Научная статья на тему 'Обзор научных публикаций о пользе занятий физической культурой при заболеваниях зрительного аппарата'

Обзор научных публикаций о пользе занятий физической культурой при заболеваниях зрительного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1224
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АППАРАТА / СТУДЕНТЫ / ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE / DISEASES OF THE VISUAL APPARATUS / STUDENTS / EYE GYMNASTICS / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Локтионова Юлия Игоревна, Савкина Наталья Валентиновна

Занятия гимнастикой для глаз в сочетании с общеукрепляющими упражнениями способствуют укреплению глазных мышц и улучшению остроты зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Локтионова Юлия Игоревна, Савкина Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF SCIENTIFIC PUBLICATIONS ON THE BENEFITS OF PHYSICAL TRAINING IN DISEASES OF THE VISUAL APPARATUS

Exercises for the eyes in combination with restorative exercises help to strengthen the eye muscles and improve visual acuity.

Текст научной работы на тему «Обзор научных публикаций о пользе занятий физической культурой при заболеваниях зрительного аппарата»

УДК 796.012.6:617.75

ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ О ПОЛЬЗЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЗРИТЕЛЬНОГО АППАРАТА

REVIEW OF SCIENTIFIC PUBLICATIONS ON THE BENEFITS OF PHYSICAL TRAINING

IN DISEASES OF THE VISUAL APPARATUS

Локтионова Юлия Игоревна

студент

кафедра «Приборостроение, метрология и сертификации» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Loktionova Yulia Igorevna student

department «Instrument engineering, metrology and certification»» Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Руководитель: Савкина Наталья Валентиновна

старший преподаватель Кафедра «Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Head:

Savkina Natalia Valentinovna

senior lecturer Department «Appliedphysical culture» Orel State University named after I.S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Занятия гимнастикой для глаз в сочетании с общеукрепляющими упражнениями способствуют укреплению глазных мышц и улучшению остроты зрения.

Abstract. Exercises for the eyes in combination with restorative exercises help to strengthen the eye muscles and improve visual acuity.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, заболевания зрительного аппарата, студенты, гимнастика для глаз, физическая подготовка.

Keywords: therapeutic physical culture, diseases of the visual apparatus, students, eye gymnastics, physical training.

Физическая культура является неотъемлемой частью жизни, поскольку благодаря упражнениям здоровый человек способен поддерживать хорошую физическую форму, укреплять мышцы, увеличивать выносливость. Людям с различными болезнями физкультура также очень полезна. Лечебная физическая культура (ЛФК) применяется как средство реабилитации и поддержания работоспособности систем организма, в которых наблюдаются нарушения. При заболеваниях органов дыхания особенно полезными являются дыхательные упражнения, которые направлены на общее оздоровление организма,

112/237

укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение проходимости дыхательных путей, увеличение легочной вентиляции и газообмена, а также улучшение подвижности грудной клетки [1, стр. 188]. При заболеваниях пищеварительной системы ЛФК способствует улучшению оттока желчи из желчного пузыря (что крайне важно при заболеваниях печени - физические нагрузки остаются наиболее простым средством усиления дренажа желчного пузыря), а в сочетании с рациональным питанием оказывает положительное влияние на переваривание пищи и обмен веществ[1, стр. 205-206]. При заболеваниях, влекущих за собой повреждение центральной и периферической нервных систем (инсульт) физические нагрузки помогают как можно скорее восстановить контроль человека над своим телом. ЛФК также способствует улучшению осанки, укреплению мышц спины[1, стр. 276].

По последним данным ВОЗ, больше 300 млн. человек страдают от различных проблем со зрением, 39 млн. болеют слепотой [2]. В России у 50% населения наблюдается снижение зрения. Около 5% детей приходят в первый класс с близорукостью, к выпускному в 11 классе их становится 25-30%, а к окончанию института уже 50-70%. Основными заболеваниями является близорукость (четкое изображение предмета оказывается перед сетчаткой), дальнозоркость (четкое изображение предмета оказывается за сетчаткой), астигматизм (снижение четкости рассматриваемых предметов), глаукома (повышение внутриглазного давления с последующим развитием дефектов зрения) и отслойка сетчатки.

Причины проблем со зрительным аппаратом связаны с малой физической активностью и большими нагрузками. Современный человек много времени проводит за работой на персональном компьютере, часто использует телефон. Небольшое расстояние от глаз до экрана (20-50 см) приводит к постоянному напряжению глазных мышц. Негативное влияние оказывает и неестественность изображения на экране монитора (эволюционно заложенный механизм формирования зрительного восприятия не способен адекватно анализировать компьютерные изображения, т.к. они не являются результатом дифференцированных световых волн, отраженных от предметов). При этом человек находится в закрытых помещениях, может работать ночью и без перерывов, что приводит к ощущению усталости глаз, учащенному морганию, чувству тяжести век, ощущению «песка» под веками, покраснению глаз и появлению пелены. Эти признаки характерны для компьютерного зрительного синдрома (КЗС) [3, стр. 32-35]. Основная часть населения, подверженная данному синдрому - студенты средних и высших учебных заведений. Однако компьютер для студента является неотъемлемой частью жизни, поэтому многие специалисты [4-7, 9] проводили исследования с целью поиска оптимальных упражнений, которые способны улучшать остроту зрения при включении их в занятия физической культурой.

В Национальной юридической академии Украины имени Ярослава проводился эксперимент с целью изучения влияния физических упражнений на студентов с нарушением органов зрения [4, стр. 13-15]. В исследовании приняли участие 30 студентов специальной медицинской группы с нарушением зрения. 70% (21 человек) из них имели близорукость слабой степени, 3 студента страдали от дальнозоркости, а 6 - от астигматизма слабой степени. Все

волонтеры были поделены на 3 группы по 10 человек. Все группы занимались по разным программам.

Занятие первой группы включали упражнения для мышц хрусталика, глазного яблока и связок. Вторая группа занималась общеукрепляющими упражнениями. Программа третьей группы состояла из общеукрепляющих упражнений, упражнений для глаз, а также включала растяжку и дыхательные упражнения.

В программы занятий групп были включены такие упражнения, как ходьба, бег, упражнения в движении, общеразвивающие упражнения с предметами и без них, специальные упражнения (для осанки, мышц всего тела, дыхательные на растяжку) а также упражнения для зрительного аппарата.

Контроль зрения студентов и уровня их физической подготовки проводился до начала эксперимента и после его завершения. Занятия со всеми группами проводились 4 месяца по 2 раза в неделю.

Студенты медицинской группы имеют более низкий уровень физической подготовки, по сравнению со студентами без нарушений функций зрительного аппарата. Программы, которые включают только специальные упражнения для глазных мышц или только общеукрепляющие упражнения не дает положительной динамики улучшения остроты зрения. Самой эффективной программой была та, в которой сочетались общеукрепляющие упражнения со специальными для глазного аппарата (у студентов третьей группы наблюдалось улучшение зрения).

В Бурятском госуниверситете проводилось аналогичное исследование темы содержаний занятий студентов, которые входили в специальную медицинскую группу с нарушением зрения [5, стр. 46-48].

Исследование было также проведено на 30 студентах, которых поделили на 3 группы по 10 человек. Занятия проводились по вышеописанной схеме.

Учеными были получены аналогичные результаты. Однако уровень физической подготовки студентов третьей группы (где проводились смешанные занятия, включающие общеукрепляющие упражнения и специальные для мышц глаза) приблизился к показателям студентов без проблем со зрением. Эффект наблюдался в упражнениях, направленных на развитие меткости (бросок теннисного мяча в цель). Также у данной группы наблюдалось улучшение зрения.

Поскольку было проведено два аналогичных исследования в различное время (с разницей 3 года) разными научными группами в двух университетах, где были получены практически одинаковые результаты, можно говорить о том, что сочетание общефизических упражнений со специальными для глазных мышц действительно дает положительный результат восстановления остроты зрения.

Научная группа Оренбургского государственного университета изучала вопрос профилактики заболеваний глаз студентов вуза с помощью систематических занятий физкультурой [6, стр.23-27].

Выборку исследования составили две группы студентов по 20 человек. В первую группу вошли студенты, которые занимаются по обычной программе физкультуры, предусмотренной в вузе, во вторую - занимающиеся по стандартной программе и выполняющие дополнительно комплекс упражнений для глаз на каждом занятии в течение одного семестра. Упражнения для глаз

проводились по методике, разработанной советским офтальмологом Э.С, Аветисовым. У половины студентов каждой группы не было выявлено проблем со зрением.

Были получены следующие результаты. У 5 студентов первой группы наблюдалось ухудшение зрения (двое из них в начале эксперимента имели 100% зрение), а во второй группе ухудшений зрения не наблюдалось, у 3 студентов улучшилась острота зрения.

Помимо исследования влияния физкультуры на зрительный аппарат, ученые провели анкетирование по определению эмоционального напряжения студентов, входящих в выборку. В результате было установлено, что те студенты, которые систематически применяли гимнастику для глаз, гораздо меньше испытывают эмоциональное напряжение во время учебы.

Можно сказать, что внедрение упражнений для глазных мышц в качестве профилактики нарушений работы зрительного аппарата не только уменьшает риск ухудшения остроты зрения и укрепляет зрительный аппарат, но и положительно влияет на психоэмоциональное состояние студентов.

В Белгородском государственном технологическом университете имени В.Г. Шухова в 2016 году было проведено исследование влияния игровых упражнений на функционирование зрительного анализатора слабовидящих студентов [7, стр.31-37].

Исследование проводилось на 138 студентах (100 девушках и 38 юношах), которые имели различные нарушения в работе зрительной системы. Участники были поделены на четыре группы: первые две включали в себя по 25 девушек, третья и четвертая состояли из 44 человек в каждой (по 25 девушек и 19 юношей). Занятия в каждой группе состояли из трех частей: подготовительная часть (стандартная для всех групп), основная часть (различные упражнения для каждой группы) и заключительная часть (стандартная для всех групп). Продолжительность основной части составляла 60 минут. Упражнения во всех группах выполнялись без очков и контактных линз. Всего было проведено 62 занятия, а также 2 занятия (одно в начале эксперимента и одно в конце), посвященные диагностике состояния остроты зрения студентов.

Оценивались следующие параметры зрения: острота, рефракция (преломление лучей света в оптике глаза [8]), поле периферического зрения, диагностировалась критическая частота слияние мельканий (КЧСМ). Все тесты проводились врачом-офтальмологом на специализированном оборудовании.

В результате было выявлено, что показатель КЧСМ во всех группах был ниже нормы до начала эксперимента, но в третьей группе наблюдалась положительная динамика на момент завершения эксперимента. Показатели рефракции изменились в лучшую сторону, но незначительно. Среднее значение остроты зрения во второй и третьей группах студентов имели положительные сдвиги, а первой и четвертой - отрицательные. Наибольшая положительная динамика отмечена в третьей группе, упражнения которой включали игры в дартс, бильярд и настольный теннис. Также в группах 2 и 3 наблюдалось расширение границ зрения.

Для профилактики и улучшения зрения слабовидящих студентов наиболее эффективными являются игровые упражнения с элементами настольного тенниса, бильярда, дартса. Также занятия физкультурой дважды в неделю по

мнению автора не оказывают достоверных изменений, но создают благоприятные условия для положительной динамики качества зрения.

Вопросом об оптимальном количестве занятий физкультурой и зрительной гимнастикой задались преподаватель и студент Самарского государственного экономического университета [9, стр. 101-105].

По результатам анкетирования среди учащихся на первом курсе было установлено, что около половины студентов имеют проблемы зрением, многие из студентов ничего не делают для его улучшения. При этом у многих студентов наблюдается наследственные проблемы со зрением. В эксперименте приняли участие две группы студентов: первая - контрольная, вторая -экспериментальная. Исследование длилось 4 месяца и заключалось в том, что студенты контрольной группы выполняли гимнастику для глаз 2 раза в неделю по 10 минут, экспериментальной - 4 раза в неделю.

Обе группы выполняли одинаковый комплекс упражнений для глаз,

и V / и и и

состоящий из стандартных упражнений (моргание с разной частотой и силой, массаж век пальцами, умывание водой различной температуры, различные двигательные упражнения («рисование» глазами прямых и различных фигур)).

В результате было установлено, что на ухудшение зрение оказывает влияние большое число факторов (наследственность, хронические заболевания, работа за компьютером и нарушение в работе пищеварительной и дыхательной систем организма). Также по результатам экспериментов у студентов экспериментальной группы, выполняющих упражнения для глаз 4 раза в неделю наблюдалось улучшение зрения на 7%, в контрольной группе (гимнастика для глазных мышц выполнялась дважды в неделю) зрение улучшилось только на 2,5%. Можно сказать, Что гимнастика для глаз дает положительный эффект, но является лишь вспомогательным средством в корректировки зрения. Следует выполнять упражнения для мышц глаза не реже 4 раз в неделю и сочетать их с общей физической нагрузкой.

Гимнастика для глаз является отличным средством восстановления остроты зрения. Однако результат зависит от частоты ее выполнения. Наиболее оптимально выполнять упражнения минимум 4 раза в неделю по 10 минут, не пропуская занятия. Для достижения лучшего результата необходимо сочетать гимнастику для глаз с физическими упражнениями, направленными на весь организм. Наиболее эффективными средствами для студентов с нарушением функции зрительного аппарата являются игровые упражнения с элементами дартса, настольного тенниса и бильярда в рамках учебных занятий по физической культуре, которые снимают утомление с глаз, способствуют улучшению работоспособности зрительного анализатора. Нельзя забывать и об общей физической подготовке, поскольку студенты с нарушением зрения имеют гораздо более плохую физическую форму, чем сверстники без проблем со зрительным анализатором. Также общеукрепляющие упражнения в сочетании с гимнастикой глазных мышц оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние и снижают тревожность.

Литература

1. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. M. : ГЭОТАР-Mедиа, 2006. С. 188, 2Ü5-2Ü6, 276.

2. Нероев В. В. Работа Российского национального комитета по ликвидации устранимой слепоты в рамках программы ВОЗ «Зрение 2020» У/ V Российский общенациональный офтальмологический форум. 2Ü12. URL: hftps://helmholtzeyeinstitute.ru/photo/Ü2-Neroev-Doklad-na-ROOF-2ÜJ4-VOZ.pdf Дата обращения 25.Ü5.2Ü19).

3. Трубилин В. Н., Овечкин И. Г., Рагимова Н. Р. Исследование динамики функционального состояния сенсорного отдела зрительного анализатора в процессе профессиональной деятельности на персональном компьютере У/ Офтальмология. 2Ü1Ü. Т. 7. № 4. С. 32-35.

4. Воронов Н. П., Столяренко О. M. Влияние физических упражнений на студентов с нарушением органов зрения УУ Физическое воспитание студентов. 2Ü1Ü. № 6. С. 13-15.

5. Ермоленко С. П., Евдокимова Т. Ю. влияние физических упражнений на состояние здоровья студентов с нарушением органов зрения У/ Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 13. С. 46-48.

6. Mалютина M. В., Ледовская О. А., Mоргунова Е. П. Физическая культура в профилактике органа зрения студентов ВУЗа У/ Вестник оренбургского государственного университета. 2Ü16. № 7. С. 23-27.

7. Грачев А. С. Улучшение работы зрительного анализатора у студентов компьютерных специальностей УУ Современные проблемы науки и образования. 2Ü12. №6. С. 341.

8. Что такое рефракция глаза: разновидности, диагностика, лечение [Электронный ресурс] У/ Все о зрении [сайт]. URL: https://vse-o-zrenii.ru/polezno/refraktsiya-glaza.html (Дата обращения 25.Ü5.2Ü19).

9. Кудинова Ю. В., Иванова А. А. К вопросу о совершенствовании функций зрительного анализатора на основе специальных упражнений УУ OlymPlys. 2Ü17. № 2 (5). С. 101-105.

References

1. Еpifanov V.A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura: uchebnoe posobie — M.: GEOTAR-Media, 2ÜÜ6. S. 188, 2Ü5-2Ü6, 276.

2. Neroev V. V, Rabota Rossijskogo nacional'nogo komiteta po likvidacii ustranimoj slepoty v ramkah programmy VOZ «Zrenie 2020» У/ V Rossijskij obshchenacional'nyj oftal'mologicheskij forum. 2Ü12. URL: hftps://helmholtzeyeinstitute.ru/photo/Ü2-Neroev-Doklad-na-ROOF-2Ü14- VOZ.pdf (Data obrashcheniya 25.Ü5.2Ü19).

3. Trubilin V.N., Ovechkin I.G., Ragimova N.R. Issledovanie dinamiki funkcional'nogo sostoyaniya sensornogo otdela zritel'nogo analizatora v processe professional'noj deyatel'nostinapersonal'nom komp'yutere //Oftal'mologiya. 2Ü1Ü. T 7. № 4. S. 32-35.

4. Voronov N.P., Stolyarenko O.M. Vliyanie fizicheskih uprazhnenij na studentov s narusheniem organov zreniya УУ Fizicheskoe vospitanie studentov. 2Ü1Ü. № 6. S. 13-15.

5. Еrmolenko S.P., Еvdokimova T YU. vliyanie fizicheskih uprazhnenij na sosfoyanie zdorov'ya studentov s narusheniem organov zreniya // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universifefa. 2Ü13. № 13. S. 46-48.

6. Malyufina M.V., Ledovskaya O.A., Morgunova Е.P. Fizicheskaya kul'tura v profilaktike organa zreniya studentov VUZa // Vestnik orenburgskogo gosudarstvennogo universfteta. 2Ü16. № 7. S. 23-27.

7. Grachyov A.S. Uluchshenie raboty zritel'nogo analizatora u studentov komp'yuternyh special'nostej //Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. №6. S.341

8. CHto takoe refrakciya glaza: raznovidnosti, diagnostika, lechenie [Elektronnyj resurs] // Vsyo o zrenii [sajt]. URL: https://vse-o-zrenii.ru/polezno/refraktsiya-glaza.html (Data obrashcheniya 25.05.2019).

9. Kudinova YU. V., Ivanova A.A. K voprosu o sovershenstvovanii funkcij zritel'nogo analizatora na osnove special'nyh uprazhnenij // OlymPlys. 2017. № 2 (5). S. 101-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.