ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ В ХОРАСАНЕ В I ПОЛОВИНЕ
XV ВЕКА 1 2
Кобилова А.А. , Жураева М.А. Email: [email protected]
1Кобилова Азиза Ахроровна - преподаватель узбекского языка и литературы, Академический лицей при Бухарском инженерном институте, г. Бухара; 2Жураева Мухаббат Амоновна - учитель,
школа № 11, Вабкентский район, Бухарская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье освещена в форме краткого обзора литературная жизнь в Хорасане в I половине XV века, ознаменованная появлением целой плеяды талантливых поэтов, выдающихся деятелей литературы и искусства. Первая половина XV века - эпоха исторического развития новой и плодотворной культуры, искусства и литературы народов Средней Азии, в особенности узбекского народа. Особо отмечены заслуги перед узбекской литературой великого Алишера Навои, проанализировавшего в своей книге-антологии «Мажолисун-нафоис» творчество поэтов названного периода.
Ключевые слова: литературоведение, произведение, литературное наследие, тюркская поэзия, фарси, творчество, поэтические жанры, узбекский литературный язык.
OVERVIEW OF LITERARY LIFE IN KHORASAN IN THE FIRST HALF OF THE XV CENTURY Kobilova A.A.1, Jurayeva M.A.2
1Kobilova Aziza Ahrorovna - Teacher of the Uzbek Language and Literature, ACADEMIC LYCEUM AT THE BUKHARA ENGINEERING INSTITUTE, BUKHARA; 2Jurayeva Muhabbat Amonovna - Teacher,
SCHOOL № 11, VABKENT DISTRICT, BUKHARA REGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article highlights in the form of a brief review the literary life in Khorasan in the 1st half of the 15th century, marked by the appearance of a whole galaxy of talented poets. prominent figures of literature and art The first half of the 15th century was the era of the historical development of a new and fruitful culture, art and literature of the peoples of Central Asia, and especially the Uzbek people. Merits to the Uzbek literature of the great Alisher Navoi, who analyzed in his anthology book "Majolisun-nafois", the work of poets of the named period, are especially noted.
Keywords: literary criticism, work, literary heritage, Turkic poetry, Farsi, creativity, poetic genres, Uzbek literary language.
УДК 801.82
В первой половине XV века в Моварауннахре и Хорасане обострилась политическая борьба, возникли противоречия между ханствами и их правителями, общественная жизнь была нестабильной. Несмотря на это, Самарканд в Моварауннахре и Герат в Хорасане оставались основными центрами культуры, искусства, литературы и науки. То же самое можно сказать и о городах Хорезме, Бухаре, Мешхеде, Балхе, где в этот период жили и творили многие поэты, деятели искусств. Уже в те далёкие годы отдельные образцы поэтического творчества были «изданы» (то есть получили распространение в рукописях), появились диваны (сборники стихов одного поэта). Алишер Навои дал объективную оценку состоянию и развитию тюркской поэзии. В
своей произведении «Мухокаматул-лугатайн» он отмечает развитие поэзии на языке фарси и на тюркском языке, приветствует появление поэта Шохруха Султона (воспитанник сохибкирана Темура), писавшего на тюркском языке. В его антологии «Мажолисун -нафоис» упоминаются поэты Сакоккий, Хайдар Хорезми, Атои, Мукими, Якини, Амири и Гадои. Благодаря антологии Навои мы узнали о целой плеяде фарсиязычных и тюркоязычных поэтов, развитии поэзии в Мовароуннахре и Хорасане, выдающихся деятелях литературы и искусства.
Первая половина XV века - эпоха исторического развития новой и плодотворной культуры, искусства и литературы народов Средней Азии, а особенности узбекского народа. В этот период были достигнуты большие успехи в науке, зодчестве, изобразительном искусстве, музыке, литературе и других сферах искусства; великие ученые, живописцы и поэты народов Средней Азии внесли огромный вклад в сокровищницу мирового искусства. Как и в предшествующие десятилетия, культура, искусство и литература развивались в условиях ожесточенной борьбы, резких противоречий, раздираемых феодальное общество. И тем не менее в середине XV века в Хорасане появилась новая узбекская литературная школа. Но до сего времени неизвестны имена многих поэтов, живших и писавших свои произведения в то время в Мовароуннахре. Навои в своем сборнике «Мажолисун-нафоис» представил сведения в основном о поэтах Хорасана. Шах Самарканди также посвятил свой сборник поэтом прошлых веков. В 1993 году доктор филологических наук Эргаш Умаров, будучи в служебной командировке, в США, снял фотокопию с рукописи произведения ученого-литературоведа Шайха Ахмада ибн Худойдода Тарози, жившего в середине XV века и написавшего в 1436-1437 годах на узбекском языке книгу «Фунунулболага». Рукопись дала возможность изучить литературную жизнь эпохи Мовароуннахра и её особенности. Шайх Ахмад Тарози в своей книге осветил научные вопросы, касающиеся поэтической теории и заодно привел примеры из нескольких стихотворений персидских и узбекских поэтов, имена которых были нам до сего времени неизвестны. Среди них поэты, писавшие на фарси (кроме известных нам классиков) Имом Зиёвуддин Форси, Жалол Самарканди, Мавлоно Сайфиддин, Хаёли, Умид Камоли, Хожа Хасан Мухаммад, Мухаммад Ганжави, Шайх Носир, Азми Мухаммад Гунбади, Мужириддин Бойлакони, Шайдо, Урбони, Гулшани, с творчеством которых мы встречаемся впервые, и этот фактор выдвигает новые проблемы перед изучающими историю литературы. В названном выше произведении упомянуты и известные узбекские поэты: Лутфи, Хайдар Хорезми, Атои, Саккоки, автор «Латофатнома» Хужанди. Сохибкиран Темур и его потомки были людьми, близкими к науке и искусству. По сведению из книги «Мажолисун-нафоис» А.Навои, в Хорасане наиболее известными были поэты Мавлоно Лутфи, Мавлоно Атои, Мавлоно Амири, Мавлоно Якини, Мавлоно Гадои, Мавлоно Мукуми, Мавлоно Латифи, Хайдар Хорезми, Дурбек, Саид Хасан Ардашер, Ахмади, создавшие свои прекрасные стихи и поэмы на узбекском языке. Одним словом, этот период был периодом развития и расцвета тюркской, узбекской литературы. Лутфи, Атои, Гадои - величественные образцы той эпохи, на примере которых художественная литература достигла наивысшего расцвета. В это время были созданы новые поэмы, сказания, сказки, легенды, притчи, песни, пословицы и произведения других жанров. В них нашли отражение мечты о спокойной и благополучной жизни, идеи противостояния против социальной несправедливости, борьбы с невежественными правителями, с падением нравов, разоблачения клеветников. Можно сказать, узбекская литература развивалась под влиянием литературы философского-аллегорического направления. Представители узбекской письменной литературы использовали темы, идеи и мотивы устного народного творчества, фольклорные сюжеты и образы, художественный стиль, богатство языка и поэтические формы. Поэты перенимали народный опыт и в своих произведениях оттачивали и шлифовали народные пословицы и выражения. Тем самым великие представители письменной
литературы приблизились к народному творчеству и жизни народа и содействовали развитию общества. Это сближение особенно полно проявляется в творчестве Лутфи, Атои, Гадои и выдающегося мыслителя и деятеля Алишера Навои. Среди великих творений того времени следует отметить также «Латофатнома» Хужанди, «Дахнома» Юсуфа Амири, «Таашукнома» Саида Ахмада, «Хакикатнома» и «Содокатнома» Саида Косими, «Гулшан-ул-асрор» Хайдара Хорезми, «Чогир ва бонг» Юсуфа Амири, «Ук ва Ёй» Якини и другие. Можно назвать ещё целый ряд деятелей узбекской литературы, которые способствовали развитию не только литературы, но и узбекского литературного языка. В этот период наблюдалось активное развитие поэтических жанров: газели, рубаи, китъа (короткое стихотворение), касида (ода), нома (сказание), мунозара (беседа-диалог), достон (поэма). Важное место в истории узбекской литературы занимает произведение Лутфи «Маликул-калом». Лутфи прославился как великий поэт, создавший произведения на узбекском языке и фарси. Его лирика отличается высокой художественностью и богатством языка. Жизнь Лутфи проходила в кругу учёных, поэтов, деятелей культуры того времени. Он обладал большими знаниями, острой наблюдательностью, природной одарённостью и пользовался авторитетом. Алишер Навои в своей книге особо подчеркивал, что Лутфи создал удивительные стихи на узбекском и фарси-таджикском языках и что его талант заслуживает высокого признания. Чари, зарубежный исследователь подчеркивал, что в конце XIV и первой половины XV века чигатайская литература получила новый виток развития, на мировую арену вышли новые имена. В их числе: Саккоки, Лутфи, Атои, Юсуф Амири, Хорезми, Ахмад Мирзо, Гадои, Якини и другие. Среди них особо выделялись произведения Лутфи, Атои, Саккоки. Они задолго до Навои писали свои произведения на родном языке и тем самым внесли значительный вклад в развитие языка и литературы и поэтому являются известными личностями. Наиболее заметной фигурой и зрелым творцом был Мавлоно Лутфи. На примере его творчества можно отчетливо видеть все положительные черты литературы того времени. Его поэзия настолько совершенна, что его талант можно сравнить с гениальностью Навои. До сего времени слава Лутфи не померла. Сборник стихов Лутфи - это книга любви. Все его стихи, в каком бы жанре они ни были написаны, выражают страсть, рассказывают о преданности, призывают к верности. Ещё один могучий талант XV века - Мавлоно Атои. Первым об Атои поведал Алишер Навои. В своей книге «Мажолисун-нафоис», во втором сборнике Навои писал: «Мавлоно Атои... сын Исмоила-ота. Отшельник, с благообразным поведением, был тюрко-язычным и снискал себе авторитет среди современников. Его стихи отличаются простотой» [1]. Читая стихотворения Атои, мы убеждаемся, насколько был прав Навои в своей оценке. Среди тюркских поэтов можно отметить Гадои, создавшего произведения на узбекском языке и внесшего большой вклад в развитие узбекской культуры. Язык и стиль поэзии Гадои очень энергичный и звонкий. Он не увлекался ажурными, искусственными фразами, словами, непонятными для слушателей. В большинстве его стихов каждое слово яркое, звучное, мелодичное. Навои сказал о стихах Гадои, что его творчество пополнило «копилку славы» своего времени. Поэзия Гадои нашла отражение в разных видах лирики. Но основную часть поэтического наследия Гадои составляют газели. В XV веке центр развития тюркской поэзии был в Самарканде и Герате. В этот период в Герате процветали талантливые поэты и музыканты Сохиб Балхи, Мавлоно Жунуни и Мавлоно Ориф. Сохиб Балхи прославился как поэт и музыкант, Мавлоно Жунуни - своими сатирическими произведениями. Автор бесед «Гуй ва чавгон» Орифи Хирот был известен среди населения как поэт, пишущий касыды (оды). Современники называли его «Салмони Соний».
В XV веке узбекская классическая литература достигла своей вершины. В этот период было создано много уникальных произведений, которые заняли достойное место среди выдающихся произведений мировой литературы. И сегодня
произведения, написанные более полувека назад, любимы народом, газели того времени исполняются нашими хафизами (певцами) как прекрасные песни.
Список литературы /References
1. Навои Алишер. Сочинения, Том XII. Шейхзода Атои Девони. Ташкент. Академия наук Республики Узбекистан. Изд. «Фан», 2008.
IMPLEMENTATION OF VOCABULARY GAMES IN TEACHING
PHRASAL VERBS Kodirova Z.Z. Email: [email protected]
Kodirova Zamira Zakirovna - Teacher, DEPARTMENT OF INTENSIVE TEACHING OF SECOND LANGUAGE, UZBEK STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the study focused on the analysis and teaching of phrasal verbs to English learners with the help of teaching strategies and determined its goal - to improve the learners vocabulary learning skills who have difficulties while educating phrasal verbs in other words to find equivalents in both languages for example Uzbek and English. Everyone knows that games are fun, but some people think that they are only fun. In fact, using games is an enjoyable way of achieving many educational objectives. They can be used to reinforce newly acquired information after it has been taught; they can be used to review the material even if it has been taught days, weeks, or even years ago.
Keywords: reinforce, phrasal verbs, inhibition, strategy, non-native speaker, activity, rectification.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ФРАЗАЛЬНЫМ ГЛАГОЛАМ Кодирова З.З.
Кодирова Замира Закировна - преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет иностранных языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена анализу и обучению фразовым глаголам изучающим английский язык с помощью стратегий обучения и определила его цель - улучшить навыки изучения словарного запаса учащихся, испытывающих трудности при изучении фразовых глаголов, другими словами, например, найти эквиваленты в обоих языках узбекском и английском. Все знают, что игры веселые, но некоторые думают, что они веселые. На самом деле, использование игр является приятным способом достижения многих образовательных целей. Они могут использоваться, чтобы укрепить вновь полученную информацию после того, как она была изучена; они могут быть использованы для просмотра материала, даже если его учили дни, недели или даже годы назад.
Ключевые слова: подкрепление, фразовые глаголы, торможение, стратегия, не носитель языка, активность, ректификация.
UDC 81-139