АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА
УДК 349 DOI: 10.17277/pravo.2020.02.pp.120-128
Жилищное законодательство РФ - наиболее динамичная отрасль права, поправки в этой сфере настолько часты, что иногда специалисты жилищной сферы не успевают не только изучить содержимое новых нормативных правовых актов, но даже выучить их названия. В связи с этим обзоры таких поправок важны для специалистов организаций и предприятий жилищно-коммунального комплекса. Настоящий обзор включает наиболее значимые изменения жилищного законодательства РФ за 2019 год. Обзор представлен по основным видам услуг и деятельности жилищно-коммунального хозяйства в сфере как управления многоквартирными домами, так и предоставления услуг, регулятором которых является государство.
Ключевые слова: капитальный ремонт; коммунальная услуга; многоквартирный дом; твердые коммунальные отходы; энергоэффективность.
Константин Николаевич Савин, д-р экон. наук, д-р техн. наук, профессор, президент Ассоциации «ЖКХ-68», Тамбов, Россия;
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ЗА 2019 год.
Часть 2 *
Контрольно-кассовая техника
01 июля 2019 г. в соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», наступила обязанность УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах») применять онлайн-кассы. (Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ)
В 2019 г. введен ряд исключений, позволяющих не применять онлайн-кассы в определенных случаях.
07 июня 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"», освобождающие ТСЖ/ЖК/ЖСК от обязанности по применению онлайн-касс в некоторых случаях. (Федеральный закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ)
14 июля 2019 г. вступили в силу поправки в КоАП РФ, приостанавливающие действие норм, устанавливающих административную ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники (ККТ) «при осуще-
* Продолжение, начало см.: Савин К. Н. Обзор изменений жилищного законодательства РФ за 2019 год. Часть 1 // Право: история и современность. 2020. № 1(10). С. 116 - 122. ао1: 10.17277/ргауо.2020.01.рр.116-122
ствлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсо-снабжающих организаций)».
(Федеральный закон от 03.07.2019 № 171-ФЗ)
Земельный участок под многоквартирным домом
С 02 августа 2019 г. вступили в силу изменения в порядок образования земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Вместо формирования земельного участка органы государственной власти или органы местного самоуправления будут осуществлять его образование. В целях образования земельного участка уполномоченные органы будут совершать все необходимые действия:
- обеспечивать утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготавливать межевой план земельного участка;
- обращаться с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению уполномоченные органы должны будут обеспечить устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Важно, что образование земельного участка, на котором расположен МКД и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, может осуществляться уполномоченными органами, в том числе, при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем МКД, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
Уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия решения об образовании земельного участка должен уведомить собственников помещений в МКД, о начале действий по образованию земельного участка, путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Федеральный закон от 02.08.2019 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Раскрытие информации
С 01 июля 2019 г. утратили силу нормы о раскрытии информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.
Утратили силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ (Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ) и п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, устанавливающие в качестве одного из лицензионных требований «соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161».
(Федеральный закон от 28.12.2016 № 469-ФЗ).
С 27 сентября 2019 г. вступил в силу уточненный порядок раскрытия информации регулируемыми организациями в сфере ЖКХ.
Раскрытие информации РСО осуществляется путем заполнения форм в государственно-информационную систему (ГИС) «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования». Корректируются сроки размещения в информационно-аналитической системе форм представления информации. Раскрыт порядок информирования организаций, обязанных раскрывать информацию о программном сбое, проведении регламентных и технических работ, а также сроках их устранения (завершения).
(Приказ ФАС России от 08.05.2019 № 571/19)
Энергетическая эффективность
С 06 августа 2019 г. вступает в силу измененная ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения связаны с отсутствием обязанности вести учет используемых энергетических ресурсов в МКД, в следующих случаях:
- физический износ основных конструктивных элементов МКД превышает 70 % и такие элементы не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения о сносе или реконструкции;
- МКД включен в программу реновации жилищного фонда, осуществляемую в соответствии с федеральным законом, в котором мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
(Федеральный закон от 26.07.2019 № 241-ФЗ)
Административная ответственность
С 14 июля 2019 г. действие частей 2 - 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ приостанавливается до 01 июля 2020 г. в отношении применения ККТ при осуществлении расчетов за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги РСО). Данный мораторий означат, что за нарушения, выраженные в неприменении ККТ, виновное лицо не будет привлечено к административной ответственности.
(Федеральный закон от 03.07.2019 № 171-ФЗ)
С 26 июля 2019 г. устраняются коллизии положений частей 1, 3, 6 ст. 4.5 КоАП РФ. В соответствии с изменениями положений ст. 4.5 КоАП РФ вводится единообразный подход к исчислению срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения, влекущие дисквалификацию.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения в области антимонопольного законодательства, со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.
(Федеральный закон от 26.07.2019 № 220-ФЗ)
С 17 марта 2019 г. за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, наступает административная ответственность. Части 1, 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ предусматривают административное наказание в виде административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.
(Федеральный закон от 06.03.2019 № 23-ФЗ)
С 29 марта 2019 г. частью 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ введена в действие административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований. Нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 300 тысяч до 350 тысяч рублей.
(Федеральный закон от 18.03.2019 № 26-ФЗ)
С 14 июля 2019 г. действие частей 2 - 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ приостанавливается до 01 июля 2020 г. в отношении применения ККТ при осуществлении расчетов за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги РСО). Данный мораторий означает, что за нарушения, выраженные в неприменении ККТ, виновное лицо не будет привлечено к административной ответственности.
(Федеральный закон от 03.07.2019 № 171-ФЗ)
Прочие изменения
01 июля 2019 г. в соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», наступила обязанность УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах») применять онлайн-кассы. При этом Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ установлен ряд случаев, при которых обязанность по применению онлайн-касс не возлагается на ТСЖ/ЖК/ЖСК.
(Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ)
С 01 июля 2019 г. управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, РСО, осуществляющие деятельность на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ.
В частности, управляющие организации, расположенные на территориях указанных городов, обязаны обеспечить свободный доступ к инфор-
мации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги, посредством их размещения в ГИС ЖКХ.
За нарушение указанных требований предусматривается административная ответственность по частям 1 и 4 ст. 13.19.1, а также по ст. 13.19.2 КоАП РФ.
(Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ; Письма Минстроя России от 13.01.2017 № 570-АЧ/04 и от 17.04.2017 № 16390-ОГ/04)
С 09 июня 2019 г. усложнился порядок изменения статуса помещения в МКД с жилого на нежилое.
(Федеральный закон от 29.05.2019 № 116-ФЗ)
С 31 июля 2019 г. применяется типовая форма договора холодного и горячего водоснабжения (ХВС, ГВС), водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
По соглашению сторон договор может быть дополнен положениями, не противоречащими законодательству РФ. Договор заключается на неопределенный срок.
(Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897)
С 31 июля 2019 г. УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК, осуществляющие управление МКД, обязаны предоставлять РСО сведения, указанные в новой редакции п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которые необходимы для начисления платы за коммунальные услуги. Такие сведения предоставляются не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги РСО. Сведения предоставляются как на бумажном, так и электронном носителях. В случае непредоставления и (или) предоставления недостоверных сведений, что повлечет убытки РСО, такие убытки РСО возмещает УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК. В случае изменения сведений в реестре собственников помещений МКД, не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК направляют новые сведения РСО, региональному оператору по обращению с ТКО.
(Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897)
25 сентября 2019 г. вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 26.07.2019 № 225-ФЗ в Федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».
Законом определены понятия федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, российского экологического оператора и оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Предусмотрено создание ГИС учета ТКО, а также ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Установлено, что федеральная схема обращения с ТКО включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами и относящуюся к обращению с ТКО, и иную информацию, определенную Правительством РФ. Федеральная схема обращения с ТКО разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством РФ в установленном им порядке.
Электронная модель федеральной схемы обращения с ТКО является частью ГИС учета ТКО. Оператором ГИС учета ТКО определено Минприроды России.
Законом предусмотрена федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности, утверждаемая Правительством РФ. Схема разрабатывается и корректируется с учетом сведений, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами и ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Организации, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, а также федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Полномочия по созданию ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности закреплены за Госкорпорацией «Росатом».
(Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)
С 20 июля 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 04.07.2019 № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406». Данным Постановлением Правительства РФ изменены основы ценообразования, правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Введены новые понятия: удельные текущие расходы регулируемой организации, осуществляющей транспортировку воды и (или) транспортировку сточных вод; удельные текущие расходы гарантирующей организации на транспортировку воды и (или) транспортировку сточных вод. Установлен метод сравнения аналогов, который применяется при установлении тарифов на транспортировку холодной воды, транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей холодного водоснабжения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 км в централизованной системе холодного водоснабжения. При установлении тарифов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат), если протяженность сетей холодного водоснабжения (водоотведения), эксплуатируемых этой регулируемой организацией, превышает 10 км в централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) или такая организация является гарантирующей организацией.
(Постановление Правительства РФ от 04.07.2019 № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406»)
С 31 июля 2019 г. применяются новые правила определения сведений, которые допустимы к размещению на платежном документе (справочно-информационные), сведений, размещение которых запрещено (реклама, за исключением социальной рекламы), а также обязательных к размещению сведений - информация о региональном операторе по обращению с ТКО.
(Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897)
С 07 августа 2019 г. вступает в силу обновленный профессиональный стандарт - «Специалист по управлению многоквартирными домами». В тексте Приказа Минтруда России от 31.07.2019 № 538н указана основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение благоприят-
ных и безопасных условий проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Описаны трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт и дана характеристика обобщенных трудовых функций.
(Приказ Минтруда России от 31.07.2019 № 538н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению многоквартирными домами"»)
С 27 августа 2019 г. вступил в силу новый перечень вопросов, предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене. В новом Приказе Минстроя России от 26.06.2019 № 366/пр количество вопросов осталось прежнее, появился перечень вариантов ответов, вопросы управления и лицензирования были дополнены вопросами аварийно-диспетчерской службы. Напомним, что одним из обязательных лицензионных требований является наличие у должностного лица, лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата (п. 2 ч. 1 ст. 192 ЖК РФ).
(Приказ Минстроя РФ от 26.06.2019 № 366/пр)
В настоящее время Правительством Российской Федерации готовиться проект «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года» (далее - Стратегия). Федеральным органам исполнительной власти рекомендовано руководствоваться положениями проекта Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 г. разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании), целями и стратегическими задачами, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (далее - Указ № 204), и является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели, задачи и меры в области государственного управления жилищной и коммунальной сферами Российской Федерации (далее - сфера ЖКХ).
Сроки реализации Стратегии - 2021 - 2035 гг.
Стратегия разработана в целях обеспечения реализации следующих документов стратегического планирования:
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683;
- Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208;
- Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642;
- Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
- Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 г.
На момент разработки и принятия Стратегии реализуется ряд национальных проектов и программ, которые оказывают влияние на формирование направлений развития сферы ЖКХ, поэтому при разработке Стратегии учтены реализуемые мероприятия по следующим проектам и программам:
- национальный проект «Жилье и городская среда»;
- национальный проект «Экология»;
- национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ресурсоснабжаю-щих организаций, лиц, осуществляющих управление МКД, региональных операторов по обращению с ТКО, региональных операторов капитального ремонта МКД, собственников и пользователей помещений в МКД и жилых домов, отраслевых ассоциаций и иных профессиональных и общественных объединений по созданию благоприятных условий для реализации целей и задач Российской Федерации в жилищной и коммунальной сферах.
Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере ЖКХ на федеральном, региональном, муниципальном, отраслевом и межотраслевом уровнях.
Жилищная и коммунальная сфера в Российской Федерации характеризуется следующими проблемами.
1. Высокий износ основных фондов, включая внутренние инженерные коммуникации МКД, и рост объемов аварийного жилищного фонда при отсутствии системы учета и мониторинга реального технического состояния и износа основных фондов и достоверной информации, необходимой для принятия управленческих решений.
2. Отсутствие сформированного института собственников жилья. Низкая мотивация эффективного управления, ответственности и заинтересованности в результате.
3. Недостаточная эффективность управляющих компаний и РСО, обусловленная недостатками применяемых методов тарифного регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности и внедрению новых технологий.
4. Отсутствие единого центра принятия технологических, инвестиционных и ценовых решений и комплексного подхода к развитию населенных пунктов, включая модернизацию коммунальных систем на уровне региона.
5. Недостаточный инвестиционный ресурс, обусловленный недооце-ненностью основных фондов, отсутствием долгосрочных гарантий возврата капитальных вложений, недостаточностью развития механизмов привлечения инвестиций и ограниченных финансовых возможностей бюджетов различных уровней.
6. Отсутствие сформированной культуры потребления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, большой объем накопленной дебиторской и кредиторской задолженности РСО.
7. Низкая энергетическая эффективность и недостаточность механизмов стимулирования энерго- и ресурсосбережения.
8. Применение ценовых ограничений в качестве механизма сплошной социальной поддержки, недостаточное использование адресной поддержки отдельных групп населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
9. Неактуальность существующих технических норм и правил, отсутствие норм, соответствующих показателям экологичности, энергоэффективности, полного жизненного цикла объектов жилищного и коммунального хозяйства.
10.Дефицит профессиональных кадров по причине низкой привлекательности рабочих мест, в том числе из-за низкого уровня заработных плат, и недостаточный уровень развития научно-технической базы.
По нашему мнению, подобные обзоры должны повысить эффективность работы сотрудников предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, органов местного самоуправления, а преподавателям, аспирантам и студентам юридических и экономических направлений университетов оперативно применять законодательные изменения в учебном процессе.
Review of Changes to Housing Legislation of the Russian Federation for 2019. Part 2
K. N. Savin, Doctor of Economics, Doctor of Technical Sciences, Professor, President of Housing and Public Utilities-68 Association,
Tambov, Russia; [email protected]
Housing legislation of the Russian Federation is the most dynamic branch of law; amendments in this area are so frequent that sometimes housing specialists do not have time to not only study the contents of new regulatory legal acts, but even learn their names. In this regard, reviews of such amendments are important for specialists of organizations and enterprises of the housing and communal complex. This review includes the most significant changes in the housing legislation of the Russian Federation for 2019. The review is covers the main types of services and activities of housing and communal services in the field of both management of apartment buildings and the provision of services regulated by the state.
Keywords: overhaul; utilities; apartment house; municipal solid waste; energy efficiency.
© К. Н. Савин, 2020 Статья поступила в редакцию 25.12.2019
При цитировании использовать:
Савин К. Н. Обзор изменений жилищного законодательства РФ за 2019 год. Часть 2 // Право: история и современность. 2020. № 2(11). С. 120 - 128. doi: 10.17277/pravo.2020.02.pp.120-128