со X
LH
n
LH Q_
-0 Q_
О CO LQ
О
REVIEW OF RESEARCH ON HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT
Vorobyov Nikolay Nfkofaevfeh, D5c of Economics, Professor, Technological Institute of service (branch} Don State Technical University, Stavropol
In a review article on several publications in the journal Kant, studies were selected that are directly or indirectly interconnected with each other. They are connected by the consideration of issues related to the development of human capital, since at present the study of problems concerning the condition and development of not only the whole society, but specifically each person is more and more popularizing in the world scientific community The combination of economic and social problems associated with assessing the level of development of human capital is identical across all countries, in this regard, domestic researchers conduct a multivariate analysis of the state of affairs on the development of human capital in the Russian Federation.
Keywords; person; society; capital; wages; economics; finances; mechanism; region; profession; teacher; school; profession; education; money; law; regulations.
DOI 10.24923/2222-243X.:
УДК 332.1 ВАК РФ 08,00,01
& Воробьев HM, 2020
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В обзорной статье по нескольким публикациям в журнале "Kant", были подобраны исследования, которые непосредственно или косвенно взаимосвязаны друг с другом. Их объединяет рассмотрение проблем, связанных с развитием человеческого капитала, так как в настоящее время все больше популяризирует в мировом научном сообществе изучение вопросов, касающихся состояния и развития не только всего общества, но и конкретно каждого человека. Соче тание проблем экономического и социального характера, связанных с оценкой уровня развития человеческого капитала, идентично по всем странам. В связи с этим отечественные исследователи проводят многофакторный анализ состояния дел по развитию человеческого капитала в Российской Федерации. Ключевые слова: человек; общество; капитал; заработная плата; экономика; финансы; механизм; регион; профессия;учитель; школа; профессия; образование; деньги; закон; нормативные акты.
ВОРОБЬЕВ Николай Николаевич, доктор экономических наук, профессор,
Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный тсхничсс КИЙ университет, Ставро ПОЛЬ
Надо сказать, что нарастающая роль в мировых исследованиях по вопросам развития человеческого капитала, в теоретическом да и в практическом плане, определенно актуализировало направления отечественных ученых в эту же область.
Заметим, что Организация Объединенных Наций посредством создания комиссий, комитетов и ведомств привлекает специалистов, способных определить оценочный механизм в уровне развития человеческого капитала. Вся проблема е том, что любая деятельность связана тем или иным способом с человеком. В процессе своей деятельности человек создает капитал, затрачивая при этом собственный, и вопросы, связанные с показателями развития человека разносторонние.
Так, к примеру, статья 8.А. Фурсова, Н.В. Лазаревой, и Е.И. Криво-кора "Формирование трудового потенциала в системе регионального управления" [1 ] подчеркивает решающую роль человеческого фактора в развитии экономики любого региона. Надо отметить, что с этим трудно не согласиться, тем более, что в своем исследовании авторы справедливо замечают, что трудовой потенциал как раз и определяет направленность экономики региона.
Авторы, удачно привели количественную и качественную характеристику кадрового потенциала Ставропольского края, показатели которого сгруппировано отразили в таблице. Профессионально подобранные группировочные признаки в показателях Ставропольского края способствовали отражению взаимосвязанных факторов, влияющих на развитие трудового потенциала региона. Конечно же, исследователи постарались показать всю "картину" происходящих процессов.
Судя по данным, отраженным в таблице 1 приведенной статьи, можно сказать, что стабильная ситуация в кадровом потенциале Ставропольского края наблюдается (мнение авторов), но в динамике, например, заболеваемости на 1000 человек замечен рост на 9,8%, в выпуске обучающихся (рабочих и служащих), наоборот, снижение - 10,3% и т.д. Если ситуация действительно такая, в чем мы не сомневаемся, доверяя авторам статьи, то пока что о стабильном положении дел говорить рано. Да, действительно, если сравнить с колебаниями этих показателей в период до 2015 года, то можно сказать, что они, то есть показатели, отраженные в таблице 1 данной статьи, в темпах своих изменений выглядели более неуравновешенно.
В статье достаточно аргументированно проведена оценкадемографической ситуации в Ставропольском крае, тем более, что выделены как позитивные, так и негативные стороны происходящих изменений.
Трудно не согласиться с такими суждениями по сложившейся ситуации демографических процессов по Ставропольскому краю. Ведь действительно в Ставропольском крае наблюдаются негативные тенденции в демографии населения, и то, что авторы провели оценку в половозрастной структуре женского населения, только усиливает исследование достоверностью фактов. Сравнение положения дел в масштабах Российской Федерации несколько "смягчило" негатив, так как исследователи отметили более положительные результаты по демографии в Ставропольском крае. Очень хорошо, что авторы рассмотрели ситуацию не только в общем по территории Ставропольского края, но и выделили административные районы, где коэффициенты демографической ситуации более положительны и отличаются от средних показателей по краю.
Хорошо показан фактор инфляционного процесса в динамике роста заработной платы работников, так как восприятие увеличения на 6,3% не совсем реально отражает действительность. Конечно же, рост заработной платы вдвое меньше, сучетом роста цен в регионе.
Мы согласны, что в Ставропольском крае население в трудоспособном возрасте сокращается, что подтверждает мнение о процессе "старения" населения.
Положение дел по найму работников из-за рубежа вызывает несколько сомнений, так как не только за счет нехватки профессионального мастерства или несоответствия структуры
потребности кадров побуждает работодателей привлекать таких работников, скорее всего, мотивом служит более низкий уровень запросов по оплате труда.
Конечно же, такое исследование должно быть дополнено результативностью, предложенного авторами варианта государственной программы "Формирование и развитие трудового потенциала Ставропольского края на 2020-2022 гг.".
Так как ранее в Ставропольском крае уже принимались программы по развитию кадрового потенциала, поэтому данное исследование только бы вы играло, доказав преимущества предлагаемого им пути развития трудового потенциала региона.
Можно сказать, что исследования на этом не останавливаются, а продолжение, наверное, потребует затраты определенного времени. В целом результаты исследования кадро-,. вого потенциала региона, отраженные в" данной статье, могут иметь практическое применение в разработке мероприятий по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами, кадровым обеспечением отраслей экономики Ставропольского края.
В статье Е.В. Плотникова, М.О. Ефремова "Диагностика тенденций цифровизации системы высшего образования на примере ведущих российских университетов" [2] отражены вопросы по направлению цифрового обеспечения деятельности высшего профессионального образования.
Считаем, что статья наиболее креативна, потому как цифровая система затронула все сферы деятельности человека, и в первую очередь она касается профессионального образования. Конечно же, сегодняшний этап развития государства оценивается уровнем внедрения цифровых технологий, что характеризует информационно-цифровое развитие общества.
Авторы целенаправленно провели исследование в области "продвинутых" информационных технологий, что позволило им сформулировать основную цель работы. Достоинство данной работы в том, что авторам удалось показать взаимосвязь цифрового развития технологий с подготовкой кадров на основе системы высшего профессионального образования. Справедливо замечено, что на сегодняшний день уже недостаточно принятых стандартов и разработанных образовательных проектов, требуются не только их корректировки, но и разработка новых, отвечающих нынешним условиям технологического прогресса.
О Cil о OJ
-О X
я
m со
си Z
m
s
со X ш П ш а.
-о о_ О со ш О
В качестве доказательства своего мнения авторы привели в пример проект "Современная цифровая образовательная среда", в котором действительно регламентированы вопросы оценки качества дистанционного образования, доступа к дистанционным курсам и т.д. Конечно же, сегодня уже назрела проблема определения оценочных критериев по уровню использования цифровых технологий высшими образовательными учреждениями. Авторами профессионально подобраны исходные данные, которые опубликованы на официальных сайтах, что подтверждает достоверность таких показателей.
Однако не совсем ясно, где именно авторский подход в разработках факторов, влияющих на развитие цифровых технологий в образовательных учреждениях. Если говорить о показателях, характеризующих влияние факторов, то, наверное, было бы логически правильно дать пояснения по критериям балльной оценки.
Тем не менее, в рамках исследования предполагается адаптация представленной методологии для анализа уровня цифровизации образования. Данный аспект объясняется тем, что на сегодняшний день не разработано единого подхода к оценке уровня цифровизации учебныхучреждений.
В качестве исходных данных анализа уровня цифровизации университетов выступили данные по имеющимся цифровым платформам и приложениям, которые используются университетами.
Таким образом, в исследовании удалось сгруппировать факторы цифровизации, которые непосредственно касаются высших образовательных учреждений, в структурном построении они показаны в таблице 1.
Хорошо рассмотрен цифровой сервис в учреждениях высшего профессионального образования, где авторы удачно характеризуют их в блоках основного и вспомогательного ресурса. Совершенно верно сказано о внедрении в научную деятельность цифровых технологий, так как посредством их развития поисковые запросы по источникам формирования изучаемого материала стали более доступны.
Конечно же, есть свои плюсы и минусы в такой бесконтактной научной работе. Положительным является факт доступности ресурсов зарубежного издания,открытости библиотеки, что самое главное, возможности отечественной науки показать результаты в мировом сообществе, это в итоге повышает ее рейтинг. В качестве отрицательного момента можно назвать отсутствие непосредственного участия
в различного рода дискуссиях, а вернее сказать, сокращение таких мероприятий, так как это сопряжено с дополнительными затратами для научных работников.
Немаловажным (как отмечено авторами) положительным фактом является повышение уровня мобильности в финансовом учете, когда использование цифровых технологий в образовательных учреждениях позволяет посредством виртуального контакта отслеживать оплаты сервисов.
Достаточно грамотно построен рисунок 1, в котором авторам данного исследования удалось показать структуру образовательных программ, построенных на цифровых технологиях. Широкий круг вопросов возникает в следствие такого построения образовательных процессов, так как непосредственный контакт при подготовке кадров в области медицины, инженерии и т.д. все-таки необходим.
Например, возникают вопросы по доли цифровой технологии в образовательном процессе при довузовской подготовке или переподготовке кадров. Без всяких сомнений такие технологии нужны, но насколько точны расчеты в структуре их составляющей в общем процессе, действительно они должны занимать столько как показано на рисунке или же все-таки стоит их пересмотреть, так как в статье недостаточно аргументированно доказана такая структура.
Интересы в исследованиях такого направления, разумеется, будут только расти, так как авторы статьи заметили, что мы еще на начальном этапе по практической адаптации цифровых технологий.
Что касается статьи Е.А. Остапенко "Роль человеческих ресурсов в развитии экономики региона в условиях обострения пространственной конкуренции" [3] хотелось бы сказать, что удачно определено направление исследования, так как актуальность такой темы приобретает особый характер в Российской Федерации, безусловно, просматривается грамотный обзор информационных источников, которые автор использует для исследования этого направления.
Разумеется, уже давно известно, что интеллектуальные возможности человека безграничны, поэтому в современном мире государству необходимо уметь обеспечивать условия для реализации данных способностей. Воплощение инновационных идей и разработок, несомненно, обеспечит всестороннее развитие страны и внесёт вклад в развитие мира в
целом. В этой связи, необходимо не только создавать условия для реализации уже имеющихся интеллектуальных проектов, но и разрабатывать новые направления для генерации данного человеческого научного потенциала.
Удачно показаны в таблице 4 возможные эффекты в процессе создания региональных зон, однако не очень понятно, каким способом будут взаимодействовать субъекты, в процессе интенсификации развития человеческого потенциала. Например, создание компонентов региональной инфраструктурной площадки следовало бы рассмотреть с позиции возможностей региона. В статье исследователь не совсем ясно аргументирует создание нового инструментария оценки таких эффектов, так как качественный уровень человеческого капитала довольно сложно выразить в показателях, На мировом уровне проводится работа в определении критериев оценки качественной стороны в развитии человеческого капитала, но это еще только поиски. Вот почему автору сложно определиться с условиями при определении критериальных характеристик нематериальной стороны развития человеческого капитала.
В целом к выраженным идеям в статье есть определенный интерес не только в научной среде, но и в практической части ее применения. Автором статьи достаточно профессионально проведен анализ структуры распределений поступлений патентных заявок. Нужно заметить, что есть доля нового, так как еще в региональном аспекте нет такого рода анализа. Выявлены положительные и отрицательные тенденции, позволившие сделать определенные выводы.
Сегодня недостаточно иметь представление о количестве заявленных патентов, необходимо определиться с экономической оценкой, влиянием объемов инвестирования в науку, что автору удалось провести в данном исследовании.
В статье хорошо показана взаимосвязь интенсификации развития человеческого капитала с уровнем профессионального образования, тем более, что отражены различные его уровни, придавшие особый колорит данному исследованию.
Понятно, что воплощение в реалии человеческого капитала и его постоянное наращивание является неким фундаментом благосостояния государства. С этим трудно не согласиться, но сам механизм, позволяющий генерировать инновации в сферу деятельности бизнеса, пока не разработан. Судя по все-
му, автору хотелось сказать о роли повышенного внимания со стороны государства на проблемы внедрения новых идей, недостаточности мер поддержки такого рода инициатив.
Справедливо сказано о предпринимательской основе в развитии человеческого потенциала, которые выражены в особенностях интеллектуального потенциала человека.
Профессиональный уровень анализа предпринимательского потенциала в регионах просматривается по всей представленной работе, но отличительной чертой является то, что взяты факторы финансовых затрат на НИ-ОКР.
Кроме того, проведен анализ инвестирования научно-исследовательских работ, что позволило автору сделать определенные выводы. Положительно и то, что автор показал влияние человеческого фактора в создании высокотехнологических услуг, на уровне малого И£ среднего бизнеса, а при построении табличной формы более аргументировано показана недостаточность развития таких услуг.
Такое исследование следует продолжить, над чем, наверное, и работает автор, хотелось бы видеть эти публикации в следующих номерах журнала.
По всей видимости такое направление можно целенаправленно использовать как тему диссертации, так как затрагивает множество проблем, но самое главное заключается в том, что автор увязывает вопрос роли человеческого ресурса в экономике региона с обострением именно пространственной конкуренции.
Определенный интерес вызывает исследование Н,А. Михайличенко, так как в опубликованной статье"Состояние и тенденции регионального рынка труда педагогов Ставропольского края" [41 рассмотрен определенный сегмент рынка труда - сфера образования. Сложность процесса такого исследования заключается в проведении факторного анализа состояния кадрового обеспечения сферы деятельности в образовании. Совершенно справедливо сказано об учителях, именно "предметниках", которые в структуре общеобразовательного процесса занимают доминирующее положение.
Удачное сравнение с монополистическим рынком, тем более, что приводятся аргументированные доказательства такому высказыванию. Да и логика построения верная, так как изначально показана сущность монополизации, а потом уже приводится региональный рынок труда педагогов.
О
си о си
-О X
я
т со
си г
<к Ё
Справедливо сказано о государственной роли в урегулировании вопросов деятельности в условиях такого монопольного рынка труда.
Так как автор статьи говорит о монополизации рынка труда педагогов государством, то можно было бы рассмотреть и мероприятия, позволяющие государству мобильно реагировать на спрос и предложение на рынке образовательных услуг. Интересно, что приурочен к рассмотрению этого процесса, то есть состоянию рынка труда педагогов, миграционный процесс в Ставропольском крае. При изучении публикации выяснилось, что это только лишь обращение к данным, но вот хотелось бы посмотреть, в какой степени на педагогическую деятельность повлиял этот процесс. Здесь много возникло бы вопросов, на которые в одной статье не ответить, потребуется ряд исследований.
Корреляционная связь все-таки просматривается, так как непосредственно миграционный процесс влияет на демографическую ситуацию в регионе. Совершенно верно представлен анализ возрастной структуры населения, что дало автору право говорить о прогнозах именно школьного возраста в Ставропольском крае.
Достаточно подробно приведены данные по движению педагогических кадров, отмечено, что за один 2017-2018 учебный год было п ри нято на работу 2159 педа гоги ческих работ-ников, а уволено 2097, из которых доминирующая доля учителей, такое состояние дел - уже на протяжении трех лет, когда принимают на работу и увольняют столько же учителей.
6 связи с этим значительная часть учителей работает более чем на одну ставку. Это связано как с возможностью заработать, так и с необходимостью проведения учебных занятий. В результате в крае складывается ситуация, когда учителя работают в среднем на 1,4 ставки. Но в ряде территорий и по отдельным предметам- на 2 ставки, иногда и более.
Другой проблемой является старение педагогических кадров. Даже в связи с изменением в пенсионном законодательстве 2593 педагогических работников, из которых 2302 - учителя, оказываются работающими пенсионерами.
Автор, на основании изученного материала данных, достаточно аргументированно доказывает факт увеличения нагрузки на учителя, что вызвано недостаточностью объемов заработной платы на достойную жизнедеятельность в обществе. В Ставропольском крае, как говорит автор, сложилась ситуация, когда
учителя вынуждены работать, как минимум, на 1,4 ставки. Здесь можно лишь добавить, что и в отчетности объемы заработной платы соответствуют уровню средней оплаты по краю, так что выгода и руководителей в такой ситуации. Если бы еще автор статьи провел исследование в определении нагрузки на одного учителя, то публикация только бы выиграла в интересах научного обоснования процесса формирования оплаты труда учителя.
Конечно же, такое состояние дел не только в Ставропольском крае, присущи эти же проблемы и в других субъектах Российской Федерации, так что данное исследование следует расширить и привести примеры на нескольких территориях государства.
Заметим, что в статье слабо освещены мероприятия, которые могли бы улучшить ситуацию. На наш взгляд, автору следовало бы разработать алгоритм решения текущих и назревающих проблем, тем более, что все предпосылки к этому в статье есть.
В итоге можно сказать, что данная тема исследования не должна ограничиваться только этой публикацией, а значит, требуется ее продолжение.
Такие ученые, как: 8.П. Кирпанев, И.П, Уваров, Т.М.Халилов, в своем опубликованном исследовании "Особенности региональной экономики как фактор, влияющий на механизм развития системы профессионального образования" [5] определенно затронули тему, вызывающую "живой" интерес. Теоретиков и практиков беспокоит ситуация востребованности выпускников профессионального образования в регионах Российской Федерации, особенно кадровое обеспечение территориально-отраслевой структуры экономики. Мы согласны с авторами, что законодательная база Российской Федерации в области сферы профессионального образования еще проходит процесс совершенствования.
Справедливо отмечено в данной статье, что фактор экономического роста территории, оказывает влияние и на рынок труда, так как возрастает потребность в кадрах, а развитие новых технологий требует подготовку высококвалифицированных специалистов. Совершенно верно замечено авторами, что в условиях роста высокотехнологических рабочих мест, система профессионального образования должна обеспечивать опережающий рост в выпуске соответствующих специалистов. Сегодня уже мало иметь базовое образование, которое построено на ретроспективном изучении
материалов, так как технологически процесс продвигается быстрее, и во время обучения будущий работник должен познавать новое, еще не внедренное в процессы деятельности региона. Это позволит расширить круг интересов экономической сферы деятельности в регионах, так как внедрять и апробировать инновационные разработки необходимо не только в производство, но и в другие сферы деятельности.
Положительно то, что авторы справедливо заметили отсутствие обратной связи учреждений профессионального образования с работодателями. Именно соприкосновение интересов работодателя, экономики региона в целом и образовательного учреждения позволит выпускнику не только адаптироваться к практической деятельности, но и "проталкивать" свои инновации в производстве, сфере услуг и Т,Д-
Надо заметить, что при этом профессиональное образование тоже выигрывает в этой ситуации, так как непосредственное участие выпускников в экономических процессах общества дает новый импульс в развитии образовательного процесса. Сейчас крайне необходимо знать "силу" соприкосновения интересов работодателя, экономики региона и процедуру обучения в профессиональных учебных заведениях.
На наш взгляд, в данной статье достаточно точно сказано об отсутствии индикаторов, которые могли бы оценить затраты на обучение, то есть еще не создан механизм оценки окупаемости процесса обучения выпускника. Интересно было бы рассмотреть такую оценку, так что исследователям еще, наверное, предстоит в дальнейшем проработать практическую апробацию предложенного варианта.
Тем более, что такой механизм, по нашему мнению, может способствовать и оценке развития человеческого капитала. В своем роде это не только возврат затраченных средств, но и стоимостной показатель оценки качества профессионального образования. По сути своей в Российской Федерации с повышением уровня профессионального образования предусмотрен рост доходов работника, но это только лишь при окончании высшего профессионального образования. Вопрос в другом, при накоплении опыта трудовой деятельности, роста профессионализма или же прохождении курсов повышения квалификации и переподготовки происходит ли рост оплаты труда работника и в какой степени непрерывное образование способствует увеличению доходов.
Бесспорно, отмечено в статье, что часть средств, которые получены в результате создания каких-либо продуктов или услуг, может быть направлена на возмещение затрат на профессиональное образование. Однако, то что практикант, еще не имеющий полного профессионального образования, начиная практическое обучение, способен внедрять свои профессиональные качества в создание и реализацию продукции не просматривается в обозначении самого механизма. На наш взгляд, авторам следовало бы рассмотреть весь экономический механизм от начала обучения до его окончания, тогда бы исследование приняло практическую сторону применения.
Справедливо отмечено исследователями, что в экономической сфере образование оказывает серьезное влияние и на сферу потребления. Речь идет о потреблении как материальных благ, так и духовных благ, то есть«; культуры, информации и т.д. На начальных этапах жизни человека сфера образования, прежде всего через дошкольное образование и школу, формирует нормы его потребительского поведения.
В целом можно сказать, что исследование интересно всем участникам рынка образовательных услуг, особенно в профессиональном образовании. Вдальнейшем авторы, наверное, продолжат свои изыскания в области построения взаимосвязанныхиндикаторов, оценивающих параметры качества подготовки выпускников.
Исследования в статье "Проблема взаимосвязи регионального рынка труда с профессиональным образованием" [6], авторы которой H.H. Воробьев, М.Х, Куштова иТ.М.Халилов затронули тему, волнующую многих, особенно а практической деятельности управленцев процессами развития общества.
Дело в том, что реформирование сферы профессионального образования в Российской Федерации все еще продолжается. В изначальной версии Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2018} много изменено, и многочисленные дополнения в большей мере нацелены на совершенствование системы профессионального образования.
Авторы справедливо отмечают, что за такими изменениями и дополнениями в основной закон об образовании последовала целая серия законодательных и нормативных актов, которые не только урегулировали вопросы системы образования, но и деструктировали
О CU о OJ
-О X
я
со си Z
S
11
со X
LH
n
LH Q_
-0 Q_
О CO LQ
О
i:
управление в данной сфере. Не только конкретизировали систему управления, но и разделили полномочия в сфере управления образованием между двумя ведомствами. Сегодня, вновь образованное Министерство просвещения Российской Федерации функционально отвечает за развитие конкретной сферы общей образовательной системы, и не соприкасается с вопросами высшего профессионального образования. Это позволяет более реально управлять данной системой, обращать внимание на круг вопросов, конкретно касающихся дошкольных и общеобразовательных учреждений, что усиливает и контроль за их деятельностью.
Что касается профессионального образования, то авторы в детализированной форме рассмотрели его возможности на основе реального положения дел отраслей экономики в регионе. Особое внимание уделено созданию рабочих мест, продвижению выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиональной "лестнице".
Здесь следовало бы более детализировано рассмотреть механизм взаимосвязи роста высокотехнологических рабочих мест и инновационные процессы в профессиональном образовании, так как профессиональное образование еще не способно в должной мере решить проблему обеспечения квалифицированными кадрами рынок труда, что обусловлено новыми требованиями к уровню квалификации работников.
Достаточная численность обучающихся в учреждениях профессионального образования превышает потребности региона в кадрах, в то же время, многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни, так как подготовка профессионалов ведется без привязки со структурой профессий, востребованных в целом по региону и в частности с потребностями отраслевой экономики. Как отмечается в данной работе, во многих случаях требования работодателей к выпускнику по трудовому стажу являются "тормозом" для трудоустройства.
Замечено, что наработка стажа выпускниками профессиональных учебных подразделений может осуществляться в период самого процесса обучения, непосредственно оформлением трудового договора в пределах своей компетенции, так какучебным процессом предусмотрено прохождение практического обучения.
Справедливо сказано, что предложение по трудоустройству или же включению в трудовой стаж периода прохождения практического обучения позволит решить проблему трудового стажа.
В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы профессионального образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию, особенно она выражена в разнице между доходами населения.
Действительно, в настоящее время назрела необходимость особого экономического подхода к новым технологиям в профессиональном образовании. Государственные рычаги, позволяющие регулировать сферу профессионального образования, ограничиваются контролем за использованием денежных ресурсов данными учреждениями, что несомненно должно быть, так как средства, выделяемые из бюджета на обучение, подлежат не только контролю, но и аудиту. Весь спектр вопросов аккумулируется в дальнейшем продвижении такого выпускника, или же его соответствие на рынке труда.
Статья намного бы выиграла, если бы авторы разработали алгоритм решения экономической составляющей в оценке эффективности деятельности выпускников высших профессиональных учреждений.
Хотя они и говорят о дальнейшем продолжении поднятой темы исследования, но назрела необходимость рассмотрения экономических рычагов государственного регулирования в сфере профессиональной подготовки кадров. Возникла именно сейчас, когда оценка эффективности использования государственных бюджетных средств на обучение наиболее актуальна,
В дальнейшем, наверное, исследователями будет уделено внимание в большей мере тактическим приемам и методам экономической оценки эффективности процесса обучения в учреждениях профессионального обучения, В настоящее время, как никогда интерес к таким исследованиям будет только возрастать по своей популярности.
Совершенно в "ногу" со временем коснулись в своем исследовании авторы E.H. Белкина и М,В. Зайцева обозначив тему как "Специфика формирования и хронология развития человеческого капитала сельских территорий: от коллективизации до цифровой экономики" [7]. Действительно, такое направление в научном исследовании требует рассмотрение с из-
начальной точки отсчета, а именно исследовать в исторической последовательности развития человеческого капитала сельскихтерриторий. Особенно важно, что это исследование раскрывает вопросы влияния технологического процесса на жизнедеятельность человека, проживающего на селе.
Ввиду того, что сельское население обладает особой спецификой восприятия новых технологических процессов, авторы определенно "зацепили" интересную сторону адаптации сельского человека к инновациям.
В статье рассмотрены теоретические основы формирования человеческого капитала сельских территорий с позиций его социально-экономической роли и стратегического производственного фактора, оказывающего влияние на все процессы, протекающие в границах сельских поселений. Здесь, конечно, надо сказать о том, что процессы деятельности человека в пределах сельских территорий имеют непосредственное влияние и на городскую среду.
Так как, например, пищевая промышленность, да и другие {химическая, легкая промышленность и др.), функционально связаны с тер-риториями сельских поселений. Удачно применен онтогенетический подход с целью идентификации специфичных черт человеческого капитала сельских территорий, который позволил выделить ключевые хронологические этапы развития исследуемой категории и расширить его сущностное наполнение.
Действительно, на сегодняшний день, отсутствия вакансий по рабочим местам в сельской местности и проблема возвратных механизмов молодых специалистов в наибольшей степени возникает по причине низкого потенциала сельских территорий. Дело в том, что подготовка или переподготовка кадров для индустрии сельских поселений ведется, но вот насколько гарантированно, что выпускник учебного профессионального заведения (которые размещены в основном в городах) вернется для осуществления деятельности в село, не известно.
Положительным можно выделить авторские разработки, в частности, в таблице предоставлен широкий спектр факторов в разрезе эндогенного и экзогенного происхождения, а также обозначены формы их воздействия на человеческий капитал, сосредоточенный именно на сельских территориях.
Такое построение дало возможность авторам сделать выводы, в которых совершенно правильно сказано об одновременном влия-
нии таких факторов на человеческий капитал сельских территорий, и то, что они способны менять свою силу и интенсивность.
Достаточно профессионально использован онтогенетического подхода, для наиболее подробного и поэтапного анализа состояния человеческого капитала сельских территорий. В итоге авторы отобразили на рисунке хронологию экспликация уровней развития человеческого капитала сельских территорий.
Конечно же вызывает интерес итоговая часть работы, так как построены логические выводы, которые непосредственно дают представление о достижении цели исследования.
Однако можно было бы и внести предложения по вопросам преодоления негативных явлений в развитии человеческого капитала в пределах сельских территорий.
Разработка мероприятий, на наш взгляд, придала бы статье особый "колорит", так как в£ выводах сказано о целесообразности учета изменений в развитии человеческого капитала сельских территорий, при разработке стратегических направлений в целях мобильности и корректировки тактических условий.
Автор статьи Р,Х, Азиева на тему "Заработная плата как отражение уровня жизни общества" [8] конкретизирует в своем исследовании условия жизни общества, обратив внимание на основном аргументе в развитии человеческого капитала, а именно - размере заработной платы населения. Трудно не согласиться с мнением автора, что нынешняя система оплаты труда в России не соответствует необходимым критериям рыночной экономики.
В сегодняшней рыночной ситуации наблюдаются процессы, которые в корне меняют абстрактное суждение природы заработной платы как социально-экономического происхождения. Дело в том, что заработная плата как основной доход граждан, как и прежде, остается одним из основных социально-экономических проблем почти для всех стран мира.
Справедливо замечено, что в Российской Федерации значимым является повышение ее уровня до мировых стандартов, поскольку, сравнивая показатели соотношения уровня цен на товары и услуги с доходами граждан, наблюдается "отставание" от других, более развитых стран и что в период построения социализма постоянное повышение размеров заработной платы являлось закономерностью. Аргументы приведены достаточно корректно, в результате внедрения новых тарифных условий, повышению минимума заработной пла-
О
си о си
-О X
я ^
со си г
Ё
13
со X
UJ
П
UJ Q-
-0 Q_
О СО Ш О
14
ты, размер зарплаты с 1971 года по 1975 год возрос на 19%.
Автор отмечает, что заработная плата является многоуровневой системой, которая регулируется и контролируется государством, а также имеет свои особенности и проблемные аспекты.
При исследовании заработной платы во многих государствах аргументировано доказано, что при более эффективной экономической системе наблюдается высокий уровень доходности граждан. Приводятся самые низкие пороги зарплат в такой стране, как Болгария -490 евро в месяц {5880 евро в год), а наибольшая вЛюксембурге-61,511 долларов в год.
Отмечено автором, что положение дел в заработной плате работающих граждан Российской Федерации приравнивает ее к таким странам, как Мексика, где заработная плата равна 550 долларов, Ирак - 750 долларов ежемесячно и Ливия - 575 долларов в месяц.
6 исследованиях уместно приведен пример по заработной плате в странах Евросоюза, так как Россия участвует в разработке методов и способов статистических параметров измерения уровня развития человеческого капитала. Так, например, сказано, что Ёвростат установил самый высокий МРОТ в Люксембурге (1999 евро) и самый низкий - в Болгарии (261 евро), но в сопоставлении, по мнению автора, в России МРОТ (160 евро) ниже, чем в Болгарии в 2 раза и в 12,5 раз, чем в Люксембурге.
В частности, автор при изучении информационных источников заметил, что уровень оплаты труда среднего россиянина в 25 раз ниже работника развитых стран. Законом РФ введен механизм ежегодного повышения МРОТ, начиная с января 2019 года в сумме, равной 100% величины ПМ трудоспособного населения в целом по РФ, В 2018 году МРОТ повышался дважды, увеличившись на 43,1% - с января до 9483 рублей и с мая до 11163 рублей, и это коснулось 3,7 млн работников, из которых 2,2 млн - это работники государственных и муниципальных учреждений. В связи с повышением МРОТ 1,4% жителей страны стали зарабатывать не меньше прожиточного минимума.
Профессионально в статье проведен ретро анализ, но все-таки хотелось бы видеть построение тактики, позволяющей преодоления такого "разрыва" между странами в доходах населения.
Достаточно уместно приведены мнения экспертов, а также проанализированы их результаты по вопросам заработной платы не только по Российской Федерации, но и в различных странах мирз.
Корректно приведены цитаты из зарубежных источников, и не только научной среды, но и предпринимателей, что подчеркивает широту изучения проблемы.
Если изучить публикацию статьи 3.0, Ада-манова "Стратегии инновационного развития в парадигме экономики знаний" [9], то приходим к выводу, что рассмотренная тема несколько приблизила экономический ход развития технологий к социальному эффекту. Можно сказать, что вся структура бизнеса старается развивать инновационные технологии на основе инвестирования средств в знания человека, его обучение, что, несомненно, ведет к развитию конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Мировая элита в продвижении высоких технологий уже не затрагивает только национальный интерес, все больше внимания уделяется мировым масштабам, справедливо отмечено автором.
Однако в Российской Федерации пока рано об этом говорить, так как бизнес заинтересован в более "быстрых" деньгах, и получить финансовые средства после их вложения через пять или десять лет не считается эффективным. Скорее всего необходимо рассмотреть механизм, позволяющий бизнесу рассчитывать на льготы при обучении работников, создание новых и повышение уровня уже имеющихся высокотехнологических рабочих мест и т.д.
Именно неравномерность развития инноваций вызывает много вопросов по оценке таких технологий. Ведь если касаться какой-либо страны, то инновационная технология может быть таковой, а по отношению к мировому сообществу нет, так как в одной стране уже апробирована технология, а сходная по своим параметрам только разрабатывается в другой стране, поэтому по отношению к стране инновация имеет функциональную зависимость. Теперь, что сказано по экономической категории инновационного процесса, тзк как автор замечает в исследовании, что в странах с развитой экономикой продвижение инноваций быстрее, все правильно, так как любое ноу-хау требует финансовых вложений.
Сравнение вложений в инновационные разработки уместны в данной работе, как показывает построенная таблица данные по затратам сильно разнятся.
Достаточно профессионально показано в таблице количество затрат на исследование и разработки новых технологий, что позволяет говорить о низком уровне таких вложений по Российской Федерации. Соответственно в еле-
дующей таблице сложилась неравномерная ситуация по численности исследователей.
По своей сути понятно, что автор статьи исследовал все процессы в развитии инноваций, расширении научных исследовательских работ. Совершенно верно затронут вопрос финансирования таких процессов, но вот как быть в такой ситуации Российской Федерации, не совсем ясно. Понятно, что необходимо "догонять" страны-лидеры и т.д., но вопрос возникает - как это сделать, или же в разработке пути достижения таких параметров. Можно было бы в статье обратить внимание на то, что частично, вопросы такого характера уже начали решаться в России, но это еще не значит, что посредством такого финансирования исследовательских инновационных разработок будет решена данная проблема. Сейчас немаловажным остается вопрос эффективности таких инновационных разработок, которые можно оценить посредством внедрения их в конкретную деятельность.
Автор постарался показать характеристику эффективности национальных научно-ин-новационных систем отдельных развитых и развивающихся стран, но почему-то России в этом списке нет.
Несомненно, статья удачно вписывается в научное направление по исследованию проблем Российской Федерации по развитию человеческого капитала. Надо сказать, что автор достаточно широко осветил вопросы мирового уровня путем сравнения в развитии инноваций в разных странах, что непосредственно
влияет на рост человеческого капитала, да и экономики страны в целом.
Примечания:
1. Фурсов В.А., Лазарева Н.В., и Кривокора Е.И. Формирование трудового потенциала в системе регионального управления // Kant. - 2019. №4(33).- С. 104-108.
2. Плотникова Е.В., Ефремова М.О. Диагностика тенденций цифровизации системы высшего об разования на примере ведущих российских университетов // Kant. - 2019, - №2(31). - С 362-370.
3. Остапенко Е.А. Роль человеческих ресурсов в развитии экономики региона в условиях обострения пространственной конкуренции// Kant. 2019. - №2(31). - С-357-362.
А. Михайличенко H.A. Состояние и тенденции регионального рынка труда педагогов Ставропольского края // Kant - 2019. - №2(31). - С 352-357.
5. Кирпанев В.П., Уваров И.П., Халилов Т.М. Особенности региональной экономики как фактор, влияющий на механизм развития системы про-,, фессионального образования // Kant. - 2019. №2(31).- С. 328-341.
6. Воробьев H.H., Куштова М.Х., Хал адов Т.М. Проблема взаимосвязи регионального рынка труда с профессиональным образованием//Kant. - 2019.
- №4(33).-С. 36-41.
7. Белкина E.H., и Зайцева М.В. Специфика формирования и хронология развития человеческого капитала сельских территорий: от коллективизации до цифровой экономики // Kant. - 2019. -№1 (30).-С. 258-264.
8. Азиева Р.Х, Заработная плата как отражение уровня жизни общества // Kant. - 2019. - №1(30), -С. 243-246.
9. Адаманова 3.0. Стратегии инновационного развития в парадигме экономики знаний // Kant.
- 2019. - N-1(30). - С. 239-243.
О CU о OJ
-О X
я
со си Z
S
15
CULTURE AS A SPIRITUAL CONSTANT IN THE EVOLUTION OF SOCIETY
Grigorev Anatoty Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor of Cultural science MAN, Academician RAE, Honored worker of Arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, editor-in-chief of magazine "Kant"; Professor Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
GrigoHeva Marina Anatollevna, PhD of Political sciences, Chief editor of the scientific journal "KANT", Director of Publishing house "Stavrolit", Stavropol
The article provides a review of publications in the magazine "Kant" on the role and significance of culture in the evolution of society. According to the authors, the problem of emasculating humanistic meanings and values from all spheres of social and individual life, the loss of traditional spiritual and moral values in modern society, especially in multinational Russia, is becoming especially acute and relevant, The thesis is argued that the formation of moral, ethical, moral, spiritual values in society is the fundamental basis of culture, which provides positive dynamics of the soclo-cultural and socio-economic development of society, including in a changing technological environment, and the devaluation and loss of traditional cultural values inevitably leads to the regression of social development.
Keywords; culture as a spiritual constant in the evolution of society; mass culture; national culture; regression of society; emasculation of humanistic meanings and values; traditional values; crisis of values; cultural and intellectual decline.
DO! 10.24923/2222-243X.2020-35.2