ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)
DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_146 УДК 341.1
ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ЗВЕНЬЕВ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ REVIEW OF KEY ELEMENTS OF THE RUSSIAN CONSTITUTIONAL REFORM
МАКСИМОВА Светлана Николаевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Байкальский государственный университет. 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: sveta150189@gmail.com;
Maximova Svetlana N.,
Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Baikal State University, PhD (Law). 11, Lenin St., Irkutsk, Russia, 664003. E-mail: sveta150189@gmail.com
Краткая аннотация: В статье рассматриваются ключевые элементы новой конституционной модели организации публичной власти в России. Определяются новеллы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти. Делается вывод о начале нового конституционного цикла развития основ публичной власти в России.
Abstract: The article examines key elements of the new constitutional model for organizing public power in Russia. Novellas of the cons titution-al and legal status of the President of the Russian Federation and federal state authorities are determined. It is concluded that a new constitutional cycle for the development of the foundations of public power in Russia has begun.
Ключевые слова: публичная власть, конституционная реформа, конституционная поправка, Президент Российской Федерации, федеральные органы государственной власти.
Keywords: public power, constitutional reform, constitutional amendment, President of the Russian Federation, federal state authorities.
Для цитирования: Максимова С.Н. Обзор ключевых звеньев российской конституционной реформы 2020 года // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 146-147. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_146.
For citation: Maximova S.N. Review of key elements of the Russian constitutional reform of 2020 // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 146-147. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_146.
Статья поступила в редакцию: 03.02.2023
Центральным звеном конституционной реформы 2020 года стала трансформация модели организации и функционирования публичной власти в России, выразившаяся в тестировании новой демократической модели взаимодействия главы государства с тремя ветвями государственной власти [1; 4]. В этом контексте особого внимания заслуживают актуальные конституционные изменения правового статуса Президента РФ и некоторых федеральных органов государственной власти.
Президент Российской Федерации. По новой редакции ч. 2 ст. 81 Конституции РФ кандидатом в Президенты РФ может быть зарегистрирован гражданин РФ, не имевший иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве на протяжении всей жизни. Конституционное требование правовой связи только с Российской Федерацией, по мнению Конституционного Суда РФ, соответствует особому конституционно-правовому статусу главы государства, на которого возложены основные обязанности по защите государственного суверенитета. Этот статус определяет возможность закрепления в Конституции РФ особых требований к кандидату на должность Президента РФ, гарантирующих его правовую и эмоциональную (духовную и культурную) связь с Россией. Таким образом, обозначенные требования соразмерны конституционно значимым целям. При этом в положении ч. 2 ст. 81 Основного закона делается оговорка, что требование юридической связи только с Российским государством не будет распространяться на лиц, имевших гражданство иностранного государства, которое (или часть которого) было принято в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта. Например, на лиц, постоянно проживавших на момент принятия в состав России на территории Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Херсонской области и Запорожья. Следует отметить, что обозначенная оговорка появилась не в момент внесения главой государства конституционной поправки 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а во время обсуждения законопроекта в рамках второго чтения в нижней палате. Отметим, что в новой конституционно-правовой реальности требование о количестве сроков занимаемой должности главы государства изложено иначе. Так, в новой редакции ч. 3 ст. 81 Конституции РФ одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ только дважды за свою жизнь. Однако обозначенная статья Основного закона была дополнена частью 3.1, которая содержит переходную норму в отношении лиц, занимавших должность Президента РФ до вступления в силу конституционной поправки 2020 года. Требование о количестве сроков занимаемой должности главы государства распространяется на таких лиц с момента вступления в силу конституционной поправки 2020 года без учета количества предыдущих сроков замещения этой должности. При этом в ретроспективе аналогичная переходная норма в отношении главы государства уже включалась в конституционный текст. Так, во втором разделе «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ содержится норма, актуальная для периода 1991-1996 гг. Согласно данной норме Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации 1978 года со дня вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года осуществляет установленные полномочия до истечения срока, на который он был избран по Конституции 1978 года, т.е. общий срок полномочий составляет пять лет, а не четыре года. Таким образом, в Основном законе РФ не впервые используется пере-
2020 ГОДА OF 2020
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ходное правило, обеспечивающее конституционный принцип демократии и возможность осуществления народом права избирать на свободных выборах кандидата, которого он считает наиболее достойным на должность главы государства.
Федеральное Собрание Российской Федерации. В рамках конституционной поправки 2020 года появилась новая модель формирования верхней палаты парламента РФ - Совета Федерации. Фактически состав палаты состоит из трех звеньев: по два представителя от каждого региона России; представители Российской Федерации; новое звено -Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в качестве пожизненного сенатора РФ. Отметим, что по новой модели число сенаторов, представляющих Федерацию и назначаемых главой государства, было увеличено до 30, что почти вдвое превышает число сенаторов-представителей РФ по модели формирования Совета Федерации с 2014 по 2020 год. Отметим, что в новой модели формирования Совета Федерации с 2020 года большая часть представителей РФ наделена полномочиями сроком на шесть лет. Однако граждан РФ, имеющих особые заслуги перед государством в сфере государственной и общественной деятельности, Президент России может наделить статусом сенатора, осуществляющего свои полномочия пожизненно. Общее количество сенаторов, назначаемых пожизненно, - не более 7 из 30 представителей РФ. Тем не менее в настоящее время Совет Федерации де-факто состоит из одного звена - представители от субъектов РФ, в свою очередь, представители РФ главой государства не назначены.
Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Правительства Российской Федерации. Исходя из ч. 2 ст. 110 Конституции РФ, состав Правительства РФ имеет трёхзвенную структуру: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Поскольку Российская Федерация является президентско-парламентской республикой, Российский парламент может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти. При этом до конституционной реформы 2020 года только нижняя палата парламента (Государственная Дума) участвовала в этом процессе путем дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. В рамках поправки 2020 года важна роль обеих палат парламента РФ. Так, Государственная Дума утверждает не только кандидатуру главы Правительства РФ, но и его заместителей и федеральных министров несилового блока. Однако, если Государственная Дума не утверждает этих кандидатов и, как следствие, более одной трети таких должностей остаются вакантными, то Президент наделяется полномочиями назначить членов Правительства РФ и правом роспуска Государственной Думы. Новая конституционно-правовая модель организации публичной власти в верхней палате парламента РФ (Совет Федерации) обусловливает включении в конституционный текст положения о том, что Президент России консультируется с данной палатой по вопросам назначения федеральных министров, ведающих вопросами обороны, государственной безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, общественной безопасности.
Конституционный Суд Российской Федерации. Благодаря конституционной реформе 2020 года увеличилось количество полномочий данного органа. Наиболее значимой конституционной новеллой является предварительный нормоконтроль, в рамках которого Конституционный Суд РФ по просьбе главы государства проверяет проекты законов федерального и регионального уровней на соответствие Конституции РФ [2]. В фокусе обеспечения суверенитета Российской Федерации на конституционном уровне Конституционный Суд наделяется также полномочием разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, если их решение принято на основании толкования международного договора, которое противоречит Основному закону России, а также исполнение решений иностранного или международного суда, если это решение противоречит основам публичного правопорядка России.
В новой конституционно-правовой модели публичной власти число судей Конституционного Суда сократилось с 19 до 11. Вместе с тем, исходя из положений федерального конституционного законодательства, судьи Конституционного Суда больше не имеют права публиковать особое мнение или мнение судьи в рамках решения Суда. С ноября 2020 года особое мнение или мнение судьи прилагается к протоколу заседания Конституционного Суда.
Ключевые звенья конституционной поправки 2020 года в фокусе организация и функционирования публичной власти свидетельствуют в пользу довода о начале нового конституционного цикла Российской Федерации через призму таких констант, как верховенство права, единства системы публичной власти и ее разделение на ветви [3; 5].
Библиогра фия:
1. Авакьян С. А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 1. - С. 31-44.
2. Игнатенко В. В., Петров А. А. Действие решений Конституционного Суда Российской Федерации: влияние конституционных изменений // Академический юридический журнал. - 2021. - Т. 22, № 3(85). - С. 193-201.
3. Праскова С. В. О месте органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в системе публичной власти // Академический юридический журнал. - 2021. - Т. 22, № 3 (85). - С. 220-229.
4. Хабриева Т. Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т. Я. Хабриева, А. А. Клишас. - Москва : Инфра-М, 2020. - 240 с.
5. Чуксина В. В. Глобализация, права человека и обязанности государства // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2010. - № 6. - С. 55-60.
References:
1. Avakian S. A. Draft laws on amendments to the Constitution of the Russian Federation: is the fourth round coming? // Constitutional and Municipal Law. - 2020. - No. 1. - pp. 31-44.
2. Ignatenko V. V., Petrov A. A. The effect of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation: the impact of constitutional changes // Academic Law Journal. - 2021. - Vol. 22, No. 3(85). - pp. 193-201
3. Praskova S. V. On the place of public authorities of the federal territory "Sirius" in the system of public power // Academic Law Journal. - 2021. - Vol. 22, No. 3 (85). - pp. 220-229.
4. Khabrieva T. Ya. Thematic commentary on the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power" / T. Ya. Khabrieva, A. A. Klishas. - Moscow : Infra-M, 2020. - 240 p.
5. Chuksina V. V. Globalization, human rights and state responsibilities // Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics (Baikal State University of Economics and Law). - 2010. - No. 6. - pp. 55-60.