Научная статья на тему 'ОБЗОР НЕПРЕРЫВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЭВАКУАЦИОННОГО ПРОЦЕССА'

ОБЗОР НЕПРЕРЫВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЭВАКУАЦИОННОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭВАКУАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / НЕПРЕРЫВНЫЕ МОДЕЛИ / MODELING / EVACUATION PROCESS / CONTINOUS MODELS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киселев С.С.

В статье рассматривается принцип непрерывных моделей эвакуационного процесса. Отмечены достоинства и недостатки данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF CONTINUOUS MODELS OF THE EVACUATION PROCESS

The principle of continuous models of the evacuation process is considered in the article. The advantages and disadvantages of this model are noted.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР НЕПРЕРЫВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЭВАКУАЦИОННОГО ПРОЦЕССА»

// Патент России № 2178203. - 2002.

7. МЗП модель визуальной криптографии [Электронный ресурс]. - URL: http://winalt.sscc.ru/otm.1/vic.1/ru.htm, (дата обращения: 15.03.2018).

УДК 519.87

Киселев С. С. аспирант 2 курса

факультет «Фундаментальной и прикладной информатики» Юго-Западный государственный университет

Россия, г. Курск

ОБЗОР НЕПРЕРЫВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЭВАКУАЦИОННОГО

ПРОЦЕССА

Аннотация: В статье рассматривается принцип непрерывных моделей эвакуационного процесса. Отмечены достоинства и недостатки данной модели.

Ключевые слова: моделирование, эвакуационный процесс, непрерывные модели.

Kiselev S., postgraduate 2year Faculty of Fundamental and Applied Informatics SOUTHWEST STATE UNIVERSITY

Russia, Kursk

REVIEW OF CONTINUOUS MODELS OF THE EVACUATION

PROCESS.

Annotation: The principle of continuous models of the evacuation process is considered in the article. The advantages and disadvantages of this model are noted.

Keywords: modeling, evacuation process, continous models.

В настоящее время моделирование скоплений людей и транспорта представляет собой набирающую популярность научную область, в значительной мере это достигается благодаря увеличению населения на Земле и мировой глобализации. Как известно, в большие города стекается все большее число иммигрантов, что усложняет процессы муниципального планирования. Необходимость расчета критериев и параметров людского и транспортного потока породила особый класс геоинформационных систем: симуляторов, которые дают возможность измерить, оптимизировать и визуализировать потоки транспорта и большого количества людей.

С точки зрения непрерывного подхода к объяснению человеческого потока, люди могут быть представлены в виде континуума, если принять во внимание факт, что расстояние между участниками много меньше размера помещения, по которому происходит перемещение.

Состав скопления людей часто разнороден: каждому человеку присуще отличительные характеристики и индивидуальные цели. К

примеру, человек, взбирающийся на склон, будет обладать характеристиками, отличающимися от человека, спускающегося со склона. Таким образом, можно сделать вывод, что направление движения в конкретных ситуациях может указывать на некоторые особенности передвижения людей. Для вывода уравнения движения для конкретного участника движения в скоплении людей, в работе Хьюза[1] введены несколько гипотез:

1. Скорость передвижения агентов зависит от плотности окружающего скопления людей, характеристиками поведения и ландшафтными особенностями.

2. У агентов существует чувство цели, которой они стремятся достичь.

3. Агенты стремятся минимизировать время пути, с учетом предыдущих гипотез.

Наблюдения реальносуществующих массовых скопления людей подтверждают эти гипотезы.

Первая гипотеза является подтверждением выводов работы Гриншилдса [2] для транспортного трафика, который также рассматривался в работе Лайтилла, которая была посвящена исследованию кинематических волн в автомагистральном транспортном потоке. В будущем многие ученые подтвердили отношение первой гипотезы к людским потокам, например Фруин и Пушкарев [3]. Однако, несмотря на это, данную гипотезу невозможно применить к массовым скоплениям людей с высокой плотностью, в которых велико значение силы трения между участниками.

Значение второй гипотезы зависит от степени визуальной информированности каждого агента. Например, если существует разница в росте агентов в скоплении людей, то может произойти ситуация, когда низкорослые агенты начинают необъективно оценивать ситуацию и им приходится принимать информацию о направлении движения за счет соседних высокорослых агентов.

Значение третьей гипотезы зависит от причины передвижения и мотивации каждого конкретного агента. Гипотеза считается действительной для участников, у которых есть цель (какая-либо определенная географическая точка). К тому же третья гипотеза требует, чтобы задачи избегания повышенной плотности массового скопления людей и движения к цели были математически разделенными.

Предложенные гипотезы ведут к базовому уравнению движения агента в людском потоке для двухмерного случая:

^а^ + ауМ^^Н^

дх\ дх) ду\ ду,

1

дШ(р) = , =, (1.2)

N

Ш2+Ш2

где ф - время до окончания движения, p - плотность толпы, fp) -скорость агентов как функция от плотности, g(p) - дискомфорт как функция от плотности, (x,y,t)- координаты агента и текущее время. Данная формула была предложена в работе Хьюза [1].

В своей работе Блю, численно решив это уравнение, провел симуляцию человеческого потока. Блю выделил два режима движения скопления людей - некритический и критический, тем самым, он провел четкую параллель с движением жидкости по каналу в гидродинамике. Так же следует отметить, что работы по гидродинамике редко пересекаются с моделированием массового скопления людей.

Из уравнений (1.1) и (1.2) можно сделать вывод о том, что понятия человеческих потоков и потоков жидкости (без учета трения) довольно близки. Но существуют и некоторые различия: в массовом скоплении людей возможно движение разных типов участников. Стоит отметить, что в соответствии с первой гипотезой, скорость отдельного типа агентов зависит от окружающей плотности скопления людей. Но общая плотность будет близка к средней плотности агентов такого же типа - этот факт можно объяснить тем, что одинаковые агенты имеют направленность к движению группами, что описывалось в работе Тошиюки.

К достоинствам этого подхода можно отнести возможность описания людского потока как динамической системы.

К недостаткам модели можно отнести её неприменимость первой гипотезы к потоку людей с высокой плотностью и невозможность задать правила поведения для участников движения.

Примером метода, который компенсирует недостатки данного метода может служить мультиагентный подход к моделированию.

Использованные источники:

1. Hughes R.L. A continuum theory for the flow of pedestrians. Transp. Res. B 36. - 2002. - 507-35.

2. Greenshields B.D. A study of traffic capacity. // Proc. Highw. Res. Board 14. - 1934. - c. 448-77.

3. Pushkarev B. Capacity of walkways / Pushkarev B., Zupan J.M. // Transp. Res. Board. - 1975. - №538. - c. 1-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.