_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 30
Харитонова Татьяна Игоревна
студент магистратуры «Клиническая психология»; кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности; факультет психологии; Институт общественных наук; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
(РАНХиГС), г. Москва
E-mail: [email protected]
ОБЗОР ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема коррекции детско-родительских отношений с точки зрения отечественной психологической науки. Целью статьи выступает обзор наиболее распространенных методов коррекции детско-родительских отношений и их краткая характеристика. В статье уточнено понятие «психологическая коррекция» и рассмотрены взгляды таких отечественных специалистов как А.И. Захаров, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, В.А. Рахматшаева, Н.Ю. Синегина, Е.В. Сидоренко.
Ключевые слова
Психологическая коррекция, метод коррекции, детско-родительские отношения, методы коррекции детско-родительских отношений
Текущая социальная и психологическая обстановка, сформировавшаяся в современном российском обществе, отличается существованием специфического кризиса семьи. Он проявляется через увеличение числа неблагополучных и неполных семей, структурную неустойчивость семей, ценностные и нормативные девиации, снижение числа вступающих в официальный брак, возросшее число разводов, а также потерю доверия и теплоты в отношениях между детьми и их родителями. В виду этого в актуальных психологических исследованиях ведется поиск путей коррекции детско-родительских отношений.
Как индивидуальные, так и групповые формы работы психолога с семьями на современном этапе приобрели большое распространение и были анализированы в рамках множества разнообразных теоретических традиций.
Совокупность психологических мероприятий, ориентированных на устранение недостатков в поведении, либо психологии индивидуума при помощи специфических средств психологического воздействия получило название «психологическая коррекция» [4].
По мнению А.А. Осиповой [4], на современном этапе практической психологией предлагаются разнообразные средства коррекции деструктивных отношений межу детьми и родителями. Под данными средствами понимаются действия и способы, которые ориентированы на развитие и трансформацию личности, а также на фиксацию конструктивных форм взаимодействия.
Для разработки системы коррекции детско-родительских отношений Ю.Б. Гипепенрейтер [2] была модифицирована с учетом закономерностей психического развития модель Т. Гордона. Разработанная ею программа «Уроки общения» затрагивает такие проблемы как безусловное принятие ребенка, пути оказания помощи ребенку, способы эмпатийного слушания, формирование отношений к родительским чувствам, разрешение семейных конфликтов и установление семейной дисциплины.
Вопросом коррекции детско-родительских отношений занимался и А.И. Захаров [1] - специалист в сфере психиатрии детей, который считал, что семейная психологическая коррекция при неврозах детей является одним из компонентов психотерапевтического комплекса, включающего в себя и индивидуальную, и групповую психотерапию как терапевтические инструменты. При хронических неврозах детей, которые сочетаются с нарушениями отношений между детьми и родителями, А.И. Захаровым [1] эффективно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
применялась совместная психотерапия родителей и их детей. Согласно замыслу ученого, перед стартом групповой психокоррекции детей или одновременно с ней проводилась медицинская и психологическая деятельность с родительской группой, и только затем к детским группам присоединялись взрослые. В ходе подобной психокоррекционной работы ребенок и его родители часто меняются местами (игра по теме «Семья»). Подобная обратная связь способствует улучшению понимания отношений внутри семьи (межу супругами и между детьми и родителями).
Р.В. Овчаровой [3] был предложен метод экспресс-диагностики родителей педагогически и социально запущенных детей. Проведя с помощью данного метода исследование семей младших школьников, а затем, обобщив типовые трудности, автором была разработана адресная программа устранения недостатков семейного воспитания.
В рамках программы Р.В. Овчаровой [3] предлагается использовать по отношению к родителям педагогически и социально запущенных детей следующие методы: эмоциональную децентрацию, релаксацию, интроспекцию, идентификацию с ребенком, увеличение круга средств самовыражения, эмпатическое слушание, социальную рефлексию, моделирование поведения, а также положительное восприятие ребенка. С помощью этих методов предполагается добиться преодоления чувства вины, личностной тревожности родителей, устранения эмоциональной холодности и авторитарности, обеспечение принятия запущенного ребенка и гуманизации взаимоотношений.
Базируясь на таких причинах низкой эффективности детско-родительских отношений, как родительская психологическая и педагогическая неграмотность; проблемы личности родителей, а также их особенности, которые вносятся в общение с детьми; воздействие на отношения между родителями и ребенком специфики общения в семье, Р.В. Овчаровой [3] был выработан базовый метод коррекции -когнитивно-поведенческий тренинг.
Осуществление когнитивно-поведенческого тренинга происходит при помощи программ видеотренинга и ролевых игр.
Основанием для данного метода является установка на то, что семья - это целостная система. Именно благодаря этому трудности диады «ребенок - родитель» могут быть разрешены лишь при помощи психокоррекции, чьим объектом выступает или родитель, или ребенок. В свою очередь параллельная работа приводит к росту результативности занятий.
По мнению А.А. Осиповой [4], одним из эффективных методов коррекции детско-родительских отношений выступает использование социально-психологического тренинга.
Социально-психологический тренинг трактуется А.А. Осиповой [4] в качестве практики психологического воздействия, предполагающей реализацию активных методов групповой работы. Помимо указанных методов, проведение социально-психологического тренинга подразумевает привлечение разнообразных форм обучения и привлечение коммуникативных техник с коррекционно-развивающей целью.
Социально-психологический тренинг выступает методом активного обучения и прямого психологического воздействия, поэтому при работе с детско-родительскими парами реализуется интенсивное групповое взаимодействие, ориентированное на рост компетентности во взаимодействии, а также рефлексию собственных действий.
Для коррекции детско-родительских отношений А.А. Осипова [4] рекомендует использовать различные методические приемы, среди которых наиболее результативными выступают прием групповой дискуссии, игровые приемы (разнообразные ролевые игры), прием невербальных упражнений и пр.
На базе модели семейного воспитания, предложенной Т. Гордоном, В.А. Рахматшаевой [5] была разработана авторская интерпретация психотренинга «Грамматика общения». Данный психотренинг - это тренинг эффективного общения с ребенком, который позволяет его родителям овладеть доступными им, а также потенциальным возможностями. В рамках данной программы затрагиваются следующие темы: «Признай в себе себя», «Как я сам отношусь к себе?», «Исследование чувства стыда», «К гневу с уважением»,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
«Ценить самого себя», «Обновляемый образ "Я"», «Взгляните на других с оптимизмом».
Значимое место в описании и практическом использовании методов адлеровской терапии в России принадлежит Е.В. Сидоренко [7]. Ею были описаны техники вербального взаимодействия взрослых и детей, ориентированные на выстраивание демократических отношений между ними: воспроизведений слов и действий ребенка, констатирующее описание, отображение чувств, одушевляющие высказывания и др.
В свете системного подхода, Н.Ю. Синегиной [6] была сформулирована технология психолого-педагогической коррекции отношений родителей и детей. Данная коррекционная программа - «Помоги себе сам» - направлена на педагогическое и психологическое просвещение взрослых и детей, обучение их оказанию практической психологической помощи самим себе и окружающим, с целью раскрытия самих себя. В рамках данной программы деятельность выстраивается по нижеследующим направлениям:
1. Пропаганда психологических знаний и психологическое просвещение - обращение к материалам научно-популярной и научной литературы, индивидуальные и групповые беседы, психологические и сюжетно-ролевые игры.
2. Психологическое консультирование по базовым личностным проблемам.
3. Выявление и коррекция проблем личности - анкетирование, тестирование, наблюдение, практическое воплощение специальных программ коррекции, тренинга и пр.
5. Осуществление на практике специальных индивидуальных коррекционных проектов, например, «Избавимся от тревоги и беспокойства, «Мои перспективы», «Избавимся от синдрома хронической усталости» и пр.
Предложенная Н.Ю. Синегиной [6] программа предполагает работу с целым рядом категорий лиц (детьми, их родителями, психологами, воспитателями и педагогами) и построена с учетом реальной ситуации в стране. Данная программа, как на индивидуальном, так и на групповом этапе, базируется на методах активного обучения (дискуссии, лекции-беседы, анализы конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, психологические тренинги и упражнения, анкетирование и тестирование, а также анализ ситуаций), однако, наряду с этим в ней предполагается и индивидуальная работа, ориентированная на личность.
Итак, рассмотренные в рамках статьи методы коррекции детско-родительских отношений многозадачны, отличаются установками, уровнем сложности, преодолеваемыми проблемами. Общим среди всех методов является ориентация на установление демократических детско-родительских взаимоотношений, гармонизации взаимодействия внутри семьи. Для использования на практике каждого из представленных методов психологу необходимо тщательно подготовиться, изучив теоретико-методологическую базу того или иного метода, его терминологию, основные приемы и средства. Вышеописанные коррекционные методы редко используются изолированно, напротив, в их грамотном сочетании заключается комплексность подхода к решению проблемы коррекции детско-родительских отношений.
Список использованной литературы:
1. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М. : Каро, 2006. - 672 с.
2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : АСТ, 2016. - 304 с.
3. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М. : Сфера, 2005. - 240 с.
4. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М. : Сфера, 2002. -510 с.
5. Рахматшаева В.А. Грамматика общения : Шаг за шагом - к доверию и взимопониманию / В.А. Рахматшаева. - М. : Семья и школа, 1995. - 187 с.
6. Синегина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синегина. - М. : Владос, 2005. - 95 с.
7. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга : от замысла к результату / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2008. - 329 с.
© Харитонова Т.И., 2016