Е.г. СУПОНИНА (Пенза)
обзор п.г. рЕдкиным немецкой педагогической литературы на страницах отечественной периодики
Рассматривается деятельность видного русского педагога XIX в. П.Г. Редкина, его участие в пропаганде выдающихся европейских педагогов в период нарастания общественной педагогической деятельности в России в середине 60- 70-х гг.
Ключевые слова: педагог, педагогика, воспитание, обучение, педагогическая литература, учебновоспитательный процесс.
Развитие естественных и гуманитарных наук в Европе в начале XIX в. вызвало у европейцев интерес к педагогическим вопросам, особенно в Германии, являвшейся научным и культурным центром тогдашней Европы. Прогрессивно настроенные немецкие педагоги пропагандировали педагогические идеи, методы воспитания и обучения ЯА Ко-менского, И.Г. Песталоцци, издавали учебные и учебно-методические пособия, научные работы, разрабатывали теоретические вопросы педагогики. Именно в немецких землях к середине 50-х гг. XIX в. педагогическая наука получила свое теоретическое и практическое оформление. Значительный вклад в развитие педагогики внесли немецкие педагоги А. Бра-убах, А. Дистервег, Ф. Кернер, Б. Сигизмунд, высказывавшие прогрессивные взгляды по вопросам воспитания и обучения.
Педагогические идеалы, выработанные немецкими педагогами, по образному выражению П.Ф. Каптерева, «пришлись юной русской педагогии по душе» [2: 416]. «Вообще, - вторил П.Ф. Каптереву А.П. Медвед-ков, - российскому обществу был по душе идеал именно немецкой педагогики - общечеловеческой, определявший воспитание как равномерное и гармоничное развитие всех человеческих сил и способностей» [5: 61].
российская педагогика складывалась в целом на демократических началах, вбирая в себя прогрессивные идеи, методы передовых европейских, прежде всего немецких, педагогов. Поскольку, необходимых теоретических знаний и практического опыта у отечествен-
ных педагогов не было, то обращение к достижениям европейской педагогики стало вполне закономерным. «В настоящее время, - писал в 1857 г. К.Д. Ушинский, - когда педагогические убеждения наши только что начинают зарождаться, когда может быть кладутся основания и русской педагогики, нам ближе всего обратиться за материалом к нашим соседям, в классическую страну (Германию. - Е.Г.) педагогики» [9: 125] «Русские педагоги, - не без доли иронии замечал П.Ф. Каптерев, - толпами устремились к немцам самолично учиться педагогике, чтобы самим все видеть, высматривать и принести на родину последнее слово педагогической науки; усвоялись немецкие методы преподавания по грамоте, письму, арифметике, географии и всем другим предметам; переводились немецкие книги и статьи по различным отделам педагогической науки, целые журналы педагогические издавались с помощью немцев» [2: 416]. По мнению А.Н. Острогорского, уже во второй половине 50-х гг. XIX в. в России «традиционное воспитание обнаружило свою несостоятельность, требовалось заново пересмотреть все содержание русской педагогики (и цели, и средства), пришлось ознакомиться с педагогической литературой других европейских народов и, спеша, научить других делиться с читателем приобретенными познаниями» [6: 237 - 238].
одним из первых систематически знакомить российское общество с западноевропейской педагогической литературой начал П.Г. Редкин. Его обзоры иностранной педагогической литературы появились в первых номерах «Журнала для воспитания» за 1857 г. Свое решение обозревать иностранную педагогическую литературу П.Г. Редкин объяснял так: «Необходимость исторического изучения науки для верного и основательного ее понимания не подлежит сомнению. Но педагогика принадлежит к числу тех наук, знание истории которых весьма полезно даже для практики» [7: 74]. Перечислив работы по истории педагогики, написанные немецкими педагогами, он с сожалением заключал, что «ни на английском, ни на русском языках ничего не издано по истории педагогики» [7: 74].
Свое внимание П.Г. Редкин акцентировал на сочинении А. дистервега «Руководство к образованию немецких учителей», считая его самым важным и весьма полезным для российских педагогов. Разбор этой книги представляет собой извлечение ее основ-
© Супонина Е.Г., 2009
ных положений, сопровождаемое пространными комментариями самого Редкина. Содержание работы выдающегося немецкого педагога давалось применительно к потребностям русских воспитателей, наставников, учителей. П.Г. Редкин всесторонне охарактеризовал главные принципы воспитания, выдвинутые А. Дистервегом, - принципы природосоо-бразности и культуросообразности и аргументированно доказал, что они перекликаются с выдвинутыми И.Г. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо положениями о свободном развитии природы человека. обстоятельно П.Г. Редкиным рассмотрены также правила обучения, разработанные дистервегом.
Завершая обзор книги, Редкин сделал следующий вывод: «Педагогическое учение дистервега не строит никакой системы и в этом полагает свое отличное достоинство, потому, что человеческая природа при ее бесконечном разнообразии не терпит никакого систематического насилия. Его принцип допускает не систему, а только основные правила, стремясь к свободному развитию человеческой природы в ее бесконечном разнообразии» (Там же: 310). Думается, высказывание В.Я. Струминского: «Вероятно, это было первое в русской педагогической литературе изложение классической работы Дистервега» (Там же) с полным основанием из разряда предположений можно перевести в разряд утверждений.
Продолжением анализа принципов воспитания и обучения можно считать небольшую статью П.Г. Редкина «Первое знакомство детей с природой», в которой дан обзор книги немецкого педагога Б. Сигиз-мунда «Семейство - школа природы». Ред-кин убедительно показал, насколько важен в учебно-воспитательном процессе принцип наглядности, при этом он объединял два принципа - наглядности и природосообраз-ности, считая, что такое объединение, несомненно, окажется очень эффективным инструментом в воспитании и обучении. «Некоторые родители, - писал он, - хотя и стараются удовлетворять детской любознательности, но большей частью не так, как бы следовало. Вместо того, чтобы водить ребенка в сад, лес, поле с целью дать ему возможность самому наблюдать действительность, ему дают книги с неверными изображениями предметов, с безобразными картинками; вместо того, чтобы показывать муравейник, улей, птичье гнездо, ему суют в руки басни, в которых животные проповедуют непонятную детям и потому скучную для них мо-
раль: вместо того, чтобы маленькими путешествиями ознакомить его с родиной, ему дарят описания странствования к тропикам, преисполненные разных необыкновенных приключений» [7: 112].
содержательной следует признать заметку П.Г. Редкина «О детском чтении». Данная тема была близка Петру Григорьевичу, имевшему опыт составления и издания детского педагогического журнала. сознавая важность вопроса, он отмечал, что на писателях, составителях детских книг, пособий лежит особая ответственность, поскольку их произведения воздействуют не только «на разум, но и на душу» ребенка. Немецкий педагог Ф. Кернер, подчеркивая, что написание хорошей детской книги - очень трудное и ответственное дело, заключал: «Детская книжка должна поставить себе целью направить волю к добру, согреть сердце и вместе с тем сообщить полезные сведения или правила для жизни» [3: 106]. Повторяя мысли Кернера, П.Г. Редкин писал: «Нужно всегда помнить, что никакая предосторожность с детьми не может быть излишней: ложные представления легко укореняются в неопытной душе и могут испортить всю последующую судьбу ребенка, когда, усвоив себе ложный взгляд на жизнь, он везде будет разочаровываться и, смотря с предрассудками на мир, не будет в состоянии дать настоящей оценки жизни человеческой» [7: 108].
С первого номера журнала «Учитель» на его страницах начинают печататься «Современные педагогические заметки». они представляют собой серию статей, в которых П.Г. Редкин предпринял попытку представить российским читателям прогрессивную немецкую педагогическую литературу. Цикл начинается с обозрения «Берлинских листов для училищ и воспитания» за 1860 г. В этом издании помещались различные материалы по вопросам воспитания и обучения. В небольшой заметке «Город школ и казарм» П.Г. Редкин рассмотрел учебные и воспитательные заведения Берлина и с сожалением констатировал: «у нас не довольно внимательны к народному образованию» [7: 160].
Вопрос о немецких школах оживленно обсуждался на страницах отечественных педагогических журналов. Директор одного из учебных заведений Германии, сотрудник «Гамбургского училищного листка» В. Ланге писал: «В Германии заботятся не только об учении, но и о воспитании, и всякая хорошая школа старается быть не
только учебным заведением, но и образовательным или воспитательным. В этом заключается стремление всей новейшей германской школы» [4: 219].
Высоко оценили организацию учебновоспитательного процесса в учебных заведениях Германии Н.Х. Вессель, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, А.А. Чумиков и др. К.Д. Ушинский отмечал, что иностранцы, в том числе и русские, изучая учебно-воспитательные учреждения Германии, «ослепляются стройностью немецкой системы, обдуманностью малейших ее частей, полнотой программ и ранним ученым развитием молодого поколения» [8: 126]. Вместе с тем русские педагоги отмечали и существенные недостатки учебно-воспитательного процесса в немецких воспитательных и образовательных учреждениях. К.Д. Ушинский, в частности, писал: «Немецкая же педагогика сделала большую ошибку: внесла свой философский метод в ученье элементарных школ и кормит ими шестилетних детей [...]. Немецкая школа только учит, не воспитывает» (Там же: 125).
П.Г. Редкин вновь вернулся к вопросу о немецких школах в статье «старая и новая немецкая школа». В ней он сравнивал два типа школ. «Старая немецкая школа, - подчеркивал Редкин, - была учреждением церкви; новая - учреждение государственное, т.е. общественное. Старая школа учила догмам и культу, в духе своей партии: новая учит самостоятельности во взгляде и в мышлении, учит молиться и трудиться. Старая школа презирала и отвергала знание природы и образование для практической действительной реальной жизни: новая убеждена в важности жизни в природе и в необходимости понимания и познания ее истин во всем, она имеет в виду образование человека для жизни» [7: 301 - 302].
П.Г. Редкина всегда волновали вопросы педагогического такта и культуры поведения педагога. Эти важные аспекты рассмотрены им в статье «Как учителю вести себя с учениками». Ее можно назвать рекомендацией учителям по формированию педагогического такта. «Обыкновенно, - писал Редкин, - ученики заключают об учителе именно по тому, как он с ними обходится, и, надо сознаться, что инстинктивное суждение их об учителе в этом отношении оказывается большей частью верным. Знания, ученость учителя могут вызвать в учениках уважение к нему; его искусство
учить может наглядно убедить их в ощутительной пользе его уроков; но любовь и доверенность они оказывают только тому учителю, который соединяет с качествами знающего и дельного преподавателя еще и умение обходиться с ними» [7: 160].
В «Педагогических заметках» большое вынимание уделено обзору «Рейнских листов для воспитания и обучения», издававшихся А. Дистервегом. П.Г. Редкин отметил прогрессивный характер журнала и ту огромную роль, которую сыграл в его становлении и издании Дистервег. «Это периодическое издание, - писал Петр Григорьевич, - отличается от множества других немецких педагогических журналов тем огромным влиянием на воспитание и обучение германского народа, на народные училища и народных учителей, которое ставит редактора “Рейнских листов” наряду с первостепенными педагогами не только нашего времени, но и всех времен» [7: 212].
Две большие по объему и скорее философские, чем педагогические, статьи «Современных педагогических заметок» посвящены общим вопросам культуры, просвещения. Редкин рассмотрел эти понятия, подчеркнув тесную взаимосвязь культуры с образованием. В заключение статьи «образованность, цивилизация, культура и дух времен» он повторил вывод А. Дистервега, считавшего, что содержание современной ему эпохи «проявляется преимущественно: в стремлении к свободному саморазвитию своей личности, к свободной самодеятельности сословий и общин; к ассоциации или свободному соединению лиц в силу тождества их интересов и занятий...; к уравнению всех пред законом и обществом, ведущим за собой уничтожение монополий, привилегий и прочее, к народности или соединению единоплеменников в одно целое во всех отношениях и прочее, - словом, к разумной нравственности, гражданской и политической свободе всех и каждого» (Там же: 248).
завершающими статьями цикла «Современные педагогические заметки» стали «Песталоцциевые институты» и «Педагогическая летопись». В первой статье П.Г. Редкин показал неоценимый вклад И.Г. Песталоцци в развитие педагогических знаний. «Песталоцци - писал он, - принадлежит всему роду человеческому: идею блага всего человечества лелеял он в великой душе своей, действовал
на пользу всех людей: то, что он добыл, будет некогда достоянием всех еще не отживших народов; открытия его в области развивающе-воспитательного обучения относятся до всех и каждого» [7: 90]. Делая обзор «Педагогической летописи», Редкин еще раз дал высокую оценку общественнопедагогической деятельности А. Дистервега, отметив, что она имеет важное значение не только для Германии, но и для России. Большинство отечественных педагогов соглашались с оценкой, данной П.Г. Ред-киным педагогическим идеям, работам, деятельности А. Дистервега. Немецкий исследователь Х. Зиберт отмечал, что начиная с 50-х гг. XIX в. именно русские педагоги являются наиболее последовательными сторонниками Дистервега, пропагандистами его педагогических трудов [1: 121 - 122].
В значительной степени обозрения иностранной педагогической литературы П.Г. Редкина способствовали проявлению интереса в обществе к педагогическим вопросам, а также обращению российских педагогов к опыту и знаниям своих европейских коллег. П.Г. Редкин проделал по-истине титанический труд, чтобы в основу складывавшейся русской педагогики были заложены гуманистические, демократические традиции.
литература
1. Siebert H. Das pädagogische Erbe Diesterwegs / H. Siebert// Padagogik. 1952. №2.
2. Каптерев П.Ф. История русской педагогии / П.Ф. Каптерев. Пг.: В. Безобразова и Ко, 1915.
3. Kornen F. Gessichte der Padagogik von den altesten Zeiten zur gegenwart / F. Kornen. Leipzig, 1857.
4. Ланге В. Воспитание в Германии/ В. Ланге // Журнал для воспитания. 1859. Т.6. № 11.
5. Медведков А.П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении для самообразования и специально педагогического характера школы / А.П. Медведков. Пг.: Издание Я. Башмакова и Ко, 1916.
6. Острогорский А.Н. Обозрение педагогической литературы А.Н. Острогорский // Избранные педагогические сочинения / сост. М.Г. Данильченко. М.: Педагогика, 1985.
7. Редкин П.Г. Избранные педагогические сочинения / П.Г. Редкин / сост. В.Я. Струмин-ский. М.: Учпедгиз, 1958.
8. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // собрание сочинений /
гл. ред. А.М. Еголин. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. Т.2.
P.G. Redkin’s survey on the German pedagogical literature in the Russian periodicals.
The work of a prominent Russian educator of the 20th century, P.G. Redkin, is under study.
His assistance in the propaganda of the eminent European educators during the period of public educational work between the 60 s - 70 s in Russia is presented.
Key words: an educator, pedagogy, upbringing, teaching, pedagogical literature, the process of education.
Т.Н. БОГУСЛАВСКАЯ (Москва)
концептуальные основы осуществления преемственности содержания образования между дошкольным образованием и начальной
школой (в отечественной педагогике начала хх! в.)
Исследованы различные концепции осуществления преемственности содержания образования между дошкольным образованием и начальной школой, разработанные в отечественной педагогике и психологии начала ХХ в. Представлена периодизация процесса развития этих концептуальных основ.
Ключевые слова: дошкольное образование, преемственность, содержание образования, подходы к типологизации, периодизация развития концептуальных основ содержания образования.
В начале XXI в. определился вектор качественного изменения направленности творческого поиска в сфере содержания дошкольного образования. Если в 1990-е гг. в центре внимания, преимущественно, находились философские, психологические и программно-методические
© Богуславская Т.Н., 2009