Научная статья на тему 'Обзор международной научной конференции «V Пелевинские чтения»'

Обзор международной научной конференции «V Пелевинские чтения» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор международной научной конференции «V Пелевинские чтения»»

Обзор международной научной конференции «V Пелевинские чтения»

Двадцать девятого июня 2009 года в РГУ им. И. Канта состоялась регулярная международная научная конференция «V Пелевинские чтения», посвященная памяти выдающегося ученого-лингвиста Нины Федоровы Пелевиной. В конференции принимали участие ученые из Москвы, Швеции, Германии, Польши, Литвы, Калининграда и других городов России. По итогам конференции был издан сборник научных трудов. Тематика статей, включенных в него, отразила актуальные проблемы и текущие тенденции современной лингвистики: когнитивно-дискурсивые исследования единиц различных уровней, лингвистика текста, актуальные проблемы теории и методики преподавания иностранного языка и подготовка будущих переводчиков.

На конференции вышеуказанные проблемы обсуждались в рамках трех секций: «Когнитивные аспекты лингвистических исследований», «Дискурсивные аспекты лингвистических исследований» и «Актуальные проблемы методики преподавания иностранного языка и профессиональной подготовки переводчика».

Тематика докладов пленарного заседания была разнообразной. В. Ф. Новодранова (г. Москва) представила доклад на тему «Категория языковой личности в языке для специальных целей», в котором были освещены вопросы репрезентации языковой личности в авторских терминах, терминах-эпонимах, у устном профессиональном общении, в научном тексте, кроме того, было уделено внимание языковым средствам, маркирующим прагматические особенности профессионализмов и языковые репрезентации говорящего в научном дискурсе. Э. Лассан, профессор из Вильнюсского университета, выступила с докладом «К постановке вопроса о парадигме концептуальной политической метафоры», в ко тором предложила идею разноуровнего существования политических метафор/ в культурных практиках различных социумов. К. Люцинский, представитель Польского университета, рассказал о «ключевых понятиях шопинг-культуры сквозь призму заимствованной лексики». Доклад вызвал интерес, так как материал, представленный в нем, был свежим и необычным. Докладчик рассказал о культуре общественного потребления и об идеологии, построенной на «счастье покупки» и «счастье обладания». Т. Ю. Тамбовкина (г. Калининград) осветила становление лингводидактики как прикладной науки. Л. М. Бондарева сделала доклад на тему «Образ времени в текстах немецкоязычных биографий». Тематика доклада вписывалась в проект РГНФ, над которым работает наш университет: «Россия: изменяющийся образ времени через призму языка». Кроме того, живой интерес вызвало выступление немецкого коллеги В. Рикса, представляющего доклад о саксофоне как символе потерянного времени.

В рамках секции «Когнитивные аспекты языковых исследований» в основном были представлены доклады лингвистов из Калининграда. Тематика научных интересов оказалась разнообразной: от рассмотрения концептов, концептуальной интеграции и концептуальной метафоры до исследования когнитивной карты той или иной научной области.

Секция «Дискурсивные аспекты языковых исследований» познакомила участников конференции с проблемами лингвостилистической интерпретации текстов, индивидуального стиля и авторской манеры писателей различных эпох, вариативных повествовательных моделей, а также языковых способов репрезентации концептов в различных произведениях.

На секции «Актуальные проблемы методики преподавания иностранного языка» обсуждались проблемы формирования межкультурной компетенции будущих специалистов в области иностранных языков и культур; исследовались теоретические основания анализа универсальности как сущностной характеристики специалиста в области языков и культур; поднимались вопросы исследования современной модели преподавания иностранного языка с точки зрения внутреннего содержания процесса обучения и его внешних факторов (профессиональный, этнический, межкультурный и др.).

По окончании конференции были подведены итоги работы. Все участники отметили высокий теоретический уровень конференции и неоспоримую ценность практических результатов исследований для дальнейшей работы в данных областях.

И. А. Громова,

канд. филол. наук, доц. кафедры теории языка и межкультурной коммуникации РГУ им. И. Канта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.