. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки ^ St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 2 (196) 2014
УДК 378
Е.Б. Тимерманис путь РОССИИ: СРАВНИТЕЛьНый АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИй
студентов-политехников
ТИМЕРМАНИС Елена Борисовна — доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; кандидат философских наук.
Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрена технология исследования представлений студентов, выраженных в графическом виде. Приведены результаты проведенного автором сравнительного анализа образов России, сформированных у учащихся технических и гуманитарных направлений Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, выявлены знаки, символизирующие для студентов направление развития страны.
Ключевые слова
АНАЛИЗ РИСУНОЧНЫХ ОБРАЗОВ; ПУТЬ РОССИИ; НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ; ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ; СТУДЕНЧЕСТВО.
Исследование представлений студенческой молодежи имеет в отечественной науке давние традиции. Анкетирование и интервьюирование, проведение фокус-групп, несомненно, могут дать объективные знания о предпочтениях студенчества. Однако в последние годы большой интерес проявляется к анализу и интерпретации графических (рисуночных) данных. Подобные методики, распространенные в психологии, нашли применение и при проведении социологических и маркетинговых исследований. При изучении рисунков (графиков, схем, диаграмм) у исследователя появляется дополнительная возможность обобщить представления учащихся, сложившиеся под влиянием социальных факторов, выделить индивидуальные различия, связанные с гендером, возрастом, направлением обучения. А для студенческой молодежи создается комфортная среда для проявления творческих способностей, развития фантазии, выражения эмоций, что редко происходит в рамках образовательного диалога. Игровой характер методики позволяет получить знания по табуированным темам.
В современных условиях тема отношения молодежи к прошлому и будущему России яв-
ляется не только теоретически значимой, но важной и с практической точки зрения, так как взгляды и представления подрастающего поколения должны учитываться при формировании экономической, демографической, культурной, а также молодежной политики Российского государства. Поэтому необходимо исследовать, какие образы родной страны складываются в сознании студентов, с какими символами связана у них отечественная история, каким представляется будущее державы.
Изучение проблемы проходило по технологии, предложенной московскими социологами при изучении российской власти [1]. Предложенная форма задания не вызывает отторжения у обучающихся, они не боятся быть неуспешными, напротив, каждый студент может повысить свой статус в группе, предложив оригинальный вариант ответа. Так как «неправильных» ответов не существует, представление идей в графическом виде позволяет избежать монотонии и задействовать разные сенсорные системы. В группе, обладающей повышенной активностью, можно предложить не только нарисовать, а затем объяснить ассоциации и метафоры, но и продемонстрировать, как, на-
4
Материалы научно-практической конференции ^
пример, должны выглядеть движения или жесты, символизирующие движение и изменение. Таким образом, будет реализована потребность студентов в двигательной активности, а также продемонстрированы их творческие способности и произведено «нивелирование» (пользуясь терминологией педагогической психологии) эмоционального уровня группы.
В качестве респондентов были выбраны студенты третьего курса Института металлургии, машиностроения и транспорта СПбГПУ (далее — ИММиТ) и Института гуманитарного образования СПбГПУ (далее — ИГО). Общее количество респондентов — 58 (47 и 11). Тема была обозначена как «Путь России».
В качестве задачи были сформулированы последовательно два этапа.
Iэтап. Перевод текстовой информации в графическую (работа направлена на формирование метакогнитивных навыков и позволяет отработать процесс «свертывания» информации). Студенты должны представить образы в виде рисунка [2].
Полученные данные можно разделить на четыре группы.
1. Схематичные изображения (графики, циклограммы, диаграммы). Использованы 24 % респондентов.
2. Знаки, символы. В качестве наиболее часто используемых студенты обозначили следующие: российский флаг (15 % учащихся ИММиТ, 18 % студентов ИГО); двуглавый орел (11 %, ИММиТ); шапка Мономаха, корона (17 %, ИММиТ); книга (4 %, ИММиТ; 18 %, ИГО); деньги, золото (соответственно 13 и 27 %, причем рубль выделили 2 % студентов ИММиТ и 9 % учащихся ИГО, а доллар — соответственно 11 и 18 %). Также встречались следующие изображения (и их описания в текстовой части): меч, скрещенные мечи как обозначение битв, сражений и революций; серп, серп и молот; вопросительный знак (около 10 % студентов ИММиТ). Однажды встретились изображения лопаты и вил как символов труда.
3. Человеческие фигуры были представлены на рисунках 44 % студентов, также были выделены части человеческого тела: руки (12 %), голова, мозг (12 %).
4. Многофигурные композиции, комиксы, определяющие отношения по горизонтали и вертикали.
Интересным представляется проведение сравнительного анализа по предложенной теме на базе интернет-источников. Так, Л. Бору-сяк [3], анализируя дискуссию представительниц среднего класса Москвы и Санкт-Петербурга на форуме (http://conf.7ya.ru/frameset. aspx?cnf=Misc), определяет первенство растительной символики: русская березка, рябина, багульник, ромашки «как напоминание о Родине». Отмечается наличие второй линии, также связанной с флорой: лес, степь, пейзажи Левитана, Шишкина, Поленова. Движение фиксируется только применительно к течению реки, прежде всего Волги — «издалека долго течет река Волга».
Очевидно, столь существенные различия в представлении образов связаны со способом презентации, с возрастными особенностями, а также с гендерными аспектами.
IIэтап. Дополнение графического изображения комментариями, раскрывающими его смысл и символы.
Ассоциативные ряды, возникающие у студентов, как правило, связаны с личностными ощущениями и представлениями, в определенных случаях носят отчетливо выраженный сформированный обществом характер. Можно выделить положительные образы, связанные с прошлым страны, символизирующие подъем и прогресс: космическая ракета, самолет, корабль, стройки (жилые дома и заводы). Для определения понятий были использованы следующие дефиниции: «...Под образом мы будем понимать отражение личности лидера (партии, государства, организации, товара и пр.) в массовом и индивидуальном сознании граждан. .Под имиджем (или брендом). специально сконструированное и растиражированное отражение личности политика (партии, государства, товара и т. д.)» [4, с. 13]. Примеры комментариев к рисункам: «Жители России по праву гордятся своим прошлым, но, не работая в настоящем, обрекают себя на нищее будущее» — к картинке с российским флагом и подписью «9 Мая» (что объединяет советский и постсоветский периоды развития страны); «Жить в России — это как участвовать в родео. Путь России очень сложный и запутанный» — к изображению человека верхом на быке, который скачет на фоне ряда домов — от избушек к небоскребам, что, вероятно, должно
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки
St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 2 (196) 2014
символизировать прогрессивное движение, но с учетом парадоксальных изменений в траектории движения.
Процент рисунков, на которых изображены человеческие фигуры, одинаков для ИММиТ и ИГО (по 44 %), а количества графиков и диаграмм, предложенных авторами для раскрытия темы, разные. Подтвердилась гипотеза исследования, предполагающая, что студентам ИММиТ комфортнее работать с диаграммами и таблицами (26 %), а гуманитарии предпочитают многофигурные композиции и более подробные текстовые пояснения к рисунку. Любопытен тот факт, что 44 % учащихся ИГО, оформляя свои представления о пути России, использовали образы детей и семьи, у студентов ИММиТ рисунки, изображающие детей, отсутствуют. Так как учащиеся обоих институтов заканчивают третий курс, разница в возрасте незначительная и может не приниматься во внимание. Очевидно, студенты-гуманитарии в силу специфики будущей профессиональной деятельности в большем объеме изучают социогуманитарные науки и лучше знакомы с демографическими проблемами страны. Определенное влияние на представления учащихся оказывает также гендер. Сходны взгляды студентов на направленность развития страны в современных условиях. Регресс отметили около 15 % респондентов, прогрессивное развитие — около 20 %. Такие метафоры, как «дно», «пропасть, которую надо преодолеть», «бездонная яма», использовали 9 % учащихся ИММиТ, «извилистый путь» — 13 % (и 18 % гуманитариев).
Анализируя представления студентов, имеет смысл обратиться к лотмановской концепции власти. В отличие от западной традиции, где власть воспринимается в виде «поезда, плавно идущего к месту назначения», русская власть напоминает «странницу, бредущую от перекрестка к перекрестку», и всякий раз приходится выбирать путь заново. Вспоминается особое отношение к путешествию, странствию в русской традиции: «...Длительное путешествие увеличивает святость человека. Одновременно стремление к святости подразумевает необходимость отказаться от оседлой жизни и отправиться в путь» [5, с. 114]. Часть третьекурсников (9 %) видят для России прямой путь к процветанию: «Россия еще не оправилась в полной мере от событий 90-х годов. Наши корни — это огромная история. Россия растет и развивается, но ей нужна забота».
Интерес к потребностям каждого студента, его внутреннему миру, создание условий для совместной деятельности в гетерогенной и гомогенной группе, обучение навыкам кооперации, вниманию к чужому мнению и ответственности за собственную работу способствуют реализации воспитательных задач в процессе обучения и соответствуют требованиям современного информационного общества. Особую роль социальные и гуманитарные науки играют в техническом вузе. Именно преподаватели данных курсов, непосредственно вводя в ход образовательного процесса идеи гуманизма, солидарности, нравственное измерение, имеют возможность создать условия для саморазвития и самореализации молодого человека.
список литературы
1. шестопал Е.Б. Проблема лидерства в современной политической психологии: подходы и методы исследования // Соврем. социальная психология: теор. подходы и прикладные исслед. 2012. № 1. С. 20-26.
2. Она же. Представления, образы и ценности демократии в российском обществе // Полития. 2011. № 3. С. 34-47.
3. Борусяк Л. Образ России-2013: Русь-тройка остановилась под березкой. URL: http://echo.msk.ru/ users/lubovbor/ (дата обращения: 14.01.2014).
4. Образы государств, наций и лидеров / под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.
5. Лотман Ю.м. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // О русской литературе: статьи и исслед. (1958—1993). История рус. прозы. Теория литературы. СПб.: Искусство-СПб, 1997. 848 с.
Материалы научно-практической конференции
E.B. Timermanis
the Russian way: a comparative analysis of the polytechnic students' perceptions
TIMERMANIS Elena B. - St. Petersburg State Polytechnical University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
This article considers the exploration technology of students' perceptions expressed graphically. Presented is the comparative analysis of, the ways students of Engineering and Humanities departments at St. Petersburg State Polytechnic University see Russia, revealed are the signs symbolizing the vector of the country development.
Keywords
ANALYSIS OF GRAPHICAL IMAGES; RUSSIA'S PATH; THE DIRECTION OF DEVELOPMENT; STUDENTS' PERCEPTIONS; STUDENTS.
references
1. Shestopal E.B. [The problem of leadership in the modern political psychology: approaches and research methods]. Sovremennaya social'naya psihologiya: teore-ticheskiyepodhody iprikladnye issledovaniya, 2012, no. 1, pp. 20-26. (In Russ.)
2. Shestopal E.B. [Representation of democracy and values in the Russian society]. Politiya, 2011, no. 3, pp. 34-47. (In Russ.)
3. Borusjak L. Obraz Rossii-2013: Rus'-trojka os-tanovilas' pod berezkoj [The image of Russia-2013].
Available at: http://echo.msk.ru/users/lubovbor/ (accessed 14.01.2014).
4. Obrazy gosudarstv, nacij i liderov [The reflections of states, nations and leaders]. Ed. E.B. Shestopal. Moscow, Aspekt Press Publ., 2008. 288 p. (In Russ.)
5. Lotman Ju.M. O ponjatii geograficheskogo pro-stranstva v russkikh srednevekovykh tekstakh [The concept of geographical space in Russian medieval texts]. O russkoj literature: stat'i i issledovaniya (1958—1993). Istoriya russkoy prozy. Teoriya literatury. St. Petersburg, Iskusstvo-SPb Publ., 1997. 848 p. (In Russ.)
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014