Научная статья на тему 'О конференции, прошедшей в теологическом институте Церкви Ингрии'

О конференции, прошедшей в теологическом институте Церкви Ингрии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О конференции, прошедшей в теологическом институте Церкви Ингрии»

Выпуск VII о „

я о конференции, прошедшей

^ в теологическом институте церкви ннгрии

ю

О 29 октября 2018 г. в Теологическом институте Церкви Ингрии

л прошла ежегодная научная конференция, приуроченная ко Дню о Реформации, с участием студентов и преподавателей. C при-^ ветственным словом к участникам и гостям обратился ректор ^ института, пастор Иван Сергеевич Лаптев, осветив основные § проблемы и вызовы, которые стоят перед теологией сегодня. ^ Преодоление современного духовного релятивизма возможно ^ лишь посредством актуализации Слова Божьего как источника ^ истины и нравственных сил человека. Священное Писание, оставаясь неизменным на фоне быстроменяющегося мира, может и должно выступать источником созидания Церкви и общества.

Канд. ист. н. Сергей Александрович Исаев поставил вопрос о значимости проповеди естественного закона как лютеранского послания, актуального в современной России. В лютеранской традиции особое место Закона отражено даже на уровне Катехизиса, где Декалог располагается в самом начале. При этом, подчеркнул докладчик, важно отличать естественный закон от позитивного, который определяется законодательными нормами общества и вполне может противоречить нормам закона естественного (антихристианские законы коммунистических стран, например). С другой стороны, естественный закон в современном протестантском контексте может считаться излишним в связи с жертвой Христа. Именно это обуславливает острую необходимость того, чтобы естественный закон звучал во всей своей строгости и полноте.

Другое учение, составляющее принципиальную специфику лютеранства, — учение о богодухновлености Писания было раскрыто в докладе студента третьего курса ТИЦИ, диакона Антона Владимировича Рудого на примере трудов лютеранской ортодоксии. Необходимость четко артикулировать свою позицию в этом вопросе для лютеранского богословия была вызвана внешней полемикой с римско-католической церковью, с одной стороны, и внутренними противоречиями в рамках течений Реформации — с другой. Специфику лютеранской позиции

составляло подчеркивание следующих аспектов: непогрешимого авторитета, достаточности и исключительности Писания как к источника богословия. Ортодоксы, при этом, подчеркивали, что н богодухновенность может касаться как непосредственно зафик- и сированного текста, так и его смысла, и, следовательно, богодух- н новенными считались не только автографы, но и верно передаю- ц щие оригинал переводы. s

Следующий докладчик канд. ист. н., диакон Алексей Виталье- п

•"d

вич Каргальцев раскрыл проблему свободы и рабства воли, зна- s

чимую для лютеранства, на материале ранней Церкви. Позиция о

Тертуллиана по этому вопросу наглядно иллюстрирует полеми- и

ческий характер богословских построений, их принципиальную к

неполноту. Споря с гностиками, настаивавшими на рабстве воли о

и невозможности для человека освободиться от зла, Тертуллиан ^

указывал, что свобода потенциально заложена в каждом челове- 0

О

ке, но пользоваться ей полноценно человек может только после ^ того, как станет христианином. По этой причине зло является Т необходимым элементом мира. Бог допускает его потому, что ^ только при наличии зла и гонений человек может в полной мере р

проявить свою свободу. Окончательно ясно, остался ли человек ф

о

христианином, становится только в момент смерти, поэтому р

g

Тертуллиан говорит о предпочтительности смерти в гонениях. а

Канд. философ. н. Алексей Игоревич Иваненко продолжил U тему критериев причисления человека к числу христиан на мате- . риале современной статистики. Каково реальное количество верующих в России? Каково число практикующих христиан? Абсолютно различные статистические данные, которые касаются христианских конфессий и деноминаций в России, показывают, что термин «верующий» понимается исключительно широко и зачастую формально. Докладчик предложил ряд критериев, которые должны стать определяющими для отнесения человека к категории верующих: формальная принадлежность к общине, посещение богослужений, участие в евхаристическом общении, самоидентификация и т. п.

К вопросам лютеранского богословия вернул слушателей Чарльз Кортрайт в докладе «We do not agree with Thomas and the Dominicans», посвященном пониманию таинства Крещении

Выпуск VII

га у Лютера и Фомы Аквинского. Несмотря на то, что артикул IX

о Аугсбургского исповедания о Крещении не вызвал вопросов

tj у Рима, он не в полной мере отражал взгляды Лютера на это таин-

О ство, поскольку Меланхтон попытался сгладить противоречия

л с римо-католицизмом, сделав упор на различиях с анабаптиз-

о мом. Однако ранние вероисповедные документы (Марбургские

g или Швабахские артикулы) отражают взгляды Лютера более

^ полно. Если для Фомы определяющими элементами таинства

2 являются материя (вода), форма (словесная формула) и намере-

К

^ ние совершить Крещение, то Лютер же, напротив, называет веру

К

ч основополагающим элементом таинства. При этом, конечно, эти ^ различия не являются столь принципиальными и признаются истинными конфессиональными церквями.

Канд. ист. н. Константин Владимирович Суториус на примере одного из преподавателей Киево-Могилянской академии Сильвестра Кулябки в своем докладе продемонстрировал, какое влияние оказала лютеранская схоластика на православное образование и богословие в XVIII веке, а также рассказал о причинах, по которым такое влияние стало возможным.

Тему влияния и взаимодействия продолжил доктор теологии Альбрехт Адам. В своем докладе «The Lutheranism in the middle of society» он отметил, что в основе Реформации, конечно, лежало, в первую очередь, богословие, но им это движение не ограничилось. В результате проведенных визитаций было выявлено удручающее состояние приходов и школ; само по себе Рефор-мационное движение было неоднородно и включало несколько радикальных течений; из богословского движения Реформация, затрагивающая все слои населения, быстро превратилась в течение политическое. Поэтому для нее важны были учения о двух Царствах и о призвании, о социальном служении как части миссионерского служения.

Канд. ист. н. Зинаида Андреевна Лурье затронула вопрос практической и скрытой проповеди — через театральные постановки. Школьная драма Сикста Бирка «Юдифь» была истинным детищем своего времени, отразившим настроения периода Реформации. Драма определенно перекликалась с опасностью нашествия турок, перед которой оказалась Европа того вре-

мени. При этом Юдифь у Бирка не принимает образа суровой воительницы, каковой она позже предстанет в глазах реформатских деятелей. Ее борьба оборонительная, сражение за правое дело. Освобождения от гнета врагов, при этом, возможно было достичь только при помощи веры, молитвы и согласия. Прямое отражение теологии Лютера, а также определенные гуманистические влияния здесь очевидны.

Доктор теологии, ректор Теологической семинарии в Ново-саратовке Антон Владимирович Тихомиров посвятил доклад самому известному гимну Реформации «Ein Feste Burg» Мартина Лютера. Несмотря на то, что гимн этот зачастую воспринимался как боевое песнопение Реформации — вплоть до полного искажения первоначального смысла порой — или гимн независимости, все же в первую очередь он представляет собой песню утешения для тех, кто поневоле втянут в борьбу, терпит в ней поражение, но получает помощь и поддержку от Бога.

В завершение конференции канд. ист. н. С. А. Исаев вновь выступил с кратким сообщением, посвященным обзору библейских цитат в текстах В. И. Ленина. Как отметил докладчик, сколь бы священным и боговдохновенным текст Писания ни был, всегда есть опасность, что этот текст может быть опошлен и использован в антихристианских целях. Так, в текстах Ленина библейские истины зачастую принимали образ народной мудрости либо вырывались из контекста.

Антон Владимирович Рудой, диакон прихода Святой Троицы пос. Чална ЕЛ ЦИ (пос. Чална, ул. Шоссейная, д. 76, Пряжинский район, республика Карелия, Россия, 186130) anton.rudoi@gmail.com

Anton Vladimirovich Rudoi, Deacon of Saint Trinity Church in Chalna of the Evangelical Lutheran Church of Ingria (poselok Chalna, ulitsa Shosseynaya, 76, Pryazha Disctrict,

Republic of Karelia, Russia, 186130) anton.rudoi@gmail.com

О к о к е и

4

и к .к s

я

s у

О

л

H

к к о

Sc «

5

о

о

-

t=i H H

s

S Р

H

e о

s а

.к s s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.