Научная статья на тему 'Обычай как неотъемлемая часть традиционной правовой культуры некоторых народов Российской империи в xix веке'

Обычай как неотъемлемая часть традиционной правовой культуры некоторых народов Российской империи в xix веке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
675
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЫЧАЙ / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / АДАТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИСТОЧНИК ПРАВА / ШАРИАТ / КАВКАЗСКИЕ НАРОДЫ / ЯКУТЫ / КРОВНОЕ РОДСТВО / АТАЛЫЧЕСТВО (НЕКРОВНОЕ) РОДСТВО / СУДОПРОИЗВОДСТВО / НАРОДНЫЙ СУД / ОБЩИНА (ОБЩЕСТВО) / CUSTOM / CUSTOMARY LAW / ADAT / LEGISLATION / SOURCE OF LAW / THE SHARIA / THE CAUCASIAN PEOPLES / THE YAKUTS / CONSANGUINITY RELATION / AFFINAL (NON-BLOOD) RELATIONSHIP / LEGAL PROCEEDINGS / THE PEOPLE’S COURT / THE COMMUNITY (SOCIETY)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дружинина А.В., Маньковский И.А.

В статье исследуется обычай как неотъемлемая часть традиционной правовой культуры некоторых народов Российской империи в XIX веке. Данные народы это народы, присоединившиеся к Российской империи в рассматриваемый хронологический период, поэтому законодательство и обычай (обычное право) долгое время конкурировали между собой в различных сферах общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Custom as an integral part of some peoples’ traditional legal culture in the Russian empire in xix century

The article investigates the custom as an integral part of the traditional legal culture of some peoples of the Russian Empire in the XIX century. These peoples the nations that joined the Russian Empire during the chronological period under study, and that’s the reason why legal system and custom (customary law) has long competed with each other in various spheres of public life.

Текст научной работы на тему «Обычай как неотъемлемая часть традиционной правовой культуры некоторых народов Российской империи в xix веке»

история государства и права

Дружинина A.B., Маньковский И.А.

обычай как неотъемлемая часть традиционной правовой культуры некоторых народов российской империи в xix веке

Обычное право, приобретенное под влиянием определенных обстоятельств, включает в себя общепризнанные правовые воззрения народа и претворяется в жизнь в результате соблюдения в течение длительного времени. То есть в основе обычного права находятся обычаи. Обычаи как нормативные источники распределяли материальные и нематериальные блага, закрепляли экономические, социальные, культурные и иные общественные отношения.

Индивид при обычном праве не рассматривался в отрыве от группы, коллектива, он осознавал себя членом общества, а не самостоятельной личностью.

Обычай в ранние периоды российской государственности являлся господствующим источником права, а потом и законодательства. С XVIII века закон стал считаться основным источником права в России, который по содержанию своему был противоположен прежнему обычному праву.

Обычай в Российской империи (в основной ее части, исключая окраины) был распространен в основном среди крестьян. Однако даже крепостное право в России, по сути, представляло собой обычай. В российском законодательстве не было официального акта, закрепляющего право помещиков на личность крестьян без отрыва от земли. Считается, что это было сделано в Соборном Уложении 1649 г., но в нем речь идет о признании за помещиками права бессрочного сыска беглых крестьян для возвращения на землю, к которой они были прикреплены. До Екатерины II законность существования крепостного права не подвергалась сомнению. В конце xVIII века ситуация изменилась, и крепостное право стало восприниматься как «злополучная проблема» [5].

В качестве преобладающего источника права применялся обычай у народов Севера, прежде всего, в сфере гражданских, семейных и уголовных отношений. Обычаи у данных народов в xIx веке представляли собой переплетение христианских и языческих верований. Так, якуты были обращены в христианство в начале XIX века. В 1814 г. было издано правительственное постановление об уничтожении кумиров и кумирниц у якутов и их крещении.

У народов Северного Кавказа даже с присоединением к Российской империи (начало 19 века) вплоть до 20-30-х гг. 20 века обычай играл важную роль в регулировании общественных отношений.

В рассматриваемый период обычное право кавказских народов представляло собой развитую многокомпонентную правовую систему, которая регламентировала практически все сферы жизни: гражданскую, семейную, уголовную.

Обычаи у народов Северного Кавказа охватывались термином «адат» арабского происхождения, означающим «закон предков». В них соединялись христианские и мусульманские религиозно-нравственные нормы и ценности, а также старинные верования. Знание адатов передавалось от отца к сыну, им следовали добровольно и исполняли беспрекословно.

Об адатах Ковалевский М. писал: «Не вызывает более сомнения тот факт, что христианство было некогда распространено на протяжении всего Кавказа... На южный склон кавказского хребта проникло христианство из Армении и Грузии, обращение которых относится к самому началу 4-го века по Рождестве Христовом. Из горцев народностей Западного Кавказа едва ли не первыми приняли христианство сванеты... Что касается до абхазцев и черкесов, то к ним христианство занесено было, по всей вероятности, из Византии через посредство расположенных на восточном берегу Черного моря греческих поселений. В 1637 г. .многие черкесы придерживались еще греческого вероисповедания, но большинство уже приняло магометанство. Следы недавнего еще господства христианства сохранились и в Кабарде... христианство небезызвестно было также и ингушам. До принятия мусульманства чеченцы находились в «крестопоклонстве»» [6, с. 147-152].

Изучение адатов кавказских народов началось сразу после их вхождения в состав Российской империи. Однако сведения, добытые у населения, отличались противоречивостью, что объясняется недоверчивостью народа к российским чиновникам и военным. Так, например, «единственными лицами, кои могли бы представить верную картину быта абхазцев, до удаления из края владетеля, относясь к народу беспристрастно и отрешась для этого от взглядов владетеля и высших сословий, были адъютанты кн. Михаила Шервашидзе; но из них мы не встречаем в литературе ни одного» [1, с. 6].

Семейные обычаи привлекали наибольшее внимание исследователей, так как они характеризуют бытовую сторону народа. Прежде всего, выяснялись, какие существуют степени родства и свойства (т.н. кровное и искусственное родство), условия вступления в брак, обстоятельства, препятствующие заключению брака, процедуры заключения брака, основания и порядок расторжения брака, правовое положение супругов в браке, права и обязанности супругов после расторжения брака, правовой статус иных членов семьи и т.д.

Так, у якутов родство учитывалось только по мужскому колену, т.е. был допустим брак дяди на родной племяннице. Однако, по официальному российскому законодательству подобное было невозможно - такие браки запрещала церковь. Значительную роль у якутов отводилось духовному родству (кумовству). Якуты избегали брачных отношений с кумой (кумом). С кумовьями следовало жить мирно, без ссор.

Иначе данные отношения регулировались у народов Кавказа. Брак у кавказских горцев строго регулировался экзогамными запретами, т.е. запрещались браки

внутри одной фамилии и между лицами из родственных фамилий, происходивших от общего предка. Так, у абхазов брак не мог быть заключен даже между лицами, не являвшимися родственниками, но носивших одну фамилию. По мнению Л. Леви-Брюля: «Иметь одну и ту же кровь - это значит иметь одно и тоже жизненное начало. Все, имеющие одну и ту же кровь, образуют, значит, в известном смысле единое живое существо. Как раз в этом и заключается клановое родство, наиболее тесное и наиболее ясное, превращающее половые сношения между лицами одного клана, происходящими от одного предка, в самоосквернение, в инцест» [7, с. 209]. Вследствие чего, невозможность вступления в брак у абхазов по мотивам родства имело место, как по отцовской, так и по материнской линиям.

Даже предание о том, что данные роды происходят от общего корня, было достаточным основанием для запрещения браков между женщиной и мужчиной из данных родов.

Большое распространение имели законы экзогамии и у других кавказских народов. У мегрелов лица одной фамилии считаются братьями и сестрами, и браки между ними не допускаются. У имеров все члены даже самой многочисленной фамилии считали друг друга родственниками, и браки между ними признавались недопустимыми.

Помимо кровного родства у абхазов, как и у народов Северного Кавказа, основанием для установления родственных отношений могло выступать и так называемое «искусственное» (некровное) родство, например, аталычество, сущность которого состоит в том, что вскоре после рождения ребенок переходит на более или менее долгое время на воспитание в другую семью, а затем возвращается в свою семью.

Осквернение молочного родства через половую связь и брак было тяжким преступлением. Кавказская пословица гласит: «Молоко идет так же далеко, как и кровь», т.е. молочное родство должно соблюдаться в тех же степенях, что и родство по крови. Такие лица не могли заключать брак между собой, так как кормилица то же для них значит, что мать.

Однако, аталычество не порождало у воспитанника имущественные права и права наследования в отношении имущества аталыка.

У некоторых народов, например, у татар, перерезавшая пуповину женщина (аначи) считалась родственницей новорожденного, а через нее и вся ее семья. Поэтому между данными родами браки в 19 веке запрещаются в тех же степенях, что и между родственниками по крови - до седьмой степени включительно.

Сложившееся давно обычное право не всегда учитывало изменяющиеся условия общественной жизни. В связи с чем постоянно возрастала роль суда и судопроизводства.

Формы народного суда на территории Российской империи - сельский суд в русской деревне и схожие с ним, а также суд у горцев. Сельский суд формировался по правилам обычая - из всех членов общины, из соседей, из старосты и наиболее уважаемых членов в составе 2-3 человек. В волостной суд передавались дела, которые сельский не мог разрешить самостоятельно. Так как обычаи не были

закреплены в письменной форме, а содержались в сознании народа, на практике это нередко приводило к злоупотреблениям. Так, Тенишев В.В. пишет: «волостной суд широко руководствуется «местными обычаями», иногда в суде бывает решено дело на основании такого местного обычая, о котором ни сами крестьяне, ни отцы и деды их и не подозревали; такой обычай существует не у крестьян, а в фантазии волостного писаря» [9, с. 35].

Якуты судились в соответствии с местными обычаями в инородной управе по делам о воровстве-краже и воровстве-мошенничестве, не превышающим 30 рублей и совершенным первый или во второй раз. Воровство свыше 30 р. или совершенное в третий и более раз наказывалось по общим законам Российской империи. На территории Якутии русские перенимали быт и правовые обычаи у якутов.

У кавказских народов, например, в Абхазии до второй половины 19 века для разрешения конфликтов существовали народные суды, подразделявшиеся на три независимые инстанции: общинные, окружные и высший владетельский суд (система традиционного судопроизводства). До второй половины XIX века в связи с отсутствием у абхазов письменности, рассмотрение дел в суде производилось в устной форме. Общинный суд занимал первую ступеньку в традиционной судебной системе Абхазии в рассматриваемый период. Принятые им постановления были обязательными для всего населения общины. Судебные процессы, касающиеся удельного округа, рассматривались в пределах исторической территории под председательством его главы. Для решения важных дел, суд собирался в местах, считавшихся у абхазов священными. Высший владетельский суд, рассматривая апелляционные жалобы из нижестоящих судов, а так же уголовные дела, имел особенности в организации. Владетель являлся председателем данного суда, однако заседания вел самый старший и опытный медиатор. Обычное право не дозволяло владетелю единолично выносить приговор. Однако авторитет владетеля мог проявиться в случае разногласия по поводу окончательного приговора. Владетель, согласно обычаю, с учетом мнения всех суде, мог вынести окончательный приговор, который не оспаривался. Если владетель по каким-либо причинам отсутствовал, руководить процессом мог его близкий родственник.

До второй половины XIX века в Абхазии, как пишет В.В. Авидзба, «помимо традиционного суда, бывали случаи, когда конфликт разбирали по законам шариата. Но здесь нужно отметить, что доля мусульманского права в Абхазии была крайне мала, и в основном имела хождение среди высшего сословия, исповедавшего ислам» [2, с. 19].

Роль общины (общества) в рассматриваемый период у кавказских горцев была очень велика. Самым тяжелым наказанием для преступника в рассматриваемый период являлся остракизм, т.е. изгнание или отчуждение преступника из общества. Как правило, остракизм имел две формы проведения. При первой форме - преступника изгоняли из общества навсегда или на определенное время. Он вынужден был искать новое место жительства.

При второй форме - оставляли преступника на прежнем месте жительства,

но отчуждали от общества. Решение об изгнании или отчуждении преступника, когда дело касалось рода, могло исходить от однофамильцев или от отдельной его патронимии. Исключенного из рода однофамильцы могли даже лишить своей фамилии. Изгнанник не мог посещать общественные мероприятия, проводимые данной общиной, но он мог переселиться в другое место жительства и вступить в другую общину. Преступники в таких случаях, как правило, избирали в качестве места жительства отдаленные села, где их никто не знал и не мог сообщить о совершенных ими деяниях, так как новая община могла и не согласиться на прием изгнанника.

В отличие от законодательства, обычаи могли регулировать любые жизненные процессы, происходящие в обществе. Они были понятны народу, не требовали разъяснений, передавались из поколения в поколение, тем самым сохраняя свою ценность, неизменность и самобытность.

В настоящее время роль и значение обычая не стоит недооценивать, он является неотъемлемой частью традиционной культуры некоторых народов РФ, так как в основе формирования многих субъектов РФ находится национальный фактор.

литература:

1. Абхазцы (азега). По поводу сочинения г. Дубровина «Очерк Кавказа и народов его населяющих // ССКГ. - 1872. - № 6.

2. Авидзба В.В. Традиционный суд и судопроизводство абхазов в конце

XVIII - первой половине XIX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Сухум, 2008.

3. Дружинина А.В. Некоторые аспекты становления и развития индивидуально-гражданского типа права и государства в России // Государство и право в XXI веке. - 2015. - № 2.

4. Дружинина А.В. Правовое положение российских подданных в середине

XIX века // Государство и право в XXI веке. - 2015. - № 1.

5. Дружинина А.В. Эволюция юридического статуса подданного Российской империи (1762-1906 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Сочи, 2005.

6. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. - Том 1. - М., 1890.

7. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1937.

8. Пищулина А.Р. Предпосылки расширения политических прав и свобод подданных Российской империи и их отражение в актах конституционного значения 1905-1906 гг. // Государство и право в XXI веке. - 2015. - № 2.

9. Тенишев В.В. Правосудие в русском крестьянском быту. - Брянск, 1907.

10. Цугба М.Э. Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.