Научная статья на тему 'Обзор конференции "vom letzten in vorletzten. Zentralethemen reformatorischen theologiebei Dietrich Bonhoeffer. О "последнем" в "предпоследнем". Центральные темы реформаторского богословияу Дитриха Бонхеффера"(Берлин, 7-10 сентября 2017 года)'

Обзор конференции "vom letzten in vorletzten. Zentralethemen reformatorischen theologiebei Dietrich Bonhoeffer. О "последнем" в "предпоследнем". Центральные темы реформаторского богословияу Дитриха Бонхеффера"(Берлин, 7-10 сентября 2017 года) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор конференции "vom letzten in vorletzten. Zentralethemen reformatorischen theologiebei Dietrich Bonhoeffer. О "последнем" в "предпоследнем". Центральные темы реформаторского богословияу Дитриха Бонхеффера"(Берлин, 7-10 сентября 2017 года)»

Обзор конференции «Vom Letzten in Vorletzten. Zentrale Themen Reformatorischen Theologie bei Dietrich Bonhoeffer. О "последнем" в "предпоследнем". Центральные темы реформаторского богословия у Дитриха Бонхеффера»

(Берлин, 7-10 сентября 2017 года)

Немецкоязычная секция Международного общества Дитриха Бонхеффера совместно с Евангелической Академией Берлина провели 7-10 сентября 2017 г. конференцию «О "последнем" в "предпоследнем". Центральные темы реформаторского богословия у Дитриха Бонхеффера».

2017 год проходит под знаком Реформации. В свете того, что наряду с Карлом Бартом Мартин Лютер относится к числу богословов, оказавших существенное влияние на становление богословской мысли Бонхеффера, участники конференции задались вопросом, какие из основных богословских идей Лютера были восприняты Бонхеффером и как он их развивал.

Особое внимание было уделено актуальности достижений реформаторского богословия в современном мире. Не случайно в одном из своих писем из тегельской тюрьмы Бонхеффер (вслед за Киркегардом) написал: «Сегодня Лютер сказал бы противоположное тому, что он говорил тогда».

В рамках конференции было представлено пять докладов.

Профессор систематического богословия, доктор Пьер Бю-лер из Цюрихского университета осветил тему «Радикализация Бонхеффером реформаторского понятия "solus Christus". Шансы и риски тогда и сегодня». Докладчик рассмотрел понятия "solus Christus" и "Христос в центре", подчеркнув, что понятие «в центре» заменяет в наследии Бонхеффера понятие "solus". Кроме того, профессор отметил, что «христологическая близость» Лютера и Бонхеффера имеет твердое богословское обоснование — непринятие «дешевой благодати». Бонхеффер, по мнению доктора

180

ОБЗОРЫ, АННОТАЦИИ, РЕЦЕНЗИИ

Бюлера, видел в Лютере богослова, жившего и действовавшего в мире, а не бежавшего из него. К тому же Бонхеффер призывал каждого современного христианина.

Профессор систематического богословия доктор Вилфрид Хэрле (Гейдельберг) выступил с сообщением на тему «Насколько дешево полученное даром? О цене благодати у Бонхеффера и Лютера». В своем докладе он предложил обзор тех моментов в истории церкви, когда благодать «дешевела». Особо докладчик отметил время после обращения императора Константина, когда начала складываться симфония Церкви и государства. Благодать стала «повседневным атрибутом» каждого подданного империи, и лишь монашество, вытесненное на границу церковной жизни, хранило память о дорогой благодати. Однако с течением времени и монашество в своем уходе от мира стало забывать цену благодати. Потому возвращение Лютера из монастыря обратно в мир воспринимается Бонхеффером как победа дорогой благодати над дешевой.

Профессор Берлинского университета имени Гумбольдта доктор Торстен Майрайс в своем докладе «Богословие Бонхеффера в Берлине сегодня» связал становление и развитие богословской мысли Дитриха Бонхеффера с Берлином — городом, в котором Бонхеффер провел детство, юность, где он учился, был пастором, преподавал и где, в конце концов, был арестован и казнен. Доктор Майрайс выдели три этапа взаимоотношений Бонхеффера и Берлина: Берлин для Бонхеффера (до окончания учебы), Берлин и Бонхеффер (ученая и пасторская деятельность Бонхеффера) и Бонхеффер для Берлина (наследие Бонхеффера).

Епископ и доктор наук профессор Вольфганг Хубер в своем докладе «Верить послушно — молясь, творить дела праведности» рассмотрел известное выражение Дитриха Бонхеффера «только послушный верит, и только верующий послушен» с акцентом на слове «только», которое проводит четкую границу между верой и послушанием с одной стороны и их отсутствием — с другой.

В заключительном докладе один из основателей Международного общества Бонхеффера доктор Фердинанд Шлингензипен (Дюссельдорф), размышляя о категориях «последнего» и «предпоследнего» у Лютера и Бонхеффера, отметил, что у последнего различение этих понятий вызвано борьбой Исповедующей Церкви и движения сопротивления против Гитлера и его противного Богу режима. При этом, как отметил докладчик, если мы рассмотрим жизненный путь Мартина Лютера, то мы увидим, что в ключевые

обзор конференции • о «последнем» в «предпоследнем». центральные темы реформаторского богословия у дитрихА бонхеффера

моменты эти категории явственно проявлялись и в его жизни. Категория «последнего» воспринималась как великий Божий дар человеку, Божественная вечность в ее проявлениях (например, благодать или оправдание). Не в последнюю очередь потому, что основополагающее значение для него, равно как и для его оппонентов, имело Слово Божье. Сейчас же, когда во времена господствующей толерантности Слово не играет сколь-нибудь определяющей роли, лишь «предпоследнее» — земная жизнь человека, все предшествующее «последнему» — явственно видно.

Помимо признанных специалистов, на конференции также выступили молодые теологи, представившие свои дипломные проекты. Новые сферы в изучении жизни и трудов Бонхеффера открыли исследования докторантов Альмут Бретшнайдер-Фель-цман, Луизы Зельбах и Доминика Вайля. Работа Альмут Брет-шнайдер-Фельцман посвящена взаимоотношениям Союза евангельских церквей ГДР и Шведской церкви во время холодной войны, а также осмыслению роли наследия Дитриха Бонхеффе-ра в отношении указанных церквей. Луиза Зельбах исследовала, как друг и биограф Бонхеффера Эберхард Бетге интерпретировал тему еврейского вопроса в трудах теолога. Наибольшее обсуждение вызвал дипломный проект, представленный Домиником Вайлем, который рассмотрел предпосылки послушания на основе дипломной работы Дитриха Бонхеффера «Sanctorum communion».

Подготовила К. А. Цветкова, студент СФИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.