ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 338.242.2
Дмитриева Н. В.
магистрант 1 курса, экономический факультет
ФГАОУ ВО «СГУ»
Шаповалова Е. О.
старший преподаватель ФГАОУ ВО «СГУ», г. Севастополь
ОБЗОР ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
В данной статье рассматриваются вопросы эффективности закупок в сфере здравоохранения г. Севастополя с позиции экономии бюджетных средств в рамках применения конкурентных способов определения поставщика.
Ключевые слова: государственные закупки, система здравоохранения, лекарственные препараты, принципы контрактной системы, проблемные аспекты.
Несмотря на то, что закон о контрактной системе вступил в силу в 2014 году, говорить о том, что окончательный переход к новой системе госзаказа свершился, было бы преждевременно. До 2016 года в г. Севастополе все бюджетные правоотношения регулировались правовыми актами Автономной Республики Крым и города Севастополя, а законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении данных закупок применялось с ограничениями. [4]
На данный момент в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее Федеральный закон 44-ФЗ) обозначены основные принципы контрактной системы — это принципы открытости, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков (государственный или муниципальный орган, бюджетное (казенное) учреждение), стимулирования инноваций и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.[1] Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок и устанавливает персональную дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность должностных лиц заказчиков за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В случае если при осуществлении закупок нарушаются права и законные интересы участника закупок, он вправе обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, контрактной службы в порядке, предусмотренном законом, либо в судебном порядке.
Таким образом, сформирована целостная структура государственных закупок, которая позволяет проводить планирование закупок, обоснование установления начальной (максимальной) цены контрактов, контролировать порядок исполнения контрактов, проводить анализ эффективности результатов.
Закупки в сфере здравоохранения, особенно закупка лекарственных препаратов и расходных материалов, являются одними из самых распространенных и равномерно распределенных в течение всего бюджетного года. Это связано, прежде всего,
с необходимостью системного и полного удовлетворения потребностей медицины, так как эта сфера жизнедеятельности особенно чувствительна к нарушению сроков поставки и годности, условий транспортировки и хранения, колебанию цен данных товаров.
Выделим основные проблемные аспекты эффективного исполнения государственных закупок в сфере здравоохранения
1. Невозможность гарантировать надлежащее качество закупки на стадии детализации технического задания. Эта проблема особенно ощутима для товаров, качество которых возможно определить только в процессе эксплуатации или только по окончании эксплуатации [6].
2. Отсутствие надежной базы для объективного определения начальной максимальной цены контракта (далее НМЦК). Отказ крупных производителей от непосредственного участия в торгах влечет за собой появление мелких фирм перекупщиков, которые увеличивают стоимость товаров и услуг на рынке.
3. Большой материальный и моральный урон Заказчику наносит деятельность недобросовестных поставщиков, которые сознательно занижают цены с целью «отбить» контракт у реальных поставщиков. После заключения контракта нарушают сроки исполнения (график поставки), поставляют недостаточно качественные товары медицинского назначения или не могут предоставить лекарственные средства в полном объеме [2]. У Заказчика ограничена возможность как-либо застраховать себя от действий недобросовестного поставщика. А возмещение убытков через суд не решает проблем Заказчика при поставке некачественных товаров или срыве сроков поставки из-за длительности судебной процедуры и низких штрафных санкций по суду. Заказчик не имеет возможности взаимодействовать с одним Поставщиком, положительно зарекомендовавшим себя во время предыдущих поставок.
4. Рост цен на лекарственные препараты. Поставщики, в том числе и российские, устанавливают завышенные цены на свою продукцию, закупки лекарств на региональном и муниципальном уровне почему-то обходятся вдвое дороже федеральных. За первые 10 месяцев 2016 года (октябрь 2016-го к декабрю 2015-го), по данным Росстата, медикаменты в стране подорожали на 3,8% при общем росте потребительских цен с начала года на 4,5%. Лекарства зарубежного производства за год подорожали на 3,6% (средняя стоимость упаковки в октябре 2016 г. составила 251 руб.). Увеличение цен на российские препараты было более существенным — 8,5% (средняя стоимость в октябре 2016 г. — 75 руб. за упаковку). По данным Минздрава, в среднем при региональных государственных закупках цена вдвое выше, чем при федеральных. Это подтверждает и Счетная палата [7]. Проверка, проведенная ведомством в пяти регионах по конкретным группам препаратов, выявила, что на их приобретении можно было бы сэкономить 50 млн. руб. Стоимость одних и тех же препаратов в соседних регионах, по словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, может различаться в три-четыре раза.
5. Сокращение доли недорогих лекарств на рынке. По данным компании DSM Group, занимающейся анализом фармацевтического рынка, сильнее всего в коммерческой рознице сократилась по сравнению с октябрем 2015 года доля препаратов стоимостью менее 50 рублей за упаковку — на 0,5% [5].
Таким образом, одной из важнейших задач государства на сегодняшний день является повышение эффективности государственных закупок, как основы оптимального распределения и управления государственными ресурсами.
Для обеспечения нужд здравоохранения в г. Севастополе в 2015 г. было произведено более 40% от всего объема госзакупок. При этом в связи со сложными интеграционными процессами в юридическое поле РФ, контрактная система г. Севастополя, сформированная «с нуля», на протяжении 2014-2016 гг. претерпевала множество трудностей в процессе организации государственных закупок, в том числе и для обеспечения нужд здравоохранения
Некоторое представление о промежуточных итогах переходного периода в контрактной системе государственных закупок в городе федерального значения Севастополе дают статистические данные на примере одного из Государственных бюджетных учреждений здравоохранения. Так, доля конкурентных способов определения поставщиков в 2016 году (68%) значительно выше аналогичного показателя за 2015 год. Данные об обеспечении лекарственными и медицинскими средствами представлены в следующей таблице.
Таблица 1. — Обобщающие показатели государственных закупок, проведенных конкурентным способом, по одному из Государственных бюджетных учреждений здравоохранения г. Севастополя за период с 01.09.2015 г. по 01.12.2015 г. и с 01.09.2016 г. по
01.12.2016 г.
Объект закупки Вид Кол-во проведенных закупочных процедур, шт. Начальная максимальная цена контракта, руб. Цена контракта, руб. Экономия, руб. Количество участников
период с 01.09.2015 г. по 01.12.2015 г.
Лекарственные препараты аукцион 3 1512673,71 1479937 32737 10
Лекарственные препараты котировка 6 2 7713561 7186581 6938181,10 775379,9 14
Реагенты и расходные материалы котировка 6760710 425871 5
Расходные мед.материалы котировка 5 6162050 1556531 5928554 233496 9
Изделия медицинск. назначения котировка 4 1483163 73368 9
Медицинское оборудование котировка 1 194589 194589 0 1
Итого 21 24325985,71 22785134,1 1540851,9 48
период с 01.09.2016 г. по 01.12.2016 г.
Реагенты и расходные материалы аукцион 2 4468484,93 4468484,93 0 2
Лекарственные препараты аукцион 20 24158507,36 23531425,62 627081,74 40
Индикаторные полоски котировка 1 20962,73 20800 162,73 2
Дез.средства и антисептики котировка 1 442394,73 441999 395,73 3
Перчатки хирургические котировка 2 749220 209560 539660 4
Шприцы котировка 1 452830 340000 112830 2
Итого 27 30292399,65 29012269,45 1280130,2 53
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в
связи с тем, что основная часть закупок, проведенных конкурентным способом определения поставщика, приходится на III и IV кварталы, то и данные предоставлены в таблице за этот период. Очевидно, что заказчики в первом полугодии 2015-2016гг обеспечивали свои потребности в медицинской и хозяйственной деятельности с помощью заключения договоров с единственными поставщиками (п.4ч.1ст.93 44-ФЗ). Это связано с трудностями, возникшими в переходный период, с поздним доведением бюджетных средств, а также с недостаточным опытом контрактных управляющих, которым в кратчайшие сроки приходится обучаться и осваивать на практике Федеральный закон 44-ФЗ. Поэтому проблема эффективного и оперативного освоения государственных средств для нужд здравоохранения стоит наиболее остро, по сравнению с другими регионами РФ.
Среднее количество участников на 1 закупку в 2015 г. составило 2,3 участника, а в 2016 г. составило 1,96 участника, при увеличении общего количества участников в 2016 г. Средняя цена одного контракта в 2015 г. составила 1085006,39 руб., а в 2016 г. средняя цена контракта составила 1074528,50 руб. В 2016 г. увеличился процент конкурентных закупок, заключенных по НМЦК, т. е. без снижения с 14,3% (2015 г.) до 18.5%. Данная тенденция негативно сказывается на эффективности контрактной системы, так как не оправдывает те затраты времени и труда, которые расходуются на подготовку к аукциону контрактной документации, не говоря еще и о нулевой экономии бюджетных средств по результатам аукциона. Факторов, влияющих на данную ситуацию множество, из них можно выделить следующие:
- начальная максимальная цена контракта занижена, многим поставщикам не выгодно участвовать;
- перечень лекарственных препаратов в заявке содержит такие наименования, выпуск и реализация которых монополизированы несколькими предприятиями;
- производитель лекарств сам участвует в аукционе, не давая возможности участвовать его дилерам.
Также, обращает на себя внимание заметно возросший удельный вес электронных аукционов в общем количестве закупок во второй половине 2016 года по сравнению с тем же периодом в 2015 году, а количество закупок до 100 тыс. руб. у единственного поставщика, напротив, снизилось. При этом экономия бюджетных средств несколько снизилась с 6,33% во второй половине 2015 г. до 4,23% во второй половине 2016 г.
Средняя розничная наценка по разным регионам России на лекарственные препараты составляет около 20%. Согласно Постановлению г.Севастополя от 26 октября 2015 г. предельная торговая наценка на медикаменты, включенных в список жизненно важных, не должна превышать 15%.
Исходя из вышесказанного, можно определить, что в среднем севастопольские предприятия-участники для победы в аукционе должны предложить цену с торговой наценкой в 10,13% (по данным 2016 г.). Данный объем валового дохода является одним из самых низких по сравнению с другими направлениями торговой отрасли. Так средняя наценка по отношению к стоимости проданного товара по данным Росстата за 2015 г. составила 26%, что в 2,5 раза превышает аналогичный показатель по торговле лекарствами через систему государственных закупок. Такая ситуация тоже может влиять на увеличение количества контрактов, заключенных по НМЦК [3].
В целом с помощью конкурентных способов закупки было приобретено во второй половине 2016 г. лекарственных и медицинских средств на 21,46% больше, чем за аналогичный период 2015 г.
Выводы и рекомендации
Произведенный обзор проблемных аспектов использования бюджетных средств г. Севастополя на приобретение лекарственных средств и медицинских материалов в 2016 г. показал увеличение закупок, осуществленных конкурентным способом, по сравнению с предыдущим периодом. Экономия бюджетных средств в дальнейшем используется для
приобретения необходимых товаров. Но, по-прежнему, сохраняется низкая конкуренция среди участников торгов, в результате несостоявшихся закупочных процедур, договор заключается с единственным участником по начальной максимальной цене. Так же мы наблюдаем небольшой процент падения цены при торгах. Кроме того, низкая конкуренция среди участников торгов влияет на завышенную цену медицинских и лекарственных средств. Все эти факторы негативно влияют на эффективность использования бюджетных средств.
Все вышесказанное является предпосылками для оптимизации процесса организации закупок. Так, для недопущения некачественной приемки товара необходимо при формировании проекта договора подробно с учетом нормативных документов прописывать разделы, касающиеся поставки и приемки товара. Для привлечения большего количества поставщиков и получения большей экономии от конкурентных способов государственных и муниципальных закупок государству нужно создавать все предпосылки для честной и здоровой конкуренции, предотвращать создание дискриминационных условий на рынке, стимулировать развитие и внедрение инновационных решений в бизнес, а также стимулировать отечественных производителей — вводить дополнительные преференции для отечественных лекарственных препаратов и ограничения для импортных [8].
Несмотря на все трудности, в г. Севастополе наблюдается и положительная тенденция. В начале 2017 г. планы закупок и планы графики размещены Заказчиками в основном в срок, извещения на закупки размещаются в этом году гораздо раньше, чем в 2016 г., когда торги проводились только с III квартала. Происходит оптимизация всех процессов организации конкурентных способов закупок для использования всех принципов контрактной системы для обеспечения прозрачности, эффективности, системности проведения государственных закупок, а также увеличение экономии бюджетных средств,
Проведенное исследование позволяет говорить о необходимости государственного контроля за ценами на лекарственные препараты, расширении реестра жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), о развитии конкуренции, связанной с импортозамещением. Быстрое развитие данного рынка требует применения отдельных законодательных актов на уровне государства и региона.
Литература
1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Беляева, О. А. Контрактная система: основные проблемы право применения и пути их преодоления // Журнал российского права. — 2015. — № 7. — С. 15-17.
3. Информация официального сайта Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/25110
4. Дмитриева, Н. В. Обзор проблемных аспектов организации и исполнения государственных закупок в сфере здравоохранения в городе Севастополе // Сборник статей Международной научно-практической конференции — 2017
5. ТАСС: Информационное агентство: http://tass.ru/obschestvo/3872325
6. Козырев, И. В. Особенности проведения госзакупок медицинских продуктов // Образование, наука и производство — 2013. — №3 — С. 40-44.
7. Информация официального сайта Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/25110
8. Информационное агентство: Расширения доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам: проблемы и пути решения https://docvieweг.yandex.гu/?uгl=ya-disk--
9. Севастопольский новостной портал ForPost http://sevastopol.su/news.php?id=92645