Основными этапами решения задач по достижению надежности функционирования будут: выделение временного периода, для которого решается задача; вычисление вероятностных характеристик, определяющих снижение мощности энергоблоков из-за отказов оборудования; определение системных показателей, характеризующих надежность функционирования сложного комплекса оборудования; определение значений недоотпусков тепло- и электроэнергии, также сравнение полученных показателей, используемых в качестве критерия принятия решений.
Критерием принятия решений может служить минимум суммарных или среднегодовых дискретных затрат.
В качестве основного инструмента для создания математических моделей и баз данных наилучшим образом подходит таблично-логический метод [1, с. 89].
Произведение расчета данным методам, позволит рассчитать степень влияния отдельного оборудования и различных решений в тепловых, и электрических схемах, на надежность функционирования вариантов ЭБ, посредством сформированных моделей надежности. Расчет подходит для технологического оборудования энергоблоков ТЕС в условиях эксплуатации, с формированием схем связей технологической и электрической части ЭБ 250, 300 МВт - самых массовых действующих установок ТЭС. Также необходимо провести оценку степени влияния, различных схем выдачи мощности электростанций, на показатели недоотпуска электроэнергии, посредством полученных простых выражений на основе многофакторных регрессионных моделей.
Такие подходы при формировании моделей надежности ЭБ ТЭС могут быть применены и к энергоустановкам электростанции другого типа. Это позволит будущим, специалистам, как на стадии проектирования, так и в условиях эксплуатации проводить расчеты и прогнозировать комплексные показатели надежности энергоустановок электростанций, что очень важно в условиях рыночных отношений с потребителями электрической и тепловой энергии.
Список литературы
1. Околович М.Н. Проектирование электрических станций: Учебное пособие для вузов. М.:
Энергоатомиздат, 1982.
2. Галиев И.Ф. Методы расчета надежности энергоустановок электростанций: Учебное
пособие. Издательский отдел КГЭУ, 2015.
ОБЗОР ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ОБЛАСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЛНОВЫМ НАДДУВОМ Минашин В.С.
Минашин Владислав Сергеевич — студент, кафедра двигателей внутреннего сгорания, факультет авиационных двигателей, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа
Аннотация: в статье выполнен обзор профильной литературы, а также запатентованных изобретений в области двигателей внутреннего сгорания с волновым наддувом. Ключевые слова: обзор, ДВС (двигатели внутреннего сгорания), компрессор, волновой наддув, рестриктор, Garrett.
Улучшение показателей двигателей давно является актуальной проблемой машиностроения и на сегодняшний день эта проблема остается не до конца разрешенной, в частности увеличение коэффициента наполнения и литрового момента. Для этой цели в ДВС используются системы наддува, из которых самой перспективной является система волнового наддува.
В учебном пособии Бориса Петровича Рудого, доктора технических наук, «Теория газообмена ДВС» [1], излагаются основные вопросы теории газообмена ДВС, позволяющие понять механизм газообмена в различных двигателях и роль конструктивных элементов газовоздушного тракта в организации процесса смены рабочего заряда в рабочей камере.
Инженер-конструктор Бекман В.В. в своей книге «Гоночные мотоциклЫ» [2], привел сведения о развитии эксплуатационных качеств гоночных мотоциклов и о техническом прогрессе в области конструирования специальных мотоциклов скоростного типа. Дана классификация гоночных мотоциклов и описаны условия их эксплуатации. Сформулированы требования, предъявляемые к топливам для гоночных двигателей. Рассмотрены вопросы динамики и перспективы увеличения быстроходности гоночных мотоциклов.
В статье старшего преподавателя кафедры ДВС Уфимского государственного авиационного технического университета, Атанова С.Н. «Исследование дозарядки четырехтактного двигателя через впускной клапан волной сжатия, генерируемой в процессе выпуска» рассматриваются результаты исследований возможности использования интенсификации волновой дозарядки четырехтактного бензинового двигателя «УМЗ-341» воздухом через дополнительный волнообменный канал и впускной клапан волной сжатия выхлопа. Расчеты проведены в современном пакете для численного анализа поршневых двигателей и газопроводов «Horsepower Lab 10». Установлено повышение наполнения двигателя на 11 процентов по сравнению с классической дозарядкой отраженной волны сжатия впуска из впускного настроенного канала при использовании волн в выпускном канале для продувки.
В статье старшего преподавателя кафедры ДВС Уфимского государственного авиационного технического университета, С.Н. Атанова «Метод увеличения коэффициента наполнения четырехтактного двигателя внутреннего сгорания» представлены результаты вычислительных экспериментов на четырехтактном двигателе внутреннего сгорания (ДВС) с настроенным газовоздушным трактом специальной конфигурации с повторным открытием выпускного окна. Выявлена возможность увеличения коэффициента наполнения четырехтактного ДВС.
В изобретении сотрудников кафедры ДВС Уфимского государственного авиационного технического университета: Атанова С.Н., Рудого Б.П. «Способ распределения рабочих тел волнового обменника давления и устройство для его осуществления» 2066002 Российской Федерации технической задачей является повышение эффективности волнового обменника давления (ВОД) и способа распределения рабочих тел в нем.
В патенте 2073101 Российской Федерации Атанова С.Н. и Рудого Б.П. «Система газообмена двигателя внутреннего сгорания» рассмотрен новый вариант газообмена ДВС. Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухтактных и четырехтактных поршневых двигателях внутреннего сгорания (ДВС), а также в пульсирующих воздушно-реактивных ДВС. Целью изобретения является повышение эффективности двигателя за счет снижения температуры наддувочного заряда.
Рассмотрен патент на изобретение 2488006 Российской Федерации «Устройство и способ принудительного газообмена в двигателе внутреннего сгорания». Изобретение относится к области машиностроения, в частности к производству двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение наполнения цилиндра двигателя свежим зарядом воздуха и эффективное удаление отработанных газов из него.
В статье Марка Георгиевича Татарова, аспиранта ФГБОУ ВПО «Московского политехнического университета», «Использование программного комплекса Ricardo WAVE для симуляции работы двигателя с турбокомпрессором гоночного болида класса «Формула Студент»» [3] рассмотрены результаты одномерной симуляции компонентов системы впуска мотоциклетного двигателя KTM 450 с турбокомпрессором Garret GT1241 с рестриктором перед входом в компрессор. Двигатель применяется на гоночных болидах класса «Формула Студент».
Список литературы
1. Рудой Б.П. Теория газообмена ДВС: учеб. пособие. Уфа: УАИ, 1978.110 с.
2. Бекман В.В. Гоночные мотоциклы. 4-е изд., Машиностроение, Ленинг. отд-ние, 1983. 271 с.
3. Татаров М.Г. Использование программного комплекса RICARDO WAVE для симуляции работы двигателя с турбокомпрессором гоночного болида класса «ФОРМУЛА СТУДЕНТ». [Электронный ресурс]. Двигатель [Сайт]. Режим доступа: http://engme.aviaportru/issues/114/pics/pg10.pdf/ (дата обращения: 30.04.2018).