Научная статья на тему 'Обзор конкурса на концепцию развития Московской агломерации'

Обзор конкурса на концепцию развития Московской агломерации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
154
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / URBAN PLANNING / НОВАЯ МОСКВА / NEW MOSCOW / МОСКВА / MOSCOW / ПЕРСПЕКТИВА / PERSPECTIVE / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Степанов Даниил Иванович

В представленной статье рассказано о возможных стратегиях развития Московской агломерации и присоединённых в 2012 году территорий, представленных международными командами на конкурсе. В статье раскрывается и сравнивается многообразие идей, представленных командами-конкурсантами, в том числе варианты реорганизации территорий Москвы внутри МКАД, развития «Новой Москвы», Московской области и об их взаимосвязи между собой и с соседними регионами. Статья содержит множество проектных решений, которые могут помочь студентам в дисциплинах, связанных с градостроительным проектированием и благоустройством территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор конкурса на концепцию развития Московской агломерации»

АРХИТЕКТУРА

ОБЗОР КОНКУРСА НА КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ

АГЛОМЕРАЦИИ Степанов Д.И. Email: [email protected]

Степанов Даниил Иванович — студент, факультет городского кадастра, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Аннотация: в представленной статье рассказано о возможных стратегиях развития Московской агломерации и присоединённых в 2012 году территорий, представленных международными командами на конкурсе.

В статье раскрывается и сравнивается многообразие идей, представленных командами-конкурсантами, в том числе варианты реорганизации территорий Москвы внутри МКАД, развития «Новой Москвы», Московской области и об их взаимосвязи между собой и с соседними регионами.

Статья содержит множество проектных решений, которые могут помочь студентам в дисциплинах, связанных с градостроительным проектированием и благоустройством территории. Ключевые слова: агломерация, градостроительство, Новая Москва, Москва, перспектива, стратегия.

REVIEW OF THE COMPETITION FOR THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE MOSCOW AGGLOMERATION

Stepanov D.I.

Stepanov Daniil Ivanivich — Student, FACULTY CITY CADASTRE, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION STATE UNIVERSITY OF LAND USE PLANNING, MOSCOW

Abstract: in the presented article, it is told about possible strategies of development of the Moscow agglomeration and the territories annexed in 2012, represented by international teams in the contest. The article reveals and compares the diversity of ideas presented by the contest teams, including options for reorganizing Moscow's territories within the Moscow Ring Road, the development of the "New Moscow» and the Moscow Region, and their interrelationships with each other and with neighboring regions.

The article contains a number of design solutions that can help students in disciplines related to urban planning and landscaping.

Keywords: agglomeration, urban planning, New Moscow, Moscow, perspective, strategy.

УДК 352(571.53)

В 2012 году в Москве был проведен конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации.

Необходимость проведения конкурса обосновывалась рядом причин. Отсутствием единого взаимоувязанного проекта развития города Москвы и Московской области, расширением территории города в юго-западном направлении, выносом государственных органов и созданием инфраструктуры международного финансового центра на присоединяемых территориях, необходимостью повышения конкурентных качеств Москвы как глобального мирового города, повышением качества городской среды и условий проживания в городе Москва [7].

Экспертной группой были выделены работы 9 авторских коллективов, которым было предоставлено право разработки концепции развития Московской агломерации.

Команда Остоженка наиболее последовательный разработчик подхода, который заключает в себе стратегию компактного роста центральной зоны Москвы и размещение федерального центра в этой зоне [1, 5]. Со своей концепцией, Москва - страна 100 городов, команда работает как с важным историко-культурным фоном, на котором ведется системная градостроительная планировка [1]. Всего земельных резервов для реорганизации в районе третьего транспортного

кольца, центре и вдоль Москвы-реки команда насчитала 21000 га [2]. Территорию «новой» Москвы команда предлагает разделить на три основных планировочных пояса: зона «стабилизации», зона «развития» и «защитный пояс» исключительно для природоохранной и рекреационной деятельности [3, 4].

Следующая группа - Antoine Grumbach (Франция). Авторский коллектив обратил внимание на значимость геополитических связей для глобальных городов. Москва удалена от полицентрической Европы: Парижа, Лондона, но может формировать устойчивые связи по оси Санкт-Петербург - Москва - Сочи [1, 5]. В «старой» Москве панируется развитие территорий, примыкающих к Москве-реке [2]. Новые градостроительные центры планируются вдоль Калужского шоссе: федеральный, или иной деловой - в Коммунарке, инновационный - в Троицке, в Чириково - центр логистики, а в Рыжково - город-курорт. Для их соединения предлагается создание высокоскоростной ветки метро от площади трёх вокзалов через станцию метро «Университет», Коммунарку, Троицк, далее до д. Рыжково, и создание скоростной железной дороги, соединяющей аэропорты Внуково, Шереметьево, Остафьево и Домодедово [3, 4]. Один из лейтмотивов проекта - «Лес в городе/город в лесу», подразумевает, что расстояние от собственного дома до зеленой зоны будет не более километра [4].

Команда Чернихова также развивает некоторые аспекты первой стратегии. В частности, команда планирует размещение федеральных и парламентских центров на территории «Большого сити» и АМО «ЗиЛ», либо правительственный кластер может быть сформирован в районе Коммунарки [1, 2, 5]. В «новой» Москве авторы планируют размещение правительственного кластера, аэросити на базе аэропорта Внуково, IT-кластер в городе Троицк, технопарк в районе аэропорта Остафьево, а также медицинский, спортивный и военно-образовательный кластеры [3, 4].

Авторский коллектив ЦНИИП Градостроительства развивает стратегию формирования нового компактного города на территории «новой» Москвы. Так, на этой территории планируется создание 5 поясов, из которых 1 и 5 пояс отнесены к рекреационной зоне, 2 для высокоплотной смешанной застройки, 3 для редко и среднеплотной застройки, 4 пояс -логистический [1, 5]. Что касается «старой» Москвы, планируется её децентрализация и функции центральной зоны раскидать в пределах МКАД и возложить на Москву-реку [2]. Для ликвидации трудовой миграции в Москву предлагается создание «контрмагнитов» в таких городах как: Калуга, Тула, Владимир, Рязань, Тверь, Ярославль, в которых будут созданы новые места приложения рабочей силы и комфортные условия проживания [3, 4].

Пятая команда - Сеччи-Вигано - придерживается стратегии создания центра в районе юго-запада МКАД [5]. Авторы предлагают две композиционные оси развития. Первая, Кремль - МГУ -«новая» Москва, свяжет прошлое и будущее Москвы. Она сделает Солнцево и периферийные юго-западные районы центральными с соответствующей пространственной организацией прилегающей застройки. Вторая ось пройдет вдоль Симферопольского и Варшавского шоссе. В результате агломерация получает «квадрат Сеччи-Вигано», встроенный в Москву. Это обеспечивает непрерывность центральной функции. Квадрат представляет сетку общим размером в 175 кв. км, включая существующий город и открытое пространство в центре [1, 2 ,3, 4].

Чтобы устранить несбалансированное развитие Москвы и области, голландский коллектив OMA предлагает создать единый субъект федерации. Предлагается расширять агломерацию во всех направлениях, чтобы не перегружать юго-запад застройкой [1]. Авторы придерживаются стратегии смещения центральных функций за границу Москвы. В частности, они предлагают идеальную 4-х ядерную полицентрическую модель, центром которой является «Старая Москва». «Ядра» этой модели представляют собой авиахабы, то есть в центре каждой композиционной агломерационной единицы будут являться аэропорты: Чкаловский, Шереметьево, Домодедово и Внуково. Вокруг аэропорта Внуково предлагается зона свободного посещения для иностранцев [2,3,4,5].

Французская команда L'AUC предложила создать линейный город в зоне расширения столицы. Центрами развития должны стать аэрополисы вокруг аэропортов Внуково и Домодедово, которые предложено соединить линией скоростного транспорта, присоединяющей к системе Подольск и Троицк. Это обеспечит связь между перифериями без проезда через «старую» Москву [1]. Планируется образование новых кластеров: финансовый центр рядом с Домодедово, «Moscollywood» рядом с Константиново, административный центр рядом с Яковлево, научно-исследовательский и университетский кластеры в Троицке, правительственный вблизи от Кнутово и Пушкино [2, 4].

Команда UDA предлагает элементы стратегии формирования нового компактного города и стратегии сетевого расселения [5]. Авторский коллектив выделяет три пояса развития: в

«старой» Москве пояс регенерации, в Новой Москве пояс развития и пояс консервации [2]. UDA предлагает размещение групповой системы кластеров: правительственного, университетского, инноваций и логистики, соединенных пешеходными улицами. Центром данной системы планируется правительственный кластер, размещенный в районе Коммунарки. Кроме того, здесь запланирована крупная подземная железнодорожная станция, соединенная с ветками метро. Авторы предлагают создание высокоскоростной железнодорожной сети между «старой» Москвой, аэропортами и «новой» Москвой [1, 2]. В «старой» Москве, планируется развитие территорий вдоль железных дорог, реорганизация пространства вдоль Москвы-реки и обустройство дворов в зонах жилой застройки [3, 4].

Испанский авторский коллектив RICARDO BOFILL представил концепцию города-луча с полифункциональным кластером в Новомосковском округе, инновационным в Троицке и правительственным в Коммунарке. Эти три «магнита развития» предлагается объединить протяженным криволинейным парком, идущим вплоть до национального парка «Лосиный остров» [1, 5]. В качестве основы транспортной системы «Большой Москвы» назван BRT (BusRapidTransport) - сеть скоростных автобусов, двигающихся по выделенным линиям, что дешевле строительства метро в 60 раз. Вокруг МКАД предложено оставить зелёный пояс. В «старой» Москве предлагает провести реорганизацию территории промзон, площадь которых оценена в 14 тыс. га, и увеличить протяженность улично-дорожной сети [2, 3, 4].

По итогам конкурса проектные решения команд будут использоваться, как банк идей. Однако решения команд Antoine Grumbach и UDA были признаны лучшими [6].

Что касается взгляда автора статьи, то ему больше импонирует идея команды OMA, в частности, её модель с 4 аэрохабами и безвизовым режимом вокруг аэропорта Внуково. Автор считает, что тенденция к этому наблюдается и сейчас. Необходимо подхватить её развитием радиальной системы транспорта, в том числе и высокоскоростного. Также, в этой концепции воплощалась бы идея создания высокоскоростной ветки метро от площади трёх вокзалов до Чириково с центром логистики.

Список литературы / References

1. Первый семинар конкурса на концепцию развития Московской агломерации. [Электронный ресурс]. Комитет по архитектуре и строительству города Москвы, 2012. Режим доступа: https://mka.mos.ru/project/kontseptsiya/pervyy-seminar.php/ (дата обращения: 25.03.2017).

2. Третий семинар конкурса на концепцию развития Московской агломерации. [Электронный ресурс]. Комитет по архитектуре и строительству города Москвы, 2012. Режим доступа: https://mka.mos.ru/project/kontseptsiya/itogi-tretego.php/ (дата обращения: 25.03.2017).

3. Пятый семинар конкурса на концепцию развития Московской агломерации. [Электронный ресурс]. Комитет по архитектуре и строительству города Москвы, 2012, Режим доступа: https://mka.mos.ru/project/kontseptsiya/itogi-pyatogo.php/ (дата обращения: 25.03.2017).

4. Протокол второго семинара конкурса на концепцию развития Московской агломерации. [Электронный ресурс]. Комитет по архитектуре и строительству города Москвы, 2012. Режим доступа: https://mka.mos.ru/downloads/2012050301.pdf/ (дата обращения: 25.03.2017).

5. Протокол четвёртого семинара конкурса на концепцию развития Московской агломерации. [Электронный ресурс]. Комитет по архитектуре и строительству города Москвы, 2012. Режим доступа: https://mka.mos.ru/downloads/201206270201.pdf/ (дата обращения: 25.03.2017).

6. Международное жюри подвело итоги. [Электронный ресурс]. Комитет по архитектуре и строительству города Москвы, 2012. Режим доступа: https://mka.mos.ru/project/kontseptsiya/zhyuri/ (дата обращения 25.03.2017).

7. Виртуальная выставка проектов. [Электронный ресурс]. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, 2012. Режим доступа: https://stroi.mos.ru/new-moscow/o-konkurse/virtualnaya-vystavka-proektov/ (дата обращения: 15.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.