Научная статья на тему 'ОБЗОР НАУЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПО ВОПРОСАМ ЦИФРОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ОБЩЕДОСТУПНЫХ НАУЧНЫХ ПЛАТФОРМАХ'

ОБЗОР НАУЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПО ВОПРОСАМ ЦИФРОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ОБЩЕДОСТУПНЫХ НАУЧНЫХ ПЛАТФОРМАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность вуза / цифровая конкурентоспособность вуза / цифровая экосистема вуза / конкурентоспособность и цифровая экосистема вуза / цифровые научные платформы / Академия Google / CyberLeninka / Academia.edu / eLibrary.ru. / university competitiveness / digital competitiveness of the university / digital ecosystem of the university / competitiveness and digital ecosystem of the university / digital scientific platforms / Google Scholar / CyberLeninka / Academia.edu / eLibrary.ru

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурадова Наргиза Улжаевна

В данной статье изложены результаты запросов по цифровым научным платформам, касающихся вопроса исследования цифровой конкурентоспособности высших учебных заведений (вузов). Особое внимание уделено общедоступным платформам, таким как Академия Google КиберЛенинка, Academia.edu, eLibrary.ru, так как основная фундаментальная база большинства исследователей направлены на них. Вместе с этим, в статье приведен обзор ведущих языков научно-исследовательских работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE SCIENTIFIC IMPORTANCE OF DIGITAL COMPETITION AMONG HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON PUBLIC SCIENCE PLATFORMS

This article presents the results of queries on digital scientific platforms related to researching the digital competitiveness of higher education institutions (HEIs). The focus is on publicly available platforms, such as Google Scholar, CyberLeninka, Academia.edu, and eLibrary.ru, as they are the main fundamental base for most researchers. Additionally, the article provides an overview of the leading research languages.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР НАУЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПО ВОПРОСАМ ЦИФРОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ОБЩЕДОСТУПНЫХ НАУЧНЫХ ПЛАТФОРМАХ»

ОБЗОР НАУЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПО ВОПРОСАМ ЦИФРОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ОБЩЕДОСТУПНЫХ НАУЧНЫХ ПЛАТФОРМАХ

Мурадова Наргиза Улжаевна

Д.ф.э.н. (PhD), доцент кафедры экономики Самаркандского филиала Ташкентского международного университета Кимё

muradova.nargiza@bk.ru

Аннотация: В данной статье изложены результаты запросов по цифровым научным платформам, касающихся вопроса исследования цифровой конкурентоспособности высших учебных заведений (вузов). Особое внимание уделено общедоступным платформам, таким как Академия Google КиберЛенинка, Academia.edu, eLibrary.ru, так как основная фундаментальная база большинства исследователей направлены на них. Вместе с этим, в статье приведен обзор ведущих языков научно-исследовательских работ.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, цифровая конкурентоспособность вуза, цифровая экосистема вуза, конкурентоспособность и цифровая экосистема вуза, цифровые научные платформы, Академия Google, CyberLeninka, Academia.edu, eLibrary.ru.

OMMAVIY ILMIY PLATFORMALARDA OLIY TA'LIM MUASSASALARINING RAQAMLI RAQOBATBARDOSHLIK MASALALARIGA BAG'ISHLANGAN ILMIY QIZIQISHLARNING SHARHI

Muradova Nargiza Uljaevna

Toshkent xalqaro Kimyo universitetining Samarqand filiali Iqtisodiyot kafedrasi dotsenti, i.f.f.d. (PhD)

muradova. nargiza@bk. ru

Annotatsiya: Ushbu maqolada oliy o'quv muassasalar (OTM)ning raqamli muhitdagi raqobatbardoshligini o'rganish masalasiga oid raqamli ilmiy platformalar bo'yicha tahlil natijalari berilgan bo'lib, unda asosiy e'tibor Google Akademiyasi, Cyberleninka, Academia.edu va eLibrary.ru kabi ommabop platformalar olingan. Buning sababi ko'pchilik tadqiqotchilarning asosiy fundamental ilmiy izlanishlari aynan ushbu platformalardan boshlanadi. Shu bilan birga, maqolada OTMning raqamli

muhitdagi raqobatbardoshligiga bag'ishlangan ilmiy-tadqiqot ishlarining asosan qaysi tillarda olib borilganligi haqida ham umumiy ma'lumot berilgan.

Kalit so'zlar: OTM raqobatbardoshligi, OTM raqamli raqobatbardoshligi, OTM raqamli ekotizimi, OTM raqobatbardoshligi va raqamli ekotizimi, raqamli ilmiy platformalar, Google Akademiyasi, CyberLeninka, Academia.edu, eLibrary.ru.

REVIEW OF THE SCIENTIFIC IMPORTANCE OF DIGITAL COMPETITION AMONG HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON

PUBLIC SCIENCE PLATFORMS

Muradova Nargiza Uljaevna

PhD, Associate Professor of the Department of Economics, Samarkand branch of

Tashkent Kimyo International University

muradova. nargiza@bk. ru

Abstract: This article presents the results of queries on digital scientific platforms related to researching the digital competitiveness of higher education institutions (HEIs). The focus is on publicly available platforms, such as Google Scholar, CyberLeninka, Academia.edu, and eLibrary.ru, as they are the main fundamental base for most researchers. Additionally, the article provides an overview of the leading research languages.

Keywords: university competitiveness, digital competitiveness of the university, digital ecosystem of the university, competitiveness and digital ecosystem of the university; digital scientific platforms; Google Scholar; CyberLeninka; Academia.edu; eLibrary.ru

ВВЕДЕНИЕ

Конкурентоспособность, является основным критерием устойчивого положения на рынке, так тренды, не всегда долговечны и даже поведение потребителей всегда не стабильны. В связи с этим, понятие конкурентоспособности сохраняет свою актуальность в исследовании, как зарубежными, так и отечественными учеными. Помимо этого, установка требуемых критериев конкурентоспособности всегда имеет ведущую необходимость участия в разработке экономического роста страны [1].

Вопросы, связанные с критериями конкурентоспособности рассматриваются, как характеристика, отражающее наличия конкурентных преимуществ, а также уровни сравнительной, динамической и эффективности характеристики [2]. Помимо того, критерии конкурентоспособности имеют

специфику в зависимости от сферы и вида деятельности, что и увеличивает масштабность научного исследования.

Рассматриваемая тема исследования в основном требует изучения конкурентоспособности высших учебных заведений (вузов) в цифровой среде, и здесь следует учитывать подходы оценки конкурентоспособности. Так как Республика Узбекистан берет ответственность совершенствования деятельности вузов по мировым стандартам и с учетом современных тенденций. Согласно указу Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и мерах по ее эффективной реализации» основной задачей была установка внедрения современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, в том числе в образование [3]. Что в свою очередь явилось усиливающим фактором выполнения задач из концепции развития системы высшего образования Узбекистан до 2030 года [4]. Необходимо заметить, что при цифровой трансформации целесообразно вопросы формирования конкурентоспособности рассматривать на фоне управляемости цифровой экосистемы вузов.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В процессе изучения исследований по вопросам конкурентоспособности вузов с учетом цифровой трансформации, был произведен запрос в поисковой системе по научным публикациям «Академия Google» (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты Академии Google по точному словосочетанию при поиске по

заголовку документа (на 15.03.2024 г.)1

Словосочетание для поиска Результаты запроса с 2014 по 2024 гг.

по релевантности по дате

аШпййе: конкурентоспособность вуза 121 6

allintitle: цифровая среда вуза 31 3

allintitle: экосистема вуза 9 2

Результаты запроса по заголовку документа подсказывает о недостаточности внимания к вопросам формирования экосистемы вузов в условиях цифровизации. Понятие «экосистема» первоначально относился к сфере биологии, означавшее единую систему взаимосвязи на основе закономерностей существования. Основоположником использования данного термина в сфере экономики стал американский ученый Джеймс Ф.Мур, согласно его представлению, экосистема описывает сообщество участников рынка, имеющие единую заинтересованность [5]. В свою очередь, под цифровой

1 Составлено автором по результатам Академии Google на 15.03.2024 г. https://scholar.google.ru/schhp?hl=ru

экосистемой можно описать партнерское взаимодействие в цифровой среде, тем самым, учитываются концепции и ценности используемых цифровых технологий. Во многих работах роль цифровой экосистемы в цифровой системе, обуславливаются перспективными возможностями развития, т.е.: интеграции, индустриализации, роста участия пользователей, устойчивого развития и других новых возможностей бизнеса [6].

В ряду отечественных научных работ, посвященные цифровой экосистеме, фокусированы изучению экосистемы, как составляющая реформирования инфраструктуры соответствующей сферы, например: услуг коммерческих банков, медицинских услуг, цифровых платформ [7].

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Автором статьи проанализирована актуальность и степень заинтересованности к научным исследованиям, посвященные обеспечения конкурентоспособности отечественных вузов посредством формирования цифровой экосистемы, а также представлены результаты их деятельности и популяризации в цифровой среде отечественных вузов, через возможные цифровые площадки. По результатам полученных данных, выявлены группы факторов, положительно и отрицательно влияющих на процесс формирования конкурентоспособной экосистемы вуза в цифровой среде.

АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе сбора данных позволяющих анализировать научную заинтересованность по вопросам конкурентоспособности в цифровой среде, были проведены несколько подходов запроса в цифровых платформах научных базах данных, такие как Академия Google [8], КиберЛенинка [9], Academia.edu [10], eLibrary.ru [11]. В ходе поиска были использованы следующие словосочетания: «конкурентоспособность вуза», «цифровая

конкурентоспособность вуза», «цифровая экосистема вуза», «конкурентоспособность и цифровая экосистема вуза» (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты запросов в научных платформах по точному словосочетанию при поиске документов, представленных с 2014 по 2024 гг.2

Запрос на поиск Количество результатов русскоязычных работ

Академия Google КиберЛенинка Academia.edu elibrary.ru

2 Составлено автором, и результаты действительны на 15.03.2024 г.

конкурентоспособность вуза 96 100 27 987 54 973 1 761

цифровая конкурентоспособность вуза 17 100 3 988 1 392 19

цифровая экосистема вуза 14 300 1 159 54 790 40

конкурентоспособность и цифровая экосистема вуза 6 220 723 20 053 -

По данным таблицы 2 среди русскоязычных платформ Академия Google собрала большое количество научных работ, касающихся вопросов конкурентоспособности вузов в цифровой среде. Вместе с этим, были замечены и другие предложения, в которых можно было продолжить литературный обзор касающиеся конкурентоспособности вузов, связывающие следующие понятия, как: ... услуг; ... образования; ... влияние; ... понятия; ... фактор; ... имидж; ... заведения; ... качество образования.

Но наше внимание привлекло платформа Academia.edu, так как помимо того, что она является международной, в ней активно ведутся научные интеграции. Academia.edu - это платформа для обмена научными исследованиями, в котором ученые загружают темы научных исследований и соответственно результаты своих работы.

Следующий этап анализа был проведен на платформе Academia.edu, и в процессе поиска научных работ по исследуемому направлению были получены масштабное количество результатов на всех языках (Таблица 3).

Таблица 3

Результаты Academia.edu по точному словосочетанию при поиске по заголовкам документов, представленных с 2014 по 2024 гг.3

Источники Словосочетания в запросах

конкурентоспособность вуза цифровая конкурентоспособность вуза цифровая экосистема вуза конкурентоспособность и цифровая экосистема вуза

статьи в журналах 176 176 1 930 175 859 86 264

книги 2 006 166 3 941 2 119

тезисы конференций 3 946 55 2 020 643

другое 3 351 401 71 686 3 328 316 1 590 777

ИТОГО 3 533 526 73 837 3 510 136 1 679 803

Данные, представленные в таблице 3, подсказывают что за последние десять лет, заинтересованность научных работ по вопросам

3 Составлено автором по результатам Academia.edu на 15.03.2024 г. https ://www. academia.edu/

конкурентоспособности вуза и ее экосистемы была высокой, и цифровая экосистема вуза представляется одной из главных инструментов в политике обеспечения конкурентоспособности. Также, по результатам было видно, что в основном эти работы представлены на английском языке, и его доля составило 90,2%; далее работы на испанском (1,6%); русском (1,55%); португальском (0,93%) и других языках (5,72%).

Помимо того, доля заинтересованности в научных исследованиях, касающихся «цифровой конкурентоспособности вуза» является не большой (Рисунок 1).

■ конкурентоспособность вуза

цифровая конкурентоспособность вуза

цифровая экосистема вуза

конкурентоспособность и цифровая экосистема вуза

Рисунок 1. Научные работы, представленные на английском, русском, испанском, португальском и других языках по результатам Academia.edu4

Полученные данные, говорят о недостаточном количестве внимания к вопросам цифровой конкурентоспособности вуза, как в узко специализирующем направлении. Здесь следует отметить, что цифровая конкурентоспособность зависит не только от информатора (в лице вуза), но и от потенциала реципиента. А это связано, какому цифровому поколению относится реципиент, является ли он единственным принимающие решение потребителем, или же имеется авторитарное лицо, который влияет на покупательское решение и т.д.

В целом хочется заметить, что цифровая конкурентоспособность вуза, имеет множество факторов, положительного и негативного влияния на формирование самой конкурентоспособности и обеспечению комфортному процессу ее экосистемы.

Один из подходов, которые учитывают вышеизложенные критерии представлены в Webometrics [12]. Он также известный как Ranking Web of Universities, в котором представлена система рейтинга мировых университетов, основанная на комбинированном показателе, учитывающем объём веб-содержимого (количество страниц и файлов). Помимо того, данная система

4 Составлено автором по результатам Academia.edu на 15.03.2024 г. https ://www. academia. edu/

компетентно оценивает и учитывает конкурентоспособность вузов, среди которых имеются такие индикаторы, как видимость, прозрачность (открытость), выдающиеся специалисты (академический уровень).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом аспекте исследование показало, что помимо ведущих научных платформ, как Scopus, Web of Science и Springer nature, в общедоступных научных базах внимание к вопросам «цифровой конкурентоспособности вуза» слабо представлена. Это связано с тем, что цифровая индустрия активно развивается, и на сегодняшний день она представляет собой сложную систему измерения и оценки.

Учитывая специфику потребления услуг высшего образования, она становится еще более масштабно сложной системой для оценки с учетом цифровых критериев потребительского предпочтения. Ситуация становится еще более актуальной для научного исследования, если учитывать потребность вывода отечественных вузов на международные арены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР

1. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие / под ред. Т.Г. Философовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 58-59.

2. Колтакова Г.В., Уланов В.С., Рудов А.П. Теоретические аспекты термина «конкурентоспособность» // Научный вестник ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет». - №5., - 2019. - С. 124-131

3. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 05.10.2020 за №°УП-6079. https://lex.uz/docs/5031048 (дата обращения: 15.03.2024 г.)

4. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 08.10.2019 за №УП-5847. https://lex.uz/ru/docs/4545887 (дата обращения: 15.03.2024 г.)

5. Бусалова А.Д. Управление взаимодействием участников бизнес-экосистемы телекоммуникационной корпорации: дис. ... канд. экон. наук: 5.2.6. Менеджмент. - РГЭУ им. Г.В.Плеханова, Москва, 2022. - 178 с.

6. Сема, П. Н. Цифровая экосистема индустрии 5.0: понятие, проблемы и перспективы развития / П. Н. Сема // Интеллектуальная инженерная экономика и индустрия 5.0 (ЭКОПРОМ) : Сборник трудов Международной научно-

практической конференции, Санкт-Петербург, 17-18 ноября 2023 года. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. - С. 72-75.

7. Базарбаев М.И. Raqamli tibbiy ekotizim: genezisi va rivojlanish istiqbollari //Conferences. - 2022. - С. 28-35.; Qilichov S., Bababekov O. Bank tizimini isloh qilishda raqamli texnologiyalar va raqamli ekotizim //Modern Science and Research. -2024. - Т. 3. - №. 1. - С. 1-4.; Gulyamova A. Bank xizmatlarida raqamli texnologiyalar va raqamli ekotizim //MOLIYA VA BANK ISHI. - 2022. - Т. 8. - №. 3. - С. 91 -96.; Djumayev S. N., Raxmanova D. T. Raqamli ekotizimlar tavsifi //Current Issues of Bio Economics and Digitalization in the Sustainable Development of Regions (Germany). - 2022. - С. 445-449.

8. Бесплатная поисковая система по научным публикациям Академия Google https://scholar.google.ru/

9. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» https ://cyberleninka. ru/

10. Социальная сеть для сотрудничества учёных Academia.edu https: //www. academia. edu/

11. Научная электронная библиотека «eLibrary.ru» https://elibrary.ru/

12. Webometrics Ranking of World Universities https://webometrics.info/en

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.