реакции и снижение иммунитета;

6) разочарование и отрицательная жизненная установка: чувство беспомощности, потеря смысла жизни, экзистенциальное отчаяние.

Еще одна модель выгорания - пятиступенчатая -предложена Д. Гринбергом (2004): «медовый месяц», «недостаток топлива», хронические симптомы, кризис, «пробивание стены» [15]. Эти стадии проявляются нарастающим снижением энтузиазма, потерей продуктивности, хронической усталостью и подавленностью, неудовлетворенностью качеством жизни и острыми соматическими или психологическими нарушениями. На первой стадии работник вовлечен в работу и полон сил, идей. По мере накопления рабочих стрессов, удовольствие от работы снижается, появляется ощущение недостатка энергии. На второй стадии появляется усталость, апатия, бессонница. Теряется привлекательность работы в данной организации и снижается ее продуктивность. На третьей стадии чрезмерная работа приводит к хронической раздражительности, злобе, чувству подавленности, измождению и подверженности заболеваниям. Для этой стадии характерно постоянное переживание нехватки времени. Четвертая стадия таит в себе опасность развития хронического заболевания, в результате чего человек может потерять работоспособность. На пятой стадии физические и психологические проблемы могут способствовать развитию психосоматических расстройств.

По мнению A. Pines (1988), профессиональное выгорание - это «.. .результат постоянных или периодических эмоциональных нагрузок, связанных с интенсивным взаимодействием с людьми на протяжении длительного времени. Такие интенсивные нагрузки особенно характерны в сфере здравоохранения, образования и социального обеспечения, где специалисты «по призванию» оказывают помощь людям с психологическими, физическими и социальными проблемами» [16].

C. Cooper с соавт. (1988) заметили, что профессиональный стресс определяется как воспринимаемая и переживаемая человеком неспособность справляться с требованиями, предъявляемыми ему профессиональной средой, и что более высокому риску профессионального выгорания подвержены врачи при наличии таких личностных черт, как некритично высокая целеустремленность в работе, перфекционизм и честолюбие [17].

Идея о важности глубокого анализа мотивов работы в медицине выражена в работе К. А. Абульхановой-Славской (1991): «Если человек выбирает самовыражение через выполнение долга и через самопожертвование, происходит постепенная утрата им своего «Я», он оказывается в позиции зависимости от других людей, не отвечающих взаимностью на его ожидания. служение другим людям из утрированного чувства долга не позволяет человеку самоактуализироваться, и это ведет к потере себя» [18]. Эта позиция согласуется с представлением T. O'Dowd, высказанным им в ряде работ по психологии профессионального «выгорания» у врачей (1987-2008) и отметившим, что для эффективной работы медицинским работникам необходимо рационально

ограничивать («нормировать») выраженность своего сочувствия и сострадания [19].

Как отмечают M. King с соавт. (1992), люди, работающие в медицинской профессии, подвержены значительному эмоциональному стрессу, но преобладающая особенность этой профессии - отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем [20]. Жесткая, построенная на иррациональных внутренних установках тенденция постоянно сдерживать выражение своих чувств в эмоционально напряженной коммуникации сопровождается значительным изменением вегетативных реакций и хронизацией расстройств, что может становиться почвой для развития психосоматических заболеваний у медицинских работников.

Некоторые исследования показывают, что синдром выгорания у врачей сопутствует их повседневной, рутинной профессиональной деятельности, к которой относится интенсивное эмоциональное напряжение при общении с пациентами и их родственниками. В связи с этим причиной возникновения выгорания нельзя считать экстремальные условия врачебной деятельности. Опросы среди российских врачей показали, что, по их мнению, необходимость постоянного контакта с больными играет ведущую роль в формировании хронического эмоционального напряжения у 33,8 % педиатров, 37,5 % дерматологов, 45,2 % невропатологов и 68,7 % психиатров [21]. Это согласуется с представлением о том, что для комфортного взаимодействия с пациентами в системе здравоохранения необходима высокая степень коммуникативной компетентности, позволяющая не только повысить эффективность работы медицинских учреждений, но и способствовать предупреждению выгорания у самих врачей [22].

Важность мотивации в структуре формирования профессионального выгорания у врачей выделяется в работе Е. А. Матюшкиной (2017). В результате лонгитюдного наблюдения процесса формирования выгорания в помогающих профессиях был сделан вывод, что вероятность развития этого состояния возрастает, если в структуре профессиональной мотивации преобладают внешние и узкосоциальные мотивы, и снижается при доминировании субъектных, раскрывающих ведущую роль собственных гуманистических ценностей и смыслов своей профессиональной деятельности [23].

Н. Е. Водопьянова и Е. С. Страченкова (2022) к числу психологических стресс-факторов, способствующих формированию профессионального выгорания у врачей, относят: большое количество контактов с пациентами и их родственниками, высокие требования к компетентности и самоотдаче, ответственность за жизнь других [24]. При этом авторы подчеркивают, что лица с высокой степенью эмпатии меньше предрасположены к выгоранию. Это связано с тем, что наличие выраженной эмпатии снижает возможности дегуманизации межличностных отношений и является дополнительным ресурсом для «горения без затухания» [24].

Степень профессионального выгорания может варьировать у врачей разных специальностей. Наиболее высок этот риск у специалистов, работающих в длительном контакте с тяжелыми, неизлечимыми или умирающими пациентами (онкологи, кардиологи, пульмонологи,

психиатры). Существенно менее высокий риск профессионального выгорания и связанных с ним соматических расстройств отмечен у медиков, работающих с пациентами в непродолжительном контакте или с благоприятным прогнозом (акушеры-гинекологи, офтальмологи). Самые высокие показатели этого синдрома наблюдаются у врачей в государственной системе здравоохранения, менее высокие - у врачей частных медицинских учреждений или работающих в медицинской науке. У врачей, использующих в своей работе только биологические методы лечения, в частности медикаментозные средства, выгорание отмечается реже, чем у специалистов, применяющих в практике не только медикаменты или инструментальные методы, но и психологические (психотерапевтические, психосоциальные) методы лечения и коррекции [24].

Испытывая хроническое эмоциональное напряжение во взаимодействии с пациентами и стремясь снизить его интенсивность, врачи нередко эмоционально дистанцируются от пациентов. Коммуникация становится непродуктивной, а процесс терапевтического сотрудничества и лечения - менее успешным. По данным В. Д. Вида и Е. И. Лозинской (1998), значительная интенсивность синдрома профессионального выгорания у врачей сопровождается высокими показателями их негативного отношения к пациентам [25].

В анализе факторов развития и предупреждения выгорания у врачей представляет интерес мнение Я. и Р. вегшап, высказанное еще в 1985 г.: «Мы стараем-

ся привить нашим коллегам убеждение, что внимание к своему собственному здоровью - это часть профессиональной культуры врача. Мы должны относиться к своему здоровью с такой же заботой и вниманием, как и к здоровью своих пациентов. Внимание к своему собственному здоровью должно становиться частью нашей профессиональной культуры и даже в определенной мере - показателем профессиональной компетентности. Мы только тогда сможем оказывать помощь другим людям, когда наши собственные потребности признаются и удовлетворяются» [26]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы в мировой медицинской и консультативной практике все активнее развивается тенденция рассматривать состояние здоровья персонала как один из важных факторов оценки качества работы всего учреждения, поскольку это отражает степень удовлетворения интересов не только пациентов, но и оказывающих им помощь профессионалов. Один из очевидных выводов, которые вытекают из многочисленных исследований синдрома выгорания, заключается в принципиальной возможности сделать профессиональную деятельность медицинских работников менее стрессовой без снижения требований к ней, но при этом более эффективной. Для достижения этой цели важным условием является понимание причин, которые приводят к состоянию профессионального выгорания, и создание эффективных стратегий их профилактики и психокоррекции.

_ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ/ADDITIONAL INFORMATION_

Вклад авторов. Три автора внесли равный вклад в публикуемую работу. Author contribution. Three authors are contributed equally to the published work. Соблюдение этических стандартов. Этические нормы соблюдены. Compliance with ethical standards. Ethical standards are observed.

Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования. Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Competing interests. The authors declares that there are no obvious and potential conflicts of interest associated with the publication of this article.

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_

1. Freudenberger H. Staff burn-out // Journal of Social Sciences. - 1974. - Vol. 30 (1). - P. 159-165.

2. Лексикон психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов // Всемирная организация здравоохранения. - Киев: Сфера, 2001. - 390 с.

3. Cartwright A. General practice revisited. A second Sudy of patients and their doctors. - London, 1981. - 182 p.

4. Maslach C. Burnout: The coS of caring. Englewood Cliffs // N. J.: Prentice Hall, Inc., 1982. - 192 p.

5. Maslach C., Jackson S. E. The Maslach Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto. CA: Consulting Psychologies Press, 1986. - 112 p.

6. Bianchi R., Schonfeld I. S., Vandel P., Laurent E. On the Depressive Nature of the «Burn-out syndrome» : A Clarification // European Psychiatry. -2017. - № 41. - P. 109-110.

7. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. - Москва: Институт психологии РАН, 2005. - 330 с.

8. Perlman B., Hartman E. Burnout: summary and future research // Social Work Research and Ab^racts. - 1993. - Vol. 29. - Isssue 4.

9. Водопьянова Н. Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек-человек»: дипломное исследование. - Санкт-Петербург, 1998.

10. Bakker A. B., de Vries J. D. Job Demands-Resources theory and self-regulation: new explanations and remedies for job burnout // Anxiety, Stress & Coping. - 2021. - Vol. 34 (1). - Р. 1-21. DOI: 10.1080/10615806.2020.1797695

11. Cherniss C. Staff burnout: job Sress in the human service. - Beverly Hills (CA): Sage Publications, 1980. - P. 4-9.

12. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory Sudy // J. of Organizational Behavior. - 1992. - Vol. 13 (1). - P. 1-11.

13. Cherniss C. The role of professional self-efficacy in the etiology and amelioration of burn-out. In professional of Burn-out: Recend Developments in Theory and Research. - London: Taylor and Francis, 1993. - P. 135-149.

14. Burisch M., Schaufeli W. B., Maslach C., Marek T. et al. In search of theory: Some ruminations on the nature and etiology of burnout // Professional burnout: Recent developments in theory and research. - Philadelphia: Taylor & Francis, 1993. - Р. 75-93.

15. Гринберг Дж. Управление стрессом. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 496 c.

16. Pines A., Aronson E. Career burnout. Causes and cures. - New York: The Free Press, 1988. - 123 p.

17. Cooper C., Rout U., Faragher B. Mental Health, Job Satisfaction and Job Stress among General Practitioners // Brit. Med. J. - 1989. - Vol. 298 (6670). - P. 366-370.

18. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - Москва, 1991. - 156 с.

19. Винокур В. А. Психологические характеристики и диагностика профессионального выгорания у медицинских работников. - Санкт-Петербург: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2020. - 56 с.

20. King M. B., Cockcroft A., Gooch C. Emotional digress in doctors: sources, effects and help sought // Journal ofthe Royal Society of Medicine. - 1992. -Vol. 85 (10). - P. 605-608.

21. Балтрукова Т. Б., Копытенкова О. И., Бондарь Н. А. Нервно-эмоциональное напряжение медицинских работников // Оптимизация больничной среды средствами новых технологий. - Санкт-Петербург, 2004. - С. 116-119.

_REFERENCES_

1. Freudenberger H. Staffburn-out. Journal ofSocialSciences. 1974;30(1):159-165.

2. Lexicon of psychiatric and mental health terms. 2nd edition. World Health Organization. Kiev: Sfera, 2001. 390 p. (In Russian)

3. Cartwright A. General practice revisited. A second tfudy of patients and their doctors. London, 1981. 182 p.

4. Maslach C. Burnout: The co& of caring. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice Hall. 1982. 192 p.

5. Maslach C., Jackson S. E. The Maslach Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto, CA: Consulting Psychologies Press, 1986. 112 p.

6. Bianchi R., Schonfeld I. S., Vandel P. et al. On the Depressive Nature of the «burn-out syndrome»: A clarification. European Psychiatry. 2017;41:109-110.

7. Orel V. E. Mental burnout syndrome of personality. Moscow: Inflitute of Psychology ofthe Russian Academy of Sciences, 2005. 330 p. (In Russian)

8. Perlman B., Hartman E. Burnout: summary and future research. Social Work Research and Abtfracts. 1993;29;4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Vodop'yanova N. E., Koval'chuk N. S. Study of occupational deformations of representatives of professions belonging to the «man-human» type: Diploma research. St. Petersburg, 1998. (In Russian)

10. Bakker A. B., de Vries J. D. Job Demands-Resources theory and self-regulation: new explanations and remedies for job burnout. Anxiety, Stress & Coping. 2021;34(1):1-21. DOI: 10.1080/10615806.2020.1797695

11. Cherniss C. Staff burnout: job tfress in the human services. Beverly Hills, CA : Sage Publications, 1980. 191 p.

12. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory Sudy. J. of Organizational Behavior. 1992;13(1):1-11.

13. Cherniss C. The role of professional self-efficacy in the etiology and amelioration of burn-out. In: Professional Burn-out: Recent Developments in Theory and Research. London: Taylor and Francis, 1993. Р. 135-149.

_ ОБ АВТОРАХ_

Владимир Александрович Винокур, д. м. н., профессор;

ORCID: 0000-0003-2990-8939; e-mail: [email protected]

Евгений Юрьевич Абриталин, д. м. н., профессор; ORCID: 0000-0001-9239-2221; e -mail: [email protected]

_ AUTHORS INFO_

Vladimid A. Vinokur, MD, Professor; ORCID: 0000-0003-2990-8939; e-mail: [email protected] Evgenii Y. Abritalin, MD, Professor; ORCID: 0000-0001-9239-2221; e-mail: [email protected]

* Автор, ответственный за переписку / Corresponding author

22. Бравве Ю. И. Взаимодействие пациентов и системы здравоохранения как социальная проблема // Социология медицины. - 2009. - № 1. - С. 30-34.

23. Матюшкина Е. Я. Факторы профессионального выгорания специалистов на примере работников контактного центра) // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Т. 25. - № 4. - С. 42-58

24. Водопьянова Н. Е., Страченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - Москва: Юрайт, 2022. - 299 с.

25. Вид В. Д., Лозинская Е. И. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии // Российский психиатрический журнал. - 1998. - № 1. - С. 19-21.

26. Dass R., German P. How can I help? - London, 1985. - 184 р.

14. Burisch M. In search of theory: Some ruminations on the nature and etiology of burnout. In: Professional burnout: Recent Developments in Theory and Research. Philadelphia: Taylor & Francis, 1993. P. 75-93.

15. Greenberg J. Stress management. St. Petersburg: Piter, 2004. 496 p. (In Russian)

16. Pines A., Aronson E. Career burnout. Causes and cures. New York: The Free Press, 1988. 123 p.

17. Cooper C., Rout U., Faragher B. Mental health, job satisfaction and job iftress among general practitioners. Brit Med J. 1989;298(6670):366-370.

18. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Life tfrategy. Moscow, 1991. 156 p. (In Russian)

19. Vinokur V. A. Psychological characteristics and diagnosis of professional burnout in health professionals. St. Petersburg: Publishing House of I. I. Mechnikov NWSMU, 2020. 56 p. (In Russian)

20. King M. B., Cockcroft A., Gooch C. Emotional digress in doctors: sources, effects and help sought. Journal of the Royal Society of Medicine. 1992;85(10):605-608.

21. Baltrukova T. B., Kopytenkova O. I., Bondar' N. A. Nervous and emotional tfrain in health professionals. In: Optimization of the hospital environment with new technologies. St. Petersburg, 2004. P. 116-119. (In Russian)

22. Bravve Yu. I. Patient and health sy^em interaction as a social problem.

Sociology of Medicine. 2009;1:30-34. (In Russian)

23. Matyushkina E. Ya. Factors of professional burnout of speciales (on the example of employees of the contact center). Counseling Psychology and Psychotherapy. 2017;25(4):42-58. (In Russian)

24. Vodop'yanova N. E., Strachenkova E. S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention. Moscow: Urait, 2022. 299 p. (In Russian)

25. Vid V. D., Lozinskaya E. I. Burnout syndrome in psychiatry and its dependence on therapeutic ideology. Russian Journal of Psychiatry. 1998;1:19-21. (In Russian)

26. Dass R., Gorman P. How can I help? London, 1985. 184 p.

* Наталья Валентиновна Войтович, аспирант; адрес: 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр-т, 47;

ORCID: 0000-0002-9549-3535; e-mail: [email protected]

* Natalia V. Voitovich, graduate student; address: 195067, St. Petersburg, Piskarevsky av., 47; ORCID: 0000-0002-9549-3535; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.