Научная статья на тему 'Обычай взаимопомощи у населения Урахинского сельского общества в XIX - начале XX вв. '

Обычай взаимопомощи у населения Урахинского сельского общества в XIX - начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАХИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЫЧАЙ / ВЗАИМОПОМОЩЬ / НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмедова Камила Курбановна

Освещены обычаи взаимопомощи среди населения Урахинского сельского общества в XIX начале XX вв. На основе ряда источников и полевого материала рассмотрены методы и формы взаимопомощи, применяемые при выполнении трудоемких сельскохозяйственных и строительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обычай взаимопомощи у населения Урахинского сельского общества в XIX - начале XX вв. »

УДК 392.71/72(470.67=35)

ОБЫЧАЙ ВЗАИМОПОМОЩИ У НАСЕЛЕНИЯ УРАХИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

© 2012 Ахмедова К.К.

Дагестанский государственный университет

Освещены обычаи взаимопомощи среди населения Урахинского сельского общества в XIX - начале XX вв. На основе ряда источников и полевого материала рассмотрены методы и формы взаимопомощи, применяемые при выполнении трудоемких сельскохозяйственных и строительных работ.

The article deals with mutual aid traditions in the Urakhi rural society during the period since the 19th century till the beginning of the 20th one. Basing on the field research results the author considers the mutual aid methods and forms, used in the rural society in the process of the labour-intensive agricultural and building work.

Ключевые слова: Урахинское сельское общество, обычай, взаимопомощь, население.

Keywords: Urakhi rural society, custom, mutual aid, population.

В общественной жизни Урахинского сельского общества, как и у многих

народов Дагестана и Кавказа, важное место занимал обычай взаимопомощи -«кумек», «бухъа», основанный на

коллективной трудовой деятельности, уходящий своими корнями в глубокую древность. Безвозмездно помочь родственнику, соседу, сельчанину каждый считал своим долгом в случаях, когда семья не справлялась своими силами с работой, требующей

значительных усилий и рабочих рук. Взаимопомощь была нормой

общественного быта, а уклонение от помощи осуждалось общественным

мнением. «... Взаимопомощь выражалась в том, - писал М. О. Косвен о народах Кавказа, - что все семьи патронимии неукоснительно являлись на помощь тогда, когда одна из семей предпринимала какую-нибудь работу, для выполнения которой сил одной семьи было недостаточно» [4. С. 198].

Сохранение обычая взаимопомощи у населения Урахинского сельского общества в XIX - начале XX в. объясняется, прежде всего, характером хозяйственного уклада и относительной

прочностью родственных отношений. Сложные климатические условия, низкий технический уровень сельского хозяйства с преобладанием ручного труда также способствовали долгому сохранению коллективных форм труда.

К помощи родственников, соседей и близких друзей прибегали в Урахинском обществе при выполнении

сельскохозяйственных работ всех циклов, начиная с удобрения полей и до обмолотов зерновых, но чаще всего при уборке урожая, что диктовалось необходимостью в кратчайшие сроки и без потерь убрать созревший урожай. Для выполнения наиболее трудоемких работ в Урахинском сельском обществе принято было созывать «бухъа», которая объединяла людей различного возраста и пола. Так, по сведениям наших информантов, на заготовку камней («кьаркьа кьисдякьис»), леса («духьби хьадякьяс») и строительные работы дома («муцари вилшис») приглашались только молодые крепкие мужчины; на расчесывание шерсти («вала хьадяхъяс») и отбивание волокон конопли для изготовления ковров и паласов («кьама дитис») - молодые девушки и женщины

и т.д. [6]. «Из-за недостатка рабочего скота, нехватки оборудования и рабочей силы, - отмечали А. И. Алиев и 3. А. Никольская, - даргинцы постоянно в течение сельскохозяйственного года прибегали к обычаю родственной взаимопомощи - «вука» [1. С. 73].

В Урахинском обществе к обычаю «бухъа» прибегали во время уборки урожая. Жатву производили обычно женщины серпами «мирш» [2. С. 70]. Каждая приходила со своим серпом. Женщины становились в ряд, каждая старалась завершить свой ряд быстрее других. Работа сопровождалась весельем, шутками, песнями и даже танцами. Мужчины переносили и укладывали готовые снопы в малые и большие скирды. Деятельное участие в жатве принимали подростки, при этом мальчики подавали снопы для укладки в скирды, а девочки подбирали колосья. Хозяева «бухъа» готовили хорошую еду, в том числе и «бузу» («гьаруш») -хмельной напиток [3. С. 76-77; 2. С. 70].

День жатвы («арши иршни») в Урахинском обществе воспринимался как значительное событие, и относились к нему как к празднику, особенно если урожай уродился богатый. Г.-М. Амиров описал «бухъа», организованное его семьей в селе Урахи во время жатвы, и отмечал, что «у отца довольно

значительные посевы, но в доме нет рабочих рук, отец и мать слишком стары для работы. Поэтому отец решил собрать хлеб посредством «бухъа». «Бухъа» устраивается следующим

образом: приготовляют бузу (напиток), покупают водку, режут несколько

баранов и потом дают знать, что завтра будет «бухъа» и желающий может участвовать. Молодые люди, нередко и девушки, приходят накануне вечером к хозяину и изъявляют желание

участвовать в «бухъа». Хозяин принимает услуги стольких лиц, сколько ему надобно. Утром, в день «бухъи», приглашенные собираются к дому хозяина и по его указанию отправляются на поля. При крике и шуме, они (иногда числом 100 человек) работают до 12 часов, затем возвращаются в дом хозяина, и здесь начинается пир (той) при звуках зурны и стуке барабана. Пир

продолжается до вечера, а потом все расходятся по домам. Кроме угощения, хозяин не дает им ничего. Это и есть «бухъа», что значит - гуртом, разом.

Рабочие с большим удовольствием соглашаются участвовать в «бухъа», потому что это для них не что иное, как отдохновение после тяжелых работ. Кроме того горец готов всем пожертвовать, лишь бы стать участником пира (тоя)... Обычай этот развит среди горцев. Устраивающий «бухъа» бывает не в убытке, но и не в барыше, потому что у него на пир идет столько же, сколько пошло бы на наем рабочих» [3. С. 77; 2. С. 70].

Обмолот зерна также производили обычаем «бухъа», так как до наступления непогоды необходимо было завершить в течение одного дня начатый обмолот. Мужчины готовили площадку тока, разбрасывали снопы, осуществляли процесс обмолота, водили быков по току. Женщины просеивали зерно, то есть отделяли зерно от мякины.

Подростки помогали мужчинам при обмолоте и перевозке зерна и соломы. Весь процесс обмолота завершался к вечеру, а потом устраивали веселый праздничный ужин.

Обычай «бухъа» использовали при сенокосе. Сроки сенокоса

регламентировались джамаатом, при этом соблюдалась очередность с учетом места расположения сенокосных

участков и сроков созревания трав. Договорившись между собой, хозяева участков косили сообща и по очереди. Сено косили мужчины, каждый приходил со своим инструментом -косой («кьялкьо»). Косили, соблюдая четко ряд, стараясь не забегать вперед, но и не отставать.

Часто к этому обычаю прибегали в строительстве дома, во всех циклах работ (заготовка камня, лесоматериала, закладка фундамента, поднятие стен, покрытие крыши и обмазка стен). «Весь аул собирался обыкновенно на постройку дома, не требуя от хозяина ни платы, ни угощения», - писал Е. Марков о горцах Дагестана [5. С. 357].

Приходить на «бухъа» строящегося дома в Урахинском обществе традиционно считалось долгом и делом

чести каждого. В таком строительстве в той или иной степени принимали участие практически все члены общины. Процесс штукатурки стен дома обычаем «бухъа» подробно описал Г.-М. Амиров, лично принимавший участие в этом 24 мая 1872 г. в Урахи: «Молодые у нас обыкновенно женятся осенью, но дом для новобрачных строится еще весною. При обмазке его глиною устраивают «той» (бал, пикник) и приглашают как молодых людей, так и девиц. Они-то и обмазывают стены. Парни приготовляют глину, а девицы мажут. Это продолжается не больше двух-трех часов. При этом бывают любопытные сцены. Парни во время работы не упускают случая острить насчет девиц. Каждая из последних, если направленную на нее молодым человеком остроту находит ловкой, отвечает ему любезностью, то есть шлепает его по лицу или по другой части тела порядочным куском довольно жидкой глины. Вскоре работа окончилась. Наступила пора веселью. Заиграл «зурначи» (артист на дудке), застучал «дамрука» (дамрухъя -

барабанщик) - и пошли пляски.» [3. С. 21-24].

В хозяйственной жизни урахинских женщин заметное место занимала помощь родственниц и односельчанок в первичной обработке шерсти. На «бухъа» собирались 15-20 и более женщин и девушек для очистки от посторонних примесей и разрыхления шерсти. Как правило, они собирались вечером, при этом мужчины уходили из дома к кому-нибудь в гости и не возвращались в дом, пока женщины не уходили. Во время «бухъа» женщины работали, в то же время пели, веселились, шутили, танцевали, обменивались сельскими новостями, а хозяйка угощала их чем-нибудь вкусным («буркьунза»). Завершив работу уже за полночь, они расходились по домам.

Одной из форм взаимопомощи была помощь во время свадьбы. Практически все родственники, соседи и просто сельчане принимали активное участие во всех этапах свадебного церемониала. Помощь выражалась не только в трудовом (готовка еды, уборка,

подавать, обслуживать и т.д.), но и в материальном плане.

Активную помощь в подготовке приданого девушке-сироте оказывали практически все сельчане Урахинского общества. Каждый старался чем-либо помочь. Ей дарили постельные принадлежности, домашнюю утварь, одежду и т.д. Все урахинцы старались оказать посильную помощь семьям, потерявшим кормильца. Большая моральная и материальная помощь оказывалась во время похорон близким усопшего всеми родственниками и сельчанами. Особой формой помощи была материальная помощь при несчастных случаях - пожаре, падеже скота и т.д.

Помощь родственнику, соседу или односельчанину оказывалась

добровольно, без принуждения. Принять участие во взаимопомощи считалось моральным долгом каждого члена общества. В процессе труда и работы люди непринужденно общались, шутили, веселились, в то же время выполняли работу, которую необходимо было завершить в сжатые сроки.

Обычай взаимопомощи был тесно связан со спецификой традиционного хозяйства, семейного быта, материальной культуры, социальных отношений в обществе. Виды и формы взаимопомощи горских народов Дагестана практически были однотипными. Разница была только в незначительных локальных

особенностях, в массовости и

интенсивности участия во

взаимопомощи.

Таким образом, обычай

взаимопомощи, распространяясь на все сферы жизни общества, был большим подспорьем для каждой семьи, так как она всегда могла рассчитывать на помощь родственников, сельчан, друзей в трудные моменты жизни. Обычай взаимопомощи, корни которого уходят в глубокую древность, не утратив своих хозяйственно-экономических функций, со временем стал морально-этической нормой общества, проникнутый гуманистическими идеями; он продолжает жить и сегодня, когда нуждающийся в рабочей силе родственник, сосед или друг получает

безоговорочно помощь от своих | односельчан, родственников и друзей.

Примечания

1. Алиев А. И., Никольская 3. А. Даргинцы // Народы Дагестана. М., 1955. 2. Алиев Б. Г., Улакаев И. М. Урахи и урахинцы. Махачкала : Юпитер, 2004. 3. Амиров Г.-М. Среди горцев Северного Дагестана (Из дневника гимназиста) // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VII. Отд. III. Тифлис, 1873. 4. Косвен М. О. Семейная община и патронимия. М. : Изд-во АН СССР, 1963. 5. Марков Е. Очерки Кавказа. СПб., М., 1904. 6. Полевой материал. Инф. П. А. Сулейманова, 1924 г.р. сел. Сергокала.

Статья поступила вредакцию 20.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.