Научная статья на тему 'ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ЗВЕНЬЕВ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА'

ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ЗВЕНЬЕВ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / КОНСТИТУЦИОННАЯ ПОПРАВКА / ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимова С. Н.

В статье рассматриваются ключевые элементы новой конституционной модели организации публичной власти в России. Определяются новеллы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти. Делается вывод о начале нового конституционного цикла развития основ публичной власти в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE KEY LINKS OF THE RUSSIAN CONSTITUTIONAL REFORM IN 2020

The article examines key elements of the new constitutional model for organizing public power in Russia. Novellas of the constitutional and legal status of the President of the Russian Federation and federal state authorities are determined. It is concluded that a new constitutional cycle for the development of the foundations of public power in Russia has begun.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ЗВЕНЬЕВ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_146 УДК 341.1

ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ЗВЕНЬЕВ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ REVIEW OF KEY ELEMENTS OF THE RUSSIAN CONSTITUTIONAL REFORM

МАКСИМОВА Светлана Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Байкальский государственный университет. 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: sveta150189@gmail.com;

Maximova Svetlana N.,

Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Baikal State University, PhD (Law). 11, Lenin St., Irkutsk, Russia, 664003. E-mail: sveta150189@gmail.com

Краткая аннотация: В статье рассматриваются ключевые элементы новой конституционной модели организации публичной власти в России. Определяются новеллы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти. Делается вывод о начале нового конституционного цикла развития основ публичной власти в России.

Abstract: The article examines key elements of the new constitutional model for organizing public power in Russia. Novellas of the cons titution-al and legal status of the President of the Russian Federation and federal state authorities are determined. It is concluded that a new constitutional cycle for the development of the foundations of public power in Russia has begun.

Ключевые слова: публичная власть, конституционная реформа, конституционная поправка, Президент Российской Федерации, федеральные органы государственной власти.

Keywords: public power, constitutional reform, constitutional amendment, President of the Russian Federation, federal state authorities.

Для цитирования: Максимова С.Н. Обзор ключевых звеньев российской конституционной реформы 2020 года // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 146-147. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_146.

For citation: Maximova S.N. Review of key elements of the Russian constitutional reform of 2020 // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 146-147. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_146.

Статья поступила в редакцию: 03.02.2023

Центральным звеном конституционной реформы 2020 года стала трансформация модели организации и функционирования публичной власти в России, выразившаяся в тестировании новой демократической модели взаимодействия главы государства с тремя ветвями государственной власти [1; 4]. В этом контексте особого внимания заслуживают актуальные конституционные изменения правового статуса Президента РФ и некоторых федеральных органов государственной власти.

Президент Российской Федерации. По новой редакции ч. 2 ст. 81 Конституции РФ кандидатом в Президенты РФ может быть зарегистрирован гражданин РФ, не имевший иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве на протяжении всей жизни. Конституционное требование правовой связи только с Российской Федерацией, по мнению Конституционного Суда РФ, соответствует особому конституционно-правовому статусу главы государства, на которого возложены основные обязанности по защите государственного суверенитета. Этот статус определяет возможность закрепления в Конституции РФ особых требований к кандидату на должность Президента РФ, гарантирующих его правовую и эмоциональную (духовную и культурную) связь с Россией. Таким образом, обозначенные требования соразмерны конституционно значимым целям. При этом в положении ч. 2 ст. 81 Основного закона делается оговорка, что требование юридической связи только с Российским государством не будет распространяться на лиц, имевших гражданство иностранного государства, которое (или часть которого) было принято в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта. Например, на лиц, постоянно проживавших на момент принятия в состав России на территории Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Херсонской области и Запорожья. Следует отметить, что обозначенная оговорка появилась не в момент внесения главой государства конституционной поправки 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а во время обсуждения законопроекта в рамках второго чтения в нижней палате. Отметим, что в новой конституционно-правовой реальности требование о количестве сроков занимаемой должности главы государства изложено иначе. Так, в новой редакции ч. 3 ст. 81 Конституции РФ одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ только дважды за свою жизнь. Однако обозначенная статья Основного закона была дополнена частью 3.1, которая содержит переходную норму в отношении лиц, занимавших должность Президента РФ до вступления в силу конституционной поправки 2020 года. Требование о количестве сроков занимаемой должности главы государства распространяется на таких лиц с момента вступления в силу конституционной поправки 2020 года без учета количества предыдущих сроков замещения этой должности. При этом в ретроспективе аналогичная переходная норма в отношении главы государства уже включалась в конституционный текст. Так, во втором разделе «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ содержится норма, актуальная для периода 1991-1996 гг. Согласно данной норме Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации 1978 года со дня вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года осуществляет установленные полномочия до истечения срока, на который он был избран по Конституции 1978 года, т.е. общий срок полномочий составляет пять лет, а не четыре года. Таким образом, в Основном законе РФ не впервые используется пере-

2020 ГОДА OF 2020

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

ходное правило, обеспечивающее конституционный принцип демократии и возможность осуществления народом права избирать на свободных выборах кандидата, которого он считает наиболее достойным на должность главы государства.

Федеральное Собрание Российской Федерации. В рамках конституционной поправки 2020 года появилась новая модель формирования верхней палаты парламента РФ - Совета Федерации. Фактически состав палаты состоит из трех звеньев: по два представителя от каждого региона России; представители Российской Федерации; новое звено -Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в качестве пожизненного сенатора РФ. Отметим, что по новой модели число сенаторов, представляющих Федерацию и назначаемых главой государства, было увеличено до 30, что почти вдвое превышает число сенаторов-представителей РФ по модели формирования Совета Федерации с 2014 по 2020 год. Отметим, что в новой модели формирования Совета Федерации с 2020 года большая часть представителей РФ наделена полномочиями сроком на шесть лет. Однако граждан РФ, имеющих особые заслуги перед государством в сфере государственной и общественной деятельности, Президент России может наделить статусом сенатора, осуществляющего свои полномочия пожизненно. Общее количество сенаторов, назначаемых пожизненно, - не более 7 из 30 представителей РФ. Тем не менее в настоящее время Совет Федерации де-факто состоит из одного звена - представители от субъектов РФ, в свою очередь, представители РФ главой государства не назначены.

Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Правительства Российской Федерации. Исходя из ч. 2 ст. 110 Конституции РФ, состав Правительства РФ имеет трёхзвенную структуру: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Поскольку Российская Федерация является президентско-парламентской республикой, Российский парламент может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти. При этом до конституционной реформы 2020 года только нижняя палата парламента (Государственная Дума) участвовала в этом процессе путем дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. В рамках поправки 2020 года важна роль обеих палат парламента РФ. Так, Государственная Дума утверждает не только кандидатуру главы Правительства РФ, но и его заместителей и федеральных министров несилового блока. Однако, если Государственная Дума не утверждает этих кандидатов и, как следствие, более одной трети таких должностей остаются вакантными, то Президент наделяется полномочиями назначить членов Правительства РФ и правом роспуска Государственной Думы. Новая конституционно-правовая модель организации публичной власти в верхней палате парламента РФ (Совет Федерации) обусловливает включении в конституционный текст положения о том, что Президент России консультируется с данной палатой по вопросам назначения федеральных министров, ведающих вопросами обороны, государственной безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, общественной безопасности.

Конституционный Суд Российской Федерации. Благодаря конституционной реформе 2020 года увеличилось количество полномочий данного органа. Наиболее значимой конституционной новеллой является предварительный нормоконтроль, в рамках которого Конституционный Суд РФ по просьбе главы государства проверяет проекты законов федерального и регионального уровней на соответствие Конституции РФ [2]. В фокусе обеспечения суверенитета Российской Федерации на конституционном уровне Конституционный Суд наделяется также полномочием разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, если их решение принято на основании толкования международного договора, которое противоречит Основному закону России, а также исполнение решений иностранного или международного суда, если это решение противоречит основам публичного правопорядка России.

В новой конституционно-правовой модели публичной власти число судей Конституционного Суда сократилось с 19 до 11. Вместе с тем, исходя из положений федерального конституционного законодательства, судьи Конституционного Суда больше не имеют права публиковать особое мнение или мнение судьи в рамках решения Суда. С ноября 2020 года особое мнение или мнение судьи прилагается к протоколу заседания Конституционного Суда.

Ключевые звенья конституционной поправки 2020 года в фокусе организация и функционирования публичной власти свидетельствуют в пользу довода о начале нового конституционного цикла Российской Федерации через призму таких констант, как верховенство права, единства системы публичной власти и ее разделение на ветви [3; 5].

Библиогра фия:

1. Авакьян С. А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 1. - С. 31-44.

2. Игнатенко В. В., Петров А. А. Действие решений Конституционного Суда Российской Федерации: влияние конституционных изменений // Академический юридический журнал. - 2021. - Т. 22, № 3(85). - С. 193-201.

3. Праскова С. В. О месте органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в системе публичной власти // Академический юридический журнал. - 2021. - Т. 22, № 3 (85). - С. 220-229.

4. Хабриева Т. Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т. Я. Хабриева, А. А. Клишас. - Москва : Инфра-М, 2020. - 240 с.

5. Чуксина В. В. Глобализация, права человека и обязанности государства // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2010. - № 6. - С. 55-60.

References:

1. Avakian S. A. Draft laws on amendments to the Constitution of the Russian Federation: is the fourth round coming? // Constitutional and Municipal Law. - 2020. - No. 1. - pp. 31-44.

2. Ignatenko V. V., Petrov A. A. The effect of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation: the impact of constitutional changes // Academic Law Journal. - 2021. - Vol. 22, No. 3(85). - pp. 193-201

3. Praskova S. V. On the place of public authorities of the federal territory "Sirius" in the system of public power // Academic Law Journal. - 2021. - Vol. 22, No. 3 (85). - pp. 220-229.

4. Khabrieva T. Ya. Thematic commentary on the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power" / T. Ya. Khabrieva, A. A. Klishas. - Moscow : Infra-M, 2020. - 240 p.

5. Chuksina V. V. Globalization, human rights and state responsibilities // Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics (Baikal State University of Economics and Law). - 2010. - No. 6. - pp. 55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.