НАУЧНАЯ ХРОНИКА
УДК 392.8 Е. В. Попова
ОБЗОР III МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛЕВОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО СИМПОЗИУМА «НАПИТКИ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ»
III Международный полевой этнографический симпозиум о напитках в культуре народов Урало-Поволжья прошел 18-20 сентября 2018 г. в Удмуртии (Ижевск) на территории архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай». Симпозиум имел междисциплинарный характер, обсуждались результаты полевых исследований последних лет, связанные с изучением места напитков в культуре. Речь шла о видах напитков, технологиях приготовления, культуре пития и социальных аспектах, месте напитков в обрядах, повседневной и ритуальной трапезе, гастрономических фестивалях. Рассматривались символика напитков в языке и фольклоре, этимология названий и лексика. Специальные доклады были посвящены напиткам в культуре народов Южной и Западной Европы.
Ключевые слова: напитки, антропология питания, культура питания, Урало-Поволжье.
III Международный полевой этнографический симпозиум «"Часом с квасом": Напитки в культуре народов Урало-Поволжья» прошел 18-20 сентября 2018 г. в г. Ижевске Удмуртской Республики на площадке Архитектурно-этнографического музея-заповедника (музей под открытым небом) «Лудорвай». Симпозиум был посвящен изучению видов и технологий производства напитков в традиционной и современной культуре народов Урало-Поволжья, их роли в повседневной трапезе и ритуальной сфере. В названии симпозиума использована часть фразеологизма - «Часом с квасом, а порой и с водичкой», что отражает важное символическое значение напитков в культуре и языке. Квас и вода выступают символами нестабильности благосостояния, обозначают обильный, полноценный и скудный стол, питание в разных условиях достатка.
Симпозиум стал продолжением начатой в 2014 г. встречи этнографов с участием специалистов других дисциплин для обсуждения актуальных вопросов полевых исследований, методики современного поля и специальных тем. Первый
(2014 г.) был посвящен институту взаимной помощи в традиционном и современном обществе [Попова, Перевозчиков 2015], Второй (2016 г.) -месту сакрального пространства и святилищ народов Урало-Поволжья в историко-культурном ландшафте [Мтшуа^теШуа 2016; Попова 2017]. В центре внимания Третьего симпозиума были полевые исследования, междисциплинарные подходы в изучении напитков, понимания их ценности как элемента локальных и этнических традиций питания. Симпозиум знакомил с методикой исследователей, был актуален для сравнительно-сопоставительного анализа материалов. Многие доклады посвящены напиткам в культуре и обрядах финно-угорских народов.
Симпозиум о напитках, как и предыдущие научные встречи, был организован Удмуртским институтом истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН (УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН), Архитектурно-этнографическим музеем-заповедником «Лудорвай» (АЭМЗ «Лудорвай) при участии Министерства культуры и туризма Удмуртской
Республики, Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики. Традиционно он прошел на площадке музея «Лудорвай». Пространство, опыт и практики музея в продвижении традиций, в том числе, связанных с технологиями и культурой приготовления напитков, блюд удмуртской кухни, были включены в программу в форме мастер-классов, дегустаций, посещения музейных объектов и выставок.
Очередной симпозиум собрал полевых исследователей разных дисциплин - этнографов, антропологов, фольклористов, языковедов, историков, музыковедов, биологов, музейных сотрудников -исследователей ведущих университетов и научных центров России и других стран. Это позволило обсудить междисциплинарные вопросы, обозначить возможности совместных исследований и публикаций. Доклады включали разнообразный по методике опыт полевой работы, актуальные выводы по рассматриваемой теме, богатые визуальные и аудио источники в презентациях. В центре обсуждения были социальные, религиозные, ритуальные, этические предписания, использование напитков в повседневной жизни, традиции угощения.
В ходе симпозиума обсуждались результаты полевых исследований последних лет, связанные с изучением места напитков в культуре. Речь шла о напитках из злаков, меда, молока и кисломолочных продуктов, плодов, растений, а также чае, кофе, воде, соках и др., технологиях приготовления и утвари, особенностях хранения, подачи и потребления в разных культурах. Рассматривались символика напитков в языке и фольклоре, этимология названий и лексика, в том числе связанная с культурой приготовления и потребления. Исследователи представили анализ современных практик продвижения и популяризации традиционных напитков в фольклорно-этнографических и гастрономических фестивалях, кулинарных изданиях и сайтах. Полевой симпозиум традиционно включал выставочную программу, мастер-классы по ключевой теме.
Симпозиум открыло выступление специального гостя - театра костюма «Кабачи» (Глазовский краеведческий музей) с программой «Ческыт мед луоз!» (Приятного аппетита!). Сотрудники музея в сценической программе представили утварь для обработки зерновых, приготовления блюд и напитков, сопровождая выступление коммента-
риями о предметах, их использовании в народной кухне и обрядах северных удмуртов и бесермян. Затем сотрудники музея «Лудорвай» открыли новую ландшафтную экспозицию «Напитки в культуре удмуртов». Она включала деревянную скульптуру удмуртки (автор Г. А. Кутлыбаев) и этнографическую часть - приспособление для приготовления традиционного напитка удмуртов - кумышки. По документам и записям собирателей такие устройства часто располагали у источников в ложбине или в лесу. Новая экспозиция установлена у родника, а ее открытие сопровождалось знакомством с технологией изготовления, этикетом угощения, дегустацией, удмуртскими гостевыми напевами.
Специально к симпозиуму была подготовлена выставка «Удмуртский тетраморф» художника и этнографа, члена Союза художников России Анны Шевцовой (Москва), где были представлены произведения на тему удмуртской мифологии, выполненные в стиле «этнографический наив» (куратор выставки Г. В. Тарануха, АЭМЗ «Лу-дорвай»). Отдельные работы художника затрагивали тему симпозиума и представляли угощение напитками в культуре удмуртов. Частью выставки была серия графических листов художника «Полевики и все-все-все». Она посвящалась этнографам-полевикам и симпозиуму, к проведению которого была приурочена. Листы были опубликованы также в виде календаря, который получил каждый участник.
Первое заседание открыл доклад Т. Г. Владыкиной (УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, Ижевск), где на фольклорном и лингвистическом материале рассматривались удмуртские напитки и блюда, утварь, маркирующие ритуальную ситуацию в контексте поведенческих стереотипов. Доклад включал анализ терминологии угощения, символическое значение напитков и трапезы, нашедшее отражение в фольклоре, этикетных и ритуальных нормах, отмечался их высокий статус в культуре.
Блок докладов касался сырья, способов приготовления напитков, включая и современные их трансформации. В докладе Н. Ю. Сунцовой (Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевск) на основе полевых этноботанических исследований сообщалось о нескольких десятках дикорастущих и культивируемых видах растений, грибах, используемых удмуртами и бесермянами в приготовлении напитков или в качестве их ком-
понента. Отмечалось различие в видовом составе ассортимента используемых растений в разных районах Удмуртии, их местные названия, способы сбора, обработки и использования. Подчеркивалось по-прежнему широкое применение многих видов растений и плодов.
Технологии, состав и виды напитков рассматривались А. Т. Байдуллиной (Уразгильды, Татышлинский район, Республика Башкортостан) на примере традиций удмуртов Закамья, а именно - села Уразгильды. Свидетельством высокого ритуального статуса традиционного напитка кумышка послужили лексика, описание его места в обрядах удмуртов этой группы. Приводились разные лексические обозначения напитка в зависимости от технологии, приметы и обряды, связанные с успешным приготовлением, фольклор (гостевые напевы угощения, упоминание в плясовых текстах такмак).
Некоторые напитки, характерные для определенного ареала или культуры, порой являются одним из символов кухни, позиционируются как гастрономические бренды территорий. В докладе Э. В. Миграновой (Институт истории, языка и литературы Уфимского ФИЦ РАН, Уфа) речь шла о традиционном напитке башкир из заквашенного кобыльего молока - кумысе, известном многим кочевым и полукочевым народам. Отмечалось, что кумыс как хлеб-соль выступает символом гостеприимства, его подают гостям и на важных трапезах. В центре внимания были технологии приготовления, утварь, история известных кумысолечебниц, место напитка в питании, в формировании брендов Башкирии и на фестивале «Кумысники».
Напитки башкир рассматривались и в докладе М. Н. Сулеймановой (Институт истории и государственного управления Башкирского государственного университета, Уфа). Отмечался сакральный статус молока и молочных продуктов, кумыса, ряда других напитков, их использование во время молений, ритуальных трапез, календарных и семейных обрядов. Подчеркивалось, что изменения пищевых традиций, привели к почти полной утрате правил использования напитков в обрядах, их ритуального назначения. Отмечалось использование чая, молока и кумыса в семейных и календарных обрядах, трапезах.
Традиционные напитки в фольклорно-этно-графических и гастрономических фестивалях, брендах территорий рассматривались в докладе
Е. В. Поповой (УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, Ижевск). Гастрономические фестивали России в последние годы включают и продвижение традиционных напитков определенных регионов или этнических культур. В гастрономических и фоль-клорно-этнографических фестивалях Удмуртии встречаются напитки, в том числе, удмуртской кухни на основе зерновых (варсь, сур, сюкась), из растений и ягод по типу чая. Поиск этнически окрашенных брендов, например, в пище, актуализирует традиционные напитки и технологии, сферу их функционирования в народной культуре, промышленное производство.
Географические рамки темы не ограничились Урало-Поволжьем. Специальный блок докладов знакомил с видами, традициями приготовления напитков и культурой потребления в других регионах мира. Опыт изучения разных традиций был полезен в методологическом и сравнительно-сопоставительном плане, касался напитков, не характерных для традиционной кухни Урало-Поволжья. В докладе М. Е. Кабицкого (МГУ им. М. В. Ломоносова, Российский государственный гуманитарный университет, Москва) речь шла о напитках стран Южной Европы. Отмечался культурный контекст в их употреблении, взаимосвязь с определенными пространствами, формирующими облик городов Южной Европы, функционирующих как место общения. Доклад включал исторические источники, современные полевые наблюдения и анализировал широкий хронологический период.
Традиции и современные практики потребления вина в винодельческих странах - Франции, Италии и Испании были в докладе «Почему во Франции, Италии и Испании перестали пить вино с водой?» Н. К. Бронниковой (альманах «Традиционная культура», Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Москва). Исследование основано на материалах опросов экспертов - виноделов, менеджеров виноторговых компаний и винных журналистов. Отмечалось, что в последние три-четыре десятилетия в связи значительными изменениями в технологии производства вина, ростом качества и его стабильности, модификации вкуса популярных вин и ряд других социальных факторов привели к изменениям в культуре потребления вина в крупнейших винодельческих странах Западной Европы.
Роль алкоголя в ирландской культуре, история и традиции потребления в повседневной жизни,
на специальных фестивалях, в обрядах, народные поверья об алкоголе рассматривались Дженнифер Батлер /Jennifer Butler (Департамент изучения религий, Корк, Ирландия / Department of Study of Religions, Cork, Ireland). В докладе отмечалось особое положение алкоголя, например, что виски занимают определенное место наряду с трилистником, арфой, свитером Aran, зеленым цветом в числе «ирландских» символов с мировым признанием. Анализировались взаимосвязь между мировоззрением, активностями и алкоголем, в частности, процессы формирования стереотипов в отношении символов Ирландской идентичности и алкоголя.
В докладе «Вино и Вена, Вена и Вино» Кристиан Пишлёгер / Christian Pischlöger (Венский университет, Вена, Австрия / Universität Wien, Wien) на основе анализа текстов фольклора, венских песен, полевых наблюдений рассказал о культуре вина и винных традициях Вены. Отмечалось место вина и винодельческой культуры в городском тексте, песнях, ландшафте. Речь шла и о важной части культуры города как Хойригер (Heuriger), под которым подразумевается вино «нынешнего года» и специальные заведения, где подают вино собственного изготовления.
Специальное заседание объединило доклады о таком популярном у многих народов региона напитке как чай. Речь шла об особенностях его проникновении в культуру питания, формировании традиций приготовления, употребления, включая анализ утвари и посуды, использования чая в обрядах, гостевых застольях и месте в фольклорных текстах. Все это, несмотря на относительно молодую чайную традицию в Урало-Поволжье, в сравнении с местными напитками, говорит о его популярности, о чем свидетельствует его включение в трапезы, обряды, отражение в фольклоре. История чайной торговли в Урало-Поволжье, формирование рынка, появление одного из крупных центров торговли чаем в Российской империи - города Кунгура, торговых магнатах - уроженцах города, рассматривались в докладе О. А. Ренёвой (Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кунгур). Теме чая в истории города отводится место в музейной экспозиции, городских событиях, фестивалях. Вокруг «чайной истории» формируется гастрономический бренд города как чайной столицы.
В докладе Д. Г. Касимовой (Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Глазов) речь шла о практиках подачи, употребления чая в обрядовой, гостевой и повседневной культуре татар севера Удмуртии, лексике для его обозначения. Внимание уделялось предметам чайной культуры, популярным сортам и маркам, способам приготовления. У чепецких татар с чаем связаны этические предписания и запреты, религиозная и ритуальная семантика, отмечаются его разные назначения как часть системы питания, подарок, милостыня.
Предсвадебная обрядность в виде визитов на чай (взгдядышки) сформировалась в городской культуре поселения Воткинский завод. Традиции многократных приглашений «на чай» будущего жениха в дом родителей невесты рассматривались А. П. Карпеевой (Музей истории и культуры г. Воткинска) на основе воспоминания жителей, фотоколлекции, чайной посуды из фондов музея.
Чай и чайная посуда, динамика чайной традиции в современной городской культуре в русле культурного, социального изменения в стране во второй половине XX в. рассматривались М. В. Суховой (Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Глазов). В основе исследования была семейная коллекция из посуды и предметов чайного застолья второй половины ХХ в. и последнего десятилетия. Отмечалось, что традиции чаепития семьи, посуда отражают этнические, культурные, региональные и временные параметры.
Место чая в повседневной и праздничной трапезе, специальная региональная «чайная» лексика, обряды, способы подачи на примере русской культуры Прикамья рассматривались А. В. Черных (Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Пермь). Отмечалось разнообразие «чайной культуры», включение напитка в структуру многих обрядов, регламентация и запрет на употребление чая в старообрядческой культуре.
Отдельное заседание объединило доклады о социальных вопросах потребления алкоголя, культуры пития, отношения к нему в разных традициях, государственном регулировании производства и употребления. Доклад Арт Леэте / Art Leete (Тартуский университет, Тарту, Эстония / University of Tartu, Tartu, Estonia) был основан на этнографических источниках XIX в., где
описывался полевой опыт и наблюдение за практикой потребления алкоголя в Западной Сибири. Анализируя теоретические подходы к этой теме, используя как источники путевые записки ученых, писателей, торговцев и чиновников XIX в., рассматривалось, как проникал алкоголь в ритуальную практику, становился значимым элементом культуры, какую роль в этом сыграли купцы, чиновники и сами исследователи.
Анализу сюжетов, персонажей, художественному решению, процентному соотношению антиалкогольной карикатуры в изданиях 1940-1980-х гг. был посвящен совместный доклад И. А. Гринько (Московская высшая школа социальных и экономических наук; ГАУК «Мосгортур», Москва) и А. А. Шевцовой (Московский педагогический государственный университет, Центр историко-культурных исследований религии и межци-вилизационных отношений, Москва). Отмечалось, что алкоголизм, как проблема общества был частой темой сатирических журналов и стенгазет. На примере карикатуры преимущественно из журнала «Крокодил», газеты «Правда», серии «Мастера советской карикатуры» рассматривались взаимосвязь алкоголизма как социальной проблемы с криминальными сюжетами, допускаемом и «разрешенном» в обществе потреблением напитков. Отмечалось, что специфика карикатуры в сюжетах, персонажах, изобразительных подходах определялась временем и местом издания.
Разные практики борьбы государства с производством и потреблением алкоголя сохранялись в народной памяти, стали частью сюжетов локальной истории. Об антиалкогольной кампании периода перестройки на примере устной истории одной удмуртской деревни шла речь в докладе М. В. Вятчиной (Тартуский университет, Тарту, Эстония) и Т. А. Титовой (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань). В связи с запретом на алкоголь анализировалось изменение праздничной культуры, практики «поиска», производства и потребления в условиях дефицита и тотального контроля.
Культуры потребления, этикет, социальные проблемы села рассматривалась в визуально-антропологическом исследовании автора, режиссера и оператора Д. Л. Корнилова (УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, Ижевск). В одной работе шла речь о том, как герой пытается выстроить жизнь в непростой борьбе с алкоголем; сюжет фильма, диало-
ги говорят о личной и социальной стороне вопроса. В другой, - в небольшом сюжете, выстроенном, как и первая работа, в жанре наблюдения, - мы видим бабушек, беседующих и пробующих понемногу напиток из рюмочек, где угощение - часть коммуникации, отсылающей к традиционным практикам потребления.
Отельное заседание объединило доклады о месте напитков в обрядах и гостевых традициях. Обширный полевой материал о значимости напитков как квас, брага и пиво в обычаях и поверьях коми-пермяков, лексике, поверьях был представлен Т. Г. Голевой (Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Пермь). Отмечалось, что напитки являются маркерами этничности, символизируют достаток, согласно этикету их подают вошедшему в дом, регламентируются в разных ситуациях виды и способы подачи. Напитки у коми-пермяков используются в питании, народной медицине, магических практиках, обрядах, имеются тексты и ритуалы для приготовления качественных напитков.
Межкультурное взаимодействие в приготовлении и потреблении напитков (квас, кисломолочные напитки, сбитень, напитки из ягод и фруктов, меда, чай и др.) на примере этнически смешанных селений и семей, адаптации в этой сфере и взаимовлияние рассматривала Л. Л. Лихачева (Глазовский краеведческий музей, Глазов). Материалы собраны в русско-удмуртских селениях и семьях севера Удмуртии. Отмечались способы использования напитков русской и удмуртской кухни в обрядах, механизмы передачи технологий, отсылающие к разным кухням и одновременно бытующие в смешанных семьях.
В докладе Т. И. Паниной (УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, Ижевск) речь шла о напитках в заговор-но-заклинательной практике удмуртов, способах изготовления и видах напитков для нашептывания заговоров. Приводились фольклорные мотивы несказочной прозы об их использовании. Удмуртский напиток сюкась (кваса) в повседневном питании, его символический статус в семейных, свадебных обрядах (квас с хреном) рассматривались Г. А. Глуховой (Удмуртский государственный университет, Ижевск) на примере традиций северных и центральных удмуртов.
Приготовление удмуртского напитка варсь на основе сусла, этимология названия, технологии и терминология, связанная с изготовлением,
практики употребления, продвижение в качестве регионального кулинарного бренда удмуртами Шарканского района звучали в докладе Ю. А. Пе-ревозчикова (Удмуртский государственный университет, Ижевск).
Отдельная секция объединила доклады об этикете угощения и потребления напитков, коммуникативных аспекта их использования в удмуртской культуре. Доклад «Пить или не пить?: внешний взгляд на культуру пития у удмуртов» Евы Тулуз / Eva Toulouze (Институт восточных языков и культур, Париж / INALCO; Тартуский университет, Тарту / University of Tartu, Tartu, Estonia) включал личный полевой опыт исследователя и наблюдения этикетных норм, культуры угощения, ситуации употребления. Речь шла о способах коммуникации во время трапез с напитками, включая слова, посуду, жесты. Отмечались разные тактики «угощения», благодарения, место напитка в качестве подарка. Подчеркивалось, что ритуализация использования алкоголя свидетельствует о его глубоком сакральном значении в культуре.
В докладе Н. В. Анисимова (Эстонский литературный музей, Тарту / Estonian Literary Museum) рассматривались современные этикетные нормы, правила и запреты при производстве напитка ку-мышка, употреблении, дарении, включая сложные этикетные и гостевые нормы, поверья. Вариативный и сложный по семантике текст и контекст использования напитков, определялся, как отмечалось, его высоким символическим статусом.
Анализ этикетных норм, места напитков в коммуникативных ситуациях был продолжен в докладе Т. Н. Русских (УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, Ижевск) на материалах, собранных среди северных удмуртов. Отмечались разные по символике и этикету способы угощения алкогольными напитками, тексты, коммуникативные особенности трапез с напитками, правила, регулирующие поведение участников застолья, практики и ситуации употребления напитков.
Ритуальная, символическая функция напитков в традиционной свадьбе русского населения Камско-Вятского региона и церемонии угощения свадебных чинов были представлены в докладе С. В. Толкачевой (УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, Ижевск). Речь шла о глубоком символическом и образном значении напитков в обрядах, их ис-
пользовании при угощении участников свадебных обрядов, упоминание в обрядовом фольклоре и свадебных напевах.
Назначение различных напитков в традиционных удмуртских общественных и частных молениях, функции и символика, изменение отношения к ним в разные периоды истории рассматривались Н. И. Шутовой (УИИЯЛ УдмфИц УрО РАН, Ижевск). Отмечалось обязательное наличие напитков в числе подношений, использование в молениях и ритуальных трапезах, регламентация приготовления ритуальных напитков.
Напитки сквозь призму языка, этимология названий были отражены в докладах лингвистов. В докладе Т. Р. Душенковой (УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, Ижевск) речь шла о названии молочных и кисломолочных напитков в удмуртском языке, их упоминании в фольклоре. Доклад В. К. Кельма-кова (Удмуртский государственный университет, Ижевск) познакомил с удмуртскими названиями медовухи и напитков на основе меда в ранних источниках и текстах ХХ в., этимологией термина, представил авторские полевые наблюдения за традицией.
В завершающем заседании речь шла о подходах в экспонировании сырья, технологий, утвари, традиций потребления и угощения напитками в музейном пространстве. Предметы разного по времени бытования, связанные с хранением и перевозкой, сервировкой стола, фотографии из музейных фондов были представлены в докладе М. Н. Токаревой (Национальный музей УР им. К. Герда, Ижевск). Упоминания напитков в книгах отзывов, примеры экспонирования утвари, традиций угощения, обрядов в экспозициях, напитки в мастер-классах и экскурсиях музеев Удмуртии нашли место в докладе Ю. А. Мараткановой (Национальный музей УР им. К. Герда, Ижевск).
В докладе А. С. Мутиной (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург) были представлены новые материалы об удмуртской ритуальной посуде в коллекциях Государственного музея истории религии, собранных на территории Удмуртии в 1930-1940-е гг. Эти коллекции были привезены в разные годы экспедициями, в составе которых работали известные этнографы -М. Г. Худяков, В. Н. Белицер, А. И. Пинт. Предметы относятся к периоду активного бытования обрядов. Посуда и утварь для напитков, изделия из
текстиля (скатерти) для ритуальных трапез, включая и другие культовые предметы, использовались во время обрядов.
Завершал симпозиум доклад А. А. Вахруше-ва (Удмуртский государственный университет, Ижевск) об этно-гастрономической тематике в средствах массовой информации Удмуртии. Отмечался интерес к народной, в частности, удмуртской кухне, появление кулинарных программ, в том числе на удмуртском языке, печатных и электронных изданий о народной кухне. Появление гастрономической темы в медийном пространстве, как отмечалось, является свидетельством ее актуальности в обществе.
Симпозиум включал мастер-классы, основанные на изучении напитков удмуртов, примеры их использования в образовательных и гостевых программах музея. Участники симпозиума познакомились с напитками и блюдами удмуртской кухни, способами их приготовления. Мастер-классы включали знакомство с сырьем, приготовлением напитков, их дегустацию. Сотрудники музея «Лудорвай» О. Н. Прокопьева и С. Н. Данилова знакомили с изготовлением удмуртских напитков на травах турын чай (чаи на травах), напитков по типу морса на основе ягод шуву (букв.: калиновая вода), сутэрву (смородиновая вода), лемву (черемуховая вода), солода - квас сюкась, овощей -квас из свеклы гордкушман сюкась. Изготовление напитка удмуртов на основе меда мусур показал на пасеке сотрудник музея и пасечник В. С. Маратканов (АЭМЗ «Лудорвай»). С рецептом напитка сур (пиво) по традиции закамских удмуртов познакомила Лилия Гараева - специальный гость симпозиума из Татышлинского район Башкирии. Фольклорный коллектив сотрудников музея представил гостевые напевы удмуртов, сопровождающие угощение, начало и завершение гостевых трапез, в том числе, обряд берекет для завершения гостевания (А. С. Куликова, АЭМЗ «Лудорвай»). Примером продвижения народной кухни и напитков с помощью музейного сувенира послужили принты на текстиле рецептов калинового морса и чая на травах, которые получили участники симпозиума.
В программе отдельно прошла презентация новых научных и популярных изданий о кухне народов Урало-Поволжья, подготовленных участниками симпозиума по результатам экспедиций.
Авторы представили наборы открыток о кухне северных удмуртов (Блюда удмуртской кухни. Глазов, 2007), и немцев Прикамья (Вайман Д. Кухня немцев Прикамья. Пермь, 2015), монографию по культуре питания башкир (Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания: Историко-этнографическое исследование. Уфа, 2016), коллективную монографию по истории чайной торговли и Великого чайного пути (Цы-бик чайных историй. Очерки по истории русско-китайской чайной торговли. Москва, 2017), книгу об удмуртской кухне с участием АЭМЗ «Лудорвай» (Кухня Удмуртии. Ижевск, 2011). Издания представляли авторы и участники издательских проектов. В презентации речь шла об экспедициях, методике изучения кухни, приготовлении блюд для изданий, особенностях съемки и публикаций.
Участники симпозиума отметили актуальность именно полевых исследований для сбора источников по ряду малоизученных вопросов, в том числе, культуры питания, места народной кухни в современном обществе. Подчеркивалось, что выбранная для симпозиума тема показала актуальность напитков в культурах, важность темы для научного обсуждения, прикладное значение научного наследия и материалов поля. Материалы симпозиума было решено выпустить отдельным изданием. Работа симпозиума нашла широкий отклик в средствах массовой информации, была отражена на сайтах организаторов и участников.
Таким образом, в докладах отмечались устойчивость традиций приготовления ряда напитков, но в то же время, постепенную потерю некоторых, что отчасти связано с изменением традиционного сырья, утратой его производства, сложностью технологий. Некоторые напитки становятся гастрономическими брендами, формируется рынок промышленного выпуска сырья и напитков, фестивальная культура вокруг них. Устойчивым явлением, как отметили исследователи, остается использование некоторых напитков в обрядах и гостевых традициях. Дискуссии в рамках симпозиума подтвердили, что этнический компонент, фольклорная традиция, традиции производства и потребления являются актуальным ресурсом, популярность в обществе гастрономической темы подчеркивает актуальность исследований.
Фото 1. Открытие ландшафтной экспозиции «Напитки в культуре удмуртов» сотрудниками АЭМЗ «Лудорвай» С. Н. Даниловой и О. Н. Прокопьевой. Фото Е. В. Поповой
Фото 2. Лилия Гараева - специальный гость симпозиума из Татышлинского район РБ, знакомит с рецептом напитка сур (пиво) по традиции закамских удмуртов. Фото Е. В. Поповой
Фото 3. Сотрудник АЭМЗ «Лудорвай» В. С. Маратканов рассказывает о народных напитках на основе меда и проводит мастер-класс. Фото Е. В. Поповой
Фото 4. Сотрудник музея-заповедника «Лудорвай» О. Н. Прокопьева проводит мастер-класс по изготовлению кваса сюкась на основе солода. Фото Е. В. Поповой
ИСТОЧНИКИ
III Международный полевой этнографический симпозиум «"Часом с квасом": Напитки в культуре народов Урало-Поволжья» (18-20 сентября, 2018. г. Ижевск). Программа симпозиума.
Байдуллина Анна. «Чайёсыз но юоме, ой, лэсь-тыса...» // Ошмес. 2018. 27 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://udnii.ru/upload/ legacy_files/assets/512-files/assets/Oshmes%o20039-27-09-18-50760.pdf (дата обращения 10.12.2018)
В Удмуртии открылся симпозиум «Часом с квасом»: Напитки в культуре народов Урало-Поволжья» / Вести Удмуртии. ВГТРК «Удмуртия». 2019. 19 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://udmtv.ru/news/v_udmurtii_otkrylsya_ simpozium_chasom_s_kvasom_napitki_v_kulture_ narodov_uralo_povolzhya/; https://www.youtube. com/watch?v=dgmpVfWNE9M (дата обращения 10.12.2018)
Гребина Анастасия. «Лудорвай» музейын ортчем симпозиум но удмурт калыклэн портэм юонъесыз / Эшъяськон тугоко. Радиопрограмма (на удмуртском языке). ВГТРК «Удмуртия». 2018. 25 сентября [Элек-
тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.udmtv. ru/news/eshyaskon_tugoko_efir_ot_25_09_2018/ (дата обращения 10.12.2018)
Карпеева Алла. «Воткинские взглядышки» как тема этнографического симпозиума // Воткинские вести. 2018. 28 сентября. № 110-111 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vesti.votkinsk.ru/wp-content/uploads/2018/09/ilovepdf_merged-5-1.pdf (дата обращения 10.12.2018)
Лудорвай музеын ужаны кутскиз «Часом с квасом» нимо симпозиум» / Иворъёс. Вести (на удмуртском языке). ВГТРК «Удмуртия». 2018. 21 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// udmtv.ru/news/ivoryes_21_09_2018_/ (дата обращения 10.12.2018)
Сегодня состоялось открытие III Международного полевого этнографического симпозиума «"Часом с квасом": Напитки в культуре народов Урало-Поволжья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ludorvay.ru/info/segodnya-sostoyalos-otkrytie-iii-mezhdunarodnogo-polevogo-etnograficheskogo-simpoziuma-chasom-s-kvas/ (дата обращения 10.12.2018)
ЛИТЕРАТУРА
Minniyakhmetova, 2016 - Minniyakhmetova Tatiana. The 2nd International Field Ethnography Symposium MUDOR: Sacred Space in the Culture of the Peoples of the Ural-Volga Region, 21-22 September 2016, Architectural and Ethnographic Museum-National Park, Ludorvay, Udmurt Republic, Russia // The Ritual Year Newsletter. No. 3 / December 2016. URL: https://gallery. mailchimp.com/b6a51e93972c009220eb8eb40/files/ RY_Newsletter_no.3_December_2016_.pdf
Попова, 2017 - Попова Е. В. Симпозиум «Му-дор: Сакральное пространство в культуре народов Урало-Поволжья» // Живая старина. 2017. № 4. С. 65-66.
Попова, Перевозчиков, 2015 - Попова Е. В., Перевозчиков Ю. А. Симпозиум «ВЕМЕ: обычай взаимопомощи в культурах народов Урало-Поволжья» // Живая старина. 2015. № 1. С. 69-70.
REFERENCES
Minniyakhmetova, 2016 - Minniyakhmetova Tatiana. The 2nd International Field Ethnography Symposium MUDOR: Sacred Space in the Culture of the Peoples of the Ural-Volga Region, 21-22 September 2016, Architectural and Ethnographic Museum-National Park, Ludorvay, Udmurt Republic, Russia // The Ritual Year Newsletter. No. 3 / December 2016. URL: https://gallery. mailchimp.com/b6a51e93972c009220eb8eb40/files/ RY_Newsletter_no.3_December_2016_.pdf
Popova, 2017 - Popova E.V. Simpozium «Mudor: Sakral'noe prostranstvo v kul'ture narodov Uralo-Po-volzhja» [Symposium «MUDOR: Sacred Space in the Culture of the Peoples of the Ural-Volga Region»] // Zhivaya Starina [Alive Antiguity]. 2017. № 4. C. 65-66.
Popova, Perevozchikov, 2015 - Popova E. V., Perev-ozchikov Y. A. Simpozium «VEME: obychaj vzaimopo-moshi v kul'turax narodov Uralo-Povolzhj» [Symposium "VEME: Customs of Mutual Aid in the Culture of the Peoples of the Ural-Volga Region»] // Zhivaya Starina [Alive Antiguity]. 2015. № 1. C. 69-70.
E. V. Popova
REVIEW OF THE 3rd INTERNATIONAL FIELD ETHNOGRAPHIC SYMPOSIUM «DRINKS IN THE CULTURE OF THE PEOPLES OF THE VOLGA-URALS REGION»
Review of the 3rd International Ethnographic Symposium on beverages in the culture of the peoples in the Ural-Volga region, held in September 18-20, 2018 in Udmurtia (Izhevsk) on the territory of the museum «Ludorvay». The symposium had an interdisciplinary character, where the results of recent field studies, related to the study of the place of drinks in the culture of the peoples of the Ural-Volga Region, were discussed. The symposium dealt with types and production technologies of beverages, cultural and social aspects of drinking, the place of beverages in ceremonies, every day and ritual meals, as well as at gastronomic festivals. The symbolism of drinks in language and folklore, the etymology of the names and vocabulary were considered. Special reports were devoted to drinks in the culture of the peoples of southern and western Europe.
Keywords: drinks, anthropology of food and nutrition, food culture, Ural-Volga region.
Попова Елена Васильевна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,
Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (Ижевск, Россия) [email protected]
Popova Elena Vasilyevna,
PhD in History, Senior Researcher,
Udmurt Institute of History, Language and Literature
UdmFRC UB RAS
(Izhevsk, Russia)