Научная статья на тему 'ОБЗОР ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОТОИНДУСТРИИ'

ОБЗОР ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОТОИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1334
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОИНДУСТРИЯ / ФОТОГРАФИЯ / ФОТОАППАРАТ / КАМЕРА-ОБСКУРА / ЖАНР ФОТОСЪЕМКИ / ЦИФРОВОЕ ФОТО / ПРОЕЦИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / PHOTO INDUSTRY / PHOTOGRAPHY / CAMERA / CAMERA OBSCURA / GENRE OF PHOTOGRAPHY / DIGITAL PHOTO / IMAGE PROJECTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карчага Е. С.

Статья посвящена истории фотоиндустрии, которая начинается с 1604 г., когда были поставлены первые опыты по проецированию изображения на плоские поверхности. А в 20-х гг. XIX в. французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс открыл способ регистрации изображения. Рассмотрено развитие цифрового фото и определены ведущие компании по производству цифровых фотоаппаратов. Отдельное внимание отведено лидерам фотоиндустрии разного жанра съемки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE HISTORY OF THE CREATION AND DEVELOPMENT OF THE PHOTO INDUSTRY

This article is devoted to the photo industry. The history of photography begins in 1604, when the first experiments were made to project images on flat surfaces. And in the 20s of the XIX century, a method for registering images was discovered by the French inventor Joseph Nicephore Niepce. The development of digital photography is considered and the leading companies for the production of digital cameras are identified. Special attention is paid to the leaders of the photo industry of different shooting genres.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОТОИНДУСТРИИ»



УДК 774

ОБЗОР ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОТОИНДУСТРИИ

Е. С. Карчага

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Статья посвящена истории фотоиндустрии, которая начинается с 1604 г., когда были поставлены первые опыты по проецированию изображения на плоские поверхности. А в 20-х гг. XIX в. французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс открыл способ регистрации изображения. Рассмотрено развитие цифрового фото и определены ведущие компании по производству цифровых фотоаппаратов. Отдельное внимание отведено лидерам фотоиндустрии разного жанра съемки.

Ключевые слова: фотоиндустрия, фотография, фотоаппарат, камера-обскура, жанр фотосъемки, цифровое фото, проецирование изображения.

OVERVIEW OF THE HISTORY OF THE CREATION AND DEVELOPMENT OF THE

PHOTO INDUSTRY

E. S. Karchaga

Don State Technical University Rostov-on-Don, Russian Federation)

This article is devoted to the photo industry. The history of photography begins in 1604, when the first experiments were made to project images on flat surfaces. And in the 20s of the XIX century, a method for registering images was discovered by the French inventor Joseph Nicephore Niepce. The development of digital photography is considered and the leading companies for the production of digital cameras are identified. Special attention is paid to the leaders of the photo industry of different shooting genres. Keywords: photo industry, photography, camera, camera obscura, genre of photography, digital photo, image projection.

Введение. История фотографии началась с 1604 г., когда немецкий астроном Йоганн Кеплер поставил первые опыты по проецированию изображения на плоские поверхности, используя закон преломления света в оптической среде. Затем появилась камера-обскура, так называемый прообраз фотоаппарата. До сих пор в точности неизвестно, кто и когда ее создал, но известно, что она собой представляла. Это была так называемая темная комната, в одной из сторон которой присутствовало небольшое отверстие. Лучи света, которые освещали снимаемый объект, проходили через это отверстие и на противоположной стене создавали перевернутое изображение данного объекта. Естественно, проецируемое изображение было бледное и нечеткое.

В 20-х годах XIX в. французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс открыл способ регистрации изображения. Суть способа состояла в обработке попадающего света асфальтовым лаком и сохранении его на стеклянной поверхности. При помощи такого метода изображение приобретало форму и становилось видимым. Это был первый случай в истории, когда картина рисовалась не художником, а благодаря преломленным лучам света.

Первое закрепленное изображение было выполнено в 1822 г. Ньепсом. При этом официальным днем рождения термина «фотография» считается 07.01.1839. Именно в этот день на заседании Парижской академии наук астроном Доменика-Франсуа Араго выступил на тему работы Луи Дагерра. Научный доклад о достижении, который был насыщен различными схемами, учеными словами, стал настоящей сенсацией. В этом же году Дагерр написал наставление о пользовании камерой, которое разобрали в считанные дни. С этого момента началось усовершенствование фотосъемки.

Фотоиндустрия XIX в. Первые фотоаппараты представляли собой громоздкие устройства, которые приходилось устанавливать на полу. Их объективы были несовершенны, а светочувствительность фотоэмульсии характеризовалась низким качеством. В результате каждая съемка требовала сильного освещения и длительной выдержки. В качестве дополнительного освещения фотографы использовали вспышки или снимали в студии со стеклянными потолками. Первые вспышки представляли собой металлический поддон на длинной ручке, куда насыпали магниевый порошок и поджигали, что было довольно пожароопасно и непрактично из-за дыма и запаха.

В этот период времени фотосъемка считалась дорогостоящим удовольствием. Например, в Москве в середине века стоимость дагерротипа могла достигать среднего месячного жалования служащего. Поэтому фотосъемка для людей считалась значимым событием, на которое приходили целыми семьями в лучших нарядах. Однако, с развитием технологий и изменением стоимости материалов для фотосъемок уже к концу века стоимость фотоуслуг снизилась приблизительно в 9 раз.

В этот период для фотографии время экспозиции занимало несколько минут, и фотографируемый объект должен оставаться неподвижным. Поэтому на старинных фотографиях выражения лиц и позы фотографируемых людей статичны. Для обеспечения комфортной фотосъемки применяли различные вспомогательные средства: удобные кресла, по потребности использовали так называемые «держатели головы» — копфгалтеры.

Наибольшую трудность в фотографировании вызывали дети, которым сложно объяснить, что разговаривать, двигаться и тем более улыбаться нельзя. Во время фотосъемки для детей использовали отвлекающие маневры в виде птичек в клетках и животных, или всевозможными способами мамы их держали, а сами прятались.

Для студийных фотографий XIX — начала XX вв. характерно мягкое рассеянное освещение и фон с декорациями. Как правило, на заднем плане было изображение пейзажей или архитектурных сооружений в классическом стиле. Интерьер на старых дореволюционных фотографиях довольно однообразен, обычно это резная мебель: столы, стулья с высокими спинками и подлокотниками, перила, вазы, портьеры [1 ].

Старинные фотографии отличаются хорошей детализацией, что объясняется техникой фотопечати: размер снимка соответствовал размеру негатива. Бумажный снимок наклеивался на специальную картонную подложку, которая придавала фотографии жесткость, защищала от повреждений и была неотъемлемой частью оформления вплоть до 1920-х гг. Картонная основа была декоративным элементом и одновременно несла информацию о фотографе, ателье, месте и времени съемки и заполнялась по определенным правилам. Существовали и стандарты на формат фотографий. Самыми распространенными были визитная карточка форматом примерно 5,5*9,0 см и кабинетный портрет — примерно 11*16 см, ставший общепринятым в портретной фотографии с 1870 г. [1].

С 1920 г. появляется новый формат фотографий — почтовая карточка форматом 9*14 см без картонной основы и с разметкой для адреса и почтовой марки на обороте. Советские фотографии продолжительное время сохраняли стилевой характер кабинетного портрета: светлая рамка на самом снимке, внизу которой была информация о городе, дате съемки и название ателье.

Цифровое фото. В XX в. в первую очередь совершенствовались камеры, а не фотографии. Исключением считается начало века, когда речь шла о цветной фотографии. Еще в 1861 г. при помощи метода цветоделения Джеймс Максвелл получил первый цветной фотоснимок. В данном случае для создания фотографии требовалось использовать одновременно 3 камеры, на которых установлены разные цветофильтры. Однако с 1907 г. братья Люмьер начали производить и затем

продавать фотопластинки, с помощью которых можно было создавать цветные фотографии с использованием только одной камеры.

За прошлое столетие было создано огромное количество фотоаппаратов. В Германии была основана компания Leica, началось соперничество Nikon и Canon. А в России успех имели такие фотоаппараты, как «Зоркий», «Зенит» и «Смена» [2].

В 1949 г. в одну из зеркальных камер компания Zeiss внедрила пентапризму, что позволило поместить видоискатель не на верхней панели, а на задней стенке аппарата. После этого фотографы получили возможность удерживать приспособление на уровне глаз. Этот принцип в настоящее время широко применяется в цифровых зеркальных устройствах кроме моделей Sony, в которых имеется почти прозрачное зеркало, не отражающее свет в видоискатель [2].

В 1974 г. с помощью электронного астрономического телескопа получена первая цифровая фотография, на которой было изображено звездное небо. А первый цифровой фотоаппарат Mavica компании Sony появился в 1980 г., с помощью которого можно было делать не только фотографии, но и записывать видео.

Компания Fujifilm свою первую модель цифрового фотоаппарата выпустили в 1988 г. под названием Fuji DS1P. В этом случае фотографии сохранялись в цифровом виде на электронном носителе. Внутренняя память камеры составляла 16 Mb. Фирма Kodak в 1991 г. создала цифровую зеркальную камеру с разрешением 1 ,3 мегапикселей. При этом тремя годами позже фирма Canon начала снабжать свои фотоаппараты системой оптической стабилизации изображения. А в 19941995гг. фирмы отказались от пленочных фотоаппаратов.

Изменения в фотоиндустрии. В XXI в. фотография как искусство находится на пике популярности. С развитием технологий фотографы почти каждый день по всему миру пробуют новые режимы, композиции в съемке. А еще 2-3 десятка лет назад услугами фотографа пользовались исключительно в самых торжественных случаях, и такой вид фотографии, как портретная съемка, был востребован максимально. Если в те времена зеркальный фотоаппарат могли позволить себе лишь избранные, то сегодня возможность самореализоваться с помощью фотоискусства есть у большинства желающих.

В настоящее время фотоаппараты изменяются и усовершенствуются, тем самым упрощают процесс фотосъемки. Большой ассортимент объективов, штативы, дополнительные вспышки, различные отражатели помогают фотографам создавать интересные снимки, а не просто изображения.

В 2000-е гг. корпорации Sony и Samsung монополизировали рынок цифровых фотоаппаратов. С профессиональной фототехникой начали соперничать простые «мыльницы». Однако со временем популярными стали камеры на смартфонах.

Естественно, помимо изменений в процессе и сопровождении фотосъемки произошли изменения и в реализации фотоснимка. В 50-70 гг. XX в. популярной считалась fashion-фотография. Отказавшись от традиционных канонов, фотографы смогли экспериментировать, не соблюдая стилистического единства модели, декораций и нарядов. Внимание было обращено на спортивные фоторепортажи, полные движения и жизни, создавались документальные снимки.

Постепенно мода перешла в иную плоскость, став особым мировоззрением и стилем жизни. Такая эволюция повлияла на работу модных фотографов, перед которыми открылись новые горизонты для творения. В стенах студий они начали экспериментировать со светом, цветом, композициями, планами, позами моделей, создавая что-то особое, атмосферное. Наиболее популярными в то время были Ирвинг Пенн и Ричард Аведон.

Фотографии конца XIX в. полны сюрреализма, авангарда, сложных идей, ассоциаций, несоответствия планов и фактур. При этом рекламный бизнес процветает и активно начинает эксплуатировать женские образы. Диджитал-революция и популяризация социальных медиа 2000-х гг. направила модную фотографию в новое русло. Большинство фотографов начали подбирать цветовую палитру, экспериментировать с несочетающимися цветами. Предметы разного характера и назначения добавляли изюминку в снимках. Для завершения замысла автора использовались различные локации.

Лидеры фотоиндустрии. Со временем фотографы научились создавать не просто фотографии, а целые шедевры, истории человеческой жизни. Держа в руках фотокарточку с портретом молодого дедушки в военной форме или счастливых новобрачных родителей, или беззубого улыбающегося младенца, понимаешь, как эта желтеющая бумажка хрупка и подвержена тлению, и в то же время осознаёшь, что в ней, простой и даже иногда сугубо бытовой, заключена вечность [3].

В настоящее время фотографом может быть любой человек, имея всего лишь телефон с камерой или фотоаппарат. Однако признанных мастеров этого дела очень мало. Например, легендарным мастером фотопейзажа является Энсель Адамс. Его черно-белые фотографии известны всему миру. Созерцание природы, пейзажи настраивают на философский лад и заставляют задуматься о бытии.

В жанре уличной фотографии и фотореализма лучшим считается Анри Картье-Брессон. Мастеру удавалось становится абсолютно невидимым во время съемки так, что объекты на его снимках выглядели максимально естественно.

Великим мастером криминальной съемки считается Артур Феллиг (Виджи), который утверждал: «Для меня фотографии, как блинчики. Я должен заполучить их, пока они горячие». Фотограф всегда первым находился на месте нью-йоркского происшествия, и не важно какого масштаба это событие.

Юсуф Карш знаменит портретной съемкой. Без лишних декораций и драпировок с помощью игры света и тени он создает психологические портреты людей, формировавших «физиономию» эпохи и мира. Карш фотографировал лица таким образом, что создавал их трансформацию в легенду, например, портреты А. Энштейна, Э. Хемингуэя, П. Пикассо, Б. Шоу и Э. Рузвельта.

Гением фоторепортажа можно назвать Роберта Капа, настоящее имя которого Эндре Эрнё Фридман. Венгр еврейского происхождения, который никогда не собирался быть фотографом, благодаря смелости, авантюризму и яркому изобразительному таланту прославился как один из известнейших военных фоторепортеров XX в. Сам автор считал: «Фотография — это документ, глядя на него, имеющий сердце и глаза, начинает ощущать, что в мире не все так уж и благополучно». Каждая работа Роберта представляет собой целую жизнь, наполненную динамикой и драматизмом.

Среди женщин-фотографов можно отметить Диану Арбус, которая отличалась особой любовью к съемкам девиантных личностей и маргиналов. Объектом ее съемки могли выступать нудисты, карлики, люди со слабоумием, трансвеститы, в общем люди, от которых население отводит глаза. А Энни Лейбовиц заинтересовала публику одновременно простыми, ироничными и остроумными снимками. Например, Джон Леннон, свернувшийся вокруг Йоко Оно или Вупи Голдберг, купающаяся в молоке.

Заключение. С незапамятных времен людям хотелось запечатлеть лучшие моменты своей жизни, природных явлений, передать красоту и гармонию с помощью материальной формы. Благодаря появлению фотокамеры и развитию фотографии появилась такая возможность.

Ученые, работая с оптикой преломления света, осознали, что картинка переворачивается, если пропустить свет в затемненное помещение через небольшое отверстие. Так они пытались воспроизвести процедуру фотографирования. Со временем фотоснимки обрели привычный вид. Изображение создавалось с помощью фотокамеры. Внутрь приспособления помещали фотопленку. После проявки появилась возможность переместить изображения на фотобумагу.

Таким образом, фотоиндустрия тогда и сейчас пользуется популярностью. У людей появилась возможность оставить не только в памяти, но и на фотобумаге событие, момент жизни как радостный, так и грустный. В настоящее время хранилищем фотографий выступает как карта памяти, так и фотопленка.

Благодаря гениальным фотографам в мире появляются новые жанры и стили фотографий, которые преобразуют обычный снимок в новый шедевр, для создания которого требуется немного фантазии, вдохновения и смелости.

Библиографический список

1. Фотография 19 века / Реставрация старых фотографий. — Режим доступа: https://www.photorepair.ru/fotografiya-19-veka (дата обращения: 16.07.2020).

2. История возникновения фотографии / Фотография.Инфо. — Режим доступа: https://fotografiya.info/?p=1014 (дата обращения : 16.07.2020).

3. Знаменитые фотографы ХХ века // Camera forum. — Режим доступа: http://cameraforum.ru/threads/3048/ (дата обращения: 17.07.2020).

Об авторе:

Карчага Екатерина Сергеевна, магистрант кафедры «Медиатехнологии» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), katerina.karchaga@vandex.ru

Author:

Karchaga, Ekaterina S., Master's degree student, Department of Media Technology, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), katerina.karchaga@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.