Научная статья на тему 'ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДОБРЫЙ САМАРИТЯНИН» (5-6 февраля 2018 года)'

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДОБРЫЙ САМАРИТЯНИН» (5-6 февраля 2018 года) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Костромская духовная семинария / социальное служение / международная межконфессиональная конференция. / Kostroma Theological Seminary / social ministry / international interfaith conference.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

5-6 февраля в Костромской духовной семинарии состоялась Международная межвузовская межконфессиональная социальная научно-практическая конференция «Добрый самаритянин», посвященная научному осмыслению опыта социальной работы в религиозных и светских организациях в России и за рубежом. На конференции прозвучали доклады специалистов разных конфессий: из США, Ирландии, Норвегии, Кипра, Казахстана и России. Докладчики поделились своим опытом социальной работы в различных сферах и предложили свои варианты помощи нуждающимся. Конференция транслировалась в прямом эфире на канале Костромской митрополии, где можно ознакомиться с записью мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE INTERNATIONAL INTER-UNIVERSITY INTER-CONFESSIONAL SOCIAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE “GOOD SAMARITIAN": ( February 5-6, 2018)

On February 5-6, the Kostroma Theological Seminary hosted the International Interuniversity Interfaith Social Scientifi c and Practical Conference “Good Samaritan”, dedicated to the scientifi c understanding of the experience of social work in religious and secular organizations in Russia and abroad. At the conference there were made reports by specialists of various faiths: from the USA, Ireland, Norway, Cyprus, Kazakhstan and Russia. Speakers shared their experience of social work in various fi elds and offered different kinds of assistance to those who are in need. The conference was being broadcast live on the channel of the Kostroma Metropolis. One can get to know the recording of the event.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДОБРЫЙ САМАРИТЯНИН» (5-6 февраля 2018 года)»

УДК 281.93(063)

ОБЗОР

МЕЖДУНАРОДНОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДОБРЫЙ САМАРИТЯНИН» (5-6 февраля 2018 годл)

5-6 февраля в Костромской духовной семинарии состоялась Международная межвузовская межконфессиональная социальная научно-практическая конференция «Добрый самаритянин», посвященная научному осмыслению опыта социальной работы в религиозных и светских организациях в России и за рубежом.

На конференции прозвучали доклады специалистов разных конфессий: из США, Ирландии, Норвегии, Кипра, Казахстана и России. Докладчики поделились своим опытом социальной работы в различных сферах и предложили свои варианты помощи нуждающимся. Конференция транслировалась в прямом эфире на канале Костромской митрополии, где можно ознакомиться с записью мероприятия.

Ключевые слова: Костромская духовная семинария, социальное служение, международная межконфессиональная конференция. Цитирование: Обзор Международной межвузовской межконфессиональной социальной научно-практической конференции «Добрый самаритянин» // Ипатьевский вестник. - 2020. - №2. - С. 141-162.

Костромская духовная семинария в настоящее время является одним из центров церковной научной жизни нашей страны. 5 февраля 2018 года в день празднования Собора Костромских святых на площадке семинарии начал работу 2-х дневный научный марафон: Международная межвузовская межконфессиональная социальная научно-практическая конференция «Добрый самаритянин». Главной темой конференции стал вопрос социального служения, как практической реализации заповеди о милосердии. Пожалуй, одним из первых, кто поставил этот вопрос именно в практической плоскости, был апостол Иаков, брат Господень, который написал известные ныне всему миру слова: «...вера без дел мертва» (Иак. 2:20).

Приветственный адрес участникам конференции направил Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Орехово-Зуевский Пантеле-имон, который, в частности, отметил, что факт проведения данного научного мероприятия - яркое свидетельство того, что социальное служение развивается, что люди хотят воплощать социальные проекты с максимальной пользой.

С приветственным словом к участникам конференции обратился глава Костромской митрополии митрополит Костромской и Нерехтский Фера-

понт. «Учение о милосердии есть сущность христианства, потому что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). Социальное служение, как форма воплощения милосердия, является важнейшей составляющей духовной жизни. По слову апостола Петра «более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8).Очевидно, что без социального служения, без дел милосердия невозможно спасение человека. В своем слове на 9-летие Интронизации Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Именно на то, чтобы помогать тем, кто сегодня страдает, направлена социальная работа Церкви, и я не перестану говорить, что социальная работа в переводе на наш традиционный язык — это просто добрые дела, но хорошо организованные, приносящие максимальную отдачу от тех вложений, которые мы способны делать».

В рамках настоящей конференции Костромская духовная семинария стала той площадкой, которая объединила людей, разной веры и разного мировоззрения, людей востока и запада, людей которых объединяет идея доброго делания». В заключение своего приветствия владыка Ферапонт пожелал помощи Божией всем участникам конференции.

Историческим событием в рамках данного научного форума стала презентация первого учебного пособия для духовных учебных заведений «Социальное служение Русской Православной Церкви» (460 стр.). Книга — результат совместного труда преподавателей Костромской духовной семинарии и кафедры социальной работы Костромского государственного университета. В учебном пособии раскрываются основные направления социального служения Русской Православной Церкви, анализируется содержание ее деятельности по церковной социальной помощи престарелым и инвалидам, нуждающимся семьям, военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, а также осужденным. Особое внимание уделено характеристике социальной помощи молодежи, алко- и наркозависимым людям. С обзором нового издания выступил один из соавторов д.п.н., профессор, преподаватель Костромской духовной семинарии Николай Федорович Басов. В настоящее время данный учебник издан переиздан под грифом Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия, тиражом 3000 экземпляров, и получил ряд высоких премий, что является признанием и высокой оценкой фундаментального

научного труда, созданного в стенах Костромской духовной семинарии.

* * *

Открыл работу конференции доклад постоянного члена Священного Синода митрополита Астанайского и Казахстанского Александра (Могилева). В своем докладе владыка Александр раскрыл сущность милосердия. Владыка Александр подчеркнул, что Казахстанский Митрополичий округ в своем общественном служении стремится исполнить завет святого апостола Павла: «Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). Дать ответ на духовные искания современного общества, не обмануть людских надежд и ожиданий, возродить и укрепить

нравственные начала жизни, содействовать спасению человеческой души, сохранить мир и согласие в многонациональном и многоконфессиональном

обществе - вот важнейшие задачи, стоящие перед Православием.

* * *

Доктор Джордж Роллер (США) в своем докладе поделился опытом работы с социальными проектами религиозных организаций в Конгрессе Соединенных Штатов Америки. США как государство формировалось из людей преимущественно христианского вероисповедания. Иисус Христос в своих проповедях учит о заботе о сиротах и вдовах, предлагает накормить голодных, напоить жаждущих, посетить тех, кто в темнице и т.д. Образ Христа есть модель социального служения.

Общеизвестно, что абсолютная власть развращает человека, и потому при организации публичной власти в стране отцы-основатели зафиксировали в Конституции США принцип разделения властей таким образом, что ни одна ветвь власти не превосходит другую. Эта система получила название системы сдержек и противовесов. Конгресс, как самый близкий к народу орган государственного управления, имеет представительства во всех штатах, целью которых является работа с обращениями избирателей и решение их проблем.

Важным элементом организации социальной благотворительности является существующая в США система налогов, которая стимулирует траты общества на благотворительные цели. Когда человек делает взнос в светскую или церковную организацию, он получает налоговый вычет. Каждый чиновник, военный или служащий почты может вносить через работодателя небольшую часть от своей зарплаты в различные некоммерческие организации.

Кроме того, в США существует 13 Федеральных агентств, которые финансируют, в общей сложности, около 80 программ по реализации социальных проектов по организации бесплатного медицинского обслуживания, обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовке, предоставлению временного жилища и т.д.

В заключение Джордж Роллер отметил, что в США также действует около 350 тысяч приходских религиозных организаций различных конфессий, которые по сути являются центрами социальной работы на местах. Через эти религиозные организации собирается до 20 млрд $ пожертвований, благодаря

которым свыше 70 млн. человек ежегодно получают необходимую помощь.

* * *

Епископ Ярославский и Костромской Викентий (Новожилов) (РПСЦ). Социальное служение в Ярославско-Костромской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Ярославская и Костромская епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви объединяет верующих в административных границах Костромской, Ярославской, Архангельской, Вологодской, Мурманской и Ивановской областей, а также республики Коми. На таком обширном пространстве реализуются различные социальные, воспитательные, образовательные проекты. В качестве примера можно привести благотворительный фонд «Добро»,

действующий на территории Вологодской области. Силами этого фонда периодически оказывается помощь 60 многодетным и малообеспеченным семьям, больным детям; установлены новые окна в палатах отделения «Милосердие» в интернате для детей и инвалидов «Сосновая роща». По просьбе Вологодской епархии Русской Православной Церкви была оказана помощь по уборке территории храма апостола Иоанна Богослова. Волонтеры фонда принимают активное участие в различных благотворительных организациях.

В епархии организуется детский христианский лагерь «Родничок» в с. Чернопенье (Костромская область). Программа пребывания детей включает в себя теоретическое и практическое изучение христианского образа жизни в современном мире. Дети получают опыт молитвы, изучают основы церковного пения.

Особую роль в благотворительной жизни епархии имеет приход. В д. Ду-расово действует воскресная школа, двери которой открыты для всех желающих. Приходские волонтеры оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.

В заключение своего доклада владыка Викентий процитировал слова из книги проф. П.В. Власова: «Мы призваны воссоздать забытое, напомнить об уцелевшем и призвать к его сохранению, воздать должное тем, кто в меру сил и возможностей в соответствии с духом времени творил благие дела во имя любви к людям. Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия. Наша задача о них помнить и их сохранить. От этой неразнимаемой цепи созидания и воспитания чувств в самых простых и необходимых человеческих делах зависит высокая нравственность и грядущих поколений».

* * *

Доктор Георгий Куннусис (Кипр). Организация социальной работы на уровне митрополии в Кипрской Православной Церкви.

В Тамасоской и Оринийской митрополии Кипрской Православной Церкви в 2012 году была создана Центральная Служба Социальной Помощи. Основными задачами Службы являются взаимосвязь и координация социальной деятельности приходов с целью коммуникации, информирования, взаимопомощи и сотрудничества между приходами и христианскими объединениями нашей митрополии. Служба предлагает специализированную социальную помощь уязвимым группам населения, особенно детям, молодежи и пожилым людям,

Георгий Куннусис отметил, что социальной службой митрополии реализуется много различных благотворительных социальных программ:

а) летняя программа по организации досуга для детей младшего школьного возраста;

б) молодежные встречи. Один раз в неделю сотрудник социальной службы, профессиональный психолог, социальный педагог или теолог проводит занятия в подростковых группах. Также для проведения учебных семинаров по различным темам были приглашены специалисты по соответствующим направлениям;

в) чемпионат по мини-футболу между воскресными школами митрополии;

г) организация социальной продовольственной помощи для обеспечения основных потребностей уязвимых групп населения;

д) социальная стоматология для людей, которые получают социальную продовольственную помощь;

е) социальная медицинская помощь. Перечень врачей социальной медицинской помощи: терапевты, кардиологи, педиатры, ортопеды и психиатры;

ж) программа по предотвращению рака шейки матки. Данная программа является бесплатной и предоставляет медицинскую помощь женщинам в возрасте от 20 до 65 лет;

з) летний лагерь. Смены для учащихся начальной школы составляют два периода по пять дней, а для учащихся средней школы - один период в пять дней. Программа включает в себя занятия по ремеслу, пешие прогулки, индивидуальные и командные соревнования, развлекательные программы, песни и различные конкурсы;

и) семинары - выступления. На сегодняшний день проводились следующие циклы семинаров: «Введение в психологию», «Рак: профилактика и современное лечение», «Питание и здоровье», «Проблемы подросткового возраста и защита семьи». Кроме этого было организовано множество других лекций по различным темам;

к) велосипедный клуб «Святой Мнасон», в состав которого входят более двухсот детей, тренирующихся в семи учебных центрах;

л) Митрополия организовала Филармонический молодежный оркестр, который с большим успехом дает концерты как на Кипре, так за рубежом. В

состав оркестра входят около 45 музыкантов.

* * *

Епископ Галичский и Макарьевский Алексий (Елисеев). Традиции русской благотворительности на Святой Земле.

В основе благотворительности лежат основы воспитания, принятые в том или ином социуме. Традиции русской благотворительности имеют в своем основании высокую христианизацию общества. От первых князей и до последнего царя Русь славилась своей щедростью к нищим. Из поучений Владимира Мономаха мы можем слышать призыв: «Будьте отцами сирот, не оставляйте сильным губить слабых, не оставляйте больных без помощи». Особенность русской благотворительности - это личная помощь нуждающемуся из рук в руки, где главным был и остается принцип «не навреди».

Русская благотворительность на Святой Земле имеет почти 1000-летнюю историю. Со времен крещения Руси начинается первый период посещения Палестины. Такие путешествия всегда были тесно связаны с благотворительностью. Святая княгиня Ефросиния Полоцкая при посещении святых мест оставила во многих монастырях множество вкладов на молитвенное поминовение. Подобная благотворительная помощь Иерусалимскому Патриархату имела целью сохранение христианских святынь: в 1472 году была оказана финансовая помощь по восстановлению купола храма Гроба Господня. В этот период было открыто 8 мужских и 6 женских монастырей. При монастырях

открываются быблиотеки, школы, различные мастерские. В исторической литературе этот период принято именовать московским.

Третий период, XVIII - первая четверть XIX вв. Со времени правления императрицы Анны Иоанновны в смету Священного Синода отдельным пунктом добавляются палестинские штаты с точным указанием сумм, выделяемых на содержание Гроба Господня, Иерусалимского Патриархата, определенных монастырей, на призорство. Несмотря на различные военные бедствия (например, Отечественная война 1812 года), средства на палестинские штаты продолжали выделяться. Так с 1814 по 1816 гг. Иерусалимскому Патриархату было выделено более 170 тыс. руб. золотом.

К середине XIX века положение дел в Палестине начинает меняться: она попадает в круг интересов западных держав. Как результат, восточные христиане фактически оказались в состоянии конфессионального меньшинства. Выход их сложившейся ситуации российское правительство видело в усилении позиций Русской Православной Церкви на Ближнем Востоке в целях поддержания православного населения. Именно тогда русская благотворительность получает совсем иную направленность, звучание и ценность. Этот новый период русской благотворительности на Святой Земле получил название периода Русской Палестины.

В 1842 году граф Карл Васильевич Нессельроде написал императору Николаю I докладную записку о притеснении православных христиан в Палестине. Он прямо указал на необходимость отправки в Иерусалим неофициального духовного лица, которое стало бы посредником между Синодом Русской Православной Церкви и Иерусалимским православным духовенством и смогло бы объединить разрозненные этно-конфессиональные группы.

Эта записка положила начало организации Русской духовной миссии. В 1843 году на Ближний Восток был направлен уроженец г. Костромы архимандрит Порфирий (Успенский), выпускник КоДС 1824 года, где он начинает вести активную деятельность. Организует экспедицию в Египет, где посещает Синайский монастырь, Афон, знакомится с проблемами Антиохийского Патриархата, православных жителей Сирии и т.д. Он составил записку, где отметил, что если не будет оказана помощь Церкви в Палестине, то существует опасность постепенного поглощения православного христианства.

31 июля 1847 года на заседании Священного Синода была образована Русская духовная миссия в Иерусалиме. Первым начальником миссии был утверждён архимандрит Порфирий (Успенский). В состав миссии указом Святейшего Синода были включены иеромонах Феофан (Говоров) и студенты Санкт-Петербургской духовной семинарии Петр Соловьёв и Николай Крылов. 14 октября 1847 года участники миссии выезжают из Петербурга и после долгого путешествия прибывают в Иерусалим 16 февраля 1848 года. Именно первая миссия заложила основы просветительской и исследовательской работы, положила начало работы школ для обучения местного арабского населения, открылись гостиницы для паломников и т.д. Миссией была организована первая за многие столетия арабская типография при Никольском монастыре. В переводе на арабский язык издается Евангелие, Апостол, кате-

хизис, служебник, жития святых. Из-за начавшейся Крымской войны 18531856 года миссия была распущена.

1 сентября 1857 года начальником новой миссии был назначен епископ Кирилл (Наумов). В состав этой миссии по штату входило 11 человек. На нужды миссии и России поступило 25700 руб. золотом, которые были потрачены на работу школ и типографии. Тогда же было организовано первое паломничество старообрядцев на Святую Землю. Владыка Кирилл смог вывести работу миссии из-под подчинения светской власти, т.к. возникало много проблем с поступлением средств.

В 1858 году драгоманом миссии назначается удивительнейшая личность, православный сирийский араб Фадлалла Сарруф. Это стало историческим событием для всех арабов Ближнего Востока. Фадлалла проявил дипломатическое искусство и способствовал установлению добрых взаимоотношений между начальником миссии и главами различных этноконфессиональных общин региона.

В 1864 году начальником миссии становится ближайший помощник владыки Кирилла иеромонах Леонид (Кавелин). Внутри здания миссии 28 июня 1864 году был освящён первый русский храм на Святой Земле во имя св. муч. царицы Александры.

1 сентября 1865 года был командирован в Иерусалим в качестве следователя и временно заведующего Русской духовной миссией архимандрит Антонин (Капустин). 5 июня 1869 года он был утверждён в должности начальника миссии. Именно при архимандрите Антонине Русская духовная миссия в Иерусалиме достигла наибольшего расцвета. Его деятельность приобрела широкую известность во всем мире. При нем работали детские сады, школы (107), училища (14), учительские семинарии (2). Были открыты больницы и амбулатории.

При архимандрите Антонине были приобретены многочисленные участки, на которых впоследствии возникли русские храмы и монастыри Святой Земли. Так, например, в 1868 году приобретен участок с Мамврийским дубом, который является великой святыней. К началу I мировой войны Русская духовная миссия имела во владении более сорока участков, где были построены храмы и подворья, открыты различные социальные учреждения.

Связь России с Палестиной была прервана революционными событиями в России. Русские миссионеры укрепили положение православных в Палестине и на всем Ближнем Востоке. Развитие духовной связи между русским и арабским народами способствовало просвещению и появлению местной интеллигенции. Были сохранены и преображены многие земли, которые имеют библейское значение. Исследовательская деятельность миссии внесла весомый вклад в общую историческую науку. Традиции русской благотворительной деятельности являются основой для жизни и деятельности Русской духовной миссии в наши дни.

* * *

Белановский Юрий Сергеевич. Добровольческое движение «Дани-ловцы»: 10 лет служения Церкви и обществу в России.

В своем докладе Юрий Сергеевич рассказал об истории и деятельности добровольческого движения «Даниловцы». Движение изначально было организовано при Даниловом монастыре г. Москвы в 2008 г. Сегодня оно представляет собой абсолютно самостоятельное общественное объединение, состоящее из 19 волонтерских групп. Эти группы непрерывно организуют долгосрочную и регулярную работу в больницах и сиротских учреждениях, работу с инвалидами, многодетными семьями, стариками, бездомными, заключенными и т.д.

Так, например, волонтерская группа приходит к детям в НИИ Бурденко уже 10 лет. У детей в больницах жизнь непредсказуемая: много тревоги, плохих ожиданий. Нет прочных связей. И потому главный принцип работы волонтера заключается в том, чтобы не обмануть ожидания нуждающегося. Когда дети точно знают, что, несмотря ни на что, волонтеры придут - эта встреча становится островком стабильности и спокойствия. И вот тут, как оказалось, тянуть лямку важнее феерических праздников. Здесь очень важно, чтобы человек оставался самим собой, чтобы волонтер делал то, что он умеет. В этом смысле «Даниловцы» больше похожи на лоскутное одеяло, сотканное из абсолютно разных самобытных людей, у которых есть возможность послужить теми дарами и теми силами, которые у них есть. В этом смысле главная задача управления движения - предоставить каждому, и волонтеру и сотруднику, возможность быть собой, найти свое место. Если это происходит, то человек раскрывается.

В рамках движения «Даниловцы» родилась школа социально волонтер-ства, добровольческого служения, которое направлено на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Суть школы социального во-лонтерства можно выразить словами прот. В. Зеньковского: «Нельзя воспитать к добру как-то помимо свободы и вне ее, добро должно стать собственной, внутренней дорогой, свободно возлюбленной темой жизни». Цель школы - создать среду воспитания, поддержки, обучения добровольцев. У таких волонтерских движений нет заведомо определенных направлений деятельности. Многое зависит от самих добровольцев. Если есть инициативный человек и движение готово поддержать его идею, то появляется новое направление деятельности.

В заключение своего доклада Ю.С. Белоновский отметил, что главное в добровольческом служении - это свобода, возможность волонтера реализовать свою мотивацию добра. Главный ресурс волонтера именно это - воля к добру. С этой точки зрения, задачей организации является служение самому волонтеру.

* * *

Ула Оствайт (Норвегия). Практические рекомендации социальной работы с молодежью.

В начале своего доклада Ула Оствайт обратил внимание на тот факт, что милосердие, как явление в жизни народа, в Норвегии появилось исключительно благодаря христианству. Принятие христианства Норвегией связано с именем святого короля Олафа Норвежского. В 12 лет Олаф отправляется

в поход с викингами. Он пробыл в походах 8 лет, побывал на службе у короля Англии Этельреда II Неразумного и герцога Нормандии Ричарда II Доброго, проявив себя как смелый воин и талантливый предводитель. Олаф был поражен, как христиане переносили тяготы военных событий: страдания и смерть. В результате, он принимает крещение в 1013 году во Франции и начинает активную деятельность по христианизации Норвегии. Олаф не смог довести её до конца: он погиб в морском бою в 1030 году.

В период распространения христианства в Норвегии основываются много монастырей, которые стали школой благотворительности. Идея милосердия явилась средством христианского просвещения норвежского народа. Как тогда, так и сегодня христианская вера является фундаментом для благотворительной деятельности.

Далее Ула Оствайт кратко рассказал о тех проектах, которые реализуются в его благотворительной организации.

1) Реставрация храмов силами молодежи. Такой проект был осуществлен в Армении. В нем также приняли участие молодые люди из Беларуси. И это позволяет не только восстанавливать заброшенные храмы, но и способствует развитию общения в молодежной среде.

2) Группы молодых людей-волонтеров реализуют в своих городах проекты по посещению детских домов.

3) Открытие магазинов second hand, в которых работают волонтеры. Сегодня в нашей организации в данном проекте занято порядка 300 человек. Поскольку мы добились в Норвегии освобождения от налогов таких магазинов, мы можем поддерживать цены в них на достаточно низком уровне.

4) Организация шестимесячных курсов по изучению христианства. Подобные обучающие программы действуют в России и Норвегии.

* * *

Филатов Сергей Борисович, старший научный сотрудник института востоковедения РАН. 25 лет религиозной свободы: некоторые итоги развития социального служения.

В своем докладе Сергей Борисович отметил, что в советскую эпоху социальная деятельность Церкви была практически невозможна. В начале 90-х годов, когда оказались снятыми многие ограничения, центральной задачей Церкви стало налаживание нового такта церковной жизни: восстановление храмов, монастырей и т.д. Несомненно, уже тогда Церковь стала инициатором многих социальных проектов. Известна деятельность отца Александра Степанова в Санкт-Петербурге, который организовал волонтерское движение по уходу за тяжелобольными людьми. Мы знаем отца Андрея Воронина, который открыл детский дом в Нерехте и т.д. Примеров много. И все-таки социальное служение еще не стало центром церковной жизни, оно относилось к чему-то дополнительному.

К концу 2000-х, началу 2010-х годов ситуация стала кардинально меняться: социальное служение стало быстро развиваться на всех уровнях церковной жизни. Так, например, митрополит Александр (Агриков) начал свое служение в Брянской епархии в 2012 году с организации нескольких социальных

проектов: обеспечение теплой одеждой бедных прихожан епархии, оказание материальной помощи бедным и многодетным семьям, обеспечение нуждающихся детей школьными принадлежностями и школьной формой.

С 7 по 9 июля 2011 года в Москве в Марфо-Мариинской обители состоялся I Общецерковный съезд по социальному служению. Он собрал более 300 человек из 92 епархий России и зарубежья. Лейтмотивом мероприятия стали слова проповеди Патриарха Кирилла: «Помните, что вы совершаете не десятое, не двадцатое дело в повестке дня Церкви, а одно из самых важных и первых дел, — отметил Святейший Владыка. — Самое главное, что вы должны сегодня вынести из нашей встречи, — это то, что вы на передней линии борьбы за души людей, за действенное христианство по образу христианства первенствующей Церкви».

В заключение своего доклада Филатов Сергей Борисович отметил, что за период с 2011 по 2018 год число организаций с социальной направленностью по разным данным выросло в 6-8 раз. Также докладчик озвучил основные направления современной социальной работы Русской Православной Церкви:

• оказание помощи больным людям;

• реабилитация алко- и наркозависимых людей;

• вопросы социальной адаптации подростков, осужденных на условный срок;

• проведение профилактических мероприятий по сохранению семей и снижению количества разводов;

• социальное служение монастырей: организация занятости населения,

предоставление питания, одежды и т.д.

* * *

Протоиерей Георгий Эдельштейн. Как наладить социальное служение на сельском приходе?

В своем докладе отец Георгий обратил внимание на тот факт, что вопрос организации социального служения для священника, а в особенности сельского, не подразумевает поиска работы. Дело в том, что храм сам по себе является центром помощи. При окормлении больных, находящихся в лечебном учреждении, при посещении детей-сирот в детском доме, - везде священник видит нужду, на которую он должен откликнуться. Как результат, становится очевидным фронт необходимой работы для оказания помощи. Это и ремонт помещений, приобретение лекарств, мебели, инвентаря, школьной и спортивной формы, учебников и т.д. Таким образом, жизнь любого христианина, и в особенности священника, - это всегда назидательная притча о милосердии.

В заключение отец Георгий рассказал подобную притчу, сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц», где главной темой является милосердие. Герои, оказавшие милость и отдавшие свою жизнь во имя добра, оказались для Бога самым дорогим, что было в сказачном городе. «Ибо в Моих райских садах эта малая пташка будет теперь во веки веков, а в Моем золотом чертоге Счастливый Принц будет воздавать Мне хвалу», - сказал Господь.

* * *

Гусев Андрей Сергеевич. Социальное служение общин евангельских христиан (протестантов) Костромской области.

В своем докладе Андрей Сергеевич отметил, что социальная работа протестантов в России строится на основании документа, который был принят в 2002 году, «Основы социальной концепции централизованной религиозной организации «Российский объединенный Союз христиан веры евангельской». В данной концепции отмечается важность социального служения в обществе. Благотворительная работа у протестантов организуется как на уровне прихода, так и частными лицами. Докладчик выделил основные направления социальной работы протестантов в Костромской области:

• оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• посещение детей-сирот в детских домах;

• оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;

• посещение заключенных в исправительных учреждениях;

• оказание психологической помощи зависимым и лицам группы риска;

• организация волонтерских движений и т.д.

* * *

Фокина Мария Олеговна. О работе центра поддержки выпускников детских домов и школ-интернатов в Костромской области.

В своем докладе Мария Олеговна рассказала о работе центра поддержки выпускников детских домов и школ-интернатов. Центр при поддержке фондов «Надежда» и «Мы вместе» на протяжении 17 лет оказывает социально-педагогическую и индивидуальную помощь. В рамках данной работы осуществляются следующие социально-значимые волонтерские программы:

• организация индивидуальной помощи молодым семьям, матерям-одиночкам;

• швейная мастерская: обучение шитью и ремонту одежды;

• компьютерный класс: повышение компьютерной грамотности, он-лайн-образование и т.д.;

• клуб общения: организация культурных мероприятий, концертов проведение тематических бесед;

• лидер: организация волонтерской помощи, посещение дома ребенка, домов престарелых;

• профориентация;

• финансовая грамотность;

• наставничество: опытные участники программ помогают подопечным, которые только выпустились из детского дома;

• социальная помощь: оформление документов, социальной стипендии, пособий, получение жилья по договору социального найма;

• дача: обучение работе на земле, проведение ремонтных работ и т.д.

Также одной из главных задач центра является социальная адаптация выпускников детских домов. На первом этапе педагоги-волонтеры выезжают в детские дома, где знакомят воспитанников с программами центра поддержки. Второй этап предполагает проведения лагеря «Жизненные навыки». В те-

чение недели ребята знакомятся с новым для себя городом, т.к. большинство из них приезжают из районов области, они получают опыт самостоятельной жизни. Ежегодно в программах центра поддержки участвуют порядка 100 человек.

* * *

Священник Анатолий Колупаев. Деятельность отдела по церковному социальному служению Костромской митрополии.

В начале доклада отец Анатолий обратил внимание участников конференции на содержание основополагающего документа по церковному социальному служению «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», который был принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В документе особенно отмечается, что «в практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22: 37-39) заключается важнейшая задача христианина». Далее приведено определение социального служения Церкви, которое понимается как «инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся».

Отец Анатолий подчеркнул, что в настоящем определении можно наблюдать две формы социальной работы Церкви: как организатора учредителя и как участника. Координация церковной социальной работы осуществляется на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях.

В заключение доклада приведены примеры социальной работы разных форм и уровней, которые реализуются в епархиях Костромской митрополии.

* * *

Мезенов Константин Сергеевич. Возвращение Костромской митрополии зданий социального назначения, национализированных Советским государством в 1918 году.

Первая часть доклада посвящена историческому анализу правового статуса Церкви в ХХ веке. Декретом СНК Российской республики «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 1918 года было закреплено положение, что и какие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, а прав юридического лица они не имеют. Такой политический и юридический статус имела Церковь на протяжении более 70 лет. С распадом СССР начался процесс безвозмездной передачи Церкви имущества, ранее изъятого Советским государством. Среди переданных в 1990-е годы и в начале 2000-х годов Костромской епархии объектов религиозного назначения: Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, комплекс Богоявленско-Анастасииного монастыря, на территории которого мы находимся, в том числе трапезный корпус, где сейчас располагается Костромская духовная семинария.

Во второй части доклада Константин Сергеевич сделал обзор объектов религиозного назначения, которые были переданы Костромской епархии в последние годы.

• Благовещенский храм в г. Костроме. Благовещенская церковь на Никольской улице (Свердлова) была построена в 1804 году. В декабре 1929 г. Благовещенская церковь была закрыта, а в середине 1930-х гг. четверик храма и верхние ярусы колокольни были разрушены. С этого же времени в здании располагался хлебозавод. В 2007 году при взаимодействии Церкви и государства был инициирован судебный процесс, в результате чего храм был возвращен епархии и сейчас реставрируется.

• Здание келейного корпуса в Свято-Предтеченском Иаково-Желез-ноборовском монастыре в с. Борок Буйского района. С 30-х годов 20 века в здании располагалась школа. В 2012 году здание было передано епархии, но школа продолжала размещаться, поскольку иного здания не было. Понимая социальную значимость объекта, Епархия заключила со школой договор пользования, и только в 2017 г. учреждение переехало в новое здание в соседнем поселке.

• Здание Православного молодежного Центра «Ковчег». Это бывший детский сад, много трудов было вложено в ремонт здания. С 1995 года здесь размещается Православный молодежный центр «Ковчег», основное церковное учреждение Костромской епархии, занимающееся внешкольной работой с детьми. В 2015 году здание было передано в собственность Костромской епархии.

• Здание Казанского собора города Нерехты. Передано Костромской епархии в 2014 году. Сложность ситуации состоит в том, что в комплексе зданий собора до сих пор располагается Нерехтский хлебокомбинат. Епархия, осознавая социальную и экономическую значимость данного объекта, сохранила хлебокомбинату возможность пользоваться данным объектом до постройки нового здания.

Таким образом, епархия имеет отработанный и в теории и на практике политико-правовой механизм, позволяющий хотя бы частично восстановить историческую справедливость и возвратить пусть даже малую часть великого материального наследия Русской Православной Церкви, созданного на протяжении многих веков.

* * *

Игумен Дмитрий (Нетесин). Деятельность религиозных социальных организаций на примере Александровского православного братства г. Костромы.

Братство, как религиозная организация, выступает в роли объединяющего начала, способного стать неким центром, включающим в себя людей, руководствующихся принципами христианских добродетелей. Многие православные братства и сестричества насчитывают десятилетия, а то и столетия своей деятельности, что подтверждает следование целям и задачам, обозначенным в Уставах этих организаций.

Александровское православное братство - одно из старейших и наиболее известных братств г. Костромы. Оно основано в конце XIX века на базе прихода храма в честь апостола Иоанна Богослова, где на ту пору уже существовало

Богословское православное братство. Трудами Илария Ефимовича Беляева оно преобразовано в Александровское православное братство.

До нашего времени дошла первая редакция Устава Александровского православного братства 1885 года, в соответствии с которым Братство имеет назначение:

• О благоустройстве и благолепии приходских церквей; о сохранении в них древностей и об учреждении при сих церквях хоров из прихожан и учеников местных училищ для пения при богослужении;

• О содержании в порядке, чистоте и исправности приходских кладбищ, а также надгробных на них крестов и памятников;

• О приходских училищах и учреждении при них библиотек;

• Об улучшении положения недостаточных прихожан.

• Братство по мере своих средств учреждает: ремесленные училища, приюты, лечебницы, богадельни и больницы.

• Приютских детей, достигших надлежащего возраста, Братство отдает или ремесленникам или мастерам - для обучения. Детям же, оказавшим особенные способности, Братство изыскивает и предоставляет средства к дальнейшему получению образования и т.д.

Братство собрало вокруг себя многих заинтересованных в просвещении и благочестии людей, и результат их работы не заставил себя ждать. Училища, школы, богадельни, приюты, мастерские, часовни - вот неполный список того, что обрело реальное воплощение в жизни. Многие из этих зданий сохранились и до наших дней, и некоторые даже продолжают исполнять свое прямое предназначение. Так, например, в 1890 г. братским управлением и попечительством построены два здания мастерских на землях Ипатьевского монастыря: рукодельная мастерская для девочек и столярно-токарная для мальчиков; построено на уступленных Ипатьевским монастырем землях просторное двухэтажное каменное здание школы №10 г. Костромы, которое было освящено 26 сентября 1900 г. Сохранилось доныне и здание братского совета, которое располагается в настоящее время на улице Островского, и здание амбулатории близ Богословского храма.

Александровское братство было не единственным в Костромской губернии. В конце XIX, начале XX вв. братства становятся очень популярными:

1. Братство преподобного Сергия в г. Костроме (1887 г.), впоследствии переименованное в Феодоровско-Сергиевское;

2. Братство при Христорождественской церкви села Дороватова Вет-лужского уезда (1880 г.);

3. Костромской отдел Императорского православного Палестинского общества (с марта 1898 г.);

6. Варнавинское братство (1902 г.);

7. Братство во имя Царицы Небесной (1902 г.), город Судай Чухломской уезд;

8. Братство святителя Николая, Ветлужский уезд (1903 г.).

В заключение своего доклада отец Димитрий отметил, что несмотря на то, что формы и методы социальной работы, а также запросы общества

имеют поправку на настоящее время, существующие братства находят свою нишу и ведут активную деятельность. Возрожденное Александровское православное братство в XXI веке в своей работе по прежнему охватывает широкие слои населения:

• взаимодействует с детьми, школьниками, студентами;

• окормляет и патронирует четыре детских дома и социально-реабилитационных центра;

• оказывает помощь малоимущим, многодетным и матерям-одиночкам;

• проводит фестивали, авторские встречи и концерты;

• организует паломнические поездки и многое другое.

* * *

Священник Алексий Виноградов. Деятельность помощника начальника УФСИН России по Костромской области по организации работы с верующими и социальное служение в исправительных учреждениях области.

В своем докладе отец Алексий подчеркнул, что в основе социального служения Церкви лежат слова Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 1920). Бог призывает нас к активным действиям: прийти к человеку, привлечь его внимание, рассказать о Евангелии, крестить, продолжить его обучение и духовное окормление. Одним из важнейших элементов просвещения является привлечение человека к активной деятельности. Все эти задачи ставятся перед священником и при совершении служения в исправительных учреждениях.

Далее отец Алексий выделил ряд особенностей служения в исправительных учреждениях. С одной стороны заключенные - это люди, привыкшие лгать. В этом случае священник должен посеять в сердца людей семена правды, искренности. С другой стороны, сами сотрудники исправительных учреждений, которые проводят свою жизнь в этой амтосфере, в условиях возможной профессиональной деформации. Здесь главной задачей священника является устранение потенциального недоверия в общении, ибо сотрудники учреждений также являются церковной паствой, которой необходимо нравственное попечение.

* * *

Фиона Коркоран (Ирландия). Зарубежная помощь престарелым людям в России, Украине и Казахстане.

Данный доклад озвучен представителем социальной комиссии Московской городской епархии Кузнецовой Натальей Николаевной. В начале выступления была презентована база данных по социальному служению Русской Православной Церкви. Она создана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и представляет собой реестр социальных учреждений, проектов и инициатив Русской Православной Церкви, осуществляющих свою деятельность на всей ее канонической территории — как в России, так и за рубежом. Отмечено, что в сфере социального служе-

ния база данных поможет привлечь внимание волонтеров и благотворителей к своей деятельности и нуждам опекаемых учреждений, найти коллег для обмена опытом, получить методические и справочные материалы по организации социальной работы.

Далее Наталья Николаевна рассказала о деятельности ирландского благотворительного фонда «The Greater Chernobyl Cause», который возглавляет Фиона Коркоран. На территории Костромской области фонд оказывает помощь социальному центру для престарелых в с. Ивановское (Красносельский район). В последние несколько лет фондом проведен ремонт здания, обновлены мебель, оборудование. В настоящее время юридический статус учреждения изменен: он перешел под опеку православной церковной общины села Карабаново. Благодаря этому социальный центр не будет связан формальными ограничениями, что поможет оказывать помощь большему количеству нуждающихся людей.

Международная межвузовская межконфессиональная социальная

научно-практическая конференция «Добрый самаритянин» (Кострома, 5-6 февраля, 2018 г.)

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

5-6 февраля 2018 года в Костромской духовной семинарии состоялась межвузовская международная межконфессиональная социальная научно-практическая конференция «Добрый самаритянин», посвященная научному осмыслению опыта социальной работы в религиозных и светских организациях в России и за рубежом.

Работа конференции началась презентацией первого в России учебного пособия «Социальное служение Русской Православной Церкви», которое является результатом совместной работы Костромской духовной семинарии и кафедры социальной работы Костромского государственного университета.

С докладами выступили преподаватели высших учебных заведений, специалисты в области социальной работы, священнослужители и церковные сотрудники по социальному служению, практические работники образовательных и общественных организаций и объединений из разных стран.

Выступления участников конференции связаны с практической реализацией благотворительных проектов на разных уровнях и в различных формах. Гости форума представили свой опыт социального служения в масштабах государственных структур, а также религиозных организаций, отдельных приходов и общин. Также были представлены различные благотворительные проекты.

Участники конференции отметили, что евангельский образ Доброго самаритянина, являясь примером социального служения, открывает основные принципы благотворительной деятельности. Социальное служение есть условие нравственного здоровья отдельного человека и общества в целом.

Подготовил: священник Виталий Бабушкин

REVIEW OF THE INTERNATIONAL INTER-UNIVERSITY INTER-CONFESSIONAL SOCIAL SCIENTIFIC

AND PRACTICAL CONFERENCE "GOOD SAMARITIAN": ( February 5-6, 2018)

On February 5-6, the Kostroma Theological Seminary hosted the International Interuniversity Interfaith Social Scientific and Practical Conference "Good Samaritan", dedicated to the scientific understanding of the experience of social work in religious and secular organizations in Russia and abroad.

At the conference there were made reports by specialists of various faiths: from the USA, Ireland, Norway, Cyprus, Kazakhstan and Russia. Speakers shared their experience of social work in various fields and offered different kinds of assistance to those who are in need. The conference was being broadcast live on the channel of the Kostroma Metropolis. One can get to know the recording of the event.

Keywords: Kostroma Theological Seminary, social ministry, international interfaith conference.

Citation: Review of the International Inter-University Interfaith Social Scientific-Practical Conference "Good Samaritan" // Ipatievsky vestnik. - 2020. -№. 2. - P. 141-162.

Фотографии с конференции Романа Мордашева.

Полная подборка размещена здесь: http://kods.cerkov.ru/2018/02/10/konferenciya-v-fotografiyax-professionala/

Общее фото участников конференции

Протоиерей Георгий Эдельштейн; епископ Галич-ский и Макарьевский Алексий (Елисеев), зав. кафедрой Священного Писания КоДС; митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин), зав. кафедрой Богословских дисциплин КоДС; Филатов Сергей Борисович, старший научный сотрудник института востоковедения РАН

Епископ Ярославский и Костромской Викентий (Новожилов) (РпСц)

Мезенов Константин Сергеевич

Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин), зав. кафедрой Богословских дисциплин КоДС; священник Георгий Андрианов, ректор КоДС.

А.Кармкулов Игумен Димитрий (Нетесин), Жигалов Михаил Иванович

160

Джордж Роллер (США) выступает с докладом. Переводчик Яна Котяшкина О

Георгий Куннусис (Кипр) вручает ректору семинарии книги на греческом языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.