Научная статья на тему 'Обзор научной конференции «Актуальные проблемы российского менеджмента»'

Обзор научной конференции «Актуальные проблемы российского менеджмента» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор научной конференции «Актуальные проблемы российского менеджмента»»

Хроника

В.А. Леванков

ОБЗОР НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

11 марта 2011 года в Кабинете гуманитарных технологий СПбГПУ состоялась региональная конференция «Актуальные проблемы российского менеджмента», организованная кафедрой социологии и права гуманитарного факультета Политехнического университета. Конференция собрала авторитетных социологов, экономистов, юристов, представляющих самые крупные и известные вузы региона, занимающиеся подготовкой менеджеров и разработкой научных проблем менеджмента — СПбГУ, СПбГПУ, СПбГАУ, РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГИЭУ, Институт экономики Карельского научного центра РАН, Международный институт трудовых и социальных отношений (Республика Беларусь, г. Минск). В конференции также приняли участие представители средних учебных заведений — Александровского лицея и Морского технического колледжа.

Открыл конференцию заведующий кафедрой социологии и права кандидат исторических наук, профессор В.А. Леванков. Он отметил, что усилия научно-педагогического коллектива кафедры, которую он представляет, направлены на поиск и освоение наиболее эффективных образовательных технологий подготовки специалистов в области менеджмента, поэтому в научных исследованиях преподавателей кафедры важнейшее место занимает мониторинг наиболее актуальных проблем современной сферы управления.

В послании Президента СПбГПУ академика Ю.С. Васильева к участникам конференции подчеркивалось, что кафедра за 16 лет своего существования (основана 14 мая 1994 года при непосредственном участии Ю.С. Васильева) внесла достойный вклад в подготовку менеджеров для отечественной и зарубежной практики. В своей деятельности она всегда учитывала насущные потребности экономического развития российского общества. Выпускники кафедры успешно трудятся на предприятиях различных форм собственности не только в России, но и за ее пределами: в Германии, США, Китае, Таиланде, Финляндии. В своем послании Ю.С. Васильев выразил на-

дежду, что обмен опытом на конференции послужит хорошей базой для совершенствования качества учебного процесса и более эффективной деятельности будущих специалистов.

Конференцию приветствовал декан гуманитарного факультета доктор социологических наук, профессор И.Е. Тимерманис. Он отметил, что кафедра социологии и права продолжает традиции гуманитарного образования, заложенные в Политехническом университете такими известными учеными-гуманитариями, как М.М. Ковалевский, П.Б. Струве, Н.С. Тимашев. Декан подчеркнул, что сегодня особенно важно развивать межуниверситетское взаимодействие и научный обмен мнениями с коллегами, так как обсуждение инновационных идей позволяет успешно решать стоящие перед образованием задачи всестороннего реформирования.

Большой интерес участников конференции вызвал доклад доктора экономических наук, профессора Н.Н. Молчанова «Инноватив-ность менеджмента и экономический цикл». Докладчик указал на связь экономических циклов с человеческим фактором. Рассматривая четыре известных психотипа личности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), автор, следуя теории Л. Гумилева, приходит к выводу, что в основе роста и бурного развития лежат способности особого слоя людей — пассионариев-инноваторов разрабатывать и внедрять новшества в общественную практику. Такие люди чаще всего холерики. В моменты масштабных экономико-политических кризисов формируется несколько разнопрофильных кластеров пассионариев-инноваторов: научно-технический, бизнес-экономический, административно-управленческий, а также кластеры людей культуры. Пассионарии-инноваторы начинают реальные преобразования в технике, бизнесе, управлении обществом. Смена кластеров приводит к сокращению длительности циклов, особенно по мере ускорения научно-технического прогресса. Чем выше научно-технический и материально-

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 2' 2011

технический уровень развития человеческого сообщества, тем быстрее достигается экономическое благополучие, ведущее к новому кризису.

В докладе доктора исторических наук Л.А. Даринской (СПбГУ) был поднят вопрос о внедряемых в образование инновациях в рамках процесса модернизации высшей школы. Она отметила, что в целом инновационное образование ориентировано на развитие творческого потенциала индивида, стимулирование его мотивации к саморазвитию на основе индивидуального выбора той или иной образовательной траектории и сферы профессиональной деятельности. Л.А. Даринская так сформулировала четыре ведущих фактора, позволяющие регулировать качество инновационного образования в вузе: 1) чему учить (содержание ООП — основных образовательных программ); 2) кого учить (мотивация и знания современного студента);

3) кто учит (квалификация преподавателей);

4) как учить (дидактическое и технологическое обеспечение учебного процесса). Особый интерес участников вызвало освещение вопроса о технологиях, направленных на личностно развивающее обучение, что предполагает не только накопление знаний и умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развитие его познавательных способностей. В докладе подчеркивалось, что студент сам должен определять траекторию своего индивидуального развития, а педагог должен создать для этого условия с помощью активных методов и средств обучения, интерактивных организационных форм. Перемещение акцента с процесса преподавания на процесс освоения студентами опыта самообразования позволит им высвободить время для научной и исследовательской деятельности, а также работать в собственном темпе и в соответствии со своими интересами.

Участвующие в дискуссии преподаватели согласились с высказанными идеями. В частности, подчеркивалось, что такой подход будет способствовать усилению межпредметных связей (И.Б. Захарова), сотрудничеству с рынком труда (В.Г. Ульянова), развитию коммуникативных способностей (И.М. Бродская, Е.Б. Тимерманис, Е.Г. Поздеева), успешному управлению ИТ-инфраструктурой современно-

го предприятия (Г.А. Ботвин, Л.Д. Карабанова), решению проблем антикризисного управления (А.Ю. Мохорова). Вместе с тем выступающие указывали, что говорить об инновациях образования некорректно, если не приняты меры по обеспечению высокого качества профессиональной подготовки преподавателей.

Во второй части конференции состоялся «круглый стол», в котором приняли участие: В.А. Леванков, В.Я Фетисов, И.М. Бродская, А.П. Панфилова, Г.А. Ботвин, Е.Г. Поздеева, Н.Н. Кудрина и др. Участники обсуждали проблемы формирования компетенций современного менеджера, адекватных современным требованиям рынка. Внимание было акцентировано на развитие у студентов поведенческих практик с помощью расширения доли интерактивных занятий, а также на закрепление в их личностном плане установки на саморазвитие и самосовершенствование, необходимость постоянного овладения новейшими инструментами IT-технологий. Наряду с этим была затронута проблема укрепления деловых и педагогических контактов между университетами и учреждениями среднего профессионального образования (М.А. Попкова).

В подготовке и организации конференции активное участие приняли студенты кафедры социологии и права К.С. Баладинская, М.И. Золотухина, А.К. Кривогубец, А.В. Лукин, Е.Н. Оборина, А.А. Олехова, М.К. Храмова, Е.К. Чугунова. Представленные студентами тезисы сообщений и их полемические высказывания на конференции показали, что студенты владеют культурой мышления, способны к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умеют логически верно и аргументированно строить свою речь, использовать нормативные правовые документы, стремятся к саморазвитию.

Конференция рекомендовала принять во внимание информацию, содержащуюся в докладах и полемических выступлениях; преподавателям обратить внимание на расширение круга интерактивных форм обучения, делая акцент на развитие профессиональной идентичности студента; продолжить научную работу по проведению исследований и подготовке студенческих проектов в области актуальных проблем современного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.