УДК 004.4
Крупин А. С. студент 2 курса Жилин И.А. студент 2 курса
факультет «Информационных систем и технологий»
Герасимова В.Г.
научный руководитель, старший преподаватель кафедра Информационные системы и технологии ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет
телекоммуникаций и информатики»
Россия, г. Самара ОБЗОР И АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИГРОВОГО ДВИЖКА UNREAL ENGINE Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности, функционал, а также достоинства и недостатки одного из самых известных и популярных игровых движков - Unreal Engine.
Ключевые слова: UnrealEngine, Epic Games, UE, игровой движок, game engine, UnrealEd.
Многими любимые компьютерные игры пестрят красками, цветами и удивляют своей реалистичностью настолько, что порой трудно отличить происходящее на экране от кинокартины. Чтобы свершить замысел подобного качества, разработчикам нужно собрать воедино все компоненты предполагаемой игры, как детали пазла, и обеспечить их необходимое взаимодействие между собой. Сборка игровых компонентов воедино происходит через нечто, именуемое «движком» игры.
Игровой движок (англ. game engine) - это основной набор программных компонентов и визуальных инструментов, который позволяет создавать и запускать интерактивные приложения с графическим обеспечением, которое обрабатываются в реальном времени. [1]
Остановим свое внимание на Unreal Engine - это современный игровой движок на базе языка С++, разработкой и поддержкой которого занимается компания Epic Games. Возможности UE позволяют создавать и редактировать элементы 3D анимации, спецэффекты в кинофильмах и играх, а также разрабатывать различные обучающие программы. Код приложения на этом движке работает на большинстве современных платформ и операционных систем (Android, iOS, Linux, Mac OS, Microsoft Windows, PlayStation 4, PSP, Xbox One, PS Vita). [2] Таким образом, одной из особенностей движка Unreal Engine является его универсальность.
В состав технологии Unreal входит: графический движок, движок обеспечения физики, искусственный интеллект, управление сетевой и файловой системами, а также мощный и многофункциональный встроенный редактор UnrealEd. [3]
Рассмотрим поподробнее элемент движка, с которым взаимодействует пользователь. UnrealEd (UEd, Unreal Editor) - это инструмент редактирования уровней и ресурсов в реальном времени, на основе принципа моделирования твердых тел - конструктивной блочной стереометрии (Constructive Solid Geometry, CSG). Из последнего следует что:
1. Пользователь с помощью редактора может осуществлять манипуляции со свойствами различных 3D-объектов, изменять их, программируя скриптовые сценарии.
2. Все изменения, вносимые пользователем, такие как: расположение объектов, распределение эффектов, обновления текстур -видны через камеру редактора, что позволяет пользователю проверять возможные ошибки в построениях.
3. Редактор также позволяет манипулировать объектами, созданными с помощью графических пакетов, таких как 3DMax. [4]
К другой, немаловажной особенности движка Unreal стоит отнести встроенный редактор BluePrint: это интуитивная система для создания логики 3D -окружения. Проще говоря, пользователь создает некоторые типы объектов, которые он впоследствии поместит на «сцену» своего проекта. Примеры работы скриптов BluePrint (чертежи) в игровом приложении: назначение игроков с отличительными чертами, установка правил и поведения игры, назначение кнопок для управления персонажем и т.д. При всем этом, с помощью «чертежей» логику уровня или игры пользователь может создать, не написав ни единой строчки кода, что, безусловно, облегчит процесс написания логики тем людям, кто не силен в программировании. [5]
Однако, чтобы задействовать в проекте источники света, эффекты частиц, или что-то еще, необходимо разобраться в способах управления и создания самих объектов (ориг.название: Actor). То есть, надо знать основные типы объектов, такие как:
1) Объекты и геометрия: StaticMeshActor (Зх- мерная модель на сцене), Brush (статический примитив на сцене), SkeletalMeshActor (объекты, чья геометрия может быть деформирована)
2) Объекты игрового процесса: Player Start (место появления персонажа), Trigger (события на уровнях), Matinee (анимации в игровом процессе)
3) Источники освещения: Point Light (свет во всех направлениях), Spot Light (свет из одной точки), Directional Light (свет бесконечно далекий, например солнце)
4) Эффекты и звуки: Particle Emitter (огни,дым, искры..и.тд), Ambient Sound (звуки в пространстве), Декали (проецирование материала на другую поверхность)
5) Camera Actor (отображение сцены на экран) [6]
Последнее поколение движка Unreal содержит в себе передовые технологии в области 3D-графики, среди которых: система расчета
освещения Unreal Lightmass, система пост-обработки, реалистичная симуляция физики, создание больших карт ландшафтов, инструменты анимации персонажей, создание кат-сцен и многое другое. Проще говоря: на стороне движка Unreal, благодаря технологиям Epic Games, будет качество графики, однако пользователям стоит обзавестись неслабым «железом» на борту компьютера, дабы увидеть всю красоту воочию.
На движке Unreal Engine создано множество игр и приложений. Его возможности используется известными студиями разработки игр, такими как Rocksteady Studios (Batman), Irrational Games (Bioshock), Epic Games (Gears of War) и многими другими. Также, движок задействован в разработке приложений для образования или предприятий: Bentheim interior design, Louisiana State University in Shreveport, HKS и т.д.
Последней версией движка на сегодняшний день является его четвертое поколение- Unreal Engine 4. Он недавно стал бесплатным. Тем не менее, разработчики игр должны будут отдавать 5 % от продаж игры компании Epic Games, но только в том случае, если доходы игры будут составлять более 3000$ за квартал. [7]
Подводя итог, выявлены преимущества движка Unreal для пользователя:
1) Бесплатная версия
2) Наличие мощного и интуитивно понятного редактора
3) Визуализация элементов редактора в реальном времени
4) Blueprints (чертежи) удобны для реализации базовой логики
5) Интеграция с C++
6) Отличное качество графики
7) Универсальность кода для различных платформ
Недостатки:
1) Нехватка документации по функциям C++ движка UE
2) Возможная путаница в «чертежах»
3) Медлительность мобильной разработки
4) Требование современного "железа" ПК
Подытожив обзор движка, нужно отметить, что те возможности, которые предоставляет UE, развивают в пользователе логическое и творческое мышление. Пользователь будет учиться строить удивительные вещи, о работе которых не имел ни малейшего представления. И даже написать свою игру не составит труда, что в дальнейшем позволит и дальше развиваться в сфере «игростроя».
Использованные источники:
1. Канобу [Электронный ресурс] http://kanobu.ru/pub/251719/ [1]
2. База движков [Электронный ресурс] http://engine-base.ru/publ/o_dvizhkakh/unreal_engine/11-1-0-73 [2]
3. GSTV [Электронный ресурс] https://gstv.ru/tv/epic-games-2.html [3]
4.Игромания [Электронный ресурс] http://www.igromania.ru/print/index.php?ID=46924 [4]
5.UEngine.Ru [Электронный ресурс] http://uengine.ru/site-content/docs/blueprints-docs/blueprint-intro [5]
6. UEngine.Ru [Электронный ресурс] http://uengine.ru/stte-content/docs/actors-geometry/actors [6]
7.Unreal Programming [Электронный ресурс] http://unreal-programming.net/category/preface/ [7]
УДК 338.48
Крутикова О. В. студент 4 курса
факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства»
Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления Россия, г. Новосибирск
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В
СФЕРЕ ТУРИЗМА
Аннотация: в статье рассматриваются особенности функции стратегического планирования в сфере туризма на разных уровнях управления: государственном, региональном, на уровне предприятия. В качестве примера представлены стратегические планы развития туризма в России и Республике Алтай.
Ключевые слова: стратегическое планирование; туризм; государственное планирование; региональное планирование.
Krutikova O. V.
Student
4 rate, faculty of "Corporate economy andentrepreneurship" Novosibirsk State University of Economics and Management
Russia, Novosibirsk FUNCTION OF STRATEGIC PLANNING IN THE SPHERE OF
TOURISM
Summary: in article features of function of strategic planning in the sphere of tourism at the different levels of management are considered: state, regional, at the level of the entity. As an example strategic plans of tourism development in Russia and Altai Republic are provided.
Keywords: strategic planning; tourism; state planning; regional planning.
Необходимость стратегического планирования в сфере туризма очевидна: это обеспечит успех конкуренции как регионам внутри страны, так и с другими странами в области организации отдыха. Особенности функции планирования в туристской сфере связаны с тем, что: туризм представляет собой многоотраслевой комплекс, который нуждается в регулировании; туристической сфере необходима поддержка и частичное регулирование государством, т.к. при отсутствии таких механизмов велика вероятность стихийности развития отрасли. Это может привести к