УДК 001
Журавлева А. В. студент
Ульяновский Государственный Технический Университет
Россия, г. Ульяновск ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Аннотация:
Проблема познания является одной из важнейших в философии. Возможно ли оно? Как? В данной статье рассматриваются два вида познания, их сходства и различия.
Ключевые слова:
познание, научное, обыденное, практика.
Zhuravleva A. V. student, Ulyanovsk State Technical University
Russia, Ulyanovsk ORDINARY AND SCIENTIFIC KNOWLEDGE
Annotation:
The problem of cognition is one of the most important in philosophy. Is it possible? How? In this article, two types of cognition, their similarities and differences are considered.
Keywords:
Cognition, scientific, everyday, practice.
С древности познание очень важно для человека, так как без него невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко бы мы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию.
Познание представляет собой определённую форму постижения окружающего мира. Познание - процесс добывания, приобретения и накопления знаний, изучение человеком ранее неизвестных ему фактов и явлений, связей и закономерностей действительности. Результатом познания выступает знание. Таким образом, эти понятия тесно связаны друг с другом.
Тема познания является актуальной. Это объясняется тем, что познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках. Однако с появлением философии, а затем и других наук начался прогресс в области познания, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.
Цель данной статьи: изучить обыденное и научное познание.
Сначала рассмотрим обыденное познание.Это стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на
окружающую действительность и на самих себя, которые являются основанием для их практической деятельности и поведения. Это житейское познание, которое формируется под влиянием различных форм деятельности: производительной, эстетической, политической. Его результатом является особый вид живого практического знания, которое формируется в процессе повседневной жизнедеятельности и общения людей. Обыденное знание формируется как некое слагаемое коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей в процессе их деятельности.
Обыденное знание есть знание жизненно-практическое, не получившее строгого системно-логического оформления, не требующее для своего оформления и передачи специального обучения и подготовки и являющееся общим внепрофессиональным достоянием всех членов общества. Специфика такого знания в том, что оно доступно всем без исключения индивидам. [5, 31]
Можно сказать, что обыденное познание отражает образ жизни человека, типичные формы его жизнедеятельности в сфере труда, быта и досуга. Таким образом, обыденное познание - это постижение жизни в процессе самой жизни, проекция деятельности, физического и социокультурного окружения. Обыденное познание есть активное извлечение информации о мире и жизни в процессе самой жизнедеятельности. На основе обыденных знаний, мнений создается общая картина мира, вырабатывается схема повседневной, практической деятельности. Такое знание способно представлять мир целостно, оно интегрирует знания, оценки, ценности. [2, 31]
В.С. Степин писал: «...обыденные знания не систематизированы; это скорее конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях» [4, 46]. Не могу не согласиться с мнением Степина, ведь обыденное знание не предполагает постановку каких-либо познавательных задач, которые бы шли дальше потребностей повседневной практики.
Что же такое научное познание?
Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным с жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления. Научное познание в первую очередь — это стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть вне и независимо от человека.
Особенностью научного познания является то, что оно направлено на изучение тех объектов, которые рано или поздно будут включены в
человеческую деятельность, хотя вначале они могут казаться никак не связанными с практической деятельностью. Научное познание требует определенных условий для исследования той или иной сферы действительности: специальная научная аппаратура, особый язык для описания объектов исследования, специфичные объекты научного исследования, системность и обоснованность научного знания, своеобразные методы познавательной деятельности, целенаправленная подготовка научных кадров.[3, 87]
Сравнивая обыденное и научное познание как специфические виды познавательной деятельности, обнаруживают, что эти виды познания отличаются по ряду признаков, в частности, по целям, объекту и средствам познания.
Цель обыденного познания ограничена главным образом непосредственными практическими задачами, оно не способно проникнуть в сущность явлений, открыть законы, формировать теории. Научное познание ставит и решает коренные проблемы, выдвигает обоснованные гипотезы, вырабатывает долговременные прогнозы. Его цель — открытие законов природы, общества, мышления, познание сущности явлений, создание научных теорий.
Наука обеспечивает сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта. Это означает, что она имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения в практике далекого будущего. Она выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности. Эти особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. [6, 164]
Средства обыденного познания ограничены естественными познавательными способностями, которыми располагает человек: органами чувств, мышлением, формами естественного языка, опирается на здравый смысл, элементарные обобщения, простейшие познавательные приемы. Научное познание использует, кроме того, научную аппаратуру, специальные методы исследования, создает и использует искусственные языки, специальную научную терминологию.
Связь между обыденным и научным познанием состоит прежде всего в том, что они имеют общую цель - дать объективно верное знание о действительности - и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном познании ассоциируется с так называемым здравым смыслом.
Преемственность между обыденным знанием и наукой состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями.[1, 101]
Другими словами научное познание связано с обыденным познанием генетически: черпает информацию из обыденного опыта, опирается на здравый смысл, который является главной составляющей обыденного знания. Карл Поппер в своей работе «Объективное знание. Эволюционный подход» подчеркивает, что «наука, философия, рациональное мышление — все начинают со здравого смысла».
Использованные источники:
1. Грибова М. М. Научное познание, его взаимосвязь с другими формами познания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №58 С. 98-102.
2. Дождикова Р.Н. Обыденное познание и его особенности // Весшк БДУ. 2010. №2 С. 31-34.
3. Купцов В.И. Философия и методология науки. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996.
4. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
5. Турбина И.С. Обыденное знание в контексте повседневности и науки // Вестник ВолГУ. 2007. № 7 C. 31-33.
6. Ярцев Р.А. О научном и ненаучном познании // ВЕСТНИК ЯГУ. 2010. №2 С. 161-166.