Научная статья на тему 'ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ'

ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1758
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / НАУЧНОЕ / ОБЫДЕННОЕ / ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Журавлева А. В.

Проблема познания является одной из важнейших в философии. Возможно ли оно? Как? В данной статье рассматриваются два вида познания, их сходства и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORDINARY AND SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The problem of cognition is one of the most important in philosophy. Is it possible? How? In this article, two types of cognition, their similarities and differences are considered.

Текст научной работы на тему «ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ»

УДК 001

Журавлева А. В. студент

Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Аннотация:

Проблема познания является одной из важнейших в философии. Возможно ли оно? Как? В данной статье рассматриваются два вида познания, их сходства и различия.

Ключевые слова:

познание, научное, обыденное, практика.

Zhuravleva A. V. student, Ulyanovsk State Technical University

Russia, Ulyanovsk ORDINARY AND SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Annotation:

The problem of cognition is one of the most important in philosophy. Is it possible? How? In this article, two types of cognition, their similarities and differences are considered.

Keywords:

Cognition, scientific, everyday, practice.

С древности познание очень важно для человека, так как без него невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко бы мы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию.

Познание представляет собой определённую форму постижения окружающего мира. Познание - процесс добывания, приобретения и накопления знаний, изучение человеком ранее неизвестных ему фактов и явлений, связей и закономерностей действительности. Результатом познания выступает знание. Таким образом, эти понятия тесно связаны друг с другом.

Тема познания является актуальной. Это объясняется тем, что познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках. Однако с появлением философии, а затем и других наук начался прогресс в области познания, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.

Цель данной статьи: изучить обыденное и научное познание.

Сначала рассмотрим обыденное познание.Это стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на

окружающую действительность и на самих себя, которые являются основанием для их практической деятельности и поведения. Это житейское познание, которое формируется под влиянием различных форм деятельности: производительной, эстетической, политической. Его результатом является особый вид живого практического знания, которое формируется в процессе повседневной жизнедеятельности и общения людей. Обыденное знание формируется как некое слагаемое коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей в процессе их деятельности.

Обыденное знание есть знание жизненно-практическое, не получившее строгого системно-логического оформления, не требующее для своего оформления и передачи специального обучения и подготовки и являющееся общим внепрофессиональным достоянием всех членов общества. Специфика такого знания в том, что оно доступно всем без исключения индивидам. [5, 31]

Можно сказать, что обыденное познание отражает образ жизни человека, типичные формы его жизнедеятельности в сфере труда, быта и досуга. Таким образом, обыденное познание - это постижение жизни в процессе самой жизни, проекция деятельности, физического и социокультурного окружения. Обыденное познание есть активное извлечение информации о мире и жизни в процессе самой жизнедеятельности. На основе обыденных знаний, мнений создается общая картина мира, вырабатывается схема повседневной, практической деятельности. Такое знание способно представлять мир целостно, оно интегрирует знания, оценки, ценности. [2, 31]

В.С. Степин писал: «...обыденные знания не систематизированы; это скорее конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях» [4, 46]. Не могу не согласиться с мнением Степина, ведь обыденное знание не предполагает постановку каких-либо познавательных задач, которые бы шли дальше потребностей повседневной практики.

Что же такое научное познание?

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным с жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления. Научное познание в первую очередь — это стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть вне и независимо от человека.

Особенностью научного познания является то, что оно направлено на изучение тех объектов, которые рано или поздно будут включены в

человеческую деятельность, хотя вначале они могут казаться никак не связанными с практической деятельностью. Научное познание требует определенных условий для исследования той или иной сферы действительности: специальная научная аппаратура, особый язык для описания объектов исследования, специфичные объекты научного исследования, системность и обоснованность научного знания, своеобразные методы познавательной деятельности, целенаправленная подготовка научных кадров.[3, 87]

Сравнивая обыденное и научное познание как специфические виды познавательной деятельности, обнаруживают, что эти виды познания отличаются по ряду признаков, в частности, по целям, объекту и средствам познания.

Цель обыденного познания ограничена главным образом непосредственными практическими задачами, оно не способно проникнуть в сущность явлений, открыть законы, формировать теории. Научное познание ставит и решает коренные проблемы, выдвигает обоснованные гипотезы, вырабатывает долговременные прогнозы. Его цель — открытие законов природы, общества, мышления, познание сущности явлений, создание научных теорий.

Наука обеспечивает сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта. Это означает, что она имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения в практике далекого будущего. Она выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности. Эти особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. [6, 164]

Средства обыденного познания ограничены естественными познавательными способностями, которыми располагает человек: органами чувств, мышлением, формами естественного языка, опирается на здравый смысл, элементарные обобщения, простейшие познавательные приемы. Научное познание использует, кроме того, научную аппаратуру, специальные методы исследования, создает и использует искусственные языки, специальную научную терминологию.

Связь между обыденным и научным познанием состоит прежде всего в том, что они имеют общую цель - дать объективно верное знание о действительности - и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном познании ассоциируется с так называемым здравым смыслом.

Преемственность между обыденным знанием и наукой состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями.[1, 101]

Другими словами научное познание связано с обыденным познанием генетически: черпает информацию из обыденного опыта, опирается на здравый смысл, который является главной составляющей обыденного знания. Карл Поппер в своей работе «Объективное знание. Эволюционный подход» подчеркивает, что «наука, философия, рациональное мышление — все начинают со здравого смысла».

Использованные источники:

1. Грибова М. М. Научное познание, его взаимосвязь с другими формами познания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №58 С. 98-102.

2. Дождикова Р.Н. Обыденное познание и его особенности // Весшк БДУ. 2010. №2 С. 31-34.

3. Купцов В.И. Философия и методология науки. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996.

4. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

5. Турбина И.С. Обыденное знание в контексте повседневности и науки // Вестник ВолГУ. 2007. № 7 C. 31-33.

6. Ярцев Р.А. О научном и ненаучном познании // ВЕСТНИК ЯГУ. 2010. №2 С. 161-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.