Научная статья на тему 'Обыденная картина мира'

Обыденная картина мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1816
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫДЕННОСТЬ / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / БЫТИЕ / АКТУАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ЧЕЛОВЕК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обыденная картина мира»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 128

Обыденная картина мира

А.В. Маслихин, В.Д. Маслихин

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Философия различает жизнь вообще, присущую всем живым объектам, и социальную жизнь -жизнь человека в условиях общества. Последняя означает многочисленные отношения человека к природе, обществу, ко всем другим людям. Повседневная, обыденная жизнь характеризуется тем, что люди здесь занимаются делами ежедневно, постоянно. Это - реальная, практическая, биолого-социальная жизнь каждого человека: ребенка и взрослого, мужчины и женщины, простого человека и великого деятеля.

Philosophy distinguishes life in general inherent in all living things and social life - human life in society. The last one means numerous relations of man with nature, society and all other people. The usual ordinary life is characterized by things - people's daily routine, that they do constantly and every day. It is real, practical, biological-social life of every person: an adult or a child, a man or a woman, an ordinary citizen or an outstanding person.

Повседневный мир, его конкретные проблемы исследуются и описываются многими науками: историей, этнографией, культурологией, педагогикой, социологией, а также философией. Причем повседневность стала объектом внимания философов только в XX веке, хотя фрагментарно ее отдельные проблемы исследовались еще в глубокой древности (Сократ, Эпикур, Сенека и др.). Начиная с Нового времени (XVII в.), философия надолго отходит от изучения экзистенциальных проблем, то есть существования отдельного человека, с его заботами и переживаниями. Ее главными вопросами стали - поиск идеальных методов познания, сознание, истина, законы; общественный прогресс, деятельность великих людей и т.д.

Большой вклад в изучение повседневности в XX веке внес Э. Гуссерль, им вводятся в философский оборот понятия «повседневный мир» и «жизненный мир». Существенное понимание обыденной картины мира внесло философское течение «экзистенциализм». В нашей стране «экзистенциальные идеи» продолжительное время не поощрялись и рассматривались как связанные с «упаднической проблематикой» - одиночеством человека и его страданиями. Хотя это не означало, что в повседневной жизни не было экзистенциальных проблем - они есть всегда, в любом типе общества.

Что представляет собой повседневная жизнь человека? Иначе говоря, каков мир для человека, погруженного в повседневность?

Повседневный мир - это мир, в котором мы живем каждый день. В нем люди рождаются, развиваются, становятся взрослыми, пожилыми, затем наступает время, когда они уходят в небытие. Именно здесь люди радуются и печалятся, ссорятся и мирятся, любят и ненавидят, поэтому повседневность как бы вовсе не замечается людьми, словно воздух, которым они дышат. Повседневная картина мира имеет ряд существенных особенностей и преимуществ по сравнению с другими картинами мира.

Прежде всего она является из них самой главной. Ни простой человек, ни академик, ни государственный деятель не могут миновать повседневность. Повседневный мир - это, в первую очередь существующая реальность и достоверность. Своими органами чувств люди непосредственно его ощущают и постоянно с ним связаны. Он давит на нас ежедневными практическими заботами. Люди с утра и до вечера заботятся о себе, семье, о добывании хлеба насущного. Они постоянно заботятся о собственном выживании. Недаром немецкий философ М. Хайдеггер назвал способ повседневного человеческого бытия заботой.

Здесь действует главным образом обыденное сознание. В народе оно именуется здравым смыслом: люди им постоянно оценивают меняющуюся ситуацию, руководствуются в соблюдении нравственных норм и правил, осуществляют выбор, принимают практические решения по достижению поставленных целей.

Кроме того, повседневный мир - это и мир переживаний. В нем проявляются не только обыденные знания, но и «чувства», «страсти», «радость», «восхищение», «гнев», «страх», «грусть».

Наконец, его значимость заключается в том, что в его лоне зарождаются все феномены духовности -философия, наука, искусство, религия и т.д.

Обыденная картина действительности представляет мир как единственный и единый.

Он единственный потому, что никакие другие миры человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют. Ему все равно, есть они или нет, - он постоянно занят различными делами. Все другие миры для человека - гипотетичны, вероятностны, а этот (обыденный) - реален, дан чувственно и переживаем непосредственно.

Являясь единственным, повседневный мир одновременно выступает как единый. Это не значит, что повседневное сознание лишено научных или религиозных представлений. Но они для него не имеют самостоятельного значения.

Так, Бог для повседневного сознания - прежде всего помощник в житейских делах, что касается науки, в обыденной жизни не важно знать, как устроен телевизор, на основе каких законов он работает, но очень важно знать, на какие кнопки нажимать, чтобы посмотреть телепередачи.

Повседневность - это мир человеческий и практический. В обыденности, как было уже сказано, человек выступает центром мира. Поэтому, например, пространство строится вокруг самого человека. «Вправо - от меня», «влево - от меня». Верх и низ -все отсчитывается от меня самого (где голова - там и верх, где ноги - там и низ). Антропоцентричность находит свое выражение и в языке: «вершина горы», «подножье горы» и т.д.

Время повседневности также насквозь человечно. Это время природных циклов (весна, лето, осень, зима), с которыми связан труд человека в аграрных обществах, время трудовых циклов (день-ночь). Обыденное сознание ориентируется главным образом на настоящее время и на ближайшее будущее (прошлое его меньше интересует). Главное для обыденного сознания - прожить жизнь и желательно полно пройти все ее этапы: детство, юность, зрелость, старость.

Обыденная картина мира порождает множество экзистенциальных проблем, то есть проблем сущест-

вования человека. К ним, прежде всего, относятся вопросы: что такое жизнь? что такое небытие ? что такое страх, свобода, любовь?

В процессе своего существования люди вынуждены с ними считаться и их решать.

Главной из них является проблема самой жизни. Мыслители давали различные оценки жизни, причем в большинстве случаев негативные. Жизнь - «страдание»; «жизнь большинства людей печальна и кратко-временна» (Шопенгауэр); «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем, ибо все - суета и томление духа» (Экклезиаст); «Нет нигде и ничего несчастнее человека - изо всех существ, которые живут на земле» (Гомер); «Человеческая жизнь жалка» (Сенека); «Жизнь однозвучна, зрелище уныло» (Петрарка); «Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия» (Паскаль); «Моя жизнь - вечная ночь... что такое жизнь, как не безумие» (Кьеркегор); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше); «Сосчитай те часы радости, которые ты имел в жизни; сосчитай те дни, в которые ты был свободен от тревоги, и пойми, что какова бы ни была твоя жизнь, лучше было бы тебе не жить» (Байрон).

В приведенных оценках отдельные люди могут, видимо, найти долю правды, однако принимать их за абсолютные истины и жизненные ориентиры нельзя -и великие люди могут ошибаться. Причем двояко: во-первых, они абсолютизируют все негативное, отрицательное в жизни человека; во-вторых, игнорируют ее светлые, радостные стороны.

Диаметрально противоположные оценки жизни дают известные русские мыслители Л.Н. Толстой и М. Горький. Они с подлинным оптимизмом смотрели на жизнь, считая ее приятной, радостной и красивой, несущей человеку счастье и различные блага. Абсолютное большинство людей скажет, что они тоже за радостную и счастливую жизнь на Земле - это их постоянная мечта и стремление. Но сама реальность вносит соответствующие коррективы как в саму жизнь, так и в ее оценки.

Как бы ни была прекрасна жизнь, она не может продолжаться бесконечно. Люди понимают временность своего существования и в этом их отличие от животных, которые смертны, но не знают об этом. Противоположным полюсом жизни выступает небытие. Но природа «устроила» так, что люди не думают ежедневно о смерти, мысль о своей кончине переходит из сферы сознания в подсознательное. Поэтому появляется эмоциональная установка - жить так, как будто впереди бессмертие: трудиться, любить, творить, мечтать, радоваться. Кроме того, люди осознают, что их жизнь в этом мире не проходит бесследно:

она продолжается в их детях; в материальном - построенных домах, дворцах, машинах; в духовном -созданых книгах, картинах, музыке и т.д.

В свое время Эпикур своеобразно решил эту проблему: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения... когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» [1].

Важное место в жизни человека занимает свобода. Эта проблема о мере человеческих возможностей и тех ограничениях, которые стоят на ее пути. Свобода человека проявляется многогранно, причем в соотношении с другими важнейшими явлениями его жизни: свобода и необходимость, свобода и выбор, свобода и ответственность, свобода и долг, свобода и любовь, свобода и творчество и т.д. В то же время следует отметить, что абсолютной свободы у человека нет. Она имеет относительный характер, то есть ее всегда что-то ограничивает - или природа, или общество, или объективные законы, или нравственность. Только философское течение - экзистенциализм, по сути дела, абсолютизирует свободу, полагая, что сам человек -это и есть свобода, что в жизни он может поступать так, как захочет. (По их мнению, если бога нет, то человеку все позволено). Не трудно догадаться, что такие пороки, как проституция, наркомания, коррупция и т.д., с точки зрения экзистенциализма, оправданы, но человечество отвергает подобное понимание свободы (равно, как и политическое течение анархизм). За такой «свободой», как известно, неотвратимо следует ответственность (юридическая или нравственная) - перед своей совестью, семьей, коллективом, государством.

Всю повседневную жизнь людей пронизывает любовь - великое положительное чувство и творческая сила. Ее благотворное влияние испытывает абсолютное большинство людей - к своей семье, родным, нравственно чистым и честным людям, красивой природе, отечеству. Она приносит людям громадное удовольствие, наслаждение, радость и хорошее настроение. Любовь продлевает жизнь человека. Любящий и любимый человек - это счастливый человек. Только любовь обладает способностью к продлению человеческого рода - этого величайшего творения природы. Все великие мыслители и поэты отмечают: нет на свете более глубокого и лучшего чувства, чем любовь.

В обыденной жизни имеют место и такие явления, которые вызывают совершенно другие, неприятные чувства - страх, боязнь, испуг, опасения. Это -феномены подсознательной сферы человека. Имеется несколько видов страха: страх небытия; страх физической и душевной боли. Среди них большое место занимают социальные страхи - потеря работы, жилья,

ухудшение материального положения, голод, беспросветность будущего. Разгул бандитизма, преступности, терроризма, насилия вообще - все это источники устрашения людей. В современную эпоху прибавились страхи глобального масштаба - угроза ядерной войны и экологической катастрофы. В дополнение ко всему, верующие люди (особенно те, кто много грешил), испытывают страх перед божьей карой, перед адом на том свете. Можно сказать, что страх - это разновидность страдания. Это как бы страдание досрочное, опережающее будущие неприятные события.

Противоположностью страха выступает бесстрашие, смелость - они способствуют выживанию человека в его борьбе с различными жизненными невзгодами.

У человека существует множество проблем. Большую роль в обыденной жизни играют такие: этапы жизненного пути человека, роль иллюзий и др. В связи с их значимостью, они требуют отдельного рассмотрения.

Жизненные проблемы человека раскрываются и конкретизируются на протяжении всех этапов его развития. Основными этапами человеческой жизни являются следующие. Детство - первый период, проживаемый человеком после появления на свет. Юность занимает время физического развития и духовного созревания. Самый большой отрезок жизненного пути именуется зрелостью (сюда входят «молодость» и «пожилой возраст»). Старость - последний этап жизненного пути человека. Тех людей, кто последовательно проходит все этапы и проживает насыщенную большими деяниями жизнь, можно считать счастливыми. А оборванная по тем или иным причинам жизнь человека - это всегда трагедия для родных и близких.

Исключительное место до-земного существования человека занимают дородовой период и само рождение. Они, по мнению некоторых ученых и философов, оказывают большое влияние на будущее человека, его физическое и умственное развитие, во многом определяя его возможности и жизненные пути.

Так, сторонники психоанализа (О. Ранк и др.) стали интересоваться жизнью «человека» до его рождения, полагая, что жизнь плода в материнском организме -это рай для него: тепло, не надо пить, дышать, жевать, нет никаких забот - надо только расти и развиваться. Рождение в мир, по О. Ранку, это величайшая для него травма. Для новорожденного начинаются большие трудности: происходит разрыв непосредственных связей с организмом матери, появляется температурный дискомфорт, приходится самому переваривать пищу, самому дышать и т.д. Другой исследователь Р. Хаб-бард, автор книги «Дианетика», полагает, что жизнь плода внутри матери, отнюдь не рай. По его мнению,

там таится много неудобств и опасностей: тесно, ребенок получает порой внешние удары, травмы. Если мать плачет, если на нее кричат, то все это отрицательно сказывается на ребенке. В последнее время ученые-медики выяснили, что с определенного периода внутриутробного существования ребенок слышит, что происходит вокруг него. Он может привыкать к голосу отца и матери, воспринимать музыку, даже «видеть» сны.

Значительный интерес представляют идеи С. Грофа, который обратился к изучению самого процесса рождения. Оказывается, рождение процедура тяжелая не только для матери, но и для ребенка, он испытывает сильную боль, удушье и страх. По своим глубинным проявлениям рождение типически близко к смерти. Это критический аспект человеческого существования. Именно в это время в глубинах психики (подсознания) возникают символические образы о миражах, водоворотах, штормах, различных чудовищах. Но главное, по мнению Грофа, когда человек родится и будет расти, свои первичные впечатления, связанные с его трудным выходом в земной мир, получают выражение в его характере, психологических особенностях, снах, тревогах и т.д. Все пережитое нами на ранних стадиях жизни остается с нами навсегда, включается в сферу бессознательного, становясь во многом тайной подоплекой поведения.

Для развития науки эксперименты Грофа могут иметь далеко идущие последствия. Он пошел значительно дальше представлений З. Фрейда и К. Юнга о бессознательном. В процессе психоаналитических сеансов, проводимых Грофом, пациенты как бы заново переживают некоторые события собственной жизни, они видят себя ребенком, видят картины детства, многие из которых уже позабыты. Более того, отдельные картины относятся к тому времени, когда чадо было в лоне матери; вспоминается даже миг своего рождения. Человек может вспомнить эпизоды из жизни своих предков, видит образы из области коллективного бессознательного. (Последнее означает, что пациенты ощущают себя участниками исторических событий). Если в будущем накопится достаточное количество материала о подсознательной сфере, то его обобщение может привести, по мнению некоторых ученых, к новой научной революции. На основе анализа бессознательных процессов психики время можно обратить вспять. Бессознательная сфера превращается в дополнительный, новый источник познания человеком мира (до сих пор, как известно, гносеология считала единственным путем постижения мира -сознание, а бессознательное не рассматривалось как способ добывания знания. Оно трактовалось как темное, стихийное, иррациональное). Сам человек окажет-

ся живым, чувственным феноменом всей Вселенной, центром универсума. Можно будет предсказывать судьбу человека, его будущее. Все это еще требует и всесторонних доказательств, и обоснований - здесь же пока приводятся отдельные эксперименты и некоторые прогнозы.

Детство. Условно этот период длится до 14 лет. В первый год жизни ребенок нуждается в тепле, заботе и ласке. Когда его часто берут на руки, разговаривают с ним, улыбаются ему, он растет и быстро развивается. В это время он проходит огромный путь изменений, активно приспосабливается к новым условиям жизни.

Период детства философы называют временем «первичной социализации». Вначале ребенок - сплошная возможность, открытость, потенциальность, «прекрасная пустота». Иначе говоря, он только кандидат в человека, в личность созидателя новой жизни. Поэтому необходимо наполнить его собственно-человеческим содержанием, учить всему - словам, правилам поведения, бережному отношению к вещам и т.д. Главным занятием ребенка в это время является игра и учеба. В игре ребенок фантазирует, подражает взрослым, копирует их. По отношению к игрушкам ребенок выступает как хозяин и творец. В игре ему становится интересно и весело. Примерно с 5-летнего возраста начинается обучение грамоте и счету. В сельской местности детство является коротким; дети 5-6-ти лет начинают помогать родителям по хозяйству: нянчатся с младшими детьми, кормят скот, занимаются прополкой травы в огородах и т.д.

Жизнь детей очень сильно зависит от взрослых. Старшие их воспитывают, контролируют, поощряют, наказывают. В этот период существуют всесторонняя зависимость и несвобода детей (порой несвобода вызывает у них специфический протест). Возникает проблема развития способностей, умение контактировать и ладить с другими людьми. В детстве ребенок поглощен и увлечен внешним миром, его красками, формами и звуками. В то же время он воспринимает себя как центр, вокруг которого строится мир. Трудно не почувствовать себя «самым главным», ибо его кормят, одевают, водят гулять, учат и т.д. Очень интересно в детстве чувство времени. Растущий человек прежде всего живет сегодняшним днем, он мало думает о прошлом, еще меньше о будущем.

Перед воспитателями детских садов и учителями начальных классов в современных условиях возникает важная теоретико-практическая проблема: как известно, при социализме обучение и воспитание строилось на педагогической системе А. С. Макаренко, в основе которой находился принцип коллективизма. Последний предполагает что, чтобы стать настоящим чело-

веком, ребенок должен воспитываться в коллективе, где устанавливаются общие цели, общие ценности, единая дисциплина. «Рыночная» педагогика выдвигает новый подход к воспитанию ребенка - синтез прагматического и индивидуалистического. В центре ее внимания стоит не воспитание дружного коллектива, а формирование отдельной личности, рационально преследующей свои собственные практические цели. Отсюда вытекает установка - на жесткость отношений к другим. Но необходимо помнить, что даже в рыночную систему человек живет и трудится не один, он воспитывается и обучается в детском саду, школе, а затем будет находиться в трудовых коллективах. Не надо забывать и то, что Александр Матросов, Юрий Гагарин, Георгий Жуков и тысячи других известных всему миру людей воспитывались на идеях коллективизма. До недавнего времени педагогическая система нашей страны ценилась исключительно высоко, как самая прогрессивная в мире.

Юность. Этот период длится от 14-15-ти до 20-ти -22-х лет (сюда входит и «отрочество»). Во время отрочества и юности молодой человек впервые обращает свой взор внутрь, на себя. Появляется чувство собственной неповторимости - радостное и прекрасное чувство. Но этой поре присущи и негативные явления - грусть, тоска, печаль. Возникают скепсис, максимализм, когда жизнь остро критикуется за то, что она несовершенна, противоречит появившемуся идеалу.

Подростковый и ранний юношеский возраст характеризуется быстрым и важным изменением внешности. Юность - пора сильных желаний, «наполеоновских» планов, положительных надежд. Порой меняется контакт с родителями: молодой человек еще продолжает в большой степени зависеть от них, и в то же время желает экономической и организационной самостоятельности. На Западе, как правило, дети живут отдельно от родителей, сами во многом решают хозяйственные проблемы. В России выросшие дети остаются с родителями, что связано с экономическими трудностями и традициями.

Отрочество и юность, как было сказано выше, такой возраст, когда человек начинает в полной мере чувствовать и осознавать свой пол, возникает прекрасное чувство, как было сказано выше, любовь. Юность предрасположена к философствованию; возникают вопросы о смысле собственной жизни: «зачем я живу?», «в чем мое предназначение?» и пр. В своей жизни мы постоянно ставим цели, а это вызывает огромный душевный подъем, интерес, положительные переживания: энтузиазм, гордость, радость, удовлетворение. Правильно найти смысл, как было сказано выше, значит сделать свою жизнь интересной, когда, открыв глаза утром, человек скажет: «Так хорошо!

Настает новое утро! Сколько увлекательных дней впереди». Так может происходить только в нормальном обществе. Порой же социальные обстоятельства ставят людей в ситуацию, когда их главной задачей оказывается простое физическое выживание.

Этот период характерен и тем, что юный человек ищет свое призвание, осуществляет выбор профессии. Хорошо, если уже в детстве и отрочестве проявился какой-то талант: математика, музыканта, художника. Многие же не знают «к чему лежит душа». Но существует множество интересных нужных людям и обществу профессий - педагога, врача, инженера, ученого и др. Главное, чтобы выбранная профессия приносила человеку радость, удовольствие, чтобы в ней он полностью мог реализовать свои способности. Сейчас престижными профессиями являются профессии экономиста, финансиста, юриста. Родители рекомендуют своим детям выбрать именно эти специальности, хотя у них и не лежит к ним «душа». Поэтому при выборе профессий необходимо подходить с учетом прежде всего способностей и наклонностей детей, чтобы в будущем у них не было разочарований.

Зрелость (от 20-ти - 22-х лет до 65-70-ти лет) является самой длинной фазой человеческой жизни. Она включает в себя расцвет сил и способностей человека, его максимальную продуктивность и активность во всех сферах своего развития.

Каковы черты зрелости как центрального периода жизни? Прежде всего, это всесторонняя ее включенность в материальное или духовное производство, в различные виды деятельности. Ребенок только играет в учителя, врача, космонавта. Юноша лишь мечтает, строит планы, учится. Зрелый человек реально действует в избранной профессии.

Он несет ответственность за все, что совершает. Кроме того, с определенного времени он начинает отвечать и за других: за своих детей, своих подчиненных. Зрелость - это время, когда люди не только реализуют себя на работе, но и создают семью, воспитывают детей, передают им свой опыт жизни. В зрелом возрасте человек является вполне сформировавшимся в физическом, умственном и нравственном отношениях. Он хорошо знает себя, способен критически оценивать свои сильные и слабые стороны. Все это позволяет ему точно рассчитывать силы, принимать взвешенные решения, действовать продуманно.

Он самостоятельно строит свои отношения с природой, обществом, государством, другими людьми. Вся жизнь взрослого человека пронизана здоровым прагматизмом. Он постоянно ставит цели и стремится их достичь. Целей много: материально обеспечить семью, иметь возможность учить детей, продвигаться по службе, поддерживать свое здоровье, повышать

знания. В идеале - достижение целей необходимо осуществлять честным путем и дозволенными средствами. Выражение «для достижения целей все средства хороши» является «нормой» карьериста и эгоиста. Для этого они пускают в ход все - обман, преступление, предательство, подхалимство, отказ от своих прежних взглядов, если это выгодно сейчас.

У человека имеется много, очень много земных забот, особенно в период зрелости.

Старость наступает после 65-70-ти лет. Жизнь человека продолжается. Старость - один из важных, завершающих ее этапов. Это перспектива каждого человека. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам относится следующее. Во-первых, появляется относительно свободное время, которого не хватало во время работы. Люди могут больше читать, чаще ходить в театр, заниматься туризмом, общаться с друзьями. Во-вторых, заняться хобби: рисовать, участвовать в художественной самодеятельности, писать мемуары, книги, статьи. В-третьих, больше быть на природе, любоваться ее красотами, созерцать мир и размышлять о нем. В-четвертых, одним из удовольствий пожилого человека является его углубленное понимание действительности, приобретение жизненной мудрости, передача этого умственного богатства своим детям и внукам.

Пожилые люди воспринимают свой возраст по-разному. Условно выделяются два основных подхода - «пессимистический» и «оптимистический». Пессимисты порой становятся невыносимыми для окружающих. Сварливый становится еще более сварливым, раздражительный - более раздражительным, себялюбивый и одинокий - еще более эгоцентричным

и несчастным. К ним относятся чаще те, кто в жизни не вполне реализовал себя, не выполнил поставленных целей, недолюбил и т.д.

Иным оказывается оптимистический взгляд на старость. Они продолжают вести активный образ жизни, участвуют в посильном труде; проявляют интерес к мировым событиям, своей родине, своей республике. Люди творческих профессий продолжают заниматься своим любимым делом.

Однако «старость - не радость». Важнейшими признаками старости оказываются физическая немощь, изменившаяся внешность, нарушенная память. В мире имеются случаи, когда пожилые люди сохраняют относительно долго крепость тела и ясность ума. Имеются данные о том, что некоторые люди живут сто и более лет. А одна крестьянка в Южной Америке в 60-е годы XX века дожила до 208 лет. В России средний возраст достигает 67 лет, в недалеком прошлом он составлял 72 года. Продолжительность жизни находится в зависимости от многих факторов и прежде всего от материальных условий.

Итак, обыденная жизнь человека чрезвычайно сложна, а жизненные этапы развития человека закономерны, они показывают качественные изменения его развития. Это его история, включающая в себя многочисленные проблемы, цели и средства их достижения, положительное и отрицательное, прогресс и регресс, необходимое и случайное, многие другие грани бытия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалисты Древней Греции. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1955. - С. 209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.