Научная статья на тему 'ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ'

ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
государственно-частное партнёрство / субъект предпринимательства / медицинская услуга / медицинская организация / качество / сервис / тариф / финансирование / public-private partnership / business entity / medical service / medical organization / quality / service / tariff / financing.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевкоплясова Анастасия Михайловна

в данной статье представлен краткий обзор применения государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения в Казахстане, отражены уже имеющиеся в настоящее время реализованные проекты государственно-частного партнёрства. Выделены основные схемы взаимодействия субъектов предпринимательства с государством и требования к организациям для участия в проекте, а также подняты вопросы и проблемы, возникающие в ходе реализации программ государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения, в части управления, финансирования и непосредственной деятельности медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шевкоплясова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FILD OF HEALTHCARE IN KAZAKHSTAN

this article provides a brief overview of the application of public-private partnership in the field of healthcare in Kazakhstan, reflects the currently implemented public-private partnership projects. The main schemes of interaction of business entities with the state and the requirements for organizations to participate in the project are highlighted, as well as questions and problems arising during the implementation of public-private partnership programs in the field of healthcare, in terms of management, financing and direct activities of medical organizations are raised.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ»

OVERVIEW OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FILD OF HEALTHCARE IN KAZAKHSTAN Shevkoplyasova A.M. (Republic of Kazakhstan)

Shevkoplyasova Anastasiya Mikhailovna - Master of Business Administration in Healthcare, Doctoral Student of Business

Administration in the field of healthcare,

AL-FARABI KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: this article provides a brief overview of the application of public-private partnership in the field of healthcare in Kazakhstan, reflects the currently implemented public-private partnership projects. The main schemes of interaction of business entities with the state and the requirements for organizations to participate in the project are highlighted, as well as questions and problems arising during the implementation of public-private partnership programs in the field of healthcare, in terms of management, financing and direct activities of medical organizations are raised.

Keywords: public-private partnership, business entity, medical service, medical organization, quality, service, tariff, financing.

ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Шевкоплясова А.М. (Республика Казахстан)

Шевкоплясова Анастасия Михайловна - Мастер делового администрирования в здравоохранении, докторант делового администрирования в сфере здравоохранения,

Казахский национальный университет им аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье представлен краткий обзор применения государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения в Казахстане, отражены уже имеющиеся в настоящее время реализованные проекты государственно-частного партнёрства. Выделены основные схемы взаимодействия субъектов предпринимательства с государством и требования к организациям для участия в проекте, а также подняты вопросы и проблемы, возникающие в ходе реализации программ государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения, в части управления, финансирования и непосредственной деятельности медицинских организаций.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, субъект предпринимательства, медицинская услуга, медицинская организация, качество, сервис, тариф, финансирование.

Государственно-частное партнёрство в области здравоохранения развивается в мире уже больше 50 лет. В своём развитии оно претерпевает постоянные изменения, нововведения, и до сих пор не выработана для него единая эффективная модель. В Республике Казахстан начало государственно-частному партнёрству в сфере здравоохранения было положено еще в 2015году. Этому предшествовало продвижение данного взаимодействия в других сферах и отраслях экономической деятельности в стране. В последнее десятилетие данное направление стало набирать обороты [1, 135], тем более в связи с внедрением системы обязательного страхования, вступлением в силу нового Кодекса о здоровье. Изначально преимущественное развитие в данном векторе получило оказание медицинской помощи пациентам с хронической почечной недостаточностью, нуждающихся в плановом гемодиализе на стационарозамещающем уровне. Так были открыты центры гемодиализа «BBNura», «Центр гемодиализа», «Diaverum», «Fresenius Medical Care» и др. Следующим шагом стало открытие реабилитационных центров «ЛУЧ», «Life In», «Тулпар», «Gio Trade», а также программа «Камцорлыц» по открытию восьми реабилитационных центров по Казахстану - при поддержке фонда Первого Президента РК и фонда «Samruk-Kazyna Trust». В рамках эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции в стране в связи с возникновением высокой потребности в рентгенологической диагностике поражения лёгких были открыты новые рентгендиагностические центры «Шипагер», «Invivo», «Orchun Medikal», обеспечившие максимальный охват компьютерной томографией органов грудной клетки при подозрении и наличии коронавирусной инфекции. Еще одним направлением стало участие государства совместно с частными партнёрами в развитии сети первичной медико-социальной помощи для населения, так в Жезказганском регионе амбулаторно-поликлинические услуги предоставляются преимущественно медицинскими организациями, представленными товариществами с ограниченной ответственностью. Аналогичные медорганизации функционируют уже в Какраганде, Нур-султане, Алматы и других городах.

Какие же схемы взаимодействия частного партнёра с государством в здравоохранении имеют место быть в Казахстане на сегодняшний день? Следует отметить, что в Республике Казахстан

государственно-частное партнёрство может быть реализовано либо в виде институционального, либо контрактного способа. В сфере здравоохранения согласно Кодексу о здоровье представлено преимущественно в виде контрактного, а именно в виде концессионных соглашений. В первую очередь, как видно из вышеуказанных примеров, это предоставление услуг частными партнёрами в рамках государственного заказа, при этом материально-технические ресурсы, включая здание и оборудование предоставляется частной стороной. Еще одним видом государственно-частного партнёрства являются договора аутсорсинга, заключаемыми между государственными медицинскими организациями с субъектами предпринимательства в части выполнения таких услуг, как охрана, клининг, прачка, питание и др. [2, 95].

Для участия в государственных закупках медицинской организации необходимо соответствовать установленным требованиям, включая использование утверждённых информационных медицинских систем (представлено 64 платформы от государственных и частных разработчиков в соответствии с профилем медицинской помощи и комфортностью использования с учётом интеграции в государственную информационную систему). Предоставление отчётности и статистических данных в вышестоящие контролирующие органы. Оплата услуг согласно государственному тарификатору. И вот здесь возникает, пожалуй, основная точка противостояния в данном партнёрстве. Стоимость услуг по государственному заказу является неконкурентноспособной на рынке медицинских услуг и влечёт за собой как снижение качества самой услуги и возникновение очередности на данную услугу, так и отсутствие необходимого сервиса при оказании медицинской услуги. Ведь в утверждённом государственном тарифе за услугу никоим образом не предусмотрены ни сервис, ни качество. Тариф сформирован минимально, только для предоставления услуги. При этом подразумевается 100%-ое покрытие услуги. Всё это выливается в итоге в низкий уровень удовлетворённости населения предоставляемыми услугами в рамках государственного заказа как по пакету гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи, так и в пакете обязательного социального медицинского страхования. Особенно остро это проявляется в медицинских организациях как субъектов предпринимательства, участвующих в государственно-частном партнёрстве в сфере здравоохранения. Ведь стейкхолдеры, коими являются и пациенты, ждут от таких организаций повышенного комфорта, сервиса и качества, считая их в первую очередь частными предприятиями.

В рамках поддержания уровня качества предоставляемых медицинских услуг со стороны государства в лице Министерства здравоохранения и управлений здравоохранения принимаются такие меры, как заключение меморандумов по достижению целевых индикаторов в соответствии с государственными дорожными картами, разработка критериев ранжирования по вновь разработанным внутренним индикаторам. Только парадокс заключается в том, что все эти меры приводят к последующему применению штрафных санкций к медорганизациям, а не к выполнению поставленных задач и повышению качества предоставляемых медицинских услуг.

Еще одной точкой соприкосновения в части разногласий является непосредственное управление медицинской организацией, которое включает в себя аспекты штатного расписания, фонда заработной платы, привлечения медорганизаций к социальным мероприятиям в обязательном порядке. По факту получается, что частная медицинская организация, участвующая в госзакупке медуслуг, управляется не собственным аппаратом менеджмента, а государством, даже в случае доверительного управления в рамках государственно-частного партнёрства. Собственные менеджеры медицинской организации, по сути, играют роль некоего исполнителя в части управления и, теряя интерес к работе, не имея чёткого плана своего развития, выгорают. Следствием этого является снижение результатов деятельности и приведение их к единому уровню с государственными организациями, что никоим образом не обеспечивает реализацию замысла субъекта предпринимательства, а также удовлетворение интересов государства в своевременной и качественной медицинской помощи. Таким образом, уровень медицинской помощи по-прежнему остаётся на усреднённом уровне и не имеет потенциала к дальнейшему развитию.

С какими проблемами сталкивается население при получении медицинской помощи? В первую очередь, это ожидание приёма специалиста, особенно остро это касается узкопрофильных специалистов, и диагностического обследования. Также страдает сторона качества и сервиса в медицинских организациях. При сохранённой нагрузке согласно нормативу до 1700 человек старше 18 лет на 1 врача общей практики и 3-х участковых медсестёр процент адекватного и полноценного охвата требуемым наблюдением пациентов остаётся крайне низким. У медицинского персонала фактически всё время работы занимает оказание медицинской помощи на приёме и активном посещении пациентов или вызовах на дом к пациенту. Свою коррективу здесь внесла ещё и пандемия коронавирусной инфекции, ограничив пациентов в получении плановой терапии в связи с временным мерами в виде приостановления плановой госпитализации в круглосуточные стационары или же их закрытие на карантин, приостановления деятельности дневных стационаров и даже закрытия поликлиник с переводом их на дистанционный режим работы. В рамках дефицита медицинских работников

обслуживание пациентов на дому по большей части легло на мобильные бригады медицинской помощи, представленными в основном фельдшерами и медсёстрами. А при выводе в мобильную бригаду врача увеличивалась нагрузка на оставшихся врачей участковой службы. Также стоит отметить и временной норматив для проведения обследования или же для проведения приёма специалиста, устанавливаемый в медицинской информационной системе. Так у участкового врача отведено на 1 пациента всего 15 минут, фактически же большая часть пациентов требует заслуженного внимания в течение по меньшей мере 30 минут, что в свою очередь приводит к сдвигу графика времени приёма и созданию живой очереди непосредственно у кабинета врача. С другой стороны, на проведение того же ультразвукового рутинного обследования отводится 30 минут по нормативу, в результате чего формируется длительность ожидания обследования. Даже перенаправление в другие медицинские организации на эту же услугу не решает проблему очередности. В большинстве своём платёжеспособное население, несмотря на имеющийся статус застрахованности в системе здравоохранения, предпочитает пройти обследование в частных медицинских центрах на платной основе.

Конечно, данные вопросы возможно решить увеличением количества кабинетов обследований и наймом большего количества медицинского персонала. Только здесь и возникает краеугольный камень преткновения в виде недостаточного финансирования организации в рамках государственно-частного партнёрства. Субъект предпринимательства при входе в программу государственно-частного партнёрства в первую очередь всегда преследует главную цель - извлечение прибыли. Но при низких государственных тарифах, не учитывающих потребности в сервисе, в качестве, в обучении персонала и населения, а также при отсутствии возможности неполного покрытия медицинской страховкой оказанной услуги с доплатой со стороны стейкхолдера за комфорт и сервис, единственным направлением для достижения поставленной цели у субъекта предпринимательства остаётся минимизация затрат. В итоговом результате мы получаем страдающее население, недовольное государство и разочарованного, работающего на выживание частного партнёра.

Таким образом, на текущий момент вырисовывается необходимость более глубоко изучить вопросы, возникающие у выше указанных трёх сторон при развитии государственно-частного партнёрства в здравоохранении с разработкой новых моделей как в управлении, так и в финансировании подобных проектов, а возможно и создании новой модели государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения.

Список литературы /References

1. Касымова Г.П. Развитие государственно-частного партнёрства в системе здравоохранения Республики Казахастан // Cyberleninka. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sisteme-zdravoohraneniya-respubliki-kazahstan/ (дата обращения: 20.09.2021).

2. Шалболова У.Ж., Умирзакова А.К. Применение механизмов государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения Республики Казахастан // Статистика, учёт и аудит, 2020. № 3(78). С. 93-98.

3. Жумагалиева Б.З., Таймагамбетов Д.Ж. Перспективы развития механизма государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения Республики казахстан // Вестник казахско-русского международного университета. [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: https://articlekz.com/article/20280/ (дата обращения: 20.09.2021).

4. Халыкова Г.А., Шильманова А.М., Талапбаева Г.Е. Концепция развития государственно-частного

партнёрства в сфере здравоохранения Казахстана // RUSNAUKA. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: www.rusnauka.com/5_SWMN_2017/Economics/15_221720.doc.htm/ (дата обращения:

20.09.2021).

5. Блатов Р.М., Шопабаева А.Р., Ботабаева Р.Е. Новый взгляд на ГЧП в здравоохранении Республики Казахстан: перспективы взаимодействия государства и фармацевтических компаний // Вестник КазНМУ, 2016. № 2. С. 427-433.

6. Чалтабаева Р. Правовое регулирование ГЧП в сфере здравоохранения Республики Казахастан //

Zakon.ru. [Электронный ресурс], 2020. Режим доступа:

https://zakon.ru/Publication/pravovoe_regulirovanie_gchp_v_sfere_zdravoohraneniya_respublike_kazahstan/ (дата обращения: 20.09.2021).

7. Жилкибаева М.А. Государственно-частное партнёрство в Казахстане: оценка динамики,

институциональное обеспечение, приоритеты развития // Экономика Центральной Азии. 2020. Т.4. №

4. С. 311-328.

8. Нуршаихова Ж. ГЧП в Казахстане: кто больше рискует - государство или частный партнёр // KazInform [Электронный ресурс], 2020. Режим доступа: https://www.inform.kz/ru/gchp-v-kazahstane-kto-bol-she-riskuet-gosudarstvo-ili-chastnyy-partner_a3640871/_(дата обращения: 20.09.2021).

9. Чиканаев Ш. Препятствия на пути развития государственно-частного партнёрства в Казахстане // LegalPro. [Электронный ресурс], 2020. Режим доступа: https://legalpro.kz/prepiatstviia-na-puti-razvitiia-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-kazakhstane/ (дата обращения: 20.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.