Научная статья на тему 'Обыденный характер этнических традиций'

Обыденный характер этнических традиций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
427
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ТРАДИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ» / «COMMON SENSE» / ETHNICITY / TRADITIONS / SOCIAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лапина Светлана Николаевна, Федотов Василий Артемьевич

Этнические традиции рассматриваются как отражение социальной действитель­ности на уровне обыденного сознания, рациональным ядром которого являются эмпирические знания, «здравый смысл», складывающиеся непосредственно в повседневной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMON NATURE OF ETHNIC TRADITIONS

Ethnic traditions are regarded as a reflection of social reality at the level of common consciousness, the rational core of which is empirical knowledge, «common sense», folding itself in daily practice.

Текст научной работы на тему «Обыденный характер этнических традиций»

свое отношение к миру, это его право. Любые изменения зависят от места, времени и условий. Так, в эпоху перемен начинают доминировать личные качества человека. Человек проявляет свою волю и решает изменить мир в нужную ему сторону. В стабильных условиях начинает доминировать бытие. Человек доволен своей жизнью и не собирается менять свои ценностные ориентации, в основе которых находятся материальные отношения. Поэтому участие или влияние человека на исторический процесс зависит от решения им основного философского вопроса: что первично? Сознание или бытие? В любом случае, еще раз подчеркнем, происходит взаимовлияние человека на общество и наоборот.

Так, цивилизация проходит в своем развитии не только этапы возникновения, развития, расцвета и гибели, она включает в себя возможность повтора всех этапов на новой основе, которую можно рассмотреть как смену ценностных ориентаций. По мере развития происходит также возврат на новой основе к тем или иным формациям, которые уже были в истории общества. В любом случае развитие общества задается совокупностью ценностей, которая выработана обществом в результате самого исторического развития, и главную роль в этом движении играет социальный субъект, организующий свою социальную структуру.

Литература

1. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М.; Л.: Соцэкгиз, 1936.

2. Свидерский В.И. «О некоторых особенностях развития» // Вопросы философии. 1985. № 7. С. 27-28.

ЖЕЛТОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mixail.zeltov@yandex.ru).

ZELTOV MIKHAIL PAVLOVICH - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy and Methodology Science Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 392 ББК Т575.29

С.Н. ЛАПИНА, В.А. ФЕДОТОВ ОБЫДЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЭТНИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

Ключевые слова: этнос, традиции, общественное сознание, «здравый смысл»

Этнические традиции рассматриваются как отражение социальной действительности на уровне обыденного сознания, рациональным ядром которого являются эмпирические знания, «здравый смысл» складывающиеся непосредственно в повседневной практике.

S.N. LAPINA, V.A. FEDOTOV COMMON NATURE OF ETHNIC TRADITIONS

Key words: ethnicity, traditions, social consciousness, «common sense»

Ethnic traditions are regarded as a reflection of social reality at the level of common consciousness, the rational core of which is empirical knowledge, «common sense» folding itself in daily practice.

Традиции этноса существуют не одно тысячелетие, они оказывают огромное влияние на развитие духовной жизни общества в любую эпоху. К какому же уровню общественного сознания - обыденному или научно-теоретическому -относятся этнические традиции. Народ - творец языка, создатель культурных ценностей, богатейших традиций. На наш взгляд, то, что этнические традиции являются структурным элементом обыденного сознания, не должно вызывать никакого сомнения. Традиции - это прежде всего источник знаний, именно обыденных, народных и, вместе с тем, оценка социальных явлений.

Стихийно-материалистическое и стихийно-диалектическое мировоззрение народных масс, их взгляды запечатлены в традициях. Они представляют собой значительную область духовной жизни народа и важнейший компонент обыденного сознания и отвечают потребностям практической жизни народных масс, что является основой духовной культуры.

Все явления и процессы действительности отражаются в традициях этноса через призму житейского опыта, идей, понятий, представлений, иллюзий, возникших в практической жизни, и имеют общечеловеческое значение. В традициях отражаются такие достижения мыслительной деятельности масс, которые равнозначны не только уяснению конкретного, наличного бытия, но и должного, грядущего, неизбежного, а значит, необходимого. Нет такой области человеческого бытия и деятельности, которая не отразилась бы в сфере обыденного сознания и в его важном элементе - этнических традициях. Они многогранны, всеобъемлющи, как сама человеческая жизнь. В самом простом и обыденном народ видел глубокое и многозначительное, раскрывал внутренний смысл явлений природы и общества. В связи с этим в народных традициях запечатлены разнообразные знания об общественной жизни. Здесь наиболее полно, например, выражена патриотическая гордость народа, прославление защитника родной земли и проклятие тем, кто изменял Родине.

В этнических традициях отражены, с одной стороны, морально-нравственные нормы, а с другой стороны, результаты эстетического, художественного мышления народа. Они включают в свое содержание принципы поведения людей определенной эпохи и определенной общности, в то же время с необходимостью выражает стремление к тому, чего еще нет, но что соответствует представлениям народа о добре и зле и т.д.

В этнических традициях нашли отражение преемственность поколений, опыт и традиции старших, прививавших молодым чувства любви и уважения к окружающим людям. В них заложен опыт многих поколений людей по воспитанию молодежи, прошедший испытание временем. Весьма примечательным является тот факт, что воспитательный процесс естественно и гармонично вплетается в традиции этноса, их содержание оставляет время для раздумий, переживаний.

Анализ этнических традиций, содержащихся в обыденном сознании, показывает, что в последнем скрыты вполне различимые элементы стихийной диалектики. По народным представлениям, все тела, живые существа и предметы реального мира имеют свою историю, т.е. они возникают, развиваются и приобретают новое содержание и соответствующую ему форму. Недаром народ уподобляет мир морю с его постоянно появляющимися и исчезающими волнами. «В мире, что в море». В ряде пословиц, в которых сжатой форме излагается трудовой жизненный опыт народов, как бы воскрешается философская истина: «Все течет, все изменяется». В народе говорят: «Мир что огород, где одно растет, другое зреет, третье преет»; «Все живое и существующее подобно одежде, изнашивается и стареет». «Кто ныне мал - завтра велик, ныне велик - завтра мал» и др. В подобных народных пословицах своеобразно отражено понимание естественности и неотвратимости последовательного хода развития окружающего мира. Интересны пословицы, которые устанавливают различные количественные и качественные соотношения в мире вещей и явлений: «Капля за каплей - озеро образуется», «Зерно на зерно - ворох получается», «По капле дождь, а дождь реки гонит, реками море стоит». «Два дерева - не лес, два дома - не деревня» и т.п. По этим пословицам можно уловить, как народная мысль эмпирически поднимается до осознания перехода одного качества в другое в процессе количественных изменении предметов и явлений природы.

Обыденное сознание способно схватывать общее представление о развитии окружающего мира. Примером тому являются следующие пословицы: «Всему бывает мена да перемена», «Старое стареется, а молодое растет», «Время переходчиво» т.д. Но «диалектика» обыденного сознание все же отличается от научной диалектики. В ней раскрываются общие черты явлений, но они не осмысляются конкретно и, следовательно, скорее понятны в общей, абстрактной форме, а не наполнены содержанием, как в научной диалектике. Примером тому может являться понимание обыденным сознанием такого общественного понятия, как прогресс. Пословица, характеризующая прогресс, гласит: «Все по-новому да по-новому, когда же по-хорошему». С научной точки зрения, эта пословица неверно оценивает сущность прогресса, считая его чем-то негативным. С точки зрения обыденного сознания народа, она совершенно справедлива, ведь прогресс в любом классовом обществе осуществляется за счет усиленной эксплуатации трудящихся, т.е. широких народных масс. Обыденному сознанию присуща своя диалектика. В связи с этим мы можем сделать вывод: в обыденном сознании достигается значительное понимание объективной действительности. Хотя, конечно, оно не в состоянии раскрыть многообразие мира в целом.

В традициях этноса запечатлена объективная связь явлений мира, их определенная необходимость, закономерность. Народные представления о связи, необходимости и закономерности явлений мира развиваются, углубляются и носят ярко выраженный материалистический характер. В них раскрываются сущность природных явлений, их причинная связь, нет места Богу.

Обыденное сознание приходит к заключению, что абсолютно одинаковых предметов нет, что общее проявляется в каждом предмете особенно, что различие связано с общностью; постигает это практически и, поскольку знания об этих общих закономерностях важны для жизни, обобщенно выражает их в доступных ему формах такими, какими находит их в самой объективной действительности. Закрепленные традициями обыденные знания дают настолько адекватное отражение бытия, что возникает навязчивое представление о том, что они являются простым результатом непосредственного созерцания мира. Однако такое представление было бы глубоко ошибочным. Духовное воссоздание мира, совпадающие с миром до иллюзии простого созерцания, требовало остроты, зоркости и трезвости, реализма обыденного мышления. Выражение традициями предметно-чувственного мира настолько отшлифовано веками житейского и практического опыта народа, что оно приобретает видимость простого созерцания. Это та простота, которая является высшим выражением мастерства и мудрости.

Особое внимание обыденного сознания привлекает другая сторона отношений противоположностей: их переходы, единство и формы связей. Единство противоположностей и неразрывность их связи традиции рассматривают детально и многосторонне. Противоположные процессы - жизнь и смерть - связаны очень тесно, никаких промежуточных ступеней между ними нет: «Промеж жизни и смерти и блошка не проскочит». Некоторые пословицы выражают их близость через время: «Ныне на ногах, завтра в могиле». Противоположности эти не только взаимосвязаны, но и проникают друг в друга. Бесспорная ценность обыденного сознания заключается и в том, что человек, владея им, оперирует представлениями и понятиями, многократно подтвержденными опытом многих поколений и составляющими житейскую мудрость народных масс.

В процессе анализа структуры обыденного сознания мы рассматриваем лишь основные его элементы, в особенности те, которые играют положительную роль в духовной культуре. Эмпирические знания, здравый смысл, этниче-

ские традиции - это те элементы обыденного сознания, в которых сосредоточено его рациональное содержание. Исследование их помогает нам лучше понять и уяснить значение обыденного сознания в духовной жизни общества. Хотя обыденное сознание и формируется под влиянием окружающей среды, тем не менее оно не ограничивается последней, а включает в себя в преобразованном виде элементы высокоспециализированных знаний. Общественное сознание не следует механически за общественным бытием, не «жестко привязано» к нему, а отражает его существенные стороны. Повторяющиеся, необходимые связи в различных формах и на различных уровнях обнаруживают при этом свою относительно самостоятельную и сложную диалектическую природу. Важно заметить, что обыденное сознание, являясь сложным духовным образованием, на первый взгляд кажется простым, ибо опирается на повседневный опыт. Обыденное сознание в целом обладает свойствами многоплановости, многогранности, а значит, его нельзя считать простым.

Обыденное сознание, выраженное в традициях, определяется особенностями сознания его созидателей и творцов - народных масс. Даже конструктивно-созидательный характер данного феномена не свидетельствует о том, что он есть более высокая форма сознания по сравнению с обыденным сознанием.

Традиции отражают явления общественного бытия, в том числе и общественно-политической жизни. Многое из того, что непосредственно касается существенных сторон жизнедеятельности народных масс, в этнических традициях всегда находило и находит свое отражение, проявлялась в той или иной мере.

Это особый род синтеза повседневного опыта и здравого смысла, эмпирического и всеобщего, имеющего ценностный характер. Формы его выражения могут быть различны - от афористических умозаключений (пословицы и поговорки) до своеобразных алгоритмов деятельности.

Сфера, которую отражает обыденное сознание, характеризуется вплетен-ностью в повседневность с ее реальными жизненными проблемами, поэтому проявление сущности и явления, отраженное обыденным сознанием, следует искать именно в этой сфере. Безусловно, обыденным сознанием в первую очередь «схватывается» многообразие явлений как внешнее выражение сущности. И, наконец, оно свое оформленное выражение находит в народной мудрости, этнософии, для которой характерно стремление к преодолению эмпирии.

Этнические традиции представляют собой сложное и многогранное восприятие действительности. Совокупность этих представлений составляет систему взглядов народа о мире, природе и о себе.

Хаотичность - это свойство, присущее лишь определенным уровням развития обыденного сознания, поэтому данное свойство нельзя распространять на все формы обыденного сознания и на все его состояния. Именно первоначальная систематизация постепенно подготавливала условия для дифференциации первобытного сознания на виды и формы. То есть на уровне обыденного сознания имеют место слабая систематизированность, первичная упорядоченность и классификация.

Обыденные знания в большей мере используют устные каналы связи и тиражирования мыслей. Естественно, это сказывается в особых формах представления этих знаний: обыденный язык богат сравнениями, отличается оригинальностью, выразительностью, многообразием словесно-речевых приемов.

Основная задача обыденного сознания не только сводится к приспособлению людей к окружающим явлениям и процессам, но и претендует на преобразование их. Это хорошо понял и увидел Кант: «Человеческий разум, -писал он, - даже при самом обыденном рассудке легко может достигнуть высокой степени правильности и обстоятельности» [1. С. 226]. В этом решающая

роль принадлежит объективному положению обыденного сознания, его общественно значимому характеру, который позволил обыденному сознанию даже в условиях стихийного развития достичь определенной степени правильности, истинности и стать одним из развитых явлений общественного сознания. Выясняя соотношение практического и теоретического разума в повседневной человеческой жизнедеятельности, Кант отмечает, что нельзя не удивляться тому, «как много преимуществ имеет в обыденном человеческом рассудке практическая способность суждения перед теоретической» [1. С. 240-241].

Все отмеченные черты обыденного сознания характерны и для этнических традиций, хотя последним присущи специфические признаки. Традиции, как и вообще обыденное сознание в целом, складываются из совокупности привычек, массовых восприятий и представлений, норм и принципов, которые возникают чаще стихийно, отчасти под влиянием воспитания, обучения, личного опыта.

Социально-историческая обусловленность духовной культуры - основополагающий принцип обществоведческой науки. Этнические традиции не составляют в этом отношении исключения. Они, являясь, прежде всего, выражением трудового опыта народных масс, их повседневной общественной практики, в то же время представляют собой способ духовного освоения мира. Традиции включают в себя совокупность представлений, навыков, эстетических вкусов, этических норм поведения, передающихся из поколения в поколение в форме суждений, правил, дидактических наставлений, поучений, предписаний и т.п.

Традиции образовывали специфическую подсистему, выполнявшую весьма важную роль в системе народной культуры. Здесь интегрировалась, закреплялась и аккумулировалась информация, выработанная этносом или его локальной группой. Мы имеем в виду этническое самосознание, этнические установки, легенды о происхождении народа и его контактах с другими народами, историческую память, закрепленную в преданиях и легендах, передачу мифологической традиции и реализацию мифов и верований, осмысление обрядов и традиций материальной культуры, интеграцию стереотипов со-ционормативной культуры и т.д. Это специфический «язык» традиционной культуры, отличающийся от других «языков» (орнамента, знаковой и символической информации, передававшейся вещами - предметами материальной культуры). Всё это обусловило семантическую насыщенность традиций, их роль интегратора, мощного системообразующего фактора духовной культуры. Именно поэтому ни один ученый, изучающий тот или иной народ, не может обойтись без их традиций. Можно без преувеличения сказать, что они с наибольшей интенсивностью выражают этнические функции культуры.

Этнические традиции - это многогранное и многофункциональное явление. Они обладают эстетической, познавательной, коммуникационной и, в особенности, воспитательной функциями. Причина их популярности среди народных масс заключается в простоте, искренности, непосредственности, связи с жизнью, бытом, историей, традициям, душой и характером народа. Это выдающиеся памятники культуры того или иного народа, созданные на основе жизненных реалий.

Этническим традициям присущи глубоко национальные черты и особенности, ибо именно в них наиболее ярко проявляется самобытный, окрашенный местным колоритом характер национальной культуры. Именно в них воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. В то же время в традициях этноса трудно найти те или иные идеи, выгодные только господствующим классам, в них отражены мысли и чаяния простого народа, мечтавшего о счастье, мире и дружбе. Здесь находят

разрешение такие вечные общечеловеческие проблемы, как борьба со злом, несправедливостью, обманом, невежеством и др. Поэтому истинные образцы народных традиций имеют общечеловеческий, интернациональный характер.

Этнические традиции - своеобразная первичная школа народной морали, в которой содержится огромный резерв воспитательного опыта, накопленного в течение многих веков самим народом. Ныне, когда наблюдается повышенный интерес к этническим проблемам, большое значение приобретает использование богатейшего опыта и традиций, прошедших испытание временем. Однако здесь требуется глубокое осмысление вопросов сохранения, развития и популяризации традиционного народного творчества.

Традиции этноса - один из древнейших видов общечеловеческой культуры. В процессе исторического развития у каждого народа складывались его разнообразные и оригинальные формы, в которых нашли отражение мировоззрение, глубина мысли, поэтическая фантазия, богатство языка многих поколений людей.

Этнические традиции представляют собой образование, специфически свойственное общественной, коллективной жизни людей, поскольку позволяет им при использовании средств идеального плана отделять себя от своей деятельности и представлять ее как особый феномен, способствующий умению предвидеть, предусматривать возможные действия для достижения желаемого результата, удовлетворяющего потребность, интерес. Среди многообразных форм удовлетворения потребностей человека в осознании себя и своего места в мире через идеальное представительство позиций других людей, осуществления оптимального режима своей жизнедеятельности на основании многократно повторенного опыта и здравого смысла значительное место принадлежит данному феномену. Традиции всегда результат оценивающего сознания, которое соответствует здравому смыслу и всегда направлено на обобщение. В народной мудрости можно обнаружить широкий спектр оценок: от нижнего предела - преемственности до верхнего - идеала.

Этнические традиции активны по своей природе и сущности, однако они никогда не стремятся к внешнему единству, и это объясняется, возможно, тем, что строгая причино-следственная последовательность и подчиненность нарушили бы творческую свободу и подвижность. Эта черта, как и присущая им контрастность, придает им особую яркость и специфический колорит.

Традиции воспринимают и преобразуют окружающий мир, воссоздают его посредством образного мышления. При этом практическая полезность продуктов деятельности выступает не в чистой утилитарной форме, а в художественной, где сама эта полезность обогащается восприятием и воссозданием их эстетической природы.

Но так как традиции - творчество коллективное, предметом познания становится то, что затрагивает интересы не только отдельно взятой личности или группы, а обязательно коллектива в целом. Поэтому именно они прежде всего выступают в своей всеобщности и целостности по отношению ко всему познающему коллективному субъекту.

Этнические традиции выполняют три фундаментальных для общества функции: а) когнитивную (познавательную) (через неё вторгаются в сознание нравственные императивы); б) эмоционально-духовную и, наконец, в) мотивационную, мобилизующую волевую сферу личности изнутри, помимо требований, исходящих извне.

Таким образом, в этнических традициях звучит голос народа. Эта особая область здравого смысла, которая создается коллективно трудовым народом, отражает многовековой исторический опыт и мировоззрение народа на раз-

ных этапах его исторического развития, воплощает лучшие национальные качества народного характера, имеет свои специфические эстетические нормы и выполняет воспитательную функцию, развивая народное самосознание.

Традиции имеют значение не сами по себе, а как та кровная часть, живущая внутри целого, благодаря которой воссоздается картина бытия народа, целостность исторического бытия целостностью миросозерцания народа.

Итак, наряду с эмпирическими знаниями и здравым смыслом важным структурным элементом обыденного сознания выступают этнические традиции. Хотя народ и не является единственным носителем обыденного сознания, тем не менее основная масса обыденных знаний принадлежит ему. Он создает обыденные знания и руководствуется ими в своей повседневной жизни. Традиции этноса существуют не одно тысячелетие, они оказывают огромное влияние на развитие духовной жизни общества в любую эпоху.

Литература

1. Кант И. Основы метафизики и нравственности // Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. С. 1-544.

2. Федотов В.А. Нравственные традиции этноса как социокультурное явление: дис. ... докт. филос. наук. Чебоксары, 2004.

ЛАПИНА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель кафедры теоретической и экспериментальной физики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sveta_lapina@mail.ru).

LAPINA SVETLANA NIKOLAYEVNA - senior teacher of Theoretical and Experimental Physics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ФЕДОТОВ ВАСИЛИЙ АРТЕМЬЕВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vasilij.fedotov@mail.ru).

FEDOTOV VASILIY ARTEMYEVICH - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy and Science Methodology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 1 (130.2)

ББК Ю0/7

Т.П. ПОСПЕЛОВА

ОБРАЗОВАННОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ И КРИТЕРИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: идентичность, образованность, ценность, образование.

Исследована проблема идентичности в современном обществе. Определена роль образования в ее разрешении. Дан анализ образованности как ценности и критерия идентичности.

T.P. POSPELOVA

ЕDUCATED AS THE VALUE AND THE CRITERION OF PERSONS SOCIO-CULTURED IDENTITY

Key words: identity, educated, value, education.

In the article produce reasons about problem of identity in contemporary society. Defined the education role in its solve. The article analysed educated as the value and the criterion of identity.

Проблема социокультурной идентичности личности в динамично меняющемся современном мире становится одной из ведущих тем философской антропологии и философии культуры. Активная трансформация социальных процессов и институтов в последние десятилетия породила кризис идентичности. Глобализационные процессы, рост социальной мобильности, культурная диффузия, расширение Интернет-пространства и иные подобные явления нашего времени лишили человека традиционной «почвы» для личностной идентифика-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.