12 января 2012 r. 16:14
Обзор мирового и российского рынков спутникового телевидения, 2010-2015 гг.
ТЕХНОЛОГИИ
Компания J'son & Partners Consulting представляет результаты исследования российского рынка спутникового телевидения в России и прогноз его развития до 2015 г.
Мировой рынок спутникового телевидения
Абонентская база операторов спутникового телевидения демонстрирует положительную динамику с начала 90-х годов. В среднем рост числа абонентов спутникового телевидения в год составил более 7%.
По оценкам J'son & Partners Consulting, по итогам 2010 г количество абонентов спутникового телевидения в мире достигло около 104 млн. домохозяйств. Уровень проникновения составил 4,1% от общего количества домохозяйств.
Наибольшая часть абонентской базы спутникового телевидения сосредоточена в стропах Европы (36% или 37,6 млн домохозяйств) и Северной Америки (34% или 35,6 млн. домохозяйств). Восточная Европа существенно отстает по уровню развития спутникового телевидения (количество абонентов в 4 раза меньше, чем в Западной Европе).
Ведущими операторами спутникового телевидения в станах Северной Америки являются компании DirecTV и Dish Network. В странах Западной Европы лидирует оператор BSkyB, к концу 2010 г. его абонентская база превысила 9,5 млн. В Восточной Европе по числу подключенных домохозяйств первое место занимает российский оператор спутникового телевидения 'Триколор ТВ".
Абонентская база, объем и структура рынка спутникового телевидения РФ
Несмотря на неблагоприятные условия для развития услуги платного телевидения в 2009-2010 гг. в связи с последствиями мирового экономического кризиса, спутниковый сегмент получает все более значимые позиции на российском медиарынке. Во многом этому способствует появление все большего количества спутниковых операторов, что способствует снижению тарифов и повышению географической доступности услуги среди всех слоев населения России. До 2005 г. монополистом на российском рынке спутникового телевидения являлся оператор "НТВ+", предлагающий услуги в ценовом сегменте “премиум". Компания по-
T-Comm #2-2011
зиционпровала себя как оператора эксклюзивного медиапродукта, что позволило подключить к услуге платного спутникового телевидения более 610 тыс. домохозяйств к концу 2008 г.
С появлением в 2005 г. на рынке оператора "Триколор ТВ", ориентированного на массовый сегмент, спутниковое телевидение вступило в фазу активного роста, став единственным доступным решением в местах, где отсутствует телекоммуникационная инфраструктура. При этом ряд экономических исследований показал, что спутниковые технологии являются единственно экономически рентабельным решением предоставления абонентского доступа в районах с низкой плотностью носеления. Если плотность населения ниже чем 1,5 чел/км2, единственным окупаемым и зачастую технически реализуемым решением проблемы "последней мили" является спутник. Таким образом, спутниковое телевидение в России имеет наибольшую потенциальную абонентскую базу среди других видов телевизионного вещания.
По данным J'son & Partners Consulting, к концу 2010 г. услугами спутникового телевидения в России пользовалось более 6,2 млн. абонентов. Уровень проникновения услуги составил 12% от общего количества домохозяйств в России.
По сравнению с концом 2009 г. абонентская база пользователей услуги спутни-
130
кового телевидения в 2010 г. выросла на 24%. Рынок спутникового телевидения в 2008 г. составил около 7,4 млрд руб. По оценкам J'son & Partners Consulting, к концу 2010 г. объем рынка платного ТВ в России составил более 8 млрд. руб., что на 3% больше чем в 2009 г.
Можно говорить о снижении темпов роста объема рынка в денежном выражении, и показателя ARPU. Последняя тенденция обусловлена появлением у большинства операторов дешевых базовых тарифов (в пределах 150 руб.) как инструмента для удержания и привлечения новой абонентской базы.
J'son & Partners Consulting полагает, что рост абонентской базы платного ТВ в России в ближайшие годы продолжится. Уже к концу 2012 г. база пользователей услуги спутникового телевидения превысит 8 млн. подключенных домохозяйств. Однако темпы прироста абонентской базы спутникового телевидения будут постепенно снижаться. Этому будет способствовать обострение конкуренции с другими видами телевизионного вещания, для которых характерны невысокие первичные затраты пользователя и интерактивность.
J'son & Partners Consulting выделяет следующие главные тенденции развития рынка спутникового телевидения в России:
1. Удешевление тарифов и, как следствие, снижение показателя ARPU.
4,7%
120
3
х 110
4,5%
4,3%
4,1%
5,0%
4,5%
4,0%
3,5%
2009А
2010Е
• Абонентская вам
201IF 2012F
—*■ Проникновение
Рис. 1. Динамика абонентской базы и уровень проникновения спутникового телевидения в мире, 2009-2012 гг.
Источник: Informa Telecoms & Media, J'son & Partners Consulting
47
A