Научная статья на тему 'ОБЗОР КЛАССИФИКАЦИЙ МУНАДЖАТОВ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ'

ОБЗОР КЛАССИФИКАЦИЙ МУНАДЖАТОВ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РЕЛИГИЯ / ФОЛЬКЛОР / МУНАДЖАТЫ / ТАТАРЫ ПОВОЛЖЬЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЖАНР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сулейманова Г. К.

Представлен хронологический обзор видовых разнообразий классификаций текстов мунаджатов - произведений, отражающих музыкально-поэтические традиции и национально-религиозную идентичность татар Поволжья, изученных в трудах литературоведов, фольклористов, искусствоведов. Актуальность исследования обусловлена недостаточностью культурологических работ, посвященных систематизации данных произведений. Для рассмотрения мунаджатов как особого культурного явления в истории татар Поволжья уточнены периоды развития жанра и хронология посвященных ему научных работ (начиная с 1980-х гг.); прослежена динамика изучения соотношения функций и тематической избирательности мунаджатов в историческом контексте. Предприняты анализ, оценка и обобщение классификаций, предложенных предыдущими авторами в научной литературе, с применением методов систематического обзора. Анализ литературы показывает, что в начале XX в. мунаджаты были определены как религиозные произведения, связанные с книжными традициями; учеными советского периода изучались в рамках песен фольклорного происхождения; современные исследователи рассматривают их в свете религиозно-философских воззрений; в работах искусствоведов подчеркнута роль взаимовлияния традиций культовой арабской музыки, практики книжного интонирования, пентатоники в развитии мелодики. В целом обнаруживается дифференциация исследователями данных произведений по тематическим и функциональным признакам; причем в отдельных работах прослеживается смешение различных подходов. Отмечено существенное влияние социально-политических условий (атеистическая идеология в советский период) на исследования ученых, что в итоге привело к вычленению религиозных и «светских» мунаджатов. При этом современными исследователями признается трансформация самого жанра - расширение тематики, функций мунаджатов и сближение с жанром песни. В заключении обоснована систематизация мунаджатов, предполагающая разделение данных произведений на религиозные и социально-философские, с учетом того, что в текстах светской тематики обязательно присутствуют религиозные мотивы, определяющие суть жанровой специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE CLASSIFICATIONS OF MUNAJATS OF THE VOLGA TATARS IN A HISTORICAL CONTEXT

The article presents a chronological overview of the species diversity of texts of munajats classifications - works that reflect the musical and poetic traditions and the national and religious identity of the Volga Tatars, studied in the works of literary critics, folklorists, and art historians. The relevance of the study is due to the lack of cultural studies devoted to the systematization of these works. To consider munajats as a special cultural phenomenon in the history of the Tatars of the Volga region, the periods of development of the genre and the scientific works devoted to it after the 80s of the last century are clarified; the dynamics of studying the correlation of functions and thematic selectivity of munajats in a historical context is traced.The methods of a systematic review were used. Analysis of the literature shows that at the beginning of the 20th century, munajats were defined as religious works associated with literary traditions; scientists of the Soviet period studied munajats within the framework of songs of folklore origin; modern researchers consider them in the light of religious and philosophical views. Art historians noted the role of the mutual influence of the traditions of cult Arabic music, the practice of book intonation, and pentatonics in the development of melodics. In general, researchers find differentiation of these works according to thematic and functional characteristics. Furthermore, there is mixing of different approaches in some works. Researches carried out by different scientists which ultimately led to the isolation of religious and “secular” munajats reveal the significant influence on socio-political conditions (atheistic ideology in the Soviet period). On the other hand, modern researchers recognize the transformation of the genre consisting in the expansion of the subject matter, the functions of munajats and the convergence with the song genre. In the conclusion the author systematizes munajats and implies the division of these works into religious and socio-philosophical ones. The fact that the texts of secular topics necessarily contain religious motives that determine the essence of genre specificity is taken into account.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР КЛАССИФИКАЦИЙ МУНАДЖАТОВ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ»

УДК 783(470.41)

Г. К. Сулейманова

аспирант (24.00.01)

Казанский государственный институт

культуры, Казань, Россия

E-mail: sul.gulnaz2015@yandex.ru

ОБЗОР КЛАССИФИКАЦИЙ МУНАДЖАТОВ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Представлен хронологический обзор видовых разнообразий классификаций текстов мунаджатов - произведений, отражающих музыкально-поэтические традиции и национально-религиозную идентичность татар Поволжья, изученных в трудах литературоведов, фольклористов, искусствоведов. Актуальность исследования обусловлена недостаточностью культурологических работ, посвященных систематизации данных произведений. Для рассмотрения мунаджатов как особого культурного явления в истории татар Поволжья уточнены периоды развития жанра и хронология посвященных ему научных работ (начиная с 1980-х гг.); прослежена динамика изучения соотношения функций и тематической избирательности мунаджатов в историческом контексте. Предприняты анализ, оценка и обобщение классификаций, предложенных предыдущими авторами в научной литературе, с применением методов систематического обзора.

Анализ литературы показывает, что в начале XX в. мунаджаты были определены как религиозные произведения, связанные с книжными традициями; учеными советского периода изучались в рамках песен фольклорного происхождения; современные исследователи рассматривают их в свете религиозно-философских воззрений; в работах искусствоведов подчеркнута роль взаимовлияния традиций культовой арабской музыки, практики книжного интонирования, пентатоники в развитии мелодики.

В целом обнаруживается дифференциация исследователями данных произведений по тематическим и функциональным признакам; причем в отдельных работах прослеживается смешение различных подходов. Отмечено существенное влияние социально-политических условий (атеистическая идеология в советский период) на исследования ученых, что в итоге привело к вычленению религиозных и «светских» мунаджатов. При этом современными исследователями признается трансформация самого жанра - расширение тематики, функций мунаджатов и сближение с жанром песни.

В заключении обоснована систематизация мунаджатов, предполагающая разделение данных произведений на религиозные и социально-философские, с учетом того, что в текстах светской тематики обязательно присутствуют религиозные мотивы, определяющие суть жанровой специфики.

Ключевые слова: культура, религия, фольклор, мунаджаты, татары Поволжья, классификация, жанр

Для цитирования: Сулейманова, Г. К. Обзор классификаций мунаджатов татар Поволжья в историческом контексте / Г. К. Сулейманова // Вестник культуры и искусств. -2022. - № 1 (69). - С. 87-93.

Мунаджаты являются одним из важных музыкально-фольклорных жанров, отражающих национально-культурную идентичность татар Поволжья. Достаточно хорошо изучены идейно-тематическое содержание мунад-жатов, связи с литературными и фольклорными жанрами, музыкальная составляющая. При

этом недостаточно работ, использующих комплексный культурологический подход, рассматривающих данные произведения как особое историко-культурное явление. Для формирования целостного взгляда и уточнения специфики жанра мунаджат необходимо сделать хронологический обзор классификаций, предложенных

87

в научной литературе. Объектом исследования в статье выступает видовое разнообразие классификаций мунаджатов татар Поволжья, предметом исследования является динамика изучения соотношения функций и тематической избирательности мунаджатов, обусловленных историческим контекстом. В работе применены методы систематического обзора.

В начале XX в. мунаджаты были определены как «произведения с религиозным содержанием на арабском языке» (С. Г. Рыбаков), «молитва в стихотворной форме» (С. Джантю-рин); в 1960-1970-е гг. они рассматриваются в рамках песен фольклорного происхождения (И. Надиров, А. Яхин); на рубеже XX - XXI вв. исследователи подчеркивают их религиозно-философскую направленность (А. Х. Садекова, А. Т. Сибгатуллина, М. Х. Бакиров).

Что касается музыкальной составляющей, исследователи отмечают взаимовлияние традиций культовой арабской и фольклорной музыки, арузной метрики на материале книжного пения и мунаджатов татар Поволжья при отсутствии непосредственного влияния суфийских музыкальных практик; огромное влияние практики книжного интонирования в дореволюционных исламских учебных заведениях; первичность текста произведений; пентатонический лад, ладоинтонационную и ритмическую формуль-ность. Происходившие в мелодике изменения связываются с влиянием ритмики современных бытовых песен, появлением музыкального сопровождения и инструментов, преимущественным исполнением мунаджатов женщинами.

После единичных работ в дореволюционное время, в 20-50-е гг. прошлого столетия отсутствовали условия не только для создания научных исследований по мунаджатам, но и для их публичного исполнения. 1970-е гг. ознаменованы смелыми шагами татарских композиторов. В хоровом концерте Шамиля Шарифул-лина «Мунаджаты» (1974) были использованы тексты аятов Корана, в 1975 г. состоялась премьера вокально-симфонической поэмы Алмаза Монасыпова «В ритмах Тукая» с использованием мотивов мунаджатов. Образцы мунад-жатов в составе сборников начал публиковать музыковед-фольклорист М. Н. Нигмедзянов

(1976; 1984). Статью Р. А. Исхаковой-Вамбы «О некоторых связях народной музыки казанских татар с арабской культурой» (1978) можно рассматривать в качестве одной из первых научных работ, посвященных жанру мунаджат в советский период.

Несмотря на это, влияние атеистической идеологии продолжает сохраняться, что отражается и в классификациях мунаджатов. В начале 80-х гг. прошлого столетия Р. Ф. Ягфаров (1983) в академическом издании «Бэетлэр» рассматривает три тематические группы мунаджатов:

1) о Родине;

2) о матери и ребенке;

3) о жизни и смерти [10, с. 20-22].

В данный период жанр мунаджат выделяется еще не всеми исследователями. К примеру, в работе Р. М. Мухаметзянова (1989) делается умозаключение об исчезновении назиданий, содержащих «религиозные представления, связанные с устаревшим укладом жизни и религиозными обрядами» [5, с. 37].

Возрождение жанра происходило после 1995 г. В Казани и Набережных Челнах было издано большое количество сборников татарских мунаджатов, в которых осмысляется место и роль данных произведений в культуре татар Поволжья. При этом в исследованиях, как правило, прослеживается узкоспециальный подход к материалу мунаджатов, они рассматриваются: а) как результат взаимовлияния ислама и народных музыкальных традиций (музыковедами); б) один из жанров народного эпоса (фольклористами); в) образец книжной поэзии (литературоведами).

В работе Ф. И. Урманче (1999) тематически выделены 4 группы мунаджатов. Несмотря на различие в содержаниях определений, три группы (о Родине, матери и ребенке, смысле жизни), как и в классификации начала 1980-х гг., остаются, но при этом добавляется важная группа - религиозные мунаджаты:

1) посвященные Аллаху и его пророкам;

2) о родной земле;

3) о матери и ребенке;

4) о смерти и бессмертии [11].

Большинство работ, содержащих классификации текстов мунаджатов татар Поволжья, относятся к XXI в.

88

В классификации К. М. Хуснуллина (2001) показана важнейшая характеристика мунаджатов, определяющая их жанровую специфику, - религиозные мотивы и обращение к Аллаху, обязательно присутствующие и в текстах светской тематики. Исследователь рассматривает произведения:

1) прославляющие Аллаха, Мухаммада, пророков, святых-праведников;

2) о просьбе помощи, милосердия у Аллаха и покаянии;

3) посвященные культовым обрядам-ритуалам;

4) о месте мусульманина в жизни и смысле жизни;

5) о разлуке с родной землей, близкими;

6) описывающие горестные думы одиноких матерей;

7) отражающие жалобы и состояние сирот;

8) призывающие к подготовке себя к жизни в потустороннем мире;

9) о старости и ее печалях;

10) о смерти и идеале бессмертия [12, с. 12-13].

Тематическую классификацию К. М. Хус -нуллина можно признать одной из полных, чему способствовали историко-культурные условия (снятие запрета на религиозные произведения и научные исследования о них, возрождение интереса к религии в постсоветском обществе), доступ к обширному практическому материалу (как составителя сборника мунаджатов).

А. Х. Садековой (2001) отмечены два вида взаимопроникаемых, не имеющих четких границ религиозных мунаджатов:

1) религиозно-житейские, где за основу берется какое-то богоугодное свойство человека, упоминаемое в священном Коране;

2) чисто коранические, призванные обучать азам религии [6, с. 8].

А. Х. Садекова (А. Х. Садыйкова) и Ф. И. Ур-манче (2005) также разделяют мунаджаты на 4 тематические группы:

1) религиозно-философские (об Аллахе и пророке Мухаммаде);

2) о Родине, родной земле;

3) о проблемах матери и ребенка;

4) о смерти и бессмертии [4, б. 4-6].

Появление большего количества работ, по-

священных изучению мунаджатов, способствует усложнению их классификаций. Исследователи начинают рассматривать виды и подвиды мунаджатов. К примеру, В. Н. Юнусовой (2007) логически обобщены предыдущие классификации; по мнению исследователя, мунаджаты «подразделяются на светские (в свою очередь они разделяются по тематике - исторические, о важных событиях жизни, трагические и т. д.) и религиозные» [14].

Вместе с тем в «Словаре литературоведческих терминов и понятий» (2007) продолжает сохраняться распределение мунаджатов по обозначенным в начале 1980-х гг. идейно-тематическим группам:

1) о разлуке с родной землей, Отчизной;

2) о потере ребенка;

3) произведения, проникнутые размышлениями о жизни и смерти [15, с. 125], т. е. религиозные мунаджаты продолжают оставаться вне поля зрения исследователей, что объясняется некой инерцией или же недостаточным вниманием к специфике жанра.

Р. К. Садыкова выделяет две группы мунаджатов (2012):

1) назидательного характера;

2) повествующие о самых горьких минутах в жизни человека [7].

При таком распределении прослеживается некое пересечение понятий, поскольку мунаджа-ты, рассказывающие о самых горьких жизненных событиях, по сути уже содержат некий элемент назидания (донесение информации о возможности событий, могущих привести к такому эмоциональному состоянию; призыв к недопущению, избеганию подобных событий и т. п.).

М. Х. Бакиров в своей классификации (2012) более четко, чем К. М. Хуснуллин, основывается на функциональных различиях произведений, учитывая: а) исполнителя произведений; б) адресата-слушателя; в) место, причину или повод исполнения. Исходя из этого исследователь выделяет следующие группы мунад-жатов:

1) религиозные (подразделенные на несколько подгрупп);

2) философские (о смысле жизни и др.);

3) описывающие печаль разлуки с родиной, с близкими;

89

4) воплотившие грусть-скорбь одиноких матерей;

5) отражающие жалобы и тяжелое положение сирот;

6) о старости;

7) о смерти и идеале бессмертия [1, с. 329].

Н. М. Шарифуллина (2013) акцентирует внимание на литературно-художественной составляющей мунаджатов и рассматривает лирико-философское, лиро-эпическое и лирико-драматическое направления в поэтическом содержании текстов мунаджатов [13, с. 23]. Подобный подход в рамках литературных жанров, по сути опирающийся на ставшую традиционной тематическую классификацию Р. Ф. Ягфарова, безусловно, позволяет обнаруживать связи с современными поэтическими формами: стихотворениями, поэмами, песнями.

А. Т. Сибгатуллиной (2013) предложена дифференциация религиозных мунаджатов и мунаджатов на социально-философские темы или посвященных трагическим событиям. Религиозные мунаджаты исследователем рассмотрены по функциональному признаку по нескольким подвидам:

1) возвеличивающие Аллаха, святых;

2) с мольбой о прощении к Аллаху; ожиданием помощи от Него;

3) назиданием к слушателю, напоминанием о религиозных нормах, этике;

4) размышлениями о потустороннем мире;

5) читаемые в меджлисах-застольях [9, с. 103-108].

Заметим, что в группе религиозных мунад-жатов можно было бы выделить религиозно-мистические произведения, связанные с суфийской литературой.

В исследовании Э. М. Галимовой (2017) представлена классификация религиозных му-наджатов по функциональным характеристикам (выполняемым функциям):

1) славление, т. е. воспевание Аллаха, мусульманской религии, пророка Мухаммеда, святых;

2) обращение к Аллаху с просьбой о помощи, милосердии;

3) ритуальные, исполняемые во время религиозных обрядов и праздников [3, с. 148-149].

Хронологический обзор классификаций мунаджатов татар Поволжья в историческом контексте в целом обнаруживает закономерности, аналогичные выявленным Г. Р. Сайфулли-ной в статье «Татарский мунаджат: трансформация жанра» на основе анализа определений термина мунаджат в двуязычных словарях, словарях по исламской культуре: мунаджаты -это произведения «чисто религиозной формы», испытавшие влияние процессов «постепенной трансформации жанра в результате социокультурных изменений», характеризующих татарскую народную музыкально-поэтическую культуру ХХ столетия [8].

В 2021 г. Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова опубликован цикл экспедиционных материалов из регионов Поволжья, где достаточно широко представлены тексты мунаджатов. Произведения традиционно рассматриваются в связи с беитами, соотносятся с лиро-эпическим жанром. К примеру, А. Х. Башкурова-Садыйкова констатирует активное бытование мунаджатов религиозных (содержащих мольбы к Богу, славления ислама, пророков, Корана), о жизни и смерти и особую популярность мунаджатов, посвященных взаи-мооотношениям матери и ребенка в современном фольклоре нижегородских татар [2, с. 139]. Данные факты свидетельствуют о сохранении и развитии мунаджатов лирико-философского, лирико-драматического направления наряду с произведениями религиозной тематики в социокультурных условиях конца XX - начала XXI в., когда получили развитие религиозные институты; т. е. не наблюдается обратное явление - выхолащивание так называемого светского содержания. Таким образом, мунаджаты, являясь неотъемлемой частью духовной истории, традиционной культуры и национально-религиозной идентичности татар Поволжья и возникнув как религиозные произведения, синкретично вобрали в себя и пронесли через века социально-философские воззрения, сокровенные духовные устремления и чаяния их исполнителей.

Итак, исследователями предложены различные классификации поэтических текстов мунаджатов, основанные, как правило,

90

на тематических и функциональных особенностях. Направленность исследований менялась в зависимости от идеологических, политических, социальных условий советского и постсоветского периодов. Подобная тенденция в конечном итоге привела к вычленению собственно религиозных и так называемых светских му-наджатов, хотя изначально они были определены именно как религиозные произведения, как « молитва в стихотворной форме».

Осуществив систематический обзор работ, считаем целесообразным придерживаться классификации мунаджатов татар Поволжья, предполагающей разделение произведений на религиозные и социально-философские, с учетом того, что в текстах светской тематики обязательно присутствуют религиозные мотивы, определяющие суть жанровой специфики мунаджатов, способствующие разграничению с иными жанрами, например, беитами. Соблюдение такого подхода позволит избежать неточностей как в теоретических работах, так и на практике: при изданиях сборников мунаджатов, проведении фольклорных экспедиций, конкурсов исполнителей.

1. Бакиров, М. Х. Татарский фольклор / М. Х. Бакиров. - Казань, Ихлас, 2012. -400 с.

2. Башкурова-Садыйкова, А. Х. Моц чишмэлэре тирэннэн чыга: ТYбэн Новгород менэж,этлэре / А. Х. Башкурова-Садыйкова // Милли-мэдэни мирасыбыз: ТYбэн Новгород. - 2 нче басма. -Казан, 2021. - Б. 135-165.

3. Галимова, Э. М. Традиционная музыкальная культура пермских татар / Э. М. Галимова. - Казань: ИЯЛИ, 2017. -328 с.

4. Менэж,этлэр / тез. А. X. Садыйкова. -Казан: Тат. кит. нэшр., 2005. - 64 б.

5. Мухаметзянов, Р. М. Специфика татарских фольклорных жанров / Р. М. Мухаметзянов. - Уфа, 1989. - 84 с.

6. Садекова, А. Х. Идеология ислама и татарское народное творчество : автореф.

дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.09 / Ай-сылу Хусяиновна Садекова. - Казань, 2001. - 78 с.

7. Садыкова, Р. К. Мунаджаты - культурное наследие народа / Р. К. Садыкова. -Дата публикации: 04.12.2012. - URL: http://muhammad-mustafa.ru/?p=3693 (дата обращения: 08.11.2021).

8. Сайфуллина, Г. Р. Татарский мунаджат: трансформация жанра / Г. Р. Сайфуллина // Музыка народов мира. Проблемы изучения. - Вып. 2. - Москва, 2017. -С.219-234.

9. Сибгатуллина, Э. Т. Татар дини-суфи эдэбияты: югары уку йортлары ечен дэреслек-кулланма / Э. Т. Сибгатуллина. - Казан: Казан. ун-т, 2013. - 184 б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Татар халык ижаты. Бэетлэр / Томны тезYчелэр: Эхмэтова Ф. В., Надиров И. Н., Жамалетдинова К. Б. -Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1983. - 351 б.

11. Урманче, Ф. Мунаджат / Ф. Урман-че // Идель. - 1999. - № 1. - URL: http://tatarica.narod.ru/cult/library/ folk/munajat.htm (дата обращения: 10.02.2022).

12. Хеснуллин, К. М. Менэжэтлэр hэм бэетлэр / К. М. Хеснуллин. - Казан: Раннур, 2001. - 724 б.

13. Шарифуллина, Н. М. Песенное творчество татар-мишарей Волжско-Сурского междуречья (Ульяновской области) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Наиля Мидхатовна Шарифуллина. - Москва, 2013. - 28 с.

14. Юнусова В. Н. Музыкальные традиции праздника Мавлид у российских мусульман / В. Н. Юнусова // Ежегодный богословский альманах «Мавлид Ан-Набий». - 2007. - № 1. - URL: http:// www.idmedina.ru/books/history_culture/ mavlid/1/music.htm? (дата обращения: 27.10.2021).

15. Юсупова, Н. М. Менэжэт // Эдэбият белеме: терминнар hэм тешенчэлэр / Н. М. Юсупова. - Казан, 2007.

Получено 26.11.2021

91

Gulnaz K. Sulejmanova

Post-graduate student (24.00.01)

Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia

E-mail: sul.gulnaz2015@yandex.ru

Review of the Classifications of Munajats of the Volga Tatars in a Historical Context

Abstract. The article presents a chronological overview of the species diversity of texts of munajats classifications - works that reflect the musical and poetic traditions and the national and religious identity of the Volga Tatars, studied in the works of literary critics, folklorists, and art historians. The relevance of the study is due to the lack of cultural studies devoted to the systematization of these works. To consider munajats as a special cultural phenomenon in the history of the Tatars of the Volga region, the periods of development of the genre and the scientific works devoted to it after the 80s of the last century are clarified; the dynamics of studying the correlation of functions and thematic selectivity of munajats in a historical context is traced.The methods of a systematic review were used.

Analysis of the literature shows that at the beginning of the 20th century, munajats were defined as religious works associated with literary traditions; scientists of the Soviet period studied munajats within the framework of songs of folklore origin; modern researchers consider them in the light of religious and philosophical views. Art historians noted the role of the mutual influence of the traditions of cult Arabic music, the practice of book intonation, and pentatonics in the development of melodics.

In general, researchers find differentiation of these works according to thematic and functional characteristics. Furthermore, there is mixing of different approaches in some works. Researches carried out by different scientists which ultimately led to the isolation of religious and "secular" munajats reveal the significant influence on socio-political conditions (atheistic ideology in the Soviet period). On the other hand, modern researchers recognize the transformation of the genre consisting in the expansion of the subject matter, the functions of munajats and the convergence with the song genre.

In the conclusion the author systematizes munajats and implies the division of these works into religious and socio-philosophical ones. The fact that the texts of secular topics necessarily contain religious motives that determine the essence of genre specificity is taken into account. Keywords: culture, religion, folklore, munajats, Tatars of the Volga region, classification,

genre

For citing: Sulejmanova G. K. 2022. Review of the Classifications of Munajats of the Volga Tatars in a Historical Context. Culture and Arts Herald. No 1 (69): 87-93.

References

1. Bakirov M. 2012. Tatarskiy fol'klor [Tatar folklore]. Kazan: Ihlas. 400 p. (In Russ.).

2. Bashkurova-Sadyikova A. 2021. Moh, chishmalare tirannan chyga: TYban Novgorod mena^atlare [Springs gush from the depths: the Munajats of Nizhny Novgorod]. Milli-madani mirasybyz: TYban Novgorod [National and cultural heritage: Nizhny Novgorod]. Iss. 2. Kazan. P. 135-165. (In Tat.).

3. Galimova E. 2017. Traditsionnaya muzykal'naya kul'tura permskikh tatar [Traditional musical culture of the Perm Tatars]. Kazan: Institute of Language, Literature and Art. 328 p. (In Russ.).

4. Mena^atlar [Munadzhats]. 2005. Comp. A. Kh. Sadyikova. Kazan: Tatarstan book publishing house. 64 p. (In Tat.).

5. Mukhametzianov R. 1989. Spetsifika tatarskikh fol'klornykh zhanrov [Specificity of Tatar folklore genres]. Ufa. 84 p. (In Russ.).

92

6. Sadekova A. 2001. IdeoLogiya isLama i tatarskoe narodnoe tvorchestvo [Ideology of IsLam and Tatar folk art]. Kazan. 78 p. (In Russ.).

7. Sadykova R. Munadzhaty - kuL'turnoe nasLedie naroda [Munajats - the cultural heritage of the people]. AvaiLabLe from: http://muhammad-mustafa.ru/?p=3693 (accessed: 08.11.2021). (In Russ.).

8. SaifuLLina G. 2017. Tatar munajat: transformation of the genre. Muzyka narodov mira. Problemy izucheniya [Music of the peoples of the world. Learning problems]. Iss. 2. Moscow. P. 219-234. (In Russ.).

9. SibgatuLLina 3. 2013. Tatar dini-sufi adabiyaty [Tatar religious-Sufi Literature]. Kazan: Kazan University. 184 p. (In Tat.).

10. Tatar haLyk i^aty. Baetlar [Tatar folk art. Beits]. 1983. Volume compilers: 3hmatova F. V., Nadirov I. N., ^amaLetdinova K. B. Kazan: Tatarstan book publishing house. 351 p. (In Tat.).

11. Urmanche F. 1999. Munadzhat. Idel. No 1. AvaiLabLe from: http://tatarica.narod.ru/cuLt/library/foLk/ munajat.htm (accessed: 08.11.2021). (In Russ.).

12. Hesnullin K. 2001. Mena^atlar ham baetlar [Munadzhats end beits]. Kazan: Rannur. 724 p. (In Tat.).

13. SHarifullina N. 2013. Pesennoe tvorchestvo tatar-misharey Volzhsko-Surskogo mezhdurech'ya (UL'yanovskoy oblasti) [Song creativity of the Tatars-Mishars of the Volga-Sursky interfluve (Ulyanovsk region)]. Moscow. 28 p. (In Russ.).

14. Iunusova V. 2007. Musical traditions of the Mawlid holiday among Russian Muslims. Ezhegodnyy bogoslovskiy al'manakh «Mavlid An-Nabiy» [Annual theological almanac «Mawlid An-Nabiy»]. No 1. AvaiLabLe from: http://www.idmedina.ru/books/history_cuLture/mavLid/1/music.htm? (accessed: 27.10.2021). (In Russ.).

15. Iusupova N. 2007. Munadzhat. ddabiyat beleme: terminnar ham teshenchalar [Literary knowledge: terms and concepts]. Kazan. (In Tat.).

Received 26.11.2021

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.