Научная статья на тему 'Обзор изменений законодательства в системе оценки условий труда'

Обзор изменений законодательства в системе оценки условий труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ / ОХРАНА ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслов М.В.

В данной статье рассмотрены последние изменения законодательства в сфере оценки условий труда и компенсаций работникам. Проанализированы достоинства и недостатки предыдущей системы, рассмотрены нормативные предпосылки ее реформирования на примерах неоднозначной судебной практики по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Какие проблемы уже решены, а какие, по мнению автора еще предстоит решить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор изменений законодательства в системе оценки условий труда»

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

© Маслов М.В.*

ООО «АВТОВАЗ ПРОО», г. Тольятти

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

В данной статье рассмотрены последние изменения законодательства в сфере оценки условий труда и компенсаций работникам. Проанализированы достоинства и недостатки предыдущей системы, рассмотрены нормативные предпосылки ее реформирования на примерах неоднозначной судебной практики по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Какие проблемы уже решены, а какие, по мнению автора еще предстоит решить.

Ключевые слова: специальная оценка условий труда, гарантии и компенсации, охрана труда.

По данным Росстата за период с 2006 по 2013 годы количество работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, неуклонно растет во всех видах экономической деятельности: с 35,0 % до 46,8 % - добыча полезных ископаемых; с 24,4 % до 34,4 % в обрабатывающей промышленности; с 28,0 % до 32,8 % производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

с 12,1 % до 23,6 % в строительстве; с 26.5 % до 34,0 % на транспорте; с 3,0 % до 4,2 % связь.

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ признаны профессионально заболевшими более 155 тысяч работников, и их количество ежегодно увеличивается на 5-7 тысяч человек. Общие среднегодовые потери от недопроизводства работ и услуг, включая потери рабочего времени вследствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также потери вследствие необходимости предоставления дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочей недели работающим во вредных условиях труда составляют 956 миллиардов рублей или 2,1 % от ВВП. Суммарные экономические потери вследствие неудовлетворительных условий и охраны труда на рабочих местах составляют 1,94 триллиона рублей или 4,3 % ВВП.

* Начальник бюро охраны труда ООО «АВТОВАЗ ПРОО», магистрант кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью» Тольяттинского государственного университета.

До декабря 2013 года гарантии и компенсации работникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда предоставлялись на основании:

- списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22);

- типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78).

Положительные стороны системы:

- одинаковые (типовые) условия труда и производственные процессы в зависимости от профессий, должностей и видов выполняемых работ;

- госгарантии компенсации причиненного вреда здоровью в процессе трудовой деятельности, а также гарантированный государством доход в случае утраты способности самостоятельного заработка.

Недостатки:

- списочный подход не позволяет провести экономически справедливую дифференциацию затрат как работодателей, так и государства (в части пенсионной системы) в зависимости от степени реальной вредности и опасности условий труда на конкретном рабочем месте;

- работодателям невыгодно вкладывать средства в улучшение условий труда.

Нормативные предпосылки реформирования системы появились еще в 2006 году, внесением изменений в ТК РФ, а именно в статью 219 включена норма, согласно которой размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Далее 20 ноября 2008 года постановлением Правительства РФ № 870 Предусмотрен минимальный размер соответствующих компенсаций, устанавливаемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, а Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления поручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения РТК сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. Данное поручение Министерство здравоохранения и социального развития РФ так и не выполнило.

И наконец, 26 апреля 2011 года приказом Минздравсоцразвития России № 342н Утвержден (и введен в действие с 1 сентября 2011 г) порядок аттестации рабочих мест по условиям труда.

В этих условиях формируется неоднозначная судебная практика по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Примером такой практики может быть Разъяснение Верховного Суда РФ от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570, которое гласит, что при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке 1974 года, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870. Вместе с тем в случаях, когда по данной профессии, должности Списком предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, предусмотренный пунктом 2 указанного постановления, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.

Далее вышло в свет определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. № 135-О, которое указывает, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

При этом до декабря 2013 года законодательством фактически были определены две процедуры исследования условий труда на вредных и опасных рабочих местах:

1. Аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании статьи 209 Трудового кодекса РФ, с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда.

2. Специальная оценка условий труда, которая должна осуществляться на основании отдельного федерального закона во исполнение статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в целях освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного, вытекает необходимость унификации и объединения требований к исследованиям условий труда для использования этих результатов в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности, а также исключения повторных исследований.

С учетом неблагополучного положения с условиями труда особую важность приобрел внесенный в Госдуму Правительством Российской Федерации проект Федерального закона N 337970-6 «О специальной оценке условий труда», согласно которому вместо аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривается проведение новой процедуры - специальной оценки условий труда. 15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроекты № 337970-6 «О специальной оценке условий труда», и № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Итак, с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Напомню, что в силу ч. 12 ст. 209 Трудового Кодекса РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н. Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования», как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. «г» п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 421-ФЗ).

Проводить оценку будут независимые организации, обладающие необходимым измерительным оборудованием и аттестованными экспертами, при этом федеральным законом определены требования к недопущению конфликта интересов, а именно исключению ситуаций, при которых заинтересованность организации, проводящей СОУТ, или ее эксперта влияет либо может повлиять на результаты оценки. Здесь особо стоит отметить усиление персональной ответственности организаций и экспертов за объективные результаты оценки условий труда, а именно глава 14 КоАП РФ с 1 января 2015 года будет дополнена новой статьей 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», за нарушение которой будет предусматриваться наложение административного штрафа, в размере от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет - на должностных лиц и от 70 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток - на юридических лиц.

Установление работникам гарантий и компенсаций за вредные условия труда, равно как и размер страховых взносов, которые платит работодатель, будут тесно связаны с результатами специальной оценки.

По аналогии с результатами аттестации, итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомню, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Согласно новой методике проведения специальной оценки условий труда из оценки исключены «Психоэмоциональные нагрузки» и «Естественная освещенность», а в оценке уровня шума взят за основу единый установленный уровень, что является плюсом для работодателя.

Большим шагом на пути решения проблем нормативного регулирования компенсаций за вредные условия труда явился дифференцированный подход к определению их видов и объемов, внесенный в статьи 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Наименование гарантий и компенсаций Вредные условия труда (класс 3) Опасные условия труда (класс 4)

3.1 3.2 3.3 3.4

Сокращенная продолжительность рабочей недели — — не более 36 часов не более 36 часов не более 36 часов

Дополнительный оплачиваемый отпуск 7 дней 7 дней 7 дней 7 дней

Повышенный размер оплаты труда 4 % 4 % 4 % 4 % 4 %

При этом продолжительность рабочего времени работников занятых во вредных условиях труда может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю, с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору (статья 92 ТК РФ), а часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность 7 дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами (статья 117 ТК РФ).

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что для работодателя появился стимул вкладывать средства в улучшение условий труда и модернизацию основных фондов: эффект от этих вложений повлияет на производительность, охрану труда, налоговую систему и т.д., но условия труда по большинству профессий, предусмотренных Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, могут быть существенно улучшены, но не до такой степени, чтобы быть признанными безопасными или допустимыми, так, что организации, имеющие такие рабочие места, не будут заинтересованы вкладывать средства в улучшение условий труда, поскольку быть освобожденными от уплаты дополнительного тарифа страховых взносов они не смогут. А это значит, что подход, согласно которому плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты дополнительных страховых взносов в ПФР, по результатам СОУТ, все же требует определенной корректировки.

Также не устранены противоречия санитарного законодательства (Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), которое запрещает работу во вредных условиях труда и Трудового кодекса Российской Федерации, который допускает такие виды работ при условии выявления превышений ПДК и ПДУ, фиксации этих значений, присвоением класса условий труда и назначении компенсаций.

Выступая на II Всероссийском съезде специалистов по охране труда первый заместитель Министра труда и социальной защиты Росийской Федерации В.С. Вельмяйкин отмечает, что такие жесткие требования санитарного законодательства обусловлены формированием его в советское время, в концепции абсолютной безопасности (требовании полного устранения вредных факторов способных оказывать негативное воздействие на организм человека). В те годы люди думали, что развитие науки в будущем даст возможность организовать работу в идеальных условиях труда. Но реальность

показывает, что это невозможно, а мир на сегодняшний день находится в другой концепции, что любая деятельность потенциально опасна, и нулевой риск обеспечить невозможно. И нам необходимо перейти к концепции управления профессиональными рисками, так называемой оценке приемлемого риска. При этом Вельмяйкин подчеркивает, что у нас есть ряд профессий и должностей, на которых объективно невозможно обеспечить безопасные условия труда.

Так что же при этом делать работодателю при проведении проверок на предмет соответствия организации требованиям санитарного законодательства, если в технологическом процессе производства присутствует литейное производство, термическая обработка металлов, гальваника и т.д. Даже если в организации будет в полном соответствии с законодательством проведена специальная оценка условий труда, выполнены все мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда, организация все равно будет считаться нарушителем со всеми вытекающими при этом последствиями (предписания, штрафы и т.п.). И такая практика, к сожалению, имеет место быть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.