Научная статья на тему 'Обычаи как форма выражения правовых основ развития общества'

Обычаи как форма выражения правовых основ развития общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1030
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧАЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ОБЫЧАЙ КАК ЭЛЕМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОБЫЧАЙ / CUSTOM IN SYSTEM OF LEGAL REGULATION / CUSTOM AS AN ELEMENT OF FORMATION OF LEGAL BASES / LEGAL BASES AND CUSTOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Струсь Константин Александрович

Рассматривается эволюция места и роли обычая в системе социальных отношений. Определяется значение обычая как первичной формы в формировании нормативно-правовых основ развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS AS FORM OF EXPRESSION OF LEGAL BASES OF DEVELOPMENT OF SOCIETY

Evolution of a place and custom role in system of the social relations is considered. Value of custom is defined as primary form in formation is standard — legal bases of development of society.

Текст научной работы на тему «Обычаи как форма выражения правовых основ развития общества»

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

• 7universum.com

Электронный научный журнал

Редакционная коллегия

Толстолесова Людмила Анатольевна, председатель редакционной коллегии, д-р экон. наук;

Андреева Любовь Александровна, заместитель председателя редакционной коллегии, канд. юрид. наук;

Дядюн Кристина Владимировна, канд. юрид. наук; Елисеев Дмитрий Викторович, канд. техн. наук; Желнова Кристина Владимировна, канд. экон. наук; Калпинская Ольга Евгеньевна, канд. юрид. наук; Кирьянов Артем Юрьевич, канд. юрид. наук; Леонидова Галина Валентиновна, канд. экон. наук; Щербина Николай Григорьевич, канд. юрид. наук.

Струсь К.А. Обычаи как форма выражения правовых основ развития общества // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2013. № 1 (1) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/94 (дата обращения: 02.12.2013).

Адрес редакции:

127106, г. Москва, Гостиничный проезд, д. 6, корп. 2, офис 213 E-mail: [email protected] www.7universum.com

Учредитель и издатель: ООО «МЦНО»

Свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС77-54432 от 17 июля 2013 г.

© Струсь К. А., 2013 © ООО «МЦНО», 2013

ОБЫЧАИ КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Струсь Константин Александрович

канд. юрид. наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета

(филиала), РФ, г. Пятигорск Email: KonstantinStrus@gmail. com

CUSTOMS AS FORM OF EXPRESSION OF LEGAL BASES OF DEVELOPMENT OF SOCIETY

Strus Konstantin Aleksandrovich

the candidate of jurisprudence, the associate professor, North Caucasian federal

university (branch), Russia, Pyatigorsk Email: KonstantinStrus@gmail. com

АННОТАЦИЯ

Рассматривается эволюция места и роли обычая в системе социальных отношений. Определяется значение обычая как первичной формы в формировании нормативно-правовых основ развития общества.

ABSTRACT

Evolution of a place and custom role in system of the social relations is considered. Value of custom is defined as primary form in formation is standard — legal bases of development of society.

Ключевые слова: Обычай в системе правового регулирования, обычай как элемент становления правовых основ, правовые основы и обычай.

Keywords: Custom in system of legal regulation, custom as an element of formation of legal bases, legal bases and custom.

В упорядочении общественных отношений государство использует правовые средства не изолированно, а наряду с иными (неправовыми) средствами воздействия. Исторически первой формой, в которой можно наблюдать зачатки общепризнанных правил поведения, выступают обычаи. Указанное обстоятельство подчёркивает особое значение обычаев как системы

нормативных регуляторов, обеспечивающих формирование правовых основ общества, которые занимают особое место в системе формирования юридических норм, институтов, во всем многообразии юридических проявлений, связей и опосредствований [3, с. 24; 4, с. 81].

Значение обычаев как правовых основ было отмечено ещё римским юристом Цицероном: «То же, что является неписанным и появляется или по обычаю или в результате соглашений между людьми и как бы со всеобщего одобрения, — это соблюдается столь же строго, как наши права и законы, как бы предписанное естественным правом» [1, с. 21]. Отметил значение обычая юрист Юлиан: «Давний обычай небезосновательно соблюдается как закон, и это является правом, которое называют установленным обычаем. Ибо раз сами законы приняты по повелению народа, полагаю и то, что народ утвердил без письменной формы, обязывает всех; ведь какая разница, выразил ли народ свою волю голосованием или своими делами и поступками» [1, с. 15—16]. В «Очерках философии права» И.В. Михайловский отмечает: «Юридические нормы находятся в готовом виде в глубине народного духа, они проявляются во вне посредством обычаев, фактического их соблюдения» [2, с. 270].

Обычаи представляли собой древнейшую форму нормативного регулирования. Основными терминами, с помощью которых римляне определяли обычное право, были: "consuetudo" и "mos" либо "mores", реже встречается "usus", также "observantia, vetustas и antiquitas".

Римляне выделяли два момента, определяющие возникновение обычно-правовых норм. Первый — внешний, собственно "consuetudo", т. е. однообразное применение нормы в течение длительного времени. Такое применение, как необходимый фактор создания обычного права, признавали и Юлиан, который называл обычное право "moribus et consuetudine inductum" («установленное нравами и обычаем»), и Гермогениан, который называл обычно-правовые нормы "longa consuetudine comprobata" («одобрено долговременным обычаем»), и Ульпиан, который подчёркивал в определении

обычного права (mores) момент длительного применения (tacitus consensus populi longa consuetudine inveteratus), и, наконец, составители юстиниановских институций, которые считали, что "ex non scripto ius venit quod usus comprobavit" [1, с. 272].

Другой, внутренний момент — "consensus". Этому моменту авторы фрагментов, придавали разное значение: одни видели в нём коллективную народную волю (Ульпиан, который отмечал молчаливое согласие народа "tacitus consensus populi"), другие — соединение отдельных воль, которые составляют народ, граждан (Гермогениан, который приравнивал нормы обычного права к молчаливому соглашению граждан "tacita civium conventia"), третьи — неосознанное согласование взглядов или убеждений (Квинтилиан, который называл обычное право убеждением государств или народов "persuasio civitatis aut gentis"). Некоторые отождествляли понятия коллективной народной воли и объединения отдельных граждан (Юлиан, составители юстиниановских институций) [1, с. 273].

Длительное время писаных законов почти не существовало, поскольку неразвитость хозяйственного оборота, всей общественной и государственной жизни позволяла ограничиваться обычным правом. В более поздние периоды издание закона в древности в виде общей нормы представляло большие трудности. Даже Законы XII Таблиц по преимуществу являли собой казуистичную систематизацию обычаев.

Преемственность обычаев в системе общепринятых правил поведения обеспечивалась жрецами-понтификами путём точной передачи установленного порядка и означала постоянное установление соответствия этих правил новым требованиям. Как результат, при необходимости выработать общие правила поведения либо при рассмотрении споров, светские юристы для убедительности своих выводов ссылались на авторитет обычая, если решение, которое они поддерживали, не могло быть выведено из закона.

В большинстве развитых стран мира интенсивное социально-экономическое развитие и совершенствование юридической техники привело

к тому, что обычаи потеряли своё значение и рассматриваются как моральная основа права (jus). Вместе с этим обычное право продолжает играть значительную роль, определяя действующее законодательство, в ряде современных стран Азии, Африки, Океании, Латинской Америки. Полагаясь на то, что обычаи выступают первоисточником в формировании такого явления, как правовые основы, обобщим знания об их роли как нормативного регулятора.

1. Обычаи выступали признанными стандартами поведения, ограничивая произвол и обеспечивая независимость участников правового общения от случайных обстоятельств (применение физической силы, обмана, хитрости), создавая для всех лиц равное положение.

2. В обычаях отражалось повторяющееся, типичное, значимое в повседневном социальном поведении, правильная обязательность следования, в соответствии с представлениями о нормальном, естественном развитии. В представлении римлян, греков естественный порядок вещей распространяется от богов к людям и является обязательным для всего сущего, представляя собой общий закон развития природы в обществе. В этой связи возможность нарушения норм, если они не соответствовали естественному порядку и имели лишь политическое основание, не ставилась под сомнение, поскольку обычаи несли естественную основу в нормативную систему в виде всего не противоречащего здравому смыслу и в целом полезного для социального развития.

3. Обычаи несли в себе внутренний, психологический момент, выраженный в виде воли и согласия с определённым видом общих правил поведения. Глоссаторы и постглоссаторы понимали этот внутренний момент — "consensus" римских источников — как общую волю всего народа, проявленную молчаливым согласием граждан. Эта воля должна быть направлена на то, чтобы придать использованному утверждению юридическую силу в будущем.

4. Обычаи представляются как форма выражения воли населения. В качестве внешнего проявления воли признаётся сохранение и передача обычаев из поколения в поколение и фактическое применение обычая. Придание юридической силы обычаю санкционируется не причинением препятствия со стороны народа в его применении государством. Последнее обстоятельство выступило основой для представления государственной воли как выразителя воли всего населения, поскольку объясняло переход власти от народа к государству путём санкционирования воли населения, молчаливым подтверждением, устанавливаемых государством правил поведения.

Следующей самостоятельной формой правообразования древности выступала деятельность юристов, которая была представлена оказанием помощи в применении действующих норм права. Работы римских юристов в течение многих веков являли собой неразрывную связь науки и практики. Они создавали право на почве разрешения различных казусов, с которыми приходили к ним граждане и представители государственной власти, полагаясь на собственное представление о справедливости.

В эпоху принципата доктринальный характер деятельности юристов получил формальное признание. Начиная с правления императора Августа принцепсы стали предоставлять отдельным юристам особое право давать официальные консультации (jus publice respondi) [1, с. 24—25]. С этого времени юрисконсульты по преимуществу стали называться «творцами» права (iuris auctores) в отличие от «старых» (veteres) юристов до императорского времени. Применённые к конкретному спору заключения юристов оказывали влияние на судьбу других аналогичных споров, что придавало их решениям нормативное значение. Кроме этого, юристами вырабатывались общие принципы права, которые ложились в основу законов, эдиктов, комментаторской и дидактической работы.

На основе анализа дошедших до нас трудов юристов [5, с. 183] можно заключить, что деятельность последних была направлена на:

1. применение права, существующего рабовладельческого строя, в разрешении возникающих житейских вопросов;

2. выработку новых правовых форм, инструментов, обеспечивающих потребности элиты в развивающейся экономической жизни.

В заключение можно отметить, что деятельность юристов являла собой систему официально выраженных представлений о механизмах конструирования и применения юридических норм для разрешения жизненных потребностей существующего строя. Особенность конструирования последних состоит в опоре на собственное представление юристов о социальных ценностях. Значение работы юристов (la doctrine, die Rechtslehre) усиливается тогда, когда призванное урегулировать общественные отношения право находится в стадии становления и весьма неопределенно или же когда вообще отсутствуют те или иные востребованные самой жизнью нормы и институты права.

Изучая содержание решений, принимаемых юристами по возникающим спорам, можно заметить их эволюционирование в форму правовой доктрины, которая в течение длительного времени выступает основным источником права в романо-германской правовой семье. Осмысление сложившейся правовой доктрины в университетах в период XIII—XIX вв. позволило сформулировать основные принципы права. После победы идей демократии и кодификации первенство доктрины сменилось первенством правовых актов, определяющих по настоящее время содержание правовых основ.

Список литературы:

1. Кудинов О.А. Римское право. Курс лекций: учебное пособие для вузов. —

М.: Издательство «Экзамен», 2007.

2. Михайловский И.В. Очерки философии права. — Томск. — Т. 1. — 1914. —

С.270.

3. Струсь К. А. Понятие и признаки правовых основ // Современное право. — 2012. — № 3.

4. Струсь К.А. Категория «правовые основы»: переход от абстрактного к конкретному / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. — 2011. — № 3.

5. Ош. III. 183.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Электронный научный журнал

№ 1 (1) Ноябрь 2013 г.

Свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС77-54432 от 17 июля 2013 г.

Издательство «МЦНО» 127106, г. Москва, Гостиничный проезд, д. 6, корп. 2, офис 213

E-mail: [email protected] www.7universum.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.