Научная статья на тему 'Обзор основных инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов по производству продукции гражданского назначения, реализуемых организациями ОПК и ракетно-космической промышленности'

Обзор основных инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов по производству продукции гражданского назначения, реализуемых организациями ОПК и ракетно-космической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
федеральные и региональные меры поддержки / субсидии / гранты / льготные займы / льготные кредиты / институты развития / государственные гарантии / производство гражданской продукции / federal and regional support measures / subsidies / grants / preferential credits / soft loans / development institutions / government guarantees / production of civilian products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивкин Алексей Леонидович, Тхамадокова Инна Хазреталиевна

Научно-практическая статья представляет собой обобщенный опыт профессиональной деятельности в области привлечения мер государственной поддержки организациями оборонной промышленности на реализацию инвестиционных проектов, направленных на разработку и производство продукции гражданского и двойного назначения. В работе представлены актуальные меры государственной поддержки на федеральном уровне власти и структура мер поддержки региональных органов. Также в работе даны рекомендации по повышению информированности организаций о действующих и вновь вводимых мерах с целью увеличения инвестиционной привлекательности организаций в условиях дефицита финансовых ресурсов федерального бюджета и собственных оборотных средств хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пивкин Алексей Леонидович, Тхамадокова Инна Хазреталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the main government support instruments of investment projects for the production of civilian products implemented by the defense and rocket and space industry

The scientific and practical article represents a generalized experience of professional activity in the field of attracting government support measures by the defense industry organizations for the implementation of investment projects aimed at the development and production of civilian and dual-use products. The work presents current state support measures at the federal level of government and the structure of support measures for regional authorities. The work also provides recommendations for increasing the awareness of organizations about existing and newly introduced measures in order to increase the investment attractiveness of organizations in the context of a shortage of financial resources from the federal budget and the own working capital of business entities.

Текст научной работы на тему «Обзор основных инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов по производству продукции гражданского назначения, реализуемых организациями ОПК и ракетно-космической промышленности»

УДК 336.1 DOI 10.48612/agat/space_economics/2024.03.07.07

Обзор основных инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов по производству продукции гражданского назначения, реализуемых организациями ОПК и ракетно-космической промышленности

Review of the main government support instruments of investment projects for the production of civilian products implemented by the defense and rocket and space industry

Научно-практическая статья представляет собой обобщенный опыт профессиональной деятельности в области привлечения мер государственной поддержки организациями оборонной промышленности на реализацию инвестиционных проектов, направленных на разработку и производство продукции гражданского и двойного назначения. В работе представлены актуальные меры государственной поддержки на федеральном уровне власти и структура мер поддержки региональных органов. Также в работе даны рекомендации по повышению информированности организаций о действующих и вновь вводимых мерах с целью увеличения инвестиционной привлекательности организаций в условиях дефицита финансовых ресурсов федерального бюджета и собственных оборотных средств хозяйствующих субъектов.

The scientific and practical article represents a generalized experience of professional activity in the field of attracting government support measures by the defense industry organizations for the implementation of investment projects aimed at the development and production of civilian and dual-use products. The work presents current state support measures at the federal level of government and the structure of support measures for regional authorities. The work also provides recommendations for increasing the awareness of organizations about existing and newly introduced measures in order to increase the investment attractiveness of organizations in the context of a shortage of financial resources from the federal budget and the own working capital of business entities.

Ключевые слова: федеральные и региональные меры поддержки, субсидии, гранты, льготные займы, льготные кредиты, институты развития, государственные гарантии, производство гражданской продукции

Keywords: federal and regional support measures, subsidies, grants, preferential credits, soft loans, development institutions, government guarantees, production of civilian products

ПИВКИН АЛЕКСЕИ ЛЕОНИДОВИЧ

Заместитель генерального директора по стратегическому развитию, АО «Организация «Агат» E-mail: PivkinAL@agat-roscosmos.ru

PIVKIN ALEKSEY

Deputy CEO of Strategy Development, JSC "Organization "Agat"

ТХАМАДОКОВА ИННА ХАЗРЕТАЛИЕВНА

К.э.н., главный специалист Управления перспективных программ и инвестиционного анализа, АО «Организация «Агат» E-mail: ThamadokovaIH@agat-roscosmos.ru

TKHAMADOKOVA INNA

PhD in Economics, Chief Specialist at Department of Advanced Programs and Investment Analysis, JSC "Organization "Agat"

Введение

В условиях ухудшения доступа российских компаний к мировым рынкам капитала и ограниченности финансовых ресурсов федерального бюджета значительно возрастает роль действующих мер государственной поддержки как одних из основных финансовых инструментов реализации государственной политики в области диверсификации деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) и ракетно-космической промышленности (далее - РКП) с целью увеличения доли высокотехнологичной гражданской продукции в общем объеме производства до 30% в 2025 году и до 50% к 2030 году.

В целях эффективного применения обозначенных мер предлагается создание единого отраслевого центра компетенций, который в режиме «одного окна» позволит обеспечивать полный цикл предоставления услуг в части повышения информированности организаций о действующих и создаваемых инструментах поддержки, обеспечивать подготовку документации, а также формировать отчетность о расходовании привлеченных средств.

Актуальность действующих мер государственной поддержки

В сложившихся политических и экономических условиях потребность в производстве боевой техники возросла, при этом задача по выпуску гражданской продукции организациями ОПК и РКП не теряет своей актуальности.

Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин 18.01.2023 в Санкт-Петербурге на встрече с рабочими Обуховского завода, входящего в Концерн «Алмаз-

Антей», отметил: «...оборонные предприятия должны выпускать не только военную технику, но и технику гражданскую. Да, задача такая, чтобы выйти на 30%, чтобы оборонные предприятия выпускали 30% продукции гражданского производства, гражданского назначения» [1]. Успешность освоения рынка гражданской продукции организациями ОПК и РКП связана, в первую очередь, с наличием собственных финансовых ресурсов, а также с возможностью дополнительного привлечения средств. Это объясняется тем, что разработка и производство высокотехнологичной продукции требует развития производственной инфраструктуры, а зачастую даже строительство и ввод в строй новых мощностей.

Поэтому в целях стимулирования инвестиционной деятельности и повышения уровня диверсификации организаций ОПК и РКП государство развивает инструменты прямой финансовой поддержки через соответствующие федеральные министерства, институты развития и кредитные организации.

На рис. 1 отражены формы прямой финансовой поддержки на федеральном уровне - субсидии, льготные займы, гранты, льготные кредиты, предоставляемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), институтами развития и кредитными организациями разработчикам и производителям высокотехнологичной продукции. Субсидии предоставляются федеральными органами исполнительной власти (профильными министерствами) из федерального бюджета на конкурсной основе, льготные займы - Фондом развития промышленности на заявительной основе, согласно реализуемым программам Фонда. Гранты предоставляются соответствующими институтами развития как на конкурсной, так и на

форма финансовой поддержки

Субсидия

Льготный з а йм

Грант

Льготный кредит

Финансовые ресурсы пдедсставпяемые органами впасти на оезвазпе-глноп и безвозвратной основе орга н и за ция м из федерального и регионального бюджетов на конкурсной основе в качестве долевого {»финансирования разработок (НИОКР)

и производства вые окотехн ологичной продукции

Финансовые ресурсы

предоставляемые институтом развития на возвратной п платной основе

организациям, осуществляющим производство (кроме НИОКР) импортозамещающей высокотехнологичной конкурентоспособной продукции двойного и гражданского назначения

Финансовые ресурсы

пседосгаЕпяемые институтами развития на ое?воаме-?лнсГ| и безвозвратной основе организациям на разработку и производство высокотехнологичной продукции, а также на развитие проектов малого и среднего бизнеса

Финансовые ресурсы предоставляемые кредитными организациями и институтам и развития (для МСБ; на возвратной п платной основе на осуществление инвестиционной деятельности

ФОИВы

ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис. 1. Формы финансовой поддержки. Источник: составлено авторами на основе собственных данных

заявительной основах. Льготные кредиты выдаются институтами развития (Корпорация МСП) и кредитными организациями, в первую очередь, опорным банком оборонной промышленности - ПАО «Промсвязьбанк», а также другими кредитными организациями, являющимися участниками соответствующей льготной программы кредитования.

Для «чистоты» понимания в табл. 1 отражены

основные отличия принципиально разных механизмов предоставления финансовых ресурсов организациям из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений и субсидий в рамках действующих мер государственной поддержки, направленных на реализацию инвестиционных проектов.

Указанные в табл. 1 финансовые меры являются важными инструментами государственной поддержки

Критерии отличия Бюджетные инвестиции Меры господдержки в форме субсидий

Понятие Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание и увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества [2] Меры господдержки - финансовые ресурсы, предоставляемые из бюджетов разных уровней кредитными организациями и институтами развития организациям, осуществляющим разработку и производство приоритетной высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения

Объект Объект бюджетных инвестиций -вложения в строительство, техническое перевооружение, приобретение, проектно-изыскательские работы, реконструкцию, оборудование и т.п. Объектами господдержки в форме субсидий являются разработка и производство высокотехнологичной гражданской продукции критически важных и приоритетных отраслей промышленности

Табл. 1. Отличительные характеристики бюджетных инвестиций и мер государственной поддержки в форме субсидий. Источник: составлено авторами на основе собственных данных

Инвестор Государство Организация

Право собственности на объект инвестиций Государство Организация

Форма предоставления финансовых ресурсов Бюджетные инвестиции Субсидии, гранты, льготные займы, кредитные ресурсы

Включение объекта инвестиций в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) Обязательно Не требуется

Результат реализации инвестпро-екта Увеличение стоимости активов государства Увеличение объема производимой приоритетной продукции гражданского назначения

и стимулирования инвестиционной активности организаций. Следует подчеркнуть принципиальную разницу, что бюджетные инвестиции практически в полном объеме финансируются из федерального бюджета и предполагают участие государства в юридическом лице в определенном проекте, тогда как субсидии используются в качестве стимулирующей меры повышения инвестиционной активности в приоритетных отраслях экономики и направлены на частичную компенсацию или финансовое обеспечение затрат и не предполагают участия государства в уставной деятельности организации.

В рамках данной статьи предлагаем рассмотреть наиболее востребованные и соответствующие параметрам реализуемых инвестиционных проектов меры государственной поддержки, связанные с разработкой и производством продукции гражданского назначения.

Субсидии из федерального бюджета, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ)

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции главного распорядителя бюджетных средств, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателей бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий из федерального бюджета на очередной финансовой год и плановые периоды в установленной сфере деятельности [3]. Основные условия предоставления субсидий из федерального бюджета раскрыты в табл. 2.

Администратор Цель Доля софинансиро- Сумма предостав- Срок предоставления вания за счет соб- ляемых средств, предоставления ственных средств млн руб.

Минпромторг России ПП РФ от 24.07.2021 №1252 Создание электронно-компонентной базы (ЭКБ) и модулей 10% 1 500 До 7 лет

Минпромторг России ПП РФ от 12.12.2019 №1649 Проведение НИОКР по современным технологиям 50% Определяется расчетно. Сумма покрывает не более 50% затрат организации До 3 лет

Табл. 2. Основные условия предоставления субсидий из федерального бюджета на разработку и производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Источник: составлено авторами на основе собственных данных

Администратор Цель Доля софинансиро- Сумма предостав- Срок предоставления вания за счет соб- ляемых средств, предоставления ственных средств млн руб.

Минобрнауки России ПП РФ от 12.12.2019 №218 Кооперация вузов и организаций в целях создания высокотехнологичной продукции не менее 100% размера субсидии 100 До 3 лет

Минпромторг России ПП РФ от 17.02.2016 №109 Проведение НИОКР по созданию электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры 30% 350 До 4 лет

Минпромторг России ПП РФ от 28.01.2016 №41 Возмещение части затрат участникам промышленных кластеров 50% 150 До 3 лет

Минпромторг России ПП РФ от 16.12.2020 №2136 НИОКР на создание средств производства электроники 10% 500 До 5 лет

Минпромторг России ПП РФ от 23.08.2021 №1380 Внедрение отечественного ПО в организациях ОПК 15% 500 До 3 лет

Минпромторг России ПП РФ от 27.09.2021 №1619 Внедрение российской продукции радиоэлектронной промышленности 50% 4 000 До 5 лет

Минпромторг России ПП РФ от 30.04.2019 №529 Возмещение затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов 50% 50% от объема затрат -

Минпромторг России ПП РФ от 27.09.2021 №931 Компенсация затрат на НИОКР и омологацию1 30% - НИОКР 30% - омологация 900 200 -

1 Омологация - улучшение технических характеристик.

Льготные займы Фонда развития промышленности (ФРП)

ФРП - институт развития, созданный в 2014 году путем преобразования Российского фонда технологического развития (РФТР), предоставляет займы промыш-

ленным компаниям на льготных условиях на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств [4]. Основные условия предоставления льготных займов ФРП представлены в табл. 3.

Программа Цель предоставления Сумма, млн руб. Процентная ставка (%) Срок займа

Проекты развития Реализация проектов, направленных на импортозамещение, производство конкурентоспособной продукции гражданского и двойного назначения. Выпуск средств производства, оборудования и станков для оптимизации производственных процессов 100-1000 5% До 5 лет

Табл. 3. Основные условия предоставления льготных займов ФРП. Источник: составлено авторами на основе собственных данных

Комплектующие изделия Модернизация и организация производства комплектующих изделий, повышающих уровень локализации конечной российской продукции 100-1000 3%-5% До 5 лет

Производительность труда Модернизация действующего производства и модификация продуктовой линейки на предприятиях обрабатывающей промышленности 50-300 3%-5% До 5 лет

Автокомпоненты Производство компонентной базы для автомобильной и сельскохозяйственной техники 100-5000 3%-5% До 7 лет

Лизинг Лизинг оборудования для технологического перевооружения и модернизации основных производственных фондов предприятий 5-500 5% До 5 лет

Формирование компонентной и ресурсной базы Приобретение оснастки для промышленного производства 10-500 7% До 3 лет

Гранты Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ)

РФРИТ учрежден Российской Федерацией в 2017 году в целях обеспечения поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникационных техно-

Гранты Агентства по технологическому развитию (АТР)

АТР - автономная некоммерческая организация, создана в 2016 году распоряжением Правительства РФ. Агентство учреждено в целях создания условий для

логий. Фонд осуществляет поддержку инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение системных цифровых продуктов отечественными образцами [5]. Основные условия предоставления грантов РФРИТ представлены в табл. 4.

осуществления трансфера технологий и развития высокотехнологичного производства промышленной продукции, а также содействия российским предприятиям по внедрению технологических решений мирового уровня для достижения конкурентоспособности отечественной

Программа Цель предоставления Сумма, млн руб. Доля софинансирования за счет собственных средств

Внедрение российских ИТ-решений Разработка и внедрение программного продукта в одной из приоритетных отраслей 20-500 10-6000 (для особо значимых проектов) Не менее 20%

Разработка отечественных ИТ-решений

Табл. 4. Основные условия предоставления грантов РФРИТ. Источник: составлено авторами на основе собственных данных

продукции [6]. Основные условия предоставления гран- предпринимательства (МСП) в целях координации тов АТР представлены в табл. 5. оказания субъектам МСП поддержки в форме льготного

кредита [7]. Основные условия предоставления льгот-Льготные кредиты институтов развития ных кредитов МСП представлены в табл. 6.

Корпорация МСП осуществляет деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего

Программа Цель предоставления Сумма, млн руб. Доля софинансирования за счет собственных средств

Стимулирование производства комплектующих изделий Разработка конструкторской документации (КД) для серийного выпуска критически важных комплектующих До 100 Не менее 20%

Табл. 5. Основные условия предоставления грантов АТР. Источник: составлено авторами на основе собственных данных

Программа Цель предоставления Сумма, млн руб. Процентная ставка Срок предоставления

Льготное кредитование на инвестиционные цели в наиболее приоритетных отраслях2 Реализация инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях, транспортировка и хранение, гостиничный бизнес, научная и техническая деятельность 50-2 000 До 9% для малых и микропредприятий До 7,5% для средних предприятий Не менее 20%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Табл. 6. Основные условия предоставления льготных кредитов МСП. Источник: составлено авторами на основе собственных данных

2 Кредит выдается заемщику, осуществляющему деятельность в одной из следующих отраслей экономики:

1) обрабатывающее производство, в том числе производство пищевых продуктов, первичная и последующая (промышленная) переработка сельскохозяйственной продукции, в том числе в целях обеспечения импортозамещения и развития несырьевого экспорта;

2) транспортировка и хранение;

3) деятельность гостиниц;

4) деятельность профессиональная, научная и техническая.

Основные формы мер государственной поддержки на региональном уровне

Помимо федеральных мер поддержки органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать свои программы для организаций промышленности, в т.ч. ОПК и РКП.

Структура предоставляемых региональных мер поддержки схожа с федеральной и представлена на рис. 2.

Таким образом, региональные меры поддержки могут предоставляться:

• региональными органами исполнительной власти в форме субсидий и государственных гарантий приоритетным организациям, осуществляющим

крупные инвестиционные проекты; • региональными институтами развития в форме льготных займов.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что на федеральном и региональном уровнях власти созданы соответствующие финансовые условия для содействия в разработке и производстве высокотехнологичной продукции.

Важно отметить, что действующая система распределения бюджетных средств в рамках государственных заказов формирует зависимость предприятий от государственных ресурсов (ракетно-космическая отрасль получает ресурсы из государственного бюджета),

Рис. 2. Структура предоставляемых региональных мер поддержки. Источник: составлено авторами на основе собственных данных

в развитии ракетно-космической отрасли не участвует частный капитал, и в связи с этим у предприятий замедленными темпами происходит поиск и оптимизация собственных ресурсов [8].

Финансирование инвестиционных проектов организаций РКП осуществляется за счет бюджетных источников и собственных средств, размер которых составляет более 98% в последние годы. Этот факт говорит об отставании РКП в привлечении новых источников капитала как средств крупных частных инвесторов, так и мер государственной поддержки.

В целях стимулирования инвестиционной активности в организациях РКП предлагаем воспользоваться действующими мерами государственной поддержки, обозначенными в данной статье, как основных инвестиционных инструментов в условиях дефицита финансовых ресурсов и ограниченных собственных оборотных средств организаций. Для этого в ракетно-космической отрасли целесообразно создать единый центр компетенций, в задачи которого входят:

• информирование организаций РКП об актуальных и вновь принимаемых мерах государственной поддержки на всех уровнях власти;

• разъяснение порядка действий для оформления и подачи заявки, участия в конкурсах по привлечению финансовых ресурсов;

• осуществление методологической поддержки организаций по вопросам применения мер государственной поддержки.

Заключение

Государственная политика в области диверсификации ОПК и РКП, предполагающая увеличение доли продукции гражданского назначения в общем объеме производства, направлена на обеспечение устойчивого роста оборонной отрасли в долгосрочной перспективе.

Однако разработанные государством меры финансовой поддержки не всегда мотивируют организации на реализацию соответствующих инвестиционных проектов. Это объясняется, прежде всего, недостаточной информированностью о спектре существующих программ и возможностей как на федеральном, так и региональном уровнях.

Для исправления ситуации целесообразно создание единого центра компетенций по оказанию полного цикла услуг для организаций - от информирования и оказания консультационно-методологической поддержки до подготовки документов для привлечения мер поддержки. Указанное, с одной стороны, значительно повысит инвестиционную активность организаций ОПК и РКП, с другой - позволит достигнуть целевых показателей по увеличению производства продукции гражданского назначения и обеспечит финансовую устойчивость организаций на долгосрочной основе.

Список литературы

1. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: https://kremlin.ru (дата обращения: 08.12.2023).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в редакции от 25.12.2023). URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 28.12.2023).

3. Официальный интернет-портал правовой информации - единый официальный государственный информационно-правовой ресурс в России. URL: https://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.02.2024).

4. Официальный сайт Фонда развития промышленности. URL: https://www.frprf.ru (дата обращения: 26.02.2024).

5. Официальный сайт Агентства по технологическому развитию. URL: https:// www.atr.gov.ru (дата обращения: 28.02.2024).

6. Официальный сайт Российского фонда развития информационных технологий. URL: https:// www.rfrit.ru (дата обращения: 28.02.2024).

7. Официальный сайт Корпорации МСП. URL: https://www.мсп.рф (дата обращения: 29.02.2024).

8. Проблемы ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Ю.Б. Надточий, Л.И. Горелова. - Вопросы инновационной экономики, № 2, 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/334692233_Problemy_resursnogo_obespecenia predpriatij_raketno-kosmiceskoj_otrasli (дата обращения: 29.02.2024).

List of literature

1. Official website of the President of the Russian Federation. URL: https://kremlin.ru (accessed: 08.12.2023).

2. Budget Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 No. 145-FL (as amended on December 25, 2023). URL:https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702 (accessed: 28.12.2023).

3. Official Internet portal of legal information - a single official state information and legal resource in Russia. URL: https://publication. pravo.gov.ru (accessed: 26.02.2024).

4. Official website of the Industrial Development Fund. URL: https://www.frprf.ru (accessed: 26.02.2024).

5. Official website of the Agency of Technological Development. URL: https:// www.atr.gov.ru (accessed: 28.02.2024).

6. Official website of the Russian Foundation for Information Technology Development. URL: https:// www.rfrit.ru (accessed: 28.02.2024).

7. Official website of the MSP Corporation. URL: https://www.msp.rf (accessed: 29.02.2024).

8. Problems of resource support for enterprises in the rocket and space industry // Y.B. Nadtochiy, L.I. Gorelova. - Issues of innovative economics, No. 2, 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/334692233_Problemy_resursnogo_obespecenia_predpriatij_ raketno-kosmiceskoj_otrasli (accessed: 29.02.2024).

Рукопись получена: 19.01.2024 Рукопись одобрена: 27.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.