Научная статья на тему 'ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ САМОВАРОВ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ САМОВАРОВ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самовар / чай / русское чаепитие / домашняя утварь / музейная коллекция / Национальный музей Республики Тыва / НМРТ / samovar / tea / Russian tea drinking / household utensils / museum collection / National Museum of the Republic of Tuva / NMRT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оргежик Чинчи Монгушевна

Самовар – обязательный атрибут традиционной домашней утвари любой русской семьи, поэтому сегодня они есть в собраниях многих российских музеев. Изучение коллекций русских самоваров – это еще один шаг в познании русской идентичности. Коллекция самоваров Национального музея РТ обладает аутентичными образцами кон. XIX – перв. пол. XX вв., которые бытовали у русских, проживавших на территории Тувы. В статье впервые дается обобщенная характеристика коллекции самоваров, которая впервые вводится в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF SAMOVAR COLLECTION IN FUNDS NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA

The samovar is an obligatory attribute of the traditional household utensils of any Russian family, so today they are in the collections of many Russian museums. Studying the collections of Russian samovars is another step in the cognition of Russian identity. The collection of samovars of the National Museum of the Republic of Tuva possesses authentic samples of con. XIX first. floor. XX centuries, which were common among the Russians who lived on the territory of Tuva. For the first time, the article provides a generalized description of the collection of samovars, which is introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ САМОВАРОВ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 747.023.6 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-260-266

ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ САМОВАРОВ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Оргежик Ч. М.

Аннотация. Самовар - обязательный атрибут традиционной домашней утвари любой русской семьи, поэтому сегодня они есть в собраниях многих российских музеев. Изучение коллекций русских самоваров - это еще один шаг в познании русской идентичности. Коллекция самоваров Национального музея РТ обладает аутентичными образцами кон. XIX - перв. пол. XX вв., которые бытовали у русских, проживавших на территории Тувы. В статье впервые дается обобщенная характеристика коллекции самоваров, которая впервые вводится в научный оборот.

Ключевые слова: самовар, чай, русское чаепитие, домашняя утварь, музейная коллекция, Национальный музей Республики Тыва, НМРТ.

OVERVIEW OF SAMOVAR COLLECTION IN FUNDS NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA

Orgezhik Ch. M.

Annotation. The samovar is an obligatory attribute of the traditional household utensils of any Russian family, so today they are in the collections of many Russian museums. Studying the collections of Russian samovars is another step in the cognition of Russian identity. The collection of samovars of the National Museum of the Republic of Tuva possesses authentic samples of con. XIX - first. floor. XX centuries, which were common among the Russians who lived on the territory of Tuva. For the first time, the article provides a generalized description of the collection of samovars, which is introduced into scientific circulation for the first time.

Keywords: samovar, tea, Russian tea drinking, household utensils, museum collection, National Museum of the Republic of Tuva, NMRT.

Одним из главных предметов, с которым ассоциируется Россия и русский вещный мир, считается самовар, само название которого говорит о его функционале - «сам варит». Первые документальные упоминания о самоваре относятся к середине 1740-х годов, когда тульский промышленник Демидов отправился на Урал, где с местными кузнецами выковал первую самогреющуюся конструкцию. Позже здесь появится завод самоваров [Мещерякова, 2019: 106]. Во второй половине XIX в. появляются крупные самоварные фабриканты: Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на их фабриках, пользовались особой популярностью [Лю, 2012: 137].

Самовары с давних времен использовались для чаепитий. Они были символом уюта и единения. Именно с самоваром вся семья собиралась за столом, происходили вечерние разговоры и обсуждения проблем. За самоваром люди делились радостями и горестями.

Устройство самовара несложно. Оно включает ёмкость для воды, посередине которой находится труба - это топка с поддувалом; в нее через верхнее отверстие бросают зажжённые лучины, еловые шишки и т.п. Топку можно раздувать сапогом. Однако в XIX в. для хорошей тяги и ровного горения стали ставить самоварную трубу. «Русский» способ заваривания чая предполагал, что вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на верхнюю часть (корону) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара [Мещерякова, 2019: 106-107].

Самовары изготавливались из красной меди, мельхиора (сплава меди и никеля), латуни (сплава меди и цинка). Все-таки большее предпочтение в изготовлении самоваров отдавалось латуни, поскольку этот материал легко обрабатывается и не поддается коррозии во многих средах [Музалева, 2018: 175].

Традиции и особенности русского чаепития, в том числе, в Сибири, стали предметом многих культурологических исследований [Лю, 2012; Мещерякова, 2019], в одной статье даже нашли отражение различия и сходства чайных церемоний у русских и китайцев [Го, 2021: 228-234]. Но все исследователи приходят к одинаковым выводам, что главное в русских чаепитиях - это общение, которое скрепляет родственные, дружеские и даже деловые связи. Кстати, старообрядцы не одобряли использование китайского чая, который наряду с кофе и табаком относили к бесовским явлениям, вместо чая они заваривали травы и ягоды [Пигин, 2014: 34-37].

Самовар во время чаепития ставили на середину стола, что было очень удобно (не нужно никуда отходить, чтобы налить еще чаю) и позволяло хозяевам продемонстрировать гостям уровень своего достатка: чем больше самовар, тем богаче семья. Самовары использовались не только для чая, но и для приготовления супа, каши, сбитня. В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека, и блюда готовились одновременно [Лю, 2012: 137].

Почти сразу после своего появления самовар вошел в каждый дом, стал символом домашнего уюта. Этот предмет встречается в русской классической литературе и искусстве как непременный атрибут семейного покоя. Многие известные мастера принимали участие в создании декоративного убранства самовара. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без самоваров, многие самовары стали настоящими произведениями искусства.

В России, и тем более, в Сибири, самовары были очень востребованы, по мнению автора статьи, по двум основным факторам, связанным с природными и социальными условиями жизни. Во-первых, из-за своего объема (в них можно было нагреть большое количество воды, а значит напоить чаем большую семью одновременно), и во-вторых, из-за своей конструкции, позволявшей быстро нагреть воду (закинув в топку самовара горящие лучины или угли).

История самовара, начавшаяся в XVIII в., неразрывно связана с таким интереснейшим разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл. Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается и как художественное произведение декоративно-прикладного искусства: он включается в сервировку стола, в оформление интерьера Возрастающий интерес к истории самовара как самобытного предмета русского декоративно-прикладного искусства и русского быта обусловливает наличие самоварных коллекций во многих музеях, а также изучение его с точки зрения искусствоведения [Борисова, 2009: 55-56].

Крупнейшим музейным собранием самоваров, конечно, является музей «Тульские самовары», там насчитывается несколько сотен самоваров. Музей самоваров в Туле открыл свои двери для посетителей в 1990 г., и с этого времени он стал своеобразной визитной карточкой Тулы.

В большинстве российских музеев имеется хоть один экземпляр самовара, а музейные коллекции самоваров насчитывают десятки экземпляров [Борисова, 2009: 55; Ведерникова, 2020: 254; Новиков, 2019: 135-145;]. Исключением не стал и Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва (НМ РТ), в фондах которого хранится большая коллекция самоваров, насчитывающая 49 ед. Как уже говорилось выше, самовары имеют разную форму (фасон) тулова, так, среди музейных экземпляров 24 самовара имеют наиболее узнаваемую форму «банки» (рис. 1), 18 самоваров выполнены в более выразительной форме в виде «рюмки» (рис. 2), 5 самоваров имеют интересные, привлекающие внимание формы «шара» (рис. 3) и

«груши», 2 самовара имеют форму «репки» (рис. 4) с объемным туловом и тонким низом. 10 самоваров из коллекции НМ РТ - электрические, остальные - жаровые (из них 11 ед. - дореволюционного производства).

Сдатчиками этих самоваров, в основном, являются местные жители, лишь один самовар поступил от жительницы Минусинска Алевтины Ивановны Мельниковой (сбор зав. Туранским филиалом Т. Е. Верещагиной). Это детский самовар высотой всего 22 см1, такие самовары дарили девочкам, чтобы приучать их основам домоводства. Местные сдатчики проживали в городах Кызыле, Туране, Шагонаре, есть сдатчики из села Кочетово Тандынского кожууна, пос. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна, пос. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна. К сожалению, в некоторых актах приема не были указаны сдатчики, или информация о месте их проживания и др.

Рис. 1. Самовар-банка [НМ РТ, КП-9504. Инв.М. 413]. Фото Ч. М. Оргежик, 2021 г.

Рис. 2. Самовар-рюмка [НМ РТ, КП-7774. Инв. М. 397]. Фото Ч. М. Оргежик, 2021 г.

Рис. 3. Самовар-шар [НМ РТ, КП-8653]. Фото Ч. М. Оргежик, 2021 г.

Рис. 4. Самовар-репка [НМ РТ, КП-10638/2. Инв. М. 408]. Фото Ч. М. Оргежик, 2021 г.

Первый самовар зарегистрирован в учетной документации НМ РТ в 1973 г.2, принадлежал Василисе Филипповне Ульяновой (1897 г. р.) - старейшей жительнице города Шагонара и вдове участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Александра Ивановича Улатова, погибшего в 1942 г. Этот первый самовар в музейной коллекции был произведен на Тульском патронном заводе (ТПЗ). Кстати, этот самовар и другие предметы русского быта, зарегистрированные вместе с ним, были собраны ветераном музея Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном в результате его командировки в Чаа-Хольский район. Необходимо отметить, что благодаря активной собирательской деятельности М. Б. Кенин-Лопсана, фонды нашего музея сегодня могут похвастаться многими своими раритетами, в том числе, 9-ю самоварами.

Второй самовар поступил в следующем 1974 г. Уже в результате закупки у старейшего горняка Баскакова Георгия Иннокентьевича. Это был самовар фасона

1 НМ РТ, КП 9770/25.

2 НМ РТ, КП 5728; Инв. М-392.

«банка», произведенный на другом известном заводе в городе Кольчугино Владимирской области. На штампах этого завода значилась надпись: «Г.М.З. в Кольчугине», где аббревиатура «ГМЗ» расшифровывалась, как «Государственный медеобрабатывающий завод».

Среди последующих поступлений 10 самоваров собраны сотрудниками Туранского филиала музея, все они бытовали у жителей г. Турана - административного центра Пий-Хемского кожууна (района). Вот их фамилии: Федоренко, Трубицын, Зотов, Тонких, Анфиса Порфирьевна Решетникова и др.

В коллекции самоваров НМ РТ 39 ед. отнесены к основному фонду музейных предметов, 10 ед. к научно-вспомогательным материалам. Все 10 самоваров научно-вспомогательного фонда являются оригиналами дореволюционного и советского периодов, но их сохранность не позволила отнести их к основному фонду, у многих из них отсутствуют ручки, крышки, краники и др. элементы, некоторые имеют вмятины, царапины, но, тем не менее, это аутентичные образцы, по которым можно получить представление о времени их бытования, возможно, их можно будет реставрировать со временем.

В коллекции самоваров НМ РТ 11 ед. являются дореволюционной продукцией, о чем свидетельствуют клейма крупных тульских промышленников, которые служили своеобразными знаками качества: «Фабрика Торгового дома Б.Г. Тейле с сыновьями в Туле» с оттисками 19 медалей3; «Фабрика Б.Г. Тейле»4; «Б.Г. Тейле с сыновьями в Туле 1882 г.» с оттисками 5 медалей5; «Товарищество Торгового дома Бр. Шемариных в Туле» с оттисками 5 медалей6; «Заведение Ильи Ивановича Карманова съ сыновьями въ Тулъ 1900 г.»7; медный самовар с надписью: «Утверждено правитель...»8.

Процесс изготовления самовара состоит из нескольких этапов. Сначала мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара и привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия, и последним этапом была их полировка. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей. В производстве существовало строгое разделение труда, существовало семь основных специальностей: наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал форму; лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом; токарь - точил на станке и полировал самовар; слесарь - делал ручки, краны и т.п.; сборщик - из всех отдельных частей собирал собственно самовар; чистильщик - очищал самовар; токарь по дереву - изготавливал деревянные ручки и «шишки» к крышкам [Шевченко, 2014: 237].

Ставить собственный знак отличия мастера начали еще до начала фабричного производства самоваров. Кустари в начале XVIII в. наносили свой оттиск для подтверждения качества продукции. К концу XIX столетия появляются династии самоварных производителей: Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины и т.д., со временем предприятий стало намного больше, что для определения изготовителя придумали своеобразный товарный знак «клеймо». Право наносить на самовар собственное обозначение регистрировалось правительством [Шевченко, 2014: 237].

Популярны также были выставки и экспозиции, где за лучшую продукцию, победители получали награды, а образцы медалей украшали тулово самоваров. Все знаки использовались для привлечения покупателей и заказчиков. Самыми ценными наградами считаются присужденные на общероссийских и зарубежных выставках. Также самые уникальные считаются самовары с клеймами и медалями, нанесенными одновременно в трех местах: на крышке, тулове и на поддоне [Шевченко, 2014: 237]. В

3 НМ РТ, КП-7800.

4 НМ РТ, НВ-660/3; КП-7801.

5 НМ РТ, КП-9874/1.

6 НМ РТ, КП-9506/1 (несоот) № Инв.М-415.

7 НМ РТ, КП-11146.

8 НМ РТ, КП-9255/38.

нашей коллекции имеются два таких самовара: «Товарищество Торговаго дома

Шемариных в Туле»9; «Фабрика Торговаго дома Б. Г. Тейле съ Сыновьями въ Туле (рис.

Л1

5) . Еще одно редкое клеймо можно увидеть на одном музейном самоваре11, оно расположено на его крышке и корпусе, представляет из себя клеймо-вензель с надписью: «Шах велич. персид. Товарищество Торгового дома Шемариных в Туле», на этом же самоваре мы видим оттиски 14 медалей. Оказывается, самоварные фабриканты братья Шемарины являлись поставщиками своей продукции ко двору персидского шаха [Новиков, 2019: 140].

Рис. 5. Самовар [НМ РТ, КП-7800]. Фото Ч. М. Оргежик, 2021 г.

Клеймо на поддоне

После установления советской власти и национализации предприятий производство самоваров продолжалось и в СССР. Оно по-прежнему было сконцентрировано в Туле. Ушли в прошлое имперский герб и многочисленные медали, украшавшие самовары до революции и служившие подтверждением качества. [Новиков, 2019: 139]. Фабрика Баташевых была передана в ведение Тульского патронного завода (ТПЗ). В собрании музея семь самоваров с клеймами Тульского патронного завода: «ТПЗ» [НМ РТ, КП-5728, КП-7773]; «ТПЗ Тул. Патрон. Зав.» [НМ РТ, НВ-660/2]; «ТПЗ. Производство Тул. Патрон. Зав.» [НМ РТ, КП-7771]; «Н.К.Т.П. - Тульский Краснознамен. Патронный Завод» [нМ РТ, КП-9503, КП-10074], где НКТП расшифровывается, как Народный комиссариат тяжелой промышленности.

Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В.И. Ленина - фабрика треста «Тулпромторг», самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1924 по 1930 гг. [Новиков, 2019: 140].

Однако, большинство самоваров выпускалось многочисленными артелями, которые базировались в деревнях Тульской области (Скороварово, Федоровка, Нижние Присады, Хрущево). В самой Туле также действовало несколько артелей, среди них известна артель «Наше будущее», которая в 1923 г. на Всероссийской сельскохозяйственной выставке была удостоена Диплома первой степени за отличную выработку, доброкачественную сборку и лучший фасон самоваров. На самоварах, выпущенных этой артелью, можно было прочитать клеймо: «Самоварная фабрика 1 -ой кооперативной артели, удостоенная диплома I степени» [История самовара]. Самовар-

9 НМ РТ, НВ-865/2.

10 НМ РТ, КП-7800.

11 НМ РТ, КП-7799

рюмка с таким клеймом есть и в нашей коллекции12, принадлежал жителю Шагонара Юрию Николаевичу Столярову.

Во второй половине ХХ века наступил новый этап в развитии тульского самоварного производства. В 1950-х гг. произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в один завод «Штамп» с клеймом «ЗШВ» (Завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова). На смену жаровому самовару пришли электрические, художественно расписанные самовары, которые часто преподносились в качестве подарков, а также стали одним из наиболее популярных русских сувениров для зарубежных гостей. Один из таких сувенирных самоваров был передан в дар музею в 2013 г. Это электрический самовар, имеющий традиционную форму «груша», он богато декорирован узорами хохломской росписи. Этот самовар в 1992 г. был подарен членами Верховного Совета РСФСР видному государственному деятелю Тувы, Председателю Совета министров и Верховного Совета Тувинской АССР, народному депутату РСФСР Чимит-Доржу Баировичу Ондару (рис. 6)13.

Рис. 6. Самовар электрический [НМ РТ, КП-11667/1]. Фото Ч. М. Оргежик, 2021 г.

Также в коллекции музея имеются самовары, на котором полностью отсутствуют клейма и надписи. Одновременно с крупными фабриками существовали мелкие ремесленные мастерские, которые выпускали вполне качественную продукцию, но по товарообороту не могли конкурировать с крупными предприятиями. В силу этого сведений об изделиях небольших предприятий сегодня сохранилось немного. И в нашей коллекции имеются самовары, на котором полностью отсутствуют клейма и надписи.

Самовары постоянно используются в музейных экспозициях и на мероприятиях. Четыре самовара экспонируется в постоянной экспозиции головного музея, посвященной русской культуре в Туве, она называется «Православие в Туве». Пять самоваров, в том числе, детский, экспонируются в Туранском филиале, один самовар - в Кочетовском филиале. Особенно популярно музейное мероприятие «Самовар кипит -горевать не велит!», которое традиционно проводилось во время ежегодной акции «Ночь в музее» и собирало много любителей попить горячего чая, заваренного в самоваре. На этом мероприятии музейные самовары, конечно, выступали только в качестве музейных экспонатов, а для нагрева воды использовался настоящий электрический самовар огромного размера (примерно на 2 ведра или 24 литра), который любезно предоставлялся музею Центром русской культуры в Кызыле.

На сегодняшний день уникальное собрание самоваров Национального музея Республики Тыва нуждается в реставрации. У многих самоваров отсутствую детали:

12 НМ РТ, НВ-660/1.

13 НМ РТ, КП-11667/1

краники, ручки, крышки, тулова самоваров потускнели, покрыты коррозией и накипью. Отреставрировать самовар, чтобы при этом не потерять подлинность и красоту, под силу специалистам-реставраторам.

Таким образом, мы видим, что собрание самоваров Национального музея Республики Тыва обладает, в основном, аутентичными образцами, которые бытовали в семьях, проживавших на территории Тувы. Большинство этих самоваров произведено на тульских заводах в советское время, но есть и дореволюционные экземпляры. Подлинные предметы собирались с целью сохранения для последующих поколений. Они служат основой для выставок и самых разнообразных по тематике мероприятий, и являются настоящими образцами декоративно-прикладного искусства России.

Список литературы:

Борисова О. Н. Самовар как предмет декоративно-прикладного искусства // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2(6). С. 55-57.

Ведерникова Н. Д. Самовар в бытовой традиции населения марийского края во второй половине XIX - начале XX века (на примере коллекции в собрании национального музея РМЭ им. Т. Евсеева) // Проблемы марийской и сравнительной филологии: Сборник статей VII (заочной) Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 23 октября 2020 года. Йошкар-Ола. 2020. С. 254-256.

Го Ч. Различия и сходства китайской и российской чайной культуры // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11. № 1-1. С. 228-234. DOI 10.34670/AR.2021.89.80.004.

Лю Ш. Чай в России // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2012. № 11. С. 134-141.

Мещерякова О. А. Роль культурного кода в семантике русских народных загадок о самоваре // Art Logos. 2019. № 2(7). С. 106-119.

Музалева М. А. Самовар как сосуд для кипячения и нагрева воды // Вестник современных исследований. 2018. № 11.7(26). С. 175-176.

Новиков А. С. Самовары из собрания Калининградского областного историко-художественного музея // Время Музея: Сборник статей. Калининград: Страж Балтики, 2019. С. 135-145.

Пигин А. В. Сочинения о чае и самоваре в старообрядческой письменности XVIII-XX вв // Живая старина. 2014. № 4(84). С. 34-37.

Шевченко О. А. Обзор коллекции самоваров из собрания Художественно-мемориального музея И.Е. Репина // Сайт Художественно-мемориального музея им. И.Е. Репина [Электронный ресурс]. URL: https://repin.in.ua/ru/collections/kollekciya-samovarov (дата обращения: 22.08.2021 г.)

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Оргежик Чинчи Монгушевна, специалист по учету музейных предметов 1 -й категории, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: orgezhik1967@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Orgezhik Chinchi Mongushevna, Specialist in accounting of museum items of the 1st category, Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: orgezhik1967@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.