Научная статья на тему 'О конференции, приуроченной к 500-летию Реформации, прошедшей в теологическом институте церкви Ингрии'

О конференции, приуроченной к 500-летию Реформации, прошедшей в теологическом институте церкви Ингрии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О конференции, приуроченной к 500-летию Реформации, прошедшей в теологическом институте церкви Ингрии»

»

сл

о о

О КОНФЕРЕНЦИИ, ПРИУРОЧЕННОЙ °

К 500-ЛЕТИЮ РЕФОРМАЦИИ, ПРОШЕДШЕЙ к

В ТЕОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ЦЕРКВИ ИНГРИИ И

О и

31 октября 2017 г. в Теологическом институте Церкви е Ингрии состоялась теологическая конференция, посвящен- Ц ная 500-летию Реформации. Прозвучавшие доклады на доста- и точно разнообразные темы представляли собой размышления о Реформации и современном протестантизме консервативных § лютеран и представителей дружественных христианских конфессий. Именно об этом во вступительном слове сказал ректор института И. С. Лаптев, указав, что ключом к понимаю Реформации являются слова Лютера, сказанные им на Вормс- о ском рейхстаге 1521 г., «Совесть моя в плену Слова Божия».

Диакон ЕЛЦИ, студент Теологического института А. В. Рудой открыл конференцию провокационным докладом «Протестантизм: право на термин». Докладчик задался вопросом, насколько е

н

корректно применять этот термин к тем религиозным группам, различным и внешне, и догматически, в отношении которого Р он используется. Докладчик показал, что объединение проте- и стантов по так называемым «пяти принципам Реформации», р равно как и некоторым учением (как, например, о всеобщем S священстве) некорректно. Сама формулировка пяти Sola начала ц формироваться, как единая система, в XX в., а не была озвучена § как программное заявление Реформации. В то же время термин . некорректно применять исключительно к сообществу, возникшему в результате деятельности Лютера и его современников. Помимо этого, в протестантских церквях существует и большое количество разногласий догматического характера, насколько разнообразных, что это также не способствует объединению в единую категорию, а зачастую и прямо осуждено лютеранскими вероисповедными документами. Докладчиком считает, что единственно оправданный конфессионально путь: отказаться от термина «протестантизм», разделяя различные группы только по деноминациям.

К. ф. н. А. И. Иваненко в своем докладе «Чикагское заявление о Священном Писании как неомагометанство» обратился вопросам восприятия этого документа о безошибочности

га Священного Писания 1978 г. в современной России. Интерес

и к теме был вызван, как отметил докладчик, его обсуждением

^ на богословской комиссии Церкви Ингрии. Текст, как показал

О докладчик, грешит неточностями, что недопустимо для бого-

л словских документов такого уровня. Так, например, в тексте

ю

о декларации признается, с одной стороны, что в Библии могут ^ цитироваться чужие ошибки, но в то же время заявляется, что ^ она свободна от всякой лжи. Отличием Чикагского заявления 2 также является библейский фундаментализм: строго говоря, оно ^ признает боговдохновенными только автографы, сохраненные ч в доступных манускриптах. А. И. Иваненко отметил, что на рус-^ ской почве очевидна близость такой позиции «магометанству» (в связи с фактической сакрализацией текста оригинала). Хотя этот тезис докладчика был подвергнут определенной критики, доклад вызвал живой интерес, в частности, в ходе дискуссии был затронут вопрос относительно переводов Библии как таковых. Критерии истинности Писания основывается, как убедительно доказал докладчик, не на качестве источника, а на содержащихся в нем теологемах.

В докладе «Протестантизм в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Особенности конфессиональной динамики» к. ф. н. А. В. Гайдуков обрисовал современную религиозную ситуацию. В частности, докладчик отметил трудности, связанные с использованием столь широкого понятия как «протестантизм» и также отметил, что многочисленные мифы, существующие в сознании обывателей, часто затрудняют их развитие в регионе. Из 490 зарегистрированных религиозных организаций порядка 150 представляют собой протестанты различного толка (большая часть из общего числа это православные религиозные организации). Среди протестантов выделяется Церковь Ингрии, чья структура и богословские принципы зачастую разительно отличаются от остальных «протестантов». В целом в Ленинградской области в связи историческими особенностями эта церковь воспринимается как традиционная и представлена достаточно широко.

К. и. н. З. А. Лурье в докладе «Театр в восприятии Мартина Лютера» обрисовала отношение реформатора к различным

видам театра. Лютер, будучи человеком образованным,

цитировал Теренция, Плавта, Аристотеля, современные ему к

е. ° пьесы, при этом критиковал с богословской точки зрения

современные ему театральные и паратеатральные религи- и

озные практики. При этом, оказывается, Лютер не был лишь н

рефлексирующим теоретиком, но его труды и замечания ц

носили ярко выраженный характер практических рекомен- к

даций. Осознавая дидактическую цель театра, Лютер говорил я

о необходимости школьного театра и сам пользовался театра- и

лизованными элементами, к коим относилась, например, организованная им процессия по поводу сожжения папской буллы. Однако он вновь и вновь подчеркивал, насколько важна дидактическая цель: без назидания театр представляет собой лишь й забаву. В этом смысле отношение Лютера к театру было част- ^ ным моментом его отношения к изобразительному искусству в целом, цель которого — направлять человека к Богу и давать ему образцы для подражания.

В докладе «Лютеранская Реформация и православие:

показал, с одной стороны, близость исторического люте-

3

точки притяжения и точки отторжения» к.и.н. С. А. Исаев р

и

о

ранства и византийского православия, и, с другой стороны, р взаимодействие между российскими конфессиональными а традициями. В период Реформации лютеранство сходилось И с православием в следующих основных пунтках: непризнание .. верховенства папы, неприятие учения о чистилище, причащение под двумя видами, дозволение брака для низшего клира и использование национального языка в литургии. В то же время, два элемента, присущих православию, так и не были восприняты церквями Реформации: монашество и почитание мощей. Современное российское православие и лютеранство принципиально разделяют различные богословские основания учения: лютеранская церковь из отцов строит свое богословие на учении Августина и Фомы Аквинского, то учение православной церкви стоит на богословии Григория Паламы. Однако характерно, что в ХУШ-Х1Х вв. в православных духовных учебных заведениях образование велось на латинском языке и преподавалось по текстам лютеранской схоластики,

га в основном, по Давиду Голлацу. Именно это, считает докладчик,

и привело к расцвету православного богословия во второй поло-

^ вине XIX в. и появлению таких значимых имен, как В. В. Болотов

О и Н. Н. Глубоковский. С. А. Исаев в заключение отметил, что,

л несмотря на существующие точки отторжения, необходимо

ю

о стремиться искать общее со всеми христианскими конфессией ями, чтобы вместе бороться с вызовами современности. ^ К. и. н. П. В. Крылов выступил с докладом «Лютер и теология

2 освобождения», в котором рассмотрел влияние латиноамери-^ канского учения на национальную лютеранскую церковь. ч В целом, докладчик показал, что Лютер представителями ^ теологии освобождения зачастую упоминается совершенно в отрыве от реального контекста лютеранского учения. Например, в Аргентине в связи с кризисом и коррупцией в стране пассивная гражданская позиция была названа словами Лютера «действием против любви». Кроме того, Лютер цитируется и в том случае, когда речь заходит об экономической сфере деятельности, его словами оправдывается необходимость государственной регуляции цен и пр. Также ссылки на Лютера даются и в социальном контексте, причем речь идет об одной из центральных тем лютеранского учения, о богословии Креста. Она затрагивается в связи с тем, что, по мнению теологов освобождения, наносит удар по богословию успеха и превозносит страдающую личность, заботу о которой должна взять на себя Церковь. Наконец, случается, что лютеранская теология освобождения призывает к тому, чтобы бороться с гнетом католичества, которое даже может именоваться антирелигией христианского происхождения. В заключение докладчик указал на значимые отличия лютеранской теологии освобождения от католической, среди прочего, отметив ее экуменизм, отсутствие культа Марии и попыток канонизировать политических борцов за свободу.

Ректор семинарии Сибирской Евангелическо-лютеранской Церкви, пастор А. М. Стрельцов выступил с докладом «Священство всех верующих и наследие Реформации», в котором рассмотрел разницу между пониманием этого феномена Лютером и современными протестантами. По Лютеру, священство

всех верующих, которое встречается уже в книге Исход, подразумевает под собой отделенность для Бога и посвящение себя к Ему. Среди народа Божьего все были равны пред Ним, но не все н в равной степени предстояли Ему и несли служение при скинии. и Следовательно, пасторы как подготовленные и способные люди

к

в то же время представители всеобщего священства. Таким -К

образом, для Лютера все христиане относятся к духовному к

сословию. В современном протестантизме и, в первую очередь, я

•"С

у Филипп Якоба Шпенера учение развернуто совсем иначе, фак- я тически возвращая средневековое разделение между клиром о и мирянами. Доклад вызвал оживленную дискуссию, в ходе кото- и рой, в частности, было замечено, что в лютеранстве всеобщее

Я

священство, строго говоря, отсутствует, о чем свидетельствует й

К1-

XIV артикул Аугсбургского исповедания, указывающий на особое призвание лиц, поставленных для публичного отправления Слова и Таинства.

Конференцию завершил доклад «Современное лютеранское образование: вопросы и перспективы» к. и. н., диакона

ЕЛЦИ А. В. Каргальцева. Докладчик отметил, что конфессио- Р

нальные границы в настоящее время носят достаточно про- ф

о

зрачный характер и конфирмация сегодня перестает быть окончательным выбором, который делает человек. В этой а ситуации конфессиональные традиции находят себя в состоя- И нии беспрецедентной конкуренции столь серьезной, при том, .. что христианские вероучения не приспособлены к такой борьбе. Отсюда — огромная значимость конфессионального образования. Особенно в России, где совсем небольшой процент людей воспитывался в традиционной лютеранской культуре, это важно. Религиозное образование должно укреплять христианскую веру, упор должен делаться не на распространении, а понимании учения. Однако в российских условиях богословскому образовательному учреждению невозможно составить программу, соответствующую государственному стандарту по богословию, так как для этого необходимо охватить слишком большой круг дисциплин без отсутствия возможности углубиться в их изучение. Докладчик предложил следующий вариант решения этих проблем: ограничить круг

дисциплин достаточным набором, чтобы познакомить учащегося с библейской традицией и дать весь набор инструментов, необходимых для понимания контекста, в котором она формировалась. По мнению докладчика, фундаментализм, который характеризуется глубиной погружения в исследуемые темы, и, с другой стороны, широта подходов к исследуемому материалу не в ущерб вере, должны составлять специфику лютеранского образования сегодня.

Конференция завершилась торжественным богослужением в кафедральном соборе Св. Марии, после которого состоялась презентация учебной Библии с комментариями, изданной Церковью Ингрии при поддержке фонда «Лютеранское наследие».

Антон Владимирович Рудой, диакон прихода Святой Троицы пос. Чална ЕЛЦИ (пос. Чална, ул. Шоссейная, 76, республика Карелия, Пряжинский район, 186130) anton.rudoi@gmail. com

Anton Vladimirovich Rudoi, Deacon of Saint Trinity Church in Chalna of the Evangelical Lutheran Church of Ingria (poselok Chalna, ulitsa Shosseynaya, 76, Respublika

Kareliya, Pryazhinskiy raion, 186130) anton.rudoi@gmail. com

О rn

H

с

H ^

и О

л я О

к

л

н

Я «

S

S ч н л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.