Научная статья на тему 'ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ «СВИДЕТЕЛЬ ВЕРЫ: ПАМЯТИ ПРОТОПРЕСВИТЕРА АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА»'

ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ «СВИДЕТЕЛЬ ВЕРЫ: ПАМЯТИ ПРОТОПРЕСВИТЕРА АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Скоробогатова Илона Юрьевна, Штонда Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ «СВИДЕТЕЛЬ ВЕРЫ: ПАМЯТИ ПРОТОПРЕСВИТЕРА АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА»»

Обзор

УДК 233+232.2

DOI: 10.25803/26587599_2022_42_185

И. Ю. Скоробогатова, Ю. А. Штонда

Обзор конференции «Свидетель веры: памяти протопресвитера Александра Шмемана»

(Москва, 11-13 декабря 2021 года)

Скоробогатова Илона Юрьевна, редактор, «Вестник Свято-Филаретовского института», Москва, Россия / Skorobogatova Ilona Yurievna, Editor, The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, Moscow, Russia, il.skorobogatova@sfi.ru

Штонда Юлия Александровна, канд. филол. наук, редактор, «Вестник Свято-Филаретовского института», Москва, Воронеж, Россия / Shtonda Julia Aleksandrov-na, Cand. Sci. (Philology), Editor, The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, Moscow, Voronezh, Russia, juljashtonda@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2402-8676

для цитирования: Скоробогатова И. Ю., Штонда Ю. А. Обзор конференции «Свидетель веры: памяти протопресвитера Александра Шмемана» (Москва, 11-13 декабря 2021 года) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 42. С. 185-196. DOI: 10.25803/26587599_2022_42_185.

for citation: Skorobogatova I. J., Shtonda J. A. (2022). "Overview of the conference 'Witness of the Faith: In Memory of Protopresbyter Alexander Schmemann' (Moscow, December 11-13, 2021)". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2022, iss. 42, pp. 185-196. DOI: 10.25803/26587599_2022_42_185.

© Скоробогатова И. Ю., Штонда Ю. А.

11-13 декабря 2021 г. в Свято-Филаретовском институте прошла конференция на тему «Свидетель веры: памяти протопресвитера Александра Шмемана».

Вначале первой сессии прозвучало приветствие свящ. Георгия Кочеткова, кандидата богословия, основателя Свято-Филаретов-ского института. Отец Георгий отметил, что о. Александр стоит в ряду великих деятелей церковного возрождения конца XIX-XX вв. Шмеман — один из последних носителей этого откровения, еще не вполне усвоенного христианами. Его творческое наследие до сих пор вызывает оживленную полемику, и важно подумать о том, в чем причина такой реакции.

Сергей Александрович Шмеман, сын о. Александра, писатель и журналист, редактор газеты International Herald Tribune (США, Вашингтон), вспоминая об отце, сказал, что представляет жизнь о. Александра как уникальное путешествие, которое парадоксальным образом начинается и кончается в России, в которой он никогда не бывал. Его юношеский мир — та потерянная Россия, в которую так хотели вернуться его родные и память о которой хранили в эмиграции. России он посвятил и свою последнюю книгу «Евхаристия. Таинство Царства».

Давид Мкртичевич Гзгзян, канд. филол. наук, декан Богословского факультета Свято-Филаретовского института (Москва), представил доклад на тему «Богословие, культура и жизнь в „Дневниках" протопресвитера Александра Шмемана». «Дневники» создают ощущение разговора с автором, возможности дописать за него то, что можно было бы продолжить, заменив точку на запятую. В них открывается путь взыскания подлинности, мучительного вдумывания в драму исторического христианства, в котором слишком часто главное вытеснялось второстепенным и наблюдалось торжество исторически относительных конструкций над эсхатологическим духом ожидания Царства, увлечение своим вместо прославления Воскресения Христова.

В «Дневниках» Шмемана подвергаются критике некоторые устоявшиеся понятия, такие, например, как религия. Отец Александр отмечает, что христианство — это не религия, а жизнь. При этом, в отличие от западных богословов, которые противопоставляют веру и религию, Шмеман говорит о двух вариантах веры, которые он находит в православном мире — идольском и подлинном. Сущность веры состоит не в отрицании ума, а в его исцелении, в освобождении от глупости. Вера воспринимается Шмеманом как источник радости, потому что она дает ощущение

Божьего присутствия; религия же, напротив, как отказ от радости. Богословие о. Александра напрямую связано с опытом откровения, вырастает из личного и церковного опыта веры, молитвы и жизни и выражает себя простым, внятным и прямым языком.

Петрос Василиадис, почетный профессор Университета имени Аристотеля, почетный президент Центра экуменических, мисси-ологических и экологических исследований (Греция, Салоники), представил доклад на тему «Протопресвитер Александр Шмеман и литургическое обновление». Профессор Василиадис рассмотрел значение литургического богословия о. Александра с точки зрения миссиологии. Выбранный ракурс исследования обусловлен тем, что литургия и свидетельство Церкви тесно связаны между собой. Церковь существует не для себя, а для мира. Поэтому важен диалог и взаимоприятие религии и культуры.

В литургическом богословии о. Александра Шмемана содержатся важные экклезиологические акценты, которые определяются его отношением к литургии. Профессор Василиадис различает юридическое и общинное понимание литургии. Юридическое предполагает некую религиозную систему, которая в экклезиологических терминах воспринимает церковь как институт с жесткой иерархической структурой и определенным этическим кодексом. В рамках такого подхода все литургические акты, т. е. все таинства и обряды, становятся необходимым средством для того, чтобы приобрести Божью благодать и в итоге спасение через личное покаяние, оправдание и некое психологическое освобождение. Общинное же понимание литургии предполагает путь возрастания христианской общины. Литургия в этой парадигме воспринимается не в институциональных терминах, как некий культ, но как причастие, общее дело всех и образ жизни. По мнению проф. Василиадиса, первыми шагами в таком литургическом обновлении являются восстановление общего участия в эсхатологической трапезе Царства; возвращение к раннехристианскому статусу полного участия в литургии и ее действиях всех членов народа Божьего; постепенное замещение профессионального хора общенародным пением; сослуже-ние и соучастие церковной общины в таинствах Церкви; отказ от тайного чтения предстоятелями молитв, особенно в анафоре; анафора и все другие более поздние литургические действия, которые сейчас ограничены только участием клириков, — например, целование мира, — должны быть распространены на всю общину, совершающую литургию; возрождение оригинальной

формы строения православных храмов как места церковного собрания. Необходимо подчеркнуть эсхатологический характер воскресной Евхаристии как таинства Царства, а не просто религиозного обряда в ряду других. Все это — только первые шаги настоящего подлинного литургического обновления, конечной целью которого всегда остается преображение мира, литургия после литургии.

Дьякон Игорь Бескоровайный, клирик храма свт. Николая, Православная церковь в Америке (США, Портленд), в своем докладе на тему «Наследие протопресвитера Александра Шмемана в современной литургической практике Православной церкви в Америке» проанализировал влияние богословских трудов и пастырской практики о. Александра на современную церковную жизнь в Америке. Докладчик отметил, что цель о. Александра была не в реформировании, а в восстановлении взгляда на богослужение как на органичную часть христианской жизни. Изменение богослужебной практики связано с изменением вйдения богослужения.

Рецепция наследия о. Александра в Америке неоднозначна: одни бесконечно благодарны за то, что о. Александр открыл для них церковь, православие, богослужение; другие воспринимают его богословие болезненно, поскольку оно требует от реципиента более творческого и ответственного подхода.

Среди изменений, которые вошли в практику в Американской православной церкви, докладчик назвал причащение всех верных, общую исповедь, чтение анафоры вслух, проповедь как необходимую часть литургии Слова, целование мира, открытые Царские врата. Восприятие наследия о. Александра неоднозначно, со временем некоторые введенные им элементы угасают, но в целом он оказал существенное влияние на понимание богослужения в Американской православной церкви.

Первым на второй сессии прозвучал доклад Виктории де Хан, канд. богословия (Великобритания, Блэкфрайрс, Оксфорд), посвященный теме «Мир, Церковь, Царство: троичная природа литургии в мысли протопресвитера Александра Шмемана».

Литургическое богословие о. Александра многогранно и в то же время целостно. Это единое литургическое вйдение представлено как взаимодействие трех реальностей: мира, Царства Божьего и Церкви, иначе говоря, космологических, эсхатологических и экклезиологических основ. В соответствии с этим в докладе были рассмотрены три уровня литургии. На космологическом уровне

литургия раскрывает творение как материю Царства. Мир не только физическая, но и сакраментальная, духовная реальность, средство общения человека с Богом. Евхаристия освещает творение, возносит его к Богу и формирует в нас правильное отношение к миру как к таинству Божьего присутствия. Эсхатологический уровень воспринимается как центр литургии: нам дарована возможность встретиться и соприкоснуться с вечностью, с реальностью нового эона, с самой Божественной жизнью. Мы соучаствуем в жертвенной Евхаристии самого Христа и через это преображаем свою жизнь. Для Шмемана это погружение в сверхъестественную реальность Царства является самым центром литургии, без которого невозможно говорить ни о сакраментальности церкви, ни о сакраментальности мира. На третьем уровне литургия раскрывает Церковь как Тело Христа и орудие спасения. Шмеман, следуя традициям отцов церкви, много раз подчеркивал, что именно Евхаристия преобразует Церковь в мистическую реальность. Литургия — это прежде всего наивысший акт прославления Бога, действие которого обновляет весь мир, постоянно возвращая его на курс спасения. Именно в таком широком, всеобъемлющем подходе, по мнению докладчицы, состоит самая важная черта и заслуга литургического богословия о. Александра. Он призывал участвовать в богослужении не ради ритуала или исполнения обязательства, но раскрывал Евхаристию как эпицентр христианской жизни, как ее источник и вершину.

Доклад Наталии Владимировны Ликвинцевой, канд. филос. наук, ведущего научного сотрудника Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына (Москва), был посвящен теме «Протопресвитер Александр Шмеман как ученик и учитель: от студента Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже до декана Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке». Н. В. Ликвинцева говорила об о. Александре как о продолжателе парижского богословия и ключевой фигуре в преемстве между Свято-Сергиевским институтом и Свято-Владимирской семинарией. Эта преемственность является одним из главных ключей для понимания его богословия. Среди учителей в Париже самое большое влияние на становление о. Александра оказал о. Георгий Флоровский, который пригласил его преподавать в Свято-Владимирской семинарии. Среди своих учителей Шмеман также называет генерала В. В. Римского-Корсакова, архим. Савву (Шимкевича), В. В. Вейдле и архим. Ки-приана (Керна). Хотя в кругу общения о. Александра были такие

выдающиеся богословы, как прот. Сергий Булгаков, А. В. Карта-шев, В. В. Зеньковский, но более значимыми для его формирования как богослова оказались те преподаватели, с которыми у Шмемана было близкое личное общение.

Богословствование о. Александра имеет диалогическую природу, оно связано с жизнью Церкви, с евхаристией, вдохновением, свидетельством, встречей и предполагает передачу духовного опыта. Поэтому роль о. Александра Шмемана заключается не только в его вкладе в литургическое богословие, но и в его размышлении о самой природе богословия как богословия общения.

Юлия Валентиновна Балакшина, д-р филол. наук, доцент теологии, ученый секретарь Свято-Филаретовского института, доцент РГПУ им. А. И. Герцена (Москва — Санкт-Петербург), представила доклад на тему: «„Вопросы, от которых вещи делаются прозрачнее": русская литература в творческой рецепции протопресвитера Александра Шмемана».

Отец Александр Шмеман воспринимал русскую культуру и, в первую очередь, русскую литературу как «путеводную звезду» России и в своих «Дневниках» и в беседах на радио «Свобода» предложил целостную и оригинальную концепцию развития русской культуры. В то же время он воспринял не только ее удачи, но и ее «срывы». Один из таких «срывов» — отрицание культуры ради религии, которое Шмеман увидел, в частности, в творческой судьбе Гоголя. Модель восприятия Гоголя Шмеманом опирается на идеологему 1840-х гг., восходящую к Белинскому, что «Гоголь-христианин» убил «Гоголя-художника», в то время как ни сам Гоголь, ни более поздние его критики с этим утверждением не соглашались.

Шмеман как читатель реагирует на разные грани гоголевского мира, демонстрирует более дифференцированное и тонкое отношение к его творческому наследию. В гоголевских персонажах он узнает и самого себя, и ничтожность, абсурдность, бессмысленность современного мира. Шмеман вслед за Гоголем размышляет о правильной реакции на зло. Для Гоголя эта реакция выражается в смехе, обличении, карикатуре. Посредством внутренней рефлексии и диалога Шмеман находит другой, религиозный ответ на действие зла — это смирение «как радость в Духе святом».

Таким образом, Шмеман в «Дневниках» оказывается более тонким и проницательным читателем Гоголя, чем в своих культурологических беседах. Русская литература становится для него своего рода обращением к себе, молчаливым окликанием,

экзистенциальным вопросом, не имеющим готового ответа. Ответом на «вопрос Гоголя» может стать только целая человеческая жизнь, прожитая в духовной борьбе с постоянно атакующими силами зла.

На третьей сессии круглого стола были представлены четыре доклада.

Протоиерей Георгиос Басиудис, клирик храма в честь Воздвижения Креста Господня, Греческая православная митрополия Германии / Экзархат Центральной Европы (Германия, Мангейм), выступил с докладом на тему «„Великая Радость и церковное обновление": вклад отца Александра Шмемана в богословие экуменизма». Протоиерей Георгиос рассказал о том, как появилась книга «За жизнь мира». Отец Александр заранее написал доклад для экуменической конференции, проходившей 17 декабря 1963 — 2 января 1964 г., который разослали всем участникам для подготовки 1. На конференции собралось более 3000 участников из разных стран, которые представляли разные церкви. Доклад предваряла вступительная статья. Книга должна была помочь студентам протестантской традиции понять, в чем, с точки зрения о. Александра, нужно искать сегодня источник радости и милосердия христиан. Эта книга стала небольшим таинственным даром, имеющим силу по-новому открыть радость и реальность присутствия Христова. Во время конференции о. Александр прочитал 14 лекций с последующим общим обсуждением. В публикациях после этого события говорили, что современной церкви нужна не апологетика, но прямое свидетельство о заповеди Христовой проповедовать Евангелие.

Отец Георгиос напомнил, что перевод названия книги Шмема-на «За жизнь мира» на немецкий язык «Мы живем радостью» (Aus der Freude leben) отсылает к соответствующему стиху Евангелия от Луки **. 12 октября 1976 г. Шмеман писал в дневнике: «Нача- *1 Лк 2:10 ло „ложной религии" — неумение радоваться, вернее — отказ от радости» [Шмеман 2005, 297]. Самое страшное в психологизированном восприятии религии то, что при таком подходе нет радости о воскресении. Человек, который приходит в храм, чтобы получить «психологическую поддержку», оказывается не готовым к восприятию вести о Христе и той радости, которая открывается в Боге. Крещение открывает врата в эту радость, а подлинным

1. Об экуменическом измерении книги «За жизнь мира» см. подробнее: [Mills].

ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОБСКОГО ИНСТИТУТА. 2022. ВЫПУСК 42

таинством радости является Евхаристия. Только в пасхальной радости человек может прощать даже тех, кто его ненавидит.

Зоя Михайловна Дашевская, старший преподаватель Свято-Филаретовского института, член Общества восточной литургии (Москва), представила доклад на тему «Литургическое богословие протопресвитера Александра Шмемана и его плоды в богослужебной практике в Русской православной церкви в конце ХХ — начале ХХ1 в.». Отец Александр умел вовлекать в молитву и раскрывать ее смысл, в то же время он был внимательным к вопросам традиции и устава. В докладе З. М. Дашевская выделила основные направления мысли о. Александра Шмемана в отношении богослужения, в которых ему удалось синтезировать идеи евхаристической экклезиологии и движения литургического возрождения в западной церкви: 1) Он рассматривал богослужение прежде всего как соборную молитву, в которой церковь «едиными устами» и «единым сердцем» исповедует свою веру. Каждому верующему важно расширять свое сознание до кафолического опыта, входить в «разум Истины» и постигать тайны веры. 2) Отцу Александру удалось переосмыслить Евхаристию как таинство Царства и предложить новое ее понимание. Его литургический символизм имеет целью обрести реальность утраченного эсхатологического наполнения таинства. Собирание на трапезу Господню требует возвращения в мир, где «мира нет», что предполагает напряженную динамику жизни Церкви во времени до парусии. 3) Отец Александр Шмеман также предложил новое понимание богослужения времени. Одной из его ключевых богословских идей была попытка синтезировать эсхатологическое восприятие времени, заключенное в призыве «Маранафа», обращенном ко Христу в древней церкви, с идеей «сосуществования» Церкви со временем, требующим освящения и преображения. 4) Отец Александр попытался переосмыслить все церковные таинства в свете как евхаристии, так и эсхатологии, стремясь выявить их подлинный евангельский, христианский смысл.

Если в 1990-е гг. наследие о. Александра в ряде случаев встречало жесткую критику, доходящую до обвинений в ереси, то на сегодняшний день не принято вслух оспаривать значение его литургических трудов. В то же время современная церковная жизнь дает слишком мало примеров литургического возрождения, что свидетельствует об актуальности изучения как богословского наследия о. Александра, так и его трудов в области богослужебной практики.

Лидия Владимировна Крошкина, канд. культурологии, старший преподаватель Свято-Филаретовского института и Российского государственного гуманитарного университета (Москва; Тверь), в своем докладе рассмотрела тему «Церковная проповедь, ее упадок и возрождение в литургическом богословии протопресвитера Александра Шмемана». Материалами для доклада послужили два текста о. Александра Шмемана: последняя глава книги «Евхаристия. Таинство Царство» под названием «Таинство Слова» и рецензия на книгу проповедей архим. Александра (Семенова-Тян-Шанского) «О церковной проповеди». Отец Александр соглашается с мнением многих богословов, что церковь переживает учительный кризис. Проповедь перестала быть органической частью богослужения и церковной жизни. Причины упадка связаны, согласно Шмеману, во-первых, с рас-церковлением образованного общества, во-вторых, с трагическим раздвоением между светской и церковной культурой. Главная же причина учительного кризиса церкви — экклезио-логическая, проявляющая себя в утрате связи проповеди и собрания. Решать эту проблему о. Александр предлагает литургически, через восстановление связи таинства и слова, через анамнесис смыслов.

Необходимо возрождение изначальной сущности проповеди, ее цели и содержания. Отец Александр утверждает, что сущность проповеди — это не просто слово о Евангелии, а проповедь самого Евангелия. Проповедь неразрывно связана с жизнью проповедующего и слушающих, а ее содержание — это свидетельство об Иисусе Христе Духом Святым. Цель проповеди выражена в апостольском слове — это утверждение веры христиан «на силе Божьей» *1. Слово и таинство, по мнению о. Александра, должны *1 1 Кор 2:5 быть неразрывно связаны.

Последним прозвучал доклад Марии Сергеевны Дикаревой, старшего преподавателя Свято-Филаретовского института (Москва), «Миссия Церкви у протопресвитера Александра Шмемана».

Отец Александр не занимается миссиологией как богословской дисциплиной, однако миссионерская проблематика проходит красной нитью через многие его богословские труды, лекции и личные размышления. Он говорит о кризисе миссионерства в православной церкви и называет две причины этого кризиса. Во-первых, утрата истинного понимания Евхаристии, во-вторых, искаженное отношение церкви к миру, которое выражается либо в спиритуализации, либо в секуляризации.

Для того, чтобы свидетельствовать, христианам важно обрести пасхальную радость, к которой ведет Евхаристия.

Практическая сторона миссии церкви связана для о. Александра с ответственностью за нее каждого христианина на личном, общественном и космическом уровне. Выход из миссионерского кризиса возможен через восстановление миссионерского смысла Евхаристии, который обусловливает открытость Церкви к миру, «литургию после литургии».

Заключительная часть конференции прошла в формате панельной дискуссии под названием «Наследие протопресвитера Александра Шмемана в современной литургической и пастырской практике». Участники дискуссии — священнослужители различных приходов и епархий — были единодушны в оценке того влияния, которое наследие протопр. Александра Шмемана оказало на их служение. Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» в Царицыно (Москва), рассказал, что чтение книг Шмемана помогало ему глубже понять евхаристию, крещение; слово протопр. Александра неизменно приносило радость и вдохновение, что является критерием его подлинности. Участники дискуссии свидетельствовали о том, что на книгах о. Александра выросло целое поколение священников, которые старались применять прочитанное в своей богослужебной практике. Сейчас внешних возможностей для этого стало больше, но интерес к богослужению и литургике снизился, и нужно разбираться в причинах этого явления.

Священник Георгий Кочетков познакомился с книгами о. Александра еще в 1970-х гг., во многом именно благодаря этим трудам он пришел к мысли о необходимости в церкви полной последовательной катехизации 2. Стало понятно, что для полноценной церковной жизни нужна евхаристическая община, а значит, братство людей, для которого справедливо выражение «Тело Его на престоле, потому что Он среди них» [Шмеман 2005, 67]. Отвечая на вопрос о трактовке таинств о. Александром, о. Георгий отметил, что пока в православной церкви нет единого представления о таинствах. В восприятии и понимании таинств церковное сознание должно освободиться от магизма и от смешения понятий. Важно четкое различение обряда, таинства и тайны

2. Книги «Водою и Духом» и «За жизнь мира» использовались непосредственно на последнем этапе оглашения.

в «триадическом» измерении жизни Церкви: и то, и другое, и третье должно быть — вопрос в том, как именно.

Священник Александр Сухарев, канд. богословия, клирик Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря (Москва), отметил, что в настоящее время наследие протопр. Александра Шмемана продолжает быть востребованным, и это говорит о том, что произошла рецепция его идей, а значит эти идеи не только его собственные, авторские, но выражающие в себе жизнь Церкви в ее идеальном богочеловеческом измерении.

Священник Иоанн Казанцев, клирик храма Семи отроков Ефес-ских, старший преподаватель кафедры филологического образования Тобольского педагогического института им. Д. И. Менделеева, преподаватель Тобольской духовной семинарии (Тобольск), говоря о перспективах христианства в современном мире, констатировал, что, к сожалению, антихристианское не-единство процветает на всех уровнях внутрицерковной жизни и пока мы не начнем искать того, что нас объединяет, ничего не поменяется. Должно начаться движение объединения людей снизу — всех христиан, а не только иерархии, — надо чтобы были и общины, и братства, и, на более высоком уровне, братства церквей.

Отец Георгий Кочетков подчеркнул, что Церковь, если говорить о ней как о мистическом Теле и духовном единстве в союзе мира, всегда будет не равна этому миру. Идет борьба, но важно помнить, что церковь проигрывает не тогда, когда в ней появляются иуды, но тогда, когда она не может правильно реагировать на «вызовы», когда она теряет дары любви, свободы, правды, истины, когда в ней недостает личностности, соборности, общения, служения, общинно-братской жизни и когда она отталкивается от этих системообразующих качеств. У Церкви всегда есть перспектива и всегда будет, мы знаем, что врата ада не одолеют ее. Отец Александр это прекрасно понимал, хотя у него и бывали периоды уныния и пессимизма, вызванных сознанием отхода мира от христианских ценностей.

Литература

1. Шмеман 2005 = Шмеман Александр, протопр. Дневники. 1973-1983. Москва : Русский путь, 2005. 720 с.

2. Шмеман 2009 = Шмеман Александр, протопр. Богослужение и богослужебная практика // Он же. Собрание статей : 1947-1983. Москва : Русский путь, 2009. С. 172-176.

196

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ

3. Шмеман 2012 = Шмеман Александр, протопр. За жизнь мира // Он же. Вера и церковь : Сборник. Москва : Книжный клуб Книговек, 2012. С. 175-252.

4. Mills = Mills W. C. Alexander Schmemann's. For the Life of the World :

A Retrospective // Logos: A Journal of Eastern Christian Studies. 2013. V. 54, N. 3/4. P. 199-228.

References

1. Mills W. C. (2013). "Alexander Schmemann's. For the Life of the World :

A Retrospective". Logos: A Journal of Eastern Christian Studies, 2013, v. 54, n. 3/4, pp. 199-228.

2. Schmemann Aleksander, archpriest (2005). Dnevniki. 1973-1983 [Diaries. 1973-1983]. Moscow : Russkii put' (in Russian).

3. Schmemann Aleksander, archpriest (2009). "Worship and liturgical practice", in Idem. Sobranie statei: 1947-1983 [Collection of articles: 1947-1983]. Moscow : Russkii put', pp. 172-176 (in Russian).

4. Shmemann Aleksander, archpriest (2012). "For the Life of the World", in Idem. Vera i tserkov': Sbornik [Faith and the Church: Collection]. Moscow : Knizhnyi klub Knigovek (in Russian).

Обзор поступил в редакцию 01.03.2022; принят к публикации 10.03.2022

ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОГО ИНСТИТУТА. 2022. ВЫПУСК 42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.