Научная статья на тему 'Обзор материалов научно-практической конференции «Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях современного поликультурного общества» (Москва, 12 - 13 ноября 2015 г. )'

Обзор материалов научно-практической конференции «Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях современного поликультурного общества» (Москва, 12 - 13 ноября 2015 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор материалов научно-практической конференции «Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях современного поликультурного общества» (Москва, 12 - 13 ноября 2015 г. )»

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА» (МОСКВА, 12 - 13 НОЯБРЯ 2015 г.)

В последние годы наблюдается всплеск активности экстремистских и террористических организаций. Учебные заведения часто являются мишенью террористов, а учащиеся образовательных организаций являются одной из наиболее уязвимых групп населения для проникновения идей экстремизма и терроризма. Именно это делает актуальной проблему комплексной безопасности образовательных учреждений, чему и была посвящена проблематика конференции. Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений подразумевает взаимодействие образовательных организаций с большим числом государственных органов, служб и организаций различного уровня. В связи с этим необходимо сформировать единые подходы и методы к организации комплексной безопасности, интегрировать деятельность всех заинтересованных государственных органов, служб и организаций на всех уровнях.

В представленных материалах участников конференции достаточно четко

просматриваются основные направления: организационные и технические аспекты безопасности образовательной среды; подготовка педагогических кадров к противодействию экстремизму и терроризму; обучение как информационная основа безопасности и воспитательная деятельность в профилактике экстремизма; наполнение традиционных форм работы новым содержанием.

Организации планирования и проведение мероприятий по обеспечению

антитеррористической защищенности

образовательной организации московской области представлены Плотниковым В.В. (Московской область). Автор отмечает, что в целях организации выполнения мероприятий по противодействию терроризму в соответствии с приказом директора создается постоянно действующая рабочая группа по организации и проведению мероприятий по профилактике терроризма, утверждается положение о ней и регламент работы. Работу группы возглавляет заместитель директора, курирующий вопросы безопасности. Как правило, в состав группы входит 3 - 5 человек: заместитель директора по безопасности - руководитель, секретарь, специалисты и т.д. Каждый член группы

отвечает за отдельное направление в соответствии с утвержденным планом. Оценка состояния вопросов безопасности и антитеррористической защищенности, анализ имеющихся возможностей совершенствования этой работы, проводится во взаимодействии с органами ФСБ, МВД и МЧС России по Московской области, а также с администрацией муниципальных органов управления

образованием, необходимыми службами на местах.

Мистрюкова М.Н., Лосев А.Н. (г. Тамбов) рассматривают возможные общие подходы к организации безопасности

(антитеррористической защищенности)

образовательного учреждения. Фундаментом всего обучения является общий алгоритм действия в чрезвычайных ситуациях - как вести себя в ЧС, как преодолеть первичный шок и действовать правильно и безопасно для себя и окружающих. Практическая часть проходит в форме моделирования наиболее часто встречающихся ситуаций и отработки навыков помощи в условиях, приближенных к реальным.

Обеспечение комплексной безопасности международного детского центра «Артек» представлено начальником ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России Акимовыгм В.А. Для обеспечения безопасности МДЦ «Артек» применяется целый комплекс защитных мер. В этот комплекс входят: правовое, экономическое и техническое обеспечение системы безопасности МДЦ «Артек»; раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение; обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей; формирование готовности к опасностям и противодействию им; формирование навыков правильного поведения при опасностях; формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого отдыхающего и работника к обеспечению безопасности образовательной организации. Предусматривается проведение следующих мероприятий: создание Единой системы по обеспечению комплексной безопасности МДЦ «Артек»; осуществление комплекса мер по минимизации террористической угрозы и предотвращению криминальных угроз; проведение мероприятий по предупреждению развития угроз природного

и техногенного характера; проведение общестроительных работ по заграждениям и сетям связи, оснащение персонала индивидуальными средствами обеспечения безопасности; обеспечение взаимодействия с органами безопасности (МВД России, ФСБ России) и органами местного самоуправления.

Материал Шеломцева С.В. (ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России») посвящен проверке готовности образовательных организаций к учебному году в сфере безопасности. В качестве ключевого момента выступает строгое выполнение нормативных требований к безопасности данных организаций, изложенных в нормативных актах и инструкциях.

Доклады Борисовского В.И. (г. Белгород) и Чугайнова А.Г. (г. Владивосток) посвящены выделению трех основных составляющих комплексной безопасности образовательной организации:

- безопасность внешней среды образовательной организации (охрана образовательных объектов; выполнение требований пропускного режима; меры по обеспечению защиты государственной тайны; информационная безопасность; антитеррористическая безопасность);

- безопасность внутренней среды образовательной организации (обеспечение энергетической и пожарной безопасности, надежное функционирование энергообеспечения, предупреждение аварийных ситуаций при электро-, водо- и газоснабжении);

- личная безопасность участников образовательного процесса (профилактическая работа по предупреждению правонарушений; профилактика асоциальных явлений, экстремизма и терроризма, коррупции; система мер по обеспечению духовной безопасности).

Шадриной Е.Г. (ФГБУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»), Жуковым А.А., Онисько В.Н. (ФГБОУ ВО Сиб ГТУ, г. Красноярск) представлены комплексные направления профилактики экстремизма и терроризма в вузе:

- информационно-просветительское направление, связанное с разработкой и внедрением дисциплин посвященных изучению религии, ее истории, культуры, традиций; курсов по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

- психолого-педагогическое направление, связанное с развитием психолого-педагогических служб в образовательных учреждениях, занимающихся выявлением лиц группы «повышенного психолого-

педагогического воздействия» и дальнейшей работы с ними;

- организационное направление, связанное с повышением роли студенческих общественных объединений в жизни вуза, с созданием клубов интернациональной дружбы при участии национальных диаспор, с реализацией программ по адаптации и интеграции студентов.

Риски развития молодежи в новых информационных условиях и создание новых механизмов социализации через образование и воспитание рассматриваются в материалах Павлюц К.Н. (ГБПОУ ММТ им. Л.Б. Красина).

Опыт работы Югорского государственного университета в механизме противодействия идеологии экстремизма и терроризма на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обобщен в материале Карминской Т.Д. (ректор ФГБОУ ВПО «ЮГУ»). На базе ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет» создана и действует программа в рамках Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа» - Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в ХМАО-Югре на 2014 - 2020 гг.». Данная Программа сосредотачивает внимание на проблеме адаптации обучающейся молодежи из среды мигрантов. Содержание программы в значительной степени нацелено на создание условий для языковой и социокультурной интеграции обучающихся; на формирование у молодежи установок позитивного восприятия этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей.

В материалах Абуталиповой Л.Н., Журавлевой М.В., Сугоняко Д.В. (ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет») представлен опыт организации профилактической работы экстремизма и терроризма в студенческой среде. Ключевыми направлениями работы являются военно-патриотическое воспитание и работа с контингентом иностранных студентов, обучающихся в вузе. В числе эффективных форм военно-патриотической работы выступает организация деятельности поискового студенческого отряда, основными

направлениями деятельности которого являются: поисковые экспедиции на территориях боёв Великой Отечественной Войны; поиск родственников пропавших без вести погибших солдат и офицеров; участие в профильных слетах и фестивалях; участие в городских

праздниках, посвящённых победе в Великой Отечественной Войне; участие в городских проектах, направленных на патриотическое воспитание молодёжи, лекции для студентов представителями МВД г. Казани, участие студентов в городских мероприятиях, таких как День России и др. С 2015 года в университете функционирует Комплексная программа по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений студентов, в соответствии с которой создан Комитет по профилактике экстремизма и терроризма по руководством ректора, оперативный штаб и комиссии на факультетах. Основная цель Программы состоит в повышении уровня комплексной безопасности студентов и сотрудников.

Привнесение новых подходов в организацию книжных выставок в библиотеке как метода профилактики экстремизма посвящены материалы Сыровой А.В. (г. Нововоронеж). Одной из основных и доступных форм библиотечной работы является проведение выставок. Тематика выставок («Экстремизм -путь в никуда», «Терроризм и его жертвы» и др.) разбивается на несколько групп. Первую группу составляют документы, раскрывающие опасность экстремизма и терроризма, вторую -материалы, отражающие методы экстремисткой деятельности. К организации выставок привлекаются пользователи библиотеки, выражая свое отношение к экстремизму в рисунке или небольшом сочинении.

Формированию культуры безопасности в социуме у студентов - будущих педагогов посвящены материалы Михайлова А.А. (директор Шуйского филиала Ивановского

Государственного Университета). Важной составляющей в структуре культуры безопасности будущего педагога, по мнению автора, выступают деятельностные компоненты образовательной организации и ее субъектов: готовность действовать в опасных (трудных, экстремальных, кризисных) ситуациях социального происхождения; готовность к безопасному поведению при выполнении различных социальных функций (студента, семьянина, педагога, гражданина, и т.д.); умение прогнозировать деятельность и ее результаты с позиций социальной безопасности; умение пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты; обеспечивать безопасность образовательного учреждения от опасностей социально-криминального

характера; владеть технологиями обучения школьников основам социальной безопасности.

Уникальный по сочетанию идей и форм организации, целостно структурированный опыт представила Кондракова Э.Д. (ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный

лингвистический университет»).

Концептуальная основа формирования навыков межкультурного взаимодействия и недопущения проявлений экстремизма и терроризма обеспечена в ПГЛУ в результате разработки и реализации комплекса взаимосвязанных идей: университета как модели поликультурного гражданского общества и профессионального сообщества; университета как центра языков и культур; университета как центра миротворчества; университета как площадки государственно-конфессионального и

межконфессионального взаимодействия.

Вовлекая студентов в единое поле деятельности, ПГЛУ создает уникальное пространство общей культуры, в котором студенты получают множество возможностей для национальной самоидентификации и самовыражения. ПГЛУ -это первый и единственный государственный вуз Российской Федерации, в котором осуществляется подготовка экспертов и преподавателей по направлениям «Теология» и «Государственное и муниципальное

управление», по уникальному профилю «Государственно-конфессиональные отношения» одновременно с православным и исламским блоками конфессиональных дисциплин. Инновационный опыт ПГЛУ получил высокую оценку Администрации Президента России. С 1 июня 2011 года отделение теологии ПГЛУ преобразовано в Институт государственно-конфессиональных отношений.

Среди проектов, наиболее эффективных в формировании межконфессиональной и межконфессиональной терпимости автор отмечает:

- Молодежный совет по межэтническим отношениям, обеспечивающий позитивное бесконфликтное взаимодействие разных национальных групп обучающейся молодежи, а также сотрудничество с общественными объединениями для содействия в адаптации приезжих студентов в новой образовательной и бытовой среде.

- Центр Дружбы, призванный привлечь иностранных учащихся и представителей разных национальностей к ознакомлению с историей, культурой и традициями различных народов и стран привития навыков работы в одной команде с представителями разных культур и народов (проект включен в число лучших на Всероссийском симпозиуме студенческого

актива «Новые лидеры новой России» в г. Санкт-Петербурге в октябре 2012 года).

- Проект «Миротворчество» направлен на формирование позитивного имиджа Северного Кавказа в России и за рубежом силами общественно активной творческой и талантливой молодежи СКФО, укрепление культурных и общественных связей между субъектами СКФО, регионами России, странами ближнего зарубежья используя возможности сети Интернет и медиапространства.

- Волонтерский центр ПГЛУ «ПРОФИ-СОЦИ-ЛИНГВА» является самой крупной волонтерской организацией при образовательном учреждении, команда которой привлекается к организации масштабных мероприятий мирового уровня, таких как Олимпийские и Паралимпийские игры, Гран-при России Формулы 1, международные конференции TEDx и многие другие. Деятельность ВЦ ПГЛУ направлена на продвижение волонтерских ценностей в регионе, способствует увеличению социальной активности жителей региона и улучшению

уровня жизни, в том числе через сохранение и развитие в положительном ключе межнациональных отношений, противодействие экстремизму.

На заседаниях дискуссионно-политического клуба «Глобус» студенты, а также приглашенные эксперты выступают с докладами на тему «Международные методы противодействия терроризму», «Профилактика экстремизма и терроризма»; члены клуба организуют круглые столы с участием студентов, преподавателей и приглашенных гостей по вопросу «Международный терроризм - угроза национальной безопасности Российской Федерации» и др., проводят презентацию для студентов первого курса «Мы против терроризма, терроризм - это угроза миру!».

Материалы конференции обозначили проблемное поле реализации комплексной безопасности образовательных учреждений в условиях современного поликультурного общества и обогатили участников важным опытом противодействия экстремизму и терроризму.

Обзор подготовлен:

Щербаковым В.С. (кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии

образования, г. Казань, Россия)

Грузковой С. Ю. (кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, г. Казань, Россия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.