ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ
УДК 001
ББК 72.6(2Рос.Ады)лО К 89
Е.С. Куква,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 79286693012, e-mail: kukva@rambler.ru
ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ 56-й ЕЖЕГОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА АДЫГЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
(МАЙКОП, 2016)
(Рецензированы)
Аннотация. 20 апреля 2016 г. в Адыгейском государственном университете состоялась 56-я ежегодная конференция Студенческого научного общества. Свои научные работы представили практически все студенты вуза - от первокурсников до магистрантов. Выступления учащихся проходили на всех факультетах и кафедрах университета. Не обошел стороной «праздник студенческой науки» и кафедру философии и социологии, которая традиционно была представлена тремя тематическими секциями: «Социология», «Философия» и «Культурология». Особый интерес студенты нашего вуза проявили к философским наукам, и как результат - наибольшее количество творческих докладов было озвучено на секции «Философия». В течение нескольких часов студенты АгУ активно обсуждали социально-философские проблемы, актуальные вопросы культурного развития и нравственного воспитания молодежи. Большинство представленных работ вызвало неподдельный интерес не только со стороны студентов, но и аспирантов, которые отметили высокий уровень исследовательской подготовки докладчиков. По итогам работы трех секций было принято решение редакционной коллегии данного журнала о публикации на его страницах выдержек из лучших работ, авторы которых получили дипломы I категории.
Ключевые слова: потребительские предпочтения, химия любви, духовность, счастье, вечное возращение, сверхчеловек.
E.S. Kukva,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University, Maikop,ph.: + 79286693012, e-mail: kukva@rambler.ru
REVIEW OF MATERIALS OF THE 56TH ANNUAL CONFERENCE OF STUDENT'S SCIENTIFIC SOCIETY OF ADYGHE STATE UNIVERSITY (MAIKOP, 2016)
Abstract. On April 20, 2016 at the Adyghe State University there was held the 56th annual conference of Students' Scientific Society. The scientific works
were presented practically by all students of higher education institution from first-year students to magistrands. Performances of students took place at all faculties and departments of university. A holiday of student's science was held also at the Department of Philosophy and Sociology where three thematic sections: "Sociology", "Philosophy" and "Cultural Science" traditionally worked. Students of Adyghe State University showed a particular interest in philosophical sciences and as result, the greatest number of scientific works was presented on the section "Philosophy". Within several hours students actively discussed social and philosophical problems, topical issues of cultural development and moral education of youth. The majority of the presented works caused true interest not only at students, but also at postgraduate students who noted a high level of research training of speakers. Following the results of work of three sections, the Editorial Board of this journal decided to publish on its pages the extracts from the best works, the authors of which gained Diplomas of the 1st category.
Keywords: consumer preferences, love chemistry, spirituality, happiness, eternal return, Superman.
Хачецуков З.М., Кошелева К.В. Анализ потребительских предпочтений на пивном рынке г. Майкопа
На основании выборочного опроса респондентов, согласно разработанной анкете, нами было проведено исследование, благодаря которому установлены основные тенденции потребительских предпочтений на пивном рынке г. Майкопа, а также установлены источники информации о пиве.
Исходя из результатов данного исследования, можно сделать вывод о том, что рынок пива в городе Майкопе имеет огромный потенциал. В основном это связано с небольшим объемом потребления пива в России по сравнению с зарубежными странами [1]. Главные потребители пива - это молодые люди, которые отдают предпочтение слабоалкогольным напиткам. Существенная часть респондентов при выборе обращают внимание на марку пива. Также при выборе пива 30% респондентов ориентируются на импортные бренды,
однако подавляющее большинство респондентов отдают предпочтение пиву отечественного производства. А лидирующую позицию среди отечественных производств занимает марка местного пивоваренного завода «Майкопский». Ей отдали предпочтение наибольшее число респондентов. Согласно рейтингу популярности средств распространения рекламы пива, производителям торговой марки «Майкопское» можно порекомендовать использовать печатные издания как рекламные площади для своей пивной продукции. Даже реклама в местных журналах, таких как «Адыгея Life» и «Dumtek», позволит повысить объем продаж пивных напитков в целом, так как эти журналы в основном распространяются в ресторанах и кафе, т.е. в местах, где этот слабоалкогольный напиток можно сразу приобрести.
Макеев С.В., Савельева Е.В. Химия любви в концепции Х. Фишер
Профессор антропологии уни- Фишер (Helen Fisher) в течение верситета Рутгерс (США) Хелен 30 лет проводила исследования
природы и химии любви. Они показали, что различные ее стадии (романтическая любовь и длительная привязанность) по биохимическим признакам отличаются друг от друга. Но каждая сопровождается повышением гормонального фона. Биологическое действие они оказывают в чрезвычайно малых дозах, близких к битам - единицам количества информации, используемым в теории информации. Эффект воздействия существенен. Она выделяла 4 стадии любви по действию различных гормонов:
1. Во-первых, любовь начинается с того, что человека привлекает симпатичный представитель противоположного пола, и в мозгу происходит сложная химическая реакция, результатом которой является гормон фенилэтиламин - гормон увлечения, заинтересованности. Тут, соответственно, просматриваются, просчитываются телом физические параметры, такие как тембр голоса, осанка и т.д. Причем сознание здесь не работает, а работают инстинкты, лимбическая система. Кора мозга практически не функционирует в эти моменты. Дальше, если первичное опознавание прошло успешно, идет за-паховое опознавание на предмет совместимости иммунных систем. Зачем это нужно организму? А все потому, что люди с совместимыми иммунными системами могут дать здоровое потомство.
2. По прошествии какого-то времени, когда наше увлечение взаимно, в кровь поступает один из самых сильных гормонов - допамин, вызывающий тот любовный экстаз, который мы испытываем в пылу романтической влюбленности. Гормон допамин заряжает силой, энергией, толкает на рискованные поступки и возбуждает. Он по своему действию сравним с наркотиком, который непременно вызывает привыкание. Нужны все новые и новые дозы гормона допамина, а если на ваше чувство не отвечают взаимностью,
то это сравнимо с наркотической ломкой. Пожалуй, неразделенная любовь - одно из самых сильных потрясений для организма, человек способен впасть в сильнейшую депрессию и даже отважиться на суицид. Чтобы восполнить недостаток любовного гормона, человек ищет нового партнера, и все повторяется сначала.
3. Если после романтической влюбленности отношения переходят в следующую стадию - физическую, то на сцену выступает гормон окситоцин, который вызывает очень сильные эмоции.
4. Во время близости, прикосновений и поцелуев, гормон окси-тоцин вырабатывается во всё больших количествах, что открывает дорогу поступлению в организм такого мощного болеутоляющего как гормон эндорфин. По своему составу и действию этот гормон напоминает морфин, он успокаивает нервную систему, дает чувство умиротворения и безопасности. Гормон эндофрин также называют гормоном счастья.
Здесь же начинает активно проявлять себя молекула «PEA», из-за которой появляется необходимость видеть, слышать, прикасаться к партнеру, чтобы опять завести в действие механизм по выработке гормона эндорфина. Этим объясняется, почему влюбленные не могут друг без друга прожить даже день - наш мозг привыкает к раздражению и требует новой порции гормонов.
Нам хотелось бы согласиться с выводом Хелен Фишер, что романтическая любовь - хоть и зависит от гормонов, но определяющими детерминантами являются качества, связывающие партнеров, формирующие одинаковые взгляды на жизнь и социальное положение.
Вместе с тем, хотелось бы возразить Л. Каслеру, приверженцу пессимистической концепции любви, согласно которой любовь есть сплав совокупности эмоций, среди
которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Любовь уникальна в каждом проявлении, и каждый человек испытывает эти чувство по-разному. Для одних, возможно, любовь и является желанием не отставать от других, но есть люди, придающие любви гораздо большее значение.
В то же время проведенный контент-анализ ответов опрошенных студентов АГУ показал, что любовь в студенческом сообществе воспринимается как:
а) чувство, которое вызывает массу адреналина и эмоций. Любовь нельзя выразить, объяснить, рассказать о ней... Ее надо почувствовать;
б) страх потерять близкого человека как страх его лишиться;
в) страсть, отчасти привычка;
г) болезнь;
д) игра;
е) взаимопонимание, доверие и взаимная поддержка, стремление одного человека быть составляющей другого - ты готов(а) отдать всего себя любимому человеку.
Подводя итоги, можно сказать, что любовь - это так называемая наркотическая зависимость: позитивная, когда все протекает хорошо, и негативная, когда складывается плохо. И хотя вопрос любви находится под пристальным вниманием таких наук, как биология, психология, химия, философия, и является ещё недостаточно исследованным, мы видим большие перспективы в дальнейших исследованиях. Ведь любовь - это бесконечное и самое светлое чувство.
Капец В.П., Моргунова Л. А.
Современный мир и проблема духовности человека в концепции Г.И. Гурджиева
Философские размышления о человеке имеют свою историю, которая значительна и обширна. В современной философии знания о человеке представляют собой отдельное направление - философскую антропологию, занимающуюся раскрытием тайны сущности человека. Учение Георгия Ивановича Гурджиева, направленное на совершенствование и гармонизацию человека, оказалось как раз в русле тенденций данного раздела философии.
В понимании Гурджиева человек представляет собой совокупность личностей, являющихся результатом наследственности и существующих отдельно друг от друга, что позволяет мыслителю назвать человека «механической куклой», неспособной принимать решения самостоятельно. По мнению мыслителя, для того чтобы сделать возможным всестороннее совершенствование человека,
необходимо найти подходящее правильное образование для каждой из личностей. Только при достижении гармонии между личностями, человек сможет выйти на высший уровень духовного развития.
Согласно мнению мыслителя, в человеке заключены огромные возможности, но он не может их использовать полностью. Откровенно говоря, современный человек есть всего-навсего часовой механизм сложной конструкции. Человек должен непременно глубоко задуматься о своем автоматизме, полностью оценить все последствия и результаты, которые он предполагает, для своей собственной дальнейшей жизни. Также в своей теории Гурджиев говорил, что память гармонически развитого человека, по сравнению с обычным, отличается высокой степенью совершенства.
Особого внимания в творчестве Гурджиева заслуживает проблема
«четвертого пути» и космичности. «Четвертый путь» - это учение, включающее в себя теорию и практику, которые должны способствовать развитию человека и давать возможность уйти от ограничений природы, входить в различные состояния сознания, открывающие новые горизонты понимания.
Первые шаги на пути к счастью и по гурджиеву:
- остановить инерцию, в потоке которой мы обычно движемся в никуда - вот первый и главный шаг на пути к счастью;
- счастье человека в том, чтобы понять: как он устроен, на каком топливе ему лучше работать; а так же: куда и зачем он едет;
- разрушить в себе склонность к внушаемости.
Для того чтобы быть счастливым, современному человеку категорически нельзя делать следующие вещи:
1) использовать магию для достижения низких целей;
2) смеяться и отворачиваться от житейского опыта;
3) играть со своим и чужим душевным настроем в угоду материальному миру [2; 64].
Учение о космичности человека - важная сторона антропологии гурджиева. В соответствии с ним, всё происходящее в человеке имеет мировое значение. Человек является органической составляющей частью Вселенной и должен рассматриваться в контексте всей совокупности жизни космоса. Как космическое существо, человек един со всей Вселенной, хотя в реальности он чаще всего даже не представляет о других уровнях бытия и своих потенциальных возможностях. Вселенная по гурджиеву характеризуется обобщенной нераздельностью: всё связано, нет ничего отдельного. Человек в ней занимает особое место, но тоже представляется цельным существом, подверженным влиянию окружающего мира. Объяснение положения человека в космосе, пробуждение и гармонизация его способностей - главная задача, которая была поставлена гурджиевым.
Философия Г.И. Гурджиева предложила новые подходы и принципы к пониманию человека, которые актуальны до сих пор. Именно в этом, на наш взгляд, заключается весомый вклад мыслителя в постижение сущности человека.
Капец В.П., Глебова К. А.
Идеи «вечного возращения» и «Сверхчеловека» в философском наследии Ф.В. Ницше и Ф.М. Достоевского: компаративный анализ
Вопрос «Ницше и Достоевский» стал одной из главных тем западноевропейской мысли XX века. Имя Ф. Ницше неразрывно связано с именем Ф.М. Достоевского, так как через произведения Достоевского легче понять суть философии Ницше, и, наоборот, через призму ницшеанства легче оценить художественный замысел некоторых произведений Достоевского. Ведь в работах и того, и другого есть ряд общих мыслей: идея «вечного возращения», идея «сверхчеловека» [3].
Целью данной работы является компаративистический анализ идей «вечного возращения» и «сверхчеловека» в философском наследии Ницше и Достоевского. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) осмысление концепции «вечное возращение» Ф.В. Ницше и Ф.М. Достоевского;
2) рассмотрение идеи «сверхчеловека» Ф.В. Ницше и Ф.М. Достоевского.
Методологической основой
данного исследования является
компаративистский подход как интерпретационный способ сопоставления различных основ человеческого бытия.
Концепции «вечного возвращения» и «сверхчеловека», которые мы находим у Достоевского и Ницше, отмечены противоположными знаками: отрицательным у Достоевского и положительным у Ницше. Но обе идеи, тем не менее, тесно связаны друг с другом [3].
Рассмотрим первую мысль о «вечном возращении», которая находит свое отражение в разговоре черта с Иваном Карамазовым («Кошмар Ивана Фёдоровича»): «Да ведь теперешняя земля, может, сама-то биллион раз повторялась <...> ведь это развитие, может, уже бесконечно раз повторяется, и все в одном и том же виде, до черточки» [3]. Непосредственно в контексте разговора эти фразы означают подмену вечности неограниченной длительностью, как для Ивана, так и для черта.
В своем произведении «Достоевский и Ницше. Учение о вечном возвращении» Д.И. Чижевский считает, что данная мысль навеяна Достоевскому статьями «Эпохи» и «Времени» Н.Н. Страхова [3]. Вывод из данных работ получается следующий: история повторяется бесконечно часто за определенно бесконечное время, а сама идея «вечного возвращения», по Н.Н. Страхову, не нова, так как она присутствовала в работах стоиков, например, у Немезия.
Для Ницше «вечное возвращение» оправдывает человеческое существование вообще, так как он полагает, что ни время, ни этот мир никогда не имели начала, и не будут иметь конца, они, как и природа, бесконечны. Что же касается Достоевского, то эта идея была для него неприемлема. Он считал, что она обессмысливает мир и индивидуальное человеческое существование, ведь данная концепция предполагает отказ от христианского
мировоззрения, т.е. «вечное возвращение» заменяет мысль о бессмертии, или христианскую идею воскресения [3].
Вторая мысль Достоевского, предвосхищающая идеи Ницше, -«сверхчеловек». Данная тема присутствует в произведениях «Преступление и наказание», «Подросток» и в романе «Братья Карамазовы» в связи с идеей бессмертия.
В «Братьях Карамазовых» вечность отменяется представлением о бесконечном развитии, ведущем за пределы человеческого рода. Люди - это «недоделанные, пробные существа, созданные в насмешку», говорит Иван в разговоре с Алёшей. Намеки на идею «высшего человека», который должен сменить «недоделанного, пробного человека», наблюдаются в произведении повсюду. Именно этому «высшему человеку» все позволено. «Высший человек» делает ненужным и бессмысленным не только бессмертие, но и земное существование «пробного», «недоделанного» человека. И в этом комплексе идей существует ряд предвосхищений, позже переосмысленных Ницше [3], в которых он полагал, что сверхчеловек рождается, чтобы создать новую человеческую общность, в которой люди становятся «сеятелями будущего».
В данном контексте хотелось бы отметить одну связующую нить между Достоевским и Ницше: оба мыслителя задумываются относительно сущности социального взаимодействия между людьми. И За-ратустра, и Раскольников не видят смысла взаимодействовать с ближним, оба отрицают христианский образец любви к своему собрату, оба любят только будущее - то, что еще не воплотилось.
Таким образом, результаты проведенного нами анализа позволяют сделать вывод о том, что идея и «вечного возращения», и «сверхчеловека» в философском наследии Ф.В. Ницше и Ф.М. Достоевского носят схожий характер.
И хотя, как уже говорилось выше, данные концепции отмечены противоположными знаками, они все равно тесно взаимосвязаны друг с другом, а Ницше и Достоевского
сближали не идеалы, а то, что они оба с чрезвычайным вниманием относились к одним и тем же онтологическим проблемам человека.
Шадже А.Ю., Нехай А.Х.
Виды спора: теория и практика (С.И. Поварнин)
В жизни можно вспомнить множество примеров, когда люди спорят, даже не зная предмета спора; зачастую в спор вступают с целью выговориться, не обращая внимания на собеседника. Многие участники спора используют недозволенные приемы; не знают, как перейти в споре с «ты» и «я» на «мы». Между тем, на уровне «мы» можно договориться, возможно и взаимопонимание.
Искусство спора зародилось ещё в древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, даже великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре.
К счастью, нам сегодня не приходится устанавливать законы Вселенной. Но споры повседневно возникают и в XXI веке. Дискуссий невозможно избежать, т.к. каждый человек на всё имеет свою точку зрения, иногда кардинально противоположную взглядам других людей. А свои убеждения надо отстаивать.
Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина».
Таким образом, исследование вопросов спора и по сей день не утратили своей актуальности. «Спор» является ярким образцом практической логики, освоение приемов которой совершенно необходимо для выработки культуры
дискуссий, способности понимать собеседника.
Анализируя такие виды спора, как дискуссия (научная и деловая), полемика, прения и дебаты, аргументируется важность умения различать споры, которые зависят от целей, поставленных спорщиком, и от мотивов, по которым вступают в спор. В статье характеризуются наиболее важные типы спора по разным основаниям, которые предложил С.И. Поварнин (см.: Вопросы философии. 1990. № 3. С. 60-133). Это - спор из-за истинности мысли; спор для убеждения; сложный спор; спор для слушателей; спор из-за победы; спор ради спора; спор-игра, спор-упражнение и т.д. В статье обращается внимание, что в процессе спора часто руководствуются логическими приемами доказательства и опровержения.
Рассматривая сущность каждого вида спора, делаются следующие выводы.
Спор - это разногласие. Ведь спор предполагает противоположные мнения и активное отстаивание каждой из его сторон своей собственной позиции, несовместимой с позицией другой стороны. Если противоположности или столкновения мнений нет, то нет и самого спора, а есть какая-то иная форма аргументации.
Для победы в споре вовсе не обязательно придерживаться исключительно правильного мнения и иметь в запасе подтверждающие факты. На склонение оппонента в свою сторону могут повлиять такие факторы, как уверенный голос, четкая логика суждений,
применение всевозможных уловок и ловушек (с целью убеждения противника).
Важно сказать, что спор - это искусство. И этому искусству нужно учиться всю жизнь. Здесь необходимо знание правил логики.
Иногда в споре мы чувствуем, что «что-то здесь не то», а что именно, не знаем. В таких случаях используют знания логики, с помощью которых находят ошибки, а также убеждают других в том, что они рассуждают неправильно.
Шадже А.Ю., Чамоков А.М.
Парадокс: трудная или неразрешимая проблема?
Актуальность статьи заключается в том, что сегодня парадоксы являются «белыми пятнами», «черными дырами» в логике, и это проблема лежит в сознании многих современных логистов. Цель статьи - выяснить, являются ли парадоксы логической ошибкой или же неразрешимой проблемой логики. Главной задачей исследования является анализ нескольких парадоксов, таких как парадокс «лжеца», «парикмахера», «Ахиллеса и черепахи».
Отмечая разные подходы к определению природы и способов преодоления парадоксов, аргументируется, что парадокс - знание, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
Современная формальная логика различает парадоксы логические и семантические. Характеризуя логические парадоксы, отмечается, что они содержат понятия, которые принадлежат исключительно математике и логике; семантические парадоксы основаны не только на логике, но и на конкретной интерпретации понятий.
Популярно излагая парадокс теории множеств (1902 г.), британский философ, логик, математик, социолог, публицист, общественный деятель Бертран Рассел придает ему вид «парадокса парикмахера».
Представим себе, что совет одной деревни постановил следующее: единственный в деревне парикмахер бреет только и только
тех мужчин деревни, которые не бреются сами. Все жители деревни делятся на две группы: 1) жители, которые сами себя бреют; 2) жители, которые сами себя не бреют. Те, кто сам бреется, к парикмахеру не ходят, он их не бреет. Бреет ли парикмахер деревни самого себя? Физически может, а вот логически?
Получается, что деревенский парикмахер как бреет, так и не бреет самого себя. Версии «мэр города», «парадокс парикмахера», «парадокс составления библиографии» иногда называют псевдопарадоксами, потому что странных ситуаций, описанных в них, можно избежать устранением законов, из-за которых возникают парадоксы.
Для преодоления чисто логических парадоксов Б. Рассел предложил теорию типов. Все предметы и свойства разделяются на типы, расположенные в определенной последовательности. Одно из правил, вытекающее из этой теории, запрещает какое-либо свойство предмета, которое относится к предметам другого типа, обращать к самому этому предмету.
В статье анализируются также семантические парадоксы, к которым относятся «парадокс лжеца», «парадокс Бери», «парадокс Грел-линга». Чтобы преодолеть семантические парадоксы, предлагается различать язык-объект (формализованный язык какой-либо математической теории) и метаязык (по отношению к нему повседневный язык).
Ученые также выделяют парадоксы-апории. Особый вклад
внесла элейская школа (южная Италия) под предводительством Зе-нона, который разработал несколько парадоксальных доказательств. В статье рассматриваются парадоксы «дихотомия» (с греч. «деление пополам»), «Ахиллес и черепаха».
В статье делается вывод, что рассмотренные способы преодоления
парадоксов носят искусственный характер, при этом удается скорее обойти противоречие, нежели его устранить. Это проблема достаточно трудна, и она носит философский смысл. В углублении понимания парадоксов, как и других противоречий познания, определяющая роль принадлежит логике.
Примечания:
1. Обзор рекламы пива в 2014 - начале 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tnsglobal.ru/press/news/345709/?sphrase_id=113057.
2. Гурджиев Г. Взгляд из реального мира // Вестник грядущего добра. СПб: Изд. Чернышева, 1993. 238 с.
3. Достоевский и Ницше. Учение о вечном возвращении [электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dostoevskiy-i-nitsshe-uchenie -o -vechnom-vozvraschenii.
References:
1. The review of advertising of beer in 2014 - the beginning of 2015 [An electronic resource]. - Access mode: http://www.tnsglobal.ru/press/news/345709/? sphrase_id=113057
2. Gurdzhiyev G. A look from the actual world // Messenger of the future good. SPb.: Chernyshev Publishing House, 1993. 238 pp.
3. Dostoevsky and Nietzsche. The doctrine about eternal return [an electronic resource]. Access mode: http://cyberleninka.ru/article/n/dostoevskiy-i-nitsshe-uche-nie-o-vechnom-vozvraschenii