ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И. я. БЫЧКОВ
Обзор общесоюзного законодательства по гигиене за период 1933—1935 гг.
Реконструкция всей экономики, как основная предпосылка для завершения строительства социализма в нашей стране, непосредственно связана -с резким повышением уровня культуры и материального благосостояния трудящихся, с коренным оздоровлением всех условий их труда и быта. В связи с этим санитарное законодательство периода второй пятилетки должно быть рассчитано на максимальное стимулирование радикальных оздоровительных мероприятий. Обеспечение санитарного минимума как комплекса простейших оздоровительных мероприятий, являвшееся стержнем санитарного законодательства РСФСР (пост. СНК РСФСР от 20ЛЛ1930 г.) и других союзных республик в периоде 1-й пятилетки, уступило место :в законодательстве 2-й пятилетки созданию уже иных максимально благоприятных санитарных условий, т. е. коренного улучшения санитарного обслуживания всей страны. Это стремление отражено во всех новейших законодательных актах союзного правительства, краткую сущность, которых мы ниже приводим.
Одним из основных документов санитарного законодательства 2-й пятилетки является постановление ЦИК и СНК СССР от 23.ХИ 1933 г. «Об организации госсанинспекции» (Собр. законов СССР, № 74, ст. 450).
Этим документом устанавливается единообразие структуры санитарной организации во всех союзных республиках. В основу закона положен принцип осуществления санитарного контроля входящей в систему органов здравоохранения госсанинспекцией, как представителя советской власти в целом. Ведомственные санитарные органы, возникшие в период 1931—1933 гг., отмежеваны от госсанинспекции и им дано наименование: «Санитарная служба». В этом законе впервые диференцированы два вида санитарного надзора: государственный контроль—как функция госсанинспекции и повсеместное наблюдение, оперативно-организационное санитарное обслуживание—как функция санслужбы, подведомственной хозоргану— организатору определенной отрасли народного хозяйства. Согласно этому закону обязательность наличия ведомственной санслужбы устанавливается прежде всего для систем пищевой промышленности, торговли продуктами питания и для НКПС. В законе четко сформулировано, что на госсанинспекцию «возлагается надзор за выполнением установленных
санитарно-гигиенических норм и правил как общесанитарного характера, так и всех специальных видов саннадзора всеми общесоюзными, республиканскими и местными органами, учреждениями и предприятиями». Этой формулировкой положен в частности конец старым спорам между органами труда и здравоохранения, и все дело государственного надзора в области промышленной санитарии постановлением союзного правительства возложено на госсанинспекцию органов здравоохранения в полном об'еме.
Далее в законе от 23.ХИ 1933 г. предусмотрена централизация в союзном масштабе санитарного нормирования пищевой промышленности и торговли продуктами питания. Логическим следствием этого требования явилось создание союзного органа санитарного контроля.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 5.УШ 1934 г. предложено организовать Всесоюзную санитарную инспекцию (ВГСИ) при Совнаркоме СССР. 25.VII 1935 г. правительством СССР утверждено положение об этой инспекции (пост. СНК СССР, № 1578 от 25.УИ 1935 г.; С. 3., № 41, ст. 348).
Согласно этому положению на ВГСИ в основном возложено: а) об'единение и руководство работой органов госсанинспекции на всей территории СССР; б) непосредственное осуществление саннадзора за наиболее значимыми пищевыми предприятиями по списку, утвержденному СНК СССР; в) сосредоточение в союзном масштабе работы по санитарному законодательству и по санитарной статистике;
г) об'единение в союзном масштабе ряда мероприятий по борьбе с опасными эпидемиями;
д) осуществление связи с заграницей по вопросам гигиены и руководство работай по санитарной охране границ СССР; е) планирование научно-исследовательской работы в области гигиены в масштабе всего СССР. С организацией ВГСИ последняя должна стать центром санитарного законодательства, опорным пунктом по реализации пункта Г § 25 программы ВКП(б). Работа по созданию отвечающего интересам социалистического строительства санитарного законодательства должна стать в центре внимания ВГСИ.
Из других отдельных актов санитарного законодательства союзного значения периода 2-й пятилетки должны быть отмечены:
1. Историческое постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10.VII 1935 г. «О генеральном плане реконструкции г. Москвы».
Этот документ в целом знаменует собой стремление советского правительства обеспечить трудящимся советской столицы, по которой равняются и будут равняться see другие города СССР, оптимальные гигиенические условия. Это стремление в частности нашло свое конкретное выражение в ст. 15 раздела I этого закона, где предложено «в интересах правильной организации территории гор. Москвы и обеспечения здоровых условий для жизни населения вывести постепенно из города Москвы все опасные в пожарном отношении и вредные в санитарно-гигиеническом отношении предприятия».
2. Пост. СНК СССР от 23.IV 1934 г. «Об улучшении жилищного строительства» {Собр. законов СССР, № 23, ст. 180).
В этом законе содержатся следующие нормы гигиенического характера:
а) В городах и рабочих поселках должны строиться капитальные дома в 4—5 этажей и выше с водопроводами и канализацией. Облегченное малоэтажное каркасное, щитовое и барачное строительство допускается только в качестве временных жилищ с разрешения СНК союзной республики или, :по указаниям СНК, обл- и крайисполкомами.
б) В новых домах должны быть квартиры в 2—3—4 комнаты (в общем ке более чем на 1-2 семьи). Этим взята ставка на ликвидацию многокомнатных квартир, заселенных разными семьями, что неблагополучно и в санитарном отношении.
в) Установлены следующие основные строительные нормы: а) толщина кирпичных стен не менее двух кирпичей; б) высота жилых помещений — 3—3,2 м; в) ширина лестничных клеток не менее 2,8 м. В квартире должны быть оборудованы уборные, ванные или души и чуланы. При доме должны быть предусмотрены хозяйственные помещения для дров и т. п., культурно-бытовые помещения, а в предусмотренных особым законом случаях также торговые помещения.
3. Пост. СНК СССР от 3.1X 1934 г. «О прекращении беспроектного и бессметного строительства» (Собр. законов, № 45, ст. 354).
Этот закон имеет в санитарном отношении то значение, что он устайавливает безусловную обязательность прохождения каждого проекта нового строительства через определенные инстанции, утверждающие проект (в зависимости от лимита строительства — через СНК, наркомат, обл- и крайисполком).
- Санитарная инспекция должна воспользоваться при этом своим правом по санконтролю и в процессе утверждения проекта подвергнуть его необходимой санитарной экспертизе. Правда, отсутствие четких указаний в этом законе, а равно и в других, об обязательности предварительной санитарной экспертизы проектов временами затрудняет для госсанинспекции оказание необходимого влияния на строительство.
В настоящее время Всесоюзная санитарная инспекция занимается оформлением нового закона «О предупредительном санитарном контроле над строительством», который должен-восполнить имеющийся в этом отношении пробел.
4. Пост. ЦИК и СНК СССР от 27.VI1933 г. «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест СССР».
В этом законе даны установки по составлению проектов планировки населенных мест, которые должны в гигиеническом отношении:
а) обеспечить создание наиболее благоприятных условий труда и жизни населения;
б) предусматривать места для строительства учреждений по социально-культурному и бытовому обслуживанию в целях планомерной перестройки быта на социалистических началах;
в) предусматривать создание внутри населенного места, а также на его периферии системы связанных между собой зеленых насаждений и охранение защитных зон.
Строительство новых промышленных и транспортных предприятий и расширение существующих допускается согласно этому закону (§ 5), как правило, лишь при наличии утвержденных проектов планировки обслуживающих эти предприятия населенных мест, а в проекте планировки, следовательно, должны быть отражены вышеприведенные гигиенические требования согласно § 6 закона от 27.VI 1933 г.
5. Пост. СНК СССР от 14.Х 1934 г. «О реорганизации работы научно-исследовательских учреждений в области охраны и гигиены труда (С. 3. № 56, ст. 424).
В этом постановлении декретировано, что научная разработка вопросов промсанитарии (в частности промосвещения и промвентиля-ции) и вопросов физиологии и гигиены труда, профпатологии и профзаболеваний должны быть полностью сосредоточены в научных учреждениях наркомздравов союзных республик. Этим документом снова подчеркивается, что правительство " возложило надзор в области гигиены труда и промсанитарии на органы госсанинспекции. В соответствии с этой директивой союзного правительства следовало бы внести изменения в республиканские кодексы законов о труде (ст. 142 Кодекса РСФСР и аналогичные статьи в кодексах других республик).
6. Пост. СНК СССР от 20^ 1934 г. «О мероприятиях по борьбе с малярией» («На фронте здравоохранения», офиц. отдел, № 10 за 1934 г.).
В этом законе в основном очерчен круг конкретных оперативных мероприятий по материальному оснащению противомалярийной борьбы (отпуск денежных средств и материальных фондов). Наряду с этим в законе (§ 13) четко сформулировано, что на госсанинспекцию возлагается контроль за соблюдением противомалярийных требований при проведе-
Гигнена и санитария ЛЗ 3.
65
нии гидромелиоративных и других строительных работ и предложено привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении санитарных требований. Эта формулировка закона дает в руки санитарной инспекции довольно веское оружие в борьбе .за предупреждение малярии.
7. Особо следует упомянуть имеющее значение исторического документа, знаменовавшего непрекращающийся под'ем санитарного состояния пищевой промышленности, обращение ЦК ВКП(б) от 22.ХН 1933 г. «Ко всем обкомам, крайкомам и ЦК нацкомпартий, всем парторганизациям пищевых заводов и фабрик» (напечатано в газетах «Известия» ЦИК и ВЦИК СССР, «Правда» и др. за 23.ХП 1933 г. и в официальном отделе журнала «На фронте здравоохранения», № 1 за 1934 г.).
Б этом обращении ЦК поставлены с большевистской четкостью и твердостью нижеследующие 7 основных задач в области пищевой гигиены, за выполнение которых должен бороться каждый работник пищевого предприятия и в первую очередь санитарные работники:
1. Строжайшее соблюдение на предприятиях санитарно-гигиенического режима и в .частности соблюдение рабочими правил личной гигиены.
2. Развертывание среди рабочих систематической пропаганды основ гигиены и санитарки пищевого производства.
3. Обязательная сдача экзамена па сангиг-минимум каждым мастером, бригадиром и прочим руководящим техническим персоналом предприятия.
4. Уделение особого внимания работе фабрично-заводских химико - бактериологических лабораторий.
5. Содержание в образцовом санитарном состоянии всего оборудования, аппаратуры и прочего инвентаря предприятия.
6. Недопущение к переработке сырья и полуфабрикатов, не отвечающих пред'явленным к ним техническим и санитарным требованиям, в частности без установленного для них химико-бактериологического контроля.
7. Запрещение выпуска из производства продукции без тщательного анализа ее в химико-бактериологической лаборатории.
Последние три года —■ период оживления в области общесоюзного санитарного законодательства. С развертыванием деятельности Всесоюзной санитарной инспекции эта работа должна получить еще большее развитие.
На очереди — восполнение ряда пробелов в области санитарного законодательства, к чему в ВГСИ уже приступлено:
1) утверждение СНК СССР обязательных санитарно-гигиенических правил и норм для пищевой промышленности, общественного питания и торговли пищевыми продуктами ((задание ЦИК и СНК СССР в постановлении от 23.ХН 1933 г. «Об организации госсанинспекции»);
2) издание союзных законов: а) о предупредительном саннадзоре над строительством,
б) о нормах санитарных разрывов между промпредприятиями и жилыми зданиями и
в) о санитарной охране центрального водо-снабжения.
Первые два из этих вопросов совершенно не урегулированы ни союзным, ни республиканским законодательством. Санконтроль над строительством в республиканских заколах о госсанинспекции отнесен к числу прав госсанинспекции без уточнения форм и порядка осуществления этого права, что на практике сплошь и рядом приводит к отказу хозорга-нов представлять проекты на предварительный санконтроль, согласовывать с госсанинспекцией выбор места под строительство и т. п.
По вопросу о санитарной охране водоснабжения имеются республиканские законы, но этот вопрос требует срочного урегулирования в порядке союзного законодательства, так как имеется очень много строящихся водных сооружений союзного значения.
Оба последних вопроса в виде законопроектов уже внесены в соответствующие законодательные инстанции. Уже поставлен и вопрос о законодательстве по сточным водам.
Рамки настоящей статьи не позволяют остановиться на успехах отдельных союзных республик в области санитарного законодательства во 2-й пятилетке. Мы. вернемся к этому вопросу в одном из следующих номеров журнала.