Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
ББК Х629.378
ОБЖАЛОВАНИЕ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ ДОЗНАВАТЕЛЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ, ПРОКУРОРА, СУДА
Д.Т. Арабу ли, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголов-
ного права и уголовного процесса ЮУрГУ
Рассматривается право участников уголовного судопроизводства на обжалование действий и решений, принимаемых в ходе производства по уголовному делу. В рамках исследования с учетом статуса участника выявляются особенности реализации данного полномочия в досудебном и судебном производствах, предлагаются пути решения проблем при его осуществлении.
Ключевые слова: участник уголовного судопроизводства, право на обжалование, сроки, порядок обжалования.
Природа обжалования процессуальных действий и решений в уголовном судопроизводстве имеет конституционную основу, поскольку в качестве одного из основных и неотъемлемых составляющих общеправового статуса личности выступает закрепленное в ст. 46, ч. 3 ст. 50 Конституции РФ право на обжалование, представленное в виде законного способа судебной защиты прав и свобод каждого. Более того, своевременная реализация такого полномочия в уголовном процессе является одним из обязательных условий приемлемости индивидуальной жалобы, поданной заявителем в Европейский Суд по правам человека (ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.). В пункте первом названной статьи зафиксировано, что Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.
Право на обжалование получило и статус принципа уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК РФ), который носит универсальный характер для всех вовлекаемых в уголовно-процессуальные отношения лиц. Поэтому процедуру обжалования в определенной степени можно назвать единообразной, что предполагает регламентацию следующих ключевых моментов: а) круг лиц, которым предоставлено право на обжалование (ст. 123,
ч. 4, 5 ст. 354 УПК РФ и др.); б) перечень решений (действий), не подлежащих обжалованию (например, ч. 5 ст. 355 УПК РФ); в) срок, в течение которого допускается обжалование (в частности, ч. 11 ст. 108, ч. 1 ст. 356 УПК РФ); г) пределы обжалования (например, ст. 317 УПК РФ, не допускающая обжалование приговора, постановленного в соответствии со ст. 316 УПК РФ без проведения судебного разбирательства, в апелляционном и кассационном порядке по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 379 УПК РФ - несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции; ч. 5 ст. 354 УПК РФ, устанавливающая право гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей на обжалование не вступившего в законную силу судебного решения в части, касающейся гражданского иска); д) государственный орган или должностное лицо, полномочные рассмотреть жалобу (ст. 124, 125, ч. 2-4 ст. 355 УПК РФ); е) перечень решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы (ч. 2 ст. 124, ч. 5 ст. 125, ст. 367,378,408 УПК РФ).
Но в зависимости от содержания и характера принимаемого решения должностного лица или органа его вынесшего, произведенного действия, этапа (стадии) в уголовнопроцессуальном законе дифференцируется порядок обжалования. Затронем лишь некоторые моменты, связанные с процедурой обжалования в уголовном судопроизводстве.
Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
Так, судебные решения, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном и (или) кассационном порядке. По результатам рассмотрения уголовного дела по существу участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты предоставляется для обжалования 10 суток с момента провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - тот же срок со дня вручения им копии приговора (ч. 1 ст. 356 УПК РФ). Одновременно с приведенным правилом, исходя из значимости охраняемых Конституцией РФ прав человека и гражданина на неприкосновенность личности, свободу передвижения (ст. 22, 27 Конституции РФ), действует положение о сокращенном сроке обжалования в кассационном порядке постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом - в течение трех суток со дня его вынесения (ч. 11 ст. 108 УЖ РФ).
Рассмотрение жалоб не относится к исключительной компетенции суда. Соответствующими полномочиями наделены согласно ст. 124 УПК РФ прокурор и руководитель следственного органа. Поскольку пределы их компетенции ограничены, то предметом проверки могут быть действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, нижестоящего должностного лица (ст. 37, 39, 124 УПК РФ). Это не исключает осуществление прокурором своих полномочий в рамках использования лицом судебного способа защиты прав и интересов. Так, Генеральный прокурор РФ приказывает всем нижестоящим прокурорам, военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, начальникам главных управлений и управлений по данному направлению деятельности при получении информации о поступлении жалобы в суд в порядке ст. 125 УПК РФ истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществлять их проверку; устранять выявленные нарушения, в том числе отменять необоснованные, незаконные постановления дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информировать суд; обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ; в случае несогласия с решением суда об удовлетворении жалобы своевременно принимать меры к его обжалованию, а при согласии - к привлечению к ответ-
ственности лиц, допустивших нарушения закона (п. 21 Приказа от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»1).
Интересны позиции законодателя относительно пределов обжалования с точки зрения классификации участников уголовного судопроизводства. Для стороны обвинения были созданы ограничения при обжаловании решений, вступивших в законную силу. В частности, ст. 405 УПК РФ вводила запрет пересматривать в порядке надзора обвинительный приговор, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела. Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 11 мая 2005 г. № 5-П2 признал данную норму в той мере, в какой она в системе действующего уголовнопроцессуального регулирования пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, не допуская поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора по жалобе потерпевшего (его представителя) или по представлению прокурора, не позволяет тем самым устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 15, 17-19, 21, 46, 52, 55, 123, во взаимосвязи со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и п. 2 ст. 4 Протокола № 7 к ней (в редакции Протокола № 11). Таким образом, для участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения был снят описанный выше запрет. Но реализовать свое право на обжалование, руководствуясь ст. 405 УПК РФ, они могут только при указании в надзорных жалобе или представлении на существенное (фундаментальное) нарушение в предыдущем судебном разбирательстве, ведущее к неправильному разрешению дела, и в течение одного года с момента вступления приговора (иного решения, указанного в ст. 405 УПК РФ) в законную силу. Приведенным истолкованием по замыслу Конституционного Суда РФ были устранены преимущества стороны защиты перед стороной обвине-
24
Вестник ЮУрГУ, № 28, 2008
Арабули Д.Т.
Обжалование в уголовном судопроизводстве действий и решений дознавателя, следователя, прокурора, суда
ния. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11 января 2007 г. № 1 «О применении судами норм главы 48 Уголовно-процес-суального кодекса РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции»3 указал, что судам необходимо руководствоваться тем правовым основанием, которое указано в жалобе или представлении, при условии, что это основание отвечает критериям фундаментального нарушения, сформулированным в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г. № 5-П (п. 16). Но, преследуя цель защиты прав и интересов потерпевших, достижения равенства прав сторон, обеспечения равных возможностей при реализации права на обжалование в порядке надзора, Конституционный Суд РФ, как справедливо отмечает И.Л. Петрухин, вводит понятие фундаментального или существенного нарушения, не раскрывая их содержания4.
Отличается своеобразием порядок обжалования применения иной меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, который не вписывается в содержание принципа уголовного судопроизводства, предусмотренного ст. 19 УПК РФ, предоставляющего право обжаловать действия (бездействие) и решение суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя. Согласно ч. 5 ст. 114 УПК РФ в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного ли-
ца от должности либо об отказе в этом. В силу ч. 4, 6 ст. 29.1 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» соответствующее решение принимается Президентом РФ в форме указа, который может быть обжалован в Верховный Суд РФ в течение десяти дней со дня его официального опубликования. Следовательно, отличительными особенностями процедуры являются: а) форма принятого решения - указ, а не постановление или определение; б) круг лиц, задействованных при принятии решения, -Президент РФ, Генеральный прокурор РФ, а не суд в силу п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ; в) обязательность опубликования указа. Именно с этого момента исчисляется предоставленный срок для его обжалования в Верховный Суд РФ.
Таким образом, только установление четких правил и процедур, регламентирующих обжалование в уголовном процессе действий и решений дознавателя, следователя, прокурора, суда, иных лиц (в частности, Президента РФ), реформирование уголовно-процессуального законодательства в целях устранения неточностей и неоднозначного толкования нормативных предписаний будет подчинено назначению уголовного судопроизводства, определенному в ст. 6 УПК РФ, и отвечать интересам участников и со стороны обвинения, и со стороны защиты.
1 Законность. - 2007. - № 11. - С. 53-58.
2 Российская газета. - 2005. - 20 мая.
3 Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 4. -С. 2-6.
4 Петрухин И.Л. Запрет поворота к худшему в российском уголовном процессе // Государство и право. - 2006. -№3.-С. 51.
Статья поступила в редакцию 16 июня 2008 г.