чего, образуют главный постулат модели управления, которая характеризует все базовые компоненты контура управления.
Посредством исследования производства как объекта управления, познания их на разнообразных моделях, а так же исследование объекта в разнообразных ситуациях, привели к имитированию поведения существующей системы, то есть к моделированию данной модели.
Список литературы
1. Девятков В.В. Системы искусственного интеллекта // М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2001. 352 с.
2. Исаев И.А. Метод и средства поддержки проектирования моделей информационной структуры ситуационных систем отображения информации: Дисс. ... канд. техн. наук // М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, М., 1994. 166 с.
ОБЗОР ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Дунаева Е.С.1, Люй Ш.2, Гэ Ч.3
'Дунаева Елена Степановна - магистр, кафедра финансового менеджмента и аудита, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,
механики и оптики; 2Люй Шаосюнь - магистр; 3Гэ Чуньлин - магистр, кафедра инжиниринга и менеджмента качества, Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена обзору системы институтов развития в Российской Федерации. Рассматривается их роль в социально-экономической системе страны. Обозначаются основные направления финансовой и нефинансовой поддержки институтов развития, описываются инструменты поддержки со стороны государства. Проводится анализ деятельности и перспектив развития основных государственных институтов развития.
Ключевые слова: институты развития, социально-экономическая политика, инвестиционный проект, инвестиции.
Институты развития являются одним из главных инструментов государственной политики, стимулирующих социально-экономическое развитие и процессы экономики.
Основные направления деятельности этих институтов являются ключевыми моментами в социально-экономической политике страны.
■ поддержка среднего и малого бизнеса;
■ развитие инновационных технологий;
■ международное инвестиционное сотрудничество;
■ развитие внешнеэкономической деятельности;
■ устранение различий в развитии регионов (развитие проектов в сфере энергосбережения, ЖКХ, транспортной инфраструктуры).
Большинство из вышеперечисленных направлений деятельности институтов развития эффективно реализуют государственную политику. Благодаря деятельности данных организаций удается осуществить модернизацию отстающих отраслей экономики и создать
благоприятные условия для привлечения частных и государственных инвестиций, в виде финансовых и информационных ресурсов.
К действующим институтам развития в России относятся [2]:
1. ВЭБ (Банк развития и внешнеэкономической деятельности);
2. АО «Роснано»;
3. АНО «АСИ»;
4. АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства»;
5. АО «Российская венчурная компания»;
6. ООО «Тестирование»;
7. Фонд инфраструктурных и образовательных программ;
8. Фонд развития промышленности (ФРП);
9. Инновационный центр «Сколково»;
10. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Помимо этого, во многих субъектах Российской Федерации создано около 200
организаций, которые можно отнести к институтам развития (региональные венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и фонды поддержки). Основной деятельностью региональных институтов развития является поддержка среднего и малого бизнеса и развитие инновационной сферы в регионе.
Для развития инновационной сферы в стране, государство использует финансовые и административные инструменты поддержки (таблица 1).
Таблица 1. Финансовые и административные инструменты поддержки
Административные инструменты Финансовые инструменты
- Кадровое обеспечение; - Юридическая поддержка (регистрация инновационных фирм, авторское право, патенты); - Информационная поддержка (консультации, экспертиза результатов, база данных по инновациям) - Гранты; - Займы; - Долевое участие; - Страхование
Основная роль институтов развития - это помощь в финансировании бизнес-проектов, инфраструктурная поддержка и софинансирование НИОКР. Как сказал Анатолий Чубайс на Экспертной сессии в «Сколково»: «Необходимо привлечь частный капитал и быть для него привлекательным».
Институты развития должны поспособствовать формированию инновационной экономики и социально-экономическому развитию, путем комплексной модернизации экономической системы страны.
Список литературы
1. Белухин В.В. Институционально-финансовая составляющая модернизации российской инфраструктуры // Экономика устойчивого развития, 2012. № 11. С. 40-44.
2. «Деятельность институтов развития» на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/institute/ (дата обращения: 01.09.2017).
3. Куценко Е., Тюменцева Д. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования // Вопросы экономики, 2011. № 9. С. 93-107.
4. Экономика инновационных изменений и организационно-институциональная поддержка / под ред. Н.В. Пахомовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 454 с.